Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий (Оксиюк Михаил Феодорович), митр. Варшавский и всея Польши Родился 17 сентября 1884 года на Украине. В 1907 году окончил Холмскую духовную семинарию. В 1907 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1912 году был избран доцентом академии по второй кафедре Патрологии. В 1914 году получил ученую степень магистра богословия за сочинение «Эсхатология св. Григория Нисского ». Историко-догматическое исследование. Киев, 1914. В 1917 году был избран профессором Киевской академии и состоял в этой должности до закрытия академии в 1922 году. С 1918–1922 г. состоял также доцентом по истории Византии в Киевском университете и институте Народного Образования. С 1926–1933 г. работал в библиотеке Украинской Академии Наук в Киеве в должности научного работника с функциями заведующего книгохранилищем. По закрытии духовной академии и исключении истории Византии из планов преподавания в ИНО, состоял также преподавателем средних учебных заведений по истории и языкам. В 1942 году овдовел и в том же году принял священный сан. Состоял настоятелем сначала св. Покровской, а затем св. Дмитриевской церкви в Киеве. В 1943 году возведен в сак протоиерея. 20 апр.1945 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 22 апр.1945 г. хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Хиротония совершена в Московском Патриаршем Богоявленском соборе Святейшим Патриархом Алексием в сослужении с митрополитом Киевским Иоанном и епископом Кишиневским Иеронимом. Ко дню Св. Пасхи 21 апреля 1946 года, за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью награжден саном архиепископа. 3 июня 1948 года – архиепископ Львовский и Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Участвовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ростов-на-Дону. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Греческая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Неоклассицизм Год постройки:Между 1907 и 1909. Год утраты:1964 (снесена) Архитектор:И.П. Злобин, Г.Н. Васильев Адрес: Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 46 Координаты: 47.225799, 39.728169 Проезд:Центр Ростова-на-Дону, на углу пересечения пер. Университетского и ул. Суворова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Греческая Благовещенская церковь была построена в Ростове-на-Дону в начале XX века. Храм располагался в Ткачёвском переулке (ныне Университетский) у его пересечения с Мало-Садовой улицей (ныне улица Суворова) на территории, принадлежавшей «Эллинскому благотворительному обществу». Средства на строительство храма жертвовали проживавшие в городе греки. Наиболее значительное пожертвование сделал владелец табачной фабрики Ахиллес Асланиди. Храм был заложен в 1907 году, и в 1909 году строительство было завершено. Автором проекта храма был архитектор И. П. Злобин. Строительство осуществлялось под руководством городского архитектора Г. Н. Васильева. Внутренние росписи храма выполнил художник Е. Г. Черепахин. Храм был построен в стиле неоклассицизма. Его размеры составляли 19×10 саженей (40,5×21 м). Над главным входом с четырёхколонным портиком возвышалась двадцатиметровая двухъярусная колокольня. При храме действовала библиотека с книгами на греческом языке. В 1913—1914 годах настоятелем храма был был священник Парисис Савва. В 1930-х годах храм был закрыт и приспособлен под детскую техническую станцию. Во время немецкой оккупации Ростова храм вновь открыли. 6 ноября 1942 года около Благовещенской церкви проходил смотр-парад румынских войск, посвящённый дню рождения румынского короля Михая I. На мероприятии присутствовали немецкие офицеры. Парад завершился торжественным богослужением в Благовещенской церкви. В 1959 году храм закрыли окончательно. Здание было передано соседней школе школы 7. В бывшей церкви разместился спортзал и учебно-производственные мастерские. В 1964 году храм был снесён, а на его фундаменте построили Театр кукол (Университетский переулок, 46). При этом были частично сохранены старые церковные стены.

