7 марта 1920 года С.Г. Рункевич обратился по этому вопросу с докладной запиской в Главархив. Он предложил свое руководство делом и даже личное выполнение работы, однако с условием предоставления ему «прав советской службы», которых он тогда не имел. Главархив согласился на это предложение и тогда же зачислил Рункевича своим научным сотрудником. При этом, по словам самого С.Г. Рункевича , к нему была проявлена редкая внимательность и назначено содержание «со времени фактического исполнения обязанностей, каковым признан был день официального возбуждения дела в Петрограде – 20 февраля» 680 . Служба при Высшем церковном управлении не давала С.Г. Рункевичу статуса советского служащего, что естественно отражалось на его гражданских правах и положении. Вот почему он с таким удовольствием отмечал проявленное к нему в Главархиве внимание. Кроме того, это был и дополнительный заработок. Здоровье Рункевича в это время было уже серьезно расстроено, и на лечение требовались средства. Так, в марте 1920 года он даже просил Высшее церковное управление о выделении ему денег на лечение. Несмотря на свое крайне скудное финансовое положение, Высшее церковное управление на заседании в соединенном присутствии (31 марта) все же постановило оказать ему материальную помощь в размере 3000 рублей 681 . Сумма эта конечно по тем временам была небольшая, но все-таки служила некоторым подспорьем при общей дороговизне цен. Несмотря на проблемы со здоровьем, С.Г. Рункевич продолжал работать. По его замыслу передача синодальных дел в Государственный архивный фонд предполагалась в виде перевозки их в Петроград, причем им были указаны два основных мотива: «а) отсутствие в Петербурге в Синодальном Архиве целой группы важнейших, принципиальных дел Святейшего Синода, обесцвечивало Синодальный Архив последних лет, делая в нем досадную брешь в ущерб науке и культуре, и б) Московская группа синодальных дел не обладала цельностью, которая бы давала ей право на обособленное хранение» 682 . Получив назначение в Главархив, С.Г. Рункевич в целях охраны синодальных дел, бывших в бесхозяйственном положении «от разорения и утраты», перенес их в занимаемую им комнату – в том виде и количестве, в каком они в это время были. При этом он обнаружил, по пустующим местам в рядах дел, некогда им самим расставленных, что некоторые дела отсутствуют. На двери комнаты и на шкафах, куда были сложены дела, он прикрепил объявления с бланком и печатью Главархива от 14 апреля 1920 года «Здесь временно помещаются дела Единого Государственного Архивного Фонда. За справками обращаться к С.Г. Рункевичу » 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  . Процесс секуляризации системы образования в Донской области, начатый большевиками уже в декабре 1917 г., был прерван весной 1918 г. в связи с занятием большей территории Дона частями Белой армии. В 1918 - 1919 гг. большую работу по восстановлению религиозного образования провёл Отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского. Продуманную и разностороннюю систему мероприятий по восстановлению и преобразованию преподавания Закона Божия на Дону наметило созданное в конце мая 1919 г. Временное Высшее церковное управление на Юго-востоке России (ВВЦУ). Правительство Дона и ВВЦУ в 1918 - 1920 гг. пыталось восстановить прежний порядок и вывести преподавание Закона Божия в донских школах на качественно новый уровень, но им было отпущено на это ничтожно малое время. Вернувшаяся в 1920 г. на Дон советская власть ускоренно принялась за проведение в жизнь декрета и реализацию его 9-го пункта об отмене религиозного обучения.  Обобщённые данные статистики свидетельствуют о наличии довольно солидных церковно-образовательных ресурсов в Донской епархии накануне революции. При имеющихся 5 монастырях и 832 церквах, распространявших своё просвещенческое влияние на детское и взрослое население, в епархии имелись 1 духовная семинария (в которой обучалось 450 воспитанников), 2 духовных училища (Новочеркасское и Усть-Медведицкое) (636 воспитанников), 2 епархиальных женских училища (781 воспитанница), 8 церковно-учительских школ, а также 855 церковных начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты), в которых обучались 62309 учащихся . Прибавим к этому учреждения государственного образования, включавшие 163 средних учебных заведения, 107 высших начальных, 2533 начальных и более 300 ведомственных училищ, где в обязательном порядке преподавался Закон Божий . Указанная система религиозного образования была полностью разрушена в 1918 - 1920 гг.  По статистическим данным на 1 января 1924 г. на Дону была создана совершенно новая сеть светского безрелигиозного и антирелигиозного образования, представленная тремя направлениями: учреждениями социального воспитания (соцвос), профессионального образования (профобр) и внешкольного образования и политпросветработы . 

