Выражаем искреннюю благодарность за ценные советы и замечания иеромонаху Дионисию (Шленову), А. Ю. Виноградову, А. В. Муравьеву, А. Ю. Никифоровой и М. С. Иванову. Краткая библиография Издания: Parisot 1894 -- Parisot J. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes//Patrologia Syriaca, vol.1. Paris, 1894. Parisot J. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes//Patrologia Syriaca, vol.2. Paris, 1907. Wright W. The homelies of Aphraates, the Persian Sage, edited from Syriac Manuscripts of the 5th and 6th in the British Museum. Londres, 1869. Lafontaine G. La version armenienne des oevres dAphraate le Syrien (CSCO 382-383, 405-406, 423-424, Arm 7-12). Louvain, 1977, 1979, 1980. Переводы: Bruns, P. Aphrahat, Demonstrationes. Unterweisungen I-II (Fontes Christiani 5:1-2), Freiburg, 1991-92. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. Traduction du syriaque, introduction et notes par Marie-Joseph Pierre. T.I (SC 349). Paris, 1988. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. Traduction du syriaque, introduction et notes par Marie-Joseph Pierre. T.II (SC 359). Paris, 1989. Исследования: Афиногенов Д.Е. Историософия Афраата//Вестник древней истори,1. М., 1994. С. 176-187. Муравьев А.В. Афраат//Православная энциклопедия, m.IV. М., 2002. С. 184-185. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 125-130. Baarda 1975 -- Baarda, T. The Gospel Quotations of Aphrahat the Persian Sage. 2 vols. Amsterdam, 1975. Duval R. La litterature syriaque. Paris, 1899. Hausherr I. Aphraate//Dictionnaire de Spiritualite, t.1. Col. 746-752. Paris, 1937. Murray R. Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. Nau F. Aphraate le Sage//Dictionnaire dHistoire et de Geographie Ecclesiastique, t.3. Paris, 1924. Col. 936-939. Neusner 1971 - Neusner J. Aphrahat and Judaism. The Christian-Jewish Argument in the Fourth-Century Iran. Leiden, 1971. Parisot J. Aphraate//Dictionnaire de Theologie catholique, t.1. Col.1457-1463. Paris,1903. Theodoret de Cyr 1977 - Theodoret de Cyr. Lhistoire des moines de Syrie, 2 vols., ed. P. Canivet and A. Leroy-Molinghen. T.I (SC 234). Paris, 1977.

http://pravoslavie.ru/1525.html

В «Пасхальной хронике» (30-е гг. VII в.) И. Варсава назван 3-м епископом Иерусалима (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 472). Однако Евсевий Кесарийский, который упоминает в «Церковной истории» и И. Варсаву, и Иуста, еп. Иерусалимского, не отождествляет этих лиц ( Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5). Болландисты также не поддержали эту идентификацию (ActaSS. Iul. T. 5. P. 23). Тем не менее нек-рые исследователи, напр. Р. Бокхем, не исключают возможности их отождествления ( Bauckham. 2004. Р. 76). В каталоге 70 апостолов, ошибочно приписываемом свт. Епифанию Кипрскому (т. н. апостольский список Псевдо-Епифания, V-VI вв.), Иосиф Варсава И. назван епископом палестинского города Елевферополя ( Schermann. 1907. P. 124; Écrits. 2005. Vol. 2. Р. 480). В каталогах апостолов Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) и Псевдо-Дорофея (кон. VIII в.) епископом Елевферопольским назван Иисус Иуст (PG. 10. Col. 957; Vitae prophetarum. 1907. P. 141). Иисус Иуст упоминается в Послании к Колоссянам, где он вместе с апостолами Марком и Аристархом посылает с ап. Павлом приветствия членам христ. общины Колосс (Кол 4. 11). Формулировка в каталоге Псевдо-Дорофея, касающаяся этого апостола («Иисус, называемый Иустом, которого упоминает апостол [Павел] в Деяниях апостолов» - Vitae prophetarum. 1907. P. 141), носит компилятивный характер. Выражение «которого упоминает апостол» означает, что этот новозаветный персонаж упоминается в Посланиях ап. Павла, что не согласуется со ссылкой на Деяния апостолов. Видимо, данная формулировка возникла в результате компилирования сведений об Иисусе Иусте, упоминаемом в Послании к Колоссянам ап. Павла, и об Иосифе Варсаве И., фигурирующем в Деяниях апостолов. Во всех 3 вышеупомянутых каталогах епископ Елевферополя упомянут после ап. Марка, племянника ап. Варнавы, и перед ап. Артемой . Отождествление И. и Иисуса Иуста не было устойчивым в византийской традиции. Если в «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета (кон. Х в.) они представлены как один человек «Иисус, прозванный Иуст, стал епископом Елевферополя; это он есть называемый Варсавой, назначенный с Матфием для жеребьевки» (Ibid. P. 182), то в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 30 июня в числе 70 апостолов упомянуты и Елевферопольский епископ Иисус Иуст, и Иосиф Варсава И. (без указания епископской кафедры, скончался мирно) (SynCP. Col. 784, 787). В наст. время экзегеты не отождествляют И. с Иисусом Иустом ( Boyd. 1916. P. 641; Lohse. 1971. P. 172; O " Brien. 1982. P. 251; Rutherfurd. 1982. P. 1055; Gillman. 1992. P. 1134; Fitzmyer, ed. 1998. P. 226). Тем не менее представление об И., Иосии, брате Господнем, и Иисусе Иусте как об одном и том же лице в кон. XVII в. вошло в церковную традицию Греческих Церквей и РПЦ ( Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 458-459 (note 138, 140); ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 155-156; Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 1: Ιανουριος. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/1237891.html

