общин. В июне 1915 г. ассирийцы тур. Хаккяри, спасаясь от резни, перешли на иран. территорию, контролируемую рус. войсками, и были размещены в округе Сельмас. Во время переселения и стычек с азерб. тюрками и курдами погибло неск. тыс. человек. После Февральской революции в России инициатива в противоборстве с националистами перешла к Великобритании. В мае 1917 г. ДПИ образовала новый кабинет и объявила о выборах в 4-й меджлис. Тогда же под влиянием революционных событий в Баку оформилась социал-демократическая партия «Адалят». В дек. шахское правительство начало переговоры с Советской Россией, к-рая в янв. 1918 г. аннулировала все неравноправные межгос. соглашения. В марте 1918 г. корпус ген. Баратова перешел на брит. службу, а в нач. 1919 г. на север двинулись экспедиции Маллесона и Денстервилля, который в июне разгромил Советы в Энзели. В авг. 1919 г. интервенты поставили под свой контроль Казачью бригаду и создали в Тегеране марионеточное правительство Восука од-Доуле. Оно подписало соглашение, предоставлявшее Лондону право направлять в мин-ва и ведомства И. своих советников, посылать офицеров, вооружение и снаряжение для реорганизации иранской армии. Со своей стороны Великобритания обещала предоставить заем на условиях полной подотчетности финансов страны. В И. прибыла миссия Э. Смита, который занял пост главного контролера гос. финансов. Таможенная конвенция 1920 г. позволила англичанам монополизировать иран. рынок. Однако позиции Великобритании ослаблялись противоречиями с Францией и США и установлением дипломатических отношений между И. и Советской Россией в мае 1920 г. Катастрофическое ослабление центра стимулировало народные волнения в Тебризе и Хорасане. Весной 1920 г. выделившаяся из ДПИ Азербайджанская демократическая партия Мохаммеда Хиябани захватила власть в Юж. Азербайджане. Сменившее кабинет Восука правительство Мошира од-Доуле в сент. разгромило хиябанистов, но в окт.-нояб. под давлением Лондона уступило место кабинету Сепахдара. По Московскому договору (февр.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Закрыть В гражданских войнах победителей не бывает Беседа с д.и.н. профессором Василием Цветковым о Гражданской войне. Часть 1 08.02.2018 1729 Время на чтение 19 минут Гражданская война, которая разгорелась на просторах нашего Отечества сто лет назад, отличалась невиданным ожесточением и унесла миллионы жизней русских людей. О том, что это была за война, кто ее начал, чем она была вызвана и каковы были ее долгоиграющие последствия, почему победили красные и так далее - мы решили поговорить с доктором исторических наук, профессором МПГУ Василием Жановичем Цветковым. Сегодня мы публикуем первую часть этой беседы. Плакат " Кто за что борется (Гражданская война в России) " 1920-е. 37х38. Издательство: АХРР Когда началась Гражданская? - Василий Жанович, первый и, наверно, достаточно условный вопрос, но все же. Когда именно, на ваш взгляд, началась Гражданская война в России? - Есть разные точки зрения на этот счет. Проблема в том, что, в отличие от войны с внешним врагом, здесь не было четкой даты объявления войны и даты ее окончания. Некоторые историки считают, что начало русской Гражданской - это уже февральские события 1917-го, а что касается окончания... Есть мнение, что она продолжалась в разных формах на протяжении всего советского периода. Но это, конечно, крайности. Я считаю, что, наверное, лучше всего на этот вопрос ответил сам Ленин . Он хорошо ориентировался в политических проблемах 1917-го года, а за «превращение современной империалистской войны в гражданскую войну» он выступил еще в сентябре 1914 года в декларации «Война и российская социал-демократия». О гражданской войне Ленин говорил сразу после 25-го октября 1917-го года, после прихода большевиков к власти. Так что хронологическая дата начала Гражданской войны - это 25-26-е октября 1917 года. - Но было еще, например, июльское вооруженное выступление большевиков. - Здесь надо исходить из того, что любая гражданская война - это раскол страны, когда в наличии уже две власти, две или даже несколько политических систем, которые противостоят друг другу. Для такого реального противостояния необходимо, чтобы у каждой из этих властей были своя территория, лояльное ей население и аппарат управления, армия, репрессивные структуры. Если все это наличествует, то тогда можно говорить о состоянии полномасштабной гражданской войны.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/8/v_g...

