Вильнюсская Г. Вильно в 1415–1419 и 1458–1538(?) гг. являлся местопребыванием митрополитов Киево-Литовских. (См. Киевская). До 1596 г. территория будущей епархии входила в область Киевских митрополитов; В 1596 г. отпала в унию. Основана (воссоединена из унии) 06.02.1839 (или 12.02.1839 – дата Собора в Полоцке, на котором в День Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении литовского униатского духовенства и их паствы с Православной Церковью ). 1839–09.05.1845 кафедра находилась в Жировицком Свято-Успенском монастыре, затем в Вильно. Архиепископия в 1839–1852, 1868–1898 и 1904–1917 гг. Митрополия в 1852–1868, 1898–1904 и с 1917 г. Именовалась: Литовская; с 17.04.1840 – Литовская и Виленская; с 1917 г. – Вильнюсская и Литовская; в 1924–1939 гг. – Виленская и Лидская; Виленская и Литовская. В настоящее время снова Вильнюсская и Литовская. Викарные кафедры: Брестская, Ковненская. 25.03.1839 23.11.1868 10.12.1868 08.04.1879 23.05.1879 28.04.1885 28.04.1885 26.06.1885 11.05.1885 10.11.1890 10.11.1890 13.12.1890 13.12.1890 30.04.1894 30.04.1894 27.02.1898 07.03.1898 12.04.1904 23.04.1904 05.07.1910 13.08.1910 22.12.1913 Св. Агафангел Преображенский 22.12.1913 23.06.1917 28.06.1917 28.06(11.07).1921 28.06(11.07).1921 24.01(06.02)1923 11.1922 07(20)04.1923 19.04(02.05)1923 10.1939 20.10(02.11)1939 18(31)12.1940 11(24)02.1941 16(29)04.1944 16(29)04.1944 06.1944 31.03(13.04)1945 05(18)11.1948 05(18)11.1948 14(27)12.1951 14(27)12.1951 09(22)11.1955 09(22)11.1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 06(19)04.1959 04.1959 05.1959 08(21)05.1959 05(18)07.1963 12(25)08.1963 15(28)05.1971 17(30)05.1971 12(25)06.1971 12(25)06.1971 05(18)08.1972 05(18)08.1972 21.08(03.09)1972 в/у Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1972 21.08(03.09)1974 Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 Герман Тимофеев 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 09(22)04.1989 12(25)01.1990 Антоний II Черемисов 12(25)01.1990 647 Сведения о древних литовских владыках – см. Киево-Литовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костромская Костромская и Галичская. Основана 16.07.1744 (выделена из Московской епархии). Викарные кафедры: Кинешемская, Макарьево-Унженская, Ветлужская, Нерехтская. 31.03.1745 18.08.1745 10.11.1745 25.04.1750 16.04.1753 01.08.1757 21.05.1758 16.06.1769 06.09.1769 31.03.1778 Симон II Лагов (Лаговский) 15.04.1778 15.01.1800 Павел Зернов 04.03.1800 09.12.1811 17.03.1812 04.06.1817 Сергий Крылов-Платонов 19.08.1817 06.04.1830 26.05.1830 26.09.1836 Павел II Подлипский 26.09.1836 14.11.1842 Владимир Алявдин (Алаудин?) 14.11.1842 11.08.1845 Виталий Шепетов (Щепотев) 11.08.1845 25.02.1850 Иустин Михайлов 25.02.1850 19.08.1853 Леонид Зарецкий 19.08.1853 15.02.1857 Филофей Успенский 15.02.1857 12.05.1877 11.02.1878 07.06.1883 06.08.1883 16.12.1888 24.12.1888. 14.12.1891 Августин Гуляницкий 14.12.1891 30.05.1905 16.06.1905 11.07.1914 18.05.1910 18.07.1910 11.07.1914 10(23)08.1918 10(23)08.1918 30.04(13.05)1919 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 07.1923 09.1923 Севастиан Вести 09(22)09.1923 03(16)02.1924 25.11(08.12)1929 31.12.1929(13.01.1930) 30.04(13.05)1932 Сщмч. Димитрий Добросердов 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 28.05(10.06)1932 20.11(03.12)1936 08.1937 13(26)08.1937 03(16)11.1953 17(30)11.1953 29.10(11.11)1954 Иоанн Разумов 29.10(11.11)1954 04(17)09.1956 04(17)09.1956 02(15)06.1959 19.10(01.11)1959 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.04(05.05)1961 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 Донат Щеголев 28.07(10.08)1961 08(21)04.1964 Никодим II Руснак 07(20)05.1964 17(30)11.1988 17(30)11.1988 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 13(26)09.1989 14(27)09.1989 Костромская, обн. Основана 03(16)06.1922. Упразднена в 1943 г. Викарные кафедры: Чухломская, Кинешемская, Нерехтская. 03(16)06.1922 Севастиан Вести 01.1924 04(17)02.1925 Софроний Иванцов 16(29)06.1924 02(15)10.1925 Николай Орлов II 19.08(01.09)1929 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 04(17)03.1930 16(29)04.1931 16(29)04.1931 24.08(06.09)1934 02.1935 06.1935 Владимир Ковин (Кован?) 09.1935 27.08(09.09)1937 04(17)09.1942 19.10(01.11)1942 08(21)11.1943

