Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1918 г. с названием «Царицынская», с 1925 г. Сталинградская, в 1959 г. присоединена к Саратовской епархии, восстановлена 31 янв. 1991 г. с названием Волгоградская и Камышинская. Границы епархии до 15 марта 2012 г. совпадали с границами Волгоградской области Кафедральный город - Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград). Кафедральный собор - в честь Казанской иконы Божией Матери. Епархия была разделена на 13 благочиннических округов: 4 Волгоградских, Волжский, Дубовский, Зотовский, Камышинско-Михайловский, Николаевский, Новоаннинско-Урюпинский, Руднянский, Суровикино-Серафимовичский, Фроловский. Правящий архиерей - митр. Герман (Тимофеев) . 15 марта 2012 г. из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский р-ны, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Ныне Волгоградская епархия разделена на 6 благочиний: Южное г. Волгограда,Второе г. Волгограда, Центральное г. Волгограда, Северное г. Волгограда, Дубовское, Камышинско-Котловское. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии . В янв. 2005 г. в епархии действовали 254 прихода, 3 плавучие миссионерские церкви, 6 мон-рей (3 муж., 3 жен.). В клир епархии входили 252 священнослужителя (217 священников, 35 диаконов). 1918-1959 гг. В 1918 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) и Синода в границах формировавшейся Царицынской губ., учрежденной 7 сент. того же года. было создано Царицынское викариатство. Царицынским архиереем был назначен бывш. викарий Саратовской епархии Петровский еп. Дамиан (Говоров) . (В 1914 на территории буд. В. и К. е. действовали 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне - 16 храмов, в 1918 состоялось освящение Александро-Невского собора в центре города.) |
Территория К. е. в 1813-1917 гг. в основном соответствовала границам Бессарабской (Заднестровской) обл., входившей в состав Османской империи и присоединенной к России по Бухарестскому мирному договору (28 мая 1812), завершившему русско-тур. войну 1806-1812 гг. В 1837 г. Одесса, заднестровская часть Херсонской губ., Тираспольский и Ананьевский уезды перешли из К. е. в новообразованную Херсонскую епархию. В 1856-1878 гг. приходы Юж. Бессарабии были в составе Молдавского княжества, затем Румынии (основанием для образования Румынии стала Парижская конвенция 7 авг. 1858, которая предусматривала создание некоторых общих для Москвы и Валахии органов управления, но сохраняла вместе с тем реальную власть в руках господаря. В янв. 1859 на престол и в Молдове, и в Валахии был избран Александру Куза, в нояб. 1861 ведущие европ. державы - Франция, Россия, Великобритания и Австрия - согласились с объединением этих княжеств; в янв. 1862 в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство, что завершило объединение Молдовы и Валахии в Румынское княжество). В 1864-1878 гг. они составляли Нижнедунайскую епархию Румынской Церкви, которая в 1878 г. (после возвращения региона в состав Российской империи) была присоединена к К. е. В 1918-1944 гг. (с перерывом в 1940-1941), когда Бессарабия принадлежала Румынии, на ее территории действовала Бессарабская митрополия, внутри к-рой были образованы новые епархии (Бельцкая и Хотинская; Четатя-Албская и Измаильская). В 1940-1941 гг., после вхождения Бессарабии в СССР, К. е. воссоединилась с РПЦ. С 1944 г. епархия находилась в границах Молдавской ССР, в 1945 г. для бывшей ранее в составе Бессарабии Измаильской обл. была учреждена Измаильская кафедра. В 1944 г. в К. е. вошли открытые в 1941-1944 гг. храмы на территории приднестровских районов существовавшей в 1924-1940 гг. в составе Украинской ССР Молдавской АССР (Тираспольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Каменский, Григориопольский, Слободзейский). Ранее эти земли входили частично в Каменец-Подольскую , частично в Херсонскую епархии. После провозглашения независимости Молдавии в 1991 г. и дарования в следующем году решением Синода РПЦ Православной Церкви Молдовы самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских на территории Молдавии были образованы новые самостоятельные кафедры. Из К. е. были выделены: Кагульская и Комратская , Единецкая и Бричанская , Тираспольская и Дубоссарская (1998), Бельцкая и Фалештская, Унгенская и Ниспоренская (2006) епархии. В 2010 г. Свящ. Синод Молдавской Церкви постановил перевести в состав К. е. 7 приходов р-на Рышкань и Рудянский во имя Св. Троицы монастырь , принадлежавшие ранее Единецкой епархии. История |
