Во 2-й пол. XIX в. центром миссионерской деятельности стал Шанхай. В 50-х гг. XIX в. здесь был создан «Комитет по исправлению перевода Библии». С 1868 г. в «Цзяхуй синьбао» (Новая церковная газета) обсуждались проблемы совместимости христианства и кит. культуры. В 1874 г. наиболее активно в ней участвовали китайцы-протестанты. В том же году представитель амер. Южной методистской епископальной церкви Я. Дж. Аллен (Линь Лэчжи) издавал газ. «Ваньго гунбао» (Всемирный вестник). Известными миссионерами были Дж. Фрайер (Фу Ланья; 1839-1928), А. Уильямсон (Вэй Лянчэнь; 1829-1890), Артур Эванс Моул (1836-1918), Джон Кембелл Гибсон (Цзи Юэхань), Уильям Джонс Бун (1811-1864). В февр. 1870 г. в К. прибыл Конрад Башлин, член Германской баптистской миссии. Он крестил 10 китайцев. Большую известность в кон. XIX в. получил амер. протестант. миссионер, польск. еврей, родившийся в Российской империи, Дж. Шерешевский (Ши Юэйпи, 1831-1906). Он получил иудейское образование, эмигрировал в США и стал протестантом. Окончив семинарию, прибыл в 1859 г. в Шанхай в качестве проповедника Протестантской епископальной церкви в США . В 1877 г. стал епископом Шанхая, основал в городе ун-т св. Иоанна (1879). В 1875 г. Шерешевский завершил перевод ВЗ, в 1902 г. подготовил перевод Библии на упрощенный литературный кит. язык. В 1877 г. в К. действовали ок. 500 протестант. миссионеров, принадлежащих к 25 миссионерским об-вам (лютеране, методисты, баптисты, пресвитериане и др.). По данным русского дипломата, в кон. XIX в. в стране было не менее 1,5 тыс. протестант. миссионеров и ок. 50 тыс. новокрещеных китайцев ( Коростовец И. Я. Китайцы и их цивилизация. СПб., 1898. С. 117). Самые крупные миссии - Внутренняя китайская миссия, Лондонская миссия, Методистская епископальная миссия, Христианское об-во (Шанхай). Активнее всего протестанты работали в пров. Фуцзянь. Одним из ведущих протестант. миссионеров в Центр. Китае был прибывший в 1855 г. от ЛМО Гриффит Джон (1831-1912). Рус. торговец И. Волосатов в 1888 г. встречал англ. протестант. миссионеров в Сиани, сообщал о представителях Лондонского Библейского об-ва, работавших в Ханьчжунфу, где был построен храм, и община насчитывала до 200 китайцев-христиан ( Волосатов И. Некоторые сведения о Гуй-хуа-чене//Труды русских торговых людей в Монголии и Китае. Иркутск, 1980. С. 94). В Тайюани были миссионеры различных протестант. миссий, в г. Чэнду работали 4 протестант. миссии. В районе Фучжоу действовала англо-американская женская протестант. миссия «Зенан».

