– Ну, он действительно сыграл очень важную роль в этой канонизации. На протяжении многих лет, до того как будущий митрополит Серафим передал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» государю, обер-прокурор СвятейшегоСинода К. П. Победоносцев не позволял рассматривать вопрос о прославлении. И только знакомство с трудом владыки Серафима (Чичагова) побудило императорскую семью инициировать процесс канонизации. Обер-прокурор даже называл будущего митрополита Серафима «великим пролазом и плутом», поскольку тот сумел подать государю «первую мысль о сем предмете». Это был очень важный церковный поступок, в котором владыка проявил свое личное благочестие, глубокую духовную связь с преподобным. – И все-таки, что в этом было криминального? – Я вас удивлю, но даже в 1980-х годах в «Журнале Московской Патриархии» помимо очень жесткой внешней цензуры были и внутренние табу. В их ряду был запрет на упоминание Ксении Блаженной и отца Иоанна Кронштадтского , тогда еще не прославленных. А о преподобном Серафиме Саровском говорилось, что его можно упоминать в связи с памятным днем, службой в этот день и храмом, который в честь святого освящен. Есть святые, которые символизируют глубокую народную религиозность и сами являются выходцами из народной среды. И чтобы ослабить влияние Церкви, большевики стремились дискредитировать тех праведников, которые были прославлены незадолго до революции или пользовались искренним народным почитанием. Вот почему можно было что угодно инкриминировать человеку, который содействовал канонизации таких святых. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была издана Леонидом Чичаговым в 1896 г., решающую роль в канонизации Серафима Саровского сыграло ее второе издание в 1902 г. Летопись описывает все важные события, произошедшие в период с 1705 по 1895 гг. в монастырях Сарова и Дивеева, содержит первое исчерпывающее жизнеописание преподобного Серафима, а также его сподвижников и духовных чад протоиерея Василия Садовского, М. В. Мантурова, Н. А. Мотовилова, блаженной Пелагеи Серебренниковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Что же касается богословия русской эмиграции, то там, обращая внимание, главным образом, лишь на «Столп и утверждение Истины» Флоренского, все его богословские достижения сводили к софиологии со всеми вытекающими отсюда последствиями. С одной стороны, у Флоренского нашли богословский «модернизм» 6 и «тонкий налёт богословской прелести» 7 , а с другой – те, кто поддерживал разработку софиологической проблематики, полагали, что прот. С. Булгаков , вольно или невольно, но «закрыл», затмил Флоренского своими собственными трудами. И софиология, и имяславие, и опора на «богословие энергий» свт. Григория Паламы , и ряд других направлений в богословии Флоренского будто бы получили своё логическое завершение в богословии Булгакова, в чём, по крайней мере, сам о. Сергий искренне был убеждён 8 . Так или иначе, Флоренский как богослов de facto был воспринимаем всего лишь в качестве источника тех идей и «прозрений», которые прот. С. Булгаков продвинул далеко вперёд. Ранние богословские сочинения Флоренского, анализ которых мог бы подтвердить или опровергнуть такое устоявшееся мнение, в русской эмиграции, по всей видимости, знали плохо или не считали важными для прояснения сути дела. Создаётся впечатление, что ни у кого даже не возникал вопрос о соотношении богословия Флоренского и Булгакова между собой и о целесообразности специального изучения самого наследия Флоренского. Конечно, к этому можно отнестись с пониманием, учитывая как обстановку в русской эмиграции в ХХ веке, так и, тем более, ситуацию в Советской России до конца 1980-х гг. Но теперь следует признать, что для объективных богословских исследований трудов священника Павла Флоренского уже нет никаких иных препятствий, кроме одного, самого главного – убеждения в отсутствии предмета для исследования. Материалы издаваемого сборника призваны, прежде всего, показать ошибочность такого убеждения. Но, кроме того, они могут – при соответствующем анализе – снять определённое опасение, которое, конечно, имеет право на существование, но, как кажется, уместно лишь в условиях бессилия или крайнего оскудения богословской науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

