В. Ш. 1963 – В. Ш. (Рец. на) Часослов. Издание Московской патриархии. М., 1961, 322 стр. – ЖМП 1963, 12, с. 80. Голубцов 1999 – Сергий Голубцов , протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. Городцев 1911 – П. Городцев , прот. Религиозно-церковные вопросы. СПб., 1911. Горький XIII – М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. XIII. М., 1951. ГП 1917 – Г. П. Триодь Постная в новоисправленном переводе – Руководство для сельских пастырей. Киев, 1917, 4, с. 111–118. Громыко 1986 – М.М. Громыко. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. Громыко 1991 – М.М. Громыко. Мир русской деревни. М., 1991. Гуличкина 1999 – (Г. Гуличкина). Поместный Собор 1917–1918 гг. и дело о церковно-богослужебном языке. – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 137–148. Гурий 1947 – Гурий (Егоров), еп. Патриарх Сергий как богослов. – Патриарх Сергий и его духовное наследство М., 1947. Дамаскин 1992 – Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992. Данилушкин 1997 – М.Б. Данилушкин, Т. К. Никольская , М.В. Шкаровский. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1980). СПб., 1997. Дeяhuя I-X – Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 104–106, 116–119]. М. – Пг., 1918. Изд. не завершено. Кн. 1, вып. 1–3; Кн. 2, вып. 1–2; Кн. 3; Кн. 4, вып. 1–2; Кн. 5; Кн. 6, вып. 1–2; Кн. 7, вып. 1; Кн. 9, вып. 1; Кн. 10, вып. 1. [Переиздано: М., Новоспасский монастырь, 1994–2000. Том 1–9. Издание продолжается]. Диаковский 1902 – Д. Диаковский. Нормальна ли постановка церковнославянского языка в начальных школах светского ведомства? – Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1902, 10, с. 302–303. Дмитриевский 1912 – А.А. Дмитриевский . Отзыв о сочинении М. М. Орлова «Литургия св. Василия Великого ». – Сборник отчетов о премиях и наградах, присуждаемых императорской Академией Наук. Отчеты за 1909 г. СПб., 1912, с. 176–347.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни. В 9 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897–1911. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния (Кн. 1–12). М., 1918. Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. В 4-х вып. М., 1918. Сергий (Страгородский) , архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПб., 1905. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. М., 1994. Степанов (Русак) Владимир. Свидетельство обвинения. Т. 1–3. М,1993. Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931). Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в 20 столетии. М., 1995. Толстой М. В. История Русской Церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. Париж, 1960. Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. Феодосий (Процюк), архиепископ. Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине 1917–1943 гг. Т. 1–4, машинопись. МДА. Смоленск, 1978–1979. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви. В 5 т. М., 1896. Филарет (Дроздов) , митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1–4 и доп. т. М., 1885–1888. Филарет (Дроздов) . Мнения, отзывы и письма. М., 1905. Флоровский Георгий , протоиерей. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж, 1988. Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. М., 1899. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994. Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. Кн. 9. М., 1997. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1917–1925). М., 1996. Цыпин Владислав , протоиерей. Русская Церковь (1925–1938). М., 1999. Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь , верующие (1941–1961). М., 1999. Шкаровский М. В. Иосифлянское течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1913 г. 19. С. 493-500) со ст. «Д. Н. Мамин-Сибиряк как писатель [для] детей» в журнале дебютировал писатель П. П. Бажов . В качестве приложения к «Е. е. в.» были изданы «Указатель статей о Екатеринбургской епархии, помещенных в неофициальном отделе «Пермских епархиальных ведомостей» с 1867 по 1885 г. включительно» (1895), «Воспоминания раскаявшегося отступника от православия в мусульманство» (1911), «Краткое изложение сущности миссионерских бесед с воспитанниками Каслинского приюта» и «Дневник инородческого миссионера» прот. А. Миропольского (1911-1913), «Материалы для истории Екатеринбургской епархии» (1914-1915), «Наличный состав лиц, служащих при духовных училищах (учебных заведениях) Екатеринбургской епархии» (1899-1902), списки церковноприходских школ, отчеты о состоянии духовно-учебных заведений, журналы съездов духовенства, уставы церковных братств и т. д. С апр. 1917 г. «исполнительным комитетом Екатеринбургского городского духовенства» издавались «Известия Екатеринбургской церкви» (в 1919 «Известия Екатеринбургской епархии»). С июня 1917 г. «Известия...» выпускались епархиальной редакционной комиссией (редакторами бессменно были Н. П. Скворцов и В. Д. Юденич (впосл. еп. Чувашско-Чебоксарский Владимир)) и заменили «Е. е. в.». С подзаголовком «Орган православного клира и мирян» «Известия...» выходили без определенной периодичности до июня 1919 г. (в 1917 вышло 20 номеров, в 1918 - 22, в 1919 - 8 номеров). В качестве приложения к ним издавались «Церковно-народные листки» (1918-1919). В 1927-1928 гг. в Екатеринбурге выходил журнал Уральской обновленческой митрополии «Уральские церковные ведомости» (редактор - секретарь митрополии протопр. И. Уфимцев). Издание епархиального органа возобновилось в февр. 1990 г. В 1990-1991 гг. выходила газ. «Православный вестник Свердловской епархии», в 1993-1996 гг.- ж. «Екатеринбургский епархиальный вестник», с 1994 г. издается «Православная газета» (с 2002 - еженедельно с подзаголовком «Официальное издание Екатеринбургской епархии»). Кроме того, в Екатеринбурге выходит еще неск. церковных газет (с 1995 - «Голос Православия», в 1998-2001 - «Православный вестник», с 1999 - семинарская газ. «Твоя Церковь», с 2000 - молодежная газ. «Покров»), свои периодические издания имеют мн. мон-ри и храмы епархии.