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Достоевский Ф. М. Письма за 1832–1859 гг.//Он же. Полн. собрание сочинений в 30 т. Л.: Изд-во Наука, 1972–1988. Т. 28. Ч. 1 (1985). Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М: Изд-во ПЕР СЭ; СПб.: Изд-во ИМАТОН-М, 2000. Евлампиев И. И. Богословие против философии: творческое служение Георгия Флоровского //Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация/Сост. И. И. Евлампиев. СПб.: Изд-во РХГА, 2005. С. 5–48. Евфимий (Зигабен) , мон. Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по свято-отеческим толкованиям. Московский патриархат, молдавская митрополия. Единецко-Бричанская епархия, 2003. Епифанович С. Л. Лекции по патрологии: Церковная письменность I–III вв. СПб.: Изд-во Воскресение, 2010. Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Изд-во Мартис, 2003. Жаба С. За други своя//Вестник Р. Х. Д. 1980. 131. С. 325–341. Жизнеописание Глинского подвижника старца Архиппа. Одесса: Тип. Е. И. Фесенко, 1902. Житие иеромонаха Никона/Сост. М. С. Добромыслова. М.: Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1996. Житие иеросхимонаха Льва. М.: Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1994. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. М.: Изд-во Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1892. Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . М.: Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 1994. Завершинский Г. Богословие диалога. Бубер и христианство//Богословие личности. С. 73–86. Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: отношения людей в вещественном мире// Церковь и время. 2010. 2 (51). С. 195–206. Завершинский Г., свящ. Богословие диалога: «принцип персоны» архим. Софрония (Сахарова) // Церковь и время. 2007. 4 (41). С. 32–44. Завершинский Г., свящ. Богословский экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова) //Альфа и Омега. 1999. 3 (21). С. 167–180.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Елици или стыдяся мене, или в забытии приидоша, или в небрежения за гордения своего положиша, или опасаяся мене или за скудость ума, всяк иже есть, священници и иноци и благороднии и мирстии, мужеск пол и женеск, да будут прощени от Господа Бога и благословени, и да не вменится им, занеже то мое и в мене предкнушася и моея области то разрешати. Елици возлюбиша и помиловаша нас Бога ради в нужах наших, христоименитии людие, велможи, мужие и жены, да будут и тии благословени и помиловали от Человеколюбца Бога, да вдасть им Господь по сердцу их вместо тленных нетленное. Дом святыя Богородица и святых великих чюдотворец Русския Митрополия, и бояр своих, и старцов, и детей боярских, и всех церковных людей от мала и до велика приказываю благочестивому и боговенчанному и христолюбивому царю государю великому князю Ивану Васильевичи) всея Русии самодръжцу и молю его царство, да всех сохранит в дому Пречистой под кровом царства своего, и никтоже ни от когоже не движим пребудут, доколе, оже даст Бог, боговенчанный царь со священным собором изберет себе Митрополита в мое место. Последи же и того благословляю и прощаю, егоже с Божиею помощию изберет себе благочестивый царь и священный Собор Пастыря и Митрополита, святей Церкве и мое место предстателя, да о всем славится Бог, в Троицы певаемый, аминь (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С.374–377). 1 Макарий игумен. Болгарский Патриарх Евферий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международея симпозиум 1100 години и от блажената кончината на св.. Методий. София. 1989. Т . 2. С. 224. Прим. 18 2 См.: Макарий архим. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX в в .)//Макарий архим. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лебедев А.П. Преосвященный Порфирий Успенский : (По поводу столетия со дня его рождения, 1804–1904 гг.). – [Сергиев-Посад]. Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904.– 23 с.– Отт. из «Богосл. вестника», 1904, 9. Пономарев С. И. Новые труды преосвященного Порфирия Успенского . – СПб.: тип. Акад, наук, 1878, 30 с.– Отт. из «Сборника Отд-ния рус. яз. и словесности Акад, наук», 1878, т. 18, 19. Цагарели А. И. Преосвященный Порфирий о грузинских древностях: Чит. в заседании Вост, отд-ния Р[ус.] арх. общ. 21 мая 1885 г.