На вершине горы Секирной был установлен военный пост для наблюдения за движением морских кораблей. 1857 г. - на берегу Савватиевского озера у подножия горы воздвигнута часовня в честь Чуда в Хонех Архистратига Михаила — в память о чуде с ангелами (1430). С 1857 по 1862 гг. на месте чуда был построен Вознесенский скит. На вершине горы Секирной воздвигнут по проекту архитектора Шахларева трехъярусный храм: придел в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех в нижнем ярусе, престол в честь Вознесения Господня в среднем ярусе, звонница в верхнем ярусе. Венчает церковь морской маяк, видимый с моря на расстоянии до 60 километров. Высота верхней точки храма около ста метров. С северо-восточной стороны от храма располагается смотровая площадка, откуда открывается живописная панорама северной части острова, Савватиевского скита и Исаковской пустыни. Несколько позже с юго-западной стороны к храму был пристроен двухэтажный деревянный келейный корпус, внизу, на полугоре устроена баня, хозяйственные постройки и огороды. Так при архимандрите Порфирии был основан Свято-Вознесенский скит. В 19 веке монастырь был чрезвычайно богат и вел самую разноплановую экономическую деятельность. Это требовало содержания и эксплуатации большого флота. Монахи сами строили в монастырском доке корабли, причем не только парусные вельботы или шхуны, но и пароходы. Монастырские суда были укомплектованы экипажами из монахов и совершали регулярные пассажирские и грузовые рейсы из Архангельска и Онежской губы. В 1904 г. маяк был капитально отремонтирован и получил новую французскую линзу В 1923-1939 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения, на горе Секирной располагался штрафной изолятор — печально знаменитая «Секирка». В Вознесенском храме, который не отапливался, заключенных содержали зимой без верхней одежды, спать им приходилось на каменном полу. После изощренных пыток мало кто выходил из «Секирки» живым. Здесь же, у подножия горы, приводились в исполнение «расстрельные» приговоры. В 1930-е гг.

http://sobory.ru/article/?object=03580

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Чуков Николай Кириллович; 1.02.1870, Петрозаводск - 5.11.1955, Москва), митр. Ленинградский и Новгородский. Из крестьянской семьи. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии. С 11 лет прислуживал в алтаре Успенской ц. при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском еп. Палладии (Пьянкове) и его преемнике, еп. Павле (Доброхотове) . В авг. 1884 г. по благословению еп. Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой ДС, по окончании к-рой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского ДУ. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями зав. читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Образ Мессии по таргуму Ионафана, сына Узиелова» и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. 8 сент. 1895 г. по представлению Олонецкого еп. Павла и при поддержке ректора СПбДА Выборгского и Финляндского архиеп. Антония (Вадковского) назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального жен. уч-ща В. Д. Любецкой (1879-1939), от к-рой у него было 5 детей. 14 апр. 1897 г. рукоположен во иерея с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в церкви Николаевского приюта для девочек. За 15 лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (со 161 до 325), количество учащихся возросло на 82%, при школах открыто 308 б-к. По инициативе о. Николая для духовного просвещения взрослого населения в епархии регулярно проводились воскресные чтения, среднее число к-рых превышало 2 тыс. в год. К 1909 г. все школы грамоты в Олонецкой губ. были преобразованы в одноклассные церковноприходские школы. В 1904 г. награжден наперсным крестом, в том же году на Международной промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губ. земства на I общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Громадский Александр Якубович; 01.11.1882, с. Докудов на Подляшье - 7.05.1943, с. Смыга на Волыни), митр. Волынский и Житомирский МП. Род. в семье сельского правосл. псаломщика. В 1904 г. окончил Холмскую ДС, в 1908 г.- КДА со степенью канд. богословия. В июле 1908 г. рукоположен во священника, служил в соборе г. Холма (польск. Хелм), стал членом Холмской духовной консистории. Со 2 февр. 1916 г. холмский епархиальный наблюдатель церковных дел. В 1917-1918 гг. служил в Бессарабии, с 1918 г. протоиерей. С 1918 г. преподаватель Кременецкой ДС, в 1921-1923 гг. ее ректор. В качестве одного из секретарей присутствовал в янв. 1922 г. на соборе епископов в Варшаве, где поддержал митр. Варшавского Георгия (Ярошевского), настаивавшего на немедленном провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше. 11 февр. 1922 г. принял иноческий постриг с именем А. В апр. 1922 г. хиротонисан во епископа автономной Православной Церкви в Польше. 3 сент. 1922 г. стал епископом Луцким, викарием Волынской епархии. С 12 окт. 1922 г. правящий епископ Гродненской епархии, с 10 февр. 1923 г. член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше, неканонически учрежденной в февр. 1923 г. Вселенским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) в условиях давления польск. гражданской власти; с 21 апр. 1923 г. епископ Гродненский и Новогрудский, с 1 дек. 1924 г. зам. председателя Митрополичьего совета. В нач. 1927 г. вместе с митр. Варшавским Дионисием (Валединским) предпринял поездку к Предстоятелям поместных Церквей с целью добиться офиц. признания автокефалии Польской Церкви. С 3 июля 1928 г. архиепископ. В 1930 г. вошел в комиссию по подготовке Поместного Собора Польской Церкви. С 15 апр. 1934 г. архиепископ Волынский и Кременецкий. А. был активным сторонником украинизации. церковной жизни. Осенью 1939 г. арестован советскими властями. С 1940 г.- в юрисдикции МП (оставлен на Волынской кафедре). В 1941–1944 гг. на территории оккупированной нем. войсками УССР и в соседних украиноязычных обла-стях Белорусской ССР действовала каноническая Автономная УПЦ, созданная на Соборе епископов Украины, к-рый прошел 18–25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре под председательством А. Автономная Церковь была образована для противодействия распространению на Украине автокефалистских церковных орг-ций. (См. ст. Украинская автокефальная православная церковь ).