http://pravenc.ru/text/189619.html

В 20-х гг. XVIII в. правительство принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных землях Поволжья. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына, он увез походную церковь, устроенную по рисунку имп. Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию был определен царицынский соборный диак. Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг. приняли Крещение ок. 1700 калмыков, новообращенных селили в Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1839 г. в Царицыне открылась школа для детей правосл. калмыков, наиболее активным из учителей был диак. царицынской Преображенской ц. Василий Дилигенский, составивший букварь калм. языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калм. язык. К кон. XVIII в. в Царицыне действовали 6 храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683) и неск. часовен, в Дмитриевске (совр. г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось Царицынское отд-ние Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории буд. В. о. находились 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне действовали 16 правосл. церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора (освящен в 1918). В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митр. Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и проект не был осуществлен. В 1799 г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и Пензенской епархии (в 1828-1917 именовалась Саратовской и Царицынской). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ (учреждена в 1918, воссоздана 31 янв. 1991). На территории В. о. действуют 244 правосл. прихода, 6 мон-рей (3 муж. и 3 жен.). А. В. Кузьмин Старообрядчество, сектантство В посл. трети XVII в. старообрядцы активно селились на территории совр. В. о. В кон. 60-х гг. посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил на р. Медведице укрепленный городок, к-рый в 1689 (или 1688) г. был уничтожен царскими войсками. В 1674 г. иером. Иов (Лихачёв) основал на р. Чир муж. пуст., в к-рую в 1685 г. из новгородских пределов переселился др. крупный деятель раннего старообрядчества - игум. Досифей . Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т. ч. выходцами из Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.

http://pravenc.ru/text/155148.html

С началом первой мировой войны насельницы, проживавшие в Красностоке и Гродно, клир красностокского прихода вместе с чудотворными иконами - Красностокской (оригиналом и копией) и Владимирской - эвакуировались сначала в Москву, а с 1918 г. во главе с игум. Еленой размещались в Екатерины великомученицы монастыре в Подмосковье. В 20-30-х гг. XX в. священнослужители были репрессированы и приняли мученическую кончину. Сестры пребывали в Екатерининской обители на условиях трудовой артели до 1931 г., после чего ок. 100 чел. вернулись в Гродно (в красностокских строениях к тому времени разместился мон-рь католич. ордена салезиан), остальные рассеялись по окрестным селениям. Игум. Елена скончалась в 1937 г. в Малоярославце. Постройки мон-ря в Гродно были повреждены во время первой мировой войны, в результате прямого попадания снаряда пострадала ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1921 г. в Гродно вернулась Владимирская икона Божией Матери. В 1923-1929 гг. стараниями игум. Онуфрии (Арцукевич; 1923-1931 и 1948-1953) собор Г. м. был восстановлен. Во время Великой Отечественной войны Гродно был оккупирован нем. войсками, действующий мон-рь возглавляла игум. Серафима (Фельдман; 1931-1947). В 1944 г. после освобождения города Красной Армией был незаконно арестован и осужден на 20 лет ИТЛ свящ. мон-ря Никита Томчук (реабилитирован в 1992). В 1947-1948 гг. Г. м. возглавляла игум. София (Порали), затем игум. Гавриила (Рисицкая), трудами к-рой в 1953 г. в Г. м. был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех. К 1 нояб. 1959 г. в мон-ре проживало 58 насельниц (3 игум., 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы). До 1959 г. мон-рь имел участок земли в 2 га, 3 жилых дома для насельниц. В ходе нового этапа гонений на Церковь в кон. 50-х гг. у Г. м. изъяли землю с огородами, в 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома мон-рь был закрыт. Игум. Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь , вместе с ними были перенесены чудотворные иконы Божией Матери - Красностокская и список Владимирской. В 1990 г. в возобновленном Евфросиниевом полоцком женском монастыре поселилось 6 оставшихся в живых гродненских монахинь. До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. после реставрации разместился Белорусский гос. музей атеизма, переименованный в 1991 г. в Музей истории религии.

