Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВ Николай Сергеевич (20.04.1895, Москва - 12.06.1971, там же), регент. Род. в семье военного капельмейстера оркестра. После смерти отца семья обеднела. В 1904 г. был принят в Синодальный хор и в Синодальное училище церковного пения , где получил муз. и специальное регентское образование. Основные предметы изучал у А. Д. Кастальского , В. С. Калинникова , А. В. Никольского , Н. М. Данилина и Н. С. Голованова . Ему посчастливилось петь на службах в Успенском соборе с 2 регентами Синодального хора: с В. С. Орловым в 1904-1907 гг., на закате его исполнительской деятельности, и с Данилиным в 1907-1911 гг., в начале регентской карьеры музыканта. В старших классах уч-ща Д. начал изучать искусство управления хором, и не только на уроках и училищных всенощных, но и в период летней практики в Никитском жен. мон-ре. В 1916 г., окончив Синодальное уч-ще, поступил юнкером на краткосрочные курсы в Александровское военное уч-ще, после чего был направлен младшим офицером в действующую армию. В годы гражданской войны находился в рядах Красной Армии, но больше занимался агитационно-массовой работой, чем принимал участие в военных действиях. Только в 1921 г., демобилизовавшись, вернулся в Москву. С нояб. 1922 по июль 1924 г. служил управляющим делами в Московской консерватории. В это время проф. Московской народной хоровой академии Данилин предложил ему место певчего и помощника регента в хоре ц. Космы и Дамиана в Шубине. В авг. 1924 г. хор с регентом Данилиным перешел в ц. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Здесь, по воспоминаниям современников, Д. начал самостоятельную регентскую деятельность. С 1927 или 1928 г. управлял хором в ц. Спаса Преображения в Спасской (до захвата ее обновленцами), в 1930-1931 гг.- в ц. мч. Трифона в Напрудном. После закрытия храма весной 1931 г. перешел в ц. святых Адриана и Наталии в Мещанской слободе и управлял хором до закрытия храма в мае 1936 г. Последним местом служения перед войной был храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще.

http://pravenc.ru/text/171327.html

John Anthony McGuckin Unmercenary Saints SUSAN R. HOLMAN “Unmercenary saints” were physicians, often martyrs of the late 3rd century, who healed without taking payment (known in Greek as anargyroi, “without money”). Ancient supplicants at their healing sanctuaries practiced incubation (sleeping at the shrine) and were sometimes healed through dream therapy; the saints treated or prescribed cures as the patient slept. This practice, similar to that of the pre-Christian healing sanctuaries of Asclepius, continued well into late Chris­tian Antiquity. The appendix to Dionysios of Fourna’s 18th-century Painter’s Manual lists forty- one anargyroi. The most popular, usually paired as siblings or co-workers, include Cosmas and Damian, Cyrus and John, Panteleimon and Hermolaos, Sampson and Diomedes, Photius and Antiketos, Thalleios and Tryphon, and sometimes the evangelist Luke. Of these, the two pairs best documented in contemporary scholar­ship are Cosmas and Damian and Cyrus and John. The veneration of Cosmas and Damian was first mentioned by Theodoret of Cyrrus in the late 4th century (PG 83.1373; PG 84.747). Their images are present in the life-size mosaic of calendrical saints in the rotunda Church of St. George in Thessalo- nica. Accounts of their miracles exist in six series totaling forty-eight stories; Ludwig Deubner’s (1907: 52ff.) claim originating their cult in the pagan mythos of Castor and Pollux is now dismissed by most scholars. Festugiere (1971: 87) notes that the early editor of Series 6 speaks of “the most ancient church situated at the famous monastery of the Cosmidion” at Constanti­nople, built ca. 439. The Emperor Justinian (527–65), finding the building in ramshackle condition, renovated and embellished it after being healed there. A monastery existed by 518. Both monastery and church were destroyed by the Avars, but in 1261 Michael VIII the Palaeologue spent the night at the site. Different dates for the saints’ feast (September 27, July 1, and November 25) and several pairs with the same name attest to Cosmas and Damian’s popularity in both East and West.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Скончался протоиерей Николай Гундяев, брат Святейшего Патриарха Кирилла 31 декабря, 2021. Новостная служба Отпевание состоится 2 января 21 декабря. ПРАВМИР. 30 декабря 2021 года, на 82-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни скончался почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Николай Гундяев, старший брат Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла. Как сообщается на сайте Московского Патриархата , отпевание новопреставленного отца Николая состоится 2 января 2022 года. Похороны пройдут на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Николай Гундяев родился 18 ноября 1940 года в Ленинграде. Отец, Михаил Гундяев (1907-1974), после войны принял священный сан, мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909-1984) — преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед — иерей Василий Гундяев (1879-1969), младший брат — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, младшая сестра — проректор по культуре СПбДА Елена Гундяева. Был женат, сын Михаил стал священником. В годы Великой Отечественной войны Николай с матерью жил в блокадном Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1967-м — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата. С 1972 года — доцент, с 1975 года — профессор духовной академии. До сентября 2004 года преподавал патрологию. Был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в 1966 году во диакона, в 1967-м — во пресвитера. В 1971 году удостоен сана протоиерея. С 19 июля 1972 года — секретарь Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. С 13 февраля 1973 года по 4 апреля 1977 года — заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1977 года — консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1976-1977 годах — заведующий аспирантурой Московской духовной академии.

