14(27) авг. 1916 г. Р. объявила войну Австро-Венгрии, военная кампания оказалась неудачной. Наступление в Трансильвании было остановлено после того, как усилилась угроза с юга. Румын. войска понесли значительные потери. Войска центральных держав оккупировали Бухарест и всю территорию Валахии. Правительство Р. переехало в Яссы, линия фронта прошла по молдав. землям. К нач. 1917 г. было занято 2/3 территории Р. 3(16) дек. 1916 г. был создан Румынский фронт российской армии, в состав к-рого вошли также румын. войска. Летом-осенью 1917 г. были одержаны тактические победы в сражениях при Мэрэшти, Мэрэшешти и Ойтузе, к-рые сорвали германские планы по завершению оккупации Р. Усилению морального духа румын. войск способствовали объявленные правительством Р. в июле 1917 г. планы по проведению аграрной реформы с перераспределением 2 млн га помещичьей земли и по введению всеобщего избирательного права. С помощью данных действий власти рассчитывали не допустить революции, как в Российской империи. Разрастание революционной ситуации в России не позволило продолжить военные действия. 26 нояб. (9 дек.) 1917 г. в Фокшани Р. подписала перемирие с Германией и Австро-Венгрией. В янв. 1918 г. румын. войска вторглись в охваченную революцией Бессарабию, был взят Кишинёв. В ответ РСФСР разорвала дипломатические отношения с Р. 20-24 февр. (5-9 марта) 1918 г. было достигнуто советско-румын. соглашение, предусматривавшее вывод румын. войск из Бессарабии, что Р. не выполнила. В условиях румын. оккупации один из провозглашенных в регионе органов власти Сфатул Цэрий (румын. Sfatul rii - Совет страны) 27 марта (9 апр.) 1918 г. принял решение об объединении Бессарабии с Р., не признанное РСФСР и альтернативными политическими силами внутри Бессарабии. 7 мая 1918 г. Р. заключила сепаратный Бухарестский мир с центральными державами: Р. утратила Добруджу и часть прикарпатских районов, продолжались ее оккупация и экономическая эксплуатация; центральные державы признали за Р. право на оккупацию Бессарабии. 10(23) нояб. 1918 г., за день до поражения Германии, Р. вновь объявила ей войну. 1 дек. 1918 г. в Алба-Юлии было провозглашено объединение Трансильвании с Р. На мирных переговорах в Париже Р. рассчитывала добиться признания вхождения в ее состав земель до рек Прут и Тиса. Целям Р. способствовала интервенция стран Антанты в Советскую Россию, а также приход к власти коммунистов в Венгрии в марте 1919 г. Р. позиционировала себя как «оплот» сил, противостоящих мировому коммунизму. Румын. войска сыграли важную роль в разгроме Венгерской советской республики и в авг. 1919 г. оккупировали Будапешт. В итоге румын. дипломатия во главе с И. Брэтиану - младшим добилась установления выгодных для Р. зап. границ, зафиксированных Сен-Жерменским договором с Австрией (10 сент. 1919) и Трианонским договором с Венгрией (4 июня 1920). В состав Р. вошли Трансильвания, Буковина, Кришана, Марамуреш и 2/3 территории Баната.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБАК [Франц. Lubac] Анри Мари Жозеф Сонье де (20.02.1896, Камбре - 4.09.1991, Париж), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал. Жизнь и сочинения Л. был третьим ребенком в многодетной семье, принадлежавшей к старинному роду, воспитывался в католич. вере. Отец Л. Морис Сонье де Любак работал банковским служащим. Детство Л. прошло в г. Бурк-ан-Брес, в Лионе и его окрестностях. Учился в иезуитских школах в различных городах Франции. В 1912 г. в Лионе получил диплом бакалавра. 9 окт. 1913 г. поступил в новициат ордена иезуитов , в 1915 г. принес первоначальные обеты. 5 сент. 1915 г. был мобилизован в действующую франц. армию, принимал участие в боевых действиях на фронтах первой мировой войны в разных воинских званиях. 1 нояб. 1917 г. был тяжело ранен в голову, последствия ранения сопровождали Л. всю дальнейшую жизнь, иногда надолго лишая работоспособности. Л. неоднократно переносил хирургические операции, приносившие лишь кратковременное облегчение. А. Любак. Фотография. 60-е гг. ХХ в. А. Любак. Фотография. 60-е гг. ХХ в. По окончании воинской службы продолжил образование в иезуитских колледжах Англии: в Кентербери занимался преимущественно классической филологией (1919-1920), здесь же 4 окт. 1920 г. принес дополнительные монашеские обеты; на о-ве Джерси специализировался по философии (1920-1923). Среди учителей, оказавших на Л. заметное влияние, были О. Валенсен, Л. де Гранмезон, Ж. Юби. Л. погрузился в изучение трудов Фомы Аквинского преимущественно в комментаторской традиции Ф. Суареса и Каэтана , а также сочинений Плотина , блж. Августина , Г. В. Лейбница , Н. Мальбранша и А. Л. Бергсона , кард. Дж. Г. Ньюмена , М. Блонделя . В философской системе последнего особенно важным для Л. явился поиск синтеза совр. философских идей с церковной традицией. В 1922 г. он получил возможность познакомиться с Блонделем лично. В эти же годы Л. начал общаться с П. Тейяром де Шарденом , Г. Фессаром, И. де Моншёйем, ставшими впоследствии его близкими друзьями. В 1923-1924 гг. Л. работал помощником преподавателя В. Фонтуанона в гимназии Нотр-Дам-де-Монгре в Вильфранш-сюр-Сон. В это время приступил к написанию первых сочинений. Продолжил образование в иезуитских учебных заведениях в англ. г. Гастингс (1924-1926) и в Лионе (1926-1928), где окончательно сменил специализацию с философии на богословие.