http://pravenc.ru/text/168165.html

Большой вклад в создание обновленной церкви внес ее староста А. Махалин, который, по выражению ректора семинарии, «много и очень много потрудился над благолепным устроением семинарского храма». В 1898 году возводится обширная трехэтажная пристройка к семинарскому зданию для размещения в ней церкви и ученической столовой. К концу осени над новой церковью была устроена «куполообразная звонница с крестом наверху». 5 октября 1899 года новая церковь во имя Софии, Премудрости Божией была освящена. После Октябрьской революции Тульскую духовную семинарию закрыли, в 1918 году разграбили храм. В здании семинарии с 1923 по 1941 гг. размещались 74-й и 201-й полки 84-й стрелковой дивизии имени Тульского пролетариата, по другим сведениям — пехотная школа комсостава, с 1944 по 1960 гг. — Тульское Суворовское военное училище, потом — школа-интернат. Комплекс построек семинарии был признан памятником истории и культуры регионального значения в 1991 году. 16 сентября 2001 года здание семинарии вернули Тульской епархии, началась его реконструкция. Восстановлены фасады и барабан с главкой бывшей домовой церкви. Семинария пока что располагается в одном из корпусов, построенных на ее территории при советской власти. В этом же корпусе обустроена и домовая церковь, освященная 22 июня 2005 года во имя Святой Живоначальной Троицы. http://www.vidania.ru/ Православный храм Святой Троицы при Тульской Духовной семинарии появился в 1829 году на третьем этаже семинарии. В 1861-м году его переместили на второй этаж и устроили новый иконостас. В 1876-1877 годах здание семинарии перестраивалось, в правом крыле был построен новый большой храм, который освятили в честь Святой Софии. В начале 1918 года храм и семинария были закрыты. В здании церкви располагался спортивный зал школы-интерната. В 2001 году здание семинарии возвратили епархии. В 2006 году 6 января был освящён купол во вновь открывшемся храме Святой Троицы. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Софийская при тульской семинарии. Первоначально церковь устроена была в 3-м этаже семинарскаго здания во имя св. Троицы в 1829 г. В 1861 г. была перенесена по 2-й этаж, причем вновь устроен иконостас. Во время перестройки семинарскаго здания церковь была возобновлена в 1876–1877 г. и освящена во имя Софии Премудрости Божией. Богослужение в этой церкви уставом семинарии 1884 г. положено совершать духовнику семинарии, коему назначено жалованья при казенной квартире 500 р. Кроме того в пользу причта этой церкви получаются % с 350 руб.

