В нач. 30-х гг. отошел от обновленчества и по принесении покаяния воссоединился с канонической Церковью в сане епископа. Пребывал на покое. Последние годы жизни провел в Ржеве, где и скончался. Являлся знатоком истории Восточных Церквей первых веков христианства. В 1922 г. Л. начал работу над своим главным церковно-историческим исследованием «Украинская лжеиерархия (Липковщина)», в к-ром он аргументированно опровергал утверждения деятелей «самосвятского» раскола, оправдывавших «рукоположение» пресвитерами и мирянами своих «архиереев» практикой, якобы имевшей место в ранней истории Александрийской Церкви. Полностью труд Л. не сохранился. В обновленческом ж. «Украинский православный благовестник» в 19-24 за 1926 г. и 1-22 за 1927 г. была напечатана 7-я гл. исследования - «Александрия и Египет». В том же журнале были опубликованы богословские работы Л.: «Неправедный управитель (Лк 16. 1-14): Историко-археологическое изложение притчи» (1926. 18), «Дружина или сестра?: (Агиологическая справка)» (1928. 7), «Песнь песней Соломона» (1928. 8). Исследование «Александрия и Египет» благодаря обширному историческому материалу получило признание как ценный труд по истории древней Церкви. В частности, его использовал в 1935 г. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в работе над ст. «Значение апостольского преемства в инославии» (ЖМП, 1931-1935. С. 251). Исследование Л. «Александрия и Египет» сохраняет научную актуальность, в 1978-1984 гг. публиковалось в ж. «Богословские труды» (БТ. 1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153), в 2001 г. вышло вместе с др. богословскими работами Л. отдельным изданием. Соч.: Марк Пустынник и его новооткрытое «Слово против несториан»//ПС. 1900. 5. С. 1-66 (отд. отт.: Каз., 1900); Тобольское церковное древлехранилище//Тобольские ЕВ. 1902. 22. С. 398-408 (отд. отт.: Тобольск, 1902); Драгоценные автографы//Там же. 23. С. 438-442; Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия. К., 1903; Упраздненные мон-ри Тобольского края//Тобольские ЕВ. 1904. 4. С. 49-54; Древние антиминсы//Там же. 1905. 14. С. 230-231; Забытая Сибирь//Там же. 1911. 16. С. 353-358; К жизнеописанию свт. Иоанна (Максимовича): Грамота патр. Адриана о посвящении... в сан архиеп. Черниговского: [и др. мат-лы]. К., Неправедный управитель (Лк 16. 1-14): Ист.-археол. изложение притчи//Православный Церк. календарь на 1995 г. СПб., 1995. С. 145-152; Александрия и Египет: [Сб. ст.] СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/2110673.html

Б. умер вскоре после закрытия Костромской ДС (1918) и церковно-исторического об-ва (1919). Его отпевание совершил еп. Севастиан (Вести) . Ученый был погребен на Нов. Фёдоровском кладбище в Костроме (уничтожено в 1980). В 1996 г. в Костроме на доме, где жил Б. в 1887-1920 гг., по инициативе епархии установлена мемориальная доска. Сын Б., В. И. Баженов (1889-1939), был одним из основоположников отечественной радиопеленгации и радионавигации. Соч.: Благоверная кнг. Анна Кашинская. СПб., 1890; Кашинский Сретенский женский мон-рь. СПб., 1893; Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; Костромские городские церкви и мон-ри по писцовым книгам XVII в.//Костромские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 5, 17-19; 1902. 2; Святые благоверные князья ярославские Феодор и чада его Давид и Константин. Кострома, 1900; Воскресенская, что на Дебре, церковь в г. Костроме. Кострома, 1902; Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Костромской кремль: Ист.-археол. очерк//Костромская старина. 1905. Вып. 6. С. 90-116; Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Каз., 1907; Костромской Ипатьевский мон-рь. Кострома, 1909; Вифезда: Библейско-апологетический этюд//ПрибЦВед. 1910. 19/20; Ветхозаветные пророчества о Мессии и исполнение их//Рус. паломник. 1911. 6; Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в кафедральном соборе г. Костромы. Кострома, 1911; Обозрение упраздненных мон-рей и пустынь Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 6, 10, 11. Лит.: Богдашевский Д. Рец. на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия//ТКДА. 1910. 9; Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Костромская обл. М., 1976. С. 33-34; И. В. Баженов: Некролог//Губернский дом. 1996. 2. С. 27-28; Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария: Вехи истории, к 250-летию со дня основания (1747-1997). Кострома, 1997. С. 15. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/77350.html

ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) КАБАНОВ Иларион Георгиевич (окт. 1819 - 1882), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор «Окружного послания» КОНОН (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798 - 21.01.1884), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию МЕЛЕТИЙ (Картушин Михаил Поликарпович; 1859-1934), старообрядческий архиеп. Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (Великодворский Петр Васильевич; 1808-1854), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ПАВЕЛ (Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905-1980), архиеп. Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ)) ПАНСОФИЙ (Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881-1937), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев ПАФНУТИЙ (Овчинников Поликарп Петрович; 1827-1907), старообрядческий еп. Коломенский Белокриницкой иерархии, публицист ПАФНУТИЙ (Шикин Патап Максимович; 1815-1890), старообрядческий еп. Казанский и Вятский Белокриницкой иерархии, публицист

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

18 августа 1902 г. новый алтарь был освящён викарным епископом Трифоном, о чем не замедлило последовать сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000 р.». Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938 г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды были выломаны металлические решётки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости к нему была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен. После закрытия храм приспособили под склад зерна Борисовского совхоза. В 1960 году село Борисово вошло в состав Москвы. Исследователь М.Л. Богоявленский в это время констатировал следующее: «В настоящее время церковь стоит без крыши и колокольни, рам нет, на окнах сохранились железные решётки. Окна заложены досками и железными листами. На стенах растёт трава. На двери замок. Соседние жители пользуются подвалим церкви, где похоронен её храмоздатель отец Н.А. Смирнов, как помойкой, выбрасывая туда разный мусор. Рядом с церковью брошен опрокинутый памятник из мрамора в виде гробницы с надписью. В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия. В 1960 году усадьба Царицыно, а с ней и весь каскад Борисовским прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и Борисовская церковь, которая по ошибке названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г.Москвы, «церковью Богородицы» (охранный 396). Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора. Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены».

