Жилкин Федор Ильич. В 1904 г. участвовал в работе «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», одной из первых массовых легальных рабочих организаций в России, основанной священником Г. Гапоном; некоторое время даже «состоял секретарем Гапона». 27 декабря 1904 г. из состава общества был исключен. С июня 1917 г. по ноябрь 1919 г. возглавлял (в качестве председателя) Христианско-социалистическую рабоче-крестьянскую партию (ХСРКП). Во 2-й половине 1919 г. был привлечен к судебной ответственности за то, что без официального разрешения властей изготовил и расклеил по Москве афиши о планировавшемся (под эгидой ХСРКП) на 2 июля 1919 г. публичном мероприятии на тему «Почитание святых мощей в связи с осмотром их». Московский Совнарсуд 30 сентября 1919 г. заочно признал Жилкина виновным в стремлении обеспечить рекламу своей партии и создать у граждан ложное представление о действительном отношении органов советской власти к «вредной» деятельности ХСРКП. Кроме того, суд попытался представить Жилкина в качестве «агента влияния» черносотенно-монархических кругов (Патриарх Тихон, Совет объединенных приходов Москвы во главе с А. Д. Самариным и т.д.).Узнав 6 октября о состоявшемся судебном решении, Жилкин подал кассационную жалобу и 26 октября уехал из столицы в Уфимскую губернии в целях закупки продуктов для своей партии. В г. Белебее он был арестован. Освобожден (под надзор местной милиции) лишь в начале 1920 г. С 31 января по апрель 1920 г. числился в качестве «секретного сотрудника» («агента») Белебейского упродкома. С апреля по май 1920 г. служил в должности комиссара Белебейской уездной ЧК, а после ее ликвидации 12 мая 1920 г. переехал в Уфу, где был принят на службу в качестве «комиссара секретного отдела Уфимской ГубЧК» специально для работы среди духовенства. 19 мая 1920 г., Уфимская ГубЧК командировала его в Москву для приобретения канцелярских принадлежностей. Попутно Жилкин предполагал навести справки «о делах своей партии» в VIII (церковном) отделе Наркомюста. Однако при попытке 3 июня 1920 г. получить пропуск в комендатуре Кремля (Наркомюст располагался именно на кремлевской территории) Жилкин был задержан. Постановлением Президиума ВЧК от 30 июля 1920 г. по обвинению «в контр-революционной и провокационной деятельности» (имелось ввиду, что Жилкин стремился пробраться в ряды ЧК исключительно с враждебными намерениями) он был приговорен к заключению в концлагерь на 15 лет. По амнистии ВЦИК от 7 ноября 1920 г. срок был сокращен до 5 лет. Еще через год, 11 октября 1921 г., Жилкин был освобожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

народом, балканскими гос-вами и Польшей. План был отвергнут обеими сторонами. Выступая противником полного унижения Германии со стороны Антанты, папа не был допущен к участию в мирном соглашении на основании ст. 15 секретного Лондонского соглашения (май 1915) между Италией и союзническими странами, что стало известно только в 1917 г., после опубликования всех документов Секретной канцелярии. Осудил вторжение в Польшу (1915-1917) и Бельгию (1917), потопление «Лузитании»; выступал в защиту балканских народов, жертв геноцида в Армении и ливан. маронитов (1916-1920), пострадавших от голода и холеры христиан Сирии, рус. беженцев и пострадавших от погромов евреев (1916). В период войны Б. неоднократно становился объектом враждебных выпадов участников военного конфликта, поскольку, отказываясь помогать жертвам только одной стороны, настаивал на нейтралитете Папского гос-ва и католич. Церкви. После войны поддержал разоренные народы Австрии и Германии (1920); в 1921 г. выпустил энциклику, в к-рой призывал обратить внимание на положение детей в Бельгии, Центр. Европе и России. В послевоенные годы были восстановлены дипломатические отношения с Великобританией (1915), Португалией (1918) и Францией (1920), установлены дипломатические связи с княжеством Монако (1916), Японией (1917), Бразилией, Финляндией, Польшей, Перу, Эстонией, Украиной, Югославией, Чехословакией, Китаем (1918). Впосл. папская энциклика «Pacem Dei Munus» (23 марта 1920) дала импульс для установления дипломатических отношений Ватикана с др. гос-вами, поскольку Б. отменил действовавший с 1870 г. запрет главам иностранных католич. держав приезжать в Рим, кроме как по делам в Римскую курию. В конце понтификата Б. при Римском престоле были аккредитованы послы 27 стран. В энциклике «De pacis reconciliatione christiana» (1920) папа осторожно высказался также в поддержку Лиги наций. Во время Версальской мирной конференции 1919 г. представители Римской курии предложили проект разрешения конфликта с Итальянским гос-вом, заложив тем самым основы для последующего урегулирования «римского вопроса».

