В конце августа 1921 г. уполномоченный СНК РСФСР по валютным операциям в письме наркому внешней торговли РСФСР Л.Б. Красину проинформировал о готовности АРА выступить посредником в закупке излишков зерна за границей и предлагал использовать это обстоятельство для прорыва «золотой блокады» и «доступа к американским банкам для реализации нашего золота». В Советской России представители АРА работали с 28 сентября 1921 г. по 1 июня 1923 г. Помощь АРА стала поступать уже в сентябре 1921 г. Менее чем через месяц после подписания соглашения, признавая то, что АРА приступила к фактическому выполнению принятых на себя обязательств по оказанию помощи голодающим детям Поволжья, ВЦИК издал Декрет, подписанный председателем ВЦИК РСФСР М.И. Калининым и секретарем ВЦИК А.С. Енукидзе, обязательный для исполнения всеми наркоматами, реввоенсоветом республики и губернскими исполкомами. Необходимость издания этого документа была вызвана существовавшей системой проволочек и бюрократических процедур, которые неблагоприятно отражались на авторитете советской власти. ВЦИК обязал все учреждения и ведомства рассматривать ходатайства АРА в течение 48 часов, свести до минимума существующие формальности, взять на контроль каждый случай отказа по ходатайствам АРА. В организациях АРА было задействовано 300 сотрудников, приехавших из Америки, и около 10 тыс. советских граждан, набиравшихся американцами по своему усмотрению. Центральное правление АРА находилось в Москве; уполномоченные АРА работали в 37 губерниях, пострадавших от неурожая и голода. По соглашению с АРА советское правительство принимало на себя следующие обязательства: прибывающие из-за границы грузы бесплатно перевозились по всей территории Советской России. Советское правительство выплачивало жалование служащим АРА, бесплатно предоставляло помещения для жилья иностранным подданным. Помещения снабжались мебелью и оборудованием, отоплением, освещением, коммунальными услугами. Кроме того, бесплатно предоставлялись склады с оборудованием, транспортными средствами, гаражами, горючим для привезенных из Америки автомобилей; также бесплатно разгружались маршрутные поезда, предоставлялись для поездки салон-вагоны, оплачивались почтово-телеграфные расходы. На все расходы по обеспечению деятельности АРА советским правительством было затрачено около 14.4 млн. рублей золотом. См.: http://amstd.spb.ru/1920s/mak.htm

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Все они представляли необычайно ценный материал по истории Москвы. Николай Александрович служил Москве и своим участием в городском общественном управлении, где был одним из активных гласных. Характерно было, в особенности для того времени, то, что он старался найти среди культурных элементов купечества лиц, подходивших для участия в городской думе. Л.Л. Катуар, впоследствии много поработавший для г. Москвы, рассказывал, что именно Найдёнов убедил его войти в состав гласных Московской думы. Он подчеркивал, что его убедил аргумент, приведённый Найдёновым: если городовое положение с его высоким избирательным цензом возлагает на купечество, в котором почти все были домовладельцами, ответственность за руководство городским хозяйством, прямой долг всех грамотных представителей этого сословия принять непосредственное участие. «Ведь наш город - это Москва, первопрестольная столица», - прибавил Найдёнов. И Катуар свидетельствовал, что он был далеко не единственным, кого привлёк к управлению городской жизнью неутомимый Николай Александрович. Современник писал: «Значение и авторитет Н.А. Найдёнова в Москве были очень велики. Маленький, живой, огненный... он делал своё купеческое ремесло, и хорошо делал, но главное его занятие было общественное служение... Жило в нём большое московское купеческое самосознание, но без классового эгоизма. Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории, традициям, быту». Знаменитым стал и внук Ольги Александровны Найдёновой Михаил Владимирович Алпатов (1902-1986), историк искусств, специалист по искусству русского и западноевропейского средневековья и нового времени, художественный критик, педагог, профессор, общественный деятель. Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919-1921). В 1921-1923 гг. заведовал отделом репродукций в Музее изобразительных искусств; в 1921-1932 гг. был научным сотрудником Института археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939).

