Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Костел св. Анны в Вильнюсе. 1495–1501 гг. Фотография. 2006 г. [Литовская Республика; литов. Lietuvos Respublika], государство в Вост. Европе. Граничит на севере с Латвией , на востоке и юго-востоке с Беларусью , на юго-западе с Польшей и Россией ( Калининградская обл. ). С запада омывается водами Балтийского м. Территория - 65,3 тыс. кв. км. Столица - Вильнюс (531,9 тыс. чел., 2015; до 1795 Вильно, с 1795 по 1918 Вильна, с 1918/19 по 1939 Вильно). Крупные города (по данным на 2015): Каунас (301,6 тыс. чел.), Клайпеда (156,1 тыс. чел.), Шяуляй (104,6 тыс. чел.), Панявежис (95,2 тыс. чел.), Алитус (55,6 тыс. чел.). Гос. язык - литовский. Л. включает 5 историко-этнографических регионов - Аукштайтию, Жямайтию, Сувалкию, Дзукию и М. Литву (часть их территории находится за пределами совр. Л.). Административно-территориальное деление: 60 городских и сельских самоуправлений (savivaldy; до 2010 Л. делилась на 10 уездов (apskritis), которые в наст. время сохраняются как территориальные единицы, но не имеют адм. значения). Л.- член ООН (1991), ОБСЕ (1991), МВФ (1992), МБРР (1992), Совета гос-в Балтийского м. (1992), Совета Европы (1993), ВТО (2001), ЕС (2004), НАТО (2004). География. Л. расположена на вост. побережье Балтийского м. Протяженность береговой линии составляет более 90 км. Берега низменные, песчаные, с пляжами и прибрежными дюнами. Узкая песчаная Куршская коса отделяет мелководный Куршский зал. от моря. Для Л. характерны ледниковые формы рельефа, чередование низменных равнин с холмистыми возвышенностями. Вдоль побережья протягивается узкая наклоненная к морю низменность шириной 15-20 км с невысокими пологими холмами и прибрежными дюнами. К востоку она переходит в Жямайтскую возвышенность (высота до 234 м). В центральной части Л. с северо-востока на юго-запад простирается Среднелитовская низменность шириной до 100 км. Она соединяется с приморской низменностью по нижнему течению р.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Достоевский как духовный ориентир выбора белорусского народа после украинского «евромайдана» 06.08.2014 601 Время на чтение 8 минут Стремительное ухудшение ситуации на Украине, обусловленное событиями, происходящими в Новороссии после евромайдана, заставляет подумать о будущих перспективах и геополитическом выборе Беларуси. Выражаясь языком Ф.М.Достоевского, снова назрел так называемый восточный вопрос. Беларусь - это страна, границы которой, как и Украины, в современном представлении были сформированы также совсем недавно - сначала 25 марта 1918 года в результате образования БНР (Белоруской Народной Республики), а затем в 1939 году наряду с присоединением к Советскому Союзу Прибалтики, Западной Украины и Бессарабии в результате знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. В качестве независимого государства Республика Беларусь появилась на европейской карте только в 1991 году после распада СССР . На протяжении веков Беларусь всегда существовала в составе какого-нибудь государства - сначала Киевской Руси (IX-XIII вв.), потом Великого княжества Литовского (XIII - XVI вв.), затем Речи Посполитой (XVI - XVIII вв.), Российской Империи (XVIII - XX вв.) и СССР (1919 - 1991 гг.). Ментальность белорусов оказалось сформированной под влиянием двух культурно-исторических типов, двух дихотомичных цивилизаций, испокон веков противопоставленных друг другу - Западной Европы с влиянием протестантско-католической и униатской религиозными традициями и России с влиянием исихастско-православной религиозной традиции. Белорусские земли есть исконная часть исторической Руси. Об этом писал еще известный историк В.О.Ключевский, когда говорил о так называемых князьях-изгоях, которые образовывались в древнерусской княжеской цепи, когда отец-князь умирал раньше деда, и княжеский род оставался без прямого наследника. Внук «становился князем-сиротой, изгоем». «Такими князьями-изгоями ещё в XI в. стали дети Ярославова внука Ростислава Володарь и Василько, отнявшие у Польши города Червонной Руси и основавшие из них особое княжество» (Ключевский, В О. Сочинения: В 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I/Под ред. В.Янина; Предисл. В.Янина, В. А. Александрова; Послесл. и коммент. Составили В. А. Александров, В. Г. Зимина.- М.: Мысль, 1987.- С. 196).

