Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868 - 18. 07. 1918, Ярославль), сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священнослужителя. В 1888 г. окончил курс Ярославской ДС по 1-му разряду; определен учителем Рыловского земского уч-ща в Даниловском у. Ярославской губ. Через 2 года рукоположен во иерея к Успенской ц. с. Шарна Любимского у. В 1900 г. переведен в Спасскую ц. с. Элноть того же уезда. Одновременно состоял законоучителем Шарнинской и Пятинской церковноприходских школ и Спасо-Элнотского земского начального уч-ща. В 1907 г. переведен в Успенский кафедральный собор в Ярославле. Состоял членом попечительства об учениках Ярославской ДС и членом-казначеем Совета епархиального уч-ща. С 1914 г. настоятель ярославской ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери. 18 июля 1918 г. расстрелян красноармейцами во время подавления Ярославского восстания. Прославлен постановлением Свящ. Синода от 6 окт. 2001 г. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-8431. Оп. 1. Д. 563 (8к). Л. 489; ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 846. Л. 4 об.- 5. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/162065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ (Бучинёва Евдокия Тимофеевна; 1885, с. Дубовичье (Дубовицы?) Спасского у. Рязанской губ.- 1931, Казахстан), прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из крестьянской семьи. Сама выучилась грамоте. Работала катушечницей на фабрике в Москве. В 1907 г. поступила послушницей в Зосимову во имя Св. Троицы жен. пуст. , впосл. приняла монашеский постриг. В 1920 г. монастырь был закрыт, и до 1928 г. община существовала под видом сельскохозяйственной артели. С 1929 г. Е. проживала в пос. Алабино Наро-Фоминского р-на Московской обл., оставаясь келейницей при игум. прмц. Афанасии (Лепёшкиной) (см. Александра (Лепёшкина), исп.). Занималась рукоделием, часто ходила по деревням читать Псалтирь. Игум. Афанасии и Е. удалось воспрепятствовать закрытию ц. Покрова Пресв. Богородицы (при колокольне) в с. Петровском Наро-Фоминского р-на. 25 мая 1931 г. арестована по обвинению в том, что «систематически вела антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий, проводимых сов. властью в деревне». Содержалась в тюрьме г. Наро-Фоминска. 10 июня 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорена вместе с игум. Афанасией к 5 годам ИТЛ с заменой высылкой в Казахстан на тот же срок. Е. скончалась через 3 дня после прибытия на место ссылки, вслед за игум. Афанасией. Погребена в общей могиле. Место захоронения неизвестно. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-37123. Лит.: Преподобномученица игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пустыни//Рус. паломник/Валаамское об-во Америки. 2000. 21/22. С. 43-48; Пэнэжко О., прот. Верея и храмы Наро-Фоминского р-на. М., 2002. С. 30-39, 84-85; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 34-40; ЖНИР. Янв. С. 497. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/187069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Иоанн Демидов. Фотография. Тюрьма НКВД. 1937 г. Иванович Демидов (27.09. 1907, дер. Андреево Богородского у. Московской губ.- 13.07.1944, Буреинский ИТЛ), мч. (пам. 30 июня, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор. Из крестьянской семьи. Сын мч. Иоанна Панкратьевича Демидова . Окончил сельскую школу, помогал отцу по хозяйству. В 1929 г. призван в армию, служил в артиллерийском полку, расквартированном в г. Моршанске (ныне Тамбовской обл.). И. не скрывал, что он человек церковный и игнорировал попытки склонить его к отказу от веры. Вернувшись из армии, продолжал работать вместе с отцом в крестьянском хозяйстве. В 1933 г. по просьбе крестьян стал старостой в Покровской ц. с. Запонорья Куровского р-на Московской обл. В 1933 г. арестован и приговорен к 4 месяцам заключения в ИТЛ за невыполнение им как единоличником повышенных сельскохозяйственных обязательств. В 1935 г. приговорен к 6 месяцам заключения в ИТЛ за неуплату повышенных налогов. Вернувшись из заключения, работал на строительстве школы в Павловском Посаде, а в 1937 г.- рабочим на лесопильном заводе в пос. Дрезна. Все это время И. оставался старостой Покровской ц. После того как храм лишился постоянного священника, И. стал привозить священника из города, и тот совершал требы в домах прихожан. 22 авг. 1937 г. И. был арестован по обвинению в том, что, «будучи церковным старостой, ведет большую религиозную пропаганду на селе. В результате молодежь села отстраняется от общественно-политической жизни». Заключен в тюрьму г. Ногинска. Признав, что он действительно являлся церковным старостой, И. отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности. 11 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в пос. Кульдур (ныне Облученского р-на Еврейской автономной обл.) в Дальневосточном ИТЛ (с 1939 - в Бирском ИТЛ, с янв. 1942 - в Буреинском железнодорожном ИТЛ). Находясь в заключении, ни от кого не скрывал, что он человек верующий и был церковным старостой.