Краткие сведения из Послания к Римлянам позволяют реконструировать биографию Андроника и И. только предположительно. Считается, что называя их сродниками, ап. Павел имел в виду не родственные отношения, а еврейское происхождение святых ( Schreiner. 20002. P. 795; Dunn. 2002. P. 894). У. Дж. Конибир и Дж. С. Хосон на основании того, что упомянутые выше евреи Акила и Прискилла (Рим 16. 3) не характеризуются как сродники, предположили, что Андроник и И., как и ап. Павел, были из колена Вениаминова ( Conybeare W. J., Howson J. H. The Life and Epistles of St. Paul. L., 18562. P. 535). Высказывались также мнения, что они - земляки ап. Павла, т. е. уроженцы Тарса ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 82; Thorley. 1996. P. 18), или просто его близкие друзья ( Συγγενς, συγγνεια//TDNT. 1971. Vol. 7. P. 742). Скорее всего Андроник и И. жили в Риме. Место их тюремного заключения неизвестно (ап. Павла отправляли в темницу, согласно свт. Клименту Римскому, 7 раз ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 5 6)). Г. Киттель считал, что ап. Павел называл Андроника и И. «узниками со мною» в переносном смысле слова ( Kittel G. Αχμλωτος κτλ.//TDNT. 1964. Vol. 1. P. 196-197), а Дж. Э. Фицмайер и Т. Шрайнер - что они находились в тюрьме за исповедание христ. веры, но необязательно в одно время и в одном месте с ап. Павлом ( Sanday, Headlam. 1902. P. 422-423; Fitzmyer, ed. 1993. P. 739; Schreiner. 20002. P. 795). Однако преобладает мнение, что выражение ап. Павла «узники со мною» следует понимать буквально ( Salamito J.-M. ΣΥΝΑΙΧΜΑΛΩΤΟΙ: Les ‘Compagnons de Captivé " de l " Apôtre Paul//Carcer: Prison et privation de liberté dans l " antiquité classique/Éd. C. Betrand-Dagenbach et al. P., 1999. Vol. 1. P. 207-208; Dunn. 2002. P. 894). Скорее всего речь идет о первом заключении ап. Павла в Риме ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 83). Поскольку Андроник и И. уверовали во Христа ранее ап. Павла, высказывалось предположение, что они стали христианами во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи диаспоры приезжали на важнейшие религ. праздники (ср. Деян 2. 10). В поздних преданиях Андроник и И. названы супругами, хотя они могли быть и братом с сестрой.