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О природе европейского нацизма Нацизм воспроизводится Европой исторически регулярно и неизбежно 25.05.2022 873 Время на чтение 9 минут Фото: из личного архива автора «Карфаген должен быть разрушен» Меня всегда удивляло, почему нацию, утратившую многовековую империю, сразу же перестают воспринимать имперской. Ведь утрата политической оболочки не меняет сам народ, некогда создавший империю. Народ остается собой. И если исторические обстоятельства заставляют его менять организационно властную одежду, то имперские качества национального характера неизменно воспроизводятся вновь и вновь, несмотря на флаги республик над крышами администраций. Но именно такой поверхностный взгляд и приживается. Этот взгляд присущ и нам, после двукратной в прошлом веке утраты империи, в 1918 и в 1991 гг. Несмотря на то, что мы страдаем от распада СССР, и по сей день воюем из-за проблем, причиненных этим распадом. То же, к примеру, произошло и с Турцией, уже столетие воспроизводящей мечты об османской империи. Пожалуй, лишь исторически вечный Китай, никогда не сомневался в своей имперскости. Видимо потому он и вечен, что не сомневается... Поверхностная оценка бывших империй исходит от мононациональных европейских стран, в последние три столетия определяющих культурные и технологические тренды человечества. Нация создает империю не для организации порядка на ее просторах, не для объединения народов в одно правовое и культурное поле, а для конкретных задач, которые просто не решить без всего вышеназванного. Империи возникают, когда задача выживания решается путем создания системы сосуществования множества наций. Государственное строительство - это всегда национальная программа выживания. К примеру, те же украинцы, примыкая к России в 17-м веке, решали свои задачи выживания под натиском поляков. Россия, включив тогда в себя левобережную Украину, также решала задачи выживания под натиском Польши, Турции и Швеции. Можно много говорить о целях, формах и методах имперского государственного строительства, но главное то, что в основе всегда лежит насущная проблема выживания народа и созданного им государства, в конкретный момент текущей истории.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/25/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русины испили чашу широкомасштабного, многовекового геноцида» Международный центр «Матица Русинов» обратился к Владимиру Путину с просьбой содействовать образованию на месте западной Украины Карпатской Руси 01.03.2022 1085 Фото: RT «Глубокоуважаемый Владимир Владимирович. Обращаюсь к вам от имени руководителя (с 2014 г.) Русинства. Русины, как никто другой, пострадали от геноцида, начиная от массового австро-венгерского 1914-1918 гг., когда более 120 тысяч русинов были замучены в концлагерях Терезин, Талергоф. Не меньшим гонениям русины подверглись за православную веру. Чего только один Сигет Мараморошский процесс 1914 года, отметившийся гонением русинов за свою веру православную. В 1946 году за одну ночь всех русинов сделали украинцами. Все школы с русинским языком преподавания были переведены на украинский язык преподавания», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ обращении к Президенту России Владимиру Путину , которое подписал председатель МЦ «Матица Русинов» П.И. Гецко. Авторы обращения отметили, что в 2008 году Украина провела массовое антирусинское судилище по криминальному делу N499 о законном требовании русинов реализовать итоги Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года, на котором 78% закарпатцев проголосовали за «самоуправляемую территорию, не входящую ни в какие иные территориальные образования». «То, что на Украине началось на майдане в 13-м, для русинов началось в августе 2008 года. Русины испили чашу широкомасштабного, многовекового геноцида и гонений за свою веру, за свой язык, за свою самоидентификацию, за свое волеизъявление на референдуме. В 1996 году Украина приняла Государственный план по решению вопроса украинцев-русинов, а фактически по 10 пунктам государственный план по уничтожению русинов. Но русины живы и твёрдо стоят ногами на своей земле, наделённые правами и титулами, согласно Сен-Жерменскому договору 1919 года. Территорию русинов к югу от Карпат признана 57 государствами мира, включая все страны большой Антанты», - подчёркивается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/ru...