После революции Лопатинский сад был переименован в парк имени Соболева, а у подножия памятника защитникам Смоленска появились захоронения видных участников революции и Гражданской войны – могилы В. З. Соболева, В. И. Смирнова, Е. И. Гарабурды, а также краснознамёнца Б. А. Корфельда и курсантов пехотных командных курсов, участвовавших в подавлении Кронштадтского восстания. Плац-парадную площадь ликвидировали, а на её месте построили стадион. После окончания Великой Отечественной войны там же был похоронен погибший в 1942 году партизан Г. И. Пайтеров. Впрочем, история Лопатинского сада и до революции не была безоблачной. Видный смоленский краевед Иван Иванович Орловский в своей книге «Смоленская стена. 1602—1902» так охарактеризовал состояние парка в начале XX века: «Теперь этот сад снова заброшен, и вместо эстетического и исторического элемента в нём является преобладающим элемент питейно-увеселительный». Однако в 1902 году единственным питейным заведением в парке был ресторан. В 1979 году институт «Смоленскгражданпроект» разработал проект комплексного благоустройства этой территории, который был реализован в 1980-х годах. 8 июля 2019 года во время раскопок на Королевском бастионе археологии нашли останки (одноногий скелет), которые принадлежат одному из ближайших соратников Наполеона генералу Гюдену. Сегодня парку вернули прежнее название, а его территория значительно расширилась. Множество аттракционов, летних кафе, танцевальных площадок сочетаются с историческими объектами, которые поддерживаются силами Администрации города и Лопатинского сада. Памятник защитникам Смоленска 1812 года Смоленский памятник по проекту Антонио Адамини отлит из чугуна в Петербурге на Александровском литейном заводе. Его высота – около 26 метров, а общий вес – около 250 тонн. Во время установки монумент располагался на плац-парадной площади, где проходили военные учения, парады и торжественные молебны смоленского гарнизона. Памятник имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 г. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише, дано изображение Смоленской Божией Матери Одигитрия. Ниже иконы укреплена металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения (копия; подлинная из цветного металла утрачена в годы войны 1941-1945 гг.). На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими Смоленск; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/20/...

Был построен на равнине под верхним городом и занимал территорию радиусом от 250 до 400 м вокруг холма. По крайней мере юго-вост. часть нижнего города была защищена стеной (толщина 1,2-1,5 м). Нек-рые сооружения нижнего города располагались под землей. Макалистер в 1900-х гг. исследовал 63 пещеры и выявил систему сообщения между ними. Позднее были открыты и др. пещерные сооружения, общее их число достигло неск. сотен. В пещеры можно было попасть через дворы или коридоры между зданиями. Раскопки в пещере 75 выявили слои раннего железного века, персидского и эллинистического периодов. В нек-рых пещерах также обнаружены следы их использования в персидский период, тогда как в большинстве - только в ранний эллинистический период. Здесь были развиты производство оливкового масла (в 20 пещерах найдены маслодавильни III-II вв. до Р. Х.) и разведение голубей (более чем в 60 пещерах). На основании результатов раскопок сделан вывод о том, что нижний город был разрушен во 2-й пол. II в. до Р. Х. и впосл., в отличие от верхнего, уже не заселялся. Вероятно, М. была завоевана Иоанном I Гирканом в 113 или 112 г. до Р. Х. ( Ios. Flav. Antiq. XIII 257-258). В ходе раскопок Клонера в 1980-2000-х гг. были открыты жилые кварталы с многочисленными домами. Из наиболее интересных находок - столик из известняка для измерения объема жидкостей, украшенный протомами львов (датируется по надписи 143/2 г. до Р. Х.). Клонер предположил, что дом принадлежал торговцу или агроному. Также были найдены сосуд в виде лежащего льва (2-я пол. II в. до Р. Х.), эллинистический ритон в форме коня, маска Горгоны, аскос в виде ноги в сандалии (возможно, чернильница). (Изображения терракотовых статуэток богов и богинь из М. см. в: Erlich, Kloner. 2008; эпиграфические находки см. в: Kloner A., Eshel E., Korzakova H.B., Finkielstejn. 2010.) Гробницы Исключительно важны сохранившиеся пещерные гробницы эпохи эллинизма, к-рые окружали город. Комплекс гробниц в восточном некрополе был известен уже с 1902 г. (результаты работ опубликованы Дж. П. Питерсом и Г. Тиршем). В двух были обнаружены росписи и надписи на греческом языке. Уже после открытия гробницы были разграблены и пострадали также от религ. фанатиков из Бейт-Джибрина (Бейт-Гуврина). Питерс и Тирш вместе с монахами-доминиканцами успели сделать копии фресок. Небольшая часть находок была опубликована в 1925 г. В том же году доминиканцы открыли еще неск. гробниц.

