Попав во Францию, он вошёл в работу Движения, сделался докладчиком на православных и международных съездах, стал руководить кружком по изучению России и одно время был соредактором «Вестника Р.С.Х.Д.» Он особенно много помог содружеству святого Албания и преподобного Сергия, часто ездил в Англию и всегда участвовал в его конференциях. Фундаминский происходил из богатой, консервативной, еврейской семьи. Уже гимназистом он отошёл от своей среды и стал увлекаться русской литературой и культурой. В 1900–1902 годах он учился в Германии, там сблизился со многими будущими лидерами социал-революционеров и примкнул к их самому левому крылу террористов. Он рассказал мне, как однажды ему было поручено убить одного губернатора. Решив погибнуть вместе со своей жертвой, он надел жилет, наполненный динамитом для того, чтобы взорвать себя и осуждённого человека. Однако ему не удалось осуществить этот безумный план, так как этому помешало присутствие других людей, которых он не хотел убивать. В 1904–1905 году он принимал участие в революционном движении, был арестован за агитацию среди матросов, предан военно-полевому суду и освобождён по формальной причине, как штатский. Избежав таким образом смерти, он бежал за границу, и там начался у него пересмотр его мировоззрения 63 . Ко времени большевистского захвата власти, он стал глубоким противником террора и революционного насилия. В 1917 году он вернулся в Россию, но вскоре ему пришлось снова спасать свою жизнь: на этот раз не жандармы, а чекисты гнались за ним. Обосновавшись в Париже, он стал одним из лидеров русского религиозного возрождения, основателем «Современных Записок» (1920–1940), принимал живое участие в работе Движения, вместе с Федотовым и с Фёдором Августовичем Степуном (1884–1965), издавал «Новый Град» (1931–1939), орган лиги Православной Культуры, тесно связанный с Движением. Несмотря на все настойчивые уговоры друзей, Фундаминский остался во Франции, занятой немцами. Он погиб в концентрационном лагере, крестившись незадолго до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

