Во время первой мировой войны о. Константин Аггеев служил во Всероссийском Земском союзе помощи больным и раненым воинам при Комитете Юго-западного фронта 8 , с присущим ему чувством юмора называя себя «земпоп». Он был единственным священником – уполномоченным Земгора. При этом он не оставлял своей службы в Ларинской гимназии, испрашивая себе для работы в учреждениях Всероссийского Земского союза продолжительные отпуска. 6 мая 1915 года К.М. Аггеев был возведен в сан протоиерея. Должность законоучителя Ларинской гимназии он оставил только в сентябре 1917 года «ввиду назначения на должность Председателя Учебного комитета при Св. Синоде» 9 . 19 апреля 1917 года о. Константин Аггеев был избран членом совета Всероссийского демократического союза духовенства и мирян. Он был также членом Предсоборного совета, членом Поместного собора 1917–1918 гг. 7 декабря 1917 года о. Константин Аггеев был избран заместителем члена Высшего Церковного Совета. К сожалению, не сохранились личные письма Константина Марковича Аггеева после 1907 года, и возможность судить о его деятельности дают только внешние источники. Приведем несколько заметок об о. Константине из дневника З.Н. Гиппиус 1917 года: «15 марта. Среда. Нынче утром “земпоп” Аггеев. Бодр и всячески действенен. Теперь же нечего ему бояться двух заветных букв: е.н. (епархиальное начальство). От нас прямо помчался к Львову. А к нам явился из Думы»; «Аггеев вкусно живет и вкусно хлопочет»; «17 марта. Пятница. Синодальный обер-прокурор Львов настоятельно зовет к себе в «товарищи» Карташева (это не без выдумки и хлопот Аггеева, очевидно)» 10 . Последние сведения об о. Константине дают нам «расстрельные списки» мирных жителей и офицеров, расстрелянных большевиками в Ялте в начале 1920-х годов после занятия Крыма Красной армией 11 . 4 января 1921 года на заседании «тройки» ВЧК было рассмотрено пятьдесят восемь дел – все пятьдесят восемь человек были приговорены к расстрелу. Первыми в этом списке значились: 1 . Аггеев Иван Константинович, 1898 г.р., уроженец Мариуполя, студент Киевского политехнического института и Петроградской сельскохозяйственной академии, солдат, деловод Алупкинского лазарета проживал в поселке Алупка, в санатории духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

По мнению археологов, соловецкие монахи инсценировали разграбление гробниц, чтобы спасти их в 1917 г. 21 января, 2014. Новостная служба Это удалось установить благодаря раскопкам в подклетах Свято-Троицкого собора. В 1920-е годы новые власти под различными предлогами вели разграбление и уничтожение монастырских захоронений. Чтобы их спасти, монахи пошли на хитрость, обставили все так, будто здесь уже побывали гробокопатели — пробили стену, засыпали все грунтом 21 января, ПРАВМИР. Соловецкие монахи инсценировали разграбление монастырских гробниц, чтобы спасти их от осквернения после Революции 1917 года. К такому выводу пришли археологи, пишет Российская газета. — Это удалось установить благодаря раскопкам в подклетах Свято-Троицкого собора. В 1920-е годы новые власти под различными предлогами вели разграбление и уничтожение монастырских захоронений. Чтобы их спасти, монахи пошли на хитрость, обставили все так, будто здесь уже побывали гробокопатели — пробили стену, засыпали все грунтом,- пояснил руководитель археологической экспедиции Александр Зарайченко. На эти выводы ученых навел тот факт, что в «разграбленных» на первый взгляд гробницах все ценности, в том числе содержащие золото и украшения, оказались не тронуты. Археологи обнаружили и вскрыли четыре склепа. Три погребения с виду казались потревоженными и даже разграбленными, одно совершенно целое. Кроме того, по неподтвержденным пока данным, найдено захоронение архимандрита Порфирия, принимавшего участие в строительстве Свято-Троицкого собора и скончавшегося в 60-е года 19 века. Подтвердить гипотезы ученых сможет лишь антропологическая экспертиза, которую проведут в ближайшее время. Однако не все ученые спешат поздравить коллег с открытием еще до проведения экспертизы. -У меня пока нет данных об открытии. Во времена советской власти действительно, многое пытались разграбить, прикрываясь научными исследованиями, но о том что монахи инсценировали разграбления точных данных пока нет. Будем ждать экспертизу, — рассказал «РГ» заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по экспозиционному и информационному обеспечению Олег Волков.

http://pravmir.ru/po-mneniyu-arxeologov-...

