Lundbaek K Joseph de Primäre, S.J. (1666–1736). – Chinese Philology and Figunsm. Actajutlandica LXVI:2. Humanities Series, 65. Aarhus, 1991. Lundbaek K. The First European Translations of Chinese Historical and Philosophical Works. –China and Europe, Images and Influences in Sixteenth to Eighteenth centuries. Ed. by T.Lee. Hong Kong, 1991(a). LutzJ. (ed.). Christian Missions in China: Evangelists of What? Ser. “Problems in Asian Civilizations”. Boston, 1965. Lutz J. Chinese Politics and Christian Missions: The anti–Chnstian Movements of 1920–1928. Notre Dame, Indiana, 1988. L utzj. China and the Christian Colleges, 1850–1950. Ithaca, 1971. M " Intosh G. The Chinese Crisis and Christian Missionaries: a Vindication. L., 1900. MacGillivray D (ed.). A Century of Protestant Missions in China (1807–1907) Being. The Centenary Conference Histoncal Volume. Christian Literature Society for China. Shanghai, 1907. MacGowan J. Christ or Confucius, Which? or the Story of the Amoy Mission. L., 1889; reprint.: Taipei, 1971. Madsen R. China s Catholics: Tragedy and Hope in an Emerging Civil Society. Berkeley – Los Angeles – London, 1998. Martin W.A.P., Dr. How Shall We Deal with the Worship of Ancestors? – CR Vol. XXXIII, March 1902. Martin W.A.P., Dr. Is Buddhism a Preparation for Christianity? – CR. Vol. XX, N° 5. May 1889. McNeur G. H China’s First Preacher, Liang A–fa, 1789–1855. Shanghai, 1934. Menegon E Yang Guangxian’s Opposition to Johann Adam Schall: Christianity and Western Science in his Work “Budeyi”. – Malek R. (ed.). Western Learning and Christianity in China. The Contribution and Impact of Johann Adam Schall von Bell, S.J. (1592–1666). Vol. 1. Nettelal, 1998. Miao C (ed.). Christian Voices in China. N. Y., 1948. Michael F, with Chang, Chungli The Taiping Rebellion. History and Documents. In 3 vols. Seattle, 1966–1971. MichieA. China and Christianity. Tientsin–Shanghai, 1892. Michie A. Missionaries in China. L., 1891. Minamiki G The Chinese Rites Controversy: From Its Beginnings to Modern Times. Chicago, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоаким III (Даведзис Христос, 1834–1913), Вселенский Патриарх в 1878–1994 и 1901–1912 гг. Иоанн IV Васильевич Грозный (1530–1584), Великий князь Московский и всея Руси (с 1533 г.), первый царь всея Руси в 1547–1584 гг. Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич, 1829–1908), митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель, святой Русской Православной Церкви (канонизирован РПЦЗ в 1964 г., РПЦ – в 1990 г.). Иоанн , старец-монах Ильинского скита, 85 лет ему было в 1971 г. Иоанникий , наместник Свято-Андреевского скита, скончался в 1950 г. Иоанникий , престарелый монах Свято-Андреевского скита на Афоне, упоминается в письме в 1965 г., скончался не позднее 1971 г. Иов (Тывонюк Дмитрий Яковлевич, род. 1938), архиерей РПЦ, выпускник МДА (1969) со степенью кандидата богословия, с 1971 г. работал в ОВЦС, в 1975–1988 гг. епископ Зарайский, затем архиепископ (1982), в 1988–1994 г. архиепископ Костромской и Галичский, затем Одинцовский (1994–1996), Челябинский – с 1996 г., митрополит (2000), с марта 2011 г. проживает на покое в Москве. Иосиф (Чернов Иван Михайлович, 1893–1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский (с 1960 г.), принял постриг в 1918 г., рукоположён в сан иеромонаха в 1920 г., епископ Таганрогский в 1932–1956 гг., в Алма-Атинской епархии с 1956 г., в 1958–1960 гг. архиепископ Петропавловский и Кустанайский, известен как гимнограф. Иосиф , афонский иеромонах, выполнял послушание библиотекаря, упоминается с 1920-х по 1950-е гг. Ипполит (Халин Сергей Иванович, 1928–2002), иеромонах, впоследствии