http://bogoslov.ru/article/716419

В кон. 1917 г. в Терской обл. усилились большевистские настроения. Ряд кабард. делегатов участвовали в созванных большевиками 1-м (Моздок, янв. 1918) и 2-м (Пятигорск, февр.-март 1918) съездах народов Терской обл. На последнем съезде, проходившем 4-5 марта 1918 г., была провозглашена Терская советская республика, образован Терский облсовет. К 21 марта 1918 г. большевики свергли власть Временного правительства на территории К.-Б., арестовали наместника Чижокова и открыли 21 марта 1918 г. 1-й народный съезд представителей трудящихся Кабарды и Балкарии. Однако к авг. 1918 г. власть большевиков в Нальчике была свергнута, возникли 2 местные орг-ции: белогвардейская партия «Свободная Кабарда», к-рую возглавил З. И. Даутоков-Серебряков, и поддержавший большевиков Военно-шариатский революционный совет во главе с Н. Катхановым. В нояб.-дек. 1918 г. на территории К.-Б. на короткое время была восстановлена советская власть, в кон. янв. 1919 г. армия А. И. Деникина вытеснила отсюда большевистские формирования. С янв. 1919 по март 1920 г. территория К.-Б. находилась под контролем армии Деникина, был образован Кабардинский окр. в составе Терско-Дагестанского края. Однако к 15 марта 1920 г. советская власть вновь утвердилась благодаря успешному наступлению партизанских отрядов Кабарды и Балкарии под рук. местного большевистского деятеля Б. Э. Калмыкова. В июле 1920 г. состоялся 1-й окружной съезд советов Нальчикского окр. 20 янв. 1921 г. в составе созданной постановлением ВЦИК РСФСР Горской АССР были образованы Кабардинский и Балкарский округа, центром обоих округов стал Нальчик. 1 сент. 1921 г. Кабардинский окр. в составе Нальчикского, Баксанского, Урванского и Мало-Кабардинского районов (округов) был выделен из Горской АССР и преобразован в Кабардинскую автономную обл. При этом сохранился Балкарский автономный окр. в составе Верхне-Баксанского, Верхне-Чегемского, Хуламо-Безенгиевского и Балкарского районов (округов). 16 янв. 1922 г. Балкарский окр. был объединен с Кабардой в Кабардино-Балкарскую автономную обл. При этом территория автономной области была расширена включением в ее состав 3 казачьих станиц: Александровской, Котляревской и Пришибской (ныне г. Майский) с хуторами. Постановлением Северо-Кавказского крайисполкома от 17 февр. 1932 г. к области были присоединены ст-цы Прохладная (ныне г. Прохладный), Солдатская, Приближная, Екатериноградская и Прохладненский железнодорожный узел. По Конституции СССР, утвержденной 5 дек. 1936 г., была образована Кабардино-Балкарская АССР.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Барон Петр Николаевич Врангель (1878–1928) родился в семье знатной, но небогатой (его отец был директором страхового общества в Ростове-на-Дону). В 1901 году он окончил петербургский Горный институт и нашел свое истинное призвание — военное — лишь во время Русско-японской войны, на которой он отличился. С лета 1906 года Врангель служил в лейб-гвардии Конном полку. В 1909 году он окончил Академию Генерального штаба. Во время Первой мировой войны он показал себя храбрым и талантливым кавалерийским начальником и в январе 1917 года был произведен в генералы за боевые отличия. Поступив в Добровольческую армию в августе 1918 года, Врангель командовал конной дивизией и конным корпусом, с января 1919 года — Кавказской добровольческой армией, во главе которой он взял Царицын (30 июня). К тому времени ген. Врангель стал самым популярным военачальником на Юге России. Его несогласие со стратегией ген. Деникина (он оспаривал целесообразность «Московской директивы»), критика непорядков, разлагающих белые силы, а также плетущиеся вокруг него интриги привели к постепенному его отстранению ген. Деникиным от активной деятельности и в конечном итоге к его высылке из России в феврале 1920 года. Под давлением широких добровольческих масс (и отдельных военачальников) потерпевшему поражение Деникину пришлось, 4 апреля 1920 года, назначить Врангеля своим преемником. Ген. Врангель возглавлял Вооруженные силы Юга России и «Правительство Юга России» в течение 8 месяцев. За этот короткий срок Врангель проделал значительную внешнеполитическую и внутриполитическую работу, добился официального признания своей власти Францией, произвел широкую земельную реформу, создал выборное местное самоуправление. Но его борьба против большевиков, при незначительной поддержке Запада, была неравной, и в ноябре 1920 года Врангелю пришлось покинуть пределы родины. Ему удалось вывезти 145 000 человек (среди них около 70 000 вооруженных военных), благодаря хорошо подготовленной и проведенной морской эвакуации. За границей ген. Врангелю удалось сохранить русскую армию (сосредоточенную в трех военных лагерях около Константинополя) как сплоченную и боеспособную силу в течение всего 1921 года, несмотря на давление как советское, так и западное. Разъехавшиеся в 1922 году по Европе русские части (в основном в Болгарию и Югославию) на долгие годы сохранили духовное и идейное единство, которое еще укрепилось после создания ген. Врангелем, в 1924 году, Русского Общевоинского союза. Умер ген. Врангель в Брюсселе, 25 апреля 1928 года. П.Н. Врангель — бесспорно, один из крупнейших деятелей России ХХ века, но пришел он к власти, когда белая борьба в России была уже фактически проиграна.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

