Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. П. Орлов. Фотография. Между 1917 и 1922 гг. Анатолий Петрович (25.03. 1879, с. Рыбницы Даниловского у. Ярославской губ. (ныне Некрасовский р-н Ярославской обл.) - 21.12. 1937, г. Таруса), прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. Род. в семье свящ. Петра Гурьевича Орлова и его супруги Александры Алексеевны. Окончил Ярославское ДУ (1894), Ярославскую ДС (1900) и МДА (1904, со степенью канд. богословия за соч. «Учение св. Илария Пиктавийского о Святой Троице»). В 1904-1905 гг. профессорский стипендиат МДА. С 1905 г. исполнял обязанности доцента МДА на кафедре истории и обличения зап. исповеданий в связи с историей христианской Церкви от 1054 г. до наст. времени. С 1908 г. доцент, с дек. 1909 г. экстраординарный профессор академии по этой же кафедре. Магистр богословия (1908). С сент. по окт. 1909 г. исполнял обязанности редактора академического ж. «Богословский вестник» . В 1909-1910 гг. слушал лекции в Берлинском и Мюнхенском ун-тах. С авг. 1916 г. преподавал также историю и обличение рус. сектантства. Ректор МДА (с 10 сент. 1917 до апр. 1922) в сане священника, затем протоиерея. С 1919 г. настоятель Троицкой ц. на Арбате, с 1920 г. 2-й священник храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской пл. 8 апр. 1922 г. был арестован в связи с кампанией по делу об изъятии церковных ценностей. На открытом судебном процессе над представителями московского духовенства и мирян, проходившем в апр.- мае 1922 г., приговорен к смертной казни, впосл. заменена 5 годами лишения свободы. Был освобожден по амнистии (1923), однако 8 марта 1924 г. вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край. Ссылку отбывал в дер. Типенко на р. Кети. В апр. 1931 г. опять подвергся аресту, обвинен в антисоветской пропаганде и выслан на 3 года в Северный край. С 1934 по сент. 1937 г. служил священником в с. Кузьмищеве под Тарусой. Последний раз был арестован в Тарусе 22 сент. 1937 г.; 9 дек. 1937 г. решением тройки УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 дек. того же года. 10 апр. 1989 г. был реабилитирован прокуратурой Калужской обл.

http://pravenc.ru/text/2581541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (28.10.1899, дер. Назарово Пошехонского у. Ярославской губ.- между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых). Род. в крестьянской семье. После смерти мужа в 1930 г. на иждивении А. осталось трое детей, она вела единоличное хозяйство; в 1935 г., после обложения ее завышенным налогом, была вынуждена вступить в колхоз «9 января» в с. Гужове Даниловского р-на. Ревностная христианка, А. была избрана председателем церковного совета, 6 апр. 1937 г. арестована Даниловским РО УНКВД по обвинению в участии в «антисоветской группе церковников» и распространении провокационных слухов среди колхозников. Доказательств антигос. деятельности А. у следствия не нашлось, А. не признала себя виновной. Приговором тройки УНКВД Ярославской обл. от 10 окт. 1937 г. А. была заключена в ИТЛ на 8 лет, где погибла при неизвестных обстоятельствах в период Великой Отечественной войны. Реабилитирована 17 мая 1989 г. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-11349. Л. 38-38об., 42-42об., 167, 171. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ИОАНН Петрович Коротков (1885-1941), мч. (пам. 17 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-ярославских святых) МАРИЯ Федорона Данилова (1884-1946), мц. (пам. 30 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/114916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. А. Мацулевич. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Леонид Антонович (7.11.1889 - 22.05.1959, Ленинград), российский историк искусства, специалист по памятникам эпохи великого переселения народов, Византии и раннехрист. Причерноморья (особенно монументальной живописи средневек. Грузии), по древнерусскому искусству; д-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946). Ученик Д. В. Айналова , М. в дореволюционные годы внес вклад в исследование памятников Вел. Новгорода (Знаменский собор, храмы Детинца) и Пскова (Снетогорский мон-рь). Изучал фрески ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (издал 1-е монографическое исследование, обосновав дату создания фресок (XIV в.) и сопоставив стиль с визант. и южнослав. фресками); фотосъемка М. 1909-1910 гг. утраченных в годы Великой Отечественной войны фресок Успенской ц. использована М. В. Алпатовым и др.; введена в научный оборот Г. И. Вздорновым в кн. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода» (М., 1989). С 1918 г. М. работал ученым хранителем, зам. директора ГЭ (1920-1921), зав. отделом ГЭ визант. и «готской» коллекции (1939-1952). Организовал одну из первых в мире выставок визант. искусства - «Византия и эпоха великого переселения народов» (с 8 нояб. 1927, в наст. время залы итал. живописи Ренессанса), в концепции к-рой раскрыл на примере формирования стилевого единства процесс перехода памятников эллинистическо-римской культуры к христ. памятникам копт. Египта, К-поля и Причерноморья. На материале визант. серебряной посуды IV-VII вв. М. создал особый метод атрибуции, сочетавший стилевой анализ со скрупулезным археолого-музейным исследованием. Основанная на этом методе капитальная работа «Византийский антик» (1929) стала одной из классических в мировом искусствоведении. В ней обоснована датировка предметов ГЭ VI-VII вв. (ранее относили ко II-III вв.) и выделен особый стиль изображения мифологических сюжетов ранней Византии: лишенный античного натурализма и пластической моделировки, условно-схематичный.