http://pravenc.ru/text/2561986.html

В наиболее известном труде «История Рима» М. рассматривал гл. обр. внешне- и внутриполитическую историю Др. Рима, в меньшей степени касаясь других ее аспектов (экономики, культуры и искусства). Первые 3 тома охватывают период с древнейшего времени до победы Юлия Цезаря над помпеянцами в битве при Тапсе (46 до Р. Х.). М. подходил к событиям античной истории в свете политической полемики своего времени, обосновывал взгляд на возвышение Рима как на процесс «национального объединения» Италии, а на установленный Юлием Цезарем режим - как на «демократическую монархию», являвшуюся эталоном для гос-в Нового времени. Для исследования М. характерны яркое и живое изложение событий, красочные, хотя и пристрастные исторические портреты героев рим. истории (Цезаря, Цицерона, Помпея, Гракхов и др.). Опубликованный значительно позднее 5-й том посвящен обзору истории рим. провинций до эпохи имп. Диоклетиана ; 4-й том, к-рый М. намеревался посвятить истории имп. Рима, не был написан, вероятно, из-за разочарования историка в имперской идее и возможности создать в Германии того времени «демократическую монархию» (существует предположение о том, что черновики 4-го т. погибли при пожаре в 1880). Систематическое изложение взглядов М. на историю Римской империи стало известно благодаря находке (в 1980) конспекта прочитанных в 1882-1886 гг. лекций М. на эту тему ( Mommsen Th. Römische Kaisergeschichte: Nach dem Vorlesungs-Mitschriften von S. und P. Hensel, 1882/86/Hrsg. B. u. A. Demandt. Münch., 1992; рус. пер.: Моммзен Т. История рим. императоров: По конспектам С. и П. Хензелей: 1882-1886 гг./Пер.: Т. А. Орестова. СПб., 2002). Согласно М., уже со времени имп. Октавиана Августа «сильная власть» в Риме стала перерастать в грубый произвол, а «демократическая монархия» - в деспотию. В лекциях изложение доведено до эпохи варварских вторжений в Римскую империю в V в. По мнению М., на развалинах Др. Рима сформировалась лат. нация, соединившая в себе рим. и герм. культурные основы Европы. В 1902 г. М. был удостоен Нобелевской премии по лит-ре за соч. «История Рима» как «один из величайших исторических писателей». М. являлся иностранным членом Нидерландской королевской академии наук и искусств (1859), Американского антикварного об-ва (1870), Имп. С.-Петербургской АН (1893), Парижской АН (1895). Почетный гражданин Рима (1896). Кавалер прусского ордена «За заслуги» (1868), баварского ордена Максимилиана «За достижения в науке и искусстве» (1871).

