Причём, даже большое количество источников, которые привлекает такой историк-любитель — не показатель. Ведь можно пересмотреть кучу материалов и не увидеть главного. Даже больше запутаться. Гумилёв писал по этому поводу: «Гуманитарная наука даёт возможность многое узнать, но не позволяет многого понять. Гуманитарий ограничен научным уровнем изучаемых авторов… Этнология ставит другие задачи. Она опирается не на тексты, а на факты и на их системные связи». Золотые слова! — Факты! И логика! Например, такая логика: просто так целая страна не взрывается (1917-1920 гг.), для этого нужно зайти в исторический тупик. Про «марксистских» и «либеральных» историков я не говорю, с ними все ясно (у первых — шоры, у вторых — антисистема в голове), но когда историей начинает заниматься интеллигент-идеалист, или просто «образованный человек», то получается морализаторство вместо анализа. Когда все «и так ясно»: вот эти — плохие, а эти — хорошие. И как нехорошо получилось, что плохие побили хороших. Наверное, у хороших случилось затмение ума... Все! Это предел аналитики… Кстати, таких прекраснодушных идеалистов перед Февральской революцией 1917-го было много. Ведь все просто: царь — плохой, давайте его свергнем! А там… демократия нас спасет!.. Правда, кто-то потом поумнел, как, например, евразийцы в 1920-х… Все очень серьезно. Мы находимся на переломе эпох. Идет война смыслов. И поскольку историческая наука — это оружие, то обращаться с ней следует крайне осторожно. Тем более людям, болеющим за будущее России. Выделю главное. Основной недостаток многих учёных и не учёных историков, заключается в том, что в их изысканиях (по 1917 г.) почти нет народа. Да-да! Того самого народа, который в КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ и делает историю. Как говорится, слона-то и не приметили! Один пример. На выборах в Учредительное собрание, в ноябре 1917 г. наш народ сделал свой выбор. Он, в большинстве своем, проголосовал за эсеров и большевиков. То есть, за социализм и СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Белые партии (кадеты и пр.) с треском проиграли. Таким образом, выбор народа стал решающим! Что затем и подтвердилось итогами Гражданской войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/o_...

Рассмотрим теперь, что произошло в 1917 году. Помните, что согласно современному, «исправленному» учению Общества, Иисус Христос к тому моменту уже в течение трех лет официально правил со своего небесного царского престола . В 1917 году Общество Сторожевой башни выпустило книгу «Завершенная тайна» (англ .), содержащую, как впоследствии говорилось, «животрепещущую весть». Поскольку постоянно утверждается, что «свет сияет все ярче», было бы логично ожидать, что эта новая и знаменательная книга продемонстрирует новый уровень «качества» подаваемой пищи и, тем самым, окажет существенное влияние на решение недавно воссевшего на престол Царя в вопросе о том, какой же из «каналов» готовит более качественную пищу. Обратите внимание на предсказания, касающиеся 1918 и 1920 годов в нижеследующих отрывках из упомянутой книги (обсуждение касается стихов Откровения, глава шестнадцать, и Иезекииль, главы 24–35). 258 Завершенная тайна Отк. 16 Чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его – вина от лозы земной – Отк. 14:17–20 ; Иер. 8:14 ; Ис. 51:17–29 ; Иер. 25:26–28 ; Отк. 18:6 . 16:20 И всякий остров убежал. – Даже республики исчезнут осенью 1920 года . И гор не стало . – Все царства земли погибнут, их поглотит анархия . 16:21 И пал на людей – В греческом перед словом «людей» – определенный артикль, т. е. имеются в виду поклонники зверя и его образа – духовенство. Град с неба – истина, спрессованная, как град, с разрушительной силой. Это последнее высказывание, описывающее появление перед поклоняющимися зверю и его образу седьмого тома «Исследования Писаний». – Отк. 11:19 ; Ис. 28:17, 30:30 ; Иез. 13:11 ; Ис. Нав. 10:11 . Величиною в талант . – около 50 кг ( Мал. 3:10 ). Еще одно описание седьмого тома «Исследования Писаний», каким его видят поклонники зверя и его образа, находится в сообщении о последней казни Египтян – смерти их первенцев, начиная от фараона и кончая всеми людьми (Исход, главы 11 и 12). Три дня, в течение которых войска фараона преследовали Израильтян в пустыне, означают три года, с 1917 по 1920, к огда все посланники фараона будут поглощены морем анархии. От их колесниц – организаций – будут отняты колеса.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