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ТРУАК Труды Рязанской ученой архивной комиссии. Рязань, 1887-1904 ТСОРП Творения святых Отцов в русском переводе. М., 1843-1891 УЗ РПУ Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 1995-. Вып. 1-. Унив. изв. Университетские известия. К., 1861-1919 Успенский А. И. Царские иконописцы Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910-1916. 4 т. (ЗРАО; 1, 2, 32, 39) Успенский. История Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1996-1997. 3 т. Устав Пособие к изучению Устава богослужений Православной Церкви. СПб., 19077. [Учебный устав богослужения]. СПб., 2000р. 3 т. Устав РПЦ, 1989 Устав об управлении Русской Православной Церкви. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1989 Устав РПЦ, 2000 Устав Русской Православной Церкви: Принят на Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г. [М.], 2000 Уставы литургии Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого/Сост.: Н. Ф. Красносельцев//ПС. 1889. Т. 1. С. 1-32; Т. 2. С. 33-114. [Вып. 1]; 1896. Т. 1. С. 1-8. Вып. 2 Учение Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 18822. 3 ч. М., 1996р Фартусов. Руководство к писанию икон Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев. М., 1910, 2002р Филарет (Гумилевский). Филарет (Гумилевский), архиеп. Филарет Московский, свт. Собр. мнений Филарет Московский, свт. Собрание мнений и отзывов... по учебным и церковно-государственным вопросам/Ред.: архиеп. Савва (Тихомиров). М., 1883-1888. Т. 1-5 Филимонов. Иконописный подлинник Иконописный подлинник сводной редакции XVIII в./Ред.: Г. Д. Филимонов; Об-во древнерус. искусства. М., 1874 Филон. Против Флакка Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю//Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона: Пер. с древнегреч. М.; Иерусалим, 1994. (Б-ка Флавиана; Вып. 3) Флоровский. Флоровский Г., прот. ФН Философские науки/МГУ. М., 1958-. ФРГФ Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1 Фукидид. История Фукидид. История/Пер.: Г. А. Стратановский. М., 1999. (Классики ист. мысли) ХВ Христианский Восток. СПб., 1912-1922. Н. с. СПб.; М., 1999-. ХРД Хоровое и регентское дело: Журн. СПб., 1909-1917 Христ. вероуч. Христианское вероучение: Догматич. тексты учительства Церкви III-XX вв./Отв. ред.: П. Дюмулен. СПб., 2002 Христианские реликвии Христианские реликвии в Московском Кремле: Сб. ст./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000 Христианство: ЭС Христианство: Энцикл. словарь. М., 1995-1997. 3 т. ХЧ Христианское чтение/СПбДА. СПб., 1821-1917, 1991-. ЦА Церковная археология: Мат-лы конф.: 1-я Всерос. в Пскове, 1995. СПб.; Псков, 1995. 3 ч.; 4-я, в СПб, 1998. СПб., 1998 ЦВ Церковный вестник. СПб., 1875-1917. М., 1996-2001 ЦВед Церковные ведомости. СПб., 1888-1918 Церковное право Церковное право: Учеб. пособие/Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ. М., 1996

