В 1917 г. вышло 9 номеров журнала под заглавием «Официальные известия по Енисейской епархии». В 1918-1919 гг. значение продолжавших издаваться «Е. е. в.» вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из к-рых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на др. территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи «Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества» И. В. Фигуровского (1919. 1/2. С. 1-7), «Итоги Сибирского поместного Собора» (1919. 3. С. 32-34), «По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором» (1919. 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: «Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова» (1919. 3), «Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого» (1919. 7). В качестве приложения к «Е. е. в.» издавались брошюры: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий» И. Т. Савенкова (1892), «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище» (1893), «Общественная молитва и христианские храмы» свящ. И. Фокина (1905), журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901), отчеты Енисейского комитета Православного миссионерского общества , отдельные проповеди и обращения, листки, в т. ч. «Проповеднический листок» (1914. 7-12) и т. д. В 90-х гг. в Красноярской епархии вновь стали выходить церковные периодические издания. Помимо общеепархиальных газет «Красноярский благовестник» (1991-1993) и «Православное слово Сибири» (с 2001), «Журнала Красноярско-Енисейской епархии» свои издания имеют некоторые благочиния и приходы. Лит.: Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в «Енисейских ЕВ» за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896; Фигуровский И. В. 25-летие «Енисейских ЕВ»//Енисейские ЕВ. 1909. 3. С. 12-16; Рункевич С. Г. «Енисейские ЕВ»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442; Андреев. Христианская периодика. 215, 216, 560.

http://pravenc.ru/text/189967.html

В период с 1918 по 1928 гг. в бывшей графской усадьбе был музей помещичьего быта, затем ремесленное училище и приют для беспризорников. С 1928 по 1941 гг. в Ершово был дом отдыха для железнодорожников. В 1935 г. закрыт храм. В конце ноября 1941 г. село Ершово оказалось на линии фронта – фашисты наступали на Москву. Но именно здесь, на территории села и нынешней здравницы были остановлены фашистские захватчики. Немцы, захватив село на очень короткое время, сожгли его (из 106 домов осталось всего 11). 6 января 1942 г., при отступлении из села, фашисты заперли в храме раненых пленных советских солдат и мирных жителей и взорвали церковь. В ходе боевых действий было частично разрушено также и здание бывшей усадьбы. Как память о тех грозных военных временах, на территории усадьбы Ершово до сих пор растут старые липы и лиственницы без вершин, срезанных снарядами. А на центральной аллее находится монумент и братская могила воинов, своей жизнью защитивших Звенигород, Москву, наше Отечество. В 1941 г. на месте этой братской могилы был похоронен только один офицер - лейтенант Калинич, и несколько солдат, погибших в ходе боевых действий на территории дома отдыха. Весной 1942 г. вернувшиеся из эвакуации в Ершово местные жители обнаружили под растаявшим снегом на территории села, дома отдыха, в пруду и на опушке леса многочисленные останки бойцов Красной армии, которые были захоронены рядом с могилой Калинича. Старожилы Ершово рассказывали, что вплоть до 1946 г., пойдя в лес за грибами или ягодами, можно было наткнуться на останки погибших и вовремя не похороненных советских солдат. Эти останки также дополнительно хоронили в этой могиле. Памятник установили в середине 1960-х гг. В 2005 г. памятник из бетона заменили на бронзовый. В 1991 г. был сделан небольшой мемориальный комплекс из гранита. На этих гранитных стеллах у братской могилы начертаны имена 144 воинов, погибших в окрестностях Ершово, но местные жители говорят, что там похоронено гораздо больше людей. Точной цифры теперь уже никто не может назвать.