http://pravenc.ru/text/2562730.html

Салаир. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Построена в 1907 г. К строительству были привлечены опытные каменщики из алтайского села Жуланиха под руководством мастера Рогова. Рядом с церковью отстроили просторный дом для священника и отвели место для погоста, оградив все железной оградой. Тут же, в небольшом сквере на пьедестале, 19 февраля 1894 г. установили бронзовый памятник царю-освободителю Александру II. Освятил храм 8 апреля 1907 г. по благословению епископа Томской епархии настоятель прихода протоиерей Леонтий Попов, окончивший Тоб. ДС. С 15 июля 1861 г. он являлся духовником окружных церквей. Прослужив более 40 лет, умер в 1910 г. и погребен у алтаря построенного при нем каменного храма. Фасады храма выполнены в стиле эклектики. В плане он напоминает Троицкую церковь в селе Красное, тем более, что строились они в одно время в начале XX века. Состав прихода на 1914 г.: с. Салаирский рудник; д. Гавриловка; заселки Кулаевский и Осиновский. Состав причта: священник, диакон и псаломщик. Прихожан 3184 чел. Земли при ней числилось 101 десятин. Благочиние 13 Кузнецкого округа. В приходе имелись приписная кладбищенская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы) в с. Салаирский рудник с 1861 г.; молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы в д. Гавриловке с 1872 г. на средства урядника Д.П. Ковцова; церковно-приходская школа в д. Гавриловке с 1898 г.; двухклассное училище гражданского ведомства в с. Салаирский рудник с 1902 г. с 200 учениками; церковная библиотека с фондом 287 экз. В советское время в 1933 г. Петропавловская церковь была разорена, колокола и кресты отправлены на переплавку, памятник Александру II исчез, а само здание церкви пришло в запустение. В 1936-37 гг. репрессировали оставшихся священников: отцов Павла, Якова, Симеона и старосту Тимофея Кротова. В 1941 г. поселок Салаир преобразован в город. Еще в 1970-х гг. в связи с приближением выработок Салаирского рудника местные власти намеревались полностью уничтожить храм, начав вблизи взрывные работы, чем нанесли серьезный урон фундаменту. Были сняты кресты с куполов, разрушены привратные каменные колонны. Был даже сочинен официальный документ с авторитетными подписями «специалистов», по которому храм объявлялся не представляющим архитектурно-исторической ценности. Благодаря представителям Общества охраны памятников истории и культуры, краеведам и особенно директору Салаирского рудника А.М. Руденко, удалось восстановить истинную значимость храма как памятника историко-культурного наследия русских сибиряков. После передачи Советом Министров РСФСР храма Русской Православной Церкви с 1989 г. стараниями настоятеля прихода священника Сергия Мосолова ведутся активные реставрационные работы по проекту архитекторов города Новокузнецка.