http://pravenc.ru/text/2561022.html

«Я молю, пошли мне силы, чтоб служила до могилы Одному Тебе». Внизу дата — 1920. В этом году Татьяна окончила Томскую Мариинскую гимназию. Считается, что в шестнадцать лет человек прощается с детством, но Татьяна уже была взрослой. Наверное, ее детство закончилось со смертью дедушки, протоиерея, законоучителя в Мариинской гимназии, который не дожил до 1917 года, когда во всех томских гимназиях отменили преподавание Закона Божия. А потом стали разорять и закрывать храмы, сажать в тюрьмы и расстреливать священников на печально известной Каштачной горе. Одну мостовую в центре города большевики нарочно выложили иконами из разграбленных храмов и смотрели, кто из прохожих не хотел на них наступать — значит, из верующих, тайные «контрреволюционные элементы»… Хлеб для заключенных В 1920 году от тифа умер отец Татьяны, служащий Томского акцизного управления Николай Иванович Гримблит, поэтому сразу после окончания гимназии она устроилась на работу воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Мать, братья Георгий и Борис, сестра София — вся семья тогда жила впроголодь, но тем, кто без вины томился в тюрьмах, было еще хуже. На свою зарплату Татьяна покупала хлеб или еще что-то для заключенных, а потом стала по воскресеньям собирать в томских церквях пожертвования для узников. Прихожане давали охотно — кто деньги, кто продукты, кто теплые вещи, а она все это относила в тюрьмы. Иногда просто спрашивала в администрации, кто из заключенных давно не получает посылок с воли — тем и передавала… Мать не одобряла ее посещения тюрем — она ведь была дочерью известного томского протоиерея Антонина Александровича Мисюрова, уже одного этого было достаточно для ареста. Татьяну тоже несколько раз арестовывали и все допытывались, передавала ли она посылки Томскому епископу Виктору и его «сообщникам». Один раз ее продержали в тюрьме четыре месяца, в другой раз отпустили через несколько дней. 6 мая 1925 года ее арестовали и привели на допрос в Томское ОГПУ, где она дала следующие показания: «С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской, и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиками отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю».

http://blog.predanie.ru/article/tatyana-...