Теперь представим М. Якубовича. Он начал революционерить так рано, что даже не кончил гимназии. В марте 1917 он был уже председателем смоленского совдепа. Под напором убеждения (а оно постоянно куда-то его тащило) он был сильным успешным оратором. На съезде Западного фронта он опрометчиво назвал врагами народа тех журналистов, которые призывают к продолжению войны — это в апреле 1917 года! едва не был снят с трибуны, извинился, но тут же в речи нашёл такие ходы и так забрал аудиторию, что в конце речи снова обозвал тех журналистов врагами народа, но уже под бурные аплодисменты — и избран был в делегацию, посылаемую в Петросовет. Там же, едва приехав, с лёгкостью того времени был кооптирован в военную комиссию Петросовета, влиял на назначение армейских комиссаров, в конце концов сам поехал комиссаром армии на Юго-Западный фронт и в Бердичеве лично арестовал Деникина (после корниловского мятежа) и весьма жалел (ещё и на процессе), что Деникина тут же и не расстреляли. Ясноглазый, всегда очень искренний и всегда совершенно захваченный своей, реальной или нереальной, идеей, он в партии меньшевиков ходил в молодых, да и был таков. Это не мешало ему однако с дерзостью и горячностью предлагать руководству свои проекты, вроде того чтобы: весной 1917 сформировать с-д правительство или в 1919 — меньшевикам войти в Коминтерн (Дан и другие неизменно отвергали все его варианты). В июле 1917 он больно переживал и считал роковою ошибкой, что социалистический Петросовет одобрил вызов Временным правительством войск против большевиков, хотя бы и выступивших с оружием. Едва произошёл октябрьский переворот, Якубович предложил своей партии всецело поддержать большевиков и своим участием и воздействием улучшить создаваемый ими государственный строй. В конце концов он был проклят Мартовым, а к 1920 году и окончательно вышел из меньшевиков, убедясь, что бессилен повернуть их на стезю большевиков. Я для того так подробно всё это называю, чтобы выяснело: Якубович не меньшевиком, а большевиком был всю революцию, самым искренним и вполне бескорыстным.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Мир был готов к тому, что заложено в этих словах, и название быстро прижилось. Я оценил его с запозданием. Кажется, еще в 1916 году я им не пользовался, зато потом подхватил его сразу и очень рьяно, им пестрят все мои военные работы 1917 года, причем с характерным усовершенствованием, за которое я несу полную ответственность, а именно — словом «свободных». Вставил я его, надеясь на то, что в России, в Германии, а может, и в Великобритании, установится республика. Я не верил во всемирный мир без революции и очень старался сохранить связь между революционным порывом и миротворческим движением. В книге «В четвертый год» я выражаю признательность таким более ранним работам, как «Лига Наций» Марбурга (1917–1918), «Société des Nations» Андре Матера (прекрасный французский комментарий, впервые напечатанный, кажется, около 1917 года и переведенный полностью в замечательном сборнике ранних проектов сэра Джорджа Пейша «Нации и Лига», 1920), и «Лига Наций» Г.-Н. Брейлсфорда (1917). Несколько организаций, использовавших в своих названиях такой термин, действовали в 1917 году по обе стороны Атлантики. В том же году я вступил в Лондонское общество, а через год присоединился к Обществу Лиги Свободных Наций, созданному в 1918 году. Разум мой сосредоточился на слове «Лига», поскольку именно оно выражало то, что могло дать идее Мирового государства первую конкретную форму. Все это помогло обобщить и заострить мои взгляды на будущее. «В четвертый год» — кристаллизация бессвязных стремлений, выраженных в книге «Что грядет?», и вообще всего моего прошлого. Там есть откровенные высказывания о «будущем монархии», что считалось тогда вопиющей бестактностью. Английскому народу еще предстоит свыкнуться с тем очевидным фактом, что мир во всем мире невозможен, если монархия не исчезнет, а уж тихо это произойдет или нет, зависит от монарха. За годы войны мои и без того дружеские отношения с лордом Нортклифом стали еще теснее. В четвертом параграфе шестой главы я рассказал, как мы с ним познакомились и что вытворял этот чужак в сословии пэров и в общественной жизни, чтобы использовать как следует свои колоссальные возможности.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проблемы становления церковно-религиозной печати русской эмиграции 1920–1930-х годов В статье кандидата исторических наук, доцента, заведующего кафедрой теологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина диакона Антония Дика представлен краткий аналитический обзор процесса становления церковно-религиозной периодики русской эмиграции 1920–1930-х гг. Принципы научной объективности и историзма позволили автору оценить причины успехов и неудач различных журналов (в том числе и православно ориентированных), находящихся в местах концентрации русских эмигрантов «первой волны». Указанный период жизни русского зарубежья характеризуется политическими, идеологическими и экономическими кризисами, сопровождавшими эмигрантов «первой волны». Однако именно осознание утраченной родины, лишение привычного уклада жизни, доходов, желание осмыслить новые условия чуждой цивилизации и адаптироваться к ним, а также потребность в литературном творчестве способствовали активизации издательской работы. Основными проблемами становления печатного дела русского зарубежья были нестабильность финансового обеспечения и, как следствие, несистемный выпуск периодических изданий, что сказывалось на читательском спросе, территории распространения и тиражах. Статья Введение После революции 1917 года и гражданской войны в изгнании оказалось огромное количество людей с высоким образовательным цензом, интеллигенция, аристократия – «это не был слепок со старой России, появился новый мир, который теперь принято называть Русским зарубежьем» с. 45]. Желание сохранить на ментальном уровне связь с родиной, получить ответы на волнующие вопросы, почувствовать себя частью общности соотечественников – все это привело к активному распространению русскоязычной прессы за рубежом. Однако лишь немногие периодические издания были способны существовать более десятилетия.