http://sobory.ru/article/?object=28669

Сасов. Церковь Николая Чудотворца. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1731. Адрес: Украина, Львовская область, Золочевский район, село Сасов область, район, село Координаты: 49.872108, 24.949739 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью На косяках церкви указана дата " 1731 " , которую и считают датой возведения, хотя некоторые источники датируют ее аж XV веком! Странными остаются и те факты, что деревянная церковь осталась невредимой во время пожара 1887 г., а также во время Первой и Второй мировой войн. Церковь сначала была при женском монастыре. В середине XVIII века ее перенесли в центр города Сасов, когда по распоряжению епископа Льва Шептицкого в 1759 г. монастырь был закрыт, здания проданы, а монахини переведены в монастырь с.Словита. После своего переноса церковь приобрела барочные многогранные купола. С XVIII века до 1944 года церковь относилась к приходу Преображенской церкви. В 1910 г. старую деревянную колокольню заменили на новую - каменную. После 1963 г. купола храма были перекрыты черепицей. После того как главная Преображенская церковь была разрушена, служения велись в деревянной церкви св. Николая и костеле. С середины 1960-х годов до 1989 года стояла закрытой. Памятник архитектуры национального значения. Церковь в пользовании общины УГКЦ. Построенная в 300 метрах на восток от центра села, на ровном участке дороги в сторону с.Колтов. До центрального квадратового сруба неф с востока примыкает граненый сруб алтаря, а с запада - квадратный бабинец. С севера к алтарю пристроена прямоугольная ризница. Церковь опоясывает широкая галерея. Световой восьмерик нефа покрыт шоломовым куполом с фонарем и макушкой. На входных дверях в церкви в полный рост изображен святой Николай. На правом, левом косяках этих дверей можно увидеть многочисленные надписи на старославянском языке, где день, месяц и год построения церкви. Интерьер украшает семиярусный иконостас, изготовленный до второй половины XVII века. Иконы поражают своим мастерством - " Бегство в Египет " , " Христос и Самарянка " , " Георгий-победоносец " датируются 1681 г., " Перенесение мощей св.Николая " датируется 1685 г. Исследователи считают, что иконы принадлежат кисти Ивана Рутковича из Белого Камня или его талантливого современника. В 1977 г. состояние иконостаса было неудовлетворительное, научно-реставрационная производственная мастерская из Львова начала реставрационные работы. На юго-запад от церкви находится каменная стенная колокольня на три колокола. Планируют восстановить крытые входные ворота со стороны дороги в село Колтов.

http://sobory.ru/article/?object=35791

Тискады. Моленная Троицы Живоначальной. Tiskdu vecticbnieku kopienas Vissvts Trijdbas lgšanu nams Карта и ближайшие объекты Тискадская старообрядческая община – одна из самых древних в Латвии. Согласно преданию, первая моленная в Тискадах была устроена в деревянном доме еще в 1680 году. Официально община была зарегистрирована в 1908 году, а 1907-й отмечен как год основания нового храма, который и сохранился до наших дней. К 1940 году Тискадская община была второй крупнейшей в Латвии, после Рижской Гребенщиковской общины. Храм с трудом вмещал всех прихожан. На клиросе пели 20 человек. И в настоящее время моленная окормляет староверов двух волостей (22 деревни). С 1947 года наставником в храме служил Анисим Тимофеевич Данилов (1910-1989) – глубоко духовный человек. О нем в очерке «Старобрядцы : три портрета» писал Г.В.Маркелов (научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге) : «... К усадьбе ведут столбы с проводами, но у двора провода обрываются – хозяин не пожелал пользоваться электричеством. Единственный обитатель некогда богатого хутора – Анисим Тимофеевич Данилов, наставник Тискадской старообрядческой общины, небольшого роста, сутулый, печальный старик. Кудрявые темные волосы кольцами, как на портретах Андрея Денисова, и неожиданно – светлый милующий взор ясных глаз. В старом доме Анисим Тимофеевич не живет, а живет в келейке, которую сам срубил много лет назад. В ней низкий потолок – не разогнуться, на полках книги, рукописи, все уставлено иконами на досках и бронзовыми, местного латгальского литья, образками. Мебели в келье никакой – Анисим Тимофеевич спит на полу. Он с детства исключительно постник, и душа его почасту беседует с Богом. За незлобливость, доверчивость и кротость Анисим Тимофеевич почитается у прихожан святым....» В 1988 году режиссером Владимиром Дьяконовым был снят документальный фильм о старообрядчестве, в котором запечатлен образ о. Анисима. Через полгода Анисим Тимофеевич трагически погиб, сгорев в своем домике.