http://pravenc.ru/text/2564092.html

Михеев был активным общественным деятелем. Принимал участие в работе учительских курсов под руководством Н.Бунакова. Возглавлял Общество вспомоществования учащим и учившим губернии, был попечителем одной из уездных начальных школ, содействовал основанию общедоступных Пушкинской и Некрасовской библиотек Ярославля, был председателем музыкально-драматического кружка, работал в юридическом обществе при Демидовском лицее. Активно пропагандировал творчество Пушкина. К 100-летию поэта в 1899 году вышла его книга «Об Александре Сергеевиче Пушкине, великом писателе земли русской, о его жизни и сочинениях», бесплатно вручавшаяся в дни торжеств в Ярославле. Подарил Пушкинской библиотеке ряд книг. Сегодня также день памяти командующего Балтийским флотом адмирала Николая Оттовича Эссена , скончавшегося в 1915 году. Он родился 11 декабря 1860 года, окончил Морской кадетский корпус (1880), механическое отделение Николаевской морской академии (1886) и Артиллерийский офицерский класс (1891). С 1905 года служил заведующим стратегической частью Главного морского штаба (1905). В 1910 – 1911 годах Эссен занимал должность начальника Действующего флота Балтийского моря, в 1911– 1914 гг. был командующим Морскими силами Балтийского моря, с началом Первой мировой войны – командующий Балтийского флота. Умер в Ревеле, погребен на Новодевичьем кладбище в Петрограде. Сегодня мы также вспоминаем графа Ивана Ивановича Толстого (1858-1916), государственного деятеля (министра народного просвещения Российской империи в 1905—1906 гг., городского головы Петербурга-Петрограда в 1912—1916 гг.), нумизмата и археолога; изобретателя Иосифа Андреевича Тимченко (1852-1924); геохимика и минералога академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945); художницу Варвару Федоровну Степанову (1894-1958); Героя Советского Союза, фронтовую санитарку Зинаиду Михайловну Туснолобову-Марченко (1920-1980) и Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Андрея Борисовича Юмашева (1902-1988). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/history/2015/05/20/et...

Леонид Успенский – русский иконописец, богослов, автор труда «Богословие иконы Православной Церкви». Он родился в дворянской семье 8 августа 1902 года в деревне Голая Снова Воронежской области. Принимал участие в Гражданской войне 1917-1923 гг., воевал на стороне красных. Белогвардейцы приговорили его к смертной казни, затем помиловали. Вместе с Добровольческой армией Леонид Успенский эмигрировал в Галлиполи. Позже он переехал в Болгарию, где работал шахтером до 1926 года. После переезда во Франции начал работать на машиностроительном заводе в Париже, у него обнаружился художественный талант. Учился у видных российских художников Николая Милиоти и Константина Сомова. При содействии знаменитого парижского иконописца монаха Григория (Круга) обратился к иконописи. Вступил в общество «Икона», затем — в братство св. Фотия. Принимал участие в росписи храма Трехсвятительского подворья в Париже. Во время Второй мировой войны Леонида Успенского сослали на принудительные работы в Германию, но ему удалось бежать обратно во Францию. Преподавал иконопись с 1944 года до конца 1980-х в Богословском институте святого Дионисия. В 1953-1958 гг. преподавал иконоведение на Богословско-Пастырских курсах при Западно-Европейском экзархате Московского патриархата в Париже. По приглашению Русской православной церкви в 1969 году прочитал курс лекций в Московской духовной академии. Скончался в ночь с 11 на 12 декабря 1987 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Одна из самых известных работ его авторства – «Богословие иконы Православной Церкви». Эта монография считается классическим трудом по истории и духовному содержанию христианского искусства. Несмотря на историческую ретроспективу начиная с первохристианского искусства, прежде всего Успенский говорит о богословии, а не искусствоведении. По словам Леонида Успенского, «в иконе Церковь видит не какой-либо один аспект православного вероучения, а выражение Православия в его целом, Православия как такового. Поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство вне Церкви и ее жизни невозможно».

http://pravmir.ru/kak-voinstvuyushhiy-be...