http://pravenc.ru/text/1237889.html

— Были в советское время верующие, которые не забывали святителя и чтили его память? — Конечно, такие люди были. В первую очередь, в числе подвижников нашей церковно-исторической науки периода советского безвременья нужно назвать Михаила Ефимовича Губонина (1907-1971), главным делом жизни которого был сбор исторических свидетельств о Патриархе Тихоне и его сподвижниках, в том числе и о митрополите Петре. Тогда это было весьма небезопасно, но М.Е. Губонин не боялся. Его очень тяготила удушливая атмосфера засилья цензуры, не пропускавшей ни слова правды о подвиге новомучеников и, наоборот, наполнявшей официальные церковные издания тошнотворными дифирамбами в адрес советской власти. Можно представить, что чувствовали церковные люди, которые лично знали и глубоко чтили иерархов, пострадавших в годы гонений, видя, что их подвиг не просто замалчивается, но порой и откровенно шельмуется, а в качестве высшей «мудрости» выставляется беззастенчивое угодничество перед богоборческой властью. В такой обстановке М.Е. Губонин и предпринял труд по написанию своего рода апологии священномученика Петра — апологии, поскольку даже Патриарх Тихон изображался тогда как «погрешивший» против «народной» власти, хотя затем и «раскаявшийся», а митрополит Петр, коль скоро он подвергся таким репрессиям, тем более был безмерно «виноват». М.Е. Губонин взялся доказать, что это не так. Митрополит Петр был достойнейшим преемником Патриарха Тихона. Как Патриарх Тихон принимал на себя всю тяжесть, которую гонители обрушивали на Церковь, так и митрополит Петр — даже еще больше, до самой смерти. Он мог выйти на свободу, пойти на соглашение с богоборцами, выполнить их требования, например, отречься от местоблюстительства, но он этого не делал, опасаясь причинить Церкви какой-либо вред. Он считал, что глава Церкви не должен стремиться избежать гонений, когда вся его Церковь гонима, его призвание — стоять в Истине и, если надо, умирать за нее. Все это и показал М.Е. Губонин в своем труде о митрополите Петре, выразительно озаглавленном «Кифа».

http://patriarchia.ru/db/text/2528602.ht...

В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., на нижних полях л. 333 об., др. почерком, вероятно позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. 201). О возможной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и В. Г. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). Он упоминается также в кратком житии вел. кн. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Канонизация В. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218 ; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67]. Лит.: Востоков А. [Х. ] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И. ] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г.//Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.

http://pravenc.ru/text/159118.html

Дронов М. , протоиерей. Православная аскетика и психоанализ//Альфа и Омега. М., 1998. 2 (16). С. 265. Дурылин С. Н. Маросейский батюшка//Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Оптина Пустынь, 2003. Евагрий Понтийский , авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М., 1994. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Репр. воспроизведение с изд. 1917 г.). Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Киев, 2005. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского и всея России чудотворца. М., 2005. Жития преподобных старцев Оптиной пустыни. Минск, 2004. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: в 2 т. Том первый: основоположительный. Книга первая: критический обзор важнейшей литературы вопроса. СПб., 1907. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Зеньковский В. В. Идея православной культуры//Православие и культура: сборник религиозно-философских статей. Берлин, 1923. Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты: в 2 т. Минск, 2001. Иларион (Алфеев) , архиепископ. Православие. М., 2009. Т. 1. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский . 3-е изд. Нью-Йорк, 1971. Иоанн (Снычёв), митрополит. Посох духовный. СПб., 2000. Иоанн (Снычёв), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2007. Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе: в 2 т. Б. м., 1991. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1893) Иоанн Кронштадтский , святой. Христианская философия. М., 1992. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1902) Иосиф Волоцкий , преподобный. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон//Философия русского религиозного искусства XVI- вв. Антология/сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли ; Вып. I)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Еще будучи учеником Первой Императорской Александровской гимназии, И. слушал публичные лекции С. Н. Булгакова , в ту пору приват-доцента политэкономии Киевского политехнического ин-та. В посвященной Булгакову мемуарной заметке И. отмечал, что «содержание и стиль этих лекций, равно как и их успех» свидетельствовали об отходе от «жалких и бедных идей 60-х и 70-х годов, даже о полном разрыве с ними» (Памяти о. Сергия Булгакова//ВРСХД. 1971. 101/102. С. 62-64). По окончании гимназии в 1907 г. И. поступил в Императорский Киевский ун-т св. Владимира. Окончил естественное отделение физико-математического фак-та (1913) и философское отделение историко-филологического фак-та (1917), а также Киевскую консерваторию по классу композиции. Получил золотую медаль за магист. соч. «Проблема музыки в философии князя В. Ф. Одоевского». В 1918 г. стал приват-доцентом Киевского ун-та. Среди учителей И. был В. В. Зеньковский . Зимой 1919 г. И. покинул Россию, как он написал в автобиографической заметке, «для получения свободного образования» (Notice Biographique//Личный архив А. П. Козырева), через Одессу перебрался в К-поль (Стамбул), а оттуда в Белград, преподавал в различных средних и высших учебных заведениях логику и психологию. В 1922 г. И. переехал в Берлин, где, продолжая преподавательскую деятельность, поступил на теологический фак-т Берлинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В Париже И. завершил неопубликованный философский труд: «Два закона. Сущее и должное: Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления», в к-ром, синтезируя направления совр. ему философской мысли - феноменологию, неокантианство, интуитивизм, культурную морфологию О. Шпенглера , заложил основы своего философского учения о форме и ценности - морфологии, над формулировкой основных идей к-рой работал всю жизнь, практически не имея возможности публиковать свои философские работы. После написания кн. «Преподобный Серафим Саровский» и ст. «О духе русского благочестия» (Vom Geist der russischen Frömmigkeit) по рекомендации Зеньковского И. был приглашен на должность профессора в Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже, где вплоть до 1941 г. преподавал литургику, апологетику, психологию, средневековую философию. В 1934 г. И. женился на В. Н. Пундик (1912-2004), активной участнице Русского студенческого христианского движения (РСХД), выехавшей с семьей из Ленинграда в 1925 г. Знакомство их произошло в резиденции РСХД и изд-ва «ИМКА-Пресс» на бульваре Монпарнас, 10, куда И. приходил играть на фортепьяно. Венчал супругов прот. Сергий Булгаков на Сергиевском подворье. После смерти философа его вдова Вера Николаевна приложила много усилий для издания его наследия. От брака было двое детей - дочь Елена и сын Николай.