http://sobory.ru/article/?object=10378

Яковлевская (Заостровье). Церковь Михаила Архангела. Храм во имя Архангела Михаила в селе Заостровье /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:Между 1772 и 1776. Год утраты:1989 (сгорела) Адрес: Архангельская обл., Виноградовский р-н, с. Заостровье, д. Яковлевская Координаты: 62.524405, 43.665381 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Храм во имя Архангела Михаила в селе Заостровье Шенкурского уезда Архангельской губернии - история исследования Первые упоминания о шатровом храме во имя Архангела Михаила в селе Заостровье Шенкурского уезда Архангельской губернии относятся к 1617 году. Вероятно, жители села построили его в качестве летней церкви при храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы, известного с 1614 года. В 1724 году он был разобран «за ветхостью» и в 1726-1728 годы возобновлен. В 1772 году сгорела и вторая церковь прихода «от неосторожного обращения с огнем». Почти сразу жители села позаботились ее возобновить на прежнем месте. Уже через четыре года священник Кургоминского прихода освятил новый Михаило-Архангельский храм под высоким шатром с примыкающим к основному объему обширным притвором Позже, в 1785 году при храме поставили и шатровую колокольню (возможно, на месте предшествующей). О наличии колокольни уже в ранний период истории прихода говорит наличие в ее подборе нескольких колоколов XVII века (1638 и 1689 годов), отлитых местными мастерами (явление довольно редкое для этих мест). В 1725 году подбор дополнил благовестник, изготовленный на знаменитом московском заводе Никифора Степановича Калинина В первой половине XX столетия неоднократно предпринимались попытки для исследования и сохранения уникального Заостровского погоста. В 1910-1911 годах Императорское археологическое общество поручило П.П. Покрышкину и А.Н. Померанцеву освидетельствовать состояние деревянных построек. Результаты обследования обсуждались на одном из реставрационных заседаний комиссии в 1911 году. В результате обсуждения было принято решение о поддержании состояния храмов «в настоящем виде» С 27 августа по 6 октября 1920 года проходила первая Северодвинская экспедиция Центральных реставрационных мастерских Наркомата Просвещения в составе И.Э. Грабаря, И.В. Рыльского, П.Д. Барановского, Н.Н. Померанцева, Г.О. Чирикова, Н.К. Жукова и А.В. Лядова. Материалы, собранные в ходе этой экспедиции, хранятся в фонде Петра Дмитриевича Барановского в музее А.В. Щусева, но до настоящего времени недоступны для изучения

http://sobory.ru/article/?object=55845

Церковь Казанской иконы Божией Матери на Нарвском (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Казанской иконы Божией Матери является подворьем Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Содержание История [ править править код ] Подворье построено в 1904-1910 годах по проекту Василия Косякова. Это комплекс зданий, объединяющий пятиглавую церковь в «московском стиле» со звонницей и жилым домом. Тогда же была построена колокольня с часовней в нижнем этаже. Комплекс построен для Староладожского Успенского женского монастыря Петербургской епархии, на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов, недалеко от Обводного канала. В строительстве комплекса было удачно применено сочетание светлого отделочного и лекального кирпича, радомского песчаника и цемента. В 1910 году главный придел храма был освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. После революции, в 1919 году, монастырское подворье было ликвидировано. Казанская церковь стала приходской. С августа 1922 по февраль 1923 годов — относилась к Петроградской автокефалии, а с 1923 по октябрь 1935 года — к Патриаршей Церкви. Церковь была закрыта 7 октября 1935 года и затем перестроена. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат. Современное состояние [ править править код ] С 1989 года в возвращенных церкви зданиях разместилось подворье Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. 2 апреля 1994 года, после проведения реставрационных работ, было совершено освящение Патриархом Всея Руси главного престола церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. В церкви имеются боковые приделы: южный — во имя святителя Николая и северный, во имя преподобного Серафима Саровского. К Санкт-Петербургскому подворью Спасо-Преображенского Валаамского монастыря приписаны две часовни: Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Торжественно на подворье отмечаются и престольные праздники Валаамского монастыря :