– [СПб.]: тип. Акад. наук. – И с., ил.– Отт. из «Записок Вост, отд-ния Рус. археол. о-ва», 1886, т. I, вып. 1. 1 Настоящая публикация построена на основе научного сообщения, сделанного в Московской Духовной Академии 22 февраля 1985 года на вечере, посвященном памяти епископа Порфирия Успенского , в результате изучения рукописных и печатных его материалов при подготовке 1-й и 2-й Афонских экспедиций 2 Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского . Тт. I–VII. Изд. Имп. Академии наук, на иждивении Православного Палестинского общества, под редакцией П.А. Сырку. СПб.. 1894–1902. 3 Мы надеемся в дальнейшем опубликовать полный аннотированный Библиографический указатель всех трудов епископа Порфирия, изданных и неизданных, над которым сейчас проводится работа. 6 Описание бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в Имп. Академию наук по завещанию. Составлено по поручению Академии наук П. Сырку. Приложение к 64-му тому «Записок Имп. Академии наук». 9. СПб., 1891. 9 В настоящее время планируется необычайно важное мероприятие – возвращение в виде ксерокопий на документной бумаге уникальных отрывков из собрания епископа Порфирия (ГПБ) в сохранившиеся кодексы на Афоне, из которых в свое время они были изъяты. 10 Архимандрит Порфирий условно указывает самый малый возраст, хотя может быть и другое мнение –в сторону возрастания (?).– А. И. 11 В Институте рукописей АН ГССР «Тропологий» рассматривается как гимнографическое приложение к Лекционарию (ПДГЛ – П. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980, с. 923).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

2926       Беридзе В. Архитектура Тао-Кларджети. Тб., 1981. С. 11 (франц. пер., несколькосокращенный: Bèridze V. Architecture de Tao-Klardjetie. Tbilissi, 1981. C. 207–334). 2928       Такайшвили E. Христианские памятники: Экскурсия 1902 г. M., 1909. (Мат-лы по археологии Кавказа. Т. XII). C. 1–117; Он же. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Т. 1–5. Тифлис, 1905–1915. 2929       Такайшвили E. Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чанглы. Париж, 1938 (на груз. яз.). 2930       Такайшвили E. Археологическая экспедиция 1917-го года в южные провинции Грузии. Тб., 1952. 2931       Zdanevitch I. L’intinéraire géorgien de Ruy Gonzales de Clavijo et les églises aux confines de l’Atabégat. P., 1966. 2932       Mapp Н.Я. Дневник поездки в Шавшетию и Кларджетию. СПб., 1911. (Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии, VII). 2933       Уварова П.С. Коллекции Кавказского музея. Т. V: Археология/Под ред. Г. Радде. Тифлис, 1902. Бóльшую часть археологической коллекции Кавказского музея составляли материалы, полученные во время разведок и раскопок, которые организовал A.C. Уваров в 1879–1881 гг. в связи с подготовкой V археологического съезда в Тифлисе. 2934       Айналов Д. Кавказ и его древности. Харьков, 1902. Отд. отт.: Мирный труд. 1902. Вып. 3. С. 8. 2935       Платонова Н.И., Мусин А.Е. Императорская Археологическая Комиссия и ее преобразование в 1917–1919 гг.//Имп. Археологическая Комиссия… С. 1065–1115. 2937       Медведева М.В., Мусин А.Е. Императорская Археологическая Комиссия и охрана памятников культуры//Имп. Археологическая Комиссия… С. 1005. 2938       Формозов A.A. Русские археологи в период тоталитаризма: Историогр. очерки. M., 2006. С.273–274. 2940       Формозов A.A. Русские археологи в период тоталитаризма… С. 280–288; Проданные сокровища России/Под ред. И. Ильина , Н. Семеновой. M., 2000; Williams В. Russian Art and American Money: 1900–1940. Cambridge (MA); L., 1980. P. 191–228, 147–190. 2941       Гриневич К.Э. За новый музей: Херсонесский музей – первый опыт применения марксистских идей в музейном строительстве. Севастополь, 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: ДАИ. Вып. 12. 17; Гмелин С. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1771. С. 57-59; Второв Н. И. Древние грамоты и др. письменные памятники, касающиеся Воронежск. губ. и частью Азова. Воронеж, 1850. Т. 1. С. 46; Память воронежцу И. Северцеву об осмотре им описи повреждений, причиненных Семилукскому мон-рю осевшею землею//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ. Воронеж, 1887. Т. 1: Воронежские акты. С. 300; Вейнберг Л. Б. Мат-лы по истории Воронежской и соседних губ. 1886. Вып. 8. CCCXXXI-II; 1888. Вып. 12. 