http://pravenc.ru/text/469319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Поповцы АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ))

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

Станица Луганская. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты По устным преданиям, первым культовым сооружением на территории современной Станицы Луганской была часовня с иконой Параскевы Пятницы. Исходя из прошения станичного атамана Данилова к царю Петру I о выделении подвод для перевозки церковного колокола, датированного 1694 годом, строительство церкви в станице к этому времени уже заканчивалось. Деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца была освящена 9 марта 1695 года. На станичном сходе 24 марта 1754 года было принято решение о строительстве нового, каменного, храма. Началом возведения каменного храма принято считать 1773 год. В связи с переселением жителей станицы на новое место (из-за постоянных подтоплений р. Северский Донец), церковь строилась довольно долго. Точной даты освящения ее установить не удалось. Известно, что освящение придела Симеона Столпника и архидиакона Стефана происходило 26 и 27 августа 1783 года. До 1829 года Николаевская церковь находилась в ведении Воронежского архиерея, а затем перешла к Донской духовной консистории. С 1829 по 1847 год храм был центром благочиния, которое возглавлял священник Алексей Баженов. В 1870-х годах приход вошел в состав Митякинского благочиния, с 1915 — в состав Волошинского. В 1884 году на станичном сборе было принято решение о реконструкции храма и постановке новых иконостасов. В 1907 году в Николаевской церкви были устроены с обеих сторон приделы, а 3-4 ноября 1908 года устроены новые алтари, освящены престолы и три иконостаса. На 1911 год ограда вокруг храма с северной стороны была железная, а с остальных — кирпичная, крытая листовым железом. Для нужд церкви было отмежевано 33 десятины земли. Богослужения в церкви велись до сентября 1935 года, после чего она была закрыта и вскоре разрушена. Православная община возродилась в 1942 году, официально зарегистрирована 4 ноября 1944 года в количестве 500 человек. С 1947 года богослужения велись в перестроенном деревянном, крытом черепицей молитвенном доме. Располагался он по ул. 1 Мая, 43; размеры его составляли 20×7×4 м.. В июне 1959 года было принято решение о его капитальном ремонте: необходимо было укрепить фундамент, стены обложить шлакоблоком, заменить негодные балки и стропила. 3 января 1967 года Луганский облисполком принимает решение о сносе молитвенного дома в пос. Станица Луганская и строительстве на его месте кинотеатра. С 1967 года богослужения велись в молитвенном доме по ул. Лесной.

http://sobory.ru/article/?object=61296

Тихорецк. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский храм Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский храм – старейший храм Тихорецкого района, переживший годы безбожного лихолетья. 22 августа 1907 г. жители хутора Тихорецкого обратились к епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору за разрешением на постройку храма. Сход жителей принял решение купить подлежащую сносу старую Николаевскую церковь, находящуюся на территории железнодорожной станции Тихорецкая, а 5 апреля 1909 г. была совершена закладка храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. 27 декабря 1910 г. (н.ст. 9 января 1911 г.) новая церковь была освящена. Здание было построено кирпичным на каменном фундаменте, восьмерик и купол деревянные. Иконостас дубовый двухъярусный. Колокольня кирпичная. Первым настоятелем был священник Александр Рождественский, 1878 года рождения, выпускник Новгородской Духовной семинарии. В 1917 г. он был утвержден в должности благочинного Тихорецкого округа. В 1937 г. духовенство Успенского храма было арестовано по подозрению в контрреволюционной агитации. Храм был превращен в зерновой склад. В 1942 г. во время немецкой оккупации г. Тихорецка в храме снова стали совершаться богослужения (официально храм открыли в 1944 г.). Одним из первых священников вновь открытого храма был протоиерей Михаил Миноранский. Будучи настоятелем церкви в городе Тихорецке в период Отечественной войны, проводил патриотическую работу, в результате чего в течении 1943-1945 гг. собрал более 100 тысяч рублей и сдал в фонд обороны страны и для оказания помощи инвалидам и семьям погибших на фронте. В период пребывания немцев на Кубани себя не скомпрометировал. За патриотическое служение отец Михаил был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В течение последующих двадцати пяти лет храм неоднократно пытались закрыть, сменилось более десяти настоятелей. В разгар хрущевских гонений Успенский храм остался в числе немногих действующих храмов на территории Кубани.

