В Риме Монтини поступил сразу в 2 ун-та: на философский фак-т папского Григорианского университета и, имея особое разрешение от епископа, на гуманитарный фак-т рим. ун-та Сапиенца. В кон. 1921 г. по протекции друга семьи он был представлен субституту Гос. секретариата монсеньору Джузеппе Пиццардо, к-рый предложил юноше продолжить учебу в Папской академии церковной знати, готовящей дипломатические кадры. 20 нояб. 1921 г. Монтини был официально зачислен в академию; изучал там дипломатию, право и церковную историю. В 1922 г. он успешно сдал выпускные экзамены в Григорианском ун-те и в ун-те Сапиенца. 9 дек. того же года в Миланской ДС защитил диссертацию по каноническому праву. В мае 1923 г. был назначен в нунциатуру в Варшаве, в июне 1923 г. прибыл туда в должности атташе. Однако дипломатическая служба в Польше оказалась для него короткой: по просьбе отца, опасавшегося, что местный климат неблагоприятно скажется на его здоровье, ему было разрешено вернуться (2 окт. 1923). В дек. 1923 г. благодаря покровительству Пиццардо Монтини был назначен духовником (assistente ecclesiastico) рим. отд-ния Итальянской университетской католич. федерации; он совмещал эту деятельность с учебой в Папской академии церковной знати. В следующем году он получил должность в Римской курии: 24 окт. 1924 г. приступил к исполнению обязанностей сопроводителя (addetto) в Гос. секретариате. 9 апр. 1925 г. занял пост минутанта во 2-м отделе Гос. секретариата (отдел возглавлял покровительствовавший ему Пиццардо). Активной работой среди студентов Монтини привлек к себе внимание папы Римского Пия XI (1922-1939). В окт. 1925 г. папа назначил его духовником всей Итальянской университетской католич. федерации и поставил перед ним задачу максимально деполитизировать эту организацию, разорвать ее связь с Итальянской народной партией, оппозиционной режиму Б. Муссолини. 19 окт. 1925 г. Пий XI пожаловал Монтини титул сверхштатного тайного камергера. Сформулированная папой политическая задача была непростой, т. к. члены Итальянской университетской католич. федерации находились в конфронтации с режимом Муссолини, среди студентов-католиков наблюдалось недовольство политикой Папского престола, нацеленной на соглашение с фашистским правительством Италии. Свою задачу Монтини видел в том, чтобы переключить внимание молодых католиков на углубление личного благочестия, максимально вывести их из сферы политики, что позволило бы, с одной стороны, облегчить переговоры Папского престола с итал. правительством, а с др. стороны, развивать внутренний потенциал молодежного католич. движения. Требование деполитизации касалось и сторонников режима Муссолини: членам Итальянской университетской католической федерации запрещалось состоять в профашистских студенческих союзах. Демократический стиль работы Монтини вызывал недовольство не только фашистских властей, но и ряда церковных иерархов, что привело к его отставке с занимаемой в федерации должности (12 марта 1933).

http://pravenc.ru/text/2578533.html

1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с Екатеринославским архиеп. Агапитом (Вишневским) была сформирована т. н. Украинская высшая освященная церковная рада. В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием в 1921 г. самосвятской Украинской автокефальной правосл. церкви, В. твердо придерживался принципа канонической верности укр. епархий Патриарху св. Тихону. 14 июля 1921 г. вместе с др. правосл. архиереями В. подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины. 18 авг. 1921 г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиеп. Михаилом (Ермаковым) В. подписал Обращение Собора епископов Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого В. Липковским . В. был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их прекратить антицерковную деятельность. Так, 26 февр. 1920 г. он присутствовал на литургии в трапезном храме Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на укр. языке приверженцами Липковского, затем отслужил панихиду по Т. Г. Шевченко. На лжесоборе 1921 г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы Липковского приходили к В. и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил. В ночь со среды на четверг на Страстной седмице 1923 г. как архиерей, не признавший ни самосвятской Украинской церкви, ни обновленческого ВЦУ (см. Обновленчество ), В. был арестован вместе с архиеп. Михаилом и еп. Димитрием. Содержался в Бутырской тюрьме в Москве. 12 апр. 1924 г. Патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении. В. был приговорен к ссылке, с мая 1923 по авг. 1924 г. находился в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По окончании ссылки вернулся в Киев, был назначен епископом Прилукским.

