Побывавший в 1726 году на Афоне киевский паломник Василий Григорович-Барский застал в Свято-Пантелеимоновом всего четырех монахов — двух русских и двух болгар. Спустя столетие последние насельники оставили Горный Руссик и спустились на побережье, где в течение нескольких десятилетий обустраивали новый, теперешний Свято-Пантелеимонов — самый красивый и величественный на Афоне. Почти два столетия с тех пор минуло, но и сегодня каждый монах назовет имена попечителей и строителей этого монастыря — игумена Савву, князя Скарлата Каллимаха, иеромонаха Аникиту (в миру князь Ширинский-Шихматов), иеромонахов Павла и Арсения. …Вторая половина XIX столетия при царствовавших Александре II, Александре III, а затем и Николае II стала для Русского Афона воистину «золотой». Потекли пожертвования, из казны ежегодно выделялось на афонские нужды по сто тысяч золотых рублей. Хорошим тоном считалось посещение Афона великими князьями — разумеется, с богатыми дарами. В 1902 году закончено было сооружение самого большого на Афоне собора в Андреевском скиту, который по богатству и числу насельников вполне мог войти в число монастырей, когда бы не старинное и неукоснительное правило не переходить за черту имеющихся двадцати. В начале ХХ века только в обители св. Пантелеимона насчитывалось две тысячи монахов да почти две тысячи рабочих, а вместе с Новой Фиваидой, Андреевским и Ильинским скитами, вместе с келиотами (обитатели келий на пять-шесть человек) и пустынниками русских монахов в то время было за пять тысяч — больше, чем всех остальных, вместе взятых. Ну а затем — революция, голгофа Русской Церкви, полностью прерванное с Россией сообщение, забвение и нищета, потерянные все до единого скиты. В 1968-м в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставались восемь насельников. В том году он дважды горел, запустевали огороды и пасеки, омертвевали мастерские. В соборе Покрова Богородицы показали нам совершенно потемневший, «угольный» образ Спаса. Он почернел в неделю в июле 1918 года, в те дни, когда зверски была уничтожена в Екатеринбурге царская семья. Известие об этом злодеянии дошло до Афона позже, а тогда, ничего не понимая и пугаясь, пытались очистить, проявить нерукотворный образ Спасителя на иконе – нет, в безысходной скорби он так и остался навсегда темным.

http://patriarchia.ru/db/text/147603.htm...

Ни один серьёзный материал, касающийся христианских корней современной науки, не обходится без упоминания имени Алек­сандра Кожева (1902–1968). Именно он первым среди учёных-неклерикалов заговорил о христианском происхождении новоевропейской науки. В пределах этой статьи невозможно коснуться всех аспектов многогранной деятельности этого философа, социолога, политика. Мы затронем лишь его культурологические поиски вненаучных предпосылок возникновения науки. Кожев, хотя и признан одним из крупнейших французских философов XX века, прямое отношение имеет и к русской культуре, поскольку в 1920 году в восемнадцатилетнем возрасте его вынесла на Запад первая волна эмиграции. Кожев не был философом-оди­ноч­кой. Он тесно сотрудничал с Центром исследований по истории науки и техники в Париже и был двоюродным братом его директора Александра Койре. Со своим кузеном Кожев был весьма близок по духу и интеллектуальным поискам. Именно старший брат посоветовал Кожеву, выпускнику Берлинского и Гейдельбергского университетов, заняться Гегелем, когда тот в 1926 году переехал в Париж. Это совпало с защитой Кожевым диссертации по философии В. С. Соловьёва под руководством Карла Ясперса. А спустя десяток лет Койре уже доверял кузену свои академические обязанности, когда в период 1934–1940 годов совершал регулярные поездки в Каир для преподавания и исследований. Понятие “сообщество учёных”, совместно продвигающих развитие науки, развил в 60-х годах американский социолог и исследователь “научных революций” Томас Кун 3 . Перед своими глазами он имел вполне реальный пример такого международного сообщества социологов, философов, историков и теоретиков науки, к которому принадлежал и сам. Душой и координатором этого неофициального сообщества и был двоюродный брат Кожева Александр Койре. Понятно, что Кожев был также в курсе всех исследовательских и идеологических нитей, сходившихся к его единомышленнику-кузену в Париж и американский Принстон. Собственные интересы Кожева выходили далеко за рамки исследований по истории науки и техники и касались философии Гегеля и социологии Новейшего времени.

http://pravmir.ru/priklyuchenie-nauki-il...