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=21

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Марфо-Мариинская женская обитель милосердия Россия, Приморский край, г. Владивосток, 14я ул., д. 32. Открылась в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны при архиерейском подворье на станции Седанка (пригород Владивостока). До 1917 года архиерейское подворье вместе с Покровским храмом и кафедральным Успенским собором было не только украшением Владивостока, но и духовно-просветительским миссионерским цент ром края. История архиерейского подворья восходит ко времени создания Владивостокской епархии в январе 1899 года. 15 апреля 1901 года состоялось торжественное освящение домового храма и архиерейского дома. Церковь освятили в честь великомученика Евсевия Самосатского (день памяти 5 июля). Здание состояло из 3 частей: собственно дом, в котором находились квартира епископа, канцелярия и службы; одноэтажная купольная церковь с высокой 3ярусной шатровой колокольней и восьмигранная башня-часовня. За 1902–1905 годы вокруг основного здания были построены служебные и хозяйственные помещения, дом церковно-приходской школы. Большой участок леса был превращен в парк. Рядом выделен участок земли под кладбище с часовней. 30 августа 1910 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, недалеко от архиерейского дома был заложен каменный храм-часовня, а 9 февраля 1911 года храм-памятник был освящен. Архиерейское подворье просуществовало до 1934 года. Здания были переданы под Дом отдыха и физкультуры школьников, чуть позже – под клуб, а в 1929 году здесь разместилась школа «специального назначения» с высоким двойным забором из колючей проволоки. Пришло время разрушения архиерейского подворья. В 1934 году разрушили шатровую колокольню и купольное покрытие церкви. В алтаре была сооружена котельная. С 1939 по 1989 год в главном здании подворья последовательно располагались общеобразовательная школа, кинотеатр «Ракета» и киноремонтные мастерские. В 1989 году Русской Православной Церкви возвращена часовня Александра Невского, а в 1995 году Владивостокской епархии передано основное здание бывшего архиерейского подворья, где с 27 декабря 1995 года расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Тютчево. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, вероято, появилась в 1628—1630-х гг., когда впервые в документах упоминается село Никитское (Большая Иншакова). Каменная холодная церковь с престолом вмч. Никиты была построена в 1820 году. Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1876 году священником служил Андрей Иванович Болховитинов. В 1893 году священником служил Александр Григорьевич Гроздов, 46 лет, рукоположен 6 декабря 1868 года, до 1878 года был священником Космодамианской церкви с. Тёплое, умер 9 июня 1894 года; диаконом – Константин Иванович Никольский, 42 лет, рукоположен 6 декабря 1885 года; псаломщиком – Пётр Павлович Архангельский, 41 года, определён в 1865 году. В 1894 году священником стал Пётр Минервин (родился в 1868 году). Состоял законоучителем в земской школе и духовно-судебным следователем. В 1896 г. о. Петр был награжден набедренником, в 1907 г. — скуфьей, в 1910 г. – грамотой Святого Синода за церковно-приходскую школу, в 1912 г. — камилавкой, в 1917 – наперсным крестом. Жена Петра Минервина — Любовь Александровна Гроздова, дочь умершего в 1894 г. священника села Иншаково Александра Григорьевича Гроздова. В 1896 г. у них родилась единственная дочь – Вера. По воспоминаниям родных, в 1918 г. Петр Минервин умер от тифа. На его место пришел служить будущий епископ Липецкий и священномученик Уар (Шмарин), который прослужил здесь до 1926 года. Непродолжительное время священником Никитского храма был старший сын епископа Уара – Николай. Вскоре он получил через прихожан известие, что власти готовятся его арестовать. Некоторые из прихожан предложили ему на время покинуть село. Он тайно вместе с семьей уехал и вскоре получил назначение в храм в селе Каменка. Вероятнее всего, следующим священником Никитской церкви стал Филатов Гаврила Иванович, 1871 г.р., уроженец д. Бродово Краснинского района. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 19.04.1933 по ст. 58-10 лишен права проживания в 12 пунктах ЦЧО и Уральской области на 3 года. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.07.1989. Последним священником стал Еремеев Иван Алексеевич, 1876 г.р., уроженец г. Лебедяни. Постановлением тройки УНКВД по Рязанской области от 29.11.1937 по ст. 58-10-1 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 23.05.1989.

