19 октября 1918 года Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками великой княгини Елизаветы Федоровны, ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой), великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея. 28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии. Назначенная следственная комиссия по убийству великих князей вскоре раскрыла место преступления —  шахту под Алапаевском. Тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба. 19 октября 1918 года крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято-Троицкий собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после нее отпевание. Затем тела были захоронены в склепе справа от алтаря собора. 14 июля 1919 года останки были вывезены отступающими частями Белой армии из Алапаевска в Сибирь. В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф.С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были погребены 30 января 1921 года в крипте церкви свяитой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. Местом временного захоронения в 1918-1919 гг. в Алапаевске преподобномучниц Елисаветы и Варвары и князей Романовых стал склеп — каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд СВято-Троицкого собора. В советское время он находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе начались в 1991 году, с передачей здания храма Церкви. 8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Расчистка склепа была выполнена к приезду Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор за два года до празднования храмом своего 300-летия.

http://patriarchia.ru/db/text/5238565.ht...

В 1902-1907 гг. епископом Пензенским и Саранским был владыка Тихон (Никаноров, 1855-1920), будущий священномученик Воронежский. В 1917-1922 гг., в годы Гражданской войны, Пензу охватила т.н. «Путятинская смута» — первый из обновленческих расколов в Советской России. Он был преодолен, в том числе, трудами священномученика Иоанна (Поммера, 1876-1934) , управлявшего епархией в 1918-1921 гг. В 1928 г. из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 20-30-е гг. Пензенская епархия, как и вся Русская Церковь, понесла страшные потери; практически все архипастыри, управлявшие ею в эти годы, были расстреляны. Епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и пострадавшие с ним священники Василий Смирнов и Гавриил Архангельский в 2000 г. были прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1937-1944 гг. единственной действующей церковью в Пензе оставался Митрофановский храм. Поддержку и утешение в эти годы верующие находили у старца Иоанна Оленевского (Калинина, ок. 1862-1951), прославленного в 2000 г. в лике священноисповедников. В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким. В 1978-2000 гг. Пензенской епархией управлял архиепископ Серафим (Тихонов, 1935-2000). При нем начала возрождаться церковная жизнь в Пензенском крае, открылись десятки храмов, православная гимназия, было подготовлено открытие духовного училища и канонизация первых пензенских святых. В 1999 г., в дни празднования 200-летия Пензенской епархии, ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 г., в течение полугода, временно управляющим Пензенской епархией был владыка Варсонофий, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский». Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Пять рождественских посланий Патриархов 20 века. [Революция и война, послабления в государственном гнете и воинствующий атеизм, распад Советского Союза и восстановление церковной жизни — все это отражалось в Патриарших рождественских посланиях — ежегодных обращениях Святейших Патриархов Московских и всея Руси ко всем Православным  верующим. «Фома» отобрал пять лет и пять посланий Патриархов ХХ века]. Подготовили Наталья Харпалева и Марина Борисова// Фома. - — январь 2020. - С.26-33. - (раздел « Вера »). - Каждую из пяти хронологических частей публикации составили          рубрики: Что происходит в стране; Кто на Патриаршем престоле; О чем говорит в рождественском послании . Представлены исторические даты: 1919 год.   Ил.: Воспитанники детских садов на [антирелигиозном] митинге. 1920-е гг.; Святейший Патриарх Тихон среди прихожан во время посещения одной из церквей. Ярославль, 1918. Документальные фото. - С.28; 1942 год. Ил.: Раненые бойцы в госпитале Александро-Невской лавры. 1942; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.29; 1946 год . Ил.: Строительство здания Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. 1950-е гг.; Святейший Патриарх          Московский и всея Руси Алексий I. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.30; 1972 год. Ил.: Строительство БАМ. 1970-е гг.; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 1972. - С.31; 1991 год. Ил.: Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского  по пути          в Дивеевский монастырь. Подмосковье, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/Фотохроника ТАСС; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2007; Патриарх Алексий II встречает мощи преподобного Серафима Саровского у стен Дивеевского монастыря. 30 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/Фотохроника          ТАСС. - С.32-33. Патриарх Кирилл. Господь никого не отвергает. Из «Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 2020 год. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — январь 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1201-y...

Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. К нач. XX в. главными святынями мон-ря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская икона Божией Матери " Умиление " . В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители - кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича ), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др. По Декрету от 30 авг. 1918 г. мон-рь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с др. ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение ее неизвестно. С нач. 20-х до сер. 30-х гг. XX в. в мон-ре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В кон. 1928 г. мон-рь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С сер. 30-х и до кон. 50-х гг. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня. В 30-х гг. была разрушена бóльшая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в мон-ре находилась неполная средняя школа, с закрытием к-рой строения оказались окончательно заброшенными. Первый после 1928 г. молебен среди руин мон-ря был совершен 1 авг. 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс мон-ря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 авг. 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в мон-ре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апр. 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 авг. 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В окт. 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апр. 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/62892.html

До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль. В 1708 году возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский). Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником). Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских). С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские. Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году. Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришёл в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма — Троицкого. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Раифский_Богор...

Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984. Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций//Русское Православие: вехи истории. М., 1989. Иванов В.А. Губернское чиновничество 50–60 гг. XIX в. в России (по материалам Московской и Калужской губерний). Калуга, 1994. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1.1917–1970. Кабытов П.С. Русское крестьянство в начале XX века. Куйбышев, 1990. Кабытов ПС, Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: Этапы духовного освобождения. М., 1988. Кандидов Б.П. Церковь и самодержавие. М., 1937. Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 2. Карташев А.В. Церковь , История, Россия. М., 1996. Касьянова К. О. О русском национальном характере. М., 1994. Ключарева А.В. Пастырское служение православного духовенства в России в конце XIX – начале XX в. (по материалам Тульской епархии)//Известия Тульского государственного университета. Сер. Теология. Вып. 2. С. 34–44. Кондрашин В.В. Крестьянское движение в Поволжье в 1918–1922 гг.//Россия сельская ХГХ-ХХ века. М., 2004. Конюченко А.И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIX – начала XX века). Челябинск, 2006. Котков В.М. Военное духовенство России. СПб., 2004. Т. 1–2. Красников Н. П. Социально-политическая позиция Православной Церкви в 1905–1916 гг.//Вопросы истории. 1982. 9. С. Крестьянское движение в России в годы Первой мировой войны. Июль 1914 – февраль 1917 гг.: Сб. док. М., 1965. Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год. М., 1999. Лавров В.М., Лобанов В.В., Лобанова И.В., Мазырин А.В. Иерархия Русской Православной церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX в.//Вопросы истории. 2000. 1. С. 29–43. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей). Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

http://patriarchia.ru/db/text/1559602.ht...