http://sobory.ru/article/?object=13346

Возражение 12.1. Доверия к запискам и стенограмме убийцы Янкеля Юровского, даже если они подверглись его собственноручной правке, нет и быть не может. Ни один суд не строит доказательства обстоятельств убийства и сокрытия следов преступления исключительно на воспоминаниях одного или нескольких убийц, тем более изложенных вне рамок уголовно-процессуального действия. Собранные следователями И. Сергеевым, Н. Соколовым и их сотрудниками «по горячим следам» в 1918 и 1919 гг. показания свидетелей (Г.Н. Котегова, Н.В. Мутных, А. Валека, ряда крестьян деревни Коптяки и других), обнаруженные ими в Ганиной Яме вещественные доказательства — расплавленные пули, найденные в кострищах (от 1 до 3 метров в диаметре), остатки обгоревшей Царской одежды и драгоценностей, фрагменты костных и других останков (в том числе отрубленный палец Императрицы) и другие — опровергают и «Записку», и стенограмму выступления Юровского. И «Записка», и стенограмма содержат множество противоречий (убитых в Ипатьевском доме то ли 11, то ли 12 человек, расстояние от железнодорожного переезда до ямы в Поросенковом Логу то 1,5 версты, то 0,5 версты, то 100 саженей и т.д., и т.п.) 13, 19, 20, 21]. Захоронение 9 тел в Поросенковом Логу, по «Запискам» и стенограмме, произведено на глубину человеческого роста (1,8 м), а обнаруженные в 1991 г. останки находились в яме глубиной по пояс человеку среднего роста (1–1,2 м) 9]. Воспоминания Юровского в корне противоречат воспоминаниям Исайи Родзинского, уверенно утверждавшего, что сожгли не менее четырех тел, в том числе точно Николая II, Цесаревича Алексея и «жирного» Боткина. Противоречат они и воспоминаниям другого убийцы, Петра Ермакова, который говорил о сожжении всех 11 тел Царственных Мучеников и их верных слуг в Ганиной Яме. О сожжении останков говорят и воспоминания охранника Ипатьевского дома В.Н. Нетребина и пулеметчика А.А. Стрекотина 16]. Почему следствие отвергает эти воспоминания и показания свидетелей, вещественные доказательства, собранные еще в 1918–1919 гг. и позднее, но безоговорочно доверяет одному человеку (причем противоречащему самому себе) — главарю убийц Янкелю Юровскому, неизвестно! Хотя по нормам уголовно-процессуального законодательства следствие должно было это объяснить и установить.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/07/...

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Е. в. присутствовали проживающие в Карсе клирик карсского Спасо-Преображенского собора свящ. Алексий Параскевов и инспектор народных уч-щ Н. В. Политов. В марте 1917 г. Грузинский Экзархат РПЦ вслед. провозглашения груз. иерархией восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917; восстановлена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сент. 1917) был упразднен. 10 июля 1917 г. для русских и др. негруз. православных приходов Закавказья был учрежден Кавказский Экзархат, в юрисдикцию к-рого вошло и Е. в. (возможно, как епархия). С упразднением Кавказского Экзархата (21 февр. 1920) Е. в., вероятнее всего, было также упразднено. Однако в источниках сохранились сведения о Ереванской кафедре РПЦ 2-й пол. 20-х гг.,- возможно, Е. в. в этот период было восстановлено как епархия. Так, известно, что 30 нояб. (по др. источникам, 17 нояб.) 1924 г. Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном в сослужении митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского) в ц. Преображения Господня в Каретном ряду в Москве во епископа Ереванского был хиротонисан архим. Антоний (Романовский) , преподаватель богословских предметов (1913-1921) и инспектор (1919 (или 1918) - 1921) Тифлисской ДС (среди его учеников был буд. Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе ; 1960-1972)), благочинный (1919-1924 (или 1921)) рус. мон-рей в Грузии. Одновременно с хиротонией еп. Антоний был назначен управляющим Сухумской епархией РПЦ (по формулировке других источников, хиротонисан во епископа Сухумского и Ереванского). В янв. 1927 г. еп. Антоний был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, позже выслан в Марийскую автономную обл., 27 февр. (или 12 марта) 1929 г. перемещен на Донскую кафедру. 23 нояб. 1928 - 3 апр. 1930 г. Ереванской кафедрой, а также Сухумской и Сумской епархиями управлял еп. Бакинский Серафим (Протопопов) . Определением Свящ. Синода РПЦ от 19 нояб. 1943 г. правосл. приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви (ЖПМ. 1944. 3. С. 7), в 1991 г. вошли в Майкопскую и Армавирскую епархию РПЦ, ныне - в Екатеринодарской и Кубанской епархии . Действующие церкви: в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ереван), вмч. Георгия (с. Анкаван, Котайкская обл.), Рождества Пресв. Богородицы (Ванадзор), свт. Николая Мирликийского (Гюмри), мучеников Кирика и Иулитты (с. Димитров, Араратская обл.).

