Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общая история Церкви ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо (1725 - 1791), нем. протестант. теолог, историк Церкви, один из основателей библейской критики Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (1836 (1835?) - 1894), прот., д-р богословия, историк Церкви ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф КАНДИДОВ Борис Павлович (1902-1953), один из организаторов антирелиг. кампаний в СССР, автор работ по истории Церкви КАРАШЕВИЧ Платон Иванович (1825-1886), прот., настоятель с.-петербургского Исаакиевского собора, историк Церкви КАТАРЫ [кафары], 1) последователи Новациана (III в.) - см. Новациане, 2) участники средневековых неортодоксальных христ. движений, распространенных в XII - нач. XIV в. в Зап. Европе КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОЛЛОКВИУМЫ принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма КРИПТОХРИСТИАНЕ в средние века и Новое время лица или группы из числа новообращенных мусульман, которые в быту тайно сохраняли христ. религ. практики КТИТОР лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства

http://pravenc.ru/rubrics/121238_4.html

профессор Леонид Александрович Успенский (8.08.1902–12.12.1987) Нравственно-аскетические труды Церковное искусство профессор Леонид Александрович Успенский Выдающийся русский иконописец, автор концепции «Богословия иконы», преподаватель, один из основателей Богословского института святого Дионисия в Париже. Биография Родился в деревне Голая Снова Воронежской губернии (ныне село Голосновка Семилукского района Воронежской области) в дворянской семье. Учился в гимназии города Задонска, а после окончания в 1918—1920 годах принимал участие в гражданской войне в рядах конной дивизии Красной армии. Был взят в плен белогвардейцами и приговорён к смертной казни (позднее помилован) и эмигрировал вместе с Добровольческой армией в Константинополь (позднее в Галлиполи). С 1920 по 1926 годы работал шахтером в горных шахтах Перника в Болгарии. В 1926 году переехал во Францию, где работал на металлургических заводах. В Париже у него обнаружился художественный талант. В 1929 году поступил в только что открывшуюся Русскую художественную академию Татьяны Сухотиной-Толстой, затем учился у Николая Милиоти и у Константина Сомова. Под влиянием будущего знаменитого парижского иконописца монаха Григория (Круга) Леонид Успенский обращается к иконописи. Изучал технику иконописи под руководством Петра Фёдорова. В 1934 году вступает в Общество «Икона», а затем (в середине 1930-х гг.) — в Братство святого Фотия. Совместно с Григорием (Кругом) принимает участие в росписи храма Трехсвятительского подворья в Париже, одним из основателей которого он являлся с 1931 года. Женился на переводчице Лидии Савинковой-Мягковой. Во время Второй мировой войны сослан на принудительные работы в Германию, но бежал во Францию. В конце 1944 года становится одним из основателей Богословского института святого Дионисия, профессор иконописи. Преподавал там до 1980-х годов. С 1945 по 1947 года был членом Союза Советских патриотов. С 1953 по 1958 года преподавал иконоведение (профессор богословия иконы) на Богословско-пастырских курсах при Западно-Европейском экзархате Московского патриархата в Париже. По приглашению Русской православной церкви в 1969 году читал лекции в Московской духовной академии. Почил в ночь с 11 на 12 декабря 1987 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЯСКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Болг. Лясковски манастир] во имя святых апостолов Петра и Павла Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви, женский. Находится на Арбанасском плато близ г. Лясковец (Болгария). По преданию, Л. м. ок. 1186 г. основали лидеры болг. восстания против визант. власти братья Петр и Асень на месте языческого алтаря на территории позднеантичного военного лагеря (ок. II в.). В период османского владычества Л. м. неск. раз подвергался разорению. В 1662 г. был возведен новый храм. В 1700 г. обитель стала центром антиосманского т. н. восстания Марии. В XVIII в. братия Л. м. получала пожертвования из России: подаренное ей в 1708 г. царем Петром