Июльское же выступление большевиков 1917-го года - это, скорее, гражданский конфликт. Да, мы здесь тоже видим стрельбу на улицах, жертвы с обеих сторон. Но власть Временного правительства пока сохранялась, даже усилилась. Ведь и Советы рабочих и солдатских депутатов поддержали тогда Временное правительство. Т.е. они выступили против большевиков, которые, по мнению руководства Советов, провоцировали гражданскую войну. И в июле ее удалось предотвратить. Также иногда говорят, что выступление генерала Корнилова было началом Гражданской войны, но в августе 1917-го не было даже ни одного серьезного боевого столкновения «корниловцев» с правительственными войсками и Красной гвардией. Тогда еще нельзя было говорить о расколе страны, существовании противостоящих друг другу властей, о воюющих друг против друга армиях и фронтах. Поэтому, очевидно, считать началом гражданской войны следует именно октябрь 1917-го. - А когда вы датируете окончание Гражданской войны? - Если ссылаться на Ленина и руководство большевиков, то об окончании Гражданской войны было заявлено в декабре 1920-го, на VIII-м Всероссийском съезде Советов, когда был принят план ГОЭЛРО. И в этом была своя логика. Действительно, на декабрь 1920-го в Советской России уже не было ни одного организованного очага сопротивления советской власти. Но очень скоро внутриполитическое положение осложнилась тем, что началось мощное повстанческое движение, а весной 1921-го возобновляется Гражданская война на Дальнем Востоке. Там к власти приходит антибольшевистское правительство братьев Меркуловых. И последний период ожесточенного гражданского противостояния затягивается до ноября 1922-го. - Можно ли утверждать, что именно красные начали Гражданскую войну, которая была развязана по их вине? - Красные не боялись Гражданской войны. Так, наверно, будет правильнее сказать. Политика, которую стали проводить большевики, усугубляла раскол по классовому принципу - Но кто, собственно, начал? - Она не могла не начаться. Политика, которую стали проводить большевики, усугубляла противостояние в обществе и раскол по классовому принципу. Так что, несмотря на все заявления большевиков, что они не хотят гражданской войны, последняя была неизбежна.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/8/v_g...

Стоит вспомнить и известную максиму Василия Розанова о том, что российскую революцию подготовила российская литература (правда, философ еще и считал, что пока «не передушим всю интеллигенцию, России не выжить»). В данном случае, речь шла о державе в границах до 1917 года, и украинские «революционеры-демократы» (часть читателей, как и автор, помнит эту дефиницию из наших школьных учебников) составляли немалую часть отечественного оппозиционного лагеря и культурного потенциала Империи. Насколько эффективно они использовали исторический шанс 1917-1920 гг. - тема для обширнейших дискуссий и исследований. Бесспорно другое. Немалый научный и общественный интерес и поныне представляет расшифровка формировавшегося с царствования Петра Первого социально-психологического кода интеллигенции (в частности, ее позиции по отношению к государственности и служению), чье «социальное творчество» и перманентное «бунтарство» оставили крайне не однозначный след в отечественной истории. Особые познавательные возможности открывает советский период. В стране с 8 университетами и дореволюционным уровнем грамотности в 22-27% (при показателе в 96-98% во Франции и кайзеровской Германии) была создана массовая техническая и гуманитарная интеллигенция, появился литературный украинский язык и вполне европейская развитая культура. Представители национальных советских культур сформировали свою верхушку, немыслимую для западных колониальных империй или империи Романовых. Идеологические взгляды и настроения той части национальной интеллигенции, которая участвовала в Украинской революции 1917-1920 гг., а затем претерпевала от репрессий и иных преследований целиком понятны. Однако это не дает исчерпывающего представления о распространенности и корнях оппозиционных настроений, скрытой фронды коммунистической власти в среде украинских интеллектуалов. В этой связи стоит рассмотреть настроения тех представителей украинской интеллигенции, которые, по сути, еще при жизни получили статус «классиков», заняли солидное место в союзном и республиканском истеблишменте, были отмечены наивысшими наградами и почетными званиями. Обитатель элитных «Липок»

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/3/zolo...