http://sobory.ru/article/?object=00654

В сер. XIX в. на территории совр. В. о. жили ок. 100 протестантов, значительное увеличение их числа произошло в нач. XX в. в результате переселения крестьян из зап. губерний в ходе Столыпинской аграрной реформы, в частности в Никольском у. к 1912 г. поселились более тыс. эстонцев-лютеран. Самоопределение Прибалтийских гос-в после 1918 г. вызвало возвращение эстонцев и латышей в Прибалтику. В 1822 г. упоминается лютеран. община в Вел. Устюге, по-видимому прекратившая существование к сер. XIX в. С 1824 г. известен лютеран. приход в Вологде, 27 дек. 1898 г. в губ. центре была освящена лютеран. ц. в честь Вознесения Господня, в к-рой служил пастор, приезжавший из Ярославля. Осенью 1924 г. кирха была закрыта и передана Латышскому клубу, затем различным общественным орг-циям. В кон. 80-х гг. на территории В. о. действовали 2 общины баптистов , по 1 общине адвентистов седьмого дня и методистов , группы пятидесятников . В 1991 г. в В. о. получило регистрацию объединение евангельских христиан . В наст. время на территории В. о. зарегистрированы 16 объединений христиан веры евангельской (пятидесятников), 6 общин евангельских христиан, 3 - евангельских христиан-баптистов, 3 - адвентистов седьмого дня. В Череповце при общине пятидесятников «Добрая весть» работают приют для детей и гимназия. Иудаизм В кон. XIX в. в Вологде действовала синагога, к-рая была закрыта властями в сер. 20-х гг. В наст. время на территории В. о. зарегистрирована община ортодоксальных иудеев, входящих в Федерацию евр. общин России. Ист.: Памятная кн. Вологодской губ. на 1875 и 1876 гг. Вологда, 1875; Памятная кн. Новгородской губ. на 1876 г. Новгород, 1876; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 2001. Ч. 1. Вып. 4: Книжная традиция Кубеноозерья. С. 3-14, 70-75; Население Вологодской обл.: Стат. сб. Вологда, 2004. Лит.: Суворов Н. Вологда в нач. XVIII ст.: Топогр. и стат. очерк//Памятная кн. Вологодской губ. на 1861 г. Вологда, 1862. С. 1-104; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992; Власова И. В. Вологодская земля и ее население: Этнич. история XII-XX вв.//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 47-62; Перевалов В. А. , Безгодов А. А. Старообрядцы в Вологодском у. во 2-й пол. XVII в. (неизв. эпизод из ранней истории старообрядчества)//Старообрядчество: история, культура, современность: Мат-лы. М., 2000; Тяпин И. Н. Старообрядчество в Вологде (XVIII - нач. XX в.)//Вологда: Краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 218-231; Клюкинова Ю. Г. Католич. диаспора в Вологодской губ. сер. XIX - нач. XX в.//Региональные аспекты ист. пути Православия: арх., ист., методология исслед. Вологда, 2001.

http://pravenc.ru/text/155165.html

В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях А. м. разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 г. храм мч. Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской ц. устроили клуб. В храме ап. Иоанна Богослова богослужения совершались до кон. 30-х гг. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории А. м. погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в. В 1964 г. здания А. м. поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская гос. контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впосл. во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта. С 1967 г. в А. м. велись реставрационные работы (автор проекта - архит. Г. К. Игнатьев). В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская ц., в к-рой возобновились богослужения. В 1996 г. комплекс бывш. А. м. передан РПЦ для размещения Синодальной б-ки МП . С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». 16 июля 2013 г. Свящ. Синодом было принято решение преобразовать патриаршие подворье в бывшем Андреевском монастыре в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником монастыря назначен еп. Дмитровский Феофилакт (Моисеев). Ист.: Житие милостивого мужа Феодора званием Ртищева//ДРВ. М., 1791. Ч. 18. С. 396-422; Челобитная Киевского митр. Петра Могилы царю Михаилу Феодоровичу о построении в Москве училищного монастыря для монахов Киевского братского монастыря//АЮЗР. СПб., 1862. Т. 3. 33. С. 39; Послание Венедикта, архим. цареградского, к Б. И. Морозову// Бычков И. А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова. [Б. г.]. Вып. 1. 86. С. 144-145. Лит.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6; Снегирев И. М. Андреевский монастырь в Москве//Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1860. Год 6-й; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 245-246; Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч. 1. С. 734-735; Молчанов Н. Краткая историческая заметка по поводу 250-летия со времени основания бывшего Андреевского монастыря, ныне Воскресенской, что в Пленницах, церкви при Андреевской, Московского купеческого общества, Богадельне. М., 1898; Козловский И. П. Ф. М. Ртищев: Ист.-биогр. исслед. К., 1906; Коробкин С. Андреевская богадельня Московского купеческого общества. М., 1906; Харлампович К. В. Ртищевская школа//БВ. 1913. Апр.; Г. Г. Андреевский монастырь в Пленицах//ЖМП. 1947. 9. С. 12-16; Румянцева В. С. Ртищевская школа//ВИ. 1983. 5; она же. Андреевский училищный монастырь//Средневековая культура Москвы. М., 1999; Челышев Е. П. Андреевский монастырь в Пленицах: Ртищевское братство// он же. Времен связующая нить: Статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 309-321.