http://bogoslov.ru/article/6191992

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 2 6 ( 9 декабря)   Священномученик Даниил Мещанинов   Священномученик Даниил родился в 1870 году в селе Новинки Серпуховского уезда Московской губернии в семье крестьянина-бедняка Феодота Мещанинова. Из-за бедности семьи Даниил получил только первоначальное образование и в раннем возрасте устроился рабочим. В 1916 году Даниил Мещанинов был призван в армию, где прослужил рядовым до 1917 года. После возвращения из армии он до 1920 года был рабочим. В 1920 году Даниил Феодотович, которому уже исполнилось пятьдесят лет, решил посвятить свою жизнь Церкви, которая в это время уже подверглась яростному беспощадному гонению со стороны новой безбожной власти. С 1920 по 1932 год Даниил Мещанинов служил псаломщиком в Покровской церкви села Мартьянова Серпуховского района, а в 1932 году Преосвященным Иннокентием (Летяевым), епископом Подольским был рукоположен во священника к тому же храму. В ночь на 28 ноября 1937 года священник Даниил Мещанинов был арестован и заключен в Серпуховскую тюрьму. В тот же день состоялся допрос. – Скажите, кого вы знаете из духовенства и какую вы имеете с ними связь. – Из духовенства я знаю благочинных Студницина, Уарова, Некрасова как своих прямых начальников, только по работе. – Признаете вы себя виновным в том, что среди колхозников через проповеди проводили антисоветскую агитацию во время коллективизации? В 1930 году вы открыто агитировали не вступать в колхозы, говоря, что в колхозе жить хуже, что при колхозах закроют церкви, что в колхозе богато жить нельзя, а «то не попадете в рай». – 19 ноября 1937 года я действительно в церкви во время похорон среди верующих говорил проповедь, что «в колхозе богато жить не надо, а то не попадете в рай», а также в 1937 году просил колхозников мне помочь, говоря, что налоги дают непосильные, не считаясь ни с чем, если не поможете, то меня посадят и церкви закроют и некому будет хоронить и крестить, и ваши дети будут нехристи. В отношении того, чтобы крестьяне не вступали в колхоз, я никогда ни с кем не говорил.

