Продолжалась она до июля 1918 г., когда основные результаты («завоевания») Октября были зафиксированы в первой советской Конституции, принятой V съездом Советов. Летом того же 1918 г. начался новый период в отечественной истории – широкомасштабная Гражданская война 1918-1920 гг.           Одновременно в широком смысле социалистическая революция как процесс социалистических преобразований продолжалась примерно до сталинской Конституции 1936 г. В чем-то она продолжалась и позже.           В 1991 г. партия Ленина и Сталина отстранена от власти, а в 1993 г. ликвидирована Советская политическая система. При этом Августовский путч ГКЧП можно назвать попыткой дворцового или государственного переворота, провал которого спровоцировал быстрый переход-возвращение к обществу с частной собственностью, с рыночно-буржуазной экономикой. Изменился общественно-экономический строй. Поэтому произошедшее в 1991-1993 гг. можно назвать революцией: антикоммунистической, демократической, буржуазной. А можно назвать и контрреволюцией по отношению к социалистическому Октябрю 1917 г.           Причем сам Октябрь был не только следствием Февраля 1917 г., но одновременно и контрреволюцией по отношению к нему. Словом, всё зависит от точки отсчета.           В 1991-1993 гг. Октябрьская социалистическая революция потерпела историческое поражение, но еще не полное, поскольку сегодняшняя политическая элита состоит из людей воспитанных в партии Ленина и Сталина, что, естественно, сказывается в их деятельности. Отсюда  сохранение коммунистических символов и возвеличивание Сталина.           Разумеется, преодоление Октябрьской социалистической революции исторически неизбежно. Но как скоро и какой ценой? Дай Бог, чтобы цена не оказалась слишком высокой! В.М. Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН  ( Доклад на круглом столе «Апокалипсис – 17» в Духовно-просветительском центре «Богоявление» Богоявленского кафедрального собора в Елохове 27 марта 2017 г. )

http://radonezh.ru/analytics/oktyabrskay...