http://pravenc.ru/text/150699.html

С 1919 г. К. находился в Крыму, его дважды могли расстрелять - белые и махновцы. В 1921 г. при содействии А. В. Луначарского К. поселился в Москве в писательском «доме Герцена» (Тверской бул., 25); его соседом был О. Э. Мандельштам, с к-рым у К. установились дружеские отношения. С 1922 г. К. работал в редакции ж. «Красная новь» и изд-ве «Круг». В окт. 1923 г. он вместе с Орешиным, Есениным, А. П. Чапыгиным, Клюевым, П. А. Радимовым, П. И. Карповым, А. Ширяевцем, И. М. Касаткиным подписал письмо в ЦК РКП(б) с просьбой о предоставлении крестьянским писателям права создать свою редакцию при Госиздате (инициатива не была поддержана). В нояб. 1923 г. К., Есенин, Орешин и А. А. Ганин, обвиненные в газ. «Рабочая Москва» и «Рабочей газете» в антисемитизме, потребовали от Центрального бюро секции работников печати при профсоюзе работников просвещения общественного суда. Товарищеский суд, рассмотрев «дело четырех поэтов», признал выдвинутые против них обвинения в антисемитизме несостоятельными, но вынес им порицание за антиобщественное поведение. В 1923 г. вышли в свет поэтические сборники К. «Гость чудесный» и «Домашние песни». В его лирике нач. 20-х гг. актуализируется тема суровой крестьянской жизни, описывается хуторской быт, содержатся размышления о «насущном»: «Звезда - в окне, в углу - лампада,/И в колыбели - синий свет» ( Клычков С. Собр. соч. 2000. Т. 1. С. 130). Для творчества К. было характерно, что в советской нови человек не отказывается от религ. ценностей: «И лики темные с божниц/Глядят в углу задумчиво и строго…» (Там же. С. 155), «Спаса древнего оклад» охраняет крестьянский «мир и лад» (Там же. С. 251). Среди деятелей «пролетарской» лит-ры К. воспринимался как «попутчик», его творчество расценивалось как не соответствующее задачам дня. В дневниковых записях Д. А. Фурманова от 18 нояб. 1923 г. о стихах К. говорится: «Там стихи о лампадках, троеручицах и прочей благодати. Написаны часто великолепно, но по содержанию и настроениям совсем нам чужие» ( Фурманов Д. Собр. соч.: В 4 т. М., 1961. Т. 4. С. 335). В напечатанной с пометой «В порядке полемики» статье «Лысая гора» (Красная новь. М., 1923. 5. С. 385-394; ранее она публиковалась в «Новостях» за 30 окт. 1922 под названием «Утверждение простоты») К. полемизировал со статьей Н. Н. Асеева «Письма о поэзии» (Красная новь. 1922. 3. С. 248-253), отстаивая принципы простоты и ясности в поэтике, писал об эфемерности формалистических исканий. В марте 1924 г. во время доклада А. Белого он пишет ему записку: «что важнее сейчас: жизнь или искусство? что гибнет сейчас: жизнь (старая, новая или даже, может быть, уже заранее будущая) или искусство, что нужно спасать: себя, жизнь или искусство?» (РГАЛИ. Ф. 53. Оп. 4. Ед. хр. 11. Л. 1). В 1924 г. К. выступил против групповщины и проработничества в лит-ре, подписав вместе с Есениным, М. М. Пришвиным, В. И. Инбер, М. М. Зощенко, Н. С. Тихоновым, А. Н. Толстым и др. коллективное письмо в ЦК РКП(б).