http://sobory.ru/article/?object=12241

Хорошее. Свято-Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Каменная церковь в селе Хорошем была построена тщание прихожан в 1910 году. Приход был закрыт в 1930-е годы. Община возродилась в 1942 году и заняла здание пустующей церкви. Официально приход был зарегистрирован 10 ноября 1944 года. Богослужения в церкви велись до октября 1965 года, после чего церковь из-за финансовой несостоятельности общины была закрыта. Здание церкви около 20 лет никем не использовалось и только в 1985 году было передано местному совхозу под склад. 27 ноября 1989 года община вновь была зарегистрирована и ей было передано здание Свято-Вознесенского храма. В сентябре 2006 года по благословению правящего архиерея в селе Хорошем был создан Свято-Вознесенский мужской монастырь. В настоящее время в храме ведутся восстановительные и реставрационные работы, планируется строительство братского корпуса. Церковная жизнь с. Хорошее началась еще 16 сентября 1784 г., тогда Бахмутский протопоп Петр Расевский в слободе Хорошем Яру освятил первую в этих местах деревянную церковь во имя священномученика Игнатия Богоносца. Новый трехпрестольный храм после того, как в пожаре полностью сгорел старинный, был построен из песчаника в 1910 г. и освящен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а его приделы – во имя священномученика Игнатия Богоносца и во имя Пророка Илии. В 2006 г., накануне дня празднования Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, по благословению Митрополита Иоанникия (Кобзева) 8 монахов приехали в село Хорошее Славяносербского района для строительства здесь мужского монастыря. По состоянию на то время Свято-Вознесенский храм был действующий, но без колокольни, так как она была разрушена по приказу местных властей еще в 30-е г. прошлого столетия. Сам храм находился в удручающем состоянии — пережиток советского богоборческого времени. В годы правления коммунистов сельский храм был переоборудован под совхозные нужды — использовался в качестве зернохранилища и склада удобрений. И даже был запланирован к сносу на девяностые годы прошлого века. Вокруг храма не было никаких построек, только заросший травой пустырь. Со временем братия возвела колокольню на старинном Вознесенском храме, постоянно, по мере сил, по сей ведутся восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=40798

Большемогильное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Больше-Могильное основано в 1804 году. Первоначально оно называлось Крюково. В списке населенных мест Тобольской губернии о нем сказано, что расположено оно при озере Крюковском. Первопоселенцами села были крестьяне из Красного Яра и Чернолуцкой слободы Тихон Серебренников с сыновьями Иваном, Михаилом и Алексеем. В 1811 году в деревне было десять семей, 51 мужская душа. При переписи 1811 года было сказано, что деревня заселена «съехавшимися крестьянами из разных мест по достаточному к хлебопашеству земель с сенокосными угодьями». На окраине села среди большой базарной площади на средства прихожан была построена однопрестольная церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в 1885 году. Церковь была деревянная с таковою же колокольней на каменной фундаменте. Почти рядом с церковью были два дома священника, магазин кирпичный и далее торговые ряды. Капиталов в церкви в 1910 году имелось 1074 рубля. Угодий, приносящих доход церкви, не было. Население прихода 927 душ мужского пола, 559 душ женского пола. В селе Больше-Могильное 643 души общего пола. За год в церкви проходило 171 крещение, браков- 27, погребений - 118. Настоятелем церкви был отец Герасим, а церковным старос той грамотный крестьянин Ищенко Иван Васильевич. 31 октября 1937 года расстрелян за контрреволюционную агитацию без ссылки на закон. Реабилитирован в 1989 году. Жалованья от казны было положено священнику 300 рублей. В селе 1895 году было открыто сельское училище, где преподавался Закон Божий. В газете «Степной край» за 1895 год сообщалось: «Учительница деревни Крюково Елизавета Федоровна Нестерова устроила в училище на свои средства класс рукоделия, безвозмездно приняла на себя труд раздавать народу для чтения книги, полученные из волостной библиотеки и сама читает всем желающим». На Христовые праздники проходили крестные ходы: на Вознесение Господне, Духов день, Рождество Христово. По воспоминаниям старожилов, это были самые радостные дни. В каждом доме готовились праздничные угощения, пели молитвы, поздравляли с праздником, а над селом плыл колокольный звон. Особенно торжественно отмечали первопрестольный праздник в селе Больше-Могильное - день Покрова Пресвятыя Богородицы. С раннего утра звучал колокол, созывая прихожан, а они шли, ехали в храм со всей округи. Отслужив заутреню, прихожане шли на ярмарку. Это было яркое зрелище, радость от праздника оставалась с людьми на целый день.

