Достаточно большое количество научных работ по древним святым Церкви кельтского мира было опубликовано в периодических изданиях и специализированных журналах. Их список был бы размером еще в одну книгу. Я ограничиваю эту краткую библиографию книгами, которые достаточно легко найти. И хотя некоторые из них не переиздавались в течение многих лет, все они доступны для работы в публичных библиотеках. S. Baring-Gould and John Fisher. The Lives of the British Saints. Vol. 1–4. London, 1907–1913. A. W. Wade-Evans. Vitae Sanctorum Britannia et Genealogiae.Cardiff, 1944. J. Gwenogryn Evans, John Rhys. The Text of the Book of Llan Dav. Oxford, 1903. A. W. Wade-Evans. The Emergence of England and Wales.Cambridge, 1956, 1959. G. H. Doble (D. Simon Evans,ed.) Lives of the Welsh Saints. Cardiff, 1971. N. K. Chadwick (ed.). Studies in the Early British Church. Cambridge, 1958. Francis Jones. The Holy Wells of Wales. Cardiff, 1992. E. G. Bowen. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954. E. G. Bowen. Saints, Seaways and Settlements in Celtic Lands, Cardiff. 1967, 1977. D. Simon Evans. Buchedd Dewi. Cardiff, 1959. D. Simon Evans. The Welsh Life of St David. Cardiff, 1988. Dom Louis Gougaud. Christianity in Celtic Lands. London, 1932. Molly Miller. The Saints ofGwynedd. Cambridge, 1979. R. P. C. Hanson. St Patrick: His Origins and Career. Oxford, 1968. L. Bieler. The Life and Legend ofSt Patrick. Dublin, 1948. D. R. Hewlett. The Book of Letters ofSt Patrick The Bishop. Dublin, 1994. Elissa R. Henken. Traditions of the Welsh Saints. Cambridge, 1987. Silas M. Harris. St David in the Liturgy. Cardiff, 1940. Owain Tudor Edwards. Matins, Lauds and Vespers for St David’s Day. Cambridge. Charles Thomas. Britain and Ireland in Early Christian Times.London, 1971. Перевод с английского И. Петровского 1 В нашем журнале были публикации по истории кельтского христианства; см. Святитель Патрик Ирландский. Исповедь 4(7), 1995); Е. Милкова. Крещение Ирландии и Ирландская Церковь V–IX веков (Там же); Житие Колум Килле 3(14), 1997); Т. Михайлова. Святой Колумба Ирландский (Там же). — Ред.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

Ефрем II (Сидамонидзе, 1896–1972), Каталикос-Патриарх всея Грузии в 1960–1972 гг. Захополос , греческий предприниматель, в 1960-е гг. бывал на Афоне. Зосимия Еннатская (Суханова Евдокия Яковлевна, 1820–1935), святая преподобная, схимонахиня Покровского Еннатского монастыря Уфимской епархии. Uakob II (Клеомвротос Евангелос (1907–1987), митрополит Митилинский (1958–1987) Элладской Православной Церкви, участник III Всеправославного совещания на Родосе и празднования 1000-летия Афона в 1963 г. Иеремия (Алёхин Яков Филиппович, род. 1915), иеромонах, выпускник Одесской духовной семинарии, на Афоне с 1974 г., впоследствии архимандрит (1975), настоятель Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне с 1979 г. по настоящее время. Иероним (Карпов), архимандрит, настоятель храма Успения Божией Матери на Городке (подворье Саввино-Сторожевского монастыря) в Звенигороде, кандидат богословия, духовник МДА. Иероним (Коцонидис, 1905–1973), Блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады, председатель Священного Синода Элладской Православной Церкви в 1967–1973 гг., активный участник экуменического движения. Илиан (Ноздрин Алексей Афанасьевич, род. 1932), иеромонах, выпускник Ленинградской духовной семинарии и академии, в 1965–1976 гг. подвизался в Псково-Печёрском монастыре, с 1976 г. – в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, где исполнял послушание секретаря игумена и другие; вернувшись на Родину, в 1989 г. поступил в Оптину Пустынь, принял схиму