http://pravenc.ru/text/1841524.html

Ректор коротко ответил благодарностью и сказал, что это обращение его обязывает еще больше, но в нем он видит и поддержку в работе . 1 апреля 1922 г. институт и пастырское училище в очередной раз были зарегистрированы в Отделе управления Петргубисполкома. Второй учебный год института закончился в апреле 1922 г. На третий курс были переведены 23 студента, на 1-й курс вновь приняли около 30 человек . Корпорация института к маю 1922 г. насчитывала уже порядка 30 человек профессоров и преподавателей и вела большую церковно-просветительную деятельность, в том числе и вне стен института: организовывались кружки (литургический, библейский, пастырский, законоучительский и др.). Постепенно вокруг института обьединялось все больше приходов. Профессура и студенты регулярно устраивали публичные богословские лекции уже не только в институте и в храмах, но и в гражданских учреждениях. В подготовительный к открытию период смета расходов на содержание института составляла мизерную сумму: 544 тыс. рублей на 9 месяцев (без училища) . После объединения учреждений, 13 августа 1920 г. протоиерей Н. К. Чуков с И. П. Щербовым составили смету на следующий год: 3 290 тыс. рублей на институт и 1 100 тыс. рублей на училище. Приходы активно проводили сборы, много жертвовали храмы: с мая по сентябрь 1921 г. Троицкий собор лавры собрал 1 115 468 рублей, а Преображенский собор Петрограда – 2 218 136 рублей. 8 июля 1921 г. протоиерей Л. Богоявленский передал наставникам института 1 млн рублей от свечного завода, игуменья Ангелина пожертвовала 60 тыс. рублей. Были и другие пожертвования, и смета увеличилась . С 1 января по 1 мая 1921 г. она составила 2 195 440 рублей на институт и 548 тыс. рублей на училище, а с 1 мая по 1 сентября – соответственно 6 080 50 и 2 227 тыс. рублей; с 1 сентября 1921 г. по 1 января 1922 г. – 8 405 тыс. и 2 610 500 рублей. Институт имел два фонда: вспомоществования наставникам, который с 1 сентября 1921 г. по 1 января 1922 г. составлял 309 тыс. рублей для обоих учреждений, и вспомоществования слушателям – на те же месяцы для обоих учреждений – 719 тыс.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