http://sobory.ru/article/?object=56246

Выселки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты Строительство нового Богородицерождественского храма началось 26 октября 1989 г. при помощи организаций (компания " Агрокомплекс " и др.), частных лиц, краевого епархиального управления. Церковь освящёна 29 марта 1998. До окончания строительства богослужения проводились в молитвенном доме. К празднику Пасхи 2000 г. художниками А.И. Карабановым и В.С. Сухоруковым завершена роспись подкупольной части. Находившееся рядом здание прежнего молитвенного дома разобрано; на месте, где находился его престол, установили поклонный крест. Селиверстов А.В. Все храмы края. Том I. Краснодар, 2016 В 1894 г. часть казаков станицы Воровсколесской переселилась на дополнительный надел этой станицы и образовала здесь хутор Воровсколесский. Впоследствии хутор был переименован в станицу Выселки. Заселение территории дало толчок для создания культурного, просветительского и патриотического центра. Центральная площадь станицы в те годы называлась Церковной и размещалась на месте нынешнего сквера. Для богослужения в хуторе сначала был построен временный молитвенный дом, а затем вместительная и благоукрашенная церковь. Эта церковь в 1905 г. во время производившегося в ней ремонта от неизвестной причины сгорела, причем огнем была уничтожена вся утварь и даже расплавлены колокола. Благодаря энергии местного священника отца Алексея Петрова и доброму расположению прихожан, в том же году была воздвигнута новая церковь исключительно на частные пожертвования. Церковь была выполнена из самого распространенного материала в данной местности - глины, которая в смеси с соломой получила название «турлук». Внешняя сторона стен церкви была ошилевана некрашеной доской. С годами доски приобрели серый цвет. К 1910 г. она была обложена кирпичом (до осьмерика), к ней пристроена кирпичная колокольня. Церковь была удобна для богослужения, хотя и бедна утварью. Рождество-Богородицкая церковь имела следующий причт: один священник, один диакон и один псаломщик. Причтовой земли было шестьдесят шесть десятин, расположенных в шести верстах от станицы, для хлебопашества удобной, распределялась подоходно. Для диакона был нарезан дополнительный надел. Существовавшая «новина» в урожайные годы давала значительный доход. При церкви имелась церковно-приходская школа, которая находилась в помещении, перестроенном из молитвенного дома, ветхом и холодном.