http://sobory.ru/article/?object=19928

Во время голода 1921-1922 гг. в Советской России помощь голодающим оказывали неск. орг-ций брит. и амер. К.: «Международная помощь друзей» была одной из первых орг-ций, прибывших в Поволжье. «Комитет служения американских друзей» также включился в эту программу помощи голодающим, но, будучи частью амер. организации по оказанию гуманитарной помощи, они должны были работать независимо от квакерского Лондонского ежегодного собрания. Штаб-квартира амер. К. в 20-х гг. ХХ в. находилась в Сорочинске. В окт. 1921 г. группа амер. К. достигла тех мест, к-рые они позже назвали «безлюдными пределами смерти»; к концу года они уже кормили 50 тыс. чел. ежедневно (до апр. 1923). Продовольствие прибывало неск. раз в неделю по Ташкентской железной дороге из Лондона (2 месяца в пути) или из Америки (5 месяцев в пути) (подробнее об этом периоде работы К. см. McFadden, Nikitin. 2000). В 1921-1931 гг. в Москве существовал международный офис К., к-рый координировал их работу в СССР. В дальнейшем российско-квакерские отношения свелись к единичным контактам отдельных энтузиастов, стремившихся в Россию для продолжения миссии помощи (инженер А. Уотс, амер. доктор Г. Тимбрес и его жена Ребекка). Были в России и немногочисленные рус. К., хотя свидетельств об их деятельности сохранилось мало. Э. Бернштейн участвовал в еженедельных богослужениях маленькой группы К., поддерживая регулярные контакты с О. К. Толстой, невесткой писателя, к-рая была членом РОД. Группа эта исчезла в 30-х гг. XX в. В 1949 г. «Комитет служения американских друзей» выпустил буклет «Соединенные Штаты и Советский Союз», свидетельствующий об интересе к СССР со стороны К. В 1950 г. брит. К. создали «Комитет восточно-западных отношений». В 1951 г. Лондонское годовое собрание отправило 7 брит. К. в Россию с визитом доброй воли. В 1955 г. СССР посетили 6 амер. К. из «Комитета служения американских друзей». После второй мировой войны «Восточно-западный комитет британских друзей» и «Комитет служения американских друзей» предпринимали неоднократные попытки расширить дружеские связи с СССР для смягчения напряженных отношений в период «холодной войны». Нек-рый прогресс в этом направлении был достигнут в период, когда 1-м секретарем ЦК КПСС был Н. С. Хрущёв (1953-1964). Так, в 1960 г. в Ленинграде прошел 1-й семинар, организованный совместно «Комитетом служения американских друзей» и советским «Комитетом молодежных организаций». Советско-брит. отношения рассматривались на заседаниях «Квакерского комитета служения миру» и «Восточно-западного комитета британских квакеров». В 1964 г. на годовом собрании К. Великобритании У. Бартон прочитал лекцию «Моральный вызов коммунизма», где среди прочих тезисов нашли отражение усилия К. отыскать позитивные моменты в налаживании добрососедских отношений с СССР.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