протопресвитер Василий Виноградов (23.03.1885–24.10.1968) Гомилетика История Древней Церкви История Русской Православной Церкви Литургика Пастырское богословие Слова протопресвитер Василий Виноградов Священнослужитель Русской Православной Церкви за границей, богослов, публицист. Биография Родился в Можайске в семье священника городской Вознесенской церкви. В 1899 году закончил Звенигородское духовное училище, в 1905 году - Вифанскую духовную семинарию, а в 1909 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1909 по 1910 годы – профессорский стипендиат Московской академии. С 1910 по 1928 год преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие как доцент, экстраординарный профессор, а с 1923 года - профессор. В 1914 году получил степень магистра богословия. В академии был известен своими прогрессивными взглядами и симпатией к студентам, за что ректором епископом Феодором (Поздеевским) был переведён в 1916 году в Московскую духовную семинарию, а в 1917 году по решению Совета академии вместе с другими прогрессивно настроенными её членами был восстановлен в её рядах. Сотрудник журнала " Христианин " , с 1914 года - его ответственный редактор. Член епархиального совета Москвы с 1918 по 1922 год. В 1921 - 1922 годах был арестован и находился в заключении в концлагере, в Архангельской губернии. 3 февраля 1922 года был рукоположен в сан священника святителем патриархом Тихоном в Москве. Занимал ряд ответственных должностей при патриархе, а с 1922 года был председателем Московского епархиального совета. В мае 1922 года был арестован одновременно со святителем Тихоном, о последнем периоде жизни которого написал впоследствии воспоминания. Был заключен во Владимирскую тюрьму, а затем освобождён в декабре того же года. С 1923 года вернулся к служению. Продолжил преподавать в академии вплоть до её закрытия и во время её тайного существования. С 1923 по 1928 год служил настоятелем Московской Тихвинской церкви в Сущеве, а с 1928 по 1930 - одним из священников там же. Также, с 1923 по 1924 год вновь состоял председателем Московского епархиального совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Тем временем, с начала XX века Константинопольский патриарх стал стремиться восполнить свои потери посредством распространения своего влияния на области мира где не было устоявшейся православной иерархии и на страны с неправославными правительствами. Идеей выдвинутой в поддержку этого курса стало истолкование 28-го правила IV Вселенского Собора в смысле главенства над всеми " варварскими землями, " - т.е. над всей землей вне пределов формально закрепленных за одной из поместных Православных Церквей. Ключевой фигурой в этом новом направлении деятельности Патриархата стал Мелетий (Метаксакис) , один из виднейших деятелей греческой церковной элиты начала века и Константинопольский патриарх в 1921 - 1923 годах. Вехами этого расширения Патриархата стали организация Американской архиепископии ; учреждение Фиатирского экзархата для Западной и Центральной Европы (5 апреля 1922 ); поставление Савватия (Врабеца) архиепископом Пражским и всея Чехословакии (4 марта 1923 ); принятие Финской епархии на началах автономии (9 июня 1923 ); принятие Эстонской Церкви таким же образом (23 августа 1923 ); основание Венгерской и Центрально-Европейской митрополии (15 апреля 1924 ); объявление автокефалии " под надзором Вселенского Патриархата " для Польской Церкви (13 ноября 1924 ); учреждение Австралийской кафедры в Синдее ( 1924 ); принятие русской архиепископии Западной Европы (17 февраля 1931 ); принятие Латвийской Церкви (март 1936 ); рукоположение епископа Феодора-Богдана (Шпилко) для украинцев в Северной Америке (28 февраля 1937 ); включение Индии в ведение Австралийского архиепископа ( 1938 ) . Стремления Константинопольского престола с 1920-х годов доходили до претензий на Украину , ввиду отказа признать каноничность присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату . Все эти действия были произведены односторонне и во многих случаях представляли попытку отторжения частей в первую очередь Русской , а также Сербской Церквей. Хотя реальная роль Константинопольской Церкви в ее подразделениях в диаспоре оставалось во многом номинальной, в результате действий 1920-1930 года ее ведение распространилась на огромные пространства. Однако, в рассеянии под омофор Константинопольского патриарха в основном вошли лишь эмигранты греческого происхождения. Последовавшее затем развитие параллельных православных иерархий разных поместных Церквей в " диаспоре " стало одной из существенных проблем Православной Церкви XX века.

