Был обсужден комплекс вопросов, связанных с формированием представления о земле наших предков как о бесценном природном, сельскохозяйственном и экологическом ресурсе, оставляемом нами в наследие грядущим поколениям. Собор рассмотрел положение в области сельского хозяйства и принял специальную резолюцию по этому кругу вопросов.   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением в Москве X Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора. 2. Одобрить итоговые документы X ВРНС. 3. Поручить соответствующей рабочей группе ВРНС разработать проект документа, излагающего  православный взгляд на права и достоинство человека. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых , о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницы Татианы (Чекмазовой; 1881 — 11 октября 1942), послушницы Александры (Хворостянниковой; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944);

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

Архив: Послужный список о. Н. Аквилонова (19221927). AEYA. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Александр ( Ловчий Андрей Иаковлевич ; 1.12.1891, с. Народичи Волынск, губ. – 11.9.1973, Мюнхен, Германия), архиепископ. Окончил С.-Петербургское реальное училище, участвовал в 1-й мировой войне сперва офицером железнодорожного полка, а затем офицером русского экспедиционного корпуса на французском фронте (19161917), после окончания войны переселился в Болгарию, окончил русские пастырско-богословские курсы в монастыре Св. Кирика в Станимаке (19301936), поступил на философский факультет Берлинского университета (19361937), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (19.9.1937), священник (3.10.1937), рукоположение совершил архиеп. Тихон (Лященко) в Берлине, помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (19371940), редактор «Воскресенского листка» (19401952), настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (31.12.19401942), пострижен в монашество (22.3.1941), настоятель Св.-Николаевской церкви в Монхене (19421945), настоятель приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (19421944), игумен (19.10.1942), архимандрит (12.9.1943), настоятель Св.-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (19451951), епископ Киссингенский, викарий Германской епархии РЗЦ (29.7.1945), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене (11.4.1952), уволен на покой по старости (15.3.1971). Архив: АГЗ. Александр ( Нелидов Александр Дмитриевич ; 16.6.1907, Стамбул, Турция – 6.11.1975, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын российского посла в Риме, затем в Брюсселе. Образование получил во Франции, член-основатель Братства Св. Александра Невского (1921 ), член прихода Св.-Александро-Невского собора в Париже, где долго прислуживал и иподиаконствовал при митр. Евлогии (Георгиевскоом) и Владимире (Тихоницком) и архиеп. Георгии (Тарасове), посвящен в иподиакона (25.12.1930), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (26.4.1964), приписан к Св.-Александро-Невскому собору (6.1.1965), священник (12.2.1967), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля франкоязычного прихода Святой Троицы при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (19671975), протоиерей (26.4.1970), пострижен в монашество (16.11.1974), архимандрит (17.11.1974). По его инициативе были устроены первые встречи православных и католических богословов и церковных деятелей во Франции, сперва у него на квартире, а потом в доминиканском центре «Истина». Автор неизданного «Православного катехизиса» на фр. яз. Издавал также собственные переводы богослужебных текстов на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Берзин, возможно, имеется в виду один из организаторов ГУЛАГа Эдуард Петрович Берзин (наст. фам. Берзиньш; 1884 – 1 августа 1938) Беспалов, заключенный полковник 82–83 Бнрегал, сотрудник лагерной администрации Благова Ольга Ивановна, заключенная сотрудница лагерной администрации Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт Богданов Александр Александрович (наст, фам. Малиновский; 1873 – 7 апреля 1928), философ, литератор, публицист Богданов Михаил, заключенный священник Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян Боккаччо Джованни (1313 – 21 декабря 1375), итальянский писатель Большухин Юрий Яковлевич (наст. фам. Кандиев; 1903–1984), эмигрант второй волны, журналист, литератор Борис (Соколов Петр Алексеевич; 1865 – 21 февраля 1928), архиепископ Рязанский и Зарайский Борис, заключенный священник Борисов, сотрудник лагерной администрации Бочкова Мария, заключенная Брайнин Валентин Дмитриевич (1898–?), заключенный сотрудник лагерной администрации Брежнев Леонид Ильич (1907 – 10 ноября 1982), руководитель советского государства Бриллиантов Александр Иванович (1867 – 1 июня 1933), историк, богослов Булак-Балахович Станислав Никодимович (1883 – 10 мая 1940), один из руководителей Белого движения Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 13 июля 1944), священник, философ, богослов. В эмиграции с 1922 г. Бурмин Николай Николаевич, заключенный сотрудник лагерной администрации Бурцев Владимир Львович (1862 – 21 августа 1942), издатель, публицист В В., заключенный профессор В., заключенный фельдшер В. н. и., автор воспоминаний о Соловках Вагнер Вильгельм Рихард (1813–1883), немецкий композитор и теоретик искусства Валентинов Николай Владиславович (наст. фам. Вольский, псевд. Самсонов, Е. Юрьевский; 1879 – 26 августа 1964), социал-демократ, философ, публицист. В эмиграции с 1930 г. Вальцева Лидия Петровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Варван, заключенный врач