http://sobory.ru/article/?object=33959

Балта. Покровский Феодосиевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Балтский монастырь имеет прекрасное историческое наследие связанное с его основателем, святым праведным Феодосием Левицким, мощи которого и почивают в святой обители. Еще при жизни о.Феодосия на этом месте стоял странноприимный дом для нищих. Это была врачебница душевная и телесная для нуждающихся. После смерти о. Феодосия (1846 г) на месте его дома была построена Церковь в честь Покрова Божией Матери и в 1907 году учрежден Святейшим Правительствующим Синодом РПЦ в г. Балте мужской монастырь. Это было место паломничества к мощам святого Феодосия Балтского, и оплот Православия Подольской Губернии. В дореволюционное время обитель процветала, славилась своим великолепием и убранством. В монастыре было более 100 насельников (братии), хозяйственный двор, виноградники и большое подсобное хозяйство с землёй. В 1923 году по распоряжению советов Покровский монастырь был закрыт, храм разграблен, а братия обители была разогнана и вывезена в одну ночь в неизвестном направлении. В 1942 году благодаря Румынской Духовной Миссии монастырь снова открыли. Большая часть территории, а именно жилые корпуса и хоз двор перешли в собственность военного госпиталя. В военное время обитель уже не имела такого благолепия, но монастырская жизнь продолжалась, совершались Богослужения и каждый приходящий мог найти здесь утешение и благодатную помощь. В 1961 году жемчужину православия снова закрывают. В храме расположилась спортивная школа, а остальную территорию поделили городские власти и раздали населению. Дух веры и святости никогда не покидал благодатный храм Покрова Божией Матери. Сотрудники спортивной школы и люди, которые там когда-то занимались спортом, рассказывают потрясающие вещи. Многие видели святых ангелов во время занятий, другие слышали церковное пение, а трети видели проявляющиеся иконы на потолке. Не может укрыться светильник горящий на верху горы, говорит Священное Писание, подобно тому и Свято-Покровский монастырь не мог оставаться поруганным.

http://sobory.ru/article/?object=44468

Волгоград. Церковь Троицы Живоначальной на заводе ДЮМО. Заводская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1913 и 1915. Год утраты:1942 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Россия, Волгоградская обл, г. Волгоград, пр. Ленина, 110 (территория завода «Красный Октябрь») Изменить описание объекта В 1897 году в Царицыне состоялась закладка металлургического завода за Банным оврагом, и на этом месте соборным духовенством Царицына во главе с протоиереем Флегматовым служится молебен. В феврале 1903 (по другим данным, 1902) года рабочие металлургического завода «ДЮМО» (ныне «Красный Октябрь») подают прошение благочинному царицынских церквей о строительстве у себя молитвенного дома с алтарем. 15 марта того же года проект одобряется Саратовской губернской консисторией. Строят этот дом в Русском посёлке завода. В июне делается заказ на иконостас и утварь торговому дому братьев Рысиных. В декабре 1903 года Никольский молитвенный дом становится самостоятельной церковью, при которой в феврале 1904 года открывается самостоятельный приход. На 1911 год здесь служил священник завода «Урал-Волга» Михаил Егоров — сподвижник мятежного иеромонаха Илиодора. В документах того времени отмечается также, что на заводе «Урал-Волга» имеется деревянная Троицкая церковь с двумя синими куполами, построенная в том же 1903 году, к ней были приписаны 5031 прихожанин, 131 иноверец, 153 инославных, 27 старообрядцев, 80 сектантов. В феврале 1907 года умирает псаломщик Василий Костюк, на место которого в мае из Вольска прибывает Дмитрий Иванов. С этого же года заводская церковь входит в состав нового благочиния. В начале XX века по просьбам рабочих при храме открывается трёхклассное церковно-приходское училище. Всего же священнослужители окормляли две школы. 19 сентября 1908 года утверждается план строительства каменной церкви, весьма схожей на  Сергиевскую церковь  (использовался один и тот же проект). В 1911 году на заводе открывается общество трезвости во имя Святой Троицы, председателем которого становится местный священник К.И. Булычёв, а его товарищем (заместителем) — В.И. Репьевский.