http://drevo-info.ru/articles/6.html

а) Народного Образования, б) Юстиции, в) Земледелия, г) Рабоче-Крестьянской Инспекции, д) Отдела Управления, е) Н. К. Продовольствия. Примечание. Отдельным комиссариатам предоставляется право распространить на подведомственные им учреждения в целом или частично ограничения п. 2. 4) Во всех тех случаях, когда предоставление до издания настоящего постановления служителям религиозного культа должности нарушает настоящее постановление, руководители учреждения обязаны в 2-хнедельный срок принять меры к приведению работы указанных лиц в соответствия с настоящим постановлением. (21/I – 1921 г. «Изв. ВЦИК> 2/II – 1921 г., 22). 10) Относительно совместимости труда не в виде промысла служителей культа, но состоящих в материальной зависимости от культовых организаций со службой в государственных учреждениях Отдел Культов и Обще-Консультационный сообщает: Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях (С. У. 1922 г. 1, ст. 8) не отменяется декрет СНК от 13/I – 21 г. «о порядке предоставления работы служителям религиозных культов» (С. У. 1921 г. 8, ст. 56). А так как согласно данному декрету Управления учета и распределения рабочей силы (в настоящее время Биржи Труда) могут посылать на работу лиц, находящихся в материальной или служебной зависимости от организаций религиозного культа во все учреждения РСФСР исключая Народного Образования, Юстиции, Земледелия, Рабкрина, Отдела Управления НКВД и Наркомпрода, то Обще-Консультационный II/отдел НКЮ не видит препятствий для совместительства культового служения со службою в государственных учреждениях и предприятиях в пределах, установленных вышеупомянутым декретом СНК от 13/1–21 г. (28/Ш, 175; ОКО 3/IV – 23, 322/3). 11) Циркуляр Наркомтруда от 1923 года. Во исполнение постановления СНК от 21 декабря 1922 г, (Собр. Узакон. 1923 г., 1) Наркомтруд объявляет, что совместительством в смысле временных правил о службе в государственных учреждениях и предприятиях не считается: 1) Работа педагогическая, научно-техническая в специальных научно-технических советах и по отдельным заданиям, культурно-просветительная, лекционная, литературная (сотрудничество, редакторство и т. п.), артистичсская и медицинская (практика).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялось выездное занятие семинара церковных библиотекарей 23 декабря 2008 г. 16:43 20 декабря в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии по благословению ректора епископа Гатчинского Амвросия состоялось выездное занятие семинара церковных библиотекарей на тему: «Систематизация изданий». В работе семинара приняли участие около 25 приходских библиотекарей и 2 представителя Российской национальной библиотеки (РНБ). От Санкт-Петербургской духовной академии преподаватель Карпук Д.А. произнес вступительное слово, в котором кратко остановился на давних и добрых отношениях духовной академии и национальной библиотеки: «Дружественные связи духовной академии и публичной библиотеки берут начало своей истории с самого учреждения последней в 1814 г. Еще первый директор библиотеки Алексей Николаевич Оленин был в дружественных отношениях с ректором академии архимандритом Филаретом (Дроздовым), будущим святителем митрополитом Московским. И с тех пор отношения нисколько не ослабевали. Более того, например, директор Императорской Публичной библиотеки, ординарный академик Императорской Академии наук Бычков Афанасий Феодорович (1818-1899), был даже избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. После революционных событий 1917 г., многие профессора и преподаватели СПбДА нашли себе прибежище в публичной библиотеке, где и продолжили свою научную и исследовательскую деятельность. Это Александр Иванович Бриллиантов (1921-1930 гг.), Платон Николаевич Жукович (1919 г.), Иван Павлович Соколов (1919-1921 гг.), Борис Васильевич Титлинов (1926-1928), Иван Гаврилович Троицкий (1920-1928 гг.), Александр Александрович Бронзов (15 ноября 1919 — 28 марта 1923), Николай Никанорович Глубоковский (15 марта 1919 — 1 сентября 1921), Иван Алексеевич Карабинов (15 ноября 1919 — 15 ноября 1921) и др. Особо надо отметить, что благодаря деятельности многих сотрудников РНБ были спасены от полной гибели архивы и библиотеки Петроградской духовной академии и семинарии, Александро-Невской лавры».

http://patriarchia.ru/db/text/513925.htm...