В результате в Чехословакию перебрались Н. О. Лосский, П. Б. Струве, Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский, А. А. Кизеветтер, В. В. Зеньковский и многие другие известные ученые. В начале 1923 года профессор Новгородцев пригласил в Прагу и протоиерея Сергия Булгакова. К началу марта отец Сергий получил разрешение на въезд в Чехословакию. Поскольку предполагалось, что он будет преподавать в Праге богословские дисциплины, решено было испросить на это благословение у митрополита Евлогия (Георгиевского), который еще весной 1921 года был назначен управляющим русскими православными храмами в Европе. 6 марта 1923 года профессор Новгородцев писал митрополиту: " Русский юридический факультет испрашивает Вашего благословения на поручение преподавать Богословие о. протоиерею С. Н. Булгакову, который уже получил визу в Прагу и профессорскую стипендию, так что и материально он будет вполне обеспечен " . 10 марта митрополит Евлогий наложил на письме следующую резолюцию: " Бог благословит прот. С. Н. Булгакову преподавать богословие на юридическом русском факультете Пражского Университета " . Отец Сергий прибыл в Прагу к началу мая . Сразу же после этого профессор Новгородцев направил еще одно письмо владыке Евлогию. Здесь он просил позволения для протоиерея Сергия кроме чтения лекций совершать еще и богослужения: " Мы хотели бы устроить служение прот. С. Н. Булгакова, а также и его проповеди и церковные поучения для студентов в Праге и Пшибраме (в двух часах от Праги) " . 9 мая митрополит Евлогий наложил на этом письме следующую резолюцию: " Прот. Сергий Булгаков приписывается к Пражской церкви с поручением ему совершать богослужения и вести дело религиозного руководства студентов в Праге и Пшибраме " . 15 мая епископу Сергию (Королеву), тогда еще исполняющему обязанности настоятеля русского прихода в Праге был направлен указ о состоявшемся назначении протоиерея Сергия . После получения этого указа в Праге П. И. Новгородцев направил митрополиту Евлогию благодарственное письмо, в котором, между прочим, сообщал о деятельности отца Сергия следующее: " Он уже начал свое служение и действует на молодежь, увлекая ее необыкновенно к общей молитве...

http://pravoslavie.ru/5240.html

26 августа 1918 года в Читу вступили части Временного Сибирского правительства, а через несколько дней войска японского императорской армии и Особого Маньчжурского отряда под командованием атамана Г.М. Семенова. В результате в городе установилась Забайкальская белая государственность. 22 октября 1920 года в город вошли части Амурского фронта Дальневосточной республики (ДВР) , до 1922 года Чита являлась столицей республики. В 1921 году открыто первое в регионе высшее учебное заведение Государственный институт народного образования (в 1923 году переведен во Владивосток). В годы советской власти В 1923 - 1926 годах Чита - центр Забайкальской губернии Дальневосточного края, в 1926 - 1930 годы - окружной город Дальневосточного края, в апреле - декабре 1934 - центр Читинской области в составе Восточно-Сибирского края, с 1937 года - центр Читинской области. Начиная с 1923 года большинство улиц в центре города были названы именами революционеров, участников Гражданской войны, советских и партийных деятелей. Переименовывались также площади Атаманская, ставшая площадью Свободы, Новособорная - Ленина, парк Жуковского назван парком Профсоюзов, позже парком окружного Дома Красной Армии. С 1920-х годов начались репрессии против старой интеллигенции, духовенства, участников Белого движения. В 1937 - 1938 годы репрессии стали массовыми в отношении всех слоев населения, включая руководство города. Расстрелянных читинцев тайно хоронили в окрестностях Читы в лесу за с. Каштак. В 1930-е годы построен мелькомбинат, хлебозавод, крупозавод, городской холодильник, мясокомбинат, элеватор и мельница, летное поле аэропорта; открыта автомобильная школа, аэроклуб и школа связи Осоавиахим (ДОСААФ), готовившие молодежь для службы в Красной Армии. В 1933 году открыта первая воздушная линия Чита - Харбин - Владивосток - Токио . В 1934 году построена первая радиовещательная станция. В 1938 году был открыт Читинский государственный педагогический институт. В 1935 году Чита стала центром Забайкальского военного округа, в 1940 - Забайкальского пограничного округа. В 1939 году госпитали Читы принимали раненых в боях с японцами на реке Халхин-Гол в Монголии.

http://drevo-info.ru/articles/13672233.h...