http://sobory.ru/article/?object=58454

Воронеж. Церковь Рождества Христова на Чижовке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь построена в кирпиче в 1780-х гг., полностью реконструирована в 1870 г. в формах эклектики. Четырехстолпный храм, завершенный шатровым куполом, с трапезной и многоярусной колокольней. Приделы Стефановский и Флоро-Лаврский. Закрыта в 1933 г., в 1942-1943 гг. в ходе боев за Чижовский плацдарм сильно разрушена, после войны руины сломаны. Место храма застроено. http://svyatayarus.su/church/detail/51003/ Рождественский храм в Дальней Чижовке был построен в начале XVIII века, как уже существующий он упоминается в 1720 году. В 1732 году здесь священствовал отец Леонтий. Деревянная церковь в 1750 году была «поновлена». Через несколько лет началось неспешное строительство каменного здания рядом с прежним. Никольский указывает даты постройки - 1771 год. В 1783 году был освящен придел в трапезной во имя святого архидиакона Стефана. К 1788 году завершилось строительство в камне всей церкви, 28 мая в ней начались богослужения. Еще один придел имел своими покровителями великомучеников Флора и Лавра. Последний раз церковь перестраивалась в 1870 году и после этого вновь была освящена епископом Серафимом (Аретинским). Объем ремонтных работ и их содержание неизвестны. В алтаре тогда находилась примечательная икона «Моление Спасителя о чаше» неизвестного изографа. В 1805 году в храме служили священник Матфей Струков и диакон Андрей Пахомов. В приходе было 175 дворов, где проживали 1284 человека. В 1830-1840-е годы значится священник Василий Антонович Орлов. Церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2000 верующих. Здесь действовала церковно-приходская школа. По данным ГАВО за 1911 год, «диаконом пригородной слободы Дальней Чижевки 18 октября 1891 г. был рукоположен Виталий Прокопиевич Попов, переведенный 18 декабря 1893 г. к Дмитровской церкви села Масалитинова Бобровского уезда». В августе 1902 года в придельном алтаре Флора и Лавра освятили новый иконостас. В церкви тогда служили священник Феодор Алексеевич Курбатов, диакон Василий Ил. Петров, псаломщик Николай Кручинин (в 1899 г. упоминается псаломщик Иван Княжев). Старостой был крестьянин Иван Мамонтов. По ведомости 1911 года священником значился Владимир Проскуряков, псаломщиком - Николай Синявский, диакона при церкви не было. Старостой с 1907 года был крестьянин Михаил Панков. Приход насчитывал 310 дворов, где проживали 1335 мужчин и 1346 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=35368

Горловка. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1891 году в здании горного училища г. Горловка была открыта Макариевская церковь. Уже к 1893 году она не могла вместить всех верующих города. Управлением Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности решено было построить новый храм в районе шахты «Корсунский прииск 1» (ныне — шахта «Кочегарка»). Храм строился на средства горняков. Общая сумма, затраченная на внешние и внутренние работы, составила 66 тысяч карбованцев. Новая каменная церковь была открыта 22 мая 1905 года, в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари, и освящена в честь этого великого святителя и чудотворца, особо любимого и почитаемого на Руси. Это был второй храм, построенный на территории поселка Горловка (не считая трех уже действовавших храмов близлежащих сел: Государев Байрак, Зайцево и Никитовка). Николаевской церкви суждено было стать главным храмом Горловки. К 1908 году число его прихожан составляло около 4000 человек. Первые священники, служившие здесь, — отец Михаил Муравьев и отец Михаил Кудрявцев. Священник Михаил Муравьев — выпускник Екатеринославской духовной семинарии, иерей с 1883 года, — был переведен сюда из Макариевской домовой церкви. За безупречную службу награжден скуфией. В числе причта были два диакона — Елиодор Богородицкий и Иоанн Гаркаленко. С 1907 года второй священник Николаевского храма — отец Григорий Федоров, также закончивший Екатеринославскую духовную семинарию, а с 1913 года — отец Павел Иваненко. Должность церковного старосты с 1911 года исполнял С.Т. Бабулин. До 1938 года в храме сохранялись особо чтимые святыни — икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, освященная на его мощах в г. Бари, и Тихвинская чудотворная икона Божией Матери, по молитвам перед которой в начале ХХ века в Горловке утихла эпидемия холеры. В 1938 году Николаевский храм был закрыт. По указу властей сняты купола и разобраны притворы. При этом навсегда был утрачен чтимый список Тихвинской чудотворной иконы. Чтобы уберечь его от властей, прихожане пытались спрятать икону в одной из шахт. Дальнейшая судьба чудотворного образа не известна. Вплоть до фашистской оккупации 1941 года здание церкви использовалось под лабораторию «Донбассэнерго». Немецкие власти не препятствовали открытию храма и возобновлению богослужений. Тогда же, в 1942-1943 годах, община Свято-Николаевского храма своими силами восстанавливает купола. С этого времени богослужения в храме не прекращались. Но окончательно церковь была отстроена лишь в 1989 году. В 1980-м был открыт второй придел Николаевского храма, освященный в честь преподобного Никона Радонежского. С этого времени храму присвоен статус собора.