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В предреволюционные годы Н. вернулся к созданию большой картины на тему судьбы рус. Православия и написал полотно «Душа народа» («Христиане», «На Руси») (1914-1916, ГТГ), на к-ром представлен обобщенный образ русского народа, идущего по берегу реки в поисках Бога и правды. Впереди шествия изображен крестьянский мальчик, символизирующий душевную чистоту («Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» - Мф 18. 3); на первоначальных эскизах рядом с ним присутствовал образ Христа, однако в окончательном варианте Н. отказался от букв. истолкования, оставив на картине лишь икону Спасителя в руках участников крестного хода. Среди изображенных персонажей присутствуют как собирательные образы - царь, духовенство, юродивые, простонародные крестьянские и городские типажи, так и реальные фигуры - напр. портреты современников - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. С. Соловьёва. После Октябрьской революции Н. стал более активно заниматься портретной живописью, перенеся в этот жанр как лучшие художественные качества своих сюжетных картин, так и задачу поиска духовно-нравственного идеала. Н. писал портреты людей либо близких по духу, либо способных заинтересовать художника силой личности. Писатели и мыслители запечатлены Н. в момент философских раздумий - портреты Л. Н. Толстого (1907, ГМТ), П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова («Философы», 1917, ГТГ), И. А. Ильина («Мыслитель», 1921-1922, ГРМ). Архиеп. Антония (Храповицкого) Н. изобразил произносящим проповедь в церкви московского Петровского монастыря («Архиерей», 1917, ГТГ). Среди портретов Н. есть тонкие и поэтические жен. образы: жены художника Е. П. Нестеровой (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), О. М. Нестеровой-Шрётер («Амазонка», 1906, ГРМ), Н. М. Нестеровой («Девушка у пруда», 1923, ГТГ) - дочерей художника. Людей искусства Н. изображал в момент творческого или духовного напряжения - портреты В. М. Васнецова (1925, ГТГ), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930, ГТГ), И. Д. Шадра (1934, ГТГ), Е. С. Кругликовой (1938, ГТГ), В. И. Мухиной (1940, ГТГ), А. В. Щусева (1941, ГТГ). Принцип портретирования Н., показывающего модель за работой, часто в окружении профессиональных атрибутов, оказался близок ранней советской эстетике: в 1941 г. художник получил Сталинскую премию за портрет физиолога И. П. Павлова (1935, ГТГ), который отличает внутренняя сосредоточенность изображенного ученого. В апр. 1935 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина с большим успехом состоялась персональная выставка Н. В 1942 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