http://pravenc.ru/text/115196.html

Н. Т.-М. Церкви на территории Е. в. Эривань. Эриванский кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы был переоборудован из мечети в 1827 г. Собор посещали также квартировавшие в Эривани 5-й и 6-й Кавказские стрелковые полки, с 1910 г. имевшие в городе походные церкви во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. Снесен в 30-х гг. XX в. «Русская церковь» в честь Покрова Пресв. Богородицы с престолами во имя свт. Николая и пророчицы Анны была возведена на Соборной пл. Эривани (ныне пл. Шаумяна, Ереван) в 1830 г. (разрушена в 1926) по проекту архит. М. Буйнова под рук. В. Мирзоева и И. Киткина. Здание храма, выстроенное из местного красного и черного туфа, представляло собой интересный образец рус. стиля: высокий кубический объем, снабженный небольшими ризалитами, завершался фризом из мелких закомар, над к-рыми возвышалось 5 широко расставленных глав. Согласно исследованиям проф. О. Х. Халпахчьяна, особенностью планировки церкви являлось наличие раздельных алтарных крестов, предназначенных для совершения правосл. и армяно-григорианского богослужений. Медный крест храма, хранившийся в ереванской семье Оганян с 1926 г., передан РПЦ 30 нояб. 2003 г. В 1882 г. в Канакере была устроена ц. во имя блгв. кн. св. Александра Невского, военная, 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. С 1905 г. она размещалась в казарменном здании. В 1913-1916 гг. по проекту Вержбицкого из туфа оранжевого оттенка было выстроено новое, небольшое по основному объему каменное здание с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Это восьмерик на четверике, увенчанный несоразмерно крупной луковичной главой. К четверику примыкает обширная, вытянутая в длину трапезная. Боковые входы в нее, включенные в слабо выступающие ризалиты с 2-скатными кровлями, отмечены 3-лопастными фронтонами. Над зап. входом в храм на кубическом постаменте с 3-частным окном установлена невысокая шатровая колокольня. Части трапезной по сторонам колокольни, оформленные фризами из небольших кокошников, увенчаны луковичными главками. Храм был закрыт в 1918 г., в здании размещались госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр, в 1991 г. возобновлен как ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и передан РПЦ; в 2004 г. без соответствия первоначальному проекту восстановлены купол и колокольня.