с именем Илий, в 2009 г. стал духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и перешёл на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Переделкине, в 2010 г. возведён в сан схиархимандрита. Илиан (Сорокин Иван Михайлович, 1883–1971), схиархимандрит, подвизался на Афоне с 1905 г., пострижен в 1908 г., рукоположён в иеромонаха в 1932 г., игумен русского монастыря св. вмч. Пантелеимона в 1958–1971 гг., духовник владыки Василия (Кривошеина) . Илия (Галкин), иеромонах, насельник Свято-Пантелеимоновского монастыря, упоминается в письмах 1964–1969 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Лит.: Abraham L. Mnisi irlandzcy w Kijowie//Bull. intern. de l " Academie des sciences de Cracovie. 1907. Vol. 137; Schmitz Ph. Histoire de l " Ordre de St. Benoît. Maredsous, 1942-1952. Vol. 1-7; Weissenberger P. Das benediktinische Mönchtum im 19. und 20. Jh. Beuron, 1953; Mayer S. Die benediktinische Konföderation. Beuron, 1957; Hallinger K. Papst Gregor der Grosse und der hl. Benedikt//Commentationes in Regulam St. Benedicti/Cura B. Steidle. R., 1957. S. 231-319; idem. Gorze-Kluny: Stud. zu den monastischen Lebensformen und Gegensätzen im Hochmittelalter. Graz, 1971. 2 Bde; Leclercq J. L " amour des lettres et le désir de Dieu. P., 1957; Semmler J. Die Beschlьsse des Aachener Konzils im Jahre 816//ZKG. 1963. Bd. 74. S. 15-82; Hemmerle J. Die Benediktiner-Klöster in Bayern. Augsburg, 1970; La régle de St. Benoît/Par A. de Vogüé et J. Neufville. P., 1971-1972. 6 vol.; H ä ussling A. A. Mönchskonvent und Eucharistiefeier. Münster, 1973; Wollasch J. Mönchtum des Mittelalters zwischen Kirche und Welt. Münster, 1973; idem. Benedictus abbas Romensis: Das römische Element in der frühen benediktinischen Tradition//Tradition als historische Kraft/Hrsg. N. Kamp, J. Wollasch. B.; N. Y., 1982. S. 119-137; Gazeau R. Les Bénédictins français au XIXe et XXe siècles//Revue Mabillon. 1979-1980. Vol. 59. P. 145-231; Herausforderung der Mönche: Benediktinische Spiritualität heute/Hrsg. G. Braulik. W., 1979; Renner F. Confederatio Benedictina: Geschichte ihrer Konstituierung von Leo XIII. bis zu Pius XII.//Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens und seiner Zweige. Münch., 1980. Bd. 91. S. 232-290; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich. Darmstadt, 19882; Parisse M. Les nonnes au Moyen Âge. Nancy, 1983; Monastische Reformen im 9. und 10. Jh./Hrsg. R. Kottje und H. Maurer. Sigmaringen, 1989; Rippinger J. The Benedictines in the USA. Collegeville, 1990; Культура аббатства Санкт-Галлен. Баден-Баден, 1996; Усков Н. Ф. Солнце взошло на Западе: Санкт-галленский монастырский патриотизм в раннее средневековье//СВ. 1998. Вып. 60. С. 118-142; он же. Монастырь и город//Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999. Т. 1: Феномен средневекового урбанизма. С. 284-312; он же. Монашество в духовной жизни города//Там же. Т. 2: Жизнь города и деятельность горожан. С. 197-221; он же. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/78066.html

На пиру богов. София. 1921. стр. 118. Свв. Петр и Иоанн. П. 1926. стр. 91. Купина неопалимая. П. 1927. стр. 288. Die Tragoedie der Philosophic. Darmstadt. 1927. Друг Жениха. П. 1927. стр. 276. Карл Маркс, как религиозный писатель. Варшава. 1929. стр. 39. Лествица Иаковля. П. 1929. стр. 229. Философия хозяйства. На японском языке. Токио. 1930. О чудесах Евангельских. П. 1932. стр. 115. Икона и иконопочитание. П. 1931. стр. 166. Агнец Божий. П. 1933. стр. 224. Франц, перев. 1943. The Orthodox Church. L. 1935. стр. 224. Франц, перев. 1932. Румынок. перев. 