I Четвероевангелие ныне хранится в Церковном историко-археологическом музее (София). В 1856 г. в Л. м. был сформирован отряд (чета) Н. Филиповского для борьбы против османов. В 1862 г. из-за участия в антиосманском восстании игум. Феодосий и Иосиф были арестованы, вскоре обитель опустела. В 1869 г. В. Левский основал здесь революционный комитет. В 1874 г. при мон-ре было открыто 1-е болг. богословское уч-ще «Петропавловская духовная семинария» (его окончили мн. видные болг. деятели культуры и науки, в т. ч. В. Н. Златарский ). В 1893 г. в Л. м. полгода жил в заточении Тырновский митр. Климент (Друмев) . В 1902 г. в зданиях мон-ря размещалась лечебница для душевнобольных. Храм и неск. построек Л. м. пострадали при землетрясении 1913 г. и были отстроены заново. В 1918-1922 гг. здесь проживало ок. 60 рус. беженцев. Позже обитель стала женской, в 1925-1928 гг. в ней действовало церковнопевч. уч-ще. В 1937-1945 гг. здесь находилась мастерская для глухих юношей. В 1947 г. в обители возрождена монашеская жизнь. В комплекс мон-ря входят ц. во имя апостолов Петра и Павла (ок. 20-х гг. ХХ в.), колокольня с часовней во имя Св. Троицы (1980), здание бывш. семинарии с домовой часовней в честь Покрова Пресв. Богородицы (сер. 80-х гг. XIX в.), ряд жилых и хозяйственных построек. Лит.: Келева М. Д. Манастирът св. Петър и Павел над Лясковец - духовен и революционен център (през периода XVIII-XIX вв.)//Научни трудове/Национален военен университет В. Левски. Велико Търново, 1998. Бр. 60. С. 218-222. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГУСЕВИЧ Владимир Андреевич (1902, г. Тотьма Вологодской губ.- 1978, Киев), историк, археолог, исследователь центров культуры средневек. Руси - Пскова, Вел. Новгорода и Киева. Окончил Педагогический ин-т в Ленинграде (1925) и аспирантуру ГАИМК (1929) по специальности археолог-искусствовед, был оставлен при ГАИМК в качестве старшего научного сотрудника, в 1931 г. направлен в Псковский музей (1931-1935), одновременно преподавал историю в Псковском педагогическом ин-те. С 1935 г. как зам. директора по науке Управления новгородских Гос. музеев возглавлял исследования памятников истории и культуры Новгорода. С 1941 г. был в эвакуации; в 1943 г. призван на фронт. После окончания войны участвовал в широкомасштабных исследованиях памятников зодчества и археологических раскопках под рук. М. К. Каргера , проводимых на Украине. В 1945-1946 гг. возглавлял научные исследования в музее-заповеднике Киево-Печерской лавры, в 1947-1962 гг. был зав. отделом славяно-рус. археологии Института археологии АН УССР. Инициатор археологических раскопок в Новгороде, исследователь Подола, Чернигова, Путивля, Канева, Выря, Вьяханя, Остёрского городка, Воина. В 50-70 гг. XX в. занимался вопросом происхождения древнерус. городов. Автор 48 научных публикаций. Соч.: Живопись кон. XV ст. в Привологодском районе//Северные памятники древнерус. живописи. Вологда, 1929. С. 13-22; Новый архитектурный тип в рус. зодчестве XVI и XVII ст.//Сб. ГАИМК/Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Т. 1. С. 93-100; Древний Псков// Платонов Н. И., Богусевич В. А. Современный и древний Псков. Псков, 1932. С. 27-44; Стены Староладожской крепости [XV-XVI вв.]//НИС. 1937. Вып. 2. С. 124-125; Раскопки на Ярославовом дворище//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 183-210 (совм. с А. А. Строковым и Б. К. Мантейфелем); Вновь открытые фрески рус. мастеров XIV в.//Там же. 1938. Вып. 3/4. С. 216-218; Раскопки в новгородском Кремле в 1939 г.//Там же. 1939. Вып. 5. С. 3-17 (совм. с А. А. Строковым и Б. К. Мантейфелем); Магдебургские врата XII в.//Там же. 1939. Вып. 6. С. 22-29; Археологические исслед. Новгорода. Новгород, 1939. С. 32 (совм. с А. А. Строковым); Новгород Великий/Под ред. Б. Д. Грекова, Л., 1939. С. 256 (совм. с А. А. Строковым); К вопросу о реставрации Волотовской церкви//НИС. 1940. Вып. 7. С. 48-54; Споруда XI ст. у дbopi киïвського мumponoлima//Apxeoлoriя. К., 1961. С. 105-113. Лит.: Археология. 1980. 33. С. 111. Ю. Р. Савельев Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей)

http://pravenc.ru/text/149623.html