1. Бродский, Ю. А. Соловки. Двадцать лет Особого Назначения. М.: РОССПЭН, 2002. 528 с.: ил. 2. Коршунова, М. Путь на Соловки//Вестник аналитики. 2013. 3. С. 141–146. 3. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ: 1917–1991: справочник/Междунар. фонд «Демократия» (Фонд Александра Н. Яковлева); сост., авт. примеч. А. И. Кокурин, сост., авт. примеч. Н. В. Петров. М.: МФД: Материк, 2003. 768 с. (Россия. XX век. Документы). 4. Милова, О. Л. Документальные свидетельства о гонениях на духовенство в СССР в 1929–1931 гг.//Традиции и современность: науч. правосл. журн. 2007. 6. С. 103–125: фото. 5. Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. 280 с. 6. Преодоление: Русская церковь и Советская власть. История в документах и артефактах: выставка, лекции, встречи: Государственный центральный музей современной истории России, 7 ноября – 9 декабря 2012 г. М., 2012. с.: ил., цв. ил., портр. 7. «Приспело время подвига...»: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь /сост. Н. А. Кривошеева. М.: Издво ПСТГУ, 2012. 552 с.: ил. 8. Разгром православных братств в Петрограде//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 98–100. 9. Регель сон, Л. Л. Трагедия русской церкви, 1917–1945. Изд. 3-е. М.: Изд-во Крутицкого подворья О-во любителей церк. истории, 2007. 640, с.: портр. 10. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви: [сб.]/сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин; [науч. ред.: Б. Н. Миронов, С. В. Тютюкин]. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Индрик, 2008. 627, с., л. ил., факс. 11. Русская Голгофа/гл. ред. Е. А. Ямбург. М.: Пик, 2007. 444, 2 с. 12. Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: фотоальбом. Париж: YMKA-Press, 1986. 83 с.: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительным было участие И. в совместном с издательством «Аврора» выпуске Остромирова Евангелия . По словам А. А. Турилова , «нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х - нач. 1990-х годов, к которому он не был бы причастен» (АЕ за 1994 г.). Диапазон научной и общественной работы И. был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии АН СССР, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. И. был одним из активных организаторов и непременных участников проходивших в 1988-1989 гг. международных церковно-светских научных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси, которые положили начало взаимопониманию и тесному сотрудничеству церковных и светских ученых в постсоветский период. Участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 1991). Стал одним из инициаторов научной экспедиции на Афон 12 сент.- 21 окт. 1983 г., в которой приняли участие крупнейшие ученые-археографы страны. В результате была осуществлена фото- и ксерокопия рукописей и актов б-ки Пантелеимонова и др. святогорских мон-рей. Помимо научных и издательских интересов И. во время экспедиции занимался вопросом пополнения братии рус. Пантелеимонова мон-ря. Часть творческих и научных проектов И. остались нереализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Русский Пантелеимонов монастырь на Св. Горе Афон» (совместную работу АН и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиеп. Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина) , труды митр. Московского Иннокентия, книгу о вкладе РПЦ в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.: 12 томов вышли уже после его смерти. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник-указатель)». При жизни И. вышел из печати только 1-й т. этого ценнейшего для историка труда - «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (1993; издание Новоспасского мон-ря, как и 2-й т. «История Русской Православной Церкви в док-тах федеральных архивов, архивов Москвы и С.-Петербурга», 1995).

http://pravenc.ru/text/468751.html

Из старой утвари в новое здание перенесли только трёхъярусный резной иконостас с поместными иконами в медных ризах под стеклом. После лишения владельца этих мест, Адама-Ежи Чарторыйского (1770-1861) " царской милости " за участие в польском антироссийском восстании 1830 года, Меджибож вместе с Требуховцами царским правительством был превращён в военное поселение со значительным ростом роли православия, как идейного вдохновителя солдат и офицеров расквартированного здесь 12-го Ахтырского гусарского полка, что обеспечило появление у Иоанно-Богословского храма новой каменной колокольни в 1840-х годах. Самое интересное, что требуховская церковь была гораздо богаче меджибожской, имея в приходском владении 47 десятин земли и денежный вклад на 100 рублей в губернском банке. В селе же были две каменные лавки и дом в церковной ограде для сдачи в наём. Видимо, именно это и послужило первопричиной переподчинения храма Иоанна Богослова Успенскому приходу в Меджибоже в 1844-м году. Через четыре года в меджибожском храме случилась трагедия - в святыню ударила молния, разрушив своды придела Воскресения Христова, престол и уничтожив всю его утварь, вследствие чего храм на хорах Успенской церкви был упразднён. Через полвека она так и числилась не отремонтированной. В 1914-1917 гг., во время Первой мировой войны, церковь в Требуховцах работала не стабильно, а с занятием территории Подольской губернии в марте 1918 года частями Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и установлением советской власти, так и вообще была закрыта. Все эти и последующие годы судьба была благосклонна к старинному храму - он не был разрушен. Вторая мировая война 1939-1945 гг. также пощадила эту сельскую церковь. В послевоенное советское время церковь Иоанна Богослова фактически оставалась действующей, хотя номинально числилась как складское помещение, что позволило сохранить интерьер и экстерьер в первозданном виде. После обретения украинской независимости в 1991-м году требуховский храм вышел из подполья, но учитывая прошлые времена, так и остался подчинённым меджибожскому Успенскому храму (не путать с Никольским в крепости).

http://sobory.ru/article/?object=38440

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010