Поселение Ядер иллирийского племени либурнов известно с IV в. до Р. Х. В I в. по Р. Х. оно вошло в состав рим. пров. Иллирия. После разделения Римской империи (395) З. отошел к ее зап. части. В кон. V в. перешел к остготам, в 537 г. попал под власть Византии. С кон. VI-VII в. началось заселение города хорватами. Недолгое время З. был под властью франков, но в 812 г. стал столицей визант. обл. Далмация. В 1000 г. его захватил венецианский дож Пьетро II Орсеоло, а в 1069 г.- хорват. кор. Петр IV Крешимир (1058-1073). В 1102 г. З. признал власть венг. кор. Коломана (1095-1116), но в течение XII в. периодически попадал под власть Венеции . 24 нояб. 1202 г., во время 4-го крестового похода, дож Энрико Дандоло разграбил город, за что папа Римский Иннокентий III наложил на крестоносцев интердикт. В 1217 г. венг. кор. Эндре II (1205-1235) заключил договор с Венецией и отказался от претензий на З. Но в 1242 г. город заключил союз с Венгрией. Это привело к войне между Венгрией и Венецией, в к-рой последняя одержала победу. В 1358 г. З. перешел к Венгрии. В 1403 г. в З. состоялась коронация венг. короной неаполитанского кор. Владислава, но в 1409 г. он продал права на Далмацию Венеции, во владениях к-рой город формально оставался до 1797 г. В 1805 г. З. отошел Италии, в 1807 г.- Франции. В 1815 г. З. стал главным городом Далмации в составе Австрийской империи. В нояб. 1918 г., во время первой мировой войны, З. был оккупирован итал. войсками и в 1920 г. передан Италии. 8 сент. 1943 г., во время второй мировой войны, З. был оккупирован фашистами и включен в состав Независимого гос-ва Хорватия (см. ст. Хорватия ). В 1943-1944 гг. город подвергся массированным бомбардировкам антигитлеровской коалиции и частично был разрушен. В 1944 г. захвачен югославскими партизанами. После войны З. вернулся в состав Италии, но 10 февр. 1947 г. был передан Югославии и включен в состав республики Хорватии, что вызвало массовую эмиграцию из города итал. населения. После провозглашения Хорватией независимости (1991) город подвергся блокаде (до 1993) и обстрелам (до 1995) со стороны Югославской народной армии. Распространение христианства

http://pravenc.ru/text/182465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. М. Кандинский. Фотография. 1969 г. Алексей Иванович (24.02.1918, Москва - 4.10.2000, там же), музыковед-историк, исследователь рус. муз. культуры. Он вырос в семье, в которой соблюдались православные традиции (К. вспоминал о частых посещениях церковных служб вместе с родственниками, об их прекрасном знании богослужения и участии в клиросном пении). В 1935-1939 гг. обучался в муз. училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано проф. В. Н. Аргамакова). В 1948 г. окончил историко-теоретический факультет Московской консерватории (специальный класс проф. Г. В. Келдыша ), в 1956 г. защитил канд. дис. «Проблема народности в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова 60-70-х годов» (научный руководитель Келдыш), в 1984 г.- докт. дис. «Н. А. Римский-Корсаков». В 1948-2000 гг. преподавал историю рус. музыки в Московской консерватории; в 1959-1992 гг.- зав. кафедрой истории рус. музыки. Круг научных интересов К. составляли общие вопросы развития рус. муз. искусства, творчество отдельных рус. композиторов (Н. А. Римского-Корсакова , М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова , а также М. И. Глинки , А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева , А. К. Лядова , А. К. Глазунова , Н. И. Пейко), проблемы сценической интерпретации рус. оперной классики. Интерес ученого к истории взаимодействия рус. муз. классики с правосл. культурой нашел отражение в работах о творчестве Римского-Корсакова (прежде всего об опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Рахманинова («Колокола» и «Симфонические танцы»), в главе о Балакиреве для нового учебника по истории русской музыки (кон. 90-х гг. XX в., изд. в 2009) и особенно в последних статьях об операх «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Хованщина» Мусоргского (опубл. в 2000 и 2002). К. одним из первых музыковедов советского периода обратился к изучению духовной музыки Рахманинова. В ст. «Памятники русской культуры» (1968) наряду с историко-стилистическими обобщениями он указал на древнерусские истоки мелоса в творчестве композитора в целом и в литургических циклах в частности (особое внимание уделено «Всенощному бдению»). Впосл. К. осуществил развернутое исследование духовно-муз. наследия Рахманинова, опубликовав монографические очерки о «Всенощном бдении» (1991, на основе статьи-послесловия в издании произведения (1989)) и о «Литургии» (1993). В этих работах помимо подробного технического анализа содержится история создания и исполнения этой музыки. Изучая в ГЦММК им. М. И. Глинки автограф «Литургии» Рахманинова, К. обратил внимание на первоначальный вариант хора «Благослови, душе моя, Господа» (изд. в 1994).