В Сарыкамышском сражении (9(22) дек. 1914 - 5(18) янв. 1915) тур. группировка потерпела поражение и отступила. В 1915-1916 гг. рус. войска продвинулись далеко на запад и юг от К. В кон. 1917 г. деморализованная в результате революции рус. армия заключила Эрзинджанское перемирие с турками, начала самораспускаться и отходить на рус. территорию. По условиям Брестского мира (3 марта 1918) правительство Советской России уступало Турции области, отторгнутые у нее в 1878 г., в т. ч. К. Население Закавказья, а затем и правительство Закавказского комиссариата в Тифлисе отказались признавать эти условия и попытались организовать вооруженное сопротивление туркам. С нач. 1918 г. арм. добровольческий корпус ген. Ф. И. Назарбекова своими силами сдерживал продвижение турок. К. был захвачен турками 25 апр. 1918 г.; отступление военных сил, в т. ч. и армянских, в Закавказье сопровождалось массовым исходом местного, преимущественно армянского, населения из К. Ок. 10 тыс. оставшихся армян были перебиты. 22-28 мая 1918 г. продвижение турок было остановлено в результате Сардарапатского сражения. В нояб. 1918 г. потерпевшая поражение в первой мировой войне Турция начала вывод войск из Закавказья на линию, предусмотренную Брестским миром. Не признававшее его правительство Республики Армении, поддержанное Антантой, в апр.-мае 1919 г. вновь заняло район городов К., Ольты и Кагызман, почти восстановив границы 1914 г. Часть арм. беженцев предыдущих лет вернулась в К. В парламент Армении были дополнительно избраны депутаты - представители вновь воссоединенных с нею земель. В мае 1920 г. местная ячейка партии большевиков подняла восстание в К., к-рое не было поддержано большинством населения и потерпело поражение. Согласно Севрскому мирному договору (10 авг. 1920), Антанта и ее союзники готовы были признать права Армении на К. в составе обширного региона исторической Зап. Армении. Однако в действительности ход событий определили соглашения кемалистской Турции и Советской России, которые весной и летом 1920 г.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Гонения за «истину». Однако история с книгой «Завершенная тайна» была еще далека от завершения. В то время, как в Обществе Сторожевой Башни шла борьба за кресло, в Европе вовсю бушевала Первая Мировая война. В «Завершенной тайне» Рутерфорд позволил себе не только крайне злобные выпады в отношении религии, но и всего государственного устройства. Он назвал патриотизм «заблуждением, которое в действительности является убийцей, духом дьявола», а также выдал массу чрезвычайных пророчеств: «В 1918 году Бог разом уничтожит все церкви и миллионы их членов. «Дети церкви» погибнут от меча войны, революции и анархии, и Меч Духа заставит их увидеть, что они потеряли свою надежду жить в духовной сфере – что «дверь закрыта». Настолько повсеместными и ужасными будут бедствия, что мертвые будут буквально лежать непогребенные и неоплаканные… Три дня, в течение которых войска фараона преследовали Израильтян в пустыне, означают три года, с 1917 по 1920, когда все посланники фараона будут поглощены морем анархии. От их колесниц – организаций – будут отняты колеса. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия… Бог не оставит незамеченными слова социалистов, синдикалистов, лейбористов и других. Он услышит их, и вспомнит их для справедливого возмездия. Как все христианские отступники, погрязшие в плотских помыслах, солидарные с радикалами и революционерами, возрадуются тому наследию опустошения, которое достанется христианскому миру после 1918 года, так и Бог поступит с победным революционным движением; оно будет полностью опустошено, «все вместе». Все его следы исчезнут в ярости всемирной всепоглощающей анархии осенью 1920 года». Естественно, порция очередных апокалипсических, – а точнее, человеконенавистнических, – пророчеств, не сбылась. Ни 1918-й, ни 1920-й год так и не ознаменовались грудами трупов номинальных христиан и ликвидацией политических институтов. Именно человеконенавистническими можно расценить характер большинства высказываний, которые позволял себе Рутерфорд со времен «Завершенной тайны» и вплоть до своей смерти в 1942 году. Уолтер Мартин в книге «Царство культов» (стр. 33) по этому поводу замечает: «Удивительно ли, что обыкновенно спокойный и беспристрастный Стэнли Хай в «Ридерз Дайджест» за июль 1940 года заявил: «Свидетели Иеговы питают ненависть ко всем и пытаются сделать ее взаимной... Свидетели Иеговы делают ненависть религией».