http://sobory.ru/article/?object=10722

Стрельниково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Большое поселение Стрельниково Костромского района расположено в нескольких километрах к западу от города Костромы по дороге на село Шунгу. Это бывшая стрелецкая слобода времён царствования Ивана Грозного. Когда-то стрельцы несли здесь охранную службу, так как рядом проходила граница Московского государства с Казанским ханством. Впервые же в летописи деревня Стрельниково близ Костромы упоминается в 1585 г., когда Царь Фёдор Иванович пожаловал её Ипатиевскому монастырю, в чьём владении она находилась вплоть до 1764 г. Со времён церковного раскола в 17 веке большинство жителей деревни являлись старообрядцами. В 1885 г. в Стрельникове на средства крестьянина Фёдора Васильевича Мухина и на его земле было - за одну ночь - построено срубленное вне деревни большое здание моленной, но вплоть до конца 19 века власти запрещали местным жителям в ней молиться. Полную свободу старообрядцы получили только в начале 29 века при Императоре Николае Втором, когда вышел Манифест 1905 г. о веротерпимости. Именно в это время старообрядчество стало интенсивно развиваться и община в селе Стрельникове была одной из активнейших старообрядческих центров. В 1905 году Ф.В. Мухин передал здание моленной общине. Через год здание это было перестроено в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1906-1912 гг. здесь в Стрельникове служил священник Григорий Лакомкин (1872-1951 гг.), будущий известный епископ Геронтий, кто и был инициатором строительства этой Покровской церкви. Храм был освящён 19 ноября 1907 г. епископом Нижегородским и Костромским Иннокентием (Усовым). При церкви тогда было открыто начальное училище, а в 1907 г. открывают ещё одно училище на 150 детей с пятигодичным курсом обучения.  В 1908 г. при церкви также была организована уникальная школа пения, где большое внимание уделялось обучению старинному крюковому пению. Эта известная школа готовила кадры для старообрядческих храмов. Во главе всех этих начинаний и стоял тогда будущий старообрядческий епископ Геронтий (В 1912 г. тогда ещё отец Григорий Лакомкин, приняв монашество с именем Геронтий, стал епископом Петроградским и Тверским. В 1932-1942 гг. он являлся узником ГУЛАГа, а выйдя на свободу с конца 1942 г. Геронтий был епископом Ярославским и Костромским). В конце 19 в. Костромское Александровское православное братство, развивающее свою деятельность в приходе церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, к которому относилось и Стрельниково, открыло здесь начальное народное училище на 50 учащихся, для чего был куплен и приспособлен жилой дом в его центральной части.

http://sobory.ru/article/?object=03085

Иоанно-Богословский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1899 году. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. Монастырь восстановлен в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский) . В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна. Единственный на данное время в Архангельской епархии женский монастырь был основан 31 октября 1994 года, по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона. 8 ноября 1994 года состоялось учредительное собрание вновь образованной православной общины Иоанно-Богословского женского монастыря Сурского. Организацией собрания по благословению владыки занялась инокиня Вера (Рудалева). На собрании общины инокиня Вера (Рудалева) была избрана старшей сестрой. 19 декабря 1994 года состоялась регистрация общины в Министерстве Юстиции Российской Федерации по Архангельской области. v По благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона инокиня Вера (Рудалева) с 1-го января 1995 года назначается старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря Архангельской и Мурманской епархии. А 22 февраля 1995 года последовало утверждение ее в этой должности, на заседании Священного Синода РПЦ под председательством Патриарха. «Выписка из журнала 9 заседания священного синода РПЦ от 22 февраля 1995 года: В заседании Священного синода под председательством Патриарха – Слушали: 2. Ходатайство Преосвященного Епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона о благословении на возрождение женского монастыря, основанного в 1907 году святым Иоанном Кронштадтским в городе Архангельске и о назначении настоятельницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