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

Марфо-Мариинский женский монастырь (Владивосток) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Марфо-Мариинский женский монастырь располагается на месте уникального историко-архитектурного памятника — Архиерейского подворья на Седанке (в пригороде Владивостока), с которого в XIX веке начиналось основание самостоятельной Владивостокской епархии. Содержание История [ править править код ] Строительство Архиерейского подворья (1898-1924 гг.) Владивостокская епархия приобрела самостоятельность в 1898 году. Епископ Евсевий (бывший Камчатский, Курильский и Благовещенский) был назначен на Владивостокскую кафедру в январе 1989 года, а 7 марта владыка прибыл во Владивосток. Не имея специального архиерейского дома и возможности разместить домовую церковь в городе, епископ Евсевий решил на личные средства соорудить себе загородный дом. В 1900 году в 15 верстах от Владивостока в живописной долине реки Седанки (посреди дикой тайги) началось строительство двухэтажного дома с церковью по проекту известного военного архитектора И.В. Мешкова, построевшего гостиницу «Версаль» во Владивостоке, который бесплатно составил проект и смету и бесплатно руководил строительством. Уже 15 апреля 1901 года состоялось торжественное освящение храма и дома. Церковь освятили в честь небесного покровителя Владыки священомученика Евсевия — епископа Самосатского (день памяти 5 июля). Корпус архиерейского подворья на Седанке с Евсевиевским храмом. Фото нач. XX в. Здание состояло из 3 частей: собственно дом, в котором находилась квартира епископа, канцелярия и службы; одноэтажная купольная церковь с высокой трехярусной шатровой колокольней и восьмигранная башня-часовня. За 1902-1905 годы вокруг основного здания были построены служебные и хозяйственные помещения, дом церковно-приходской школы, в которой обучались находящиеся на иждивении Его Преосвященства мальчики-келейники. Большой участок леса был превращен в парк. Рядом выделен участок земли под кладбище с часовней. В 1911 году недалеко от архиерейского над могильным склепом известного владивостокского предпринимателя и консула в Китае Александра Степановича Ваховича был заложен каменный храм-часовня, а 9 февраля 1911 года храм-памятник был освящен архиепископом Евсевием (архиепископ с 1910 года) в честь святого благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/palomnik/Марфо-Мариинск...

Отошла ко Господу румынская игуменья и духовное чадо старца Арсения (Бока), прослужившая в монашеском чине 74 года Сильвашу-де-Сус ( жудец Хунедоара, Румыния), 13 декабря 2023 г. Фото: Basilica.ro      Мать Павелида (Мунтяну), настоятельница Прислопского монастыря во имя апостола Иоанна Богослова Румынской Православной Церкви и духовная дочь широко почитаемого старца, богослова и иконописца Арсения (Бока; 1910-1989), преставилась ко Господу в субботу вечером 2 декабря 2023 года. Игуменья Павелида посвятила 74 года своей жизни служению Христу в монашеском чине, сообщает информационное агентство " Basilica " . Последние 37 лет своей жизни она служила настоятельницей монастыря Прислоп. Мать Павелида была похоронена в этой обители во вторник 5 декабря. Тогда епископ Ковасненский Андрей (Молдован) сказал, что монашествующим, оставляющим этот мир, необходимо непрерывно подвизаться ради обретения вечной жизни, подобно тому, как мать Павелида “более 70-ти лет трудилась в монашеском чине, сияя, подобно светильнику, своей добродетельной жизнью”. В свою очередь, епископ Девский и Хунедоарский Нестор (Динкулянэ) отметил “послушание и верность, которые мать Павелида проявляла на протяжении всей своей жизни по отношению к отцу Арсению (Бока), чей дух она смогла сохранить в монастыре Прислоп”. Мать Павелида была похоронена рядом со своим духовным отцом, старцем Арсением. Фото: Basilica.ro      Биографическая справка Мать Павелида родилась 17 октября 1929 года в коммуне Харсень в центральной Румынии. Она была прихожанкой Брынковянского монастыря в деревне Сымбэта-де-Сус в жудеце Брашов в то время, когда старец Арсений (Бока) был там насельником, а затем настоятелем. Начала вести монашескую жизнь в монастыре Бистрица в 1949 году, а позже перешла в монастырь Хорезу. Там она окончила 5-летнюю монастырскую духовную семинарию в 1956 году. 8 мая того же года была пострижена в монахини с именем Павелида. В 1957 году мать Павелида начала учиться на факультете православного богословия Бухарестского университета. Позже, в связи с указом правительства, в 1959 году ей вместе со всеми остальными монашествующими пришлось покинуть монастырь. Монахиня Павелида удалилась в коммуну Рэшинари близ города Сибиу вместе с семью другими монахинями, где они вели настоящую общинную жизнь, как это практиковалось в монастырях, на протяжении 16-ти лет до 1976 года.

http://pravoslavie.ru/157783.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010