http://pravenc.ru/text/389449.html

Первое небольшое помещение музея посвящено Патриарху Тихону. Его фотография сделана в полный рост: входишь, и как будто перед тобой живой Патриарх. Здесь же находится малый омофор святителя. «Долгое время его хранителем был историк Михаил Губонин (1907–1971), архив которого потом передали в Свято-Тихоновский университет. Этот архив стал одним из сокровищ университетского Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви», — поясняет Михаил Гар. Тут же представлены документы, связанные с жизнью Патриарха, в частности подлинный текст его воззвания о помощи голодающим 1921 года, а также фотографии, сделанные во время обретения его мощей. Второй музейный зал посвящен гонениям на Русскую Церковь в ХХ веке и основным событиям предреволюционных лет. «ХХ век для Русской Церкви начался в России с духовного подъема. Об этом свидетельствует миссионерская активность, появление священников, снискавших своей пастырской ревностью всероссийскую любовь и известность, прославление ряда русских святых, открытие монастырей», — говорит Михаил. Среди множества документов и фотографий мое внимание привлекает информация о пути служения Патриарха Тихона в Америке в начале ХХ века. На одной из фотографий рядом со святителем — новомученик протоиерей Иоанн Кочуров (см.: ЖМП. 2017. он был помощником будущего Патриарха в американской миссии. В этом же зале хранится еще одна реликвия, которая связывает нас с тем временем. Это епитрахиль святого праведного Иоанна Кронштадтского, а рядом — уникальные литографии на тему его служения. Экспозицию дополняет фоторяд трагических событий и документы эпохи: отречение императора, расстрел царской семьи, кампания по вскрытию мощей, расстрел Московского Кремля. «Руководил расстрелом Кремля астроном Павел Карлович Штернберг, имя которого носит Астрономический институт в Москве. Он был хороший артиллерист и знал, как правильно навести орудия, чтобы они причинили максимальный урон», — поясняет Михаил. Здесь же историческая страничка о деятельности по разрушению Церкви Евгения Тучкова — «красного игумена» от ВЧК-ОГПУ, как тогда его называли.

http://e-vestnik.ru/db/voskresshie_imena...