http://sobory.ru/article/?object=44897

протоиерея Иакова Смирнова (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1776), настоятель (1780–1840). (1813–15.10.1875), настоятель (1842–1875). (1845–4.1.1923), настоятель (1877–1923). протоиерея Иоанна Лелюхина (30.1.1883–2.5.1945), второй священник (с 1919), настоятель (1923–1926). (24.7.1896–22.8.1963), настоятель Синодального прихода (1933–1936); помощник настоятеля (1955–1956). протоиерея Симеона Солодовникова (1.2.1883–20.3.1939), настоятель Синодального прихода (1936). протоиерея Николая Бера (27.3.1879– 9.3.1940), настоятель Патриаршего (с 1931 г. Евлогианского) прихода (1927–1940). протоиерея Владимира Феокритова (15.7.1881–10.7.1950), певчий (с 1908), диакон (с 1914), священник (1939); настоятель Евлогианского (с 1945 г. Патриаршего) прихода (1940–1950). иеромонаха Варфоломея (Кассано) (?–23.6.1746), псаломщик (с 1716), настоятель (1737–1746), племянник архимандрита Геннадия. схи-иеромонаха Иоанна (Дьяковского) в монашестве Ефрем (?–1795), настоятель (1766–1768) (в сане иеромонаха), позднее насельник Нямецкого монастыря в Молдавии, ученик прп. Паисия (Величковского) . иерея Стефана Ивановского (?–13.2.1765), псаломщик (с 1739) настоятель (1749–1765). иерея Василия Попова О упокоении Священнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Серафима (Лукьянова) (1879–18.2.1959), служил в Успенской церкви в 1926 г. (в сане архиепископа, на правах викарного епископа митрополита Евлогия). архиепископа Нафанаила (Львова) (1906–7.11.1986), в 1950–1952 гг.управляющий приходами Зарубежной Церкви в Великобритании. архимандрита Николая (Гиббса) (1876–24.3.1963), (в миру Чарльз Сидней Гиббс, учитель царских детей страстотерпцев Алексия, Марии и Анастасии) служил в Синодальном приходе в 1937–1940 гг. архимандрита Льва (Жилле) (1893–29.3.1980), настоятель церкви свт. Василия Великого при Содружестве мученика Албания и преподобного Сергия в Лондоне (1944–1980); временами служил в Патриаршем приходе. архимандрита Лазаря (Мура) (1902–27.11.1992), помощник настоятеля Синодального прихода (1949–1951) (в сане игумена).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфима, прп. Герасима Нового, свт. Николая Чудотворца, св. Нектария Эгинского (в башне). В окрестностях мон-ря на его земле находятся храмы св. Трифона (в саду), свт. Спиридона («в старом винограднике»), св. Димитрия, Преображения Господня, ап. Андрея, свт. Николая («у однодревного имения»), Всех святых на монастырском кладбище. Реликвии На протяжении веков П. м. был важным центром книгописания и переводческой деятельности. Первые сведения о работе в П. м. серб. переводчиков Иакова и Венедикта относятся к 1425-1426 гг. (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 140-141). П. м. обладал обширной б-кой, включавшей богатое рукописное собрание, значительную часть к-рого составляли слав. рукописи. Однако б-ка серьезно пострадала от пожара 1902 г. В 1859 г. каталог слав. рукописей б-ки составил архим. Антонин (Капустин), но это описание, по признанию самого архим. Антонина, было утрачено ( Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430). О составе б-ки в сер. XIX в. можно судить по воспоминаниям В. И. Григоровича о его работе в б-ке обители осенью 1844 г., по заметкам архим. Антонина ( Антонин (Капустин). 2013. С. 211-221) и еп. Порфирия (Успенского), а также по 1-му описанию, созданному архим. Леонидом (Кавелиным) после посещения П. м. в 1859 г. (опубл. на русском языке в 1875, на сербском - в 1877). Согласно его каталогу, в П. м. на тот момент хранилось 180 рукописных (из них 12 пергаменных) и 45 печатных слав. книг ( Леонид (Кавелин). 1875. С. 35-52) (архим. Антонин называл сходные числа: ок. 200 книг, из них ок. 10 пергаменных). Мн. рукописные памятники были вывезены из П. м. коллекционерами в XVII-XIX вв. В 1654 г. богатое книжное собрание приобрел в П. м. Арсений (Суханов). В него вошли в т. ч. сербский список «Шестоднева» Иоанна Экзарха 1263 г. (ГИМ. Син. N 345) и болг. «Иоанна-Александра сборник» 1348 г. В 1837 г. в П. м. англ. путешественник и коллекционер лорд Р. Керзон приобрел знаменитое лицевое Евангелие, созданное по заказу болг. царя Иоанна Александра в 1355-1356 гг., и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1354-1355 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 39627 и 39626) ( Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван-Александър. София, 1980). В 1845 г. П. м. посетил еп. Порфирий (Успенский). Благодаря его поездке Россия получила в т. ч. 12 листов иллюминированного Радославова Евангелия 1428-1429 гг. (РГБ. F. 1. 591). В 1870-1872 гг. архим. Леонид (Кавелин) вел переговоры о приобретении всего слав. собрания П. м. В них участвовал также директор Румянцевского музея В. А. Дашков. Однако переговоры не увенчались успехом ( Кащеев. 2017). На сегодняшний день работа по отождествлению фрагментов собрания славянских рукописей П. м. не завершена. Некоторые из них обнаружены в б-ках Москвы, С.-Петербурга (БАН), Парижа, Лондона ( Турилов. 2011. С. 339, 361, 371, 378).