1933. Докладная записка о Премудрости Божией. П. 1935. стр. 64. Утешитель. П. 1936. стр. 447. Фр. пер. 1947. The Wisdom of God. L. 1937. pp. 220. Радость Церковная. П. 1938. стр. 98. Невеста Агнца. П. 1945. стр. 621. Автобиографические заметки. П. 1946. стр. 165. Апокалипсис Иоанна. П. 1948. стр. 353. Философия имени. П. 1953. стр. 278. Жизнь за гробом. П. 1955. стр. 16. The Vatican Dogma. South Canaan. Pa. 1959. pp. 91. Dialog zwischen Gott und Mensch. Marbourg. 1961. Православие. П. 1965. стр. 403. Дневник Духовный. П. 1973. Обзор богословских трудов о. Булгакова дан Л. А. Зандером в 2-хтомном сочинении «Бог и мир». П. 1948. стр. 865. Полная библиография его трудов дана в «Памяти о. Сергия Булгакова . П. 1945», составленной Л. Зандером. Также Зан. 1932, 1937, 1947. 1954, 1965. Мат. Биб. I. 1931 и II. Бл. 1941. В эмиграции были перепечатаны его следующие до-революционные книги: От марксизма к идеализму. Мос. 1903. стр. 347. Франк. 1968. Два Града. Мос. 1911. стр. 313. 1971 (Gregg Press Farnham Engl.) Философия хозяйства. Мос. 1912. 1971 стр. 334. (Gregg Press Farnham Engl.) Свет Невечерний. Мос. 1917. стр. 425. (Gregg Press Farnham Engl.) БУНАКОВ. псевдоним Фундаминского. Илья Исидорович. 1880– 1942 Родился в Москве в состоятельной еврейской семье. Вступил в партию социал-революционеров. Участвовал в террористических организациях. Учился в Гейдельберге и Берлине, 1900–1902. Организовал восстание во флоте в 1905 г. Бежал во Францию, 1906–1907. После установления ленинской диктатуры бежал снова во Францию в 1919 г. Погиб в немецком концлагере 19 ноября, приняв крещение незадолго до смерти. Редактор «Современных Записок». Участник Русск. Студ. Христ. Движения и Православного Дела. Автор «Пути России», «Современные Записки»: 2, 4, 7, 9, 12, 14, 18, 22, 32, 48, 49, 50, 52, 54, 62, 67. БУТАКОВ, H.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Православие в жизни. (Сборник статей под ред. С. Верховенского). Нью-Йорк, 1953. Продан, И. С. Познание и его объект. (Оправдание здравого смысла). Харьков, 1913. Радермакерс, И.– Жирард, Р. Воскресение. «СББ», Брюссель, 1974. Rahner, K. Mission et Grace. Paris, 1962. Рефуле, Ф. Иисус-Тот, Кто приходит из иного мира. " Л», 3–4, Париж-Брюссель, 1973. Robinson, Н. The Christian Doctrine of Man. Edinburg, 1947. Sartre, J. P. L’etre et le néant. Paris, 1943. Светлов, П. прот. Крест Христов. Киев, 1907. Светлов, Э. Истоки религии. Брюссель, 1970. Магизм и единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. Брюссель, 1971. Сергий, архиеп. (Старогородский). Православное учение о спасении. СПб., 1910. Сент-Экзюпери, А. Сочинения. М., 1964. Сильвестр, епископ (Малеванский). Опыт Православного Догматиче­ского богословия. 1 т., Киев, 1892. Соболев, С. Новое учение о Софии, Премудрости Божией. София, 1935. Соловьев, В. С. Собрание сочинений. Отд. тома. Брюссель, 1966. О христианском единстве. Брюссель, 1967. Спасский, A. A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1906. Stanley, D. – Brown, R. Aspects of New Testame et Thought. «JBC», II, London- Dublin, 1971. Сюэненс, кардинал Лео, архиеп. Малинско-Брюссельский. Единство Церкви и единство человечества. «ЖМП» М., 1972. Тареев, М. М. Основы христианства. Т 1. Сергиев посад, 1908. Воскресение Христово и его нравственное значение. " БВ» 1909. Терновский, Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов. Киев, 1883. Тиволье, П. свящ. Спутник искателя правды. Брюссель, 1963. Трубецкой, Е. Метафизические предположения познания. М., 1917. Туберовский, А. Воскресение Христово. Сергиев Посад, 1916. Феофан, епископ, затворник Вышенской пустыни. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. Филарет, митр. Московский (Дроздов). Слова и р е ч и . Т. 1. М., 1873. Т. IV. М., 1882. Флоренский, П. свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. Флоровский, Г. прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Спиридон (Синодинос Спиридон, 1907–1988), митрополит Родосский в 1951–1988 гг., участник и один из организаторов I-III Всеправославных совещаний на Родосе и празднования 1000-летия Афона в 1963 г. Спиридон , престарелый монах Свято-Андреевского скита на Афоне, доживал свой век в Свято-Пантелеимоновом монастыре, упоминается в письмах 1965–1971 гг. Стангос (Станкос) Никас, греческий журналист, автор статьи «Скала непоколебимая – душа и вера греческого монаха в любом славянском потоке» в газете «Греческий Север» за 23 июня 1963 г., где содержались несправедливые нападки на Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне. Стефан (Курсин Иван, 1908–?), иеромонах Псково-Печёрского монастыря, затем Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне в 1966–1967 гг., вернулся на Родину в 1967 г. в Псково-Печёрский монастырь. Столыпин Пётр Аркадьевич (1862–1911), выдающийся государственный деятель, гродненский губернатор (1902), саратовский губернатор (1903–1905), председатель Совета министров, министр внутренних дел России, гофмейстер, статс-секретарь (1906–1911), смертельно ранен террористом 1 сентября 1911 г. в театре в Киеве. Студенцов Дмитрий (1909–2004), прихожанин храма Воскресения Христова (РПЦЗ) в Брюсселе, сотрудник бельгийской авиакомпании «Сабена», ежегодно в течение 40 лет бывал на Афоне с двоюродным братом Константином. Сурайкин Иоанн (1848 – не ранее 1934), протоиерей, в 1930-е гг. служил в храме вмч. Георгия в с. Бараково Оренбургской обл., репрессирован в 1934 г. Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934), российский предприниматель, книгоиздатель и просветитель. Тахиаос Антон-Эмиль Николаевич (род. 1931), уроженец г. Салоники, доктор богословия (1962), заведующий славянским отделением Фессалоникийского института балканских исследований (1963–1967), впоследствии профессор Фессалоникийского университета. Терри Энтони Фридерик (1913–1992), журналист, сотрудник издания «Sunday Times of London» в 1949–1980 гг., в 1971 г. – корреспондент в Париже, в 1972–1980 гг. – редактор по Европе. Тимофей (Матфеакис Ставрос , 1914–1992), митрополит Маронийский и Комотинийский Элладской Православной Церкви в 1954–1974 гг., участник III Всеправославного совещания на Родосе и празднования 1000-летия Афона в 1963 г., впоследствии митрополит Новоионийский и Филадельфийский (1974–1992 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

участка–могилы: 23–8 Х:–20 У: 20 Савинский Сергий Вас. (вплотную к ограде митр. Трифона, у Савинской – плита развернута в противоположную сторону). В том же проходе–Смирновы (см.) 26.02.1877–1954, 25.08. Прот., с 1944 г. – инспек., проректор и ректор МДА, наст. акад. Ц–ви в 1947–51 гг. (род. в Ярос. губ. ок. КДА (1900), маг. богосл. (КДА 1907). участка–могилы: 23–9 Х:15 У: 48 Серебренников Василий Ник. прот., настоятель ц. ап. Филиппа на Арбате, бывш. врач; и Маргарита Вас. (жена) † 3.06.1978 Николай Николаев. Серебренников 1873–1956 врач–профессор, отец Мария Ал. С–ва 1887–1971 участка–могилы: 23–10 Х: У: –0 Скворцов Ал–др Григ. (в 1930–х гг. – арестован, работал в Нарофоминск. Р–не на лесоповале до 1942 г.) 1880–1965, 25.06 заслуж. прот., наст. ц. в Аксаковск. пер. (1942–1965), ок. МДС, в 1917–30 гг. – благочинный моск, еп., в 1951–56 благочинный, член ХОЗУ и Пенс, к–та, и супруга Татьяна Конст.1889–1971 участка–могилы: 23–11 Х: –38 У: 20 Смирнов Ал–р Вас., сын св–ка из Тропарева (убитого молнией), ок. 4 кур. ИМТУ, с кон. 20–х гг. – св–к в Пошехонье Костр. обл. 1882–1948, 28.02 прот. Троицкой ц. близ Манихино (и на Вороб. горах, где жил в ВОВ – в Парфеньеве Костр. обл., 23.01.1925–1989, 26.09. ранее в Пошехонье. Нина Ал–др., дочь. 23.01.1925–1989, 26.09. участка–могилы: 23–12 Х: –32 У: 20 Смирнов Сергий Вас. (брат Ал–дра Вас., сан не указан!) 