Харьков. Церковь Вознесения Господня в Липовой роще. Зимний храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существовавшая Вознесенская церковь построена была старанием прихожан; каменная, трехпрестольная. Главный – в честь Вознесения Господня, правый – во имя св. вмч. Пантелеймона, левый – во имя св. евангелиста Иоанна Богослова. Земли пахотной нет, усадебной 1/16 дес. и на ней лавка, приносящая доходу в пользу причта до 350 руб. Прихожан муж. пола 800, жен. пола 869 душ. Неприкосновенный капитал церкви: билет 1-го внутреннего займа 100 руб., капитал причта: 3702 руб., приносящий доходу 125 руб. 87 коп. в год. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Жалование не положено. Помещения у троих членов причта собственные, для псаломщиков наемные. Церковно-приходской школы нет, приходского попечительства тоже нет. Протоиерей Георгий Чеботарев, на настоящем месте с 1857 г.; священник Даниил Попов, на настоящем месте с 1888 г., диакон Федор Шишкин, на настоящем месте с 1892, рукоположен в диакона в 1895 г.; псаломщик Михаил Ильин, на настоящем месте с 1902 г. и псаломщик в сане диакона Иоанн Базелевич, на месте с 1892 г. Церковный староста купец Антоний Белашенко с 1887 г., последняя награда – большая золотая медаль на Аннинской ленте 1896 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом 1904 г. 13 июня 2013 года, в день праздника Вознесения Господня, архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий совершил освящение обновленного храма Вознесения Господня в Октябрьском районе города Харькова. После чина освящения архиепископ Онуфрий совершил в Вознесенском храме Божественную литургию, за которой ему сослужили настоятель протоиерей Михаил Скорик, духовенство Харькова. http://www.eparchia.kharkov.ua/readnews/880 Комментарии и обсуждение Свято-Вознесенский храм находится в Новобаварском районе Харькова, улица Щигровская. Деревянная церковь - бывшее ателье мод. Сама церковь  стала каменной в конце 1980-х гг. Трапезная при церкви - бывший продуктовый магазин. http://ok.ru/kharkoveto/topic/155926040378857 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03863

В. Ш. 1963 – В. Ш. (Рец. на) Часослов. Издание Московской патриархии. М., 1961, 322 стр. – ЖМП 1963, 12, с. 80. Голубцов 1999 – Сергий Голубцов , протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. Городцев 1911 – П. Городцев , прот. Религиозно-церковные вопросы. СПб., 1911. Горький XIII – М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. XIII. М., 1951. ГП 1917 – Г. П. Триодь Постная в новоисправленном переводе – Руководство для сельских пастырей. Киев, 1917, 4, с. 111–118. Громыко 1986 – М.М. Громыко. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. Громыко 1991 – М.М. Громыко. Мир русской деревни. М., 1991. Гуличкина 1999 – (Г. Гуличкина). Поместный Собор 1917–1918 гг. и дело о церковно-богослужебном языке. – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 137–148. Гурий 1947 – Гурий (Егоров), еп. Патриарх Сергий как богослов. – Патриарх Сергий и его духовное наследство М., 1947. Дамаскин 1992 – Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992. Данилушкин 1997 – М.Б. Данилушкин, Т. К. Никольская , М.В. Шкаровский. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1980). СПб., 1997. Дeяhuя I-X – Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 104–106, 116–119]. М. – Пг., 1918. Изд. не завершено. Кн. 1, вып. 1–3; Кн. 2, вып. 1–2; Кн. 3; Кн. 4, вып. 1–2; Кн. 5; Кн. 6, вып. 1–2; Кн. 7, вып. 1; Кн. 9, вып. 1; Кн. 10, вып. 1. [Переиздано: М., Новоспасский монастырь, 1994–2000. Том 1–9. Издание продолжается]. Диаковский 1902 – Д. Диаковский. Нормальна ли постановка церковнославянского языка в начальных школах светского ведомства? – Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1902, 10, с. 302–303. Дмитриевский 1912 – А.А. Дмитриевский . Отзыв о сочинении М. М. Орлова «Литургия св. Василия Великого ». – Сборник отчетов о премиях и наградах, присуждаемых императорской Академией Наук. Отчеты за 1909 г. СПб., 1912, с. 176–347.