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Поддубский приход включал 11 окрестных деревень: Парищи, Березицы, Юбры, Эцево, Мокрово, Витово, Крени, Озерцы, Новоселье, Палицы, Бор. «Прихожане занимаются хлебопашеством, многие в Петербурге нанимаются в услужение, или поступают в полотеры». Число прихожан было 1204 мужчин и 1402 женщин. Многие брали для ухода (за плату) детей – питомцев Воспитательного дома (до 500 детей обоего пола). Приход имел: 3 училища, из них 2 – в Поддубье: земское, в нем учились 41 мальчик и 21 девочка, и от Воспитательного дома, где обучалось 34 ребенка. Еще одно училище, также от Воспитательного дома, находилось в деревне Березицы. В нем училось 26 детей. Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района/О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015. Церковь однопрестольная, каменная, с таковою же колокольней, построена в 1772 году действительным статским советником И.Н.Неплюевым. На кладбище имеется деревянная однопрестольная во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К церкви приписаны 8 деревянных часовен. В 1899 в приходе состояли село Поддубье и деревни Березица, Бор, Витово, Зуево, Крево, Мокрово, Новоселье, Озерца Мокрая, Озерца Средняя, Парище, Полица Новая, Полица Старая, Юбра (478 дворов, 1393 мужчины, 1464 женщины). Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. - СПб. 1884. С. 449-451; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. - СПб. 1899. Ст. 439-440; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. http://petergen.com/bovkalo/kl/spblpoddubye.html Поддубье Ретюньской вол. – три храма: деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, 1720 г., усадебная, с 1780-х гг. кладбищенская, перестроена в 1858 г., закрыта в 1940 г., действовала в 1942–1960 гг. повторно закрыта в 1962 г., обращена в клуб, сгорела в 1980-е гг.; каменная того же наименования, 1767–1772 гг., с частичными перестройками в XIX в., закрыта в 1940 г., не сохранилась; походная домовая церковь во имя Свт. Иоанна Милостивого, находилась при господском доме в Поддубье в 1766 – не позже 1783 гг.

http://sobory.ru/article/?object=59063

архимандрита Никанора (Троицкого) (1905–26.4.1996), священник, иеромонах, служил в Синодальном приходе (1952–1981). (1925–30.10.2004), помощник настоятеля Синодального прихода (1957–1963) (в сане иеромонаха). (1896–11.7.1993), временами служил в Патриаршем приходе в 1959–1964 гг. архимандрита Корнилия (Фристедта) (1902–1.11.1982), помощник настоятеля Патриаршего прихода (1959–1960) (в сане иеромонаха). архимандрита Варнавы (Бертона) (1915–14.3.1996), временами служил в Патриаршем приходе в 1960-х и 70-х гг. протопресвитера Павла Адамантова (1871–1.9.1960), служил в Успенской церкви в сане диакона (1915–1918). игумена Иоанна (Ястрембского) (?-после 1751), 2й священник Успенской церкви (в сане иеромонаха) (1739–1740). протоиерея Константина Веселовского (1850–1927); псаломщик (с 1875), диакон (1921), священник (1921); помощник настоятеля (1921–1927). (1894–20.8.1980), помощник настоятеля Синодального прихода (1948–1951). протоиерея Александра Туринцева (1896–25.12.1984), служил в Патриаршем приходе в 1950 г. протоиерея Георгия Шереметева (1887–12.5.1971), помощник настоятеля Синодального прихода (1952–1967). протоиерея Сергия Гаккеля (1931–9.2.2005), временами служил в Патриаршем приходе с60-хгодов. иеромонаха Геннадия Греческие иеромонахи-святогорцы, служившие в Успенской церкви иеромонаха Иеремии после кончины священника Стефана Ивановского (1765–1766). иеромонаха Нифонта Иеромонах из Парижа, служил в Успенской церкви во время болезни и после кончины протоиерея Якова Смирнова (1837–1842). иерея Владимира Дилигенского (1879– ?), помощник настоятеля (1920–1921). иерея Николая Преображенского (1873–28.12.1917), в сане диакона (1898–1908). иерея Иоанна Строковского (1882-?), в сане диакона (1908–1914). диакона Иоанна Сперанского (1825-?), диакон (1875–1898). О упокоении Церковнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне Алексия Василия Николая Иоанна Феодора Константина Николая Алексия Николая Кирилла Владимира Иоанна Леонтия Константина Михаила Николая Максима Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 427, 433-437, 448, 455; Свт. Стефан Пермский/Ст., текст, пер. с древнерус., коммент.: Г. М. Прохоров. СПб., 1995. С. 166-167; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 64, 67, 246; Житие Кирилла Белозерского//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 132-217. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 589; Майков В. В. О владыке Михаиле, упомянутом в записи лицевой Псалтыри 1397 г.//Памяти Л. Н. Майкова: [Сб. ст.]. СПб., 1902. С. 99-106; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045; Вздорнов Г. И. Исследование о Киевской псалтыри. М., 1978. С. 10-11, 14, 17, 21-22, 26, 30-33, 44-47, 76, 82, 87-89, 91; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 94-98, 105-106, 110, 112, 135, Муравьева Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 252, 254, 257, 265, 271; она же. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92, 96, 106, 199; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 56, 57, 92, 218, 219; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 372-373; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. 381. С. 382, 457; Кузьмин А. В. Опыт комментария к актам Полоцкой земли 2-й пол. XIII - нач. XV в.//ДРВМ. 2007. 4(30). С. 50-68; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 50-68; Kloss B. M. Monasticism during the Formation of a Centralized State: Sergius of Radonezh and the Trinity Monastery//Russian Studies in History. 2013. Vol. 52. N 1. P. 5-37. А. В. Кузьмин Иконография На миниатюрах 2-го Остермановского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2) проиллюстрированы основные исторические события, участником которых был М. В сцене его поставления в епископа Смоленска митр. Пименом он показан средовеком с короткой округлой бородой, в фелони и омофоре (Л. 181). В обширном цикле миниатюр к тексту «Хождения Пименова в Царьград», составленному Игнатием Смольнянином (Л.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