Э. Матье, Религия египетских бедняков (Сб. Религия и общество, стр. 29 – 40). В 1914 г. появилась очень полезная энциклопедия всех богов Ассиро-Вавилонии: A. Deimel, Pantheon Baby-lonicum. Nomina deorum e textibus cuneiformibus excerpta et ordine alphabetico distributa, Romae. Кратким введением в изучение египетского пантеона может служить книжка A. Scharff " a, Goetter Aegyptens, Berlin, 1923. Развитию главных религиозных идей (бог и человек, жреческое посредничество, жизнь после смерти) и нравственности посвящены популярные книжки S. A. Mercer, Growth of religious a. moral ideas in Babylonia a. Assyria, ibidem, 1919. Строго научной трактовке тех же вопросов посвящена прекрасная книга J. H. Breasted " a, Development of religion a. thought in Ancient Egypt, появившаяся в 1923 г. во втором издании. Ценным введением в историю египетской религии является исследование А. Л. Коцеиовского, предваряющее его перевод пирамидных текстов (см. выше). Появились и несколько трудов, охватывающих всю совокупность религиозных явлений той или другой культурной области Древнего Востока: А. Ungnad, Die Religion der Babylonier u. Assyrer, Jena, 1921 – труд, являющийся скорее хрестоматией по истории религия Ассиро-Вавилонии; G. Holscher, Geschichte d. israelitischen u. judischen Religion, Giessen, 1922 (в книге много оригинальных и плодотворных наблюдений); L. V. Schroder, Arische Religion, I том, Einleitung. Der altarische Himmelsgott, das hochste gute Wesen, II том, Naturverehrung u. Lebensfeste, Leipzig, 1916. Богатейшая сокровищница литературы Древнего Востока привлекала и в послевоенный период внимание исследователей. Прекрасные переводы лучших образцов египетской литературы дал Егтап, Die Literatur der Aegypter, Leipzig, 1923. К сожалению, Erman оставил без внимания поздний период египетской истории (I тысячелетие до н. э.), давший так много прекраснейших образцов поэтического творчества. В этом отношении неизмеримо полнее II том «Египетской литературы» Б. А. Тураева , содержащий все важнейшие образцы литературных произведений Египта, начиная с Древнего царства вплоть до позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Войно сидел напротив меня, шага за полтора. Сразу позади его затылка была толстая стена из жженого кирпича, старой прочной кладки. Я несколько раз до отказа вытянул затвор и потряс браунинг казенной частью вниз. Патрона не было. Не знаю, почему я не проверил пальцем, нет ли в стволе коварного седьмого патрона. «Ну вот, браунинг пуст, можете убедиться…» Я поднял ствол браунинга примерно на пять-шесть сантиметров выше головы Войно – и нажал на спуск. Бац… Пуля рикошетировала от стены, с визгом пролетела мимо затылка Войно и моего лба, ударилась в противоположную стену и упала там. Я был ни жив ни мертв. Войно сидел совершенно невозмутимо. Прошло несколько секунд полного молчания. Затем Войно спокойно сгреб обратно браунинг, обойму и патроны и встал. Перед уходом, не в порядке упрека, а лишь в порядке назидательного констатирования факта изрек: «Зачем вы говорите, что знаете это оружие; никогда не следует говорить, что вы знаете, если вы что-нибудь знаете понаслышке». И отбыл». Впрочем, ташкентская жизнь тех лет каждый день, каждый час давала возможность герою и трусу испытать себя. На огромной площади, на которой могли бы разместиться четыре Франции, с осени 1917 до конца 1923 года шла непрерывная ожесточенная война. Фронты появлялись и исчезали, менялись противники, но кровопролитие не прекращалось. К лету 1918 года Туркестанская республика превратилась в советский остров. Железную дорогу, соединяющую Среднюю Азию с остальной Россией, у Оренбурга перерезали казаки генерала Дутова. В Ферганской долине большевиков атаковали отряды узбекских и русских крестьян, объединившихся в «Крестьянскую армию». Этих партизан советские историки упорно именовали басмачами, то есть бандитами. В 1921–1923 годах басмаческое, а по сути крестьянское движение против советской власти еще более усилилось. В его рядах действовало до 50 тысяч вооруженных всадников. На стороне противников Советов находилась и большая часть Закаспийской области. В самом Ташкенте шла грызня между большевиками и эсерами, между большевиками «дореволюционными» и партийцами эпохи гражданской войны. Кого-то все время разоблачали, арестовывали, расстреливали.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Гадость так думать, а я думал. Кто сидит на чердаке над фельетоном голодный, не следуй примеру чистоплюя Кнута Гамсуна . Иди к этим, что живут в семи комнатах, и обедай. В пятницу ел в столовке суп с картофельной котлетой, а сегодня, в субботу, получил деньги, объелся и заболел. XII. Гроза. Снег Что-то грозное начинает нависать в воздухе. У меня уже образовалось чутье. Под нашим Лито что-то начинает трещать. Старик явился сегодня и сказал, ткнув пальцем в потолок, за которым скрываются барышни: — Против меня интрига. Лишь это я услыхал, немедленно подсчитал, сколько у меня осталось таблеток сахарину… На 5—6 дней. __________ Старик вошел шумно и радостно. — Я разбил их интригу, — сказал он. Лишь только он произнес это, в дверь просунулась бабья голова в платке и буркнула: — Которые тут? Распишитесь. Я расписался. В бумаге было: С такого-то числа Лито ликвидируется . …Как капитан с корабля, я сошел последним. Дела — Некрасова, Воскресшего Алкоголика, Голодные сборники , стихи, инструкции уездным Лито приказал подшить и сдать. Потушил лампу собственноручно и вышел. И немедленно с неба повалил снег. Затем дождь. Затем не снег и не дождь, а так что-то лепило в лицо со всех сторон. В дни сокращений и такой погоды Москва ужасна. Да-с, это было сокращение. В других квартирах страшного здания тоже кого-то высадили. Но: мадам Крицкая, Лидочка и котиковая шапочка остались. Комментарии. В. И. Лосев Впервые: часть первая — «Литературное приложение» к газете «Накануне». 1922. 18 июня (с большим количеством купюр и с эпиграфом: «Плавающим, путешествующим и страждущим писателям русским», датировано 1920—1921 гг.); альманах «Возрождение». 1923. Т. 2 (с купюрами, с разночтениями в сравнении с первой публикацией в «Накануне» и большим количеством опечаток); газета «Бакинский рабочий». 1924. 1 января (в отрывках, но с разночтениями в сравнении с первыми публикациями, датирована: «Москва. 1923 г.»). Часть вторая — «Россия». 1923. 5. Полный текст произведения, к сожалению, пока не найден. Рукописи не сохранились.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-na-manz...