http://pravenc.ru/text/78056.html

Тем самым отменялось действие подписанного В. И. Лениным 29 дек. 1917 г. декрета «О Турецкой Армении», где говорилось о праве Зап. А. на полное самоопределение. 30 янв. 1918 г., нарушив перемирие, заключенное в дек. 1917 г. с командованием рус. армии, тур. войска начали наступление на Кавказе. 80-тысячной тур. армии противостояли фактически всего 4 тыс. солдат ген. Андраника Сасунского, к-рому удалось выиграть Лорийскую битву (25-28 мая 1918) и остановить продвижение турок к Баку, Дагестану и Чечне. Однако дашнакское правительство было вынуждено подписать договор в Батуме на условиях передачи Турции значительных территорий А. 28 мая 1918 г. Армянский национальный совет, возглавляемый партией «Дашнакцутюн», провозгласил А. независимой республикой, и т. о. государственность арм. народа была восстановлена. В течение 1918-1919 гг. территория республики А. была значительно расширена. После поражения Турции в первой мировой войне и ухода тур. войск была восстановлена граница 1914 г.; 28 мая 1919 г. была провозглашена объединенная и независимая республика А. В то же время в состав арм. парламента были введены 12 депутатов - представителей зап. армян, что подтверждало исторические права арм. народа и на Зап. А. Однако к нач. 1920 г. международное положение А. резко ухудшилось. Опасаясь наметившегося сближения тур. правительства Кемаля Ататюрка с Советской Россией, европ. державы пошли на уступки Турции и проявили готовность пересмотреть условия Севрского мирного договора (авг. 1920), предусматривавшего мирное урегулирование территориальных споров с Турцией и Азербайджаном. Во вновь начавшейся турецко-арм. войне 1920 г. А. оказалась в полной политической изоляции. Ее обращения к правительствам зап. держав и Лиге Наций не имели последствий. Потерпев поражение, А. вынуждена была заключить 2 дек. 1920 г. Александропольский договор, по условиям к-рого понесла большие территориальные потери и согласилась признать Севрский договор аннулированным. В тот же день дашнакское правительство объявило о своем отказе от власти. Вопрос о Зап. А., с нач. XIX в. не раз ставившийся международной дипломатией, снова остался открытым. 29 нояб. 1920 г. Революционный комитет А. из представителей армян - сторонников советской власти вступил в свою страну вместе с войсками Красной Армии и провозгласил А. Советской Социалистической Республикой. В период 1920-1921 гг. при заключении договора между советским гос-вом и Турцией были приняты решения о статусе Нагорного Карабаха и Нахичевани, к-рые вошли в состав Азербайджанской ССР. В марте 1922 г. Армянская ССР совместно с Грузинской ССР и Азербайджанской ССР образовали Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, к-рая в конце того же года вошла в состав СССР. С 1936 г. А. входила в состав СССР как отдельная республика в границах 1921-1922 гг.