http://pravenc.ru/text/1470207.html

Порфирий Корнеевич (20.02.1898, с. Ореховка Славяносербского у. Екатеринославской губ. (ныне Лутугинского р-на Луганской обл., Украина) - 10.04.1983, хутор В. Кондрючий Ворошиловградской (ныне Луганской) обл., Украина), основатель нового религ. движения ивановцев. Род. в шахтерской семье. Окончил 4 класса церковноприходской школы. В 1917 г. был призван в армию, но, не успев принять участия в боевых действиях, был демобилизован (1918). В течение последующих лет работал в сельскохозяйственной артели, был шахтером, грузчиком. В кон. 20-х гг. XX в., по словам И., он начал слышать внутри себя голос, призывавший к единению с природой. Как сообщает И. в своих записях, 25 апр. 1933 г. он внезапно пришел к осознанию, что удаленность человека от природы является причиной его болезни и смерти (История Паршека. 1991. С. 98). С этого момента у Паршека (так называл себя И.) появились способности, благодаря к-рым он мог длительное время не дышать, находиться на морозе полураздетым, не принимать пищу и воду. Свои возможности И. объяснял тем, что ему удалось заручиться поддержкой «Одухотворенной Природы». В 1934 г. И. был уволен с работы и отправился в поход по Донбассу в одних черных трусах до колен. В 1935 г. И. поместили в Ростовскую психиатрическую больницу с диагнозом «хроническое душевное расстройство в форме шизофрении». В 1936 г. И. решил выступить на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов с проповедью своего учения, но по дороге был арестован ОГПУ и помещен в психиатрическую больницу. В 1938 г. получил инвалидность 1-й группы без права на работу, после чего главным источником дохода И. стало «целительство». Во время Великой Отечественной войны И. оказался на оккупированной территории в Днепропетровске. Гитлеровцы наблюдали за его экспериментами, по рассказам И., он получил удостоверение от Ф. Паулюса и собирался ехать в Берлин, но в последний момент был снят с поезда. В 1943 г. И. поехал к И. В. Сталину с предложением о заключении мира с Германией, но был помещен в Ин-т им. Сербского. После курса лечения И. вернулся на хутор В. Кондрючий, где вплоть до смерти принимал посетителей. Последователи И. называли хутор «Боги», а в 1971 г. построили там т. н. Дом учителя. В 1975 г. состоялось 1-е паломничество на Чувилкин бугор, где И. «обрел знание». В 1979 г. И. посетили журналисты. Статьи об И. получили широкий резонанс. В ответ на письма читателей И. составил 12 советов, к-рые были названы «Детка» (так И. обращался к своим последователям, подчеркивая, что все люди - дети природы).