http://pravenc.ru/text/64654.html

Можно согласиться с мнением академика А. Н. Сахарова, что завершивший Русско-японскую войну Портсмутский мирный договор «вырос на почве общей заинтересованности не победившей Японии и не проигравшей войну России». Журнал «Православие и современность» 30 (46) Беседовала Оксана Гаркавенко  Здесь и далее даты даны по старому стилю, кроме особо оговоренных случаев. –  Ред.  Императорская династия Цин, правившая Китаем в 1644–1911 гг.–  Ред .  Генерал Алексей Николаевич Куропаткин с начала боевых действий был назначен командующим Маньчжурской армией; с октября 1904 г. — главнокомандующий. В начале марта 1905 г. был снят с этого поста и заменен генералом Николаем Петровичем Линевичем.  Тогдашнее название США.  Ольденбург Сергей Сергеевич (1888–1940) — известный российский историк. Сын известного индолога, академика Сергея Федоровича Ольденбурга. С 1920 г. — в Зарубежье. В 1939 г. выпустил монографию «Царствование императора Николая II», общепризнанно лучшее исследование той эпохи, не потерявшее научной ценности до настоящего времени. В 1990–2000 гг. книга неоднократно переиздавалась в России (в ряде случаев — с неоговоренными купюрами).  Дубасов Федор Васильевич (1845–1912) — русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал.  Витте Сергей Юльевич (1849–1915) — русский государственный деятель. В 1893–1903 гг. — министр финансов. Министерством Витте была проведена денежная реформа и введено золотое денежное обращение. С октября 1905 по апрель 1906 г. — председатель Совета министров.  Сахаров Андрей Николаевич — современный российский историк, член-корреспондент РАН, автор ряда трудов по истории внешней политики.  Коковцов Владимир Николаевич (1853–1943) — русский государственный деятель. На протяжении ряда лет занимал должность министра финансов, затем председателя Совета министров Российской империи. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75042.html