Работа была завершена в 1900 г. Престол в северном приделе был освящен 13 октября 1900 г. В январе 1902 г. почивший основатель монастыря преподобный Иона был погребен в склепе, устроенном в храме за правым клиросом. Впоследствии на этом месте был установлен памятник с крестом, выполненный из белого мрамора. В годы настоятельства архимандрита Мелхиседека (Стеценко) (1902-1909 гг.) Троицкая церковь была капитально отремонтирована, перестелены полы, произведена художественная живопись по всей церкви с орнаментами. Живопись производилась учениками Лаврской школы. В 1927 г. монастырь был закрыт. В 30-е гг. на его территории размещалась детская колония. Впоследствии учрежденный здесь Ботанический Сад АН Украины использовал храм под склад стройматериалов, лабораторию, планировал переоборудовать помещение под панорамную экспозицию. В таких условиях настенные росписи разрушались от механических повреждений и погодных условий, так как помещение не отапливалось, окна были выбиты, сквозь крышу лил дождь и падал снег. В 1980-е гг. Укрреставрация проводила работы по консервации настенных росписей с целью предотвращения их дальнейшего разрушения. В 1992 г. храм был передан православной общине, и в нем возобновились богослужения. Силами братии храм был расчищен от завалов строительного мусора, и началась кропотливая восстановительная работа. Сегодня храм во многом восстановлен, отреставрировано большинство росписей, заново сделан резной дубовый иконостас, украшенный иконами псевдовизантийского письма. Восстановлен и расписан склеп с мощами Преподобного Ионы, помещенными в белую мраморную раку, доставленную из Греции. 4 несущие колонны, обрамляющие центральный неф, украшены резными дубовыми кивотами с иконами, составляющими единую композицию с иконостасом. Скит [ править править код ] В 2004 году в 35 км от Киева Ионинский монастырь открыл скит. Основан он возле древнего храма Преображения Господня села Нещерив Обуховского района Киевской области. Эта местность на правом берегу живописной реки Стугны известна с XIV века как родовое имение богатых казаков рода Гудим-Левковичей.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

К. управлял ГПЦ в период обострения борьбы между Ираном и Византией, в церковной сфере это выражалось в противостоянии монофизитства, поддерживаемого персами, и дифизитства. К. выражал приверженность решениям Халкидонского Собора 451 г., проводил национальную религиозную политику и сыграл важную роль в вопросе политической ориентации Грузии на Византию. Взойдя на престол Предстоятеля ГПЦ, К. содействовал возвращению представителей разных конфессий в Православие. Он отправил посла в Иерусалим и Рим, чтобы узнать мнение глав этих Церквей о необходимости повторного крещения несториан, желающих воссоединиться с Православием. Сохранилось ответное письмо папы Римского Григория I ( Gregorius I, Papa (Magnus). 1902. С. 24-26, 575-577). Следуя рекомендациям папы, К. принял в Православие покаявшихся сирийцев-несториан и даже хиротонисал некоторых во архиереев. Тесную связь поддерживал К. с Иерусалимом, особенно во время прений с монофизитами. Политика К. спровоцировала раскол ГПЦ и ААЦ. Эпоха его правления в контексте отделения ААЦ от православных Церквей описана в трактате «О разделении Грузии и Армении». На Двинском Соборе 554-555 гг., созванном арм. католикосом Нерсесом II Багревандци, ААЦ отвергла решения Халкидонского Собора (подробнее см. в ст. Двинские Соборы Армянской Апостольской Церкви (VI-VIII вв.)). Как указано в источнике, «в связи с этим вся Картли и четвертая часть Армении отделились от рукоположения армянским духовенством. А эры и сивнийцы одно время отделились, но потом опять воссоединились с ними» ( Арсений Сапарели. 1980. С. 27). Как считают некоторые историки, под «всей Картли» подразумеваются исторические провинции Тао, Басиани и прилегающие к ним регионы; под «четвертой частью Армении» - пров. Айрарат с окрестными территориями ( Анания (Джапаридзе), митр. 2011. С. 122). Они опираются на сведения Арсения Сапарели: «Попросил Авраам у Кириона эту епархию (Цуртавскую.- Авт.), но он не дал, и увеличилась вражда между ними. Созвал Авраам священнослужителей Арарата и сказал им: или отрекитесь от Халкидонского Собора, или изыдите из нашего владычества... Католикос Авраам силой изгнал священослужителей - Иоанна, предстоятеля святой соборной Церкви, а также Ошакана, Эливарда, Арамунта, Гарниса из всех монастырей всего Арарата» ( Арсений Сапарели. 1980. С. 22-30). Другие исследователи (Алексидзе и его последователи) понимают под Картли Вост. Грузию. На основании того что Басиани, согласно «Книге посланий», являлась мощным центром монофизитства даже при византийцах (с 591), Тао не входила в состав Картли до 1-й пол. VIII в., а Айрарат с центром в Двине был владением арм. католикоса, под «четвертой частью Армении» они подразумевали Четвертую Армению.