В XVIII в. в экономике Д. наступил кризис из-за ослабления торговой деятельности на Балканах, небольшие доходы поступали от перевозки грузов по морю. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. корабли Д. участвовали в сражениях на стороне турок. В 1806-1807 гг. близ Д. произошло неск. сражений между русско-черногорским флотом, с одной стороны, и кораблями Наполеона, дубровчан и боснийцев - с другой. Русско-черногорские войска неск. раз занимали пригороды Д., но были вынуждены отступить. В 1808 г. французы упразднили республику и через год по Шёнбруннскому договору включили Д. в состав Иллирийских франц. провинций. Но в 1815 г. Д. в составе т. н. королевства Далмация вошел в Австрийскую империю. Особую роль в регионе играла слав. интеллигенция, благодаря к-рой Д. стал центром движения за воссоединение Далмации с Хорватией. Австр. власти не поддерживали это стремление: в 1867 г. при преобразовании империи в двуединую Австро-Венгрию Хорватия вошла в состав венг. Транслейтании, а Далмация - австр. Цислейтании. В кон. XIX в. из-за обострения экономических проблем национальное движение в Д. переживало упадок. В 1918 г., после распада Австро-Венгрии, Д. вошел в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Во время второй мировой войны Д. входил в состав Независимого гос-ва Хорватия (1941-1945), с апр. 1941 по сент. 1943 г. был оккупирован итал. войсками, затем немецкими. В окт. 1944 г. город освободили югославские партизаны. По Конституции Югославии 1946 г., Д. стал частью республики Хорватия. В 1979 г. исторический центр, Старый город, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что определило положение Д. как города-музея. После провозглашения Хорватией 25 июня 1991 г. независимости и начала военных столкновений 1 окт. 1991 г. погибло 114 чел., были разрушены или повреждены мн. архитектурные памятники. В 2005 г. в городе были завершены восстановительные работы, проводившиеся хорват. властями совместно с ЮНЕСКО. Христианство В церковном отношении Д. подчинялся Риму, даже когда находился в зависимости от Византии. Время возникновения епископской кафедры неизвестно. Согласно преданию, 1-м епископом был Иоанн, переселившийся с беженцами из Эпидавра. Кафедра в Рагузе упоминается в актах Соборов в Сплите (925, 928), подтвердивших ее принадлежность Сплитской митрополии.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Пункты ст. 58 УК РСФСР в редакции 1926 г., предусматривающие наказание за участие в организации или содействие организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии (ст. 58.5); шпионаж, т. е. передачу, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам (58.6); подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций (ст. 58.7); пропаганду или агитацию против Советской власти путем изготовления, распространения или хранения литературы контрреволюционного содержания (ст. 58.10); укрывательство и пособничество всякого рода контрреволюционным преступлениям (ст. 58.12); массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговой повинностей (ст. 58.13). РКП(б) (Российская коммунистическая партия (большевиков)) – официальное название Коммунистической партии Советского Союза в 1918–1925 гг. РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) (19 июля 1918 – 25 декабря 1991). «Сексот» (секретный сотрудник) – тайный осведомитель правоохранительных органов. СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). В 1923–1929 гг. встречаются разные наименования: Лагерь принудительных работ ГПУ на Соловецких островах, Соловецкие лагеря Особого назначения ГПУ, Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения ГПУ, Соловецкий лагерь особого назначения ГПУ, Соловецкие концентрационные лагеря ОГПУ. СНК , СМ. Совнарком СОАОК (Соловецкое отделение Архангельского общества краеведения). Организовано Приказом УСЛОНа 56 от 13 марта 1925 г., в 1926 г. реорганизовано в Соловецкое общество краеведения (СОК). Прообразом его была Комиссия по изучению флоры и фауны на Соловецких островах, созданная 13 марта 1924 г. при Соловецком отделении Всероссийского производственного союза охотников. В декабре 1924 г. она зарегистрировалась как научное краеведческое общество и стала именоваться СОАОК, 25 января 1925 г. была зарегистрирована в ЦБК при РАН, курировавшего всю краеведческую работу в стране и пожелавшего «успеха в изучении интересной и малоизвестной окраины – диких Соловецких островов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Страна Украина» (можно говорить о целом комплексе близких по смыслу выражений, прислуживающих концепции дезинтеграции общего исторического, цивилизационного пространства России, как страны). Называть «украинскими народными песнями» фольклорные произведения, возникшие в том или ином регионе нашего края в преоид до начала 20-го в. Особенно когда это можно и вовсе не делать, а говорить, например, о «малороссийских песнях», «народных песнях» Поднепровья, Слобожанщины, Прикарпатья, Закарпатья и т.д. «Украинский и российский народы всегда были братскими на протяжении многих веков», «Украина и Россия в 17, 18, 19 веках»; «украинский гетман Богдан Хмельницкий» или «гетман Украины Иван Мазепа», «украинские казаки - запорожцы» (элементарная историко-культурологическая и терминологическая безграмотность, путающая мозги народу и способствующая созданию антироссийской и антинаучной «новой истории»). Называть Крым и Севастополь «частью Украины» вместо того, чтобы называть Крым и Севастополь «административно-территориальными единицами государства Украина» (правильные композиции бывают сложными, а потому и не приживаются в мозгах, но от этого сложные не перестают быть правильными, а упрощенные - ложными и вредными). Говорить о том, что «у Украины и России, у украинского и русского (российского) народов - многовековая общая (совместная) история». Это не просто ляп, а зловредная пропагандистская чушь, потому что до того момента, пока не образовалась Украинская Советская Социалистическая Республика, в которой украинцев на государственном уровне признали этносом, не могло быть никакой «совместной истории двух государств». Совместной историей для двух этно-культурных сообществ - украинского и русского - и для двух государственных образований - УССР и РСФСР - является период с 1918 по 1991 гг. С 1991-го «общая история» двух государств, увы, снова перестала быть совместной. Если рассуждать об «общности» истории, можно с таким же успехом заявлять о «совместной истории» Англии и Франции, исходя из наличия периода Столетней войны. А также - об «общей истории» Польши и Украины, учитывая, что Польша (Речь Посполитая), владела значительной частью территории, на которой ныне располагается украинское государство...

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/28/...