архимандрит, пострижен в Псково-Печёрском монастыре в 1959 г., подвизался в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне в 1966–1983 гг., вернулся в Псково-Печёрский монастырь, с 1986 г. служил в Курской епархии, в 1991–2002 гг. настоятель Рыльского монастыря. Ириней (Донс, 1907–1979), иеромонах, насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь в Бельгии, составитель обширной библиографии по Афону, который часто посещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851–1917) — проф. Московской Духовной Академии. Главный библейский труд — «Ветхозаветный храм» (1890) МЭЙЛИ Юджин (1910–1980) — католический американский библеист; один из основателей популярного журнала «Библия сегодня» НЕКРАСОВ Александр Александрович (1839–1895) — проф. Казанской Духовной Академии, филолог и экзегет НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1877–1959) — востоковед, академик. Главный труд по Ветхому Завету (написанный с нерелигиозных позиций) — «Древний Израиль» (2-е изд. 1922). НОТ Мартин (1902–1968) — протестантский немецкий библеист. Главный труд — «История Израиля» (1-е изд. 1958) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэл (1891–1971) — ведущий американский востоковед, специалист по библейской археологии. Главные труды — «Археология Палестины» (1949), «От каменного века к христианству» (1940) ОЛЕСНИЦКИЙ Аким Алексеевич (1842–1907) — проф. Киевской Духовной Академии, гебраист, экзегет. Главный труд — «Ветхозаветный храм» (1889) ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787–1863) — протоиерей, гебраист, переводчик книг Ветхого Завета ПАЛЛАДИЙ (Пьянков) (1816–1882) — епископ, экзегет. Главные труды посвящены толкованию на книги пророков ПЕТРИ Флиндерс (1853–1942) — один из основоположников современной библейской археологии. Разработал метод датировки памятников ПОБЕДИНСКИЙ-ПЛАТОНОВ Иван Иванович (1821–1871) — священник, проф. Московской Духовной Академии, где читал библейскую историю ПОКРОВСКИЙ Александр Иванович (………) — проф. Московского университета. Главный труд по Ветхому Завету посвящен начальным главам Книги Бытия ПОРФИРИЙ (Успенский) (1804–1885) — епископ, востоковед, переводчик Библии, археолог. Открыл Синайский кодекс ПОСНОВ Михаил Эммануилович (1873–1930) — проф. Киевской Духовной Академии. Библеист и историк Церкви. Главные труды — «Идея Завета» (1902) и «Иудейство» (1907) РАД Герхард фон (1901–1971) — один из ведущих протестантских немецких библеистов. Главный труд — «Богословие Ветхого Завета» (1960) РАЙТ Джон Эрнест (род. 1914) — протестантский американский библеист и археолог. Главный труд — «Библейская археология» (1-е изд. 1957)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Нарциссов 1998 – Нарциссов В. В. Проблемы иконографии преподобного Сергия Радонежского//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы вв. СПб., 1998. С. 54–62. Невоструев 1868 – Невоструев К Плащаница, приложенная в Иосифо-Волоколамский монастырь удельным князем Владимиром Андреевичем и материю его Евфросиниею в 1558 году//Извести ИАО. СПб, 1868.Т 6. Вып. 1–3. Отд. Некрасов 1866 – Некрасов И. О портретных изображениях русских угодников в их житиях//Сборник ОДРИ. М., 1866. Смесь. С. 128–129. Некрасов 1937 – Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. Ненарокомова, Сизов 1978 – Ненарокамова И. С, Сизов Е. С. Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля. М, 1978. Николаева I960 – Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XШ–XVII веков в собрании Загорского музея: Каталог. Загорск, 1960. Николаева 1968 – Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., Николаева 1970 – Николаева Т. В. О некоторых волоколамских древностях//Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 365–385. Николаева 1971 – Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI века. М., 1971. Николаева 1974 – Николаева Т. В. Икона-складень XV в. и поход Ивана III на Новгород//Культура Средневековой Руси. Л., 1974. С. 172–177. Николаева 1976 – Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М, 1976. Николаева 1977 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. Никольский 1907 – Никольский К. Н. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб., 1907. Никольский 1923 – Никольский ДА Древнерусское декоративное искусство. Пг., 1923. Новая повесть 1909 – Нови повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском//РИБ. М, 1909. Т. 13. Стб. 187–218. Новгородские летописи 1879 – Новгородские летописи. СПб., 1879. Новицкая 1972 – Новицкая М. А. Золотная вышивка Киевской Руси//Byzantinoslavica, 1972, t. 23, fisc. 1. S. 42–50.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

9 . Глаголев А. А., свящ. Комментарии на книги: Руфь, Вторую Паралипоменон, Третью и Четвертую Царств. – СПб., 1908. 10 . Дзичковский Г., диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Курсовое сочинение. Машинопись. – Загорск, 1971. 11 . Кастелло Дж. Первая и Вторая книги Паралипоменон. Пер. с англ. Машинопись. 12 . Лебедев П. Чтение об исторических книгах. Священное Писание Ветхого Завета. – Тверь, 1866. 13 . Лопухин А.П. Толковая Библия. Т. 2. – СПб., 1905. 14 . Михаил, еп. (Лузин). Библейская наука. Книга 3-я. Исторические книги Ветхого Завета. – Тула, 1899. 15 . Мэли Ю. Первая книга Царств. Пер. с англ. Колледжвилль, 1970. 16 . Питер, Эллис Ф. Третья и Четвертая книги Царств. Введение и комментарии. Пер. с англ. – Колледжвилль: Литуржикал пресс, 1966. Машинопись. 17 . Поликарпов Д. , прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви на мессианские места Библии. – СПб., 1914. 18 . Рубинский В.П. Комментарий на книги Ездры и Неемии. – СПб, 1907. 19 . Троицкий И. Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей. – СПб., 1907. 20 . Хант И. Книги Иисуса Навина и Судей. Предисловие и комментарии. Пер. с англ. Машинопись. 21 . Херасков М. , прот. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. – Владимир, 1908. 22 . Царевский А. Происхождение и состав Первой и Второй книги Паралипоменон. – Киев, 1878. 23 . Юнгеров П. Неканонические книги Ветхого Завета. – Казань, 1907. 24 . Юнгеров П. Частное и историко-критическое введение в Священные ветхозаветные книги. – М., 2004. Пророческие книги 1 . Афанасьев Д. И. Толкование на книгу пророка Исаии. – Ставрополь, 1894. 2 . Бриллиантов А.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. – Могилев, 1914. 3 . Виссарион (Нечаев) . Толкование на Паремии из книг пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии и Малахии. – М., 1892. 4 . Лопухин А. II. Толковая Библия. СПб, 1909. Т. VII. – 1910. 5 . Михаил (Лузин) , еп. Библейская наука. Книга 5. Пророческие книги Ветхого Завета. – Тула, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

28 ноября 1969 года на уже упомянутой встрече в Токио требующееся соглашение было достигнуто. А состоявшийся 19 декабря 1969 года в Токио Чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви (Николай-до) вынес решение обратиться к Матери-Церкви с ходатайством о предоставлении Японской Православной Церкви автономии. Это решение специальным письмом за подписями епископа Владимира, епископа Феодосия и представителя Консистории Японской Православной Церкви было доведено до сведения Святейшего Патриарха Алексия. В силу указанного обращения Мать — Русская Церковь определением Священного Синода от 3 апреля 1970 года сняла запрещение с Преосвященного Владимира и Феодосия, тяготевшее над ними как архиереями юрисдикции Митрополичьего Округа, а 10 апреля 1970 года предоставила Японской Православной Церкви автономию. 