В это же время в монастыре действовало училище для сирот — детей священнослужителей, с принятием всех учащихся и учителей на монастырское содержание. В 1905 г. в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Богоматери, и к 1907 г. в нем уже жило 27 монахов Оранского монастыря, испытывающих особую потребность в уединенной молитве. Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита. В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архан­гельским). В 1921–1923 гг. был организован церковный приход, но в 1928 г. и он был упразднен, а архимандрит Димитрий арестован. В 30-е гг. на территории монастыря действовали различные организации, в том числе народный театр в теплой церкви. В 40-е гг. — лагерь для интернированных поляков и чехов, а потом, с 1942 до 1950 г. — лагерь для военнопленных немцев. С 1952 по 1972 гг. — колония для несовершеннолетних, и с 1972 по 1993 гг. — лечебный трудовой профилакторий. Оранский скит: история и современность В двух километрах на восток от села Оранки Богородского района Нижегородской области в прекрасном лесу расположен комплекс сооружений, состоящих из большого кирпичного двухэтажного здания с подвальным помещением, а также жилых и служебных построек, размещенных внутри огороженной территории. В настоящее время этот комплекс является законсервированной базой отдыха Нижегородского завода НИТЕЛ, которая последние 2–3 года не функционирует в силу экономических трудностей, переживаемых страной вообще и заводом в частности. Жители села Оранки называют этот комплекс Скитом, так же как и пруд, недалеко от него находящийся. И мало кто из нижегородцев в настоящее время знает, что этот комплекс действительно был скитом, принадлежащим Оранскому Богородицкому монастырю и построенным на средства монастыря в начале XX века. Более того, иногда в печати появляются неверные сведения об этом ските, в частности, в книге богородского поэта и краеведа Н. Пчелина, изданной им в 1996 г., при описании этой достопримечательности была допущена ошибка, а именно: скит был охарактеризован как раскольничий.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Зато чем знаменито это место, знает, наверное, каждый. Это великолепный храм Покрова Пресвятой Богородицы, действительно выстроенный на высоком холме и от этого словно взмывающий в небо. Почему он был поставлен именно в этом месте, в стороне от дороги и больших деревень? Местные жители вспоминают, что до революции здесь находился женский монастырь, который по традиции был как духовным, так и культурным центром. Здесь даже был приют для девочек, где их обучали грамоте и разнообразным рукоделиям. Инициатива строительства нового храма принадлежала богатому крестьянину из Поречья, который пожелал направить на это собственные средства. Оказывается, в те годы самым трудным было получить разрешение церковных властей на строительство, и разрешения, действительно, долго не давали, ведь к тому времени по соседству действовали величественные храмы в Старополье и Пенино. В 1907 году было завершено строитель¬ство нового храма. Предание гласит, что он был освящен одним из самых почитаемых праведников, ныне причисленных к лику святых Иоанном Кронштадтским. Будто бы были сказаны им слова: «Стоять сему храму до второго пришествия». И за прошедшие с тех пор почти сто лет храм уцелел. В испытаниях, выпавших на долю большинства российских церквей, это можно считать счастливым исключением. После революции монастырь был закрыт, прекратились службы и в Покровском храме. Из рассказов местных жителей известно, что в деревянных домиках монастыря размещалась коммуна, работала почта, в часовне был открыт клуб. Молодежь из Поречья не ленилась приходить сюда на собрания и танцы. Но вот что удивительно - ни у кого не поднялась рука разрушить прекрасное церковное здание, даже стекла в окнах не были разбиты. Так храм простоял запертым много лет и только в 1942 году вновь был открыт. Эту дату уверенно назвала жительница деревни Усадище, что находится недалеко от Козьей Горы. Зоя Ивановна, помощник церковного старосты, в ту пору была ребенком. Но она помнит, как приехал откуда-то из-под Ленинграда немолодой священник по имени отец Алексей.

http://sobory.ru/article/?object=00118

И. Павлова. Больница до сих пор находится по соседству с монастырем. После окончания войны 1812 года при Кирилловских богоугодных заведениях открылся Воспитательный дом для детей-сирот, который функционировал до 1917 г. В 1842-1907 г.г. на территории монастыря действовала фельдшерская школа. В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь. В 1860 г. в Кирилловской церкви под слоем штукатурки были обнаружены драгоценные фрески XII века. Их решили расчистить, но при этом многие изображения сильно повредили. Через 20 лет реставрационные работы возобновились под руководством профессора Адриана Прахова. Настенная живопись церкви была очищена от следов штукатурки. Оказалось, что фрески покрывают стены не полностью. Чистые места решили заполнить новыми изображениями. Работы выполняли преподаватели и учащиеся Рисовальной школы Николая Мурашко: Иван Ижакевич, Иван Селезнев, Харитон Платонов, Николай Пимоненко. Целый ряд новых картин создал для церкви знаменитый мастер Михаил Врубель. Среди наиболее впечатляющих произведений художника – фрески «Сошествие Святого Духа», «Архангел Гавриил», «Космос», «Моисей», «Надгробный плач». Для мраморного иконостаса, сооруженного по эскизам Прахова, Врубель написал иконы Иисуса Христа, Богоматери, Кирилла и Афанасия Александрийских, которые до сих пор являются украшением Кирилловской церкви. В 1929 г. Совет народных комиссаров УССР объявил территорию Кирилловского монастыря государственным заповедником. С тех пор богослужения в церкви прекратились. Все сооружения на территории монастыря планировали сделать музеями, но эти намерения остались неосуществленными. В 1937 г. монастырская ограда была разобрана на камни для строительных нужд, остался лишь небольшой участок стены с одной башней. В 1941-1942 г.г. богослужения в Кирилловском храме возобновились, как и во многих других церквях. После войны в храме разместили склад оптического стекла. В 1950-х г.г. при проведении земляных работ под храмом обнаружили подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям.