Именно поэтому архиважный вопрос «куда мы идем?» до сих пор открыт. Это – к теме «национальной идеологии», а так же к вопросу «где посадки, господин президент?». (Хотя, заметим, движение в этом направлении есть, но медленное). Выделим главное: социальная система выходит на первый план в мирное и стабильное время, а этническая заявляет о себе в периоды глубоких кризисов, больших войн и потрясений. Что, собственно, мы и наблюдаем с 24 февраля 2022 г. Это к вопросу об очищении «общества» войной и новом проекте будущего. Остается добавить, что главным условием выживания этноса в нестабильных условиях и «постоянно меняющейся среде обитания» является наличие у него определенного свойства – пассионарности. Есть ли она у нас? Гумилёв отвечает – есть. Пассионарность Российского суперэтноса сегодня на среднем уровне. Этого хватит. Делаем вывод. Этнос, в известном смысле, – большая семья. Если связи между членами этноса крепкие, внутриэтническая комплиментарность высокая, и люди чувствуют своё родство, то такой народ не победить. И наоборот, если в семье-этносе непрекращающиеся раздоры и разделения, то его можно завоевать или разложить изнутри. Или и то и другое вместе. Таким образом, степень устойчивости этноса по Гумилёву определяется не его массой, т. е. численностью населения, не уровнем развития экономики, т.е. количеством богатства, а крепкими системными связями и постоянным взаимодействием членов этноса между собой. То же и на уровне суперэтноса. Советский Союз в 1991 году разрезали по живому. Но невидимые суперэтнические связи между русскими, малороссами и белорусами остались. Эти связи можно на время разорвать с помощью насилия, в т. ч. информационного, но уничтожить полностью невозможно, поскольку они сохраняются на глубинном уровне архетипов (культурных кодов). Проблема в том, что между самими русскими эти внутренние связи в фазе надлома были ослаблены. Этническая система потеряла цельность, и, следовательно, – сопротивляемость. Начался этот нехороший процесс в середине XIX века. Пик пришёлся на гражданскую войну 1918–1920 гг. Второй пик, поменьше, – на кон. 1980-х – 90-е гг.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/09/et...

«Богословский вестник» печатался в Сергиево-Посадском отделении Московской типографии А. И. Снегиревой , позднее – в типографии Троице-Сергиевой Лавры. Его тираж в 1892 г. составлял 2 400 экз., в 1893–1911 гг. – 1500–1800 экз., с 1912 г. – 800–900 экз. Основными подписчиками были Духовные учебные заведения, а также представители приходского духовенства. В первом номере «Богословского вестника» была помещена программа журнала: «Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной —11— Академией, выходит ежемесячно, книжками от двенадцати до пятнадцати листов, по следующей программе: Отдел I. Творения св. отцов в русском переводе. Отдел II. Исследования и статьи по наукам богословским, философским и историческим. Отдел III. Из современной жизни (обозрение заслуживающих внимания православного христианина событий и мероприятий в церковной и гражданской жизни, наблюдения над направлением нравственной жизни современного общества, суждения о духовных потребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии). Отдел IV. Критика, рецензии и полная, по возможности, библиография по богословским наукам. Отдел V. Приложения. Сюда входят диссертации на учёные степени, протоколы заседаний Совета Академии, каталоги Академической библиотеки». Эта программа исправно исполнялась на протяжении всех лет издания журнала. В нём опубликовано множество статей профессоров Академии, по праву входящих и поныне в золотой фонд русской богословской науки. Последний номер дореволюционного журнала вышел в конце 1918 г., а 2 марта 1919 г. Правление Академии приняло постановление о прекращении его издания. Возможность издания научного журнала Московской Духовной Академии появилась только после 1991 года. Профессорско-преподавательская корпорация вполне осознаёт важность и настоятельную потребность возобновления издания «Богословского вестника». Дважды на протяжении последних лет были предприняты попытки исполнить эту задачу, к сожалению, до сих пор, по непростым обстоятельствам времени, не удалось добиться регулярности его издания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1918 г. – член Священного собора Российской Православной церкви. За активное участие в церковно-общественной жизни неоднократно репрессирован (1920, 1922, 1924, 1934 гг.) Отбывал 3-летний срок в Соловках (1924 - 1927). Арестован 5 июня 1937 г. 19 августа 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен за «участие в антисоветской террористической фашистской организации» к высшей мере наказания. Расстрелян в Москве 19 августа 1937 г. (Донское кладбище). Реабилитирован 10.10.1991 г. …Мать Леонида Дмитриевича Аксёнова и мой прадед – родные сестра и брат. Людмила Владимирова (Одесса). P.S. Прошу прощения за выступление не по теме. Да и тема памятника на Лубянке, похоже, уже закрыта. DIXI! 56. Череда расстрелов Не доверяем Солоневичу, изданию ЦК КПСС, свидетельствам Лихачева, книге Волкова «Погружение во тьму». А кому доверяем? Есенин писал: «Пришли те же жулики, те же воры. И законом революции всех взяли в плен». Убит чекистами 27 декабря 1925 года и оклеветан. И до сих пор ученики советских есениноведов держат Поэта в ярме самоубийцы. Ближайший друг Есенина Алексей Ганин писал о том, что Россию уничтожают как христианскую державу. А впереди Америка и вся Европа. Его расстреляли 30 марта 1925 года. Остается и этот факт объявить подлогом. Не было. Напридумали… Что касается конкретного документа, совершенно очевидно, что Ленин 19 марта 1922 года ПОДДЕРЖАЛ Троцкого с тем, чтобы не было сомнений в возможности реализации этой директивы от 18 марта 1922 года. Об этом свидетельствует жуткая череда расстрелов священнослужителей. 55. Ответ на 54, Наталья Сидорина: От человека, имеющего опытные знания по части голодания - Ну не хочется животной пищи при голодании, не хочется. Здесь думы об ином - сочные фрукты, ягоды и... красное вино. 54. Ответ на 53, monarhist: меня тоже не печатают,нетолерастно говорю о нынешней власти и считаю её,власть,обратной стороной либерасто-инородной типа оппозиции Видимо, правильно, что так делают. Такие как Вы андроповские чекисты-монархисты развалили СССР, а уж РФ добить и вовсе легко, если вас не подкорачивать.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