7 декабря того же года произошло другое решающее событие этой необычайной войны. Японцы, внезапным воздушным нападением, нанесли сокрушительный удар по американскому флоту, находившемуся у Гавайских островов. Они повторили свой план, столь удавшийся им в 1904 году, когда они без объявления войны 6 февраля атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Россия тогда так и не смогла оправиться от этого поражения и потеряла войну. На этот раз японцы просчитались, они не только сами были разбиты, но и способствовали гибели своих союзников, Гитлера и Муссолини. Американское вступление в войну решило её исход, хотя вначале японцы одержали ряд блестящих побед, захватили весь Дальний Восток, включая все английские колонии и уничтожили часть британского флота. Осенью 1941 года мы покинули Хартфорд, но не вернулись в Лондон. Моя сестра, ради своего маленького сына, сняла дом в одном из пригородов в Норсвуде и мы там провели ещё два года, до весны 1943. Зимой 1941–1942 года война приобрела всемирный характер. Люди всех наций и всех цветов кожи избивали друг друга в России, на Дальнем Востоке, на островах Тихого Океана, в пустынях Северной Африки; но в Западной Европе наступило затишье. Осенью 1942 года наметился перелом в войне. 7 августа американцы высадились в Гвадалканале на Соломоновых островах, а в ноябре они нанесли тяжёлое поражение японскому флоту в Тихом Океане. Тогда же союзникам удалось занять Марокко и Алжир. В сентябре разыгралась битва вокруг Сталинграда, окончившаяся в феврале 1943 года сдачей в плен 80,000 измождённых немцев, остатков окружённой армии. Этот год принёс надежду на полное поражение неприятеля. Немцы, несмотря на своё упорное сопротивление, принуждены были начать отступление повсюду: в России, в Северной Африке и в Сицилии. 3 сентября союзники высадились в Италии, которая сдалась на милость победителя. После трёхлетнего отсутствия, мы вернулись той же осенью в наш лондонский дом. 27 января 1944 года кончилась осада Петербурга, а в апреле русские вошли в Польшу и Румынию. Все с напряжением ждали высадки союзников во Франции. Она произошла 6 июня, её успех дал надежду, что конец войны уже не за горами, но Гитлер не намеревался сдаваться. Он сделал последнюю отчаянную попытку уничтожить Лондон, тот город, который продолжал сопротивляться ему, когда в 1940 все столицы Европы находились в его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Крещёные Казыли. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1905 и 1914. Год утраты:приблизительно 1978 (разобрана) Адрес: Республика Татарстан, Рыбнослободский район, село Крещёные Казыли, улица Титова. Координаты: 55.679859, 50.097835 Проезд:Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов. Примерно через 55 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть налево по указателю " Крещеные Казыли " . Примерно через 3 км на въезде в село, слева от дороги будет новая церковь, построенная на месте утраченной. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь Живоначальной Троицы с. Крещеные Казыли была построена в 1904 году. С момента открытия в ней служили священники-выпускники Казанских миссионерских курсов и Крещено-татарской школы. С 1937 года церковь перестала действовать, но официально закрытие было оформлено в 1939 году. В эти же годы здание церкви было перестроено, в нем располагались неполная средняя школа, зернохранилище, а впоследствии – после 1975 года – было разобрано. Современная Троицкая церковь построена на месте разрушенного храма.  С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Село основано в период Казанского ханства. В дореволюционных источниках упоминается также как Верхние Крещёные Казыли. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. В селе на 1904 г. - 125 дворов, 756 жителей, русские и крещеные татары. С 1884 года функционировала церковно-приходская школа. Село являлось приходским Благовещенской церкви села Казыли. В это время в Крещеных Казылях строится деревянная церковь, освященная во имя Живоначальной Троицы. Официально церковь закрыта в 1939 году, но богослужения в ней прекратились еще в 1937 г. Здание неоднократно перестраивается. В начале в нем функционировала восьмилетняя школа, затем в связи с ветшанием - зернохранилище. Совсем была разобрана после 1975 года. На ее месте сейчас построена новая церковь и вновь освященная во имя Живоначальной Троицы. С использованием информации из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань-1904 г., Татарской энциклопедии  и с сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39691

Деревянный однопрестольный храм строился на средства, выделенные в 1897 году Кабинетом Его Величества в честь 150-летия Алтайского округа, и на доброхотные пожертвования. Был устроен по центру между бывшими заселками Чудские пруды и Абрамовская Дубрава, объединенными в 1899 году в селение Романово. Первая служба состоялась 8 сентября 1899 года в еще недостроенном храме. Завершено строительство было к 1901 году. По воспоминаниям старожилов, " здание церкви было деревянное, крашеное; купола [их было семь] снизу были голубые, а сверху белые. Кресты крашены под позолоту. Вокруг церкви был выстроен деревянный забор с воротами. На территории церкви была сторожка, а в ней купеля, где проводили обряды крещения. Рядом с церквой через дорогу стояли два деревянных дома, которые были построены за средства прихода, проживали в них: священник (батюшка) и псаломщик. Церковь была большая, вместимостью человек на 200. Внутри церкви находился богатый иконостас... " . Некоторое время храм оставался приписным к Никольской церкви села Старо-Бутырского . Около 1904 года был образован самостоятельный Романовский приход. Первоначально он состоял из одного села; по сведениям 1914 года, в приходе числилась также деревня Закладная с приписной церковью во имя святителя Николая Чудотворца, всего - 4412 прихожан. При храме существовало приходское попечительство (с 1904), имелась библиотека. В 1939 году на основании решения оргкомитета от 15 августа 1939 года церковь была закрыта. Здание приспособили по зерносклад, а вскоре разобрали. Из воспоминаний жителей села: " Сняли кресты с куполов, разобрали алтарь, в котором много было позолоты, и увезли. Собрали актив села. Задачей было свалить главную колокольню и подготовить фронт работ плотникам для разбора этого здания. Один из смельчаков забрался на колокольню, привязал к главному кресту веревку и опустился на землю. Другие освободили колокольню от закрепляющих скоб и началась её раскачка. Все эти события происходили на глазах у многочисленной толпы наших сельчан. ... Мужская половина присутствующих и активисты раскачивали главную колокольню, стремились свалить её на восточную часть села. 10-15 минут потребовалось для того, чтобы 18-20 метровая колокольня рухнула на землю. Так в нашем селе было ликвидировано одно из красивейших сооружений того времени " .

