Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Богоявленский собор, костел (1881–1886) и часовня свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1868–1877, не сохр.), в Иркутске. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Католич. община в Иркутске образовалась в нач. XIX в., в 1826 г. открылся костел. Большую часть общины составляли поляки, также в Иркутске жили исповедовавшие католицизм немцы и литовцы. Ссылки, последовавшие за польск. восстаниями 1830-1831 и 1863-1864 гг., привели к существенному увеличению числа католиков в Прибайкалье. Следующая волна переселения католиков связана со строительством в 80-х гг. XIX в. Транссибирской железной дороги, где поляки составляли значительную часть инженерно-технического персонала. В 1938 г. польск. костел в Иркутске был закрыт, 5 его клириков осуждены по обвинению в шпионаже. Репрессии 1939-1941 гг. в отношении польск. населения, последовавшие за вхождением Зап. Украины и Зап. Белоруссии в состав СССР, и репрессии 1941-1942 гг. в отношении немцев Поволжья, Сев. Кавказа и др. регионов стали причиной появления в И. о. новых групп католиков. В 1990 г. в И. о. началось воссоздание приходов РКЦ. Инициатором процесса стало польское культурно-просветительское об-во «Огниво». 24 дек. 1990 г. впервые за мн. десятилетия была отслужена рождественская месса в органном зале филармонии (бывш. польск. костеле) прибывшим из Москвы католич. священником. В 1990 г. был образован Иркутский деканат Апостольской администратуры РКЦ. 18 мая 1999 г. для католиков лат. обряда, живущих от Красноярского края (на западе) до Камчатской обл. (на востоке), была учреждена Апостольская администратура Вост. Сибири. Ее ординарий (глава) имел титул «администратор Восточной Сибири и префектуры Карафуто». Включение Ватиканом в титул названия не существующей на территории РФ адм. единицы (префектура Карафуто существовала на Юж. Сахалине в 1907-1945, когда Юж. Сахалин входил в состав Японии) вызвало протест российского правительства; живший в Иркутске ординарий администратуры еп. Ежи Мазур в апр. 2002 г. был выслан из страны. Декретом папы Иоанна Павла II от 11 февр. 2002 г. администратура Вост. Сибири была преобразована в епархию св. Иосифа с адм. центром в Иркутске, в наст. время католические приходы в И. о. относятся к Иркутскому деканату епархии.

http://pravenc.ru/text/674057.html

от Московской епархии – епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 – 3.05.1937), архимандрита Родиона (Федорова; 1864 – 1933); протоиерея Николая (Порецкого; 1865 – 27.07.1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 – 2.09.1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 – 31.01.1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 – 2.03.1938), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 – 26.12.1937); протоиерея Петра (Маркова; 1881 – 21.02.1938); священника Сергия (Орлова; 1888 – 21.12.1937); священника Евгения (Исадского; 1879 – 31.01.1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 – 10.12.1937), священника Димитрия (Касаткина; 1884 – 28.10.1942), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 – 8.01.1938), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 – 14.07.1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 – 11.10.1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 – 30.09.1943), послушницу Марфу (Коврову; 1897 – 16.03.1938); послушницу Александру (Каспарову; 1882 – 18.02.1942); Иоанна (Демидова; 1863 – 20.12.1937), Иоанна (Демидова; 1907 – 13.07.1944); Матфея (Гусева; 1868 – 18.01.1938), Андрея (Трофимова; 1882 – 11.06.1938); Никифора (Зайцева; 1884 – 1942), Иоанна (Любимова; 1876 – 19.01.1942), Елену (Чернову; 1874 – 17.09.1943), Параскеву (Федорову; 1882 – 11.12.1938); от Ростовской епархии – священника Николая (Попова; 1864 – 26.03.1919); от Рязанской епархии – протоиерея Михаила (Викторова; 1871 – 11.04.1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 – 10.01.1938); послушницу Варвару (Конкину; 1868 – 5.04.1938); от Санкт-Петербургской епархии – монахиню Марию (Лелянову; 1874 – 17.04.1932); от Саранской епархии – священника Владимира (Четверина; 1874 – 2.09.1918); от Саратовской епархии – епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 – 10.10.1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 1868 – 10.10.1919); от Симбирской епархии – протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 – 14/27.09.1918), священника Николая (Покровского; 1864 – 18.03.1919); от Введенской Оптиной пустыни – иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 – 19.06.1957).