http://sobory.ru/article/?object=31281

Киев. Церковь Вознесения Господня в Демиевке. Карта и ближайшие объекты В 1882—83 гг. здесь была построена деревянная церковь Вознесения Господнего (торжественное освящение состоялось в феврале 1883 г.). Основной объем был перекрыт приземистым шатром, завершавшимся маковкой на граненом барабане, с запада к этому объему примыкала шатровая колокольня, еще одна маковка венчала алтарную часть. В 1900 г. была проведена значительная реконструкция храма по проекту Евгения Ермакова. Главный шатер поднят на граненом барабане, устроены хоры, значительно удлинена западная часть и над притвором сооружена новая шатровая колокольня. Тогда же церковь обложена кирпичом и декорирована в псевдорусском стиле барабан украшен кокошниками, окна оформлены наличниками. 25 июля 1907 г. в Вознесенской церкви венчалась Леся Украинка с Климентом Квиткой. В 1910 г. восточную часть церкви расширили по проекту Е.Ермакова; в январе 1911 г. был освящен новый придел во имя св.Василия Великого. Советская власть зарегистрировала приходскую общину в июле 1920 г. В 1922 г. церковь частично передана УАПЦ, для украинской общины устроен отдельный придел, для чего церковь была в определенной степени реконструирована. С 1922 г. священником УАПЦ был о.Дмитрий Ходзуцкий (позже репрессирован). Украинский приход распущен в 1933 г. Колокольня была снесена (сейчас церковь пользуется новой, построенной в 1990-е годы, колокольней). Во время нацистской оккупации церковь вновь была открыта для украинского прихода; в марте 1942 г. настоятелем служил протоиерей Николай Саранча. С послевоенных лет и поныне действующий храм Украинской Православной Церкви. 13 мая 2013, в день праздника Вознесения Господня, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил Вознесенскую церковь на Демеевке в день 130-й годовщины освящения храма. Митрополит Бориспольский Антоний освятил накупольный крест для часовни иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов», построенной на храмовой территории. Источник: сайт «Монастыри и храмы Киева»