http://sobory.ru/article/?object=27284

Источник информации: Сахаров С.П. «Православныя церкви въ Латгалии», Рига, 1939, стр. 26-29. Балвская (бывшая Боловская) церковь находилась до 1834 года в селе Мариенгаузен (Виляки) и в этом году церковь со всею утварью была перенесена в Балвы. Для церкви было приспособлено одно из помещений при доме помещика Н.С. Горожанского, поэтому она походила на обыкновенный дом, а колокольня была устроена здесь же на 2-х столбах. Первым священником в Балвах был отец Матвей Лавровский, церковный хор состоял из дворовых людей помещика. В 1842 году церковь из домашней помещечьей была преобразована в приходскую с назначенным Св.Синодом причтом к ней и гос.содержанием. Прихожан числилось до 450 человек. Переход многих крестьян из лютеранства в православие обусловлен тем, что богослужения проводились на латышском языке и православные священники не требовали от прихожан никакой платы ни за требы, ни на своё содержание. С 1836 по 1863 годы настоятелем прихода был отец Иоанн Кушин, скончавшийся в Балви. На его место из Рижской епархии был назначен в приход священник А. Попов и псаломщик П. Бродовицкий - хорошо знающие латышский язык. За четыре года отец А. Попов присоединил к православию более 900 человек. С 01.07.1867 года настоятелем прихода был назначен отец Родион Пойш, окончивший Рижскую Духовную семинарию. В 1865 году в Балви начали постройку на гос. средства в 3250 рублей новой деревянной церкви. Строительство завершили в 1871 году и храм освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Зданием церковь деревянная, в связи с такою же колокольнею, снаружи обшита досками. Чертежи на неё находились в Витебском церковном присутствии. В 1882 году Балвский причт был наделён землёю в количестве 36 гектаров, а до 1894 года для причта возвели дома с хоз.постройками. В приходе служили настоятелями – отец П. Сеньковский, Кирилл Зайц, Николай Адамович Лельмеж.  В 1904 году имение Боложск перешло от помещика Работти во владение крестьянского поземельного банка, в результате на эти земли переселились многие крестьяне из Псковской области. Приход становится латышско-русским, а количество прихожан выросло до 1553 человек, в 1913 году до 3585 человек: из них 2/3 прихожан были русскими. С 1904 по 1938 годы приход возглавлял священник протоиерей Андрей Мазур, скончавшийся 10.10.1938 г. С 21.10.1910 по 1941 годы псаломщиком служил сын священника Николай Давидович Лельмеж. Погребён в Балви. С 01.01.1939 года настоятелем в приход и благочинным Вилякского округа был назначен священник Шкильбенского прихода отец Николай Мартынович Лапикен.