http://fond.ru/kalendar/1371/daniil/

Закрыть Ревкомы Крыма как средство осуществления политики массового террора 1920-1921 гг. 13.11.2009 1145 Время на чтение 10 минут Ревкомами (революционными комитетами) в годы Гражданской войны называли временные советские чрезвычайные органы власти. Создаваемые на основании распоряжений местных Советов, партийных организаций и реввоенсоветов фронтов, ревкомы наделялись широкими полномочиями, сосредотачивая в своих руках всю полноту военной и политической власти. Создание ревкомов началось с первой половины 1918 г.; их массовое образование относится к 1919 г. На территории Крымского полуострова революционные комитеты возникли после его занятия Красной армией в ноябре 1920 г. 16 ноября на совместном заседании членов РВС Южного фронта и начавшего действовать в тот же день Крымского обкома РКП (б) был создан Крымский революционный комитет в составе председателя, его заместителя и четырех членов. Новообразованную структуру возглавил венгерский коммунист Бела Кун, его заместителем стал Юрий Петрович Гавен (Ян Эрнестович Дауман) - один из руководителей борьбы за установление советской власти в Крыму в 1917-1918 гг., сопровождавшейся массовыми убийствами офицеров и гражданских лиц. Помимо вышеназванных деятелей, в состав Крымревкома вошли С. Меметов, С.Идрисов, С.Давыдов (Вульфсон), А. Лидэ. Формирование системы органов новой власти осуществлялось на протяжении второй половины ноября и завершилось к середине декабря 1920 г. К этому времени на полуострове были созданы городские, уездные, сельские и волостные ревкомы, при помощи которых была проведена национализация промышленности, транспорта, банков, конфискация помещичьих хозяйств. В процессе своего становления советские чрезвычайные органы столкнулись со многими трудностями. Главной проблемой стал острый дефицит местных кадров, необходимых для организации управления Крымом. За время пребывания на полуострове врангелевцев коммунистическому подполью был нанесен тяжелый урон: десятки партийных работников были расстреляны, так что к началу 1921 г. в составе Крымской партийной организации насчитывалось немногим более 1 тыс. человек.

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/13/...

Первые ремонтные работы и архитектурные обмеры по зданиям закрытой обители были проведены в 1919–1920 гг. по распоряжениям созданной в 1918 г. Коллегии (позднее Комиссии) по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. С 1920 г. организацией ремонтно-реставрационных работ по Лавре занимался государственный музей, учрежденный по декрету Совнаркома от 20 апреля 1920 г. и подчиненный Отделу по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. В 1930-х годах к реставрационным работам по Лавре были привлечены П.Д. Барановский, И.Э. Грабарь, И.В. Жолтовский, П.В. Щусев. Благодаря им удалось, в частности, отстоять от сноса Пятницкую и Введенскую церкви «На Подоле», утвердить Генеральный план реставрации Лавры на 1939–1943 гг., составленный в 1938 г. главным архитектором музея И.В. Трофимовым. После возобновления монашеского общежития в стенах Лавры в 1946 г. и возвращения в 1956–1959 гг. Лавре большинства ее зданий начался процесс возвращения строительных и ремонтно-восстановительных работ под контролем Троице-Сергиевой Лавры. В 1960–80-х годах работы проводились на основе Комплексного проекта реставрации, разработанного в 1963 году под руководством В.И. Балдина. В 1999 году в Лавре для организации и производства инженерных изысканий, проектирования, строительных и реставрационных работ в Лавре создается Патриарший архитектурно-реставрационный центр (ПАРЦ). Начиная с 2000 года, Лавра проводит Международные научно-практические симпозиумы «Природные условия строительства и сохранения храмов православной Руси». http://www.stsl.ru/history/ После осенних событий 1917 года началось чудовищное разграбление и осквернение Троице-Сергиевой лавры, её святынь и духовных сокровищ. Во время кампании по изъятию церковных ценностей решением ВЦИК из Троице-Сергиевой лавры в Гохран переведено 500 бриллиантов и 150 пудов серебра и много других ценностей. Постановлением Московской коллегии по делам музеев от 1 ноября 1918 года Троице-Сергиева лавра национализировалась. Для охраны её оставшихся ценностей была образована комиссия, в составе которой помимо других лиц вошли священник Павел Флоренский, священник Михаил Шик, граф Ю. А. Олсуфьев и другие верующие миряне.