В прозе Б. обращался к сюжетам рим. истории и в их контексте также рассматривал христианство. В романах «Алтарь победы» (1911-1912) и «Юпитер поверженный» (не закончен, опубликован в 1934) изображена широкая панорама борьбы между христианством и язычеством в Римской империи в кон. IV в. по Р. Х. Главный герой Юний приезжает в Рим, видит культурный и религ. упадок Римской империи, растущее влияние христианства. Противостояние язычества и христианства в романе «Алтарь победы» ярко изображено в споре Симмаха со свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В финале романа Юний осознает, что христианство побеждает, а возрождение Рима невозможно. В романе «Юпитер поверженный» повествование ведется уже от лица Юния, принявшего монашество. Б. с любовью изобразил в романах рим. культуру, идеализированное представление о к-рой во многом повлияло на его общественную позицию после установления Советской власти, т. к. он считал, что при любом, даже «варварском», режиме должны оставаться носители высокой культуры. Б. сначала настороженно встретил февральские и октябрьские революционные события 1917 г. в России. 26 февр. 1917 г. он писал брату Александру: «Все нелепейшее из нелепого оказалось истиной и действительностью» (Зап. ОР ГБЛ. М., 1967. Вып. 29. С. 220). Занятия античной историей и лит-рой сформировали отношение Б. к послереволюционной действительности; по словам М. Л. Гаспарова, «Брюсов сознательно моделирует свое приятие революции по образцу приятия христианства образованным римлянином IV века» ( Гаспаров М. Л. Неизданные работы В. Я. Брюсова по античной истории и культуре//Брюсовские чтения. Ереван, 1973. С. 208). После укрепления большевистской власти Б. примкнул к победителям и включился в т. н. культурное строительство, занимал ряд руководящих должностей в советских культурно-просветительских учреждениях, в 1918-1919 гг. был заведующим Московским библиотечным отделом, с 1921 г. лит. подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе; служил в Книжной палате (1917-1919) и Гос. изд-ве (1919), принимал активное участие в деятельности Дома Печати (1920-1923), до конца жизни преподавал в основанном по его инициативе в 1921 г. Высшем литературно-художественном ин-те (ВЛХИ). В 1920 г. вступил в РКП (б). В 1923 г. по случаю 50-летия награжден грамотой ВЦИК. В 1924 г. на похоронах Б. с речами выступали Н. И. Бухарин, А. В. Луначарский и др. Похоронен Б. на Новодевичьем кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/153523.html

Атака казаков под Гумбинненом С декабря 1914 года полковник «за боевые отличия». Награжден Георгиевским оружием (Высочайший Приказ 12.06.1915) . С ноября 1915 по декабрь 1916 командир 24 пехотного Симбирского генерала Неверовского полка. В декабре 1916 – начальник штаба 36-й пехотной дивизии. В 1917 году – генерал-майор и исполняющий должность генерал-квартирмейстера 6-й армии. Гражданскую прошел от звонка до звонка: с конца 1917 года по эвакуацию армии Врангеля из Крыма в ноябре 1920 года. Генерал-квартирмейстер Крымско-азовской армии, начальник штаба 3-го армейского корпуса генерал Шиллинга. С марта 1920 был отчислен в распоряжение генерала Врангеля. После эвакуации переехал в Чехословакию. В Праге был привлечен Земгором к собиранию материалов и документов по истории революции и гражданской войны. Деятельность Земгора финансировалась МИД Чехословакии. В марте 1928 Земгор передал Русский Зарубежный Исторический архив чешскому МИД, и генерал Чернавин стал штатным служащим этого архива до 1938 года. Занимался архивной, военно-исторической и научной работой, пополнил архив редчайшими изданиями русских военных организаций за рубежом. Деятельность его была поддержана приказом председателя РОВС генерала Миллера от 24 мая 1930 года. Генерал-майор Виктор Васильевич Чернавин «Оставил обширные воспоминания о русско-японской войне и дополнения к ним, относящиеся к деятельности генерала Ренненкампфа в 1914 году. Воспоминания были переданы в РЗИА в Праге» . Автор замечательной работы: «К вопросу об офицерском составе старой Русской армии к концу ее существования» , в которой ясно обозначено: «Общее заключение о командирском составе пехоты может быть выражено следующим образом: К концу войны во главе пехотных полков стояли испытанные боевые офицеры». Единственным недостатком которых был тот, что « достаточным опытом в хозяйственно-административной области и в области воспитания своих частей большая часть этих командиров частей не обладала». [Последнее не удивительно, и думаю сказанное может быть близко к характеристике многих доблестных командиров полков Красной Армии последнего года войны, когда уже та стала лучшей армией мира. Наверняка опыта «в хозяйственно-административной области» большинству из них не хватало. Хорошо хоть воспитательная работа была в руках политруков. Жаль подходящего аналога в Царской Армии не было, глядишь и февраля 1917 избежали бы].

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/27/...