http://sobory.ru/article/?object=07508

Стараниями ктитора Ефима Васильевича Васильева и прихожан уже к лету 1903 г. церковь вчерне была готова, а в 1904 г. состоялось ее освящение. Главный престол был освящен во имя Святой Троицы, а приделы – во имя св. благ. князя Александра Невского и св. равноап. князя Владимира. Предполагалось, что по мере поступления средств, в дальнейшем можно будет вернуться к проекту архитектора Горленского и привести здание церкви к первоначально задуманному. К 1913 г. собралась необходимая сумма пожертвований, однако к проекту Горленского не вернулись, а заказали новый. В 1914 г. был утвержден проект архитектора Н.М. Сапунова, по которому переустройству подлежали венчающие части здания: возведение высокого шатра колокольни (из проекта Горленского), а также сооружение пятиглавия вместо одной скромной главки, возведенной над алтарем в 1904 г. Проект не был осуществлен, по-видимому, из-за начавшейся Первой мировой войны. Тем не менее, новая каменная церковь, вмещавшая до 700 человек, была действующей вплоть до 1939 г. Даже после национализации церковного имущества, для того чтобы каменный храм продолжал действовать, священник Алексей Андреевич Лебединский, живший в Троицкой Слободе, и созданная приходская «двадцатка» заключили с властями договор на использование здания. Возможно из-за определенной отдаленности от города вкупе с расположением на кладбище, эта церковь действовала дольше всех других храмов Ораниенбаума. После закрытия в 1932 г. собора Арх. Михаила, она оставалась единственной действующей церковью в Ораниенбауме. Однако и ее постигла участь большинства храмов после революции. 27 марта 1939 г. постановлением Ораниенбаумского райисполкома храм был закрыт, а здание переоборудовано под клуб-кино. Сведений о внутреннем убранстве храма не сохранилось. Известно только, что храм планировали под роспись по штукатурке. Троицкая богадельня Первоначальный приют для старых и немощных был учрежден при церкви Святой Троицы в 1818 г. по инициативе Марфы Афанасьевны Коробки – жены вице-адмирала Максима Петровича Коробки (впоследствии военного губернатора г. Кронштадта). В ограде кладбища недалеко от церкви была построена изба из двух комнат: одна для сторожа, другая (с одним окном, русской печкой и лежанкой) – для богадельни, в которой разместилось семь стариц.

http://sobory.ru/article/?object=00723

Оршанка. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре поселка Оршанка в начале ХХ в. возвышалась Предтеченская церковь, являвшаяся украшением села. Ее строительство началось в 1860 г. и велось на средства прихожан. Холодный (летний) храм был завершен в 1876 г., а теплый (зимний) — в 1904 г. Церковь, судя по старым фотографиям, была очень похожа на церковь в с. Кучке. Храм был пятиглавый. Барабаны завершались шатрами с маленькими главками. Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. На западе двухъярусная колокольня завершалась также шатром. Церковь смотрелась очень эффектно. Предтеченский храм имел пять престолов, богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек. Гонения на храм начались в начале 1920-х годов. В 1922 г. в пользу голодающих из церкви были изъяты ценности: большой потир из серебра, кадило, большой оклад с напрестольного Евангелия, риза с иконы Божией Матери. В 1932 г. была закрыта холодная (летняя) церковь. Теплый храм пока оставался в пользовании верующих. Но летом 1939 г. и зимняя церковь оказалась закрытой якобы под “культурное учреждение”, хотя здание так и не использовалось. Только в июле 1941 г. в храме расположились разные производственные артели. Все верхние объемы церкви были разобраны. В 1990-е годы часть храма была передана верующим. Открытая церковь освящена в честь Святой Троицы. Теперь небольшая главка с крестом на скате крыши напоминает о предназначении здания. Она даже отдаленно не напоминает Предтеченский храм конца XIX в., который радовал всех своей красотой. Строительство каменной церкви взамен временной деревянной в селе Оршанка началось в 1865 г. и велось на средства прихожан. Холодный летний храм был завершен в 1876 г., а теплый зимний – в 1904 г. Предтеченский храм отличался особым изяществом и напоминал Сретенский в селе Кучка, значительно превосходя его размерами. Храм был пятиглавый, барабаны завершались шатрами с маленькими главками. Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. Двухъярусная колокольня также завершалась шатром. Храм имел пять престолов, три из которых были освящены: во имя Рождества Иоанна Предтечи (1876 г.), священномученика Харалампия (1887 г.) и Казанской иконы Божией Матери (1904 г.). Храм имел богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек. В соседней деревне Каракша была церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=17964