http://pravoslavie.ru/700.html

К 1907 г. общине, в к-рой проживали ок. 50 насельниц, принадлежало: 2 дес. земли, занятой постройками, фруктовым садом и огородом; 5 дес. 1942 кв. саж. пахотной и сенокосной земли при с. Жеребцове и дер. Бережани Островского у., 17 дес. 2125 кв. саж. при дер. Демешкино того же уезда, а также 2 пустоши в Островском у. При обители имелись об-во трезвости (в 1902 в него вступило 130 чел.), церковноприходская школа, школа рукоделия для девочек, богадельня и гомеопатическая лечебница. На средства об-ва трезвости был приобретен и 8 июля 1907 г. поднят на колокольню Спасского храма колокол (30 пудов). Школой рукоделия заведовала старшая дочь Николая Симанского Мария, активно помогавшая своему дяде в создании общины, а затем и мон-ря. Она вела деятельную общественную жизнь: в разные годы входила в состав Общества помощи нуждающимся ученицам Александровской жен. гимназии, Попечительского совета при Доме трудолюбия, Кружка трудовой помощи, являлась председательницей правления Островского благотворительного об-ва и заведующей Островским пунктом помощи ручному труду. Впосл. Мария приняла постриг с именем Сусанна, проживала в киевском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре . По представлению еп. Псковского и Порховского Арсения (Стадницкого) , поданному в ответ на ходатайство свящ. П. Симанского, 18 апр.- 8 мая 1907 г. Синод преобразовал общину в Спасо-Казанский жен. общежительный мон-рь, с открытием при нем штатной вакансии священника и псаломщика на местные средства. 14 июля 1907 г. архиеп. Арсений прибыл в общину и в Спасском храме совершил всенощное бдение. Утром 15 июля по его распоряжению чин преобразования общины в мон-рь совершил ректор Тульской ДС архим. Алексий (Симанский). За литургией архиерей возвел начальницу общины мон. Руфину ( после 1916) в сан игумении. На о. Павла был возложен наперсный крест, выдаваемый от Синода (ранее, в мае 1905, он был награжден камилавкой). Свящ. Павел проживал при обители в небольшом деревянном доме (1897), но по состоянию здоровья уже не служил, обязанности настоятеля выполнял заштатный островский свящ. Владимир Николаевич Панов (род. в 1873). О. Павел предполагал возвести на территории О. м. еще неск. зданий, в т. ч. каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, но 23 дек. 1907 г. скончался (27 дек. погребение у алтаря Спасского храма возглавил прибывший из Тулы архим. Алексий (Симанский)). 27 апр. 1910 г. свящ. В. Панов назначен на должность благочинного 1-го округа Островского у., а в апр. 1913 г. переведен в ц. свт. Николая Чудотворца г. Острова (Псковские ЕВ. Ч. офиц. 1905. 10. С. 200; 1907. 21. С. 290; 1910. 11. С. 166; 1913. 8. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2581663.html

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 15 декабря 1923 года до 2 октября 1937 года Серафимовская церковь принадлежала группе " Живая церковь " , затем до закрытия в январе 1942 года была обновленческой, а 28 апреля 1942 года открылась уже принадлежащей к Московской Патриархии. В послевоенные годы в храм были переданы образа из закрытой Благовещенской церкви, в том числе очень чтимый прихожанами образ Смоленской Божией Матери, привезенный в Петербург при императоре Петре I смоленскими работными людьми, строившими новую столицу. Внутреннее убранство церкви почти за век сохранилось без каких-либо изменений. В 1987 году над входом в Серафимовскую церковь были помещены три мозаичных образа Преподобного Серафима Саровского. В 2000 году были позолочены луковицы куполов храма, в 2002 году выполнен ремонт фасадов. После принятия решения об организации кладбища было начато строительство кладбищенской церкви. Работы велись под руководством епархиального архитектора Н.Н. Никонова. Закладка храма была произведена 25 июля 1906 г., а к концу октября здание было уже построено. 1 марта 1907 г. оно было освящено во имя Святого Серафима Саровского. Кладбище получило название по названию церкви. Для удобства отпевания боковые приделы (Покрова и мц. Александры) были отделены от главного перегородками. Большая часть икон и церковной утвари были подарены или пожертвованы. Закладку храма по проекту архитектора А.Ф. Барановского освятил 25 июля 1906 г. благочинный, настоятель Спасо-Сенновской церкви протоиерей Н.А. Травинский. Через 87 дней строительство было завершено. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима Саровского возникла не случайно. В 1903 г. произошла канонизация преподобного. Саровские торжества проходили при огромном стечении людей: «Святая Русь пришла на торжество своего святого, родного, " нашего " батюшки». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому. Одноэтажное деревянное здание храма построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме: в плане представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника.