– принцип веротерпимости и конфессионального согласия. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПОЛОЖЕНИЕ ДНР И ЛНР ДНР и ЛНР как русские национальные государства ДНР и ЛНР – прямой результат проявления политической и национальной воли народа Донбасса и воли русского народа в целом, выраженной как в референдуме, так и в прямых государственных и военно-политических действиях, и продолжение этой воли в настоящее время. Выражение этой воли носит необратимый характер исторического творчества в развитии национального государства, цивилизации и жизни русского народа. Границы Донецкой Народной Республики совпадают с границами бывшей Донецкой области Украины, а Луганской Народной Республики – с границами бывшей Луганской области, части которых продолжает силой удерживаться в составе украинского государства и должны быть воссоединены с Республиками Донбасса, войдя в их состав. Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика в своих границах в соответствии со своими Конституциями относятся к исторически сложившемуся экономико-географическому региону Донбасс. Территория Донбасса, как и его народ, неделимы. Донбасс – особый исторически сложившийся в XIX веке регион Восточной Европы и Евразии, который имеет свои экономические, культурные особенности, обусловленные его автономным положением, способствующим созданию Донецкой и Луганской Народных Республик. Донбасс и историческая Новороссия Народ Донбасса является неотъемлемой частью русского народа, исторической России. Вместе с регионами, находящимися под контролем Украины, – Запорожской, Харьковской, Днепропетровской, Херсонской, Николаевской, Одесской областями – Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика входят в состав исторической Новороссии, которая представляет собой полностью русскую национальную территорию, сложившуюся на новых землях Российской империи в XVIII-XIX вв., а их жители являются частью единой русской нации. В силу неоднократных изменений границ Российского государства в 1918-1919 гг., учреждения Украинской Советской Социалистической Республики (1919 г.), после распада СССР на отдельные государства в 1991 г. Донбасс вместе с другими регионами Новороссии против своей воли оказался в составе Украины. Большая часть русского народа стала разделенной и подчиненной чуждому ей антирусскому проекту, который систематически унижает его достоинство и разрушает русскую национальную идентичность, ухудшает его благосостояние. Единственным приемлемым для ее народа будущим Новороссии может быть его возвращение в орбиту Русского мира.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/29/doktri...