Волгоград. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский кафедральный собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Памятник архитектуры 19 века. Настоятель- митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, ключарь собора – Николай Пичейкин. E-mail: kafedra.sobor@mail.ru В 1894 году епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) освятил место под храм. В 1896 произошла закладка церкви, а освящение 23 августа 1899 года. К храму примыкало кладбище второй части города. Казанская церковь имеет форму креста в псевдорусском стиле. В 1904 году к основному помещению храмы пристраивают трапезную и колокольню. С приходом советской власти Казанская церковь претерпела немало бед. Сначала она была лишена всех своих ценностей, которые одухотворяли и украшали ее интерьер. А затем и вовсе была закрыта 15 декабря 1939. Во время войны церковь пострадала от обстрелов и пожара. До войны в Казанской церкви работал хлебозавод. Лишь перед окончанием Второй Мировой войны Казанскую церковь по многочисленным прошениям была возвращена верующим. По окончании восстановительных работ 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I церковь была возведена в ранг собора, и в скором времени начинается период, когда Казанский собор начинает привлекать к себе внимание иностранных гостей, которые хотели своими глазами увидеть величие собора и города-героя. Икона Божией Матери «Казанская» считается покровительницей волгоградской земли. Первая Казанская церковь появилась ещё в Царицынской крепости в XVIII веке. На настоящем месте расположения Кафедрального собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части», недалеко располагалось кладбище. Новый Казанский храм появился в XIX веке при епископе Саратовском и Царицынском Иоанне (Кратирове). Автор проекта остался неизвестен. В 1939 году 15 декабря церковь была закрыта. В Великую Отечественную войну храм неоднократно подвергался бомбардировке. Официальное его открытие состоялось 27 июля 1945 года, а регулярное богослужение совершалось с 10 сентября, но в молельном доме поблизости от храма. Первая служба в самом храме после некоторого ремонта была отслужена на Вербное воскресенье 1946 года. Уже на пасхальный праздник около храма собралось более 8 тыс верующих. В 1989 году при храме открывается первая воскресная школа «Конкордия». Уже после восстановления Волгоградской епархии и назначения на кафедру архиепископа Германа, храм становится кафедральным, где совершаются архиерейские богослужения и проводятся собрания духовенства Волгоградской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=07228

Кто-то, скрывший свое имя и аккуратно отрезавший ножницами начало писем с обращением к адресату, оставил записку, прикрепленную скрепкой к конверту: «Борис Корди (архимандрит Арсений), родом грек, родился в 1904 г., умер около 1939 г. Он рано потерял родителей. Учился в Средней школе сельскохозяйственного уклона (колонии), организованной в первые послереволюционные годы под Москвой Лидией Мариановной Арманд. Окончил в середине 20-х годов. В школе он близко сошелся с Олегом Поль, который был несколько старше его и преподавал в школе математику. Оба они, почувствовав большую склонность и интерес к Православию и монашеству, твердо решили отправиться на Кавказ, где, вплоть до Абхазских берегов, располагались в то время скрытые (иногда подземные) скиты, кельи, церкви, жили отшельники, старцы, обоего пола монахи. Перед отъездом на Кавказ Борис, обладавший художественными способностями, по окончании школы работал в столярной мастерской в Абрамцеве, где учился изготовлению кустарных деревянных изделий (ложек и т.п.), рассчитывая в будущем иметь заработок, сбывая их в приморских городах и курортах. На Кавказе Борис принял монашество, а Олег стал иеромонахом. Через некоторое время все скрывавшиеся на Кавказских горах были обнаружены, арестованы, осуждены. Олег Поль был расстрелян. Борис Корди выслан на Урал. По окончании срока он поехал в Алма-Ату, к матери Олега — Марине Станиславовне, которая была преподавателем музыки. Борис жил в Алма-Ате и работал оформителем в музеях, на выставках и т.п. до 1938 или 1939 года, когда все представители духовенства, находившиеся в ссылке или после ссылок в городах Южного Казахстана, были снова арестованы и осуждены. Борис, по слухам, умер во время этапа». Первое письмо …Обитаю я теперь высоко в горах, вдалеке от селения, людей, среди леса и гор. Жизнь здесь иная, чем в миру. Порядок жизни похож на монастырский, но все-таки в некотором отличается от монастырской. Мне, кроме двух моих сожителей, не приходится видеть никого из людей. В селение я не хожу, отчего и не вижу никого из посторонних. Но этим я не печалюсь, а по правде сказать, так доволен. У местных монахов есть хороший обычай — это к соседу не ходить без необходимости. Хотя невдалеке и живет один монах, но его совсем не слышно и не видно.