В этой ситуации для Ленина вопрос двояк. Хорошо, брать власть можно — это не начало июля 1917-го. Но выученный 1905-м годом, где он себе места не нашел, Ленин теперь мыслит масштабней. Он знает, что Петербург за Россию не решит. Но тут, кажется, и сама Россия на подходе. Не менее важны симптомы надлома Германии, на которую его внимание всегда направлено прежде прочего. В резолюции 10 октября 1917-го о восстании оценка состояния Германии поставлена перед положением в России! Но деградация власти обновляет проблему: когда власть так легко взять, что, собственно, ты берешь? Взяв ее, останешься ли собою, или выступишь уже в чужом интересе? Второе — государство. Не думаю, что государство было для Ленина делом всей жизни. Проблема власти оставалась для него коренной всегда; все вращалось вокруг вопроса о власти и к нему возвращалось. Но концепции государства в прямом смысле, как системы учреждений, обеспечивающих связность целого, у Ленина нет. Вот почему он ухватится в конце, как ты помнишь… — За цивилизацию ? — Да, и цивилизацией он мысленно уточняет свой «госкапитализм». — Меня это интересует с точки зрения предстоящей нам здесь политической работы. Вопрос о 1917 годе важен практически как вопрос о государственной альтернативе. Присутствовало ли государство в 1917 году как проект? Как замысел связать гоголевское пустое пространство государственным образом? Была ли в спектре вариантов 1917 года идея государства вообще ? — Да, тогда она у Ленина появилась — как решение вопроса о содержании будущей власти. Цель: неутопически связать воедино рассыпающийся русский Мир. Вот где спасительная формула, вписываемая в мировую революцию: общая связность без всеобщего обобществления, Ленин это различал. И тут-то он вводит государство: государство Советов реализует эту общую связность, минуя приобретение в собственность наличных ресурсов хозяйства. И одновременно вводит революционизированную и противогосударственную массу — во власть. — Это о какой модели говоришь, модели 1920 года или о модели 1917-го?

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года масштаб эмиграции значительно увеличился. Но основная масса беженцев покинула Россию после краха белого движения и завершения гражданской войны в конце 1920 года. Это были, прежде всего, военнослужащие, состоявшие в добровольческих, казачьих, анархистских и других военных формированиях. Вместе с ними родину покидал медицинский персонал, члены различных политических организаций, представители местных органов власти и их семьи. Среди беженцев было немало и представителей православного духовенства. Уже после окончания войны за пределы Советской России были принудительно высланы и многие инакомыслящие граждане. Всех этих беженцев принято называть «первой волной» русской эмиграции ХХ века. Общая численность «первой волны» оценивается по-разному. В 1924 году великий князь Николай Николаевич заявил в Париже о 3 миллионах русских эмигрантов, рассеянных по всему миру. По данным, собранным верховным комиссаром по делам беженцев при Лиге Наций Ф. Нансеном, в 1926 году в 11 странах Европы и Азии проживало свыше 1 миллиона 131 тысячи человек, эмигрировавших из России . В современной литературе общая численность «первой волны» оценивается в 1,5-2  миллиона  человек . «Русский Оксфорд» В Чехословакию беженцы из России стали активно прибывать на рубеже 1920-21 годов после эвакуации из Новороссийска и Крыма армии Врангеля. Крым был взят Красной Армией 15 ноября 1920 года. Армия Врангеля и гражданские лица, бежавшие вместе с ней из России, были размещены в военных лагерях Константинополя, в Галлиполи и на острове Лемнос. Всего в Турции оказалось около 200 тысяч беженцев .  Поначалу в их среде была жива надежда на скорый реванш — новый военный поход на большевиков, но ей не суждено было сбыться. Длительное же пребывание в Турции оказалось невозможным. С весны 1921 года началось сокращение нормы выдачи продуктов, последовал и ряд заявлений о полном прекращении продовольственного снабжения в ближайшее время. Все это заставило беженцев искать возможности перебраться в другие страны. В этом отношении русские эмигранты возлагали особые надежды на молодые славянские государства, прежде всего, на Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, а также — на Чехословацкую республику (далее — ЧСР). Российские общественные деятели из числа беженцев обратились к чехословацкому правительству с просьбой предоставить нескольким тысячам русских эмигрантов возможность переселиться в ЧСР. В ответ на эту просьбу в Чехословакии был разработан план «русской акции помощи» (чеш. — ruská pomocná akce). Специальное решение о ее проведении было принято Президиумом Совета Министров ЧСР 28 июля 1921 года. В соответствии с этим решением организация помощи русским беженцам была возложена на Министерство иностранных дел .