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Пещеры Церковщины, прежде полузаваленные, трудами братии Скита были полностью расчищены и частично укреплены. Подземный храм при этом расширили, обложили кирпичом, оштукатурили, воздвигли в нем каменные иконостас и надпрестольный киворий (последний — взамен грунтового) и освятили в 1905 г. во имя прп. Феодосия Печерского. Несмотря на утрату первоначального вида, преображенная церковь была по-своему уникальна в плане архитектуры. С 1907 г. началось строительство над входом в пещеры Свято-Николаевского храма с приделами прпп. Антония Печерского (+1073) и Серафима Саровского на втором этаже. До 1917 г. был возведен, однако, лишь корабль церковного здания. Во время гражданской смуты 1917—1920 гг. Церковщина стала прибежищем для многих гонимых христиан. Так, в 1919 г. здесь укрывались от большевиков князья Владимир и Николай Жеваховы — родственники свт. Иоасафа Белгородского (+1754), из которых первый был прежде помощником киевского генерал-губернатора (в 1924 г. принял монашество с именем Иоасафа, а в 1937 г., пребывая в архиерейском сане, стал священномучеником), второй — заместителем («товарищем») обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви (в 1919 г. эмигрировал, +1938). С 1922 г. в Церковщине рядом с монастырем разместилась колония малолетних преступников, которая постепенно вытеснила иноков из урочища. Во время нацистской оккупации Киева (1941–1943) богослужения в Церковщине возобновились, но на рубеже 40-50-х гг. XX в. были опять прекращены по настоянию органов советской власти. Впоследствии в урочище располагались больница, дом отдыха, а с начала 70-х гг. — санаторий МВД Украины «Хутор Вольный». В 1980 г. археологами были исследованы фундаменты древнерусского каменного храма рубежа XII—XIII вв. — на месте уничтоженной церкви Рождества Пресвятой Богородицы 1900—1902 гг. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева начали в пещерах археологические раскопки. Содействие этой экспедиции оказали, на разных этапах, санаторий «Хутор Вольный», Святая Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киево-Голосеевская пустынь.

http://sobory.ru/article/?object=14106

Преображение. 2004. С. 24-27; Фролова. 2005. С. 6; Мильчик. 2012. С. 10, 145). Нек-рые иконы из церквей К., возвращенные в 1944-1945 гг., были переданы на хранение в ГРМ и МИИРК, где их реставрировали; благодаря публикациям (начиная с 60-х гг. XX в.) памятники введены в научный оборот. Мн. иконы, прежде всего храмовые, гораздо древнее совр. церквей К. Их иконография и композиция сохраняют память о культурной традиции всего Обонежья. Одними из древнейших являются иконы из Муромского мон-ря (подробнее см.: Литвинова Н. К., Прохоров Г. М. Житие Лазаря Муромского//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 1. С. 288-290). Они свидетельствуют о том, что отдаленный монастырь поддерживал тесные культурные контакты с епархиальным центром, Вел. Новгородом, откуда получал иконы высокого художественного качества, напр. большого размера образ «Свт. Иаков, брат Господень, свт. Николай Чудотворец, свт. Игнатий Богоносец» (кон. XV в., ГРМ), а возможно, и с Москвой, на что указывают иконы из деисусного чина того же мон-ря с образами прп. Сергия Радонежского и свт. Петра, митр. Московского (кон. XV в., ГРМ). О внутреннем убранстве ц. в честь Воскрешения прав. Лазаря можно судить по письменным источникам и сохранившимся иконам. Оно изначально было скромным (графическую реконструкцию иконостаса по Писцовым книгам 1628-1632 гг. худож.-реставратора И. П. Ярославцева см.: Смирнова. 1967. С. 66; см. также: Смирнова Э. С., Паньшина И. Н. Экспедиция в Карельскую АССР//Сообщ. ГРМ. 1961. Вып. 7. С. 67; Гурвич. 1980. С. 12, 37-40; Фролова. 2006. Кат. 1, 11, 30-31, 42-47). Иконостас ц. Воскрешения прав. Лазаря из Муромского мон-ря, известный по акварели из собрания московского Исторического музея (опубл. в виде прориси, см.: Тренев Д. К. Иконостас Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве. М., 1902. С. 26. Рис. 24), включал царские врата с образами арх. Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», образы святителей на створках, диаконскую дверь без изображений, большую местную икону Нерукотворного образа Спасителя с подвесной пеленой (в правой части иконостаса), ряд небольших икон, поставленных друг над другом (в левой части), и иконы-пядницы в верхнем ряду.