http://sobory.ru/article/?object=01667

Масельги и Гужово в 1980-е гг. Он умер в 1946 г. и похоронен на кладбище на Хижгоре; его могилу и намять берег местный житель Василий Макарович Солодягин, по просьбе и под руководством которого на могиле иером. Варсонофия в конце 1980-х гг. московские туристы поставили деревянный крест. Суровые испытания выпали па долю приходского духовенства и актива. Родом из каргопольских крестьян был священник Речно-Георгиевского прихода Лобанов Петр Евдокимович (1875 г.р.), служивший с 1924 г. О. Петр арестовывался 2 раза, в 1930 г. заключен в концлагерь на 3 года) и в 1937 г. В 1936 г. о.Петр потиводействовал снятию колоколов с церкви; после ее закрытия совершал тайные богослужения в домах прихожан; после ареста он был расстрелян. Вместе с о. Петром были арестованы крестьяне Александр Николаевич Попов (1873 г.р., церковный староста, расстрелян), Александр Дмитриевич Попов (1884 г.р., церковный староста). Николай Михайлович Попов (1890 г.р,, прихожанин, оба заключены в ИТЛ на 10 лет). В том же 1937 г. из Лекшмозера среди ночи арестовали и увезли, как рассказывали в 1990-е гг., «на черной машине» весь причт: «попа Ивана», дьякона, сторожа Григория Пономарева, псаломщика, церковного старосту Ефима Федоровича Пономарева, богатых и особо верующих прихожан Вавулинских Алексея и Ивана, всего семь человек. Сегодня удается выяснить, что «поп Иван» — это Мостовой Иван Федорович (1878 г.р., родом из крестьян Екатеринославской губернии), иеромонах, с 1925 г. проживавший в Каргополье и служивший в церкви апп. Петра и Павла. Его арестовывали в 1931, 32, 37 гг., в последний раз расстреляли. Псаломщиком церкви был крестьянин Зверев Василий Тимофеевич (1907 г.р.); в 1934 г. он тайно принял монашеский постриг (его совершил схиархим.Кирилл Пилюга). Монах Василий, осужденный на 10 лет ИТЛ, умер в местах лишения свободы в 1942 г. Пономарев Ефим Федорович был церковным старостой лекшмозерской церкви в течение 12 лет. В 1925 г. он построил часовню в память Богородицы Целительницы (празднование 1 октября), это поныне помнят лекшмозеры.