Ascention du prophete Isai ’ e/Introd., trad, et comment, par E. Norelli. Brepols, 1993. Badi B. De oraculis Sibyllinis a Judaeis compositis. Breslau, 1881. Bousset W. Der Antichrist in der Uberliefemng des Ju-denthums, des Neuem Testaments und der alien Kirche. Gottin-gen, 1895. Box С. Я. The Apocalypce of Abraam. London; N. Y., 1918. Вол С. Я. The Apocalypce of Ezra (II Ezdras III-XIV). London, 1917. CaquotA. Leviathan et Behemoth dans la troisieme «Parabole» d ’ Henoch/«Semitica». 1975. Vol. 25. Charles R.H., Litt D. Ascention of Isaiah. London, 1917. Collins). J. A commentary on the Book of Daniel. Minneapolis, 1984. Cow A. Jewish Shock-Troops of the Apocalypse: Antichrist and the End, 1200–1600/Journal of Millennial Studies. Vol. I. Issue 1. 1998. Cinzberg L. Antichrist/The Jewish encyclopedia. V. 1–12. N. Y.; London, 1901–1906. V. 1. P. 625–627. Ginzberg L. The Legend of Ancient Israel. Vol. I-HI. Philadelphia, 1968. Kaufmann f. Armilus/EJ. 1972. T. 3. Klausner J. From Jesus to Paul. N. Y., 1944. Krauss S. Das Leben Jesu nach ludischen Quellen. Berlin, 1902. Krauss S. Talmudische Archaologie. Bd. I-II. Leipzig, 1910– 1912. L ’ apocalypse Syriaque de Baruch/In trod., trad, et comment, par P. Bogaert. Part. I-II. Paris, 1969. Lolos A. Die Apokalypse des Pseudo-Methodios. Meisen-heim, 1976. Lolos A. Die dritte und vierte Redaktion des Pseudo-Methodios. Hain, 1978. Pink A, W. The Antichrist. 1923. Roppopoti A. S. Myth and Legend of Ancient Israel. Vol. I-III. N. Y, 1966. Schmoldt H. Die Schrift «Vom Jungen Daniel» und «Daniels letzte Vision»: Dissertation. Hamburg, 1972. Stone M. E, A textual commentary of the Armenian version of IV Ezra. Atlanta, 1990. Stone M. E. Features of the eschatology of IV Ezra. Atlanta, 1989. Stone M. E. Scriptures, sects and vision. Philadelphia, 1980. Strack H., Billerbeck P. Kommentar zum Neuem Testament aus Talmud und Midrasch/Das Evangelium nach Matthaus. Munchen, 1965. The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Text, Translation and Notes Appendices. Uppsala, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