http://sobory.ru/article/?object=46170

Дерюгино. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1825 г. До конца XVIII века основной храм находился южнее в 700-800 метрах от нынешнего. На месте храма была небольшая, круглой формы, кладбищенская часовня. Ее стены на один метр выше сводов являются основанием купольной части храма. В середине XIX века одновременно со строительством сахарного завода были выстроены: алтарь, левая и правая стороны, а к концу 1910 года — колокольня, и храм приобрел крестообразную форму. Разрушительное закрытие храма произошло в 1930-31 годах. Были сняты кресты, колокола разбиты. Настоятель — священник Николай Силеванов был сослан. Псаломщик Тихомиров Григорий отказался от церкви и стал учителем местной школы. Прихожане неустанно ходатайствовали об открытии храма, и в 1931 году им было поставлено условие: если двадцатка под залог, на случай, если церковь не выплатит налогов и займов, подпишет свои личные дома, постройки и живность — храм откроют. Двадцать два человека приняли это испытание. По 1939 год храм то действовал, то закрывался. Несколько сезонов в здание засыпалось зерно. В 1939 г. храм был переоборудован под школу. В декабре 1941 года все было зачищено, сначала в правой стороне, а потом во всем храме начались служения. При открытии храма в нем начал служить престарелый священник Максим, а потом местный уроженец священник Анатолий. Затем длительное время настоятельствовал священник Михаил Кисиленко. При служении священника Григория Подорванова, прослужившего 3 месяца, в 1972 году храм был закрыт под предлогом аварийности здания. Прихожане настойчиво ходатайствовали об открытии храма по разным инстанциям, включая наивысшие — Московские. По воскресным и праздничным дням они собирались у запертых дверей храма и молились Богу. Зимой размещались в домах, предоставляемых прихожанами вблизи закрытого храма. В 1981 году ктитором Шиловой Федорой Антоновной, впоследствии инокиней Сусанной, был отдан дом, к которому еще с двух домов был выстроен молитвенный дом, существующий поныне. Рядом был построен жилой дом для священника, используемый и на сегодняшний день. В 1982 году на приход назначен священник Николай, прослуживший более двух лет. Сменил его иеромонах Софроний, прослуживший более пяти лет, за этот период были завершены строительство молитвенного и жилого домов. Более полугода прослужил священник Николай Кобец. Сиюля 1989 года служит священник Василий Бовсуновский, при котором и ожил храм. Сейчас протоиерей Василий Бовсуновский является Благочинным Дмитриевского церковного округа.

http://sobory.ru/article/?object=16814

Кони. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1850 - 1910. Год утраты:приблизительно 1989 (сгорела) Адрес: Республика Коми, Княжпогостский район, д.Кони Координаты: 62.891421, 50.674621 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первые данные о д. Кони содержатся в дозорной книге 1608 г. Тогда в д. Норовской (так наименовалась деревня в XVII в.) имелось 6 крестьянских дворов, 3 из них были пусты, их обитатели умерли. Один из дворовладельцев умер в 1600 г., следовательно, деревня существовала уже в конце XVI в. Быстрый рост народонаселения деревни произошел в середине - второй половине XVIII в. - с 7 дворов в 1719 г. до 38 дворов (232 чел.) в 1784 г. Видимо, уже в это время (к концу XVIII в.) появилась острая необходимость иметь в деревне свое молитвенное здание - часовню, т.к. из-за неудобства сообщений с близлежащим селом Турья (лесная дорога в 7 верст, пересекаемая двумя реками) крестьянам в осенне-весенний период было трудно справлять свои религиозные потребности. Архивных данных о дате строительства часовни Николая Чудотворца не обнаружено. Архитектор Тарасенко, исследовавший памятник в 1971 г., датировал часовню серединой XIX в. По воспоминаниям старожилов деревни, часовня первоначально стояла в центре деревни Кони (Яг-шор), фиксируя собой пространство деревенской площади. Затем, до начала строительства на этом месте в 1903 г. деревянной церкви Николая Чудотворца, часовня была перенесена в конец деревни Яг-шор, на высокий берег, в приближение к реке больше, чем какое-либо другое строение. Вероятно, в это время - в начале XX в. - часовня была перестроена: на месте узкой крытой паперти к часовне был пристроен сруб трапезной и колокольни в одной связи (в трапезной сохранились врубки от первоначального прируба). Размыв рекой береговой линии привел к необходимости переноса часовни на нынешнее место - территорию деревенского кладбища. Главная святыня иконостаса - крест купола сгоревшего храма.

http://sobory.ru/article/?object=42261

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010