11.03.1873 – 1945, 29.04. Прот., сл. в ц. Иоанна Кр–ля на М. Лубянке до закр., затем...? + сын Вл–р 10.07.1910–1991, 02.02 и др. участка–могилы: 25–1 Х: –14 У: 8 Толгский Александр Васильев . 9.03.1880 – 1962, 15.94. Настоятель ц. Илии Обыд. с 20.03.1936 (МДС (1902), диак. с 1913, иерей с 1924). участка–могилы: 25–2 Х: –18 У: 15 Голубцов Николай Ал–др. 12.10.1900 – 1963, 20.09 протоиерей 1949–1963 (в ц. Ризоположения и в малом Успен. соборе Донского м–ря). и Мария Францевна (супруга) 09.06.1904–1972, 25.11 Лили (Анна) Эдуардовна, дом. работница † 1976, 24.12 участка–могилы: 25–3 Х: –11 У: 16 Виноградов Кон–н Ал–др. I?-з, 253] 1897 ? – 4.01.1947 ? Послушник Лавры, б. проф., ? (умер перед своей хиротонией)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

127 Леонтий (Бондарь Леонид Фаддеевич: 1913–1999), епископ, впоследствии митрополит. В 1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии. С 19 сентября 1960 г. Временно управлял Минской епархией. С 1971 г. архиепископ, с 1999 г. митрополит. 128 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Филарета от 11 марта 1855 г. (см.: Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 615. Сн. 1. Не исключено, что Д. П. Огицкий имеет в виду Указ 1877 г.) 131 Петербургская Духовная консистория в 1877 г. сделала следующее распоряжение по этому поводу: «Литургия Св. И[оанна] Златоуста совершается совместно с вечерней: благовест к Литургии совершается совместно с вечерней: благовеста к Литургии в 12 ч. и ранней Литургии не должно быть. По окончании Литургии вслед за отпустом поются стихиры на стиховне, положенные на вечерне Великого Пятка: во время пения сих песней Св. Плащаница полагается на престол и служащие переоблачаются из праздничных риз в траурные. При пении тропаря «Благообразный Иосиф» Св. Плащаница выносится по обычаю на середину храма. По отпусте вечерни – обычная песнь на целование Плащаницы и затем повечерие с каноном» (пит по: Огицкий Д. О службе Великой Пятницы при совпадении этого дня с праздником Благовещения//Вестник Братства православных богословов в Польше. 1938. Кн. 2 – 3. С. 133). Целиком текст этого постановления см.: Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 614 – 615. 134 «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». 135 Аще достигнет Благовещение в Великий четверток или в Великий пяток, не согрешаем вина тогда причащающееся и рыб (греч.). 141 Имеется в виду епископ Ермоген (Гермоген) (Голубев), который за активную деятельность по защите Церкви и восстановлению храмов 15 сентября 1960 г. был освобожден от управления Ташкентской епархией и отправлен «в отпуск», который Владыка отбывал сначала в Белорусском Жировицком, а затем Одесском монастырях. В 1962 г. назначен на Омскую кафедру. См. о нем.: наст. сб., кн. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

18. Мышицин, В. И. Церковное устройство по посланиям Игнатия Антиохийского /В. И. Мышицин//Богословский вестник. 1908. Т. 2. С. 473–508. Раздел «Неиерархические харизматические служения. Женские служения» 19. Афанасьев, Н. Церковь Духа Святого/ Н. Афанасьев . Париж: Имка-Пресс, 1971. 20. Бер-Сижель, Э; Каллист (Уэр) , епископ Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви/Э. Бер-Сижель, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) . M.: Библейско-богословский институт, 2000. 21. Ильинский, В. Служение женщины в христианской Церкви. Ч. 1. Первоначальная община/В. Ильинский//Странник. 