15. См. Японская Автономная Православная Церковь//ЖМП. 1970. 11. С. 42 — 47 и 12. С. 43 - 51. 16. Архиепископ Иоанн. Утверждение Поместной Церкви. Изд. 2 с приложениями. Нью-Йорк. 1972. С. 3. 17. См.: послание Святейшего Патриарха Алексия I Святейшему Патриарху Афинагору от марта 1970 Г.//ЖМП. 1970. 4. С. 7 —9; послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена архиепископу Северной и Южной Америки Иакову от 22 июля1970 Г.//ЖМП. 1970. 9. С. 15-16. 18. ЖМП. 1970. 9. С. 12 - 15. 19. Там же. С. 6 - 11. 20. ЖМП. 1970. 7. С. 5 - 8. 21. ЖМП. 1970. 5. С. 19-20. 22. ЖМП. 1971. 2. С. 2. 23. Русская автокефалия и Православие в Америке. Оценка проблемы. Нью-Йорк: Изд-во «Ортодокс, обсервер пресс», 1972. Пер. с англ. Машинопись. С. 60 —61. 34. Там же. С. 63. 25. Там же. С. 64 - 69. 26. Там же. С. 86-87. 27. ЖМП. 1970. 6. С. 28. 28. В число клира Аляскинской епархии входят несколько эскимосов, алеутов и индейцев. В 1974 г. соответственно было: 4, 4 и 3. . Согласно справочнику «Parishes and Clergy of the Orthodox and other Eastern Churchesin North and South America...» 1970-1971 гг., имеется храмов за пределами США: в Канаде 49, Аргентине 6, Бразилии 3, Перу 1, Венесуэле 3. 29. Организация Церковной жизни албанцев относится к 1907 г., когда митрополитом Платоном был посвящен во священника Фан (Феофан) Ноли по просьбе большой албанской общины в Бостоне. В последующие годы были созданы новые албанские общины. В период автокефального бытия Албанской Православной Церкви эти общины находились в единении с ней, а затем часть из них подчинилась Константинопольскому Патриарху, а часть — Православной Церкви в Америке. Последние выделены в епархию под названием «Албанская Православная Архиепископия в Америке». Управляется Архиепископия албанцами. Имеет 15 храмов, 15 священнослужителей, 40 тысяч верующих (на 1974 г.) Издает журнал «Vreshta» (Виноградник). (См. Yearbook of American and CanadianChurches. 1977. P. 24). 30. См. Yearbook of American and Canadian Churches. 1977. P. 93, 136, 92.

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

758 До и после пострига: Поучения монахам Глинского игумена Филарета//Приложение к журналу «Русский инок». Типография Почаево-Успенской Лавры. Почаев, 1910. С. II. 761 Чудотворная икона… С. 6, 10, 12, 13, 16. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 6, 9, 11, 26, 32, 47–49. 771 Там же. С. 108. Подробнее об эпистолярном наследии игумена Филарета см. в статье архим. Иоанна (Маслова) «Глинский настоятель игумен Филарет и его эпистолярное наследие. К 150-летию со дня блаженной кончины»//Глинский Патерик. Т. I. 772 Об особенной любви о. Филарета к детям рассказано в первом издании «Жизнеописания игумена Филарета» (СПб., 1856, с. 63). 783 Верхо-Харьковская игумения Емилия: (Память 29 мая)//Жизнеописания… подвижников… Май. М., 1908. С. 299. 784 Жизнеописание игумена Филарета… С. 116–117. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца/Сост. автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрит Серафим (Чичагов) . 2-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 92. Игумен Марк, профессор Московской Духовной Академии. Отечник проповедника:/Практическое пособие для студентов: 1221 пример из Пролога и Патериков/Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 244. 343. Архим. Иоанн (Маслов) . Глинский Патерик. Загорск, Московская Духовная Академия, 1970. С. 91. [Рукопись]. 