http://sobory.ru/article/?object=00497

В январе 1914 выступил со статьей «Оздоровление власти», видя необходимость «самоограничения» самодержавия и общества во имя «Великой России». С началом первой мировой войны стал одним из руководителей Всероссийского Земского Союза, председателем комитета по борьбе с торговлей с неприятелем. В связи с этим посетил Францию и Англию, где прочел серию лекций о положении России и был удостоен степени доктора Кембриджского университета (1916). В июне 1915 вышел из кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу (фактически отошел от партии в 1908). В 1917 в Киевском университете защитил докторскую диссертацию «Хозяйство и цена» (М., 1916. Т. II). В качестве «идейного центра для духовно-обоснованного патриотизма» организовал «Лигу русской культуры», избран членом ее Временного комитета. Фактическим органом «Лиги» стало приложение к «Русской Мысли» еженедельник «Русская свобода». В марте – мае 1917 – директор экономического департамента МИДа. Летом 1917 избран академиком Российской Академии Наук по отделу политэкономии (исключен в 1928), работал в ее Отделении Исторических наук и Филологии. В ноябре 1917 Струве прибыл в Новочеркасск, где вошел в состав «Донского гражданского совета» для организации Добровольческой армии. С февраля 1918 в Москве, участвует в деятельности ряда подпольных организаций. В декабре 1918 из Петрограда перешел по льду в Финляндию. В Гельсингфорсе стал членом «Русского комитета» и военно-политического центра при генерале H. H. Юдениче. В начале 1919 в качестве представителя кадетского Национального Центра находился в Англии и Франции с целью организовать материальную, политическую и дипломатическую поддержку контрреволюции Западом, был включен Колчаком в состав «Политического совещания» в Париже. В конце лета 1919 вернулся на юг России, в Ростове редактировал орган Совета государственного объединения России газету «Великая Россия». Член Особого совещания при генерале А. И. Деникине. В апреле 1920 возглавил Управление внешних сношений в правительстве П.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Громогласов фундаментально подготовился к преподавательской деятельности на новом поприще, которую он начал в частной женской гимназии (с 1915–1916 уч. г.), затем, с 1 ноября 1916 года, – на Высших женских юридических курсах В.А.Полторацкой и одновременно на юридическом факультете Московского университета, где ему пришлось предварительно прочесть две пробные лекции (по собственному выбору) на звание приват-доцента: «Отношение старообрядчества к русскому правительству» и «Смешанные браки». С весеннего семестра 1917 года ему было предоставлено право вести на факультете практические занятия по истории церковно-государственных отношений и России. Громогласов вел и обширную практическую деятельность в качестве юриста, о чем он скажет в одной из своих речей, но уже в качестве подсудимого на процессе 1922 года (см. ниже). Надо сказать, что И.М. Громогласов, как очень деятельный и энергичный по натуре человек, входил в разное время в целый ряд научных обществ. Еще в начале века он состоял в Педагогическом обществе, затем в Историческом обществе, в Императорском археологическом (примерно с 1916 года) и в Русском библиографическом обществе (все – при Московском университете). В 1911 году стал членом Археологического общества при Историческом музее. —140— Деятельность И.М. Громогласова в Университете на должности приват-доцента, а вскоре и сверхштатного профессора, продолжалась до июля 1921 года, когда ему в связи с новой идеологией было предложено покинуть это учебное заведение. В 1917 году, после увольнения ректора Московской Духовной Академии епископа Феодора, Совет МДА потребовал возвращения Громогласова в Академию; формально он был восстановлен в прежнем звании (сверхштатным профессором), но читал лекции лишь осенью 1918 года, заменяя болевшего проф. А.И.Алмазова . Штатным же был избран 21 апреля – 4 мая 1920 года и преподавал, вероятно, до 1922 года. 1917 год открыл было широкое поле деятельности для Ильи Михайловича, страстного поборника церковной свободы. Он один из активных участников Московского епархиального съезда в 1917 году, на котором 21 марта был избран в Совет (из 12 человек) при Управляющем Московской епархией, временно исполняющим обязанности которого вскоре был назначен викарный епископ Дмитровский Иоасаф (б. Ново-Георгиевский).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010