http://pravenc.ru/text/1840497.html

По свидетельству Павла Диакона, 1-я церковь в Меттисе была устроена К. в подземных помещениях амфитеатра. Большой амфитеатр, сооруженный в кон. I или в 1-й пол. II в., находился к югу от города; это было одно из крупнейших зданий такого рода в Галлии (вмещал ок. 25 тыс. чел.; остатки здания разобраны в нач. XX в.). Во 2-й пол. или в кон. III в. амфитеатр перестал использоваться по назначению. Возможно, это было связано со строительством городских стен в кон. III или в IV в.: амфитеатр оказался за пределами укреплений, жители покинули примыкавший к нему квартал и скорее всего переселились под защиту крепостных стен. Церковь могла быть основана после того, как амфитеатр перестал функционировать - ок. 275 г. ( Collot. 1979) или на рубеже III и IV вв., при имп. Констанции I Хлоре (293-306). Высказывалось мнение, что при имп. Константине I Великом (306-337) здание было восстановлено (см.: Bachrach. 2002. P. 367). Скорее всего именно тогда церковь перенесли внутрь городских стен ( Gauthier. 1980. P. 20-22). В 1902-1903 гг., во время раскопок амфитеатра, следы церкви, основанной К., обнаружены не были, но археологи предположили, что остатками крестообразного храма могли быть колонны, установленные в подвальном помещении под ареной. Церковь была воздвигнута после того, как амфитеатр был заброшен; внутри здания и поблизости от него найдены христ. надгробия кон. IV-V в. и фрагменты керамики с монограммой Христа ( Schramm E., Keune J. B., Wolfram G. Das grosse römische Amphitheater zu Metz//Jb. der Gesellschaft für lothringische Geschichte und Altertumskunde. Metz, 1902. Bd. 14. S. 340-430; Collot. 1979; Heitz C. Metz: Église Saint-Pierre-aux-Arènes//Les premiers monuments chrétiens de la France/Éd. N. Duval. P., 1998. T. 3. P. 248-251; Trapp J., Reiff A. Découverte à Metz d " un chrisme gravé sur de la sigillée d " Argonne à proximité de l " ancien amphithéâtre gallo-romain//Actes du congrès de Poitiers, 17-20 mai 2012/Société française d " étude de céramique antique en Gaule. Marseille, 2012. P. 851-854). Позднее на арене амфитеатра находилась ц. св. Петра (Сен-Пьер-оз-Арен); о ней упоминается в перечне стациональных церквей Меца, к-рый сохранился в рукописи кон. VIII - нач. IX в. (Statio ad sanctum Petrum in arenam - Paris. lat. 268. Fol. 153r; перечень был составлен во 2-й пол. VIII в., возможно, при архиеп. Хродеганге - Bour R.-S., Klauser T. Un document du IXe siècle: Notes sur l " ancienne liturgie de Metz et sur ses églises antérieures à l " an mil//Annuaire de la Société d " histoire et d " archéologie de la Lorraine. Metz, 1929. T. 38. P. 497-510; CSLMA. AG. T. 1. P. 273).

http://pravenc.ru/text/1841341.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010