http://pravenc.ru/text/190125.html

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Храмы Храм Воскресения Христова (Воскресения Словущего) построен в 1689-1701 гг. Освящен Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня с храмом во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1748 г., перестраивалась в 1848 г., после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, Митрополитом Московским , во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Расцвет монастыря связан с основанием в его стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (†1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. по его приглашению ученые киевские монахи Епифаний (Славинецкий) , Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) , Феодосий (Сафанович) и др. разместились в стенах монастыря. Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVIII в. Андреевский монастырь упразднялся дважды: первый раз в 1725 г., и во второй раз, после возобновления в 1730 г., в 1765 г. После упразднения монастыря его храмы были обращены в приходские. В 1803 г. Московское купеческое общество возвело на месте ветхих монастырских стен корпуса Богадельни, которая была закрыта в 1918 г. До 1917 года при храме Воскресения существовала Церковно-приходская школа. Храмы были закрыты: надвратный — Святого Мученика Андрея Стратилата - в 1918 г., храм Воскресения Христова — в 1924 г., храм Святого Апостола Иоанна Богослова — около 1940 г. С конца 1960-х годов в комплексе Андреевского монастыря размещался Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы Госстандарта СССР. В августе 1991 г. образовано Патриаршее подворье и принято решение о размещении в обители Синодальной библиотеки Московского Патриархата. С марта 1992 г. в храме Воскресения Христова возобновлены Богослужения В 1997 г. возстановлена звонница на колокольне. 16 июля 2013 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви вместо Патриаршего подворья возсоздан Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, наместником монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт. В настоящее время ведутся реставрационно-возстановительные работы. В 2015 году храму исполнилось 340 лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Феофилакт совершил освящение трех Престолов надвратного храма: центрального во имя Святого мученика Андрея Стратилата, правого во имя Святого апостола Андрея Первозванного и левого во имя Великомученика Феодора Стратилата.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_му...

Вятской губ. СПб., 1912; История вновь строящегося Благодатного Св.-Троицкого монастырского общежития, Пермской губ. и у.: Светлая страничка из совр. монастырской жизни. М., 1913; Начало Екатеринбургской епархии. СПб., 1914; Указатель статей по истории, археологии и этнографии, помещенных в «Пермских ЕВ» со времени их выхода по авг. 1905 г. Сарапул, 1915; Верхнекамский край. Ярославль, 1916; Исторический путев. по Соликамску. Соликамск, 1917. Пермь, 2006п. Лит.: Игнатьев А. А. Свящ. И. В. Шестаков: Очерк жизни и трудов. Сарапул, 1918; В мире духовенства: [Об убийстве в Перми в дек. 1918 г. Я. В. Шестакова]//Свободная Пермь. 1919. 18 янв.; То же//Освобождение. 1919. 23 янв.; Осоргин М. А. Отец Яков// Он же. Мемуарная проза. Пермь, 1992. С. 194-208; Коровин А. Исследователь в рясе//Вечерняя Пермь. 1991. 24 окт.; Кашихин Л. С. Просветитель Я. В. Шестаков//Местное время. 1992. 29 окт.; Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого авт. округа: Учеб. пособие. Пермь, 1995. С. 45; Дамаскин. Кн. 2. С. 114; Город на Иньве: Кудымкар: Годы и люди/Авт.-сост.: Ю. П. Зубов. Пермь, 1997. С. 112-114; Нечаев М. Г. Просветительская деятельность свящ. Иакова//Интеллигент в провинции: Тез. докл. Екатеринбург, 1997. Вып. 2; Аверина Н. Ф. Шестаков Я. В.//Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 598; Коровин А. П. Старейшая нить краеведения: (К истории церк. краеведения на Урале)//Уральский родовед. 1998. 3. С. 94-106 (электр. ресурс: http://www.uiro.narod.ru/rodoved3/03-09.htm); Краеведы и краеведческие организации Перми: Биобиблиогр. справ./Сост.: Т. И. Быстрых, А. В. Шилов. Пермь, 2000. [Т. 1.] С. 22, 294-295, 357; Определения Свящ. Синода: [Прославление]//ЖМП. 2000. 2. С. 10; Шумилов Е. Н. Нек-рые данные к биогр. Я. В. Шестакова, характеристика его произведений и личности современниками//Пермское Прикамье в истории Урала и России. Березники, 2000. С. 179-180; он же. Государственные, полит., обществ. деятели Пермской губ. (1905-1919 гг.). Пермь, 2004; он же. Шестаков Яков (Иаков) Васильевич//Пермский край (электр. ресурс: http://enc.permkultura.ru); Мат-лы к «Рус. провинциальному некрополю вел. кн. Николая Михайловича»: По док-там РГИА/Публ.: Д. Н. Шилов. 2003. Вып. 1. С. 22. И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/200213.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010