#d0ae335e4d Закрыть itemscope itemtype="" > Историографическая причина непризнания «екатеринбургских останков» И «возвращение» в историю Члена Екатеринбургского Суда И.А. Сергеева Людмила Лыкова Александр Мощанский 00:49 01.04.2024 263 Время на чтение 41 минут Предисловие Уже более 100 лет длится расследование убийства членов Дома Романовых на Урале в 1918 году. Столь долгая продолжительность обусловлена в том числе значительным общественным резонансом, в основе которого лежит вопрос «признания» останков, обнаруженных в 1991 и 2007 годах на месте, известном под названием «Поросёнков лог», в Железнодорожном районе города Екатеринбурга. При этом со стороны «отрицателей признания» идентичности найденных останков членам семьи бывшего императора Николая II следует критика тех или иных экспертных процедур, утверждённых Законом, а также опора на тезис о «полном сожжении трупов» в районе рудника «Ганина Яма». Авторы здесь не останавливаются на критике претензий лиц, далёких от уголовно-процессуальной деятельности. Ответы им – компетенция Следственного Комитета Российской Федерации и специалистов-экспертов, прошедших соответствующее обучение и имеющих допуски на основании действующего Законодательства. Версия же «полного сожжения останков» основывается на одностороннем толковании событий рядом действительных участников расследования 1918-1922 гг., не нашедших место их сокрытия и выпустивших широким тиражом свое видение неизвестных им обстоятельств. Поэтому полагаем, что основной причиной, посеявшей «зёрна сомнений», в головах наших соотечественников является незнание подлинных документов первоначального следствия, начатого 30-31 июля 1918 года в г. Екатеринбурге, а также неверная интерпретация событий публикаторами, черпающими знания из книг М.К. Дитерихса, Н.А. Соколова, Р. Вильтона, П.П. Булыгина и некоторых других. При этом большинство авторов поддерживают версию о решающей роли в раскрытии Екатеринбургского и Алапаевского дел генерала Михаила Константиновича Дитерихса и Судебного следователя Омского Окружного суда Николая Алексеевича Соколова. При этом, конечно, упоминается, что Дело вели также Судебный следователь Екатеринбургского Окружного суда Александр Дмитриевич Намёткин и Член того же Суда Иван Александрович Сергеев, но их роль и результаты работы преуменьшают или совсем замалчивают. |
сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60. |
Роль Ватикана в общественно-политических процессах на постъюгославском пространстве 1991-2000 гг. Папа Иоанн Павел II и президент Хорватии Франье Туджман История Югославии с момента создания Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС) в 1918 г. и на протяжении всего периода его существования вплоть до балканского кризиса 90-х гг. ХХ в. показала активное стремление Св. Престола участвовать в общественно-политических процессах на югославянских территориях. Но наиболее отчетливо наличие собственной стратегии и тактики Ватикана в отношении юга Балканского полуострова проявлялось при глобальных изменениях геополитической карты Европы – крушении Австро-Венгерской империи и образовании новых государств в начале века; формировании профашистских режимов во время Второй мировой войны и при распаде Югославии на закате столетия. С начала ХХ в. на католических территориях Габсбургской монархии – Словении и Хорватии – под руководством высших церковных иерархов в соответствии с общей идеологией Св. Престола начали формироваться национальные католические движения, в рамках которых создавалась система различных католических организаций. Их отличительной особенностью было стремление охватить различные слои общества, но в качестве приоритетного направления выделялась работа с молодежью – школьниками и студентами. Многочисленные религиозно-просветительные организации развивали «живое католическое чувство», способствовали укреплению на основе католических принципов национального сознания и формировали особую христианскую культуру. В результате Римско-Католическая Церковь усилила свое влияние на частную и общественную жизнь: как до, так и после создания югославянского государства развивалась система римско-католических братств, конгрегаций и религиозных школ; проводились съезды, конференции и слеты католических обществ; влиятельной политической силой стали католическая печать и публицистика. Католические иерархи отстаивали идеи участия церкви в светской власти и в жизни гражданского общества, утверждали право церкви контролировать институты брака и семьи, религиозное, идейное и нравственное обучение молодежи на всех ступенях образовательного процесса. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва о невинно убиенных Поклон Левашовской пустоши 13.02.2007 1586 Время на чтение 21 минут 11 февраля сего года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, после праздничной Божественной литургии настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников веры и благочестия Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Владимир Сорокин с прихожанами и гостями собора по сложившейся традиции отправился в Левашовскую пустынь поклониться праху погребенных там невинно убиенных людей и помолиться об их упокоении. Ведь на основании решения Поместного Собора 1917-1918 гг. определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30.01.1991 г. в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских установлено и поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В пути секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии Лидия Ивановна Соколова рассказала богомольцам о последних находках Комиссии в изучении подвига новомучеников и исповедников. Публикуем ее поучительный рассказ. Венец мученический стяжавшие " Прежде всего хочу сказать о том, что сегодня во многом разрушено историческое самосознание русских людей. Восстановить это самосознание может наследие новомучеников XX века, которое, к сожалению, почти не востребовано нами, что может быть поставлено нам в укор на Страшном Суде. А ведь Русская Православная Церковь накопила ценнейший духовный опыт новомучеников XX века, который вполне может быть понятен нам, потому что жизненный опыт мучеников близок нам по времени, поскольку речь идет о людях, родившихся в одном с нами веке, внуки которых - наши современники. И, наверное, духовное осмысление подвига новомучеников может очень помочь нам в собственном движении к Царству Небесному. Весомый вклад в историю Русской Православной Церкви внес архивный материал, открытый в недавнее время для исследователей. С результатами последних изысканий я и хочу вас сегодня познакомить. |
Закрыть Взлёт и падение «Зарубежной экспертной комиссии» по установлению судьбы " екатеринбургских останков " 15.04.2024 166 Время на чтение 48 минут Источник: Вознесенский Печерский монастырь П.Н.Колтыпин-Валловский К написанию данного материала послужила статья А.Д. Степанова, опубликованная летом 2023 года на сайте " Русская Народная Линия " под довольно необычным названием — " Умер в расколе... На кончину Петра Николаевича Колтыпина-Валловского " . Детально с понятием, что такое " Зарубежная экспертная комиссия " , я познакомился в книге " Испытание на правду. Разоблачение наветов о царских останках " , которую подарил мне старший следователь-криминалист в отставке В.Н.Соловьев, возглавлявший с 1991 по 2015 год " Уголовное дело об убийстве членов Императорского Дома на Урале и в Петрограде в 1918-1919 гг " . После публикации в 1989 году первооткрывателем останков Царской семьи и их верных слуг, Гелием Трофимовичем Рябовым, статей, вышедших, в СССР и за рубежом, некоторые " православные поборники " на Западе были ими крайне обеспокоены, и решили в том же году создать " Зарубежную экспертную комиссию " по вопросу «установления судьбы останков». Не имеющие никакого отношения к открытию группы Гелия Рябова, и никем неуполномоченные, они создали, говоря простым языком, своеобразный " междусобойчик " . Стоял ли всё же кто-то за ними? Если да, то можно сказать, что это была действительно, созданная по заданию «неких заинтересованных лиц»…«Зарубежная экспертная комиссия». Но поскольку до настоящего времени этот вопрос остается тайной за семью печатями, то и упомянутую комиссию я в данной статье буду именовать " междусобойчиком " . Возглавил его П.Н.Колтыпин-Валловский. В комиссию также вошли в качестве вице-председателя князь А.П.Щербатов, секретаря Е.Л.Магеровский, граф Н.Д.