У прп. Ефрема Сирина сохранилось предание, что И. род. на территории колена Рувимова, где и был погребен ( Ephraem Syr. In Joel. Praef.); предание воспроизводит Исидор Севильский ( Isid. Hisp. De ortu et obitu Patrum. 42//PL. 83. Col. 144). Оно содержится в различных версиях (приписываемых Дорофею, Ипполиту и Епифанию Кипрскому) псевдоэпиграфического соч. «О жизни и смерти пророков» (ок. VII в. по Р. Х.). В этом сочинении говорится, что И. род. в г. Вефомороне (Βεθομρων) на территории колена Рувимова, где и был похоронен (De prophetarum vita et obitu//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. T. Schermann. Lpz., 1907. P. 29, 82, 99). В рецензии Псевдо-Епифания сказано, что И. происходил из сел. Вифом (Βηθμ - Ibid. P. 18). Историческая достоверность этих сведений, видимо, невелика; считается, что они восходят к традиции раннего иудаизма, воспринятой и переработанной христ. авторами ( Некрасов. 1884. С. 281; Quasten. Patrology. 1986. Vol. 3. P. 396; Stark. 1998. Sp. 404). В Синаксаре К-польской ц. (X в.) названо место рождения прор. И.- Мефоморон (Μεθομρων - SynCP. Col. 149). В Малом Римском Мартирологе и в Мартирологе Адона Вьеннского (оба - IX в.) память И. встречается под 6 июля вместе с памятью прор. Исаии и под 13 июля вместе с памятью Ездры (назван тоже пророком) ( Ado Viennensis. Vetus Romanum Martyrologium//PL. 123. Col. 161-164; Idem. Martyrologium//PL. 123. Col. 298, 302). В Синаксаре К-польской ц. память И. зафиксирована под 19 окт. (SynCP. Col. 149). Образ И. в библейской критике Современные исследователи на основании косвенных данных Книги прор. Иоиля гипотетически определяют социальный статус И. По всей видимости, И., чье служение проходило в Иудее, был тесно связан с богослужебной практикой в Иерусалимском храме: он призывает народ совершить покаянное богослужение и использует некоторые элементы храмовых молитв (Иоил 2. 15-17). А. Капельруд считал, что в Книге прор. Иоиля нашел отражение развитый чин храмового богослужения, практиковавшегося в Израиле в период жизни пророка ( Kapelrud. P. 3-9). Поскольку И. часто обращался к теме священнического служения (Иоил 1. 9, 13, 14, 16; 2. 1, 15-17), многие исследователи видели в И. т. н. храмового (англ. cultic) пророка, связанного с общиной священников Иерусалимского храма ( Kapelrud. P. 176; Ahlströ m G. W. Joel and the Temple Cult of Jerusalem. Leiden, 1971. P. 130-137).

http://pravenc.ru/text/578234.html

Купеческая деятельность рода Кузнецовых прерывается на сыне Василия Афанасии, моем прадеде . Он окончил Казанский университет и поступил на службу по линии Министерства народного образования, преподавал, к концу жизни был смотрителем народных училищ. Афанасий Васильевич воспитал двух сыновей-инженеров: Дмитрия (1896–1962) моего деда, Алексея (1882–1942), и пятерых дочерей: Анну (1877–1943), Лидию (1884–1971), Елизавету (1890–1958), Александру (1893–1971), Клавдию (1907–1989), которые всю жизнь были школьными учителями. По Табели о рангах мой прадед был статским генералом, от отца ему досталось богатое наследство, семья жила в достатке. От старообрядцев в семье Кузнецовых вплоть до первой половины ХХ века сохранялось пренебрежение к внешним удобствам и комфорту, безразличие к стяжанию материальных благ. Чувство христианского долга преобладало над стремлением к личному счастью. Именно эти чувства и составляли основу устойчивости русского государства. Как справедливо отмечал М. Пришвин, также вышедший из старообрядцев: «Стыд личного счастья есть основная черта русской культуры». Именно таким и был мой прадед – человек долга, бессребреник, настоящий консерватор, близкий к кругу купцов Бардыгиных, С.Ф. Шарапову, Н.П. Гилярову-Платонову. Последний сформулировал жизненные правила русского человека, которые стали главными для моего прадеда: «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение». «Труд есть долг, а не средство своекорыстия». «Верховный закон междучеловеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть». «Люби ближнего своего, как самого себя: вот в двух словах все начало должных общественных отношений, истинно христианских и истинных во всяком другом значении этого слова». «Лицо, сохрани свою инициативу, владей своей свободой, какой одарено, употребляя всю энергию, к какой способно, но клони все свои действия на благо человечества, на пользу братьев». Хорошо образованный и начитанный Афанасий Васильевич Кузнецов сумел избежать модного тогда либерализма. Христианин, считал он, не может быть либералом.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/27/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010