Галина И. 29 ноября 2023, 20:52 В отечеств.-й историографии есть масса исследований проблем красного и белого террора в России. Одностороннего террора не существует. Был еще жесточайший террор «зеленых» в том же Крыму и вооруженных отрядов анархистов «черной гвардии». Сегодня, в пору глобализации и кибертерроризма, эта проблема имеет планетарные масштабы. На примере известных нам стран мы имеем дело с государственным терроризмом, управляемым влиятельными внешними силами. А международные экстремистские организации способны вывести из строя систему управления ядерными реакторами. «Если человечество не научится жить в мире, оно погибнет» (Ч.Айтматов). Но у нас есть сила молитвы за нашу победу -победу добра и торжества истины. Катерина 29 ноября 2023, 20:35 Не надо спорить с Татьяной. Она праваНа основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 " о мобилизации военнообязанных " призыву подлежали военнообязанные 1905-18 гг. рождения (военнообязанные 1919-22 гг. рождения уже находились на действительной военной службе). В целях восполнения боевых потерь и создания резервов в августе 1941 проведена дополнительная мобилизация военнообязанных 1890-1904 гг. рождения и призывников, родившихся в 1923. Призыв последующих возрастов осуществлялся в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 обычным порядком. На его основании в годы войны в Вооружённые Силы СССР призваны военнообязанные до 1927 года рождения И. 29 ноября 2023, 13:27 Александр29 ноября 2023, 10:03 Конечно, если " мировое сообщество в лице Антанты " , то да, сильный аргумент. Не возмущайтесь тогда, когда мировое сообщество в лице блока НАТО со своей точки зрения на законность захочет решать, кому быть на территории России, а кому нет. А на бытовом уровне поинтересуйтесь точкой зрения на законность своих соседей, чтобы сюрпризов не было. Елена О. 29 ноября 2023, 11:09 Каждое новое поколение пытается разрушить мир насилья. А затем... Александр 29 ноября 2023, 10:03 Алла28 ноября 2023, 19:47 Что для вас законность и с чьей точки зрения? Армия присягнула, Церковь не протестовала, общество в целом было лояльно, ваши любимые большевики благодаря Временному правительству вернулись в Россию и тоже первое время особенно не жаловались. Наконец, мировое сообщество в лице Антанты признало. Все признаки законности налицо. Сравните с аналогичными показателями у большевиков и ужаснитесь. Плюс все понимали, что это именно ВРЕМЕННОЕ правительство, т.е. суррогат и средство достичь УС. И право сильного тут не причём - там максимум морально нажали на Царя, чтобы он отрёкся, когда никакого Временного правительства не существовало.

http://pravoslavie.ru/157476.html

Петр Алексеевич Харитонов родился 18 ноября 1852 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1873 г. окончил Императорское училище правоведения в Петербурге по 1-му разряду (1873). Служил в департаменте Министерства юстиции. В 1883 г. Харитонов назначен юрисконсультом Министерства юстиции. В 1889 г. принимал участие в работе комиссии по пересмотру положения о земских учреждениях. С 1898 г. статс-секретарь департамента гражданских и духовных дел, с 1904 г. товарищ государственного секретаря. В 1906 г. Петр Алексеевич получил звание сенатора, назначен присутствующим членом Государственного совета. В 1907-1916 гг. он занимал должность Государственного контролера. В 1915 г. временно руководил Министерством финансов. Во время первой мировой войны отстаивал необходимость совместной работы правительства с Государственной думой и общественными организациями. Выступал против смещения великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего. За службу Харитонов награжден высшими российскими орденами до ордена Св. Александра Невского включительно. П.А.Харитонов умер в 1916 г. Также сегодня мы вспоминаем ученого-геолога, основателя советской нефтяной геологии И.М.Губкина (1871-1939). Иван Михайлович Губкин родился 9 сентября 1871 г. в с. Поздняково Муромского уезда в семье крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом на Волге. По настоянию бабушки родители отдали мальчика в сельскую приходскую школу. Учитель школы и инспектор народных училищ обратили внимание на блестящие способности Ивана и помогли ему поступить в Муромское уездное училище. В 1890 г. Губкин окончил Киржачскую учительскую семинарию и работал сельским учителем в Муромском уезде. В 1898 г. Иван Губкин окончил Петербургский учительский институт и начал преподавать в городском училище в Петербурге. Затем была учеба в Петербургском горном институте (1903-1910). В 1917-1918 гг. Губкин был в научной командировке в США. В 1918 г. ученый вошел в состав Главного нефтяного комитета, а с 1919 г. являлся руководителем Главсланца.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/21/de...