http://sobory.ru/article/?object=01543

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница. С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии. В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня. Описание [ править править код ] В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма. Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Андреева (урожденная Фроловская) Наталья Николаевна (1887–1970), жена протоиерея Феодора Андреева. В 1921– 1922 – училась в Богословском институте. Принимала активное участие в церковно-общественной жизни. В сентябре 1930 – арестована по делу «Всесоюзной к.-р. монархической организации церковников ИПЦ». Приговорена к 3 годам ссылки. Вернулась в Ленинград в сер. 1950-х. Андреевский Иван Михайлович (1894–1976), писатель, историк Церкви. Учился в университете в Париже и в Психоневрологическом институте. В 1921 – окончил историко-филологический факультет университета в Санкт-Петербурге. Активный участник «иосифлянского движения». Весной 1928 – арестован как организатор религиозно-философских кружков среди молодежи. Приговорен к 3 годам концлагеря. Отправлен на Соловки. После отбытия срока проживал в Новгороде, работал психиатром. В 1942 – находился на оккупированной территории. При наступлении Красной Армии уехал в Германию. С 1950 – поселился в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, преподавал в духовной семинарии. Андрей (князь Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872– 1937), архиепископ. В 1895 – принял монашеский постриг и рукоположение в священнический сан, был назначен учителем в Духовную семинарию в Казани. В 1897 – инспектор Александровской миссионерской семинарии. В 1899 – возведен в сан архимандрита и назначен наблюдателем казанских миссионерских курсов. 4 октября 1907 – хиротонисан в епископский сан. В 1911 – назначен епископом Сухумским. В 1913 – переведен на Уфимскую кафедру. После 1917 – постоянно в ссылках и тюрьмах. Совершил много тайных архиерейских хиротоний. В 1922 и 1926 – ненадолго возвращался на свою кафедру. 4 сентября 1937 – расстрелян в Рыбинске. Арсений (Корди Борис Григорьевич; 1907–1937), архимандрит. С 1926 – в тайном скиту на Кавказе. Принял монашество. В 1929 – арестован вместе с группой монахов по делу «Черноморского филиала ИПЦ». Приговорен к 5 годам концлагеря. В 1935 – приехал в Казахстан, где познакомился с митрополитом Иосифом, возведен в сан архимандрита. 26 октября 1937 – арестован по обвинению в участии в антисоветской организации церковников. 16 ноября 1937 – по приговору тройки УНКВД Алма-Атинской области расстрелян в Алма-Ате.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