http://azbyka.ru/palomnik/Тутаев

Нам трудно представить себе, за отсутствием мемуаров, его юность, уклад жизни в его родительской семье — его эпоха оперировала человеком как социально-экономической единицей, совершенно стирая черты индивидуальности: русский, из крестьян, социальное положение — крестьянин-единоличник, по специальности плотник, образование сельское — вот что нам известно из документов. С 1901 по 1905 год — служба в царской армии, рядовой. В Первую мировую войну 1914 года Евфимий Молчанов пошел на фронт — за веру, Царя и Отечество, честно исполнил свой долг. Свидетельствует документ Владимир-Волынского лазарета спец. госпиталя Всероссийского Земского Союза. Уведомление о приеме раненого или больного, поступившего с театра военных действий. Ефим Молчанов, 36 лет, ефрейтор 251-го Ставучанского пехотного полка, ранен 21 апреля 1915 года в Карпатах пулей в обе ноги, берцовая кость повреждена, находится на излечении, вернулся с войны инвалидом. В 27 лет он женился. 3 февраля старого стиля 1906 года венчались села Иваньково уволенный в запас армии ефрейтор 5-го Закаспийского артполка 20 батальона Ефимий Яковлевич Молчановский, православного вероисповедания, первым браком, девица Мария Дмитриевна Клементьева, дочь села Иваньково, крестьянина-собственника Дмитрия Матвеевича Климентьева. Поручители по жениху — села Иваньково крестьянин-собственник Яков Константинович Павлов и Иван Евдокимович Оринчев. По невесте — того же села крестьянин-собственник Фёдор Никитич Друзин и Михаил Егорович Холин. Таинство Венчания совершил священник Пётр Вознесенский, диакон Аполлоний Преображенский, псаломщик Андрей Алексеевский. Господь щедро благословил его брак рождением детей, судьбы которых известны лишь частично. 16 ноября 1907 года родился сын Михаил, родившийся в 1909-м году сын Иван в 1942-м году пропал без вести, 28 октября 1911 года родилась дочь Анастасия, 6 октября 1913 года родилась Анна, которая дожила до 2011 года, отойдя ко Господу в возрасте 98 лет. После революции родились Петр (16.11.1918) и Павел (1923 год, погиб в апреле 1945 года).

http://pravoslavie.ru/147049.html

Проект Вержбицкого представляет собой трехчастную композицию базиликального в плане храма с шатровой колокольней над западным входом, трапезной, большим световым барабаном с купольным перекрытием над главным объемом. Проект лично утвердил Николай II и автор удостоился премии в 500 руб. Современники восторженно воспринимали церкви, построенные по этому проекту, отмечая их красоту, оригинальность, простоту и четкость форм, соответствие русскому стилю. Кроме Покровской церкви в Луге, по этому проекту построили храм 148-го Каспийского полка в Петергофе (освящен в 1903 г.) и Александро-Невский храм 6-го пехотного Омского полка в г. Пскове (1907–1908 гг.). Все храмы очень похожи между собой за исключением некоторых деталей, что делает каждый из них вполне оригинальным архитектурным произведением. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при 24-й артиллерийской бригаде освятили 1 октября 1904 г. Эта вторая после петергофской, церковь, построенная по образцовому проекту Ф. М. Вержбицкого. Рядом с церковным корпусом было выстроено параллельное ему здание бригадного офицерского собрания. В советское время эти постройки объединили поперечным помещением. 28 ноября 1904 г. в Покровскую церковь назначен священник Федор Федорович Забелин (1869–1949), который прошел вместе с 24-й бригадой Первую мировую войну, затем служил в храмах г. Пушкина. В 1942 г. его фашисты вывезли в г. Гатчину, где служил настоятелем Павловского собора. В годы оккупации Ф.Ф. Забелин спас советского разведчика и, возможно, поэтому избежал ареста после освобождения Гатчины от немцев. На старых снимках церкви видна стоящая рядом с ней пушка. Это 9-фунтовое орудие, имевшее номер 4005. Любопытную историю, случившуюся в годы Русско-турецкой войны, поведал лужский краевед И.В. Половинкин: «Интересный случай приключился с этой пушкой на шипкинской батарее Центральной. Когда орудие было подготовлено к выстрелу, в амбразуру попал вражеский снаряд. Он ударил прямо в затравочный стержень. Осколки полетели через головы, никого не зацепив, на стволе образовалась вмятина, а вытяжная трубка воспламенилась. Вследствие этого произошел самопроизвольный выстрел, поразивший турецкую батарею. Ночью слесарь Вейдеман исправил повреждения, сделав заправочный стержень из ушка медного артельного котла. Позже, при переходе через горы у деревни Кишлы, пушка вместе с лошадью и солдатом упала в пропасть, но зацепилась за дерево. Лошадь и человека без серьезных травм были тотчас спасены, а орудие вытащили только на следующий день, и то с помощью целой роты Красноярского полка.

http://sobory.ru/article/?object=08367

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010