http://pravmir.ru/skonchalsya-protoierej...

М.Е Губонин — художник, историк, защитник Отечества, православный христианин. К 100-летию со дня рождения 7 июля, 2007. Редакция " Правмира " Во время учения в Московском художественном училище на живописном отделении Михаил Ефимович часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы, чаще всего в Сретенском монастыре. по материалам протоиерея Владимира Воробьева и воспоминаниям учеников М.Е. Губонина.п К 100-летию выдающегося историка Церкви и церковного деятеля, участника Великой Отечественной войны Михаила Ефимовича Губонина (19071971) Михаил Ефимович Губонин – потомок известного русского предпринимателя, строителя железных дорог Петра Ионовича Губонина и сын Ефима Семеновича Губонина, крупного знатока мехового дела, родился 24 июня (7 июля) 1907 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. 7 июля 1924 года, в день рождения сына, скоропостижно скончался отец Михаила Ефимовича, и для семнадцатилетнего молодого человека началась самостоятельная жизнь. Честность, трудолюбие, любовь Ефима Семеновича ко всему русскому и к Русской Православной Церкви (Ефим Семенович был прихожанином церкви прп. Сергия Радонежского при Троицком патриаршем подворье, где в 1917–1922 годах находилась резиденция Святейшего Патриарха Тихона) запали в душу сына и явилась доброй почвой для формирования его личности. Во время учения в Московском художественном училище на живописном отделении Михаил Ефимович часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы, чаще всего в Сретенском монастыре. С иноками этого монастыря он сблизился, а с одним из них, иеромонахом Иеронимом (Захаровым), будущим епископом Ростовским, у него завязалась тесная дружба на всю жизнь. На духовное становление Михаила Ефимовича особенно значительное влияние оказал Преосвященный Петр (Руднев, †11.03.1937), епископ Коломенский, погибший позднее на Соловках в сане архиепископа Самарского. Он был последним настоятелем Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей Москвы. Столь же значительными были отношения с Преосвященным Тихоном (Шараповым † 10.11.1937), епископом Гомельским, позднее расстрелянным в сане архиепископа Алма-Атинского.

http://pravmir.ru/me-gubonin-xudozhnik-i...

Archive Former vice-chairman of the Department for External Church Relations passed away in the Lord 31 December 2021 year 02:08 On December 30, 2021, Archpriest Prof Nikolay Gundyaev, honorary rector of the Cathedral of the Holy Transfiguration, vice-chairman of the Department for External Church Relations from 1973-1977 - the elder brother of the Primate of the Russian Orthodox Church His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia, after a serious prolonged diseases passed away in the Lord at the age of 82.  The renowned pastor well-known to his contemporaries and church diplomat was born on 18 November 1940 in Leningrad to the family of future Archpriest Mikhail Gundyaev (1907-174), a priest in Leningrad, and Raisa Gyndyaeva (born Kuchina, 1909-1984), a German language school teacher. His grandfather, Rev. Vasiliy Gundyaev (1879-1969) was a confessor of faith, and his younger brother - His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia, and his younger sister Yelena Gundyaeva, pro-rector for culture at the St. Petersburg Theological Academy, have become continuers of the family tradition of the lofty service of the Church. During the Great Patriotic War, Nikolay and his mother lived in blockaded Leningrad. In 1963 he graduated from the Leningrad Theological Seminary, and in 1967 - the Leningrad Theological Academy with the degree of Candidate of Theology and was kept in the academy as a professorial scholar. From 1972, he was an associate professor, from 1975 - professor at the theological academy, until September 2004 he taught patrology.  Nikolay married in church and begot a son, Mikhail, who is now an archpriest, rector of the church of the Nativity of the Most Holy Theotokos in Geneva, representative of the Russian Orthodox Church to the World Council of Churches and other international organizations in Geneva.  In 1966, Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Novgorod ordained him as deacon and in 1967 as presbyter. In 1971. Father Nikolay was elevated to the rank of archpriest. 

http://patriarchia.ru/en/db/text/5879106...