После революции, несмотря на тяжелое положение, протоиерей Николай Гроссу продолжал отдавать все силы богословскому образованию – в каких бы формах оно ни было доступно. Он входил в группу инициативного духовенства, организовавшую летом 1920 г. в Киеве пастырские курсы при Михайловском монастыре 4 , а в 1926 г. поддерживал проект по организации в Киеве Высших богословских курсов, хотя и не реализованный. В 1920–30-е гг. о. Николай неоднократно арестовывался, в 1931–33 гг. находился в ссылке в Архангельске. Последние достоверные сведения о нём относятся к 1942 г. В годы немецкой оккупации протоиерей Николай жил в Киеве и входил в комиссию, которая проводила экзамены кандидатов в диаконский и священнический сан. Его дальнейшая судьба остается невыясненной 5 . Публикуемые нами письма адресованы знаменитому русскому литургисту Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому (11.03.18 56–10.08.1929 6 ), выпускнику КазДА (1882) и многолетнему коллеге о. Николая Гроссу по КДА (1884–1907), основателю историко-литургического направления в КДА, «русскому Гоару», учителю целой плеяды церковных ученых. В 1907 г. «ветка Палестины», манившая А. А. Дмитриевского и раньше, определила его дальнейшую деятельность: оставив академию, А. А. Дмитриевский стал ученым секретарем Императорского Православного Палестинского общества (далее: ИППО). К этому периоду относится первая часть писем протоиерея Николая Гроссу . Хотя трагедия 1917 г. нарушила жизнь А. А. Дмитриевского , как и жизнь всех церковных ученых, ему, в отличие от большинства бывших коллег, удалось и после революции продолжить научные исследования в любимой области. Более того, он вновь был привлечен к преподавательской деятельности: если в Астраханском университете в 1919–1922 гг. Алексей Афанасьевич по необходимости читал лекции по гражданской истории, то в Петрограде он включился в корпорацию богословских курсов, с 1925 г. получивших статус Высших, и смог сохранить через новых учеников преемство русской литургической науки. Публикуемые письма охватывают период с 1908 по 1927 г., но «покрывают» его неоднородно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Церкви несколько первых лет в скиту не было, и братия, очевидно, молилась в домовом храме. Возможность выстроить отдельную церковь появилась летом 1904 г., когда вдова действительного статского советника Пелагея Петровна Никитенко завещала «на построение храма по усмотрению Духовного собора Лавры 24 941 руб.», что было довольно большой суммой. 31 января следующего года митрополит Антоний благословил постройку церкви в Зачеренье. Ее проект был поручен 32-летнему архитектору Льву Петровичу Шишко (1873–1942), ставшему с 1902 г. архитектором при Александро-Невской лавре, где он возводил здания ризницы и древлехранилища. С 1907 г. он становится архитектором столичного учебного округа, позже – Департамента просвещения. Активную творческую и преподавательскую деятельность Шишко продолжил и в советское время, будучи ректором Технологического института, профессором институтов Горного, Электротехнического, инженеров железнодорожного транспорта. Церковь в Зачеренье Л.П. Шишко задумал в стиле елизаветинского барокко, применив на фасадах волютообразные фронтоны, круглые окна, фигурные наличники. Вместо пяти глав здание венчал низкий купол, на котором возвышался барабан с луковкой, декорированный волютами. Небольшая главка украшала абсиду. Основной объем соединялся трапезной с красивой двухъярусной колокольней, которую с трех сторон обрамляли портики с гранитными колоннами. Весной 1905 г. началась подготовка к строительному сезону: на участке рабочие корчевали лес, сносили ненужные деревянные постройки, заготовляли бут для фундамента и гранит для цоколя и колонн. Портландцемент поставляли из Чудова, сначала по железной дороге до ст. «Преображенская» (ныне – «Толмачево»), затем баржей по Оредежу. Кирпич для церкви решено было делать домашним способом, для чего в имении в том же году по проекту Шишко выстроили кирпичный завод. Много для стройки сделал иеромонах Феофан (Туляков; 1864–1937) – будущий епископ Кронштадтский и священномученик, назначенный в 1907 г. заведовать черенским имением.

http://sobory.ru/article/?object=40613

Bréhier. Vie et Mort. Bréhier L. Vie et mort de Byzance. Le Monde Byzantin, I. Paris, 1947. (L’évolution de l " humanité; 32). Bréhier-Aigrain . Bréhier L., Aigrain R. Grégoire le Grand, les États barbares et la conquête arabe. Paris, 1938. (Histoire de l " Église depuis les origines jusqúà nos jours, publ. par A. Fliehe et V Martin; T. 5). Byzantinoslavica. Praha, 1933-. Bury . Admin. System. Bury J.B. The Imperial Administrative System in the Ninth Century, with a Revised Text of the Kletorologion of Philotheos. London, 1911; repr. New York, (1958). Bury . Constitution Bury J.B. The Constitution of the Later Roman Empire. Cambridge, 1909. Bury . Eastern Rom. Empire. Bury J.B. A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basile I (802–867). London, 1912. Bury. Later Rom. Empire (1) Bury J.B. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395–800). 2 vol. London, 1889. Bury . Later Rom. Empire (2) Bury J.B. A History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosius I to the Death of Justinian (395–565), 2 vol. London, 1923. Byzantion. Bruxelles, 1924-. Byzantinische Zeitschrift. Leipzig; München, 1892-. The Cambridge Ancient History. Cambridge, 1923–1939.12 vols. Chalandon . Alexis I. Chalandon F. Essai sur le regne d " Alexis I Comnene (1081–1118). Paris, 1900. Chalandon . Domination normande. Chalandon F. Histoire de la domination normande en Italie et en Sicilie. 2 vol. Paris, 1907. Chalandon . Les Comnènes II. Chalandon F. Les Comnènes IÏ Jean Comnène (1118–1143) et Manuel Comnène (1143–1180). Paris, 1912. Chapman . Michel Paleologue. Chapman С . Michel Paléologue, Restaurateur de l’Empire byzantin. Paris, 1936. Charanis . Monastic Properties. Charanis P. The Monastic Properties and the State in the Byzantine Empire//DOP 4 (1948). P. 51–119. Charanis . Palaeologi and Ottoman Turks. Charanis P. The Strife among the Palaeologi and the Ottoman Turks, 1370–1402//Byz 16 (1942/43). P. 286–315. Charanis . Short Chronicle.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010