М. Вержбицкий) была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца 113-го пехотного Старорусского полка в Шяуляе (1908, с 1919 костел св. Юргиса). В инженерном управлении Виленского военного окр., к которому относились Витебская, Гродненская губернии, а также Лифляндия, Курляндия и ряд соседних губерний, архит. Прозоровым на основе этого образцового проекта, однако с очень значительными изменениями, был разработан проект базиликального военного храма в московско-ярославском стиле, по которому в 1904-1907 гг. были сооружены соборные церкви в Двинске (ныне Даугавпилс), Гродно и церковь в Сувалках (ныне капитально перестроена). Черты модерна нач. XX в. присутствуют в архитектуре деревянной ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Микнишкесе Шальчининского р-на (1915), наос и колокольня которой в плане близки к квадрату и имеют вид массивных объемов с 4-скатными кровлями и большими окнами, завершены шатровыми кровлями и миниатюрными луковицами. Традиц. планировочная схема деревянной ц. во имя мч. Никандра Мирского в Лебенишкяе Биржайского р-на Каунасского у. сочетается с усложненным характером завершений в духе модерна (1909, инженер-архит. Шпаковский, с 1902 ковенский губернский, с 1906 виленский епархиальный архитектор). Церковь Иверской иконы Божией Матери в Паланге. 2000–2002 гг. Фотография. 2013 г. В межвоенный период храмостроительство в Л. не прекращалось, оно характеризовалось разнообразием стилистики при скромных масштабах. Мемориальная ц. Всех святых, в земле Российской просиявших (ок. 1936), построенная свящ. А. Недвецким на правосл. кладбище в Вевисе, отличается высокой 2-скатной криволинейной кровлей в виде килевидного кокошника-бочки, килевидные кокошники помещены на центральной оси боковых фасадов. Построенная в Микнишкесе часовня над гробницей прот. Понтия Рупышева (ок. 1939) имеет вид октагона, увенчанного куполом на граненом барабане; большие окна и лотковый свод создают единое светлое пространство, фасады завершены полуциркульными кокошниками.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Бурные дебаты по вопросу рабства привели к новому расколу внутри Методистской епископальной церкви. В 1844 г. возник кризис, связанный с личностью епископа-рабовладельца Дж. О. Эндрю. Работа Генеральной конференции в Нью-Йорке, продлившаяся 36 дней, зашла в тупик, и участники конференции проголосовали за «план разделения», согласно которому Методистская епископальная церковь включала сев. и зап. конференции, а в юж. штатах действовала Методистская епископальная церковь Юга, официально созданная в Луисвилле (шт. Кентукки) в 1845 г. Поиски путей взаимопонимания обеими сторонами начались вскоре после капитуляции армии южан 9 апр. 1865 г. в Аппоматтоксе, но примирение между Методистской епископальной церковью и Методистской епископальной церковью Юга состоялось не сразу. С 1904 г. начался процесс сближения, но только в 1939 г. на конференции в Канзас-Сити (шт. Миссури) произошло их объединение. К союзу присоединилась также Методистская протестантская церковь; в итоге возникла Единая методистская церковь. Уэслианские М. создали независимые церкви, к-рые получили название «Церкви святости». В 1857-1858 гг. в США были организованы летние евангелистские лагеря, в которых проходили продолжительные (до недели) собрания верующих и совершались многочасовые покаянные молитвы. В 1860 г. была создана церковь «Свободные методисты». По окончании Гражданской войны (1865) «Движение святости» охватило как северную, так и южную Методистские церкви США. В 1867 г. была создана Национальная ассоциация лагерных собраний ради достижения святости, в 1893 г. преобразованная в Национальную ассоциацию святости, в 1971 г. она стала называться Ассоциацией христианской святости. В 1863 г. к движению примкнули нек-рые пенсильванские меннониты, в 1947 г.- часть квакеров. В 1880-1890 гг. М. доминировали в движении, затем часть проповедников стала отвергать доктринальные нормы и каноническую власть. Основанные такими проповедниками секты стали объединяться. Сравнительно крупными объединениями стали Церковь Бога (основана в 1880 в г. Андерсон, шт. Индиана), Церковь назореев (1908) и Пилигримская церковь святости Нью-Йорка (1897; в 1968 объединилась с Методистской уэслианской церковью в Уэслианскую церковь).