786 Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем/Сост. В. В. Зверинский. Т. 1. СПб., 1890. С. 84. Афонский листок Пантелеимоновского монастыря. 1891. 191. 792 Рукописное жизнеописание игумена Филарета 1841 г. С. 14. Цит. по кн.: Жизнеописание игумена Филарета… С. 127. 804 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий. Издание Глинской пустыни. Курск, 1910. С. 3. 805 Игумен Филарет, настоятель и возобновитель Глинской пустыни: (Память 31 марта)//Жизнеописания… подвижников… Март. М., 1907. С. 355–402. Архимандрит Иоанн (Маслов) . Глинский Патерик. Загорск, Московская Духовная Академия, 1970. С. 100. [Рукопись]. Игумен Марк, профессор Московской Духовной Академии. Отечник проповедника: (Практическое пособие для студентов: 1221 пример из Пролога и Патериков). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 610–611, 876.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

B. В. Зеньковский , История русской философии. Т. I-II, Ленинград, 1991; Л History of Russian Philosophy. Vol. I-II. London, 1953; 2 ed. 1954; 3 ed. 1967; Histoire de la philosophie russe. Т. I. Paris, 1953; Т. II. Paris, 1954. Социальное бытие человека La spiritualité. P. 147 ff. H. Бердяев, Философия неравенства. Берлин, 1923. N. Berdiaeff, Lidée russe. Paris, 1969.P. 107–135: Le théme social. Русское издание: H. Бердяев, Русская идея. Париж, 1971. N. Berdiaeff, Christianisme et Réalité sociale. Paris, 1934. H. Бердяев, Я и мир объектов. Париж, без указания года издания. С.145 и сл. Н. Бердяев , Новое религиозное сознание и общественность. С.-Петербург, 1907. R. Berlinger, WladimirSolowjow. Recht und Sittlichkeit. Frankfurt/M, 1971. С. H. Булгаков, Два града. Т. I. Москва, 1911. С. 206–233: Христианство и социальный вопрос. С. Н. Булгаков, От марксизма к идеализму. Сборник статей. Москва, 1903. С. Н. Булаков, Философия хозяйства. Мир как хозяйство. Москва, 1910. Г. П. Федотов , Социальное значение христианства. Париж, 1933; перепечатано в сборнике Тяжба о России. Париж, 1982. С. 7–50. С. Л. Франк , Духовные основы общества (Введение в социальную философию). Париж, 1930. С. Л. Франк , Личная жизнь и социальное строительство. Париж, без указания года издания. L. Ganikov, Kistjakovskij В. A.//EnFil II. Col. 1720 . Goerdt I. S. 650: «Das grosse wir». J. F. Necker, Russian sociology. London, 1934. H. Кареев, Общие основы социологии. Петроград, 1919. М. М. Ковалевский, Взаимоотношение свободы и общественной солидарности//Интеллигенция в России. С-Петербург, 1910. С 59–88. R. Lauth, Einflüsse slavischer Denker auf die Genesis der Marxschen Weltanschauung//ОСР 21, 2 (1955). S. 399–450. П. И. Новгородцев, Об общественном идеале. Москва, 1917. Г. С. Петров, Церковь и общество. С.-Петербург, 1906. G. Schulz, Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der Besitzlosen im Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts//Oikonomia 15. Erlangen, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Les Ages de la Vie Spirituelle. P. 1964. pp. 234. La Priere de l " Eglise d " Orlent. P. 1966. pp. 206. The struggle with God. Glen Rock. 1966. pp. 298. L " Art Sacre et 1 " IcSne. P. 1967. La Connaissance de Dieu selon la tradition orientale. Lyon. 1967. pp. 158. L " Esprit Saint dans la Tradition Orthodoxe. P. 1970. pp. 111. Le Christ dans la Pens£e Russe. P. 1970. pp. 244. L " Art de 1 " leone, de la Beaute. Paris. 1970. pp. 301. La Saintete dans la Tradition de l " Eglise Orthodoxe. P. 1971. Для статей см. Зан. 1965. ЕВЛОГИЙ. Митрополит. Василий Семенович Георгиевский. 