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Начало первой мировой войны Б. воспринял с космополитических и резко антимилитаристских позиций, более того, для него она стала вопиющим симптомом всеобъемлющего кризиса европ. культуры и цивилизации, о чем он поведал в четырехчастном цикле литературно-философских этюдов «На перевале»: «Кризис жизни» (Пг., 1918), «Кризис мысли» (Пг., 1918), «Кризис культуры» (Пг., 1920), 4-я часть, «Кризис сознания» (1920), осталась неопубликованной. В авг. 1916 г. Б. был призван на военную службу и возвратился на родину; в сент. получил отсрочку и до янв. 1917 г. жил в Москве и Сергиевом Посаде. Февральскую революцию он встретил в Петрограде, наивно восприняв ее как предвестие грядущего преображения, революции духа (очерк «Революция и культура» - М., 1917). Ф. А. Степун отмечал неукорененность Б. в лоне культурно-исторического сознания и традиции: «Белый витал над историей. Его пророческое сознание жило космическими взрывами и вихрями» (Бывшее и несбывшееся. Лондон, 1990. С. 269). Финал написанного в авг. 1917 г. стихотворения «Родине» передает отношение поэта к падению самодержавия: И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня. Россия, Россия, Россия - Мессия грядущего дня! Это отношение проецируется Б. и на Октябрьскую революцию 1917 г., о чем свидетельствует поэма «Христос воскрес» (Пг., 1918), идейно созвучная поэме «Двенадцать» А. Блока. С 1918 г. Б. активно участвует в работе лит. студии московского Пролеткульта, становится одним из зачинателей ряда культурных инициатив (с 1919 г. председатель Вольной философской ассоциации в Петрограде), выступает с лекциями, участвует в альманахе «Записки мечтателей» (1919-1921), пишет автобиографическую поэму «Первое свидание» (Пг., 1921). Эту поэму нек-рые исследователи (Лавров) считают вершиной поэтического творчества Б. В авг. 1918 г. Б. побывал в Черниговском скиту (близ Сергиева Посада), вероятно, по совету свящ. П. Флоренского. С сент. 1919 по март 1920 г. Б. работает в Отделе охраны памятников старины. 28 янв. 1920 г. он заключает договор с изд-вом 3. И. Гржебина на издание собрания сочинений, но проект не был осуществлен. «Военный коммунизм пережил он, как и все мы, в лишениях и болезнях,- вспоминал В. Ф. Ходасевич.- Ютился в квартире знакомых, топя печурку своими рукописями, голодая и стоя в очередях. Чтобы прокормить себя с матерью, уже больною и старою, мерил Москву из конца в конец, читал лекции в Пролеткульте и в разных еще местах, целыми днями просиживал в Румянцевском музее, где замерзали чернила, исполняя бессмысленный заказ Театрального отдела (что-то о театрах в эпоху французской революции), исписывая вороха бумаги, которые, наконец, где-то и потерял. В то же время он вел занятия в Антропософском обществе, писал Записки чудака, книгу по философии культуры, книгу о Льве Толстом и другое» (Некрополь: Восп. М., 1991. С. 60).