http://pravenc.ru/text/2563076.html

Оригинальной архитектурой отличается часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских (Никольская ц.) (1904-1910, совр. городской пос. Мир Кореличского р-на Гродненской обл.), к-рая входит в ансамбль Мирского замка и усадебного дома, расположенного в англ. парке. Часовня-церковь построена по проекту М. на средства кнг. К. М. Святополк-Мирской и освящена, вероятно, в честь небесного покровителя ее умершего мужа. В склепе, рассчитанном на 20 могил, были захоронены 6 представителей княжеского рода. Эскиз часовни М. датирован 1901 г., 24 авг. 1902 г. новаторский проект М. в «русско-романском» варианте раннего модерна был одобрен Строительным отд-нием Минского губернского правления. Вероятно, М., добиваясь соответствия архитектуры храма средневековому замку, обратился к асимметричному объемно-пространственному решению церковного здания с устремленным вверх силуэтом, в к-ром доминирует квадратная в плане 3-ярусная башня-звонница, а также использовал в отделке красным кирпичом, камнем и бетоном неоготические и неороманские детали. Высокая звонница расположена на углу, над боковым крыльцом, ведущим в крипту-усыпальницу, асимметрично центральной оси фасада, и покрыта шлемовидным куполом. На плоскостях стен звонницы имеются узкие щели-проемы, верхний ярус звона открыт. Основной объем храма в плане традиционен: 3-частный, прямоугольный, со «срезанными» углами. К нему примыкает высокая 5-гранная апсида. К главному входу, оформленному приземистым арочным перспективным порталом, ведет лестница, притвор значительно вынесен наружу, оконные проемы высокие и узкие. Формы модерна сочетаются в храме с выбеленными элементами ретроспективного декора (орнаментально-декоративные пояса, профилированные карнизы, сухарики, полуколонки, лопатки, рустованные наличники, металлические ограждения решеток), пластически и колористически насыщенного. Фасады украшены мозаичными иконами, сохранилось огромное панно с изображением Спаса Вседержителя в киоте с фронтоном. На звоннице размещался картуш с изображением гербов древнейших рус. городов. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом и расписан в терракотовых и фиолетовых тонах. Храм был закрыт и разграблен в 1939-1940 гг., использовался под зернохранилище. В 2004-2008 гг. проведены основные реставрационные работы. Осенью 2009 г. был установлен новый дубовый иконостас, изготовленный в г. Барановичи по образцу исторического, выполненного по проекту М. и фрагментарно сохранившегося в ц. в честь Жировичской иконы Божией Матери в г. Берёзовка Гродненской обл. В храм возвращен крест над царскими вратами, паникадило находится в Троицкой ц. Мира. С 2014 г. возобновились богослужения. Мирский замково-парковый комплекс в 2000 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

Но только я почему-то сомневаюсь, чтобы нам разрешили вернуться и занять весь остров Валаам, как мы и раньше пользовались самостоятельно всем – и лесом и землёй. Вряд ли так нам позволят хозяйствовать. Там у них свои порядки и собственности никто не имеет, а всё принадлежит государству. Быть может, нам сделают какое-нибудь исключение, но думаю, трудно сказать, как это может случиться. Ведь Митрополит (Григорий (Чуков) – Т. Ш.) видел наше убожество, а также и с собой взял список всей братии с указанием даты рождения, так что он знает, за кого будет хлопотать и как на это посмотрит советское правительство. Быть может будущим летом что-нибудь будет известно. В Гельсингфорсе все трубят, что мы скоро уезжаем на Валаам, а мы пока и сами ничего не знаем, быть может, нужно ещё и гражданство принимать советское. А также и со своим правительством нужно сделаться, ведь мы – большинство финляндские граждане. На этом пока и закончу своё нескладное письмо. О. эконом Филагрий шлёт свой привет и доброе пожелание. С честью имею быть Твой во Христе собрат иеромонах Тарасий … 1 Игумен Харитон (Дунаев, 1872–1947) – в 1894 г. поступил в Валаамский монастырь; в 1905 г. пострижен в монашество; в 1909 г. назначен экономом монастыря; в 1910 г. рукоположен в иеромонаха архиепископом Финляндским 2 Сергием (Страгородским) ; в 1933 г. утверждён финляндским Церковным управлением в должности настоятеля; в 1927 г. опубликовал свой труд “Вве­дение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях”. Игумен Харитон был последним настоятелем Спасо-Преображенской Валаамской обители, занявшим эту должность на “Старом” Валааме. При нём в 1939–1940-м гг. прошли эвакуация монастыря в глубь Финляндии и устроение нового монашеского поселения в Папинниеми; незадолго до кончины принял схиму. 3 Иеромонах Исаакий (Трофимов, 1878–1952) – в 1904 г. зачислен в Валаамский монастырь; в 1908 г. пострижен в монашество. В 1912 г. посвящён в сан иеромонаха. Как свободно владеющий финским языком, неоднократно бывал командируем исполнять настоятельские обязанности в приходах, где временно не было настоятеля. В монастыре отец Исаакий состоял законоучителем финской народной школы на Валааме и членом её дирекции, был депутатом от монастыря на церковных соборах, с 1927 г. заведовал монастырской канцелярией и пр.; утверждён в должности благочинного Коневского, Петсамоского и Линтульского монастырей на пятилетие 1938–1942 гг. С 1935 г. занимал пост наместника монастыря, руководил эвакуацией монастырского имущества с Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010