Псалтири (РНБ. Груз. Новая сер. 10; Порфирий (Успенский). 1856). А. А. Цагарели, побывавший в Е. в. м. зимой 1883/84 г., нашел церкви ап. Иоанна Богослова и вмч. Георгия закрытыми. По его сведениям, в 30-х гг. XIX в. в одном из этих храмов араб убил монаха, и богослужения в церкви, согласно правосл. канонам, прекратились; 2-й храм обветшал от древности. Ученый составил «Каталог грузинских рукописей Синайского монастыря», давший представление о размере и составе фонда ( Цагарели. 1888. С. 159-163; Он же. 1889). Н. Я. Марр и И. А. Джавахишвили, посетившие Синай в 1902 г., произвели сверку каталога Цагарели с рукописями Е. в. м. и обнаружили исчезновение нек-рых рукописей ( Марр. 1940; Джавахишвили. 1947). В 1950 г. Ж. Гаритт в рамках Синайской экспедиции Б-ки Конгресса США исследовал и заснял рукописи Синая; микрофильмы груз. рукописей были переданы АН Грузинской ССР ( Garritte. 1956). Среди найденных в 1975 г., после пожара в Е. в. м., рукописей оказалось 150 груз. манускриптов (Sinai. 1990. Р. 359, 394-395; The Monastery of St. Catherine. 1991. Р. 85-89; Alexidze. 1996. Р. 409-421). С 1989 г. специалистами Института рукописей Корнелия Кекелидзе Грузинской АН (ныне Национальный центр рукописей в Грузии) было осуществлено неск. экспедиций в Е. в. м., изданы каталоги в 1978, 1980, 2005 гг. (см. также в ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Монастырские школы»). Ист.: Иона (Гедеванов), митр. Посещение Новороссийского края Ионою, митр. Руисским (в Грузии). Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 67-68; Цагарели А. А. Находки на Синае//ЦВ. 1883. 22. С. 15-16; [ он же.] Груз. памятники в Св. земле и на Синае//Отчет ИППО за 1883-1884 гг. СПб., 1884. С. 57-82; он же. Обзор груз. древностей на Синае//ЖМНП. 1884. Июль. Отд. 4. С. 11-16; он же. Памятники груз. старины в Св. Земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1. С. 51-60, 159-163; он же.

http://pravenc.ru/text/189637.html

139 Один из людей, отвернувшись, уползает в глубину. Его поза очень сходна с позой Ария в Менологии Василия II (II Никейский собор. Миниатюры Менология Василия II Vat. MS. Graec. 1613, fol. 108 r) и во фресках Цаленджихи; см.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. Таблицы. М., 1986. Табл. 541. 140 Произведения византийского искусства допалеологовской поры представляют Моисея безбородым, однако в Кахрие Джами, на мозаической иконе с двенадцатью праздниками из Флоренции (перв. треть XIV в.) и в других памятниках XIV в. появляется новый образ пророка, сходный с изображенным на иконе Успенского собора. Особенно близким по иконографии является тип пророка Моисея из Киевской Псалтири 1397 г. 141 Цит. по Киевской Псалтири: изд. Вздорнов Г. И. Киевская псалтирь 1397 года из Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ОЛДП. Г. 6). М., 1978. Обращение к Псалтири мне кажется наиболее осмысленным еще и потому, что древнерусские книжники, например Епифаний Премудрый , часто цитировали в своих сочинениях именно псалмы, хотя подобное сравнение используется только для выделения символического смысла слов, найти истинные соответствия текстам здесь невозможно. См.: Вигзелл Ф. Цитаты из книг Священного Писания в сочинениях Епифания Премудрого //ТОДРЛ. Л., 1971. Т. XXVI. С. 232–243. 145 Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.) М., 1902. С. 5. Прим. 1. 146 Цит. по сборнику 70-х гг. XV в. ГПБ. Q.XVII.58. Г. М. Прохоров отметил в сходной цитате из московского летописного свода 1479 г. созвучные названиям канонов патриарха Филофея Коккина, переведенных митрополитом Киприаном, словосочетания «от нахождения иноплеменных, от нападения вражия» и т.д. См.: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. Л., 1972. XXVII. С. 141. Прим. 63. 147 Гребенюк В. П. Повесть о Темир Аксаке//Сборник студенческих работ филологического факультета Уральского гос. университета. Свердловск, 1968. Вып. I. С. 116–24; Он же. Повесть о Темир Аксаке//Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1971. 303 с.; Он же. Борьба с ордынскими завоевателями после Куликовской битвы и ее отражение в памятниках литературы первой половины XV в.//Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. С. 52–71; Он же. Лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери»/Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 338, 364; Жучкова И. Л. Повесть о Темир Аксаке в составе летописных сводов XV–XVII вв. (редакция Б)//Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 97–109; Она же. «Повесть о Темир Аксаке» Типографской летописи (к вопросу о первоначальных редакциях произведения)//Литера- тура Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 82–95; В. П. Гребенюк относит время возникновения повести к 1402–1408 гг., И. Л. Жучкова – ко времени Владимирского Полихрона митрополита Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

446 Буганов В.И. К изучению синодика опальных царя Ивана Грозного 1583 г.//Архив русской истории. Научный исторический журнал. М., 1993. Вып. 3. С. 150. 447 [Смирнов С.К.] Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 456 См.: Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: XVIII–XIX вв.)//Макарий, архимандрит 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 г.). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макарьевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18; Он же. Материалы о митрополите Макарии (Библиография: 2001–2005)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 13–23. 459 Известна точная дата его поставления в архимандриты Лужецкого монастыря (См.: Макарий, архим. Святитель Макарий. С. 86). 460 Макарий, архим. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария//Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5–18. 462 Макарий, архим. Духовный писатель, волоколамский старец Досифей (Топорков)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 163–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

49 ПСРЛ. Т. 3. С. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 132. См. также Прото­иерей П. Тихомиров . Кафедра Новгородских святителей… С. 167; Архиманд­рит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 33. 51 Там же. С. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машуткина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29. С. 214). 52 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. С. 76. 54 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII-XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 6–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Были и легенды. Архангельск, 1990, с. 71–92. 995 ПСРЛ. Т. 3, с. 251–252; ПСРЛ. Т. 31. М„ 1968, с. 132. См. также Протоиерей П. Тихомиров . Кафедра Новгородских святителей... с. 167; Архимандрит Макарий. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (4–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998, с. 33. 997 Там же с. 246; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979, с. 195. Никоновская летопись называет также скончавшегося владычного дворецкого Василия Машупсина (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1, с. 228. См. также: ПСРЛ. Т. 29, с. 214). 998 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М., 1988, с. 158; см. также: Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1, с. 76. 1000 Игумен Макарий. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2, с. 224, прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVII–XIX вв.)//Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996, с. 281–293; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография. 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Вып. 4. Ч. 1. Можайск, 1996, с. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография. 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998, с. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Варсануфий Великий и Иоанн, преподобные, «Руководство к духовной жизни», Москва, 1892 г. Василенко, Л.И.. «Краткий религиозно-философский словарь», Москва. 2000 г. Василий Великий , архиеп. Кесарии Каппадокийской. «Творения» в шести частях, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900–1902 гг. Василий (Кривошеин) , архиепископ, «Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022)», Париж. 