Я нисколько не сомневаюсь, что Смирнов специально поставил период действия фильма именно с 1909 по 1920 годы, чтобы подчеркнуть ту мысль, что зверства большевистской революции и красного террора возникли не на пустом месте, а были продолжением звериной и скотской сущности русского народа, которая была всегда или, во всяком случае, сформировалась задолго до революции. Надо сказать, что в стремлении доказать этот тезис Смирнов явно перегибает палку, как в плане художественном, так и тем более, в плане историческом, идя на неизбежный прямой подлог и фальсификацию истории. Так на протяжении фильма бедную главную героиню насилуют раз шесть, что несомненно выходит за все рамки разумности киноповествования, но тем более неправдоподобно, что героиню насилуют не только в смутные годы с 1917 по 1920 (что было бы хоть как-то понятно), но и несколько раз (!!!) до революции. Представить себе такое в крестьянской традиционной среде в 1909-1914 годах просто невозможно. Известно, что у крестьян до 1917 года наблюдался самый низкий уровень преступности после священического и монашеского сословия. А уж такие преступления как изнасилования женщин крестьянами до 1917 года были буквально единичными на всей территории Российской империи. В те времена, узнав об этом, наверное, ловить насильников поднялась бы не только вся полиция, но всё поголовно сельское население губернии, где бы это произошло. А уж тем более попытка изнасилования женщины пьяным свёкром на глазах у старого деда (впрочем, об этом деде Смирнов предусмотрительно заранее рассказал устами одной из героинь, что он, когда был помоложе, забил насмерть двух своих жён и кучу других родственников) на собственном дворе при открытых воротах в церковный праздник, - это вообще что-то запредельное и не поддающееся осмыслению. Точно также попытка изнасилования крестьянки беглым монахом (тем самым, который сказал, что «окаянней русского народа на свете никого нет» и которого играет Максим Аверин) в августе 1914 года - это какое-то запредельное враньё, которое не укладывается в голове.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/10/an...

1922 г. Н. был сотрудником Российской академии истории материальной культуры, изучал проблему соотношения древней иконописи и рукописной миниатюры (на основе рукописного собрания Кириллова Белозерского мон-ря). Директор Книжной палаты (с окт. 1920 - Научно-исследовательский ин-т книговедения) (18 сент. 1920 - 15 окт. 1924). Сыграл ключевую роль в реорганизации Книжной палаты в ин-т, при нем были созданы Курсы книговедения, на к-рых преподавали известные ученые, специалисты в области книжного дела. Сам Н. читал лекции по истории рукописной книги. На научных заседаниях ин-та им были представлены доклады, посвященные проблеме изучения «Повести временных лет» (ПВЛ). В докладе «О Корсунском культурном влиянии» Н. обосновал гипотезу о том, что Корсунская легенда - произведение церковной письменности, приспособленное к решению идеологической задачи - утверждения Византии как единственного источника правосл. веры для Древнерусского гос-ва. В докладе «О западных влияниях в древнерусской письменности» Н. доказывал необходимость поиска в рукописных памятниках невизант. влияний. После избрания в АН, с кон. 1900 - нач. 1901 г., Н. участвовал в работе общих собраний, научных и юбилейных комиссий, в т. ч. Комиссии по вопросу о русском правописании (1904), Комиссии по празднованию 200-летнего юбилея АН (1925), Комиссии по подготовке празднования 100-летия со дня рождения Л. Н. Толстого (1928). 20 июля 1917 г. избран представителем АН в Предсоборном присутствии, а 2 сент. 1917 г.- представителем правосл. членов АН на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 1918 г. по предложению Н. на общем собрании РАН было принято решение об организации в его доме в Детском Селе Музея славяно-рус. книжности на правах отдела Б-ки АН. В экспозицию музея были включены материалы, собранные Н. во время его научно-исследовательской работы, экспедиционной деятельности, б-ка и коллекционные материалы. В 1924 г. в результате реорганизации штата РАН деятельность музея была прекращена, но сотрудники продолжали работать до осени 1926 г., когда Н.