Малый Совнарком РСФСР постановил оставить жалобу Патриарха без При этом Калинин предложил Патриарху в поисках справедливости обращаться в советский суд: «Если Вы считаете, что упомянутые в Вашем заявлении должностные лица являются нарушителями декретов Советской власти по вопросам отделения церкви от государства, то Вам предоставляется право как всякому гражданину Советской республики, привлечь в общем порядке к судебной ответственности, независимо от служебного положения тех, незаконные действия коих Вами могут быть Показательно и симптоматично, что в тексте служебной характеристики М. В. Галкина от 19 января 1921 г., отложившейся в его личном деле, нарком юстиции РСФСР Д. И. счел возможным (и необходимым) после слов «Незаменим для работы в области проведения декрета отделения церкви от государства», сделать помету: «Требует В годы Гражданской войны Галкин наряду с исполнением своих основных обязанностей по VIII отделу Наркомюста занимался антирелигиозной агитацией по партийной линии. С 1 июня 1919 г. и по 1 января 1920 г. он исполнял обязанности «политинспектора» Политического управления Революционного военного совета С 1919 по 1923 г. входил в состав так называемой антирелигиозной тройки при Московском комитете (МК) РКП(б) («лектор-пропагандист по религиозному Состоял непременным членом Комиссии (и рабочего ядра Комиссии) «по ведению антирелигиозной пропаганды» при МК РКП(б) (по сведениям на июль 1921 Кроме того, активно использовались организаторские и литературные способности Галкина как журналиста. С конца 1918 по 1922 г. он исполнял обязанности (по другим сведениям — «заведущего а с января 1919 г. помощника заведующего журнала «Революция и (см. публикацию, документ 15). С сентября 1920 г. (по другим сведениям, с ноября 1920 и, по меньшей мере, до начала декабря 1921 г. Галкин был членом и секретарем «Антирелигиозной коллегии при В конце 1921 г. Орбюро ЦК РКП(б) освободило его от текущей работы на полгода, до 1 мая 1922 г., предоставив ему свободное время для научных Однако в условиях начавшегося в стране голода Галкина привлекли (не позднее января 1922 к работе «Комиссии по учету и сосредоточению которую возглавлял Л.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Деятельность советской власти и идеологическая экспансия большевизма, гонения на религию вкупе с обстоятельствами всеобщей разрухи способствовали все более усугубляющемуся конфликту Б. с пореволюционной действительностью; с 1919 г. он предпринимает ряд попыток выехать за границу. В Духов день, 20 июня 1921 г., начинает писать поэму «Первое свидание» - реквием по своей молодости, по гибнущей России и рус. культуре. В сент. 1921 г. Б. получил разрешение на выезд, 20 окт. отбыл в Берлин. 2 года, проведенных в Германии, прошли для него под знаком глубокого внутреннего кризиса, вызванного разрывом с А. Тургеневой и определенной девальвацией антропософских воззрений. Ходасевич считал, что значение антропософского движения и личности Штайнера Б. явно преувеличивал, он ехал за границу, чтобы найти поддержку у братьев антропософов и их вождя, но оказалось, что до России им дела нет (Там же. С. 60). Переживания той поры отразились в кн. стихов «После разлуки: Берлинский песенник» (Пг.; Берлин, 1922), в к-рой Б., выявляя мелодическую основу поэтического текста, провозгласил «школу мелодизма». Б. утверждал, что каждый поэт призван быть композитором, а стихи следует исполнять в сопровождении различных муз. инструментов; стихи в этом сборнике имели пояснения: для скрипки, для валторны, для виолончели и т. д. Мелодизм стал отправной точкой в работе Б. над кн. «Зовы времен» (1931; опубл. впервые Дж. Малмстадом в изд.: Белый А. Стихотворения. Münch., 1982. Т. 2), к-рая в большей части состоит из существенно переработанных стихотворений 1900-х гг. В дек. 1921 г. Б. организовал в Берлине при изд-ве «Геликон» ж. «Эпопея»; значительную часть объема 4 номеров «Эпопеи» (1922-1923) заняли его «Воспоминания о Блоке». Впосл. Б. переработал их и использовал в кн. «Начало века». В Берлине Б. колебался между убежденными противниками большевистской власти, с одной стороны, и сменовеховцами и просоветскими кругами, с др. В статьях «Культура в современной России» (Новая русская книга. Берлин, 1922. 1), «О Духе России и «духе» в России» (Голос России. Берлин, 1921. 5 марта), констатируя гибель жизненных устоев, деморализацию, распад быта в советской России, Б. все же выражал надежду на воскрешающую силу неистребимого духовного творчества.

http://pravenc.ru/text/77962.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010