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Вернуться 213 Земгор – объединенный комитет Земского и Городского союзов, созданный в 1915 году для помощи правительству в организации снабжения русской армии. Вернуться 214 Петр Владимирович фон Глазенап (1882–1951) – военачальник Русской императорской, Добровольческой и Северо-Западной армий, генерал-лейтенант. В 1919–1920 годах – командующий Северо-Западной армией (после отставки Н. Н. Юденича). Вернуться 215 Первый Кубанский («Ледяной») поход (9 февраля – 30 апреля мая] 1918 года – первое продвижение с боями Добровольческой армии от Ростова-на-Дону к Екатеринодару и обратно на Дон во время Гражданской войны. Вернуться 216 Неточно процитированная строка из стихотворения Н. А. Некрасова «Наборщики». В оригинале: «армии свинцовой смиренный командир». Вернуться 217 «Приневский край» – газета, издававшаяся в ноябре 1919 – январе 1920 года как орган Северо-Западной армии, предназначенный для гражданского населения. Главным редактором был А. И. Куприн. Вернуться 220 Керенки – народное название денежных купюр, формально номинированных в золотых российских рублях, но не имевших реального золотого обеспечения. Вы-пускались Временным правительством и Госбанком РСФСР в 1917–1919 годах. Название «керенки» стало нарицательным для обозначения обесценившихся денежных знаков. Вернуться 221 Метранпаж – старший наборщик, верстающий набор в страницы или руководящий такой версткой. Вернуться 224 Северный корпус – объединение Белых войск, образованное в октябре 1918-го при содействии германской армии. Принимал участие в борьбе с большевизмом на северо-западе России и в Эстонии. Вернуться 225 Платон Алексеевич Лечицкий (1856–1921) – русский военачальник, генерал от инфантерии. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. С 1920 года – в Красной армии. Вернуться 226 Даниил Родионович Ветренко (1882–1949) – участник Белого движения, генерал-майор (1919). Во время осеннего наступления на Петроград его дивизия получила приказ перерезать Николаевскую железную дорогу в районе станции Тосно. Приказ выполнен не был, что позволило красному командованию оперативно перебросить к Петрограду резервы из Центральной России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но Милосердному Господу Богу было угодно и здесь явить нам Свое разительное чудо, вызвавшее у провожавших нас даже слезы умиления… На станции Минеральные Воды не оказалось ни одного человека, а у перрона стоял поезд, направлявшийся в Екатеринодар, точно ожидавший митрополита… И что всего удивительнее, вагоны были почти пустые и едущих было мало. Однако кондуктор этого поезда оказался настолько грубым, что не пропустил митрополита ни в I, ни во II kлacc, и мы вынуждены были поместить b III классе, переполненном солдатами, и притом в вагоне, где все окна были выбиты. Невыразимо тяжела была разлука с провожавшими митрополита, ехавшими с Владыкой до самой станции Минеральные Воды. Все это были местные жители Пятигорска, горячо полюбившие митрополита и любимые им, его канонарх, иподиакон, псаломщик… Тяжело было видеть эту молодежь, какая плакала навзрыд, зная, что прощалась с митрополитом навеки и больше его не увидит. Тяжело было и нам покидать этих на редкость хороших людей, природных кавказцев, честных, прямых и благородных, оставляя их на произвол судьбы, быть может, на растерзание большевикам. Поезд тронулся. В переполненном солдатами вагоне было душно и до того накурено, что митрополит не мог оставаться и просил меня подыскать другое помещение. Я прошел в соседнее отделение и удивился, что там никого не было. Оказалось, что там были разбиты окна и никто не решался там оставаться. Тем не менее митрополит предпочел перейти туда и, укрывшись рясою, скоро заснул на деревянной лавке. Я сидел подле Владыки, не сводя с него глаз, мысленно благодаря Бога, так чудесно вырвавшего нас из Пятигорска. Так кончился 1919 год. Новый 1920 год застал нас уже в Екатеринодаре, куда мы благополучно прибыли 1 января. Глава 24. 1920 год. Екатеринодар. Кончина митрополита Питирима Точно по неисповедимым путям Промысла Божия мне пришлось обойти в образе униженного и опозоренного революцией почти все те места, где до революции, всего два года тому назад, меня встречали со славой и почетом. Точно какая-то глубокая мысль заключалась в этом испытании, так ярко подчеркивавшем всю тщету и бренность человеческой славы.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Василий Васильевич, так же, как его брат и сёстры, не остался в стороне от революционного движения. Это не удивительно. Искреннее желание изменить жизнь в стране в лучшую сторону, покончить с социальным неравенством, построить справедливое общество увлекало многих молодых образованных людей в России в начале прошлого века. В 1905–1906 гг. В. В. Рождественский находился в тюрьме за участие в революционных событиях в Москве. В 1911 г. он был исключён из училища за участие в акции протеста учащихся против вынужденного ухода В.А. Серова. В годы учёбы в училище сблизился с талантливыми молодыми художниками П.П. Кончаловским, И.И. Машковым, А.В. Куприным, А.В. Лентуловым, Р.Р. Фальком. В 1910 г. Василий Васильевич вместе с ними принял участие в создании общества художников «Бубновый валет» 31 . Официально устав этого общества был зарегистрирован 1 ноября 1911 г. Василий Васильевич был женат на Наталье Ивановне Михайловой (писательница, фольклорист), большую часть жизни прожил в Москве. В 1910– 1912 гг. он совершил поездку за границу, побывал в Италии. В 1914 г. был призван на военную службу и находился на фронте до 1917 г. Василий Васильевич много путешествовал по стране: бывал в Крыму, на Кавказе, в Карелии, Средней Азии, на Алтае, регулярно работал в Подмосковье. Он работал в разных жанрах живописи. Писал портреты, натюрморты, пейзажи. Особенно его привлекали горные виды и живописная природа Русского Севера. В 1910-е – 1920-е гг. он занимался плакатом, прошёл через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом. В 1920-е гг. обратился к реалистической манере. С 1907 г. Василий Васильевич был участником многих российских и зарубежных выставок 32 . В 1918–1920 гг. он преподавал в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских, стал инициатором создания и руководителем (до 1922 г.) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии. В апреле 1918 г. Василий Васильевич вступил в общество «Мир искусства». Он был в числе подписавших декларацию общества художников «Московские живописцы» 23 марта 1925 г 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Закрыть Отношения греческого государства и Константинопольской Патриархии к русскому монашеству на Афоне в первой половине XX века 18.04.2016 711 Время на чтение 33 минут В 1920-е - 1930-е гг. отношения братии Свято-Пантелеимоновского монастыря (как и других русских святогорцев) с греческими властями складывались непросто, порой возникали довольно острые конфликты, но, в конечном итоге, их удавалось разрешать. Важнейшей из этих проблем стала разработка и принятие нового устава Афона. После революции 1917 г. в России и завершения Первой мировой войны была окончательно забыта идея признания Афона автономной территорией под совместным управлением шести православных государств (Россия, Греция, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория) под духовным главенством Константинопольского Патриарха. В отличие от российских властей советское правительство в то время Афоном не интересовалось. Положение о греческом суверенитете Афона было утверждено Севрским договором 1920 г., а в 1923 г. ратифицировано Лозаннским договором при полном отсутствии какой-либо российской позиции. До 1924 г. делами русских святогорцев номинально занималось прежнее генеральное консульство России в Салониках. К тому моменту реальной силы оно уже не представляло, а с признанием Советского Союза Грецией вообще было закрыто. Тем не менее, в послевоенных международных договорах было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков. Так, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта. В целом Севрский договор так и не был ратифицирован, но его постановления о национальных меньшинствах, в частности на Афоне, вошли в Лозаннский мирный договор от 24 июля 1923 г., который был зарегистрирован Советом Лиги Наций 5 сентября 1924 г. под 701, и 26 сентября взят Лигой Наций под ее гарантию. 1-я статья договора гласила: «Греция обязуется признавать постановления статей от 2 до 8 [о меньшинствах] этой главы как основной закон, так что никакой закон и никакие правила, никакой официальный акт не могут быть в противоречии или в несогласии с этими постановлениями».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

В 1914—1920 годах читал обязательный к изучению для студентов юридического и медицинского факультетов курс богословия. В 1914 году выступил с предложением открыть при Томском университете первый в России теологический факультет. Подружился с известным русским учёным Н. Ф. Кащенко. В 1917 году делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян и член Собора Русской Православной Церкви как клирик от Томской епархии, участвовал в 1-й сессии, член II, VI, VIII, XV отделов. В 1918 году приват-доцент историко-филологического факультета Томского университета. В ноябре 1918 года участник Сибирского соборного церковного совещания, член Высшего Временного Церковного Управления, в 1919 году член Томского епархиального собрания, затем выехал в Омск. Арестован Омской губернской ЧК 9 апреля 1920 года по обвинению в контр-революционной деятельности; 5 июля освобождён, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». С июня 1920 года по май 1921 года был настоятелем Троицкого кафедрального собора в Томске. Активно протестовал против «экспроприаций» большевиками церковный ценностей, чем вызывал сильное раздражение властей. С мая по ноябрь 1922 года И. И. Галахов, в составе группы из 33 томских священнослужителей и мирян во главе с архиепископом Виктором (Богоявленским), находился под арестом в томской тюрьме. В августе Томским губернским Ревтрибуналом приговорён к расстрелу с полной конфискацией личного имущества, однако затем, по ноябрьскому решению Сибтрибунала, расстрел был заменён на пятилетнее заключение в тюрьму. С ноября 1922 по ноябрь 1924 года содержался в каторжной тюрьме «Александровский централ» (Александровский исправительный дом заключений, Александровский домзак ОГПУ) в Иркутской губернии. Вышел из тюрьмы досрочно, по амнистии в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР. В декабре 1924 года церковный совет Троицкого собора Томска предложил ему настоятельское место в храме, но Галахов отказался и остался в Иркутске настоятелем Благовещенского храма. В 1925 году награждён митрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010