http://pravenc.ru/text/77962.html

Одновременно с этим продолжалась " атака справа " на военные структуры, остатки Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля, твердо отстаивавшего принципы " непредрешения " . В своем письме, накануне нового, 1922-го года, председателю Высшего монархического совета Н.Е. Маркову 2-му Врангель отвечал, что " заветы Русской армии " , это - " освобождение Отечества, не предрешая форм его грядущего государственного бытия… " (8). В 1921 г. в журнале " Двуглавый орел " начали публиковаться статьи резко критикующие политический курс Белого движения, ставящие под сомнение весь смысл " белой борьбы " , направленные на дискредитацию позиции Врангеля и всех его предшественников в 1917-1920 гг., уравнивание Белого движения и " революционного прошлого " 1917 года. Анализируя " причины неудач белых выступлений " в Сибири, на белом Юге, в Крыму, в данных статьях подчеркивалось: " …Народ не мог поверить в прочность белого дела Врангеля, ибо не было главного условия для успеха: за генералом Врангелем не было Русского Царя " , " …Февральские академики революции со своим жалким Временным правительством пали потому, что пытались ввести революцию в рамки закона, пали потому, что хотели узаконить само беззаконие. Колчак и Деникин, объявившие себя преемственными продолжателями дела Временного правительства (это абсолютно не соответствовало действительности. - В.Ц.), также пали, не могли не пасть, ибо их дело было насквозь пропитано все тою же разлагающей керенщиной и интеллигентщиной, которые однажды уже погубили Россию… " Данные оценки стали типичны не только в эмигрантской публицистике 1920-х гг., но и перешли, совершенно не изменившись, во многие произведения последующих десятилетий. Характерно, что критика Белого движения и белых армий исходила, преимущественно от тех, кто либо косвенно участвовал в движении, либо участвовал кратковременно и не занимал в период 1917-1920 гг. каких-либо влиятельных должностей в белых государственных структурах. Характерно и то, что одним из первых активных критиков военного руководства Белого движения (на рейхенгалльском съезде) стал генерал от инфантерии И.И. Мрозовский, отказавшийся в феврале 1917 г. " подавить бунт " в Москве, несмотря на имеющиеся полномочия (должность командующего Московским военным округом) (9).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Основу для демографических оценок последствий лихолетия Гражданской вывели из подробнейших ежегодных «Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания» примерное количество православных священнослужителей к началу 1917 года было принято в составе: 3 митрополита, 29 архиепископов, 137 епископов, священников и диаконов – свыше 69000. При подсчете жертв Гражданской войны исключили территорию епархий, ставших у 1917–1918 гг. зарубежными – Варшавская, Холмская, Литовская, Рижская и Финляндская, где служило в 1915 г. 6 архиереев, 136 протоиереев, 877 священников, 175 диаконов и протодиаконов. В 1926 г. в СССР прошла Всесоюзная перепись населения, причем никто из историков и демографов не подвергает сомнению высокую точность результатов этой переписи. Опрос включал и пункт о главном и побочном занятиях. Священнослужителей, для которых церковная деятельность была основным занятием, оказалось 51 076 чел. Побочным занятием – 7511 человек. Как констатирует исследователь, к началу 1917 г. на территории, ставшей затем ареной основных событий Гражданской войны, трудилось около 68 тыс. священнослужителей; к концу 1926 г. их осталось около 58,6 тыс. При этом в указанный период умерло естественной смертью (рассчетно, при среднегодовой смертности священников в 1,95% до 1917 года) не менее 12,5 тыс. священнослужителей, эмигрировало (по мнению такого авторитетного историка Церкви как д.и.н. Михаил Шкаровский) до 2000. Сняло с себя священный сан – около 6,8 тыс. Последняя категория стала нарастать, пишет Г.Хмурков, уже с весны 1917 года. Своеобразно понятая «демократизация» привела к тому, что прихожане, во многих регионах изгоняли из церквей «неугодных батюшек» (Киевской епархии так было удалено 60 священников, в Волынской – 60, в Саратовской – 65, в Пензенской епархии –70 и т.д. С 1917 г. (еще до Октябрьского восстания) распространились массовые случаи захвата крестьянами церковных и монастырских земель, «глумления и даже прямого насилия над духовенством со стороны крестьян… Описанные процессы приводили к тому, что уже в середине 1917 г. многие священнослужители оказались в весьма трудном положении, часть из них была вынуждена переводиться в другие храмы или даже покидать обжитые места».