Elder Brother of Patriarch Kirill Reposes in the Lord Source: DECR Pravmir.com team 02 January 2022 Photo: mitropolia.spb.ru On December 30, 2021, Archpriest Prof Nikolay Gundyaev, honorary rector of the Cathedral of the Holy Transfiguration, vice-chairman of the Department for External Church Relations from 1973-1977 – the elder brother of the Primate of the Russian Orthodox Church, His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia, after a serious prolonged illness passed away in the Lord at the age of 82. The renowned pastor well-known to his contemporaries and church diplomat was born on 18 November 1940 in Leningrad to the family of future Archpriest Mikhail Gundyaev (1907-174), a priest in Leningrad, and Raisa Gyndyaeva (born Kuchina, 1909-1984), a German language school teacher. His grandfather, Rev. Vasiliy Gundyaev (1879-1969) was a confessor of faith, and his younger brother – His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia, and his younger sister Yelena Gundyaeva, pro-rector for culture at the St. Petersburg Theological Academy, have become continuers of the family tradition of the lofty service of the Church. During the Great Patriotic War, Nikolay and his mother lived in blockaded Leningrad. In 1963 he graduated from the Leningrad Theological Seminary, and in 1967 – the Leningrad Theological Academy with the degree of Candidate of Theology and was kept in the academy as a professorial scholar. From 1972, he was an associate professor, from 1975 – professor at the theological academy, until September 2004 he taught patrology. Nikolay married in church and begot a son, Mikhail, who is now an archpriest, rector of the church of the Nativity of the Most Holy Theotokos in Geneva, representative of the Russian Orthodox Church to the World Council of Churches and other international organizations in Geneva. In 1966, Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Novgorod ordained him as deacon and in 1967 as presbyter. In 1971. Father Nikolay was elevated to the rank of archpriest.

http://pravmir.com/older-brother-of-patr...

Отошел ко Господу почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Николай Гундяев 31.12.2021 12:14:58 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 30 декабря 2021 года, на 82-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга, профессор, ректор Ленинградской духовной академии в 1986-87 гг. протоиерей Николай Гундяев, старший брат Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отпевание новопреставленного отца Николая состоится 2 января 2022 года. Похороны пройдут на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Будущий священник родился 18 ноября 1940 года в Ленинграде. Отец, Михаил Гундяев (1907-1974), после войны принял священный сан, мать, Раиса Гундяева (в девичестве Кучина; 1909-1984) — преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед — иерей Василий Гундяев (1879-1969), младший брат — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, младшая сестра — проректор по культуре СПбДА Елена Гундяева. Был женат, сын Михаил стал священником. В годы Великой Отечественной войны Николай с матерью жил в блокадном Ленинграде. В 1963 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1967-м — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был оставлен в академии в качестве профессорского стипендиата. С 1972 года — доцент, с 1975 года — профессор духовной академии. До сентября 2004 года преподавал патрологию. Был рукоположен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в 1966 году во диакона, в 1967-м — во пресвитера. В 1971 году удостоен сана протоиерея. С 19 июля 1972 года — секретарь Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. С 13 февраля 1973 года по 4 апреля 1977 года — заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1977 года — консультант Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1976-1977 годах — заведующий аспирантурой Московской духовной академии.

http://radonezh.ru/2021/12/31/otoshel-ko...

«Пемптусия» публикует первую часть статьи бывшего преподавателя Аристотелевского университета города Салоники господина Георгиоса Мантзаридиса . Статья посвящена огромному вкладу, внесенному этим преподобным старцем, уникальным представителем современного монашества, остановке численного сокращения монахов, столь характерного для Афона в последние годы. Возрождение афонского монашества, которое наблюдается в настоящее время, стало фиксироваться статистически в начале 70-х годов. Статистическое исследование, проведенное в июле 1972 года, показало, что общее количество монахов на Афоне достигло 1 146 человек. Это на единицу превышает число монахов, указанное в прошлом 1971 году журналом Irenikon который публикует периодические статические данные афонского монашества. С тех пор постоянное уменьшение числа монахов афонского сообщества сменилось стабильным и впечатляющим ростом. Этому росту содействовали несколько факторов. К ним относятся, в частности, групповые приходы братии из монастырей, находящихся за пределами Святой Горы. Эти приходы происходят благодаря сильным личностям, носителям глубокой духовности и нравственности. Они подготовили почву и поддержали численный рост монашества Святой Горы. Значительное место среди них занимает старец Иосиф Исихаст, и сегодня 6 из 20 обителей Святой Горы считают себя его духовными наследниками      Старец Иосиф Исихаст родился, вырос и пришел к монашеству в период секуляризации и упадка монашеской и церковной жизни в целом. Спустя примерно десять лет после его рождения, в 1907 году, архимандрит Евсевий Матфопулос основал братство богословов «Жизнь», состоящее как из клириков, так и из мирян, связанных монашескими обетами. Это явилось попыткой заполнить существенные пробелы пастырской миссии в Церкви. Создание этого братства возродило монашество в миру, которое решающим образом повлияло на ход церковной и социальной жизни Греции и других стран. Вместе с этим многие иеромонахи и монахи, подвергшиеся влиянию секуляризации, оставляли монастыри и осуществляли церковное служение в миру. Наконец, многочисленные иерархи были отрицательно настроены по отношению к отшельнической жизни, в то время как Священный Синод Греческой Церкви в положении «Об организации монашеской жизни», изданном в 1932 году, посвященном возрождению монашества, определяет главной целью монашеской жизни «просвещение народа проповедованием Слова Божия, катехизиса, святого таинства исповеди, обучение различным искусствам и благотворительную деятельность»