http://sobory.ru/article/?object=27066

Константиновск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Карта и ближайшие объекты Из дел консисторского архива видно, что около 1708 года в Бабской станице (позже переименована в станицу Константиновскую, а сейчас – это город Константиновск) была деревянная Покровская церковь, но точных сведений о времени ее построения не имеется. 11 июля 1775 году эта церковь от случившегося в станице пожара сгорела. Вместо нее в 1777 году начали строить другую деревянную церковь на новом месте, которая была окончена и освящена по старому требнику 29 октября 1779 году. В 1853 год повсеместно в Донской епархии проводилась проверка церковного имущества. По данным проверки в Покровской церкви станицы Бабской находилась серебряная утварь. В 1861 году в станице построили новую деревянную церковь с такой же колокольней, а старую в 1863 году продали в хутор Журавский. В 1903 году в ст. Константиновской имелось 2 церкви; Покровская и Никольская, часовня, и тюремный каменный храм во имя Преображения Господня, в станице действовала церковно-приходская школа. В 1906 году в Донскую Духовную консисторию от благочинного Протоиерея Александра Попова поступило прошение о разрешении строительства новой каменной Покровской церкви на церковной площади, отведенной «по высочайше утвержденному указу еще в 1850 году». Здесь уже находился деревянный храм. Недалеко от него предполагалось построить «каменный новый храм вплотную к старому деревянному, с тем непременным условием, чтобы богослужение во время постройки храма шло обычным порядком». 13 мая 1906 года Областным правлением был утвержден проект. 29 июня 1906 г. Прихожане ст. Константиновской на приходском сборе приняли решение провести сбор добровольных пожертвований на строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Весной 1907 г. начали ее возведение. Постройка церкви была закончена в 1912 году, в июне 1912 году освящена. Покровская церковь была построена по проекту войскового областного архитектора Петра Семеновича Студеникина. По заключению Ростовского архитектора А. П. Зимина: таких объектов на Донской земле осталось мало. Очень богат иконостас из серого и коричневого мрамора с вставками разноцветного смальта. Здание имеет прекрасную акустику. В 1930-е годы в Константиновском Покровском храме разместили зер-нохранилище. В 1942 году фашисты сначала устроили в ней склад боеприпасов, а затем передали верующим. 9 июня 1945 г. в рабочем поселке Константиновском была зарегистрирована церковная община, которая просуществовала до 60-х годов. Вплоть до конца 80-х годов в церковном здании размещалась спортивная школа. Возобновились богослужения с 1988 года, когда храм вернули Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13071

Кузедеево. Церковь Пантелеимона Целителя. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Современный православный Приход святого великомученика и целителя Пантелеимона в пос. Кузедеево образован в 1942 г. и официально зарегистрирован 14 мая 1945 г. на месте старинного перестроенного храма. Православный сельский Приход имеет богатейшую и прославленную историю (с 1875 г.), тесно связанную с историей Горной Шории и самого села Кузедеево. В 1875 году в селе Аил (ныне часть посёлка) по инициативе священника Василия Вербицкого строится первая православная церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта церковь стала преемницей походной церкви Иоанна Предтечи, организованной в 1775 году при Кузедеевском казачьем форпосте, который в составе Колывано-Кузнецкой оборонительной линии находился в селе до 1855 года. В 1878 г. Кузнецкое отделение было переименовано в Кондомское, сохранившее влияние только на кондомские и бачатские улусы. За верную службу 21 марта 1876 г. Василий Вербицкий возведен в сан протоиерея и назначен «сотрудником начальника миссии». В 1883 г. в должности помощника начальника миссии он переведен в главный стан миссии — Улалу (ныне Горно-Алтайск), но вскоре в 1890 г. умер и похоронен на миссионерском кладбище. В 1884 г. Кузедеевский стан окончательно упразднили. Жители ближайших улусов были отнесены к Сарычумыше-Калтанскому приходу, а с 1885 г. — к «инородческому» Аило-Осиновскому приходу. Церковь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в шорском улусе Аило-Кузедеевском существовала до вплоть до 20-х годов XX века. Непосредственно в самом русском селе Кузедееве с 1899 г. существовал молитвенный дом св. вмч. и целителя Пантелеимона. Согласно Ведомости за 1907 г., составленной настоятелем церкви св. Иоанна Предтечи села Аило-Кузедеевского священником Иоанном Отургашевым, молитвенный дом в деревне Кузедеевой (ныне п. Кузедеево) во имя св. вмч и целителя Пантелеимона заложен 21 мая 1899 г. по благословению Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Барнаульского.

http://sobory.ru/article/?object=47146

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010