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/fizich...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Возрождение духовного образования в Русской Православной Церкви во время и сразу после Великой Отечественной войны В статье председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, кандидата богословия, профессора протоиерея Максима Козлова рассказывается о возрождении духовного образования в Русской Церкви в 19431948 годах. Духовные школы, практически уничтоженные в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны пережили второе рождение, укрепились и впоследствии смогли выжить во время хрущёвской антирелигиозной кампании. Статья Накануне революции 1917 г. система духовного образования в России включала в себя 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, а также 185 духовных училищ. С установлением советской власти условия деятельности духовных образовательных организаций изменились. Декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 августа того же года разрешалось преподавание религиозных вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в Московской духовной академии прошел последний набор абитуриентов, но в 1919 г. занятия прекратились, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1922 г. Православная Народная академия богословских наук, организованная 24 июля 1918 г. по благословению Патриарха Тихона и возглавлявшаяся ректором протоиереем Н. Боголюбским, просуществовала примерно до 1921 г. В ее работе приняли участие многие ученые (И. М. Громогласов, Н. Д. Кузнецов и др.), а число студентов достигало 225. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Киеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и КДА просуществовала до конца 1920 г. Последний ректор КДА епископ Василий (Богдашевский) в октябре 1920 г. писал о скором закрытии академии. Долго сопротивлялись закрытию в КазДА. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1920 г.

http://bogoslov.ru/article/6195931

     Автор исследует конфессиональную политику Советской власти в Дагестане в 1920 – 1930-е годы. Сразу же после революции была принята “Декларация прав народов России” (2 ноября 1917 года), отменившая все привилегии граждан России по религиозному и национальному признаку. В Дагестане советская власть установилась весной 1918 года, до конца марта 1920 г. на Северном Кавказе держалась Добровольческая армия Деникина. В эти годы отношение большевиков к мусульманскому духовенству было благожелательным. Конфессиональная политика советской власти в Дагестане осуществлялась с учётом местных традиций и быта, а также мнения руководства республики. Специфика Дагестана, как и всего Северо-Восточного Кавказа – в значительном влиянии мусульманского духовенства на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в 1920 – 1930-е годы. До 1940-х годов советская власть не смогла создать подвластных себе мусульманских служителей. Несмотря на принятый в 1917 году курс на изживание религии, почти до второй половины 1920-х годов мусульмане Дагестана пользовались относительной культурно-конфессиональной автономией и свободой. С 1926 – 1927 г.г. стали применяться меры на ограничение религиозного влияния в республике. Закрывались шариатские суды, устанавливался контроль и учёт мечетей и молитвенных домов, которые стали закрываться. Инициативу закрытия нередко брали на себя первые лица районов, советские чиновники, районные судьи. В ряде случаев верующие оказывали сопротивление. В 1930 году состоялся крестьянский бунт, подавленный советской властью, руководители которого были схвачены и расстреляны. За наиболее авторитетными лицами из духовенства установило контроль ГПУ. В 1936 г., опасаясь репрессий, 86,6% кадиев в 23 районах республики и 64,1% мулл отказались исполнять свои обязанности. В некоторых районах не осталось ни одного кадия.    С закрытием мечетей и школ мусульманская духовная культура понесла невосполнимые потери. В подполье ушло не только духовенство, но и верующие. Сотни мечетей и молитвенных домов переоборудовали под “культурно-хозяйственные нужды”. Автор заканчивает свою статью малоутешительной мыслью: не удалось и вряд ли удастся возродить в полном объёме высокую книжную религиозную культуру дореволюционного и раннего советского Дагестана.