http://pravenc.ru/text/190125.html

В 1847-1848 гг. Е. безуспешно принимал экстренные меры по сохранению и обретению мощей св. прав. Боголепа Черноярского , погребенного под Иоанновским приделом Воскресенской ц. Но в нач. 1849 г. та часть берега, где находилась могила св. Боголепа, обрушилась в Волгу. В 1855 г. Е. способствовал почитанию Астраханских святителей Феодосия (Харитонова) (прославлен в 2002), Иосифа (прославлен в 1918) и др., а также сохранению их мощей. В 1850 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, в 1855 г. участвовал в погребении имп. Николая I. 15 апр. 1856 г. Е. возглавил Псковскую и Порховскую кафедру. В Пскове Е. освятил Преображенскую ц. (1859) в здании кадетского корпуса, возобновил иконостас в древней ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (XV в.). В нояб. 1861 г. тяжело заболел, свои денежные сбережения завещал на восстановление псковского кафедрального Троицкого собора. Больного архиерея регулярно посещал архиеп. Рижский Платон (Городецкий) . 9 июля 1862 г. в Троицком соборе вик. С.-Петербургской епархии еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) отслужил панихиду, 10 июля состоялось погребение Е. в усыпальнице Псковских архиереев - крипте Троицкого собора. Свящ. М. Благонравов писал, что Е. «отличался знанием языков древних и новых», его проповеди «по образу и силе речи сходны с проповедями» свт. Филарета (Дроздова), но «доступнее, чем речи» Московского святителя, т. к. «в провинции были далеко не такие слушатели, какие в столице» (Архиереи Астраханской епархии. С. 113, 114). Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й степени большого креста (1837), св. Александра Невского (1851), алмазным крестом для ношения на клобуке (1855). В собрании Псковского музея-заповедника хранятся рукописные сборники его проповедей, а также Библия (1829-1830, 298 л., скоропись) и др. книги, принадлежавшие Е. (см.: Кат. славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника: XIV - нач. ХХ в. Псков, 1991. Ч. 1. С. 137, 148). Известна литография П. Ф. Бореля , напечатанная в мастерской А.

http://pravenc.ru/text/186965.html

В июне 1993 г. В. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II, передавший братии икону Божией Матери «Троеручица». В дек. 2004 г. братия мон-ря состояла из 18 монахов и 5 послушников. Богослужения совершаются в храме Св. Троицы, освященном на 1-м этаже монастырского корпуса. В нем хранится ковчежец с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Киево-Печерских святых. В обители находится резиденция Волгоградского архиерея, епархиальное управление, духовное уч-ще, Царицынский правосл. ун-т прп. Сергия Радонежского , редакция епархиальной газ. «Православное слово», проходят вечерние духовные чтения. Обязанности настоятеля с 1992 г. исполнял митр. Волгоградский и Камышинский Герман (Долганов) . В окт. 2011 г. по его прошению решением Свящ. Синода игуменом назначен иером. Гавриил (Куликов). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 5. Оп. 1. Д. 5; Ф. 6. Оп. 1. Д. 205, 223, 272, 273, 304, 372; Ф. 19. Оп. 1. Д. 1; Ф. 37. Оп. 2. Д. 12; Ф. 71. Оп. 1. Д. 104, 144, 404, 1637; Ф. 122. Оп. 1. Д. 543, 544; Ф. 129. Оп. 3. Д. 8; ГА Саратовской обл. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1051. Лит.: Водовозов В. Изв. с Царицынского театра военных действий//Современник. 1911. 4. С. 346-355; Гражданов Ю. Д. Илиодоровщина и правосл. монархизм в России//Вел. Октябрь и крах непролетарских партий в России. Калинин, 1989. С. 20-29; Супрун В. , Самойлов Г. Илиодоров мон-рь//Правосл. слово. Волгоград, 1991. 4. С. 7; Пряникова Н. В. Илиодор в Царицыне//Проблемы отеч. истории. Волгоград, 1993; Болотова Е. Ю. , Савицкая О. Н. Деятельность Илиодора (С. Труфанова) в Царицыне//Вопр. краеведения. Волгоград, 1998. Вып. 4/5. С. 90-93; Редькина О. Ю. Илиодор в Сов. России: 1918-1922 гг.//Стрежень. Волгоград, 2001. Вып. 1. С. 164-168; Гос-во и религиозные организации Ниж. Волги и Дона в XX в.: Сб. док-тов и мат-лов/Сост. О. Ю. Редькина и Т. А. Савина. Волгоград, 2002; Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской обл. Волгоград, 2002; она же. Храмовое зодчество Царицына XVIII - нач. XX в.//Стрежень. 2002. Вып. 2. С. 267-280; Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003; Боев А. Царицынский Свято-Духов муж. мон-рь//Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2004. С. 443-455. А. В. Дубаков, В. В. Серебряная Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/155150.html

В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было три храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на источнике преподобного Тихона и два храма в Сретенском скиту — в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери. В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 1920-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены два монастырских храма — Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями. Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. митрополитом Калужским Климентом (тогда — архиепископом) было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. велась поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.

http://patriarchia.ru/db/text/3731952.ht...

Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. М., 1876; Трифон (Туркестанов), митр . Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996. С. 123-133; Поучение о послушании в Бозе почившаго отца нашего и пустынножителя Зосимы Верховскаго предавшимся ему по Бозе в духовное окормление сестрам общежительной Троице Одигитриевой пустыни, устроенной им самим// Зосима Верховский, преподобный старец . Творения/Сост., предисл., подготовка текстов и коммент. Т.М. Судник . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 221-374. Пярт И.П . Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»? Старчество в атмосфере кризиса в Русской Православной Церкви на рубеже XIX и XX вв.//Уральский исторический вестник. 2008 (в печати). Ср. кризис в Оптиной пустыни 1911 г., также закончившийся синодальным расследованием и изгнанием из обители старца Варсонофия. См. Концевич И.М . Оптина пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 9-10, 387-390. Государственный архив Калужской области. Ф. 903. Оп. 1. Д. 62. Лл. 36-41. Житие и подвиги в Бозе почившего блаженной памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х частях. М., 1889. Ч. 1. С. 107-108, 136-158, 162-172; Зосима Верховский, преподобный старец . Творения. С. 496-497, 500-501; Беглов А . «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 205-206; Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк/Сост. монахиня Зосима (Верховская) . М., 2008. С. 76-85. Экземплярский В.И . Старчество//Дар ученичества. Сборник/Сост. П.Г. Проценко . М., 1993. С. 220-221. Ср.: «Распутин с самого начала претендовал на статус «старца», подобно Серафиму , и тем самым приобретал доверие светской верхушки (и презрение духовенства)». - Фриз Г.Л . Церковь, религия и политическая культура на закате старой России//История СССР. 1991. 2. С. 113. Георгий Голубцов, протоиерей . Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник (29 января - 18 апреля 1918 г.)/Подготовка текста и публикация М.И. Одинцова . М., 1995. С. 169-180; Пярт И.П . Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»?

http://bogoslov.ru/article/429277

Мощи нек-рых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелиг. музей, открывшийся в 1929 г. в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре в Москве, а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Нек-рые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и мон-ри (напр., глава прп. Саввы Сторожевского). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. нек-рые изъятые в музеи мощи рус. святых возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба мн. св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, др. часть до сих пор находится у верующего населения. Арх.: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Ист.: «У святых Отцев»//Изв. ВЦИК. 1918. 270. 10 дек. С. 3; Семашко Н. Л. Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения//Революция и Церковь. 1919. 1. С. 16-17; Хроника VIII отдела//Там же. 1919. 1. С. 42; 2. С. 44; 3-5. С. 64; 6-8. С. 110-111; Горев Мих. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского//Там же. 1919. 2. С. 9-28; он же. Троицкая лавра и Сергий Радонежский//Там же. 1919. 3-5. С. 17-28; он же. «Под спудом»//Там же. 1919. 3-5. С. 28-32; он же. На «вскрытии»//Там же. 1919. 6-8. С. 50-58; Красиков П. Религ. хитрость//Там же. 1919. 2. С. 23-25; Протокол вскрытия//Там же. 1919. 6-8. С. 58-60; Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей»//Там же. 1919. 6-8. С. 60; Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей//Там же. 1919. 6-8. С. 124-125; Семеновский [П. С. ] Данные науки о мумификации трупов//Там же. 1920. 9-12. С. 35-44; Церковники и их агенты перед нар. революционным судом//Там же. 1920. 9-12. С. 45-53; Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-мy Всероссийскому съезду Советов//Там же. 1920. 9-12. С. 72-82; Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского//Там же. 1920. 9-12. С. 106.

http://pravenc.ru/text/155572.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010