Степан (Стефан) Самойлович (20.01.1874, имение Каскевичи Ошмянского у. Виленской губ.- 9.08(6.07?).1923, Петроград), российский архит., работал в основном в С.-Петербурге. Род. в семье генерал-майора, происходившего из дворянского рода литов. татар. После ранней кончины отца мать К., урожденная Тольская, вышла замуж за полковника из рода Кричинских. По окончании реального уч-ща в Вильне К. в 1892 г. поступил в Ин-т гражданских инженеров в С.-Петербурге, в 1897 г. завершил обучение с отличием, получив право на чин 10-го класса. С 16 июля 1897 г. причислен к Мин-ву внутренних дел. С 1899 г. К. служил в Главном управлении неокладных сборов. С 1900 г. также архитектор, с 1914 г. главный архитектор управления Отдельного корпуса пограничной стражи (до 1917). Архитектор Дома милосердия (1907 - 10-е гг. XX в.). После 1917 г.- председатель технического комитета при Мин-ве народного просвещения. В 1916-1918 гг. в ведении К. находились вопросы курортного строительства на Кубани и Черноморском побережье Кавказа, в дальнейшем проектировал дома отдыха и санатории на курортах юга. В 1918 г. переехал на Кубань, где занимал должность профессора и декана архитектурного отд-ния строительного фак-та Кубанского (первоначально Северо-Кавказского) политехнического ин-та. При белогвардейской власти выступил с инициативой сооружения Дома просвещения в память освобождения Кубанского края. Вернулся в Петроград. В 1920-1921 гг. инженер технического отдела Народного комиссариата иностранных дел РСФСР, в связи с чем занимался реставрацией зданий нем. и швед. посольств и создал план реконструкции буддийского храма. C 1921 г. профессор (?) архитектурного фак-та Ин-та гражданских инженеров, где преподавал историю архитектуры. С 1922 г. начальник Архитектурно-строительного управления при Петроградском губ. отделе коммунального хозяйства, в ведении к-рого находились все архитекторы Петрограда, здесь создал проект законодательства о строительстве городов-садов (1922-1923). К. был действительным членом Об-ва гражданских инженеров и Петербургского (Петроградского) об-ва архитекторов, членом Об-ва возрождения художественной Руси. Он получил более 20 премий на конкурсах, проводившихся как в России, так и за рубежом. В разное время К. изучал памятники рус. зодчества Севера, Новгородской, Московской, Ярославской, Владимирской губерний, Донской обл., архитектуру Ср. Азии (Бухара и Самарканд), Европы (Италия, Германия, Швеция, Финляндия, Франция).