483; Веневитинов М. А. Из Воронежской летописи 1696 г.//Памятная кн. Воронежской губ. на 1896 г. Воронеж, 1896. Паг. 3. С. 1-25; Строительная книга Коротояка//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1889. Вып. 16: Акты XVII - XVIII вв. С. 1878-1893; Окладные книги Рязанской митрополии//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 127-132; Правдин А. М. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг.//Там же. С. 357, 359, 361, 365; он же. Акты Дивногорского Успенского мон-ря//Там же. С. 57-90; Строельная книга г. Острогожска//Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 64-82; Склобовский Д. Я. Летопись г. Острогожска и 7-и церквей оного//Воронежская старина. 1902. Вып. 1. Отд. 2. С. 225-328; Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у.//Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. С. 52-71; Никольский П. В. Мат-лы по истории монашества на Дону//Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 68; 1904. Вып. 4. С. 177-231; Вып. 5. С. 6-20; он же. Переписные книги Воронежской епархии мон-рям//Там же. 1903. Вып. 2. С. 218, 220-221; он же. Успенский Дивногорский мон-рь: Ист. очерк. Воронеж, 1904; он же. Монашество на Дону//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 43-161; 1908. Вып. 7. С. 59-159; 1909. Вып. 8. С. 77-180; 1910. Вып. 9. С. 150-181; Макаренко Н. Е. Археологические исследования 1907-1909 гг.//Изв. Имп. археол. комиссии. СПб., 1911. Вып. 43. С. 20; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ., собр. из историй, арх. записок и сказаний//Воронежская старина. 1912. Вып. 11. Прил. С. 1-196; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1954. Т. 2. С. 226-228; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 341; Воронежский край с древнейших времен до кон. XVII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. П. Загоровский. Воронеж, 1976. С. 70-72, 145-146; Воронежский край в XVIII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. М. Проторчина. Воронеж, 1980. С. 52-54, 171; Пименово хожение в Царьград//Книга хожений. 1984. С. 110; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 135, 137-139, 143, 146, 149.

http://pravenc.ru/text/171961.html

430 Шестой Международный фестиваль молодежи и студентов прохо­дил в Москве в конце июля – первой пол. августа 1957 г. и был воспри­нят в мире как один из признаков послесталинской «оттепели». 431 Подразумевается 50-летний юбилей Октябрьской революции, широко отмечавшийся в СССР в ноябре 1967 г. 432 Поющее завтра (les lendemauns quu chantent) – заключительные слова из предсмертного письма французского поэта-коммуниста Га­бриэля Пери (1902–1941). 434 Тольятти Пальмиро – лидер Итальянской компартии в 1926–­1964 гг. Под «письмом Тольятти» подразумевается, судя по всему, па­мятная записка, русский перевод которой был напечатан вскоре после его смерти в газете «Правда» (10 сентября 1964 г.). Одной из задач, стоящих перед коммунистическим движением начала 1960-х гг. здесь назван новый подход к «проблеме религиозного сознания, его корней в массах... его преодоления». В решении этой задачи, отмечает автор, коммунистам «никак не послужит старая атеистическая пропаганда». 441 Сартр, Жан-Поль (1905–1980) – французский философ-экзистен­циалист. В зрелые годы был близок коммунистам, впоследствии пере­шел на крайне левые позиции. 442 Зеленков Б. Человек родился//Молодой коммунист. 1968. 11. С. 95–97. Большинство других публикаций Б.И. Зеленкова от­носится к 1960–1980-м гг. 444 Опубл.: Вестник Русского студенческого христианского движе­ния. Париж; Нью-Йорк. 1966. 82. С. 3–20. Точное назв.: Его Святей­шеству, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию от­крытое письмо, июнь, 1966. 446 Тертуллиан , Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 – после 220). Приведенная цитата – видоизмененный текст из его сочинения «Апология» (ок. 197), гл. 50: «Кровь христиан есть семя» (Тер­туллиан К.С.Ф. Творения в 3 ч./Пер. Н. Щеглова. Ч. 2. Киев, 1912. С. 50). 447 Ср.: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот са­мый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (Солженицын А.