http://bogoslov.ru/article/1800952

Не только христианство будет истреблено, писал Рутерфорд, но даже правительства стран потерпят катастрофу и вообще исчезнут. В 1918 году, когда христианство, как система, совершенно исчезнет (в шеоле), для того чтобы дать возможность последовать за ним революционным республикам, Бог даст время для оплакивания. Он на время сдержит и отложит краткий период грозных волн анархии. Он заставит народы оплакивать христианство, и все созданные людьми системы мира, чтобы они стали слабыми от его падения. Бог сделает так, что народы потрясут гигантские революции, когда Он повергнет в исчезновение мирское христианство, как организованную систему. Но они тоже пойдут в исчезновение (в шеол) вместе с христианством, со всеми, кто был её силой и жил под её защитой среди народа. Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Всякое земное царство пройдёт, будучи поглощено анархией. Три дня, когда фараон преследовал израильтян в пустыне, символизируют три года с 1917-го по 1920-й. Когда все вестники фараона будут поглощены в море анархии, колёса спадут с их колесниц организаций. В предсказаниях Рутерфорда о революциях нет ничего особенного. Революции до него уже были, и революционные партии существовали в его время. То, что он предсказывал, должно было произойти до 1920 года, но не произошло и является свидетельством его несостоятельных доводов. Однако, этого не было достаточно. В 1920 году этот президент Сторожевой Башни издал трактат под названием «Миллионы живущих теперь никогда не умрут». В ней он сообщил членам своего Общества, что в 1925 году произойдёт воскресение известных Ветхозаветных мужей веры. Он писал: Тот период времени, который начался с 1575 года до Р.Х., по необходимости закончится осенью 1925 года. Исполнение чего мы должны ожидать тогда? …Восстановление всего. Самым главным, что должно быть восстановлено, – это восстановление человеческого рода к жизни; и так как другие места Писания определённо подтверждают факт, что будет воскресение Авраама, Исаака, Иакова и других верных древнего времени, мы можем с уверенностью ожидать, что 1925 год засвидетельствует возврат этих мужей веры Израиля из состояния смерти, как воскрешённых и полностью восстановленных в совершенное человечество и сделанных видимыми, законными представителями нового порядка вещей на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

После вступления Турции в войну на стороне Германии Великобритания 5 нояб. 1914 г. аннексировала К. и включила его в состав своих владений. Во время первой мировой войны 15 тыс. киприотов сражались в составе брит. войск в Юго-Вост. Европе. В 1915 г. в Законодательном совете было выдвинуто предложение энозиса, но оно было отвергнуто большинством англ. и тур. членов совета. 17 окт. 1915 г. Великобритания, чтобы побудить Грецию нарушить нейтралитет в первой мировой войне, пообещала передать ей К., если она присоединится к Антанте. Но правительство А. Заимиса и прогермански настроенный кор. Константин I не приняли это предложение. В связи с ростом прогреч. настроений в 1917 г. брит. власти попытались запретить использование греками-киприотами флага Греческого королевства и ношение греч. орденов во время офиц. церемоний. Это предписание было проигнорировано митр. Киринийским Макарием (впосл. архиеп. Кипрский Макарий II ), участвовавшим в Балканских войнах в качестве полкового священника и награжденным греч. боевым орденом. Делегации греков-киприотов посетили Париж (дек. 1918, апр. 1920) и Лондон (янв. 1918 - нояб. 1920) во время переговорных процессов о послевоенном устройстве Европы и османских владений, но их надежды на присоединение к Греции оказались неосуществимыми. Окончательный отказ, полученный кипрской делегацией от министра по делам колоний 26 окт. 1920 г., вызвал возмущение греч. населения острова; греки-киприоты предприняли массовую отправку телеграмм протеста и петиций брит. правительству. В дек. 1920 г. 9 греч. депутатов вышли из Законодательного совета в знак протеста. Запрет брит. властей на проведение мероприятий 25 марта 1921 г. в связи со 100-летием со дня начала Греческой национально-освободительной революции привел к столкновению кипрской молодежи с полицией. В 1921 г. по решению созванного архиепископом Всекипрского национального собрания греки-киприоты бойкотировали выборы в Законодательный совет. В 1922 г., после потрясения, вызванного поражением в греко-тур. войне, киприоты смягчили требования энозиса. В меморандуме, направленном Кипрским архиеп. Кириллом III министру по делам колоний (16 дек. 1922), речь шла о полном самоуправлении или о расширении конституционных прав и о включении греков-киприотов и турок-киприотов в Исполнительный совет и в администрацию в пропорции 4 : 5, соответствующей последней переписи населения.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Беспорядки и волнения, имевшие место в духовных школах во время революции 1905-1907 гг., привели к тому, что в 1908 г. была проведена ревизия А. д., по результатам к-рой был составлен и 2 мая 1910 г. принят новый устав (дополненный в 1911), к-рый устранил предоставленную А. д. в 1906 г. частичную автономию. Устав предусматривал расширение преподавательского состава, введение практических занятий для студентов, увеличение числа кафедр - открывались кафедры истории Византийской и слав. Церквей. Особое внимание уделялось религ. и нравственному воспитанию студентов и укреплению дисциплины. Посещение богослужений стало обязательным для студентов и преподавателей, отмечалась важность соблюдения постов. Для повышения авторитета администрации А. д. устав предусматривал епископский сан для ректора и сан архимандрита для инспектора; предпочтение отдавалось преподавателям в священном сане. Устав усилил власть епархиальных архиереев над высшей духовной школой. В 1914 г. в Государственную думу был внесен проект об учреждении в Томске 5-й правосл. А. д., проект был одобрен, но начавшаяся мировая война помешала его осуществлению. После Февральской революции 1917 г. комиссия из представителей А. д. выработала проект нового устава А. д. и представила его на рассмотрение Поместного Собора РПЦ (1917-1918) , к-рый одобрил его. Устав предусматривал восстановление принципа выборности, открытый характер преподавания, допущение в А. д. женщин в качестве вольнослушательниц, введение более узкой специализации. С установлением советской власти изменились условия деятельности А. д. Декрет от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 авг. того же года разрешалось преподавание религ. вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в МДА прошел последний набор абитуриентов, в 1919 г. прекратились занятия, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1922 г. Правосл. Народная академия богословских наук, организованная 24 июля 1918 г. по благословению Патриарха Тихона (Беллавина) и возглавлявшаяся ректором прот. Н. Боголюбским , просуществовала примерно до 1921 г. В ее работе приняли участие многие ученые (И. М. Громогласов , Н. Д. Кузнецов и др.), а число студентов достигало 225 чел. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Киеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и КДА просуществовала до кон. 1920 г. Последний ректор КДА еп. Василий (Богдашевский) в окт. 1920 г. писал о скором закрытии академии. Долго сопротивлялись закрытию в КазДА. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1920 г.