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Ниже приводится текст ранее не публиковавшейся грамоты. Благословение Пресвященнаго Макария, Митрополита всеа Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Пимину, архиепископу Великого Новаграда и Пскова. Прислал еси к нам обыскной список Соловетцкого монастыря игумена Филиппа с старцом того же монастыря Изосимою. И мы того твоего обыскного списка с архиепископом и епископы и с архимандриты и игумены соборне слушали. И по тому обыскному списку игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват. И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине и в монастырь его отпустил. А тому б еси старцу Зосиме и игумену Филиппу в своем съгрешении и за свою вину велел добити челом. А вперед бы еси в том Соловетцком монастыре тому старцу Зосиме жити не велел, а послал бы еси его в ыной в которой монастырь и велел его дати доброму старцу под начало. А тот обыскной список послали есьмы к тебе за своею печатью с тем же с твоим сыном боярским с Меншиком з Барниным. А милость Божиа и Пречистые Богородицы и великих чюдотворцов молитва и благословениеда и нашего смирения благословение да есть всегда с твоим святительством во веки аминь. Писана на Москве лета 7060 третьаго августа в 7 день (ММК. Рук. 684). 1 О Митрополите Макарий существует немалая научная, популярная и художественная литература. См.: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.)// Макарий (Веретенников) , архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902– 1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996– 2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Е. выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны». Он. считал необходимым для Церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России». Арх.: ЦГА СПб. Ф. 8. Оп. 1. Д. 3498; Ф. 8778. Оп. 1. Д. 45. Л. 43-43 об. Соч.: По поводу доклада г-на Мережковского: Заметка для журнала «Церковный вестник»//РНБ ОР. Ф. 832. Д. 244. Л. 1-12 об.; Великая задача//Церк. обновление. 1906. 6. С. 81-83; «Как по Божьему будет?»//Там же. 7. С. 97-100; Скоро рассвет//Там же. 1907. 2. С. 11-12; Живая проповедь//Там же. 6. С. 42-43; Христос и дети//Там же. 7. С. 52-54; Соборность и парламентаризм//Век. 1907. 23. С. 350-353; Соборность Христовой Церкви//Вопросы религии. 1908. 2. С. 92-107; О благодатной радости. СПб., 1909; О молитве. СПб., 1909; То же, изм. загл.: Беседы о молитве. СПб., 1910; О воспитании детей. СПб., 1909; Что такое Братство Св. Креста? СПб., 1910; Новый учеб. план, кр. программа и методика Закона Божия. Пг., 1917; Законы жизни. Пг., 1918. Кн. 1-3; Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни. Пг., 1918; Простые речи о труде//Вестн. труда. 1918. 2; Светлой памяти христианина-пастыря//Божия нива. 1918. 1/2. С. 6-8; «Что же теперь делать?»//Соборный разум. 1918. 3/5. С. 15-16. Лит.: Зернов Н. М. Рус. религиозное возрождение ХХ в. П., 19912. С. 117; Колеров М. А. Издания «Христианского братства борьбы» (1906-1908)//Новое лит. обозр. 1993. 5. С. 299-308; он же. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех» (1902-1909). СПб., 1996. С. 258, 268; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 25, 35; Шкаровский М. В. Обновленческие движения в РПЦ ХХ в. СПб., 1996. С. 10, 13, 96; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997; СПб. епархия в ХХ в. 2000. С. 57, 58, 213, 235, 260; Макаров Ю. В. Моя служба в старой гвардии, 1905-1917: Мирное время и война. СПб., 2001. С. 117-118; «Обновленческий» раскол. С. 153, 373, 374, 985; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1980-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 325, 339, 610; Записки петербургских религ.-филос. собраний, 1901-1903. М., 2005. С. 69, 201, 514; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 68, 183, 201, 563; Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. СПб., 2006. С. 275-276; Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Новосиб., 2006. С. 241; Ермичев А. А. Религиозно-философское об-во в Петербурге (1907-1917): Хроника заседаний. СПб., 2007. С. 209, 221, 240.

http://pravenc.ru/text/189533.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010