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Пострижен в монашество (1913), иеромонах, вскоре – архимандрит (1913), исполнявший обязанности Ректора летом 1917 г. Участник съезда ученого монашества в Сергиевом Посаде (1917). Член Всероссийского Поместного Собора (1917–18 гг.). Епископ Верейский с 1920 г. Управляющий Московской епархией (в 1923 г.), в 1924–29 гг. в ссылке. Блестящий лектор, кумир студенчества, авторитетнейший популяризатор идеи восстановления патриаршества в России, стойкий борец против обновленчества и других расколов в Церкви. Исповеднический подвиг архим. Илариона начался еще в 1919 году, когда он 10 марта н.ст. – по одним данным, а по другим – 10 апреля (за 10 дней до Пасхи) был лишен свободы, но перед Троицыным днем, был освобожден. После избрания патриархом митрополита Тихона (Беллавина), архим. Иларион становится одним из его ближайших помощников и советников 22 , особенно после возведения его в сан викарного епископа Верейского 12(25) мая 1920 года 23 . Следующее тюремное заключение и высылка имели место в 1922–1923 гг. с освобождением в июне 1923 года. По данным и-м. Дамаскина, имели место следующие этапы этой ссылки: арест – 9/22 марта 1922 г., приговор Коллегии ГПУ – 7/20 июня, прибытие с этапом в Архангельск 21 июня/4 июля, 27 июня/10 июля – освобождение из тюрьмы с переходом на " свободное» жительство в Архангельске до 8/21 июня 1923 года и возвращение в Москву. В 1923 году, после возвращения из Архангельской ссылки он был возведен (24 июня/6 июля) в сан архиепископа Патриархом Тихоном и стал проводником его политики, ведя от его лица переговоры и с обновленцами и Е. Тучковым – представителем ГПУ. В результате, 15/28 ноября 1923 г. архиеп. Иларион был вновь арестован и по приговору ОГПУ от 7/20 декабря выслан на 3 года на Север (Соловки – Ярославль, м.б. вновь Архангельск 24 – Соловки). Тучков тщетно пытался заставить заключенного архиеп. Илариона, временно вызванного им 5/18 июля 1925 г. в Ярославскую каторжную тюрьму " Коровники», поддержать Григорианский раскол и прочие свои происки, но, как говорил Владыка Иларион одному из соузников, он скорее сгниет в тюрьме, чем изменит своему направлению, т.е. чем признает раскольников. И он сдержал свое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Несмотря на то, что ОСБ приходится переписывать или замалчивать позорные факты прошлого, спекуляция на датах Армагеддона всегда оставалась его визитной карточкой. За счёт обещаний скорого рая и блаженства, которыми Бог одарит послушных адептов, пополнялись не только ряды культа, но и кошелёк. Бывший высокопоставленный член культа Уильям Шнелль писал: «С 1917-го по 1928 год журнал „Сторожевая Башня» изменял учения не менее 148 раз». А за все годы существования ОСБ точные даты Армагеддона назначались не менее 13 раз Второй Президент ОСБ Рутерфорд заменил сроки Армагеддона на новые. В книге «Завершенная тайна» (1917) он писал: «В 1918 году Бог разом уничтожит все церкви и миллионы их членов… С 1917 по 1920 все царства земли погибнут». На 1925 год он обещал земное воскрешение патриархов Ветхого Завета («Миллионы теперь живущих никогда не умрут», 1920). Практически каждый год своей жизни Рутерфорд объявлял последним. Для встречи «задерживающихся» патриархов, в 1926 году он распорядился выстроить на своё имя шикарную резиденцию в Калифорнии. Следующий Президент Нейтан Норр объявил новую дату Армагеддона – 1975 год. В журнале «Сторожевая Башня» за 1 мая 1968 года говорилось: «Через несколько лет завершающие части библейского пророчества, относящиеся к этим «последним дням», будут исполнены». В марте 1968 года бюллетень «НЦС» утверждал, что до конца мира «остаётся всего девяносто месяцев». В мае 1974 года то же издание восхваляло тех, кто «продаёт дома и имущество и планирует провести остаток дней в этой старой системе, занимаясь пионерским служением [активной вербовкой]». Ажиотаж был настолько велик, что люди помимо вопросов планирования семьи, работы и образования, с лёгкостью отказывались от жизненно важных операций, обналичивали страховки и не оплачивали текущие счета. До 1995 года каждому, приходящему в культ, было дано «обещание Создателя», что люди, жившие в 1914 году, далеко не все умрут, как наступит конец. «[Иисус] сказал: «Не прейдёт род сей, как всё сие будет» ( Мф.24:14 , Мф.24:34 ). Какой род подразумевал Иисус? Он подразумевал поколение людей, которые жили в 1914 году. Люди из этого поколения, оставшиеся ещё в живых, теперь уже очень стары. Но некоторые из них будут ещё в живых, когда эта злая система придёт к концу. Поэтому ясно одно: в недалёком будущем для всего зла и для всех злых людей придёт в Армагеддоне внезапный конец» («Ты можешь жить вечно в раю на земле», 1989, стр. 154)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/chto-vy-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010