http://pravenc.ru/text/2462019.html

В этом изд-ве выходят поэма И. «Младенчество» (1918), трагедия «Прометей» (1919), «Переписка из двух углов» (1921, совм. с Гершензоном). На рубеже 1918 и 1919 гг. создан один из самых знаменитых циклов И.- «Зимние сонеты» (впервые опубл.: Художественное слово: Временник Лит. отдела НКП. М., 1920. Кн. 1). «Переписка из двух углов» - важнейший документ в истории общеевроп. дискуссии 20-х гг. о «кризисе европейской культуры», кризисе гуманизма; она была переведена на основные европ. языки и породила обширную критическую и исследовательскую лит-ру (см.: Соч. Т. 3. С. 807-808, а также в изд.: Бёрд. 2006). Семья И. жестоко голодала в холодной Москве, в начале революции навсегда исчезает один пасынок поэта, схвачен ЧК другой, от голода и лишений умирает М. М. Замятнина, более 20 лет бывшая домоправительницей, членом семьи И., в 1920 г. умирает В. К. Иванова-Шварсалон. И. предпринимал настойчивые попытки выехать за границу, закончившиеся безрезультатно. Летом 1920 г. И. с детьми (Лидия - дочь от Зиновьевой, Димитрий - сын от В. К. Ивановой-Шварсалон) перебирается на Сев. Кавказ, затем в Баку, куда был приглашен на кафедру классической филологии. Здесь в 1921 г. он защищает докт. дис. «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923), ведет обширную культурно-просветительскую деятельность. В Баку написаны шуточная «трагикомедия» «Любовь-Мираж?» (изд. посмертно в: Archivio italo-russo-3. 2001), неск. стихотворений. И. приходит к выводу, что «идеи перестали править миром», что достойнее уединенная и провинциальная жизнь. «Муза моя,- писал он В. А. Меркурьевой,- стала молчальницей» (РГАЛИ. Ф. 2209.1.35). И. настойчиво отвергает все дружеские приглашения в Москву: «От меня... ничего больше не ждите, моя песенка оказалась спетой. Я даже разрешил себе душевную лень»,- писал он 14 янв. 1923 г. Чулкову (РГБ. Ф. 371.3.45). Несмотря на удовлетворенность бакинским существованием, И. мечтает о выезде в Европу. В мае 1924 г. Об-во любителей российской словесности пригласило И. в Москву на пушкинские торжества.

http://pravenc.ru/text/200479.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010