А. с. широко распространены в восточнослав. рукописной традиции, в особенности в XV-XVII вв.; в ряде случаев встречаются подборки А. с., включающие до 10 и более стихотворений (напр., в сборнике толкований сер. XVI в. РГАДА. Ф. 181. 478; в сборнике 1632 г. РНБ. Погод. 1615; в сборнике 1-й трети XVII в. НБ МГУ. 1356). В южнослав. традиции они известны гораздо меньше - надежно засвидетельствовано лишь неск. редакций А. с. «Аз есмь Бог» в списках XIV-XVI вв. Изд.: Амфилохий [ Сергиевский] , архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального... монастыря. М., 1875. С. 140-141; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Церковнославянские стихотворения IX-X вв. и их значение для изучения церковнославянского языка//Труды XI Археологического съезда. М., 1902. Т. 2. С. 29-34; то же// Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910. С. 3, 13-15; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Куев К. М. Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; Д., Милтенова А. Апокрифният сборник от монастира Савина XIV в. в сравнение с други подобни южнославянски ръкописи//Археографски прилози. Београд, 1987. 9. С. 14-15; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собрания МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1987. С. 142-156. Лит.: Якобсон Р. О. Заметки о древнеболгарском стихосложении//ИзвОРЯС. 1923. Т. 24. 2. С. 354-356; Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. С. 10-14; Vrana J. O postanku i karakteru staroslovenskih azbukvara i azbunih molitava//Filologia. Zagreb, 1963. K. 4. S. 191-204; Панченко А. М. Перспективы исследования древнерусского стихотворства//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 256-273; Mare š F. V. Azbuna básén z rukopisu Statni veejne knihovny Saltykova-Šedrina v Leningrade (Sign. Q.I.1202)//Slovo. 1964. K. 14. S. 5-24; Драгова Н. Втората апология на българската книга и нейните извори//Константин-Кирилл Философ: Юбилеен сб. по случай 1100-годишнината на смъртта му. София, 1969. С. 315-347; Mare š F. V. Hlaholice na Morav a v échach//Slovo. 1971. K. 21. S. 160-163; Зыков Э. Г. Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 177-191; он же. Русская переделка древнеболгарского стихотворения//Там же. 1974. Т. 28. С. 308-316; Mo š in V. Još o Hrabru, slavenskim azbukama i azbunim molitvama//Slovo. 1974. K. 23. S. 5-71; Сказания о начале славянской письменности/Вступ. ст., пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981. С. 177-178.

http://pravenc.ru/text/63680.html

Глава 5 J. Kohler und F. E. Peiser. Aus dem babylonischen Rechtsleben, Bd.I–IV.Leipzig, 1890–1898; P. Koschaker. Babylonisch – assyrisches Bürgschaftsrecht. Berlin – Leipzig, 1911; В. Meissner. Babylonien und Assyrien, Bd. I. Heidelberg, 1920; H. F. Lutz. Textiles and Costumes among the Peoples of the Ancient Near East. Leipzig, 1923; «Очерки по истории техники Древнего Востока». М – Л., 1940. Глава 6 М. Jastrow. Die Religion Babyloniens und Assyriens, Bd. 1–2. Giessen, 1902–1907; A. Ungnad. Die Religion der Babylonier und Assyrer, Bd. 1–2. Giessen, 1905–1912; F. Thureau – Dangin. Rituels accadiens. Paris, 1921; B. Meissner. Babylonien und Assyrien, Bd. II. Heidelberg, 1925; R. Koldewey. Das wieder erstehende Babylon. Leipzig, 1925; O. Reuther. Die Innenstadt von Babylon. – «Wissenschaftliche Veröffentlichun – gen der Deutschen Orient – Gesellschaft», 47, 1926; E. Unger. Babylon. Berlin – Leipzig, 1931. Глава 7 J. Kohler und F. E. Peiser. Aus dem babylonischen Rechtsleben Bd.I–IV.Leipzig, 1890–1898; V. Marx. Die Stellung der Frauen in Babylonien gemäss den Kontrakten aus der Zeit von Nebukadnezzar bis Darius. – «Beitrage zur Assyriologie», 4, 1902; B. Meissner. Babylonien und Assyrien, Bd. I–II. Heidelberg, 1920–1925; А. А. Вайман. Шумеро – вавилонская математика III–I тысячелетия до н. э. М, 1961; М. Я. Выгодский. Арифметика и алгебра в древнем мире. М., 1967; В. А. Белявский. Потомки Эа – илута – бани. – «Вестник древней истории», 1968, Глава 8 J. Kohler und F. E. Peiser. Aus dem babylonischen Rechtsle – ben, Bd. 1 – IV.Leipzig, 1890–1898; F. E. Peiser. Skizze der babylonischen Gesellschaft. – «Mitteilungen der Vorderasia – tischen Gesellschaft», 1896, Nr. 3; B. Meissner. Babylonien und Assyrien, Bd. I. Heidelberg, 1920; R. Ph. Dougherty. The Shirkûtu of Babylonian Deities. New Haven, 1923; M. Ehrenkranz. Beiträge zur Geschichte den Bodenpacht in neubabylonischer Zeit. München, 1936; I. Mendelsohn. Slavery in the Ancient Near East. New York, 1949; В. А. Белявский. Симптомы кризиса рабовладельческого строя в Новом Вавилоне (VI в. до н. э.). – «Вестник Ленинградского университета», 1965, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист КОМЕЧ Алексей Ильич (8.08. 1936 - 28.02. 2007), искусствовед, историк архитектуры, знаток и защитник отечественного культурного наследия, прежде всего архитектурных памятников и градостроительного облика Москвы КОНДАКОВ Никодим Павлович (1(13).11.1844.- 17.17.02. 1925), российский историк искусства, археолог, музейный деятель, акад. СПбАН (1898) КОРЗУХИНА Гали Федоровна (1906-1974), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин (1928 - 1995), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования ЛИФШИЦ (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры МАЭСТА термин, использующийся в западноевропейском средневековом и итальянском искусстве эпохи Возрождения для обозначения теофанических образов, связанных с темой Апокалипсиса МАЯСОВА Наталия Андреевна (1919 - 2005), искусствовед, один из первых специалистов в области истории, технологии и стиля древнерус. лицевого шитья Надежда Евгеньевна (1902-1968), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед

http://pravenc.ru/rubrics/123064_2.html

К 1505 г. относится издание грамот П., подтверждающих права монастыря во имя Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Сравнительный анализ сообщений Жития свт. Нифонта II, патриарха К-польского, греч. и румын. хроник позволяет заключить, что в марте 1512 г. П. во время пребывания в Дунайских княжествах помазал на царство господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521), а затем тот с одобрения П. избрал нового Унгро-Влахийского митрополита - иером. Макария ( Mure an. 2012). На обратном пути П. был отравлен в окрестностях Силимврии (ныне Силиври, Турция) своим помощником Феодулом. Его перевезли в К-поль, где он и скончался и был погребен в мон-ре Богородицы Паммакаристос. Ист.: Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basel, 1584. P. 145-152; Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonn, 1849. P. 139-151; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Πατριαρχικο κατλογοι (1453-1636)//BZ. 1899. Bd. 8. N 2. S. 392-401; Ecthesis chronica and Chronicon Athenarum/Ed. S. P. Lambros. L., 1902. P. 67; Gavriil Protul. Viaa Sfântului Nifon: O redacieune greceasc ineditâ/Ed. V. Grecu. Bucur., 1944. P. 138-140; Emperors, Patriarchs and Sultans of Constantinople, 1373-1513: An Anonymous Greek Chronicle of the 16th Cent./Introd., transl. and comment. M. Philippides. Brookline (Mass.), 1990. P. 120-121, 170. Лит: Γεδεν. Πνακες. Σ. 496-499; Γιαννακπουλος Κ. Ι. Ελληνες λγιοι ες τν Βενεταν. Αθναι, 1965. Σ. 159-162; ΘΗΕ. 1966. Τ. 10. Σ. 242; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 195, 199; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 10, 457; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 398; Mure an D. I. Girolamo Lando, titulaire du Patriarcat de Constantinople (1474-1497), et son rôle dans la politique orientale du Saint-Siège//Annuario dell " Istituto romeno di Cultura e Ricerca Umanistica di Venezia. Venezia, 2006. T. 8. P. 153-258; idem. La visite canonique du patriarche Pacôme Ier dans les Principautés roumaines (1513) et le modèle davidique du sacre//Sfântul voievod Neagoe Basarab, ctitor de biserici i cultur româneasc. Bucur., 2012. P. 25-62.