http://pravenc.ru/text/200491.html

Тверское епархиальное управление 1 липня 2010 р. 16:14 Памятник архитектуры федерального значения. В 1776-1898 гг. — губернаторский дом, в 1898-1918 гг. — архиерейский дом, в 1918-1995 гг. — в государственной собственности, с 1995 гг. — в ведении Тверской епархии, с 2002 гг. — здание Тверского епархиального управления. Строительство дома началось в 1776 г. архитектором Федором Штенгелем на месте сгоревших во время великого пожара 1763 г. княжеских палат. По указу Екатерины II в казенном здании была размещена резиденция тверского губернатора. В дореволюционное время улица носила название Большой Екатерининской (Миллионной). На первом этаже были канцелярия, приемная и кабинет губернатора, на втором — гостиная и жилые помещения. По долгу службы в доме бывали известные люди: императорские и царственные особы, драматург А.Н. Островский (1856 г.), Ф.М. Достоевский (1859 г.), М.Е. Салтыков-Щедрин (с 1860 г. — Тверской вице-губернатор), знаменитый геолог и химик Петр Багратион (1862-1868 гг. — Тверской губернатор). В 1898-1918 гг. дом был городской резиденцией тверского правящего архиерея. 3 октября 1899 г. архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) освятил в резиденции домовую церковь во имя 12-ти и 70-ти Апостолов, устроенную в западной части главного здания, западными окнами обращенного к Спасо-Преображенскому кафедральному собору г. Твери (взорван в 1935 г.). В 1902 г. при городском архиерейском доме была открыта епархиальная библиотека. В январе 1918 г. Тверской губисполком национализировал архиерейские дома в губернии, в которых затем были размещены различные учреждения. В Тверском городском архиерейском доме последовательно размещались губоно (1918-1919 гг.), отдел соцобеспечения и биржа труда (1918-1928 гг.), рабочий клуб швейников (1930 г.). В период боев за освобождение города Калинина от фашистских оккупантов в декабре 1941 г. здание частично пострадало. В 1942-1948 гг. здесь располагался Калининский облисполком, в 1949-1952 гг. — областное управление сельского хозяйства, в 1953-1970 гг. — областное управление сельского хозяйства и заготовок, областная «Сельхозтехника», в 1970-1991 гг. — Калининский горпищеторг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211300...

Алексий, епископ Бузулукский и Сорочинский (Антипов Леонид Петрович) Дата рождения: 13 августа 1956 г. Дата хиротонии: 25 марта 2012 г. Дата пострига: 10 марта 2012 г. День ангела: 25 февраля Страна: Россия Биография: Родился в крестьянской семье 13 августа 1956 г. в с. Старо-Борискино Северного р-на Оренбургской обл. Отец — Петр Николаевич (в монашестве Пантелеимон; 1912-1994), мать — Евдокия Кузьминична (в монашестве Ольга; 1918-2010). Четыре брата несут пастырское служение в Оренбургской, Орской, Самарской и Казанской епархиях, старшая сестра была супругой священника. В 1973 г. окончил среднюю школу и поступил в Бугульминский индустриально-педагогический техникум, который окончил в 1978 г., получив диплом мастера производственного обучения. В 1974-1976 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978-1981 гг. работал по полученной специальности педагогом в ССПТУ 8 г. Набережные Челны. В 1981-1984 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1991 г. окончил Московскую духовную академию . В 1983 г. женился. 4 декабря 1983 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен в сан диакона, 25 февраля 1984 г. тем же архиереем рукоположен во иерея. 30 мая 1984 г. удостоен права ношения набедренника. В 1984-1988 гг. — священник Никольского кафедрального собора г. Оренбурга. В апреле 1986 г. награжден камилавкой. В 1988-1989 гг. — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Кувандыка. В 1989-1998 гг. — настоятель Троицкого храма в своем родном с. Старо-Борискино Оренбургской обл. В марте 1991 г. удостоен права ношения наперсного креста. 23 июня 1998 г. возведен в сан протоиерея. В 1991-1992 гг. — благочинный Бузулукского округа Оренбургской епархии . В 1998-2000 гг. — настоятель храма Всех святых г. Бузулука и благочинный Бузулукского округа. В 2000-2005 гг. — секретарь Оренбургской епархии. В 2001-2009 гг. — благочинный Оренбургского и Соль-Илецкого округов. В апреле 2000 г. награжден палицей. В 2000-2005 гг. — настоятель храма Иоанна Богослова г. Оренбурга. В мае 2003 г. награжден крестом с украшениями. В 2005-2011 гг. — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Оренбурга.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198829...

РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010