Долгое время большевики и их сторонники контролировали лишь Сырдарьинскую обл., часть Семиреченской обл., Тургайскую обл. и Букеевскую степь. С июля 1919 г. на территории советских районов К. действовал созданный по решению Москвы Революционный комитет по управлению Киргизским краем. Остальные части К. длительное время находились под контролем антисоветских сил - уральских и оренбургских казаков, позднее - правительства А. В. Колчака. В союзе с последним выступали сторонники партии «Алаш». Во 2-й пол. 1919 - нач. 1920 г. части Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе установили советскую власть на всей территории К. 1920-1991 гг. 26 авг. 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет об образовании Киргизской АССР в составе РСФСР. В состав новой республики вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская области и части Закаспийской обл. и Астраханской губ. Ее столицей стал г. Оренбург. Ряд мер, принятых в нач. 20-х гг., был направлен на восстановление подорванной в годы гражданской войны (1917-1922) экономики. В результате реформ 1921-1922 гг. значительное количество земель, ранее принадлежавших переселенцам из России, было возвращено коренному населению края. В ходе национально-гос. размежевания 1924-1925 гг. в Ср. Азии часть территорий Сырдарьинской обл. и Семиречья вошла в состав Киргизской АССР. В апр. 1925 г. этот регион стал называться Казакской АССР, в июле того же года его столица была перенесена из Оренбурга в г. Кзыл-Орда (бывш. Перовск, ныне Кызылорда). Проводившаяся в 1926-1929 гг. политика советизации казах. аулов должна была ослабить влияние баев (этого удалось добиться лишь частично). Проводилась работа по распространению просвещения в К. В 1929 г. столицей стала Алма-Ата. В 1936 г. Казакская АССР была преобразована в Казахскую ССР. К 1941 г. в К. в ходе индустриализации было построено ок. 200 крупных промышленных предприятий, в т. ч. Чимкентский (Шымкентский) свинцовый, Балхашский медеплавильный и др. заводы, в Караганде создана одна из самых крупных в СССР угольных баз. Были проложены Турксиб и др. железнодорожные магистрали, реконструированы старые промышленные предприятия. Среди работников промышленности и транспорта по-прежнему было много представителей некоренного, прежде всего русского, населения. К кон. 30-х гг. заметно возросло число занятых в производстве заключенных ГУЛАГа, крупным центром к-рого стал К.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Собор идей: архимандрит Савва (Тутунов) анализирует деятельность Всецерковного Собора 1917-1918 годов и плоды его решений Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов стал собором нереализованных решений. В течение полутора лет более полутысячи соборян подготовили несколько десятков постановлений, либо тотчас забытых, либо осуществление которых было свернуто к середине 1920-х годов. 10 августа, 2012 Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов стал собором нереализованных решений. В течение полутора лет более полутысячи соборян подготовили несколько десятков постановлений, либо тотчас забытых, либо осуществление которых было свернуто к середине 1920-х годов. Сферой научных интересов настоятеля храма Пророка Илии в Черкизове архимандрита Саввы (Тутунова), среди прочих, является Поместный Собор 1917-1918 годов.  Его диссертация на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии «Труды Поместного Собора 1917-1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия» решением Ученого совета академии была отмечена премией священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Являясь членом Научно-редакционного совета по изданию трудов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, отец Савва делится с прихожанами мнением о том, почему о Всецерковном Соборе 1917-1918 года нужно знать, в чем было его исключительное значение для жизни Русской Церкви в XX веке и почему не все его решения смогли стать реальностью. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов стал собором нереализованных решений. В течение полутора лет более полутысячи соборян подготовили несколько десятков постановлений, либо тотчас забытых, либо осуществление которых было свернуто к середине 1920-х годов. Тем более удивительно, что немало церковных пастырей, деятелей и ученых, подчас перегруженных многочисленными заботами, сегодня уделяют свое внимание и время этому Собору, его истории и его постановлениям. Священный Собор Православной Российской Церкви (так соборяне постановили именовать этот собор) не имеет аналогов в истории Русской Церкви по длительности подготовки — она началась еще в 1905 году, по количеству принятых решений, по трагическому историческому контексту. В протоколах мы читаем рассказы о том, как соборяне с трудом пробирались через революционную Москву, о том, как гибли от пуль богоотступников члены Собора. Исключительным Собор был по интенсивности (не случайно он столь длительно заседал) и уровню обсуждения поставленных вопросов. При этом наряду с иерархами и клириками активно участвовали в обсуждении миряне: от маститого профессора столичного университета до карельского крестьянина.

http://pravmir.ru/sobor-idej-arximandrit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010