буддизму ( Sangpo. 1973-1990), в к-ром представлены биографии и последователей К. В европ. традиции генеалогическое древо тибет. религ. направлений, включая К., впервые было воспроизведено в сер. 90-х гг. XIX в. ( Waddell. 1895). История «старой кадампы» представлена в контексте исследования религий Тибета и гелугпы в виде отдельных разделов, о чем свидетельствуют работы Дж. Туччи ( Tucci. 1949, 1980), Х. Хофманна ( Hoffmann. 1961), Д. Снельгрова и Х. Ричардсона ( Snellgrove, Richardson. 2003), Р. Стейна ( Stein. 1972). К истории проповеднической деятельности Атиши, учеников, современных ему переводчиков обращались А. Чаттопадхьяя ( Chattopadhyaya. 1981) и Р. Крамер ( Kramer. 2007), Ричардсон ( Richardson. 1998), а также К. Шеффер и Л. Кёйп, посвятившие свою работу Чомдену Ралди и его обзору инд. сочинений, к-рые были переведены на тибет. язык ( Schaeffer, Kuijp. 2007). Дан Мартин в соавторстве с Йелем Бентором в «Библиографии тибетских исторических работ» приводит также списки исторических сочинений в традиции К. ( Martin. 1997). Известны работы и др. исследователей. В российской науке история К. представлена разделом в работе Г. Ц. Цыбикова «Буддист паломник у святынь Тибета» (По дневникам 1899-1902 гг. 1918); фрагментарно описаны тибет. буддийские школы в контексте изучения религий и истории Тибета ( Кычанов, Савицкий. 1975), в словарных глоссах (Буддизм: Словарь. 1992), в лекциях и исследованиях по буддизму и его проблемам в Тибете ( Островская. 2002; Торчинов. 2005). Памятники письменности в традиции школы представлены в работах А. Вострикова (1962, 2007) и Л. Савицкого (1969). Ист.: Sangpo K. Biographical Dictionary of Tibet and Tibetan Buddhism. Dharamsala, 1973-1990. 12 vol.; Сумба-Кханбо. Пагсам-Джонсан: История и хронология Тибета/Пер. с тибет., предисл., коммент.: Р. Е. Пубаев. Новосиб., 1991; Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения/Пер. с тибет.: А. Кугявичус; ред.: А. Терентьев. СПб., 1994-2001. 5 т.; он же. Лосанг Дракпа: Краткое изложение поэтапного пути к просветлению/Пер. с тибет.: Л. Трегубенко под рук. дост. геше Церинга Дондруба; ред.: А. Нариньяни. М., 2006 (тибет., рус.); Будон Ринчендуб. История буддизма/Пер. с тибет. на англ.: Е. Е. Обермиллер; пер. с англ.: А. М. Донец. СПб., 1999; Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись: История буддизма в Тибете/Пер. с тибет. на англ.: Ю. Н. Рерих; пер. с англ.: О. В. Альбедиль, Е. Ю. Харькова. СПб., 2001, 2004.

http://pravenc.ru/text/1319768.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010