Толстой-Милославский и профессор П.Н.Пагануцци. Что же это были за люди, которых так сильно заинтересовало, сделанное Г. Т. Рябовым заявление? Почему именно они решили все расставить по местамв деле, найденных в 1979 году под Свердловском останков Царской семьи? |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИНОВСКИЙ Сергей Владимирович (15.04.1884, Москва - 30-е гг. XX в.), один из лидеров обновленчества . Из дворянской семьи. С 1896 г. обучался в Имп. лицее царевича Николая, а с 1898 г.- в частной гимназии Поливанова. В 1905 г. поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та, но в 1907 г. отчислен как не внесший плату за обучение. Восстановлен в 1908 г., но затем вновь отчислен по собственному желанию. Сдал экзамен в Серпуховском казенном уч-ще на звание учителя народных школ. В 1912 г. рукоположен во иерея к Сергиевской ц. на Ходынской пл. В последующие годы служил священником в Псковской и Подольской губерниях. Во время первой мировой войны был полковым священником на Северо-Западном фронте. В 1918 г. патриарх свт. Тихон назначил К. настоятелем московского храма в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской пл. По словам современников, он был в то время «популярный молодой священник», произносил «сильные проповеди» ( Окунев Н. П. Дневник москвича//Наше наследие. М., 1991. 1(19). С. 153). Был активным миссионером среди рабочих, поддерживал отношения с сотрудником VIII (ликвидационного) отдела Наркомата юстиции бывш. священником М. В. Галкиным, впосл. сыгравшим видную роль в антицерковной деятельности Советского гос-ва. По приглашению Галкина К. участвовал в проведении диспутов коммунистических ячеек. По собственному признанию, «считался среди духовенства большевиком», потому что «разделял идеи коммунизма, за исключением религиозного вопроса». В нач. 1919 г. К. принял активное участие в деятельности организованной Ф. И. Жилкиным «Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии» (ХСРКП). 5 июня того же года Жилкин отправил свт. Тихону послание, в к-ром сообщал об избрании К. «духовником» ХСРКП и просил патриарха дать согласие и сделать Гребневскую ц. на Лубянской пл. «партийным храмом». По поручению свт. Тихона 7 июня управляющий московскими приходами Коломенский и Можайский архиеп. |
сост. А.Ф. Грушина Библиография Храм Святителя Николая в Клённиках 1. Торжество в Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские епархиальные ведомости. 1870. 11. С. 6–7. 2. Холмогоров Г., свящ. Юбилейные церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 259–261. 3. История храма//Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 260–261. 4. Романовский Н., свящ . Заметка к статье «Юбилейные церкви» // Московские церковные ведомости. 1901. 27. С. 326–328. –Уточнения и дополнения к истории храма. 5. Холмогоров Г., свящ . К 200-летнему юбилею Николаевской, что в Клённиках, церкви//Московские церковные ведомости. 1901. 35. С. 403–404. 6. Романовский Н, свящ. Вынужденное слово//Московские церковные ведомости. 1901. 43. С. 514–515. – Дополнения к истории храма. 7. Денисов Л. И. Первое заседание Церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения//Московские церковные ведомости. 1902. 6. С. 78–79. – Описание архитектуры храма. 8. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 9. Дар московскому приходу//Московский журнал. 1992. 6. С. 61. – О передаче М. А. и Н. А. Струве двух икон письма Т. В. Ельчаниновой в храм Свт. Николая Чудотворца в Клённиках. 10. Бобринский Б., прот. Живая Россия//Русская мысль. 1993. 3971.19–25 марта. С. 16. – О восстановлении храма Святителя Николая в Клённиках в 1990-х гг. 11. Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Блинниках)//Указатель материалов о московских храмах, напечатанных в журнале «Московские епархиальные ведомости – Московские церковные ведомости» (1869–1918)/сост. Н. В. Власова, С. П. Прохоров, В. К. Степанов. М., 1993. С. 45. 12. Указатель московских церквей/сост. М. Александровский (1915). Репр. изд. М., 1996. С. 10. 13. На службе Богу//Православная беседа. 1999. 4. С. 22–26. – Рассказ о св. прав. Алексии и сщмч. Сергии. 14. Фрезинская Н. Р. По Покровке-Маросейке...//Московский журнал. 2000. 6. С. 46–53. 14. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 т. 3-е изд. М., 2007. Т. 2. С. 182. |
| |