1868 –1946 Родился 10 апреля в семье священника в Тульской губ. Окончил Московскую Духовную Академию в 1892 г. Принял монашество в 1895 г. Посвящен в епископы в 1903 г. Член Государственной Думы в 1907 Архиеп. Холмский 19I2-I4 гг. Архиепископ Волынский 1914–19 гг. Покинул Россию в 1920 г. Митрополит Западно-Европейских Русских Церквей, 1921–1946. Умер в Париже 8 августа. О нашей православной русской церковности. Вюнсдорф. 1922. Путь моей жизни. Изложение Т. Манухиной. П. 1947 стр. 676. ЕЛЕВФЕРИЙ. Митрополит Ковенский и Литовский. Богоявленский Дмитрий Яковлевич. (? –1940) Окончил Петербургскую Духовную Академию 1904. Ректор Смоленской семинарии 1909. Епископ Ковенский 1911. Окормлял до второй мировой войны эмигрантские приходы, подчинявшиеся митр. Сергию местоблюстителю патриаршего престола. Умер 31 декабря. Об искуплении. Письма к митр. Антонию Храповицкому в связи с его сочинениями «Догмат Искупления» и «Опыт христианского православного катехизиса». П. Соборность Церкви. «Божие и Кесарево.» П. 1938. стр. 349. Б. Л. «Елена Николаевна Лопужанская . Епископы исповедники. Сан-Франциско. 1971 стр. IOI. ЕЛАЧИЧ, Алексей Кириллович. (1892– ?) Родился в Киеве. Приват-доцент Киевского университета (1918). Доктор философии Люблянского университета (1924) . Профессор университета в Скоплье. Статьи на исторические и литературные темы. Аввакум, Достоевский. Депортирован в Советскую Россию, после занятия Белграда Красными и погиб там в лагере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Porphyrius. Sententiae ad intelligibilia ducentes//E. Lamberz (ed.). Porphyrii sententiae ad intelligibilia ducentes. Leipzig: Teubner, 1975: 1–59 (TLG). Proclus Diadochus. De malorum subsistentia//H. Boese (ed.). Procli Diadochi tria opuscula. Berlin: De Gruyter, 1960: 173–191, 211–265 (TLG). Proclus Diadochus. In Platonis Cratylum commentaria G. Pasquali, Procli Diadochi in Platonis Cratylum commentaria. Leipzig: Teubner, 1908 (TLG). Proclus Diadochus. In Platonis Parmenidem//V. Cousin (ed.). Procli philosophi Platonici opera inedita, pt. 3. Paris: Durand, 1864 (repr.: Hildesheim: Olms, 1961): 617–1244 (TLG). Proclus Diadochus. In Platonis Timaeum commentaria//E. Diehl (ed.). Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentaria. 3 vols. Leipzig: Teubner, 1: 1903; 2: 1904; 3: 1906 (repr.: Amsterdam: Hakkert, 1965): 1: 1–458; 2: 1–317; 3: 1–358 (TLG). Proclus Diadochus. Institutio theologica//E. R. Dodds (ed.). Proclus. The elements of theology, 2 nd edn. Oxford: Clarendon Press, 1963 (repr.: 1977): 2–184 (TLG). Proclus Diadochus. Theologia Platonica (lib. 1–6)//H. D. Saffrey, L. G. Westerink (eds.). Proclus. Théologie platonicienne. Vols. 1–6. Paris: Les Belles Lettres, 1: 1968; 2: 1974; 3: 1978; 4: 1981; 5: 1987, 6: 1997: 1: 1–125; 2: 1–73; 3: 1–102; 4: 1–113; 5: 1–148; 6: 1–114 (TLG). Pseudo–Plutarchus. Placita philosophorum//J. Mau (ed.). Plutarchi moralia. Vol. 5. 2. 1. Leipzig: Teubner, 1971: 50–153 (TLG). Pseudo–Justinus Martyr. Cohortatio ad gentiles//J. C. T. Otto (ed.). Corpus apologetarum Christianorum saeculi secondi. Vol. 3, 3rd edn. Jena: Mauke, 1879: 18–126 (TLG). Septuaginta, Sapientia Salomonis//A. Rahlfs (ed.). Septuaginta. Vol. 2, 9 th edn. Stuttgart: Württemberg Bible Society, 1935 (repr.; 1971): 345–376 (TLG). Simplicius. In Aristotelis categorias commentarium//K. Kalbfleisch (ed.). Simplicii in Aristotelis categorias commentarium [Commentaria in Aristotelem Graeca 8. Berlin: Reimer, 1907]: 1–438 (TLG). Scholia in Maximum Confessorem, Scholia 40//C. Laga, C. Steel (eds.). Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium. 2 vols. [Corpus Christianorum. Series Graeca 7 & 22. Turnhout: Brepols, 1980; 1990]: 1: 43–539, 2: 15–325 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010