Решение о сожжении останков Царской семьи было принято Голощекиным еще до ее убийства. 840 кг бензина [ количество бензина Н.А. Соколов, на самом деле, определял приблизительно. - Ред. ] - это веское доказательство принятия именно такого решения. Потому-то и была сделана могила с двойным дном, чтобы в будущем была возможность дополнить (или подменить) останки захороненных там двойников Царской Семьи. Эти факты, вместе с заявкой на автомобили и бензин, поступившей в комиссариат Снабжения и принятой дежурным по нему до полуночи на 17 июля 1918 года, ставят крест на долгие, тщетные поиски доказательства принадлежности останков к «царским». Приведенные в статье «Мостик " преткновения " начинался у шахты " временного погребения " » факты и косвенные доказательства того, что грузовик шофера Сирика привез на рудник шпалы и бревешки опровергнуть невозможно. Вот они. I. Прямые факты 1. При устройстве ямы в логу были использованы укороченные шпалы и бревешки (вскрытие мостика в 1979, 1991 гг.) 2. В Поросенков лог до ночи на 19 июля не приезжали машины, все они шли по «времянке» (показание сторожа переезда). В логу не находились (до ночи на 19 июля) шпалы и бревешки. 3. Шпалы и бревешки привезли с собой люди, приехавшие в лог в ночь на 19 июля (наличие шпал и бревешек в яме для захоронения). II. Косвенные доказательства 1. Ожидание прибытия на рудник грузовика со шпалами, необходимыми для сооружения ямы с «двойным дном», доказывает задержка на полсуток поездки на глубокие шахты (документы Юровского). И это при нехватке времени в период эвакуации Екатеринбурга! 2. К шахте приходили грузовики: тяжелый с грузом шофера Сирика и без груза шофера Люханова (остались следы их разворота на руднике возле шахты). 3. Грузовик был с грузом под брезентом, заполнившим кузов до половины (свидетель). Объем укороченных шпал и бревешек, равный 1.2 м куб, подтверждает это свидетельство. 2. После прибытия грузовика шофера Сирика все транспортные средства, стоящие на руднике, отправились на глубокие шахты (сопоставление времени прихода грузовика и начало поездки на «глубокие шахты» в документах Юровского).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/20/ez...

Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. Духоборцы с. Гореловка (Грузия) окол Сиротского дома. Фотография. 1988 г. В Закавказье и в Карсской обл. остались представители «малой» и «средней» партий. События 90-х гг. XIX в. очень ослабили секту. Д. «малой партии» стояли на старой религ. платформе, Д. «средней партии» пытались увязать новое и старое. Вождем «средней партии» был оставшийся в России сын П. В. Веригина П. П. Веригин (1881-1939), но большинство Д. не оказывало ему тех почестей, какие полагалось оказывать вождю. В 1918 г. по его инициативе состоялось вторичное уничтожение оружия. В 1921 г. Карсская обл. по мирному договору Советской России с Турцией отошла последней. Карсские и ахалкалакские Д. обратились к советскому правительству с просьбой переселить их на юг России. Им выделили земли в Сальском окр. Донской обл., где в 1922-1924 гг. под рук. П. П. Веригина они основали села-общины и начали строить сектантский коммунизм. Небольшая часть закавк. Д. поселилась в Мелитопольском окр. В 1927 г. П. П. Веригин по приглашению канад. Д. уехал в Канаду. С началом коллективизации сектантские коммуны были разгромлены, сальские, мелитопольские и закавк. Д. подверглись репрессиям как кулаки и сектанты, многие были сосланы в Казахстан, на север Сибири. Борьба Советского гос-ва с религией, обязательное школьное обучение, смена поколений привели к секуляризации сознания Д. в России. Они быстро утрачивали остатки религ. знаний, продолжая держаться за обряд. Основной контингент участников молений составляли пожилые женщины, к-рые начинали ходить на молитвенные собрания и заучивать «псалмы» после выхода на пенсию. Сиротский дом восстановили, и с кон. 70-х гг. XX в. он опять стал местом поклонения всех Д., но подавляющее большинство сектантов содержание своей веры сводили к неприятию правосл. Церкви, ее священнослужителей и обрядности. В 1989 г. в Богдановском р-не Грузинской ССР (бывш. Ахалкалакский у., ныне Ниноцминдский р-н) оставалось 3,5 тыс. Д. в 5 селах. Из-за роста национализма в Грузии и угрозы разрастания карабахского кризиса более 2 тыс. Д. в 1989-1991 гг. уехали в Россию, большая их часть поселилась в Чернском р-не Тульской обл. В 1992 г. в с. Гореловка, сохранившем статус духоборческого центра, была создана общественная орг-ция «Община русских духоборцев». В 1998 г. уехавшую из Гореловки группу Д. поселили в Клетнянском р-не Брянской обл. У тульских и брянских Д. молитвенные собрания бывают очень редко, но обряд моления совершается на похоронах и поминках. В Целинском р-не Ростовской обл. мн. духоборческие селения опустели в 80-х гг. XX в. В нач. XXI в. в Гореловке и еще 2 прежде духоборческих селениях, ныне почти полностью заселенных армянами, проживает ок. 350 Д. По воскресеньям и праздникам в Сиротском доме бывают моления, на к-рых обычно присутствуют неск. пожилых женщин.

http://pravenc.ru/text/180628.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010