http://bogoslov.ru/person/214215

С изгнанием Закона Божия и духовенства из школ задача окончательного изгнания религии из сознания учащихся детей и взрослых не решилась, а религиозные «предрассудки» прочно сохранялись в сознании народа . Уничтожение религиозного образования в 1917-1929 гг. в советской школе укладывается в три этапа: 1) изъятие Закона Божия и изгнание законоучителей из школ (1917-1920 гг.); 2) «безрелигиозное» воспитание (середина 1920-х гг.); 3) переход к антирелигиозному воспитанию и образованию (1927-1929 гг.). Систематизируя материал по оппозиционной паре (религиозное воспитание — антирелигиозное воспитание), покажем цели и средства их достижения в табличном виде. Каждому пункту в правой части таблицы находим соответствующее ему положение в левой — со сменой знака на противоположный. Преподаваемый до революции Закон Божий воспитывал и формировал определённый набор качеств православного христианина и гражданина не только путём усвоения учащимся теоретических знаний о религии и вере, но и практического приобретения в качестве навыка, хотя и малого, но собственного религиозного опыта . Антирелигиозное воспитание в 1920-е гг. выстраивалось по аналогии с религиозным воспитанием, но ставило прямо противоположные цели и определяло иные рубежи. Если в изучении Закона Божия приводились доказательства и подтверждения догматов и членов Символа Веры, то в антирелигиозном воспитании они опровергались и разоблачались. Антирелигиозное воспитание вытесняло собой прежнее религиозное воспитание и замещало его новым материалом, отрицающим воспитательное значение и содержание православного Закона Божия.  Закон Божий  Антирелигиозное воспитание - Утверждение догматов и членов Символа Веры - Опровержение церковных догматов и Символа веры - Вера в чудеса - Разоблачение церковных «чудес» и вера в «настоящие» чудеса науки - Приучение к молитве и посещению храмовых богослужений - Призыв к участию в антирелигиозных вечерах и мероприятиях - Участие в паломничествах и религиозных шествиях, крестных ходах - Участие в антирелигиозных демонстрациях, митингах и шествиях

http://bogoslov.ru/article/951787

Азию: было открыто движение по линиям Челябинск - Омск - Новониколаевск (1896) и Обь (Новониколаевск) - Красноярск (1898), Барабинск - Каинск (рабочее движение с 1905, принята в эксплуатацию в 1917), Новониколаевск - Семипалатинск (ныне Семей; 1915), Юрга - Топки - Проектная (1916), Татарская - Славгород (1917). Развитие железнодорожного транспорта и одновременно Обского пароходства способствовало превращению региона в важный транспортный узел и формированию здесь перерабатывающей промышленности (маслоделие, мукомольная и крупчатая, винокурение, пимокатная и др.), что существенно повысило товарность сельского хозяйства. Валовой среднегодовой сбор зерновых в Томской губ. в 1914-1917 гг. по сравнению с 60-ми гг. XIX в. вырос почти в 5 раз, в основном за счет расширения посевных площадей, к-рые лишь за 5 лет (1908-1912) увеличились почти на 1 млн дес. В нач. XX в. обеспеченность крестьянских хозяйств сельскохозяйственными орудиями была выше, чем в Европ. России; по уровню развития животноводства регион также обгонял Европ. Россию. В годы первой мировой войны Новониколаевск превратился в крупнейший за Уралом центр подготовки войск для фронта. В городе были построены мыловаренный завод, скотобойня с холодильником, строились заводы по производству мясных консервов на 15 млн коробок, кожевенный завод. Помимо перевозки войск из Сибири в Европ. Россию по железной дороге ежесуточно вывозилось 750 вагонов с грузами. В июле 1917 г. Новониколаевск стал центром уезда в составе Томской губ. Советская власть на территории Томской губ. установлена в дек. 1917 - марте 1918 г. В июле-авг. 1918 г. Томская губ. перешла под контроль белых войск, в дек. 1919 - янв. 1920 г. занята частями РККА. Новониколаевск в дек. 1919 - марте 1920 г. был временным центром Томской губ. Постановлением ВЦИК РСФСР от 13 июня 1921 г. из части территорий Томской и Алтайской губерний образована Новониколаевская губ. с центром в Новониколаевске. Она делилась на уезды: Каинский, Каменский (центр - г. Камень-на-Оби), Каргатский, Новониколаевский, Черепановский.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010