http://pravoslavie.ru/38142.html

В приходе в д. Комарово существовала братская школа для детей – старообрядцев, в 1913 г. она была перенесена в д. Паутово. Епископ Вятский и Слободской посещал приход в 1904, 1913 и 1914 г.г.; в последний его приезд все дороги на пути его следования были тщательно перепаханы, а все работы в тот день запрещены. После торжественного молебна, каждого прихожанина Владыка одарил шейным крестиком… В 1910 г. приход Вотской церкви состоял из 8 селений с населением: русских православных – 2319, старообрядцев – 474 человека. Из описания прихода за 1912 г.: «Село расположено на ровной местности, недалеко от реки Байсы, которая в трех верстах впадает в р. Вятку. По высокому берегу Байсы есть небольшие перелески… Главное занятие прихожан – хлебопашество, а побочное – бурлачество. В приходе при д. Комарово построена безпоповщинская молельня, разрешенная правительством». Исстари на поле д. Малый Сердеж в июле проволился молебен. В 1924 году крестьяне пренебрегли даже уплатой волостного сбора, сохраняя старые традиции. Также и в с. Вотское с иконой обходили поле, прцессия щла через всё село. Первым священником был о. Павел Сушков, с 1913 по1930 г.г. служил о. Сергий Годнев. Последний священник – о. Димитрий Попов (после закрытия церкви уехал в п. Аркуль Нолинского района, впоследствии служил в г. Нолинске. Последний диакон – Андрей Щелчков (позднее работал в колхозе и отошел ко Господу на родной земле, отец Ильи Щелчкова – председателя колхоза, учителя Лебяжской школы участника Великой Отечественной. При Советской власти в приходе был составлен «Устав» религиозного общества церкви с. Вотского. Приход присоединился к обновленческому течению. В 1924 г. решался вопрос о выходе из него и уволнении обновленческого свщенника. Изъятие церковных ценностей произошло 17 марта1922 г. Предлогом для закрытия церкви в с. Вотское стала нехватка школьных помещений. Например, председатель собрания в колхозе «Доброволец» говорил 29 апреля 1939 г.:  " Построить к учебному году школу мы не имеем возможности, я вношу предложение в с. Вотском церковь закрыть и передать под школу. Она нам совершенно не нужна и пользы нам никакой не приносит, кроме вреда. Этим самым мы обеспечим помещение и устроим учить всех детей " . Такие собрания были проведены во всех селения Вотского прихода, правда, итоги их, скорее всего, были сфабрикованы, но на основании этого Президиум Облисполкома вынес постановление 1103 от 28 июня 1939 г. о закрытии храма. Очевидцы вспоминают, что летом он еще работал, а когда настало время жатвы в поле, его закрыли. За 1948 г. о церкви сообщалось, что она полностью переоборудована под школу, но пришла в совершенную ветхость. К этому времени она не имела ни сторожки, ни ограды, ни колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=34905

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010