И. Матренин двор (1959–1960)//Собр. соч. в 30 т. Т. 1. М.: Время, 2006. С. 141).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Характер документов различен: много черновиков, копий, вторых (или третьих) экземпляров материалов, оригиналы которых отложились в архивах тех учреждений, в которых довелось трудиться Е. Ч. Много материалов, выполненных типографским способом (программы конференций, симпозиумов, списки их участников, пригласительные билеты, тезисы и т. п.); к ним примыкают машинопись стенограмм заседаний, тексты докладов отдельных исследователей. Однако наряду с этими (черновыми и вторичными материалами) в описи сосредоточены и очень интересные, оригинальные документы, в частности дневниковые записи о раскопках в Крыму, о деятельности Крымской комиссии. Переписка Значительный общественный и научный интерес для историков науки, культуры и истории России и, разумеется, для изучения биографии Е. Ч. представляет ее переписка, которая в ее личном фонде выделена в оп. 4 «Переписка» (330 ед. хр.; 1902–1981 гг.). Она состоит из двух разделов: 1) письма Е. Ч. за 1903–1980 гг. и 2) письма к ней за 1902–1981 гг. Происхождение первого раздела объясняется несколькими причинами: во-первых, тем, что Е. Ч. оставляла черновики наиболее важных для нее писем; во-вторых, тем, что письма к родственникам оставались в семье и, в итоге, оказались в архиве Е. Ч.; и, в-третьих, в одном случае Е. Ч. потребовала от своего корреспондента (Б. Т. Горянова) вернуть ее письма. Все письма можно разделить на несколько групп. 1) Переписка с родственниками (мать – Е. В. Головина-Скржинская; Я. И. Ковальский; братья – Роман и А. Ч. Скржинский, жена и дочь А. Ч.; сестра – И. Ч. Скржинская, ее муж и его сестры; няня – Е. Н. Вострикова) и близкими знакомыми (семьи Дебу, Макаровых). Эти письма помимо чисто биографических данных – ценный источник по истории русской интеллигенции. Следует также иметь в виду, что в письмах к родственникам (в первую очередь к сестре – Ирине Чеславовне) содержится много информации о научной и производственной сферах жизни Е. Ч., описываются взаимоотношения с коллегами, об атмосфере в тех институтах, где приходилось Е. Ч. работать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из 303 миниатюр только 71 не имеет подписей. Такого числа вспомогательных текстов нет больше ни в одной рукописи XIV в. Они важны, чтобы понимать сюжеты иллюстраций и исследовать, как соотносились эти подписи с текстом псалмов, и отыскать лит. источники ряда редких иконографических решений, а также для характеристики рус. языка кон. XIV в. Все надписи на полях К. П. выполнены мелким полууставом - характерным, легко узнаваемым письмом, ведущим свое происхождение от приписок на полях рукописей и письма деловых документов. Оно возникло еще в кон. XIII в., но окончательно сформировалось в период второго южнославянского влияния, когда сложились и его специфические признаки: использование большого числа лигатур, подражание греческим буквам, наличие надстрочных знаков, орнаментация, сознательно неодинаковое написание одних и тех же букв; это письмо также отличают особая орфография и пунктуация. Бытование иллюстрированной визант. рукописи XI в. на Руси и ее использование как образца при изготовлении лицевой К. П. представляются существенными фактами рус. культурной жизни кон. XIV в. Миниатюры К. П. свидетельствуют о характерном для рубежа XIV и XV вв. слиянии визант. традиции и рус. мастерства. Лит.: Майков В. В. О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтири 1397 г.//Памяти Л. Н. Майкова: Сб. ст. и мат-лов. СПб., 1902. С. 99-107; Culter A. The Marginal Psalter in the Walters Art Gallery: A Reconrideration//The Journal of the Wallters Art Gallery. 1977. Vol. 35. P. 37-61; Киевская Псалтирь 1397 г. из Гос. Публ. б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ОЛДП. F. 6). М., 1978 [факс. воспроизв. рукописи]; Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской Псалтири. М., 1978; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 94-97. 49 [Библиография]; Weitzmann K. Sinai Psalter cod. 48// Idem. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. L., 1980. [Chap.] 7. P. 4. Fig. 9; Жемайтис С. Г. К вопросу о происхождении и бытовании Киевской Псалтири (1397-1518 гг.)//Хризограф.