http://pravenc.ru/text/2579854.html

К югу от церкви, через дорогу, находятся остатки небольшой усадьбы: незначительные фрагменты старого липового парка и деревянный дом с мезонином рубежа XIX- XX вв. Статья из " Памятники архитектуры Московской области " . - Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца упоминается в документах с конца XVI столетия. В 1628 году вотчинник Михаил Васильевич Батюшков пожертвовал в пользу храма «пашенную и сенокосную землю», отсюда пошло название села – Батюшково. Затем усадьба перешла к дьяку Ивану Миничу и его сыну, думному дворянину Афанасию Ивановичу Нестеровым, которые владели ею до 1677 года. После Нестеровых владельцем стал боярин Богдан Матвеевич Хитрово. При нем храм был «украшен колоколами и церковной утварью». В начале XVIII века этими землями владел М.Ф.Куракин, в конце XVIII века — И.Т.Тишков. В начале XIX века имение перешло князю Андрею Андреевичу Голицыну. Последними владельцами до революции были Ширяевы. Каменный Никольский храм, представляющий собой образец московского зодчества XVII века, был возведен по приказу Афанасия Ивановича Нестерова в 1666 году. Бесстолпный пятиглавый храм в форме двусветного четверика с небольшой трапезной и двухъярусной шатровой колокольней был нарядно украшен снаружи и внутри. Главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, приделы — во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Мины Египтянина. В XVIII веке был увеличен по высоте верхний ярус колокольни. В XIX веке перестроена алтарная часть, растесаны окна трапезной, перестроен южный придел. В 1902 году стены и свод были украшены живописью, проведено паровое отопление, переделан вход на колокольню. После революции в селе рядом с храмом жили насельницы закрытого Спасо-Влахернского женского монастыря, расположенного неподалеку, в Деденево. С 1926 по 1937 году в храме служил священномученик епископ Иона (Лазарев). В 1937 году он был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой (память 8/21 октября). В 1939 году храм закрыли, имущество разграбили, сбросили колокола, сбили кресты с куполов. Протоиерей Сергий Писарев, последний настоятель храма, скончался от сердечного приступа, когда пытался противостоять вандалам. В 1968-1971 годах храм реставрировали, удалив поздние детали и частично вернув зданию первоначальный облик. В начале 1990-х годов храм сгорел. В 1997 году руины были переданы верующим. К настоящему времени церковь почти полностью восстановлена. Ныне в Никольской церкви совершаются богослужения в праздничные и воскресные дни, ведется просветительская работа среди прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=00512

Храм имел статус монастыря и подчинялся непосредственно Российскому Святейшему Синоду, причт присылали из Троице-Сергиевой Лавры. Настоятелями храма были иеромонах Геннадий (1902-04), иеромонах Ферапонт (1904-14) и иеромонах Максим (1914-15). После 1915 г., когда Болгария объявила войну России, иеромонах Максим отбыл в Россию, а храм и его имущество охраняли два послушника, прибывшие из Троице-Сергиевой лавры ещё до войны, — Николай Чернов и Павел Щеткин. 8 февраля 1917 г. они были неожиданно интернированы болгарскими властями, а сам храм и прилегавшие к нему здания захвачены. Когда 6 ноября 1918 г. Н.Чернов и П.Щеткин были освобождены и вернулись к служению, то нашли храм и его имущество разграбленным. 26 октября 1921 г. в храм впервые после Первой мировой войны был назначен настоятель — о. Антоний (Троепольский), и в храме по воскресным и праздничным дням возобновились службы. Начиная с 1924 г. на службу в храм назначались различные священнослужители без права занимать должность настоятеля, а административное управление храмом осуществлял Комитет по делам русских беженцев в Болгарии, назначавший управляющими светских лиц. В зданиях, примыкающих к храму, с 1923 г. действовал Приют для увечных и хроников Российского Общества Красного Креста, а с 1928 г. — Шипкинский инвалидный дом Союза Русских Инвалидов в Болгарии (в