http://pravoslavie.ru/66483.html

Церковь Архангела Михаила (Чита) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Архангела Михаила была построена в 1776 году. Это самое старинное строение в Чите. В настоящее время в храме находится филиал Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова - Музей «Церковь декабристов». Содержание История [ править править код ] В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице в 1776 году была построена деревянная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. Сейчас это самое старинное строение в Чите. По архитектуре своей - это обычный русский православный храм. Стены её сложены из кондовых лиственничных брёвен, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами. «В конце 1774 года единственная бывшая в Чите церковь сгорела. По просьбе жителей архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил 18 февраля 1775 года благословил протопопа Гробова заложить в Читинском остроге, вместо сгоревшей, новую Архангельскую Николаевскую церковь. Храм выстроен в два этажа, в две церкви, но без фундамента, и окончен в 1776 году. Верхняя, меньшая церковь, освящена во имя Святого Николая Чудотворца. Через сто лет, в 1875 году, под сруб храма подведен был каменный фундамент, благодаря которому церковь и поныне еще крепка. По обращении Читы в город и до 1875 года церковь именовалась «Собором», а с этого года по указу Святейшего Синода переименована в Приходскую , с причислением к ней близ лежащих деревень». Попов А.И., «Справочник-путеводитель по Чите, 1907. В 1883 году бревенчатый сруб церкви был обшит досками и выкрашен «под кирпич». У входа были уложены каменные плиты. После 1928 года служб в храме не было, а здание использовалось под соляной склад и общежитие стройтреста. Здание Градочитинской Михайло-Архангельской церкви в заброшенном виде было передано краеведческому музею в 1971 году для открытия филиала. Тут были размещены экспозиции, связанные с историей города Читы. К 160-летнему юбилею восстания декабристов в 1985 году музей был торжественно открыт как «музей декабристов». Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Арханг...

Губонин Михаил Ефимович, Губонина Зоя Петровна ЦИА ПСТГУ Михаил Ефимович Губонин родился в 1907 г. в с. Болшево Московской губ. В молодости часто бывал на богослужениях в различных храмах Москвы. Был иподиаконом епископа Петра (Руднева). Хорошо знал церковную жизнь Москвы, не раз присутствовал на богослужениях Святейшего Патриарха Тихона. Учился в Московском художественном училище на живописном отделении. Уже в эти годы он стал собирать церковные документы, что стало началом создания научно-исторического архива. Работал художником-оформителем в разных учреждениях. В 1929 г. был арестован. Обвинен в «тесной связи с реакционными церковниками, под флагом религии вел антисоветскую агитацию». На 3 года сослан в Среднюю Азию. В ссылке проживал в г. Шахрисабз (Узбекистан), г. Текмезе (Туркменистан), г. Бек-Буди (ныне Карши) (Узбекистан). Общение с репрессированными иерархами обогатило Михаила Ефимовича богословскими и историко-церковными знаниями, в ссылке он собрал большое количество церковных документов. В 1941 г. был призван на фронт. В составе седьмого Гвардейского кавалерийского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина. Войну окончил в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями. Занимался реставрационно-художественными работами. В 1961–1967 гг. работал художником на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» и по совместительству в Издательском отделе Московской Патриархии (1960-е гг.). Участвовал в создании сени над ракой святителя Алексия, митрополита Московского, в кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Им были выполнены рисунки резьбы по дереву для всей сени. Всю жизнь создавал архив, который является одним из самых крупных исторических архивов, собранных в условиях гонений на Церковь в XX в. Он включает в себя свод материалов для биографии Святейшего Патриарха Тихона; документы самого Святейшего Патриарха Тихона и других церковных деятелей. Работал над словарем архиереев Русской Православной Церкви и епархиальными списками иерархов. Многие из собранных М.Е. Губониным документов были напечатаны в приложении к книге Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви», опубликованной издательством YMCA-Press во Франции в 1977 г. Михаил Ефимович скончался в 1971 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010