профессор Сергей Александрович Зеньковский (16.06.1907–31.03.1990) профессор Сергей Александрович Зеньковский Русский эмигрантский историк, славист, переводчик; профессор, работавший в странах Европы и США. Биография Родился 16 июня 1907 г. в Киеве в семье Александра Васильевича Зеньковского (1878—1966), профессора экономики в Киевском Коммерческом институте. В 1920 году семья эмигрировала в Прагу. Там окончил среднюю школу (в Моравской Тшебове) и в 1927 году Школу экономики в Праге (отделение экономической истории). В 1927 году уехал в Париж, где жил его дядя В. В. Зеньковский. Лиценциат Парижского университета, Сорбонны отделение восточноевропейской и современной истории (1930). Участвовал в Русском студенческом христианском движении. Работал во Франции в компаниях Jupiter Radio и Prozen. В 1939-1944 годах жил в Чехословакии. Получил степень доктора Карлова университета в Праге (1942), защитив диссертацию по русской политике в Синьцзяне с 1856 по 1914 год. После второй мировой войны переехал в США. Преподавал в Университете Индианы (1950—1954), Гарвардском университете (1954—1958), Стетсонском университете (1958—1960), Колорадском университете (1960—1962). В 1962 году вернулся в Стетсонский университет, где был профессором истории и директором русской программы. Параллельно с работой в Стетсонском университете, получив финансовую поддержку Фонда Саймона Гуггенхайма, ведет исследования и читает лекции в Гейдельбергском университете в Германии. В 1967—1977 гг. Зеньковский профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербильта (Нашвилл, штат Тенесси), откуда ушёл в отставку заслуженным профессором и вернулся во Флориду. В 1977—1983 гг. профессор истории в Стетонском университете, с 1982 по 1985 год — член академического совета института Кеннана Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне. Зеньковский - автор книг, многочисленных статей, обзоров, рецензий, публиковавшихся в американских исторических и славистических журналах, издатель учебных курсов и антологий русской классической и средневековой литературы, активный член многих американских исследовательских ассоциаций (American Historical Association, Modern Languages Association, Early Slavic Studies Association и др.), член Американской академии политических наук, Британского Королевского общества по изучению Центральной Азии, участник международных славистических конгрессов и симпозиумов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Три рассказа из фашистских застенков HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Дионисий, митрополит Трикальский и Стагон Три рассказа из фашистских застенков Митрополит Трикальский и Стагон Дионисий (1907–1970) провел несколько лет в фашистских застенках. О стойкости и мужестве греков, о том, как до последних часов жизни своей они оставались, прежде всего, христианами, владыка рассказал в своих мемуарах. Рассказы эти, показывающие и то, как братский греческий народ осмысляет сопротивление фашистской оккупации, особенно важны для нас сегодня, когда переосмыслению, не всегда оправданному, подвергаются многие страницы отечественной истории. / Одним из наиболее выдающихся подвижников и церковных деятелей Элладской Православной Церкви в ХХ веке был Дионисий, митрополит Трикальский и Стагон (в миру Константин Хараламбус). Он родился в 1907 году в Авдзиларе Адрамитийском, в Малой Азии. Трагические события в Малой Азии в 1922 года коснулись его непосредственно на его глазах турки жестоко расправились с его родителями и двумя сестрами. Решив посвятить себя служению Богу, он ушел на Святую Гору, в монастырь Великой лавры, будучи 16 лет от роду. Вторая мировая война застала Дионисия в сане игумена монастыря Лимонос на острове Лесбос. Исполнение христианского долга гостеприимства дорого обошлось ему: в 1942 году он укрыл в своем монастыре английского солдата, который в один из вечеров напился в таверне и в пьяных разговорах выдал своего благодетеля . Фашисты арестовали 34-летнего игумена. Так начался его путь в гитлеровские концлагеря. Он стал духовным отцом своих соотечественников, заключенных вместе с ним. С ними Дионисия уже ничто не разлучило – даже возможность освобождения, которая ему была предоставлена и от которой он отказался ради того, чтобы остаться со своими соузниками. Чудесным вмешательством Владычицы Небесной он был спасен от расстрела и возвратился в Грецию. На родине в скором времени он был рукоположен в сан епископа и стал неутомимым тружеником духовного и национального возрождения греческого народа, организовал достойную восхищения общественную деятельность своей епархии и как значительный, глубоко духовный писатель своего времени был отмечен премиями Афинской академии. Преставился митрополит Дионисий в 1970 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010