1907. 9. С. 161–177. 22. Плиний Младший. Письма. Книги Младший. M.: Наука, 1983. С. 206. Раздел «Организация вселенской Церкви» 23. Гидулянов, Π. В. Митрополиты в первые три века христианства/Π. В. Гидулянов. M., 1905. 24. Мищенко, Ф. И. Церковное устройство христианских общин («парикий») II и III веков/Ф. И. Мищенко//Труды Киевской духовной академии. 1908. Т. 3. С. 525–574. 25. Мышицин, В. Устройство христианской Церкви в первые два века/В. Мышицин. Сергиев Посад, 1909. 26. Папков, A. А. Церковно-общественное устройство и управление в первые три века/A. А. Папков //Христианское чтение. 1907. Т. 224. Ч. 2. С. 612–637. 1908. Т. 225. Ч. 2. С. 582–603. 27. Покровский, А. И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование/А. И. Покровский . Сергиев Посад, 1914. 28. Поморцев, А. Историческое обозрение соборов, бывших в первые три века христианства/А. Поморцев. Орел, 1861. 29. Федосик, В. А. Христианская церковная организация в Римской империи III – начала IV столетия: основные тенденции развития/В. А. Федосик//Вестник БГУ. Серия 3. История. Философия. Экономика. Право. 1991. С. 23–27. 30. Яхонтов, Д. Строй древнехристианских общин по «Дидахе» и «Канонам Ипполита»/Д. Яхонтов//Вера и разум. 1916. 81–112. С. 152–162. СПОРЫ О ДИСЦИПЛИНЕ И РАСКОЛЫ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Общая литература 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

222 Писаревский Николай – представитель от прихожан церкви Волковского кладбища в Петрограде. 180 Питирим (Нечаев Константин Владимирович); (8 января 1926–4 ноября 2003). Окончил среднюю школу, учился в Московском высшем техническом учебном заведении. В 1945 – иподиакон Патриаршего кафедрального Богоявленского собора. Окончил Московскую ДС (1947) и Московскую ДА (1951), к. б., оставлен профессорским стипендиатом. С 1951 – преподаватель, затем доцент Московской ДА. В 1952 рукоположен в сан диакона, в 1954 – во священника. С 1957 – преподаватель Священного Писания Нового Завета. В апреле 1959 пострижен в монашество, 8 октября возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских ДА и ДС. С 1962 – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», с 14 мая 1963 – председатель Издательского отдела. С 23 мая 1963 – епископ Волоколамский, викарий Московской епархии, с 9 сентября 1971 – архиепископ, с 30 декабря 1986 – митрополит Волоколамский и Юрьевский. См.: Полищук Е. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.//ЖМП. 2003. 11. С. 30–39. 445 Питирим (Свиридов Петр Петрович); (21 декабря 1887 – 10 августа 1963). В 1903 окончил Пахотно-Угловскую второклассную церковноприходскую школу и поступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда. В 1904 поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу Козловского уезда, которую окончил в 1907. С 1907 – учитель двухклассной церковно-приходской школы Балашовского уезда Саратовской губ., где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку. С 1911 – диакон церкви с. Широкое, Саратовского уезда. В 1913 поступил в 4-й класс Саратовской ДС, которую окончил в 1915. Рукоположен во священника и назначен заведующим второклассной церковноприходской школой с. Арап Петровского уезда. Впоследствии протоиерей в Куйбышеве. 1941 пострижен в монашество. С 25 декабря 1941 – епископ Куйбышевский, с января 1942 – Калужский, с 1943 – Курский и Белгородский, с февраля 1945 – архиепископ. С 13 января 1947 – архиепископ Минский и Белорусский, с февраля 1955 – митрополит. С 21 апреля 1959 – митрополит Ленинградский и Ладожский, с 19 сентября 1960 – Крутицкий и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010