1980 г. Вениаминов, В., «Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы », Приложение к книге: Григорий Палама , свят., «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Москва. 1995 г. Викентий Леринский, преп., «О священном предании Церкви», Санкт-Петербург, 2000 г. Викентий Леринский, иеромонах, «Первое предостережение, или трактат в защиту древней и вселенской кафолической веры против всех безбожных еретических новшеств», Казань, 1863 г. Георгий Флоровский , протоиерей. «Восточные отцы IV–VIII веков». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999 г. Григорий Богослов , архиеп. Константинопольский, «Творения» в 6 частях, Москва, 1889 г. Григорий Двоеслов , святитель, «Избранные творения», Москва. 1999 г. Григорий Палама , святитель. «Беседы (Омилии)» в двух томах. Монреаль. 1975 г. Григорий Палама , святитель, «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Москва, 1995 г. Григорий Синаит , преподобный. «Творения». Москва. 1999 г. Григории Турский , святитель. «Житие отцов». Москва. 2005 г. Дионисий Ареопагит . «О небесной иерархии». Санкт-Петербург. 1997 г. Дионисий Ареопагит . «Сочинения». Санкт-Петербург, 2002 г. «Добротолюбие». Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, т. 1. 1986 г., т. 2. 1964 г., т. 3, 1965 г., т. 4., 1965 г., т. 5, 1966 г. Дорофей, авва , «Душеполезные поучения и послания», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900 г. «Древние иноческие уставы». Москва, 1892 г. Евагрий, авва, «Творения», Москва, 1994 г. Евсевий Памфил . «Жизнь блаженного василевса Константина», Москва, 1988 г. Евсевий Памфил , «Церковная история», Москва, 1993 г. Епифаний Кипрский , святой, «Творения», б. г., б. м. Ефрем Сирин , святой, «Творения», Издательство МП, т. 1–8, 1993–1995 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.)//Макарий, архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макариевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18). 2 Макарий, архимандрит. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV – XVI веков. М., 1998. С. 5–22. 4 Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10. 5 Поминовение святителя Варлаама творилось в Махрищском монастыре в день его кончины и на память трех святителей (Леонид, архимандрит. Указ. соч. С. 11). Учитывая, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и крестильное имя, можно предположить, что в миру его звали Василием. 6 27 февраля 1557 года митрополит Макарий написал грамоту в Великий Новгород о совершении молебнов по случаю голода (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т. 1. С. 366–370. 221). Следует отметить, что с XI и по XVII век, то есть «за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет» (Борисенков Е. П.; Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М., 1988. С. 194). 7 Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кратко задачу этой группы исследователей, доводя ее до крайности социально-исторического вульгаризма, характеризует позиция известного французского писателя-атеиста Л. Таксиля, считавшего необходимым, «шаг за шагом проследив христианскую легенду, выявить весь тот вздор, который она содержит, и таким образом показать, что вся история об Иисусе Христе, будь то человек или божество, с какой стороны ее ни рассматривать, есть не что иное, как сплетение лживых и глупых выдумок» 1409 . Определенный историографический интерес (в том числе и с позиций оценки «идеологического императива» советского времени) представляет литература по истории Церкви, написанная со строго марксистских научно-атеистических позиций. Историк-марксист Самуил Горациевич Лозинский (1878–1945), в 1921–1922 гг. – профессор кафедры истории еврейского народа Белорусского государственного университета, в дальнейшем – профессор истории в различных вузах Ленинграда, Минска, Ростова-на-Дону, Кирова, специалист по истории Нового времени и истории еврейского народа, в начале своей научной деятельности опубликовал ряд работ по истории Католической церкви 1410 . Историк религии и пропагандист научного атеизма Михаил Маркович Шейнман (1902–1977), один из основателей и руководителей Союза воинствующих безбожников, специализировался на истории католицизма и критике христианского социализма 1411 . Известный в атеистических кругах философ, специалист по истории иудаизма Михаил Иосифович Шахнович (1911–1992) 1412 публикует монографию об актуальных для соответствующего периода времени и господствовавшего в нем «идеологического императива» вопросах, связанных с местом религии в современном обществе 1413 (как ныне принято отмечать, «в тех условиях это был единственный способ «протащить» в подцензурную печать подобную тему»); из более ранних работ по данной тематике упомянем также книги Николая Анатольевича Решетникова 1414 . Крестовые походы и история духовно-рыцарских орденов с 1950-х гг. были в центре научного внимания историка и историографа, доктора философских наук Михаила Абрамовича Заборова (1920–1987) 1415 , особое внимание уделявшего проблемам историографии 1416 . Вопросами средневековой историографии активно занимался также Осип Львович Вайнштейн (1894–1980) 1417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 янв. 1925 г. на заседании Президиума ЦИК Грузии был выслушан вопрос о мон-рях Гареджи. «Древнейшие комплексы древностей пустынь Давида Гареджи с их историческими и художественными надписями, также крепостями, которые расположены в долине Карая приблизительно длиной в 20 км и шириной в 8 км» были признаны «имеющими большое научное значение не только в масштабах Грузии, но и всего мира». Было решено «организовать защиту этих древностей. Эта территория является безводной пустыней, здесь нет населения и сами древности превратились в укрытие бандитов» (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 284. Оп. 1. Д. 153. С. 2). Однако никаких реальных мер за этим решением не последовало. В 1980-1981 и 1983-1987 гг. археологическая экспедиция Спелеистической лаборатории Гос. музея Грузии осуществила в Н. археологические работы небольших масштабов с целью изучения культурных слоев и стратиграфии на территории мон-ря; было выделено 3 археологических участка, заложено неск. шурфов (Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1988. 2. С. 15 (на груз. яз.)). В 2000 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Н. восстановлена монастырская жизнь, настоятелем назначен архим. Иоанн (Киквадзе), также являющийся настоятелем церкви Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда в Тбилиси. В Н. постоянно живет иеродиак. Неофит (Джобава). Г. Мачуришвили Настоятели Н. Иоанн (кон. X в.), Онуфрий (Мачутадзе; 1690 - нач. XVIII в.), Харитон (1702-1718), Серапион (с 1724), Симеон (Орбелишвили; 1742-1746), Авраам (1749-1751), Зенон (1752-1760), Симеон (Инауридзе; 1760-1772), Николай (Кипиани; 1773-1775), архим. прп. Евфимий (Мчедлишвили; 1775 - март/апр. 1804), архим. Доментий (Давиташвили-Багратиони; апр. 1804 - † 21 марта 1815), архим. Афанасий (Петриашвили; 29 сент. 1815 - 19 янв. 1819), архим. Димитрий (Лионидзе; 19 янв. 1819 - 21 авг. 1819), архим. Ириней (Ключарёв; 21 авг. 1819 - 1 июня 1821), архим. Елевферий (Элептер) (Зукакишвили; авг. 1821 - окт. 1822), архим. Евгений (30 нояб. 1822 - 2 июня 1826), архим. Феодосий (Хелашвили; 2 февр. 1827 - 24 февр. 1844), игум. Феофан (Мачабели; 27 февр. 1844 - 15 июля 1844), архим. Иоанн (Джорджадзе; 15 июля 1844 - 1865), архим. Макарий (Мататашвили; 10 сент. 1865 - 7 июня 1892), архим. Евсевий (Цабадзе; 4 сент. 1892 - 14 июля 1897), еп. Леонид (Окропиридзе; 14 июля 1897 - 12 авг. 1900), архим. Георгий (Аладашвили; 12 марта 1902 - 29 авг. 1905), архим. исп. Амвросий (Хелая; 24 нояб. 1905 - 22 янв. 1909; 23 авг.- 14 окт. 1917), еп. Давид (Качахидзе; 1909-1910), архим. Антоний (Гиоргадзе; 30 янв. 1910 - 7 июня 1911), архим. сщмч. Назарий (Лежава; 17 нояб. 1911 - 5 мая 1917), архим. Тарасий (Канделаки; окт. 1917 - май (?) (официально с 12 нояб.) 1918), иером. Михаил (Мандария; нояб. 1918 - 1919), архим. Иоанн (Киквадзе; с 2000).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010