http://pravenc.ru/text/1684533.html

and comment. R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Каухчишвили Т. Корпус греческих надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший/Тексты, пер., коммент.: А. Подосинов, М. Скржинская. М., 2011; Силогава В. Древнегрузинские надписи Самтавро. Тб., 2011 (на груз. яз.). Лит.: Церетели Г. Армазская билингва. Тб., 1941; Кекелидзе К. К вопросу об иерусалимском происхождении Грузинской Церкви// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 358-363; Minorsky V. A History of Sharvan and Derbend in the 10th-11th Cent. Camb., 1958; Меликишвили Г. К истории Древней Грузии. Тб., 1959; Климов Г. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964; Мусхелишвили Д. Основные вопросы ист. географии Грузии. Тб., 1980. Т. 2 (на груз. яз); Мгалоблишвили Т. Раннехристианская Картли (IV-V вв.)//Мацне (Вестник). Сер. языка и лит-ры/АН Груз. ССР. Тб., 1988. Вып. 1. С. 102-117 (на груз. яз); она же. Новые Иерусалимы в Грузии. Тб., 2013 (на груз. и англ. яз); Лордкипанидзе О. Наследие Древней Грузии. Тб., 1989; Мцхета/Сост.: М. Булиа, М. Джанджалиа. Тб., 2000 (на груз. яз.); Чхартишвили М. Мцхета как Новый Иерусалим: Иеротопия «Жития св. Нино»//Новые Иерусалимы/Сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 131-150; Sagona A. et al. Bridging two Conminenms: Renewed investigations at Samtavro, Georgia//Tüba-ar. Ankara, 2010. Vol. 13. P. 313-334; Кавтарадзе Г. О древнейшем местонахождении и наименовании Мцхеты//Шромеби (Труды)/Ин-т истории и этнографии. Тб., 2010/2011. Вып. 10/11. С. 49-60 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Археология Территория Вел. М. является наиболее крупным местом археологических раскопок в Грузии. Первые систематические и системные археологические работы в Грузии были проведены именно здесь (30-е гг. XX в.), большинство груз. археологов прошли школу полевых работ в М. и ее окрестностях. О значимости мцхетских древностей еще в 30-х гг. XIX в. писал франц. исследователь Ф. Дюбуа де Монпере: «Сколько еще сокровищ таят в себе для археолога эти развалины, никем еще не посещенные» ( Dubois de Montpereux. 1840. Vol. 4. P. 230). Первые крупные раскопки в М. были произведены на Самтаврском могильнике 1871-1877 гг. по инициативе Кавказского археологического комитета (с 1873 г. Об-во любителей кавказской археологии). Руководил раскопками сотрудник Кавказского музея австр. натуралист Ф. Байерн. Здесь же провели маломасштабные, контрольного характера, исследования франц. антрополог Э. Шантр и рус. археолог гр. Прасковья Уварова; в 1890 г. под рук. проф. Д. Бакрадзе и Е. Такаишвили кратковременные и небольшие археологические исследования были произведены в Багинети; в 1902 г. Такаишвили близ М. раскопал могильник IV-VIII вв.; в 1918 г. в Карсани Г. Леммлейном были обнаружены и раскопаны остатки стеклодувной мастерской.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010