http://pravenc.ru/text/63752.html

В. В. Розанова . С 1917 г. академик РАН, в 1920-е гг. исключен из ее состава. Участник Белого движения, эмигрировал, жил в Праге, Берлине, Белграде, Париже. Доклады: «Религия и социализм» (18 марта 1909 г.), «Жизнь и смерть Льва Толстого» (16 ноября 1910 г.). Тан (наст. фамилия Богораз) Владимир Германович (1865–1936), писатель, ученый; за революционную деятельность был сослан на Колыму, где исследовал быт чукчей; первые художественные произведения посвящены чукотской теме; участник нескольких этнографических экспедиций АН; после 1917 г. работал в Музее антропологии и этнографии, в 1932 г. основал Музей истории религии АН СССР. Участник прений. Терк Александр Яковлевич, инженер-техник, кандидат математических наук. Участник прений. Тернавцев Валентин Александрович (1866–1940), чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего синода, один из активных участников РФС и РФО; работал над толкованием Апокалипсиса. Доклад: «Империя и христианство» (10 марта 1909 г.). Трегубов Иван Михайлович (1858–1931), один из лидеров толстовства, вместе с В.Д. Бонч-Бруевичем, В.Г. Чертковым и П.И. Бирюковым вел кампанию в защиту духоборов; в 1919 г. делегат от «сектантов-коммунистов» на 7-м Всероссийском съезде советов; в 1920 г. вместе с Бирюковым составил «Докладную записку об отношении Наркомзема к сельскохозяйственным коммунам русских сектантов», где были провозглашены привилегии сектантам не только в отношении к воинской службе, но и в экономической и политической областях; арестован, умер на этапе в глубь Казахстана. Участник прений. Туган-Барановский Михаил Иванович (1865–1919), экономист, социолог; окончил физико-математический и юридический факультеты Харьковского университета; преподавал в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Политехническом институте; после 1917 г. уехал на Украину, где был министром финансов правительства Центральной рады, участвовал в организации Украинской АН, был профессором Киевского университета. Доклад: «Христианство и индивидуализм» (13 февраля 1914 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Лаврентий Павлович (17.03.1899, с. Мерхеули Сухумского окр. Кутаисской губ.- 23.12.1953, Москва), советский гос. и партийный деятель, организатор массовых репрессий 30-х - нач. 50-х гг. ХХ в. Род. в бедной крестьянской семье. Мать Б. происходила из обедневшего дворянского рода и была глубоко верующей женщиной. В 1919 г. Б. поступил в Бакинский механико-строительный техникум, увлекся марксизмом и организовал подпольный кружок. В 1917 г. (по др. сведениям, в 1919) вступил в РСДРП(б). Будучи студентом (1920-1921) Бакинского политехнического ин-та, работал в 1919-1920 гг. в мусаватистской контрразведке. В 1920 г. в Грузии дважды арестовывался меньшевиками по подозрению в шпионаже в пользу Советской России, сидел в тюрьме, в авг. был выслан этапом в Азербайджан. В 1920-1921 гг. состоял в должности управляющего делами ЦК КП(б) Азербайджана, ответственного секретаря Бакинской ЧК. С дек. 1926 г. являлся председателем Грузинского и зам. председателя Закавказского ГПУ. В 1931 г. Б. стал 1-м секретарем ЦК КП(б) Грузии, в 1938 г. переведен в Москву на должность 1-го зам. наркома и начальника ГУГБ НКВД СССР. 25 нояб. 1938 г. назначен наркомом внутренних дел СССР (по 29 дек. 1945). Первоначально перед ним ставилась задача ликвидировать «ежовщину», приостановить репрессии. Со временем Б. придал гос. террору планомерный характер, продолжил развитие системы каторжных и специальных лагерей с наиболее бесчеловечным режимом. При руководстве Б. аппарат гос. безопасности использовался как орудие в борьбе группировок в верхушке партии. С 3 февр. 1941 по 5 марта 1953 г. являлся зам. председателя СНК-СМ СССР. В годы войны был членом ГКО, курировал оборонную промышленность. По его указанию в начале войны были организованы процессы, вынесшие смертные приговоры мн. военачальникам. Б. руководил карательными отрядами СМЕРШ и заградительными отрядами, к-рые стреляли по отступавшим или сдававшимся в плен. В 1944 г. возглавил операции по депортации народов Сев. Кавказа и Крыма; был одним из организаторов массовых расстрелов польских военнопленных в Катыни (1940). С 1944 г. курировал все работы и исследования, связанные с созданием атомного оружия. В 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза, в 1945 г.- Маршала Советского Союза. С 1946 г. Б. являлся членом политбюро ЦК ВКП(б), с 16 окт. 1952 по 5 марта 1953 г.- членом Бюро Президиума ЦК КПСС, последние 3 месяца перед арестом был министром внутренних дел. Арестован 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС. 23 дек. 1953 г. как «враг народа» и «шпион» неск. иностранных разведок приговорен к высшей мере наказания, в тот же день расстрелян.

http://pravenc.ru/text/78150.html

— Как возникла идея введения пятилеток и какие задачи они были призваны решить? — Можно сказать, что в конце 1920-х в стране произошла вторая революция, даже более значимая, чем в октябре 1917 года. Ведь Октябрьская революция была нацелена на ликвидацию капитализма и переход к строительству социализма. Но это не очень-то хорошо получилось, раз в начале 1920-х годов всё начало возвращаться на круги своя. Иосиф Сталин провёл серьёзную работу, чтобы создать политические предпосылки для экономических изменений, в частности, нейтрализовал своих внутрипартийных оппонентов. И только после этого перешёл к созданию принципиально новой модели народного хозяйства. Это стало самой настоящей революцией. Формально первая пятилетка была запущена 1 октября 1928 года. Но в это время управленческому аппарату и представителям народного хозяйства не было ещё до конца понятно, что им нужно делать. А вот в 1929 году была проведена XVI конференция ВКП(б), на которой более чётко были определены цели и задачи развития экономики в целом и индустриализации в частности. Ключевых задач было три: преодоление отставания от экономически развитых стран Запада, обеспечение экономической независимости и самодостаточности СССР, создание мощной промышленной основы для укрепления обороноспособности. Уже в конце 1920-х было очевидно, что иностранная интервенция против советского государства неизбежна. К 22 июня 1941 года все три задачи были успешно решены. Пятилетки были изначально инструментом для решения стратегической задачи индустриализации страны. В начале 1920-х годов в СССР появился Госплан — специальный орган, занимавшийся вопросами прогнозирования и со временем начавший определять маркеры, ориентиры развития экономики. Разработка планов первой пятилетки была для Госплана выходом на новый уровень работы, и он с этим справился. Пятилетние планы делились на годичные, годичные — на квартальные, квартальные — на месячные. При этом, напомню, все они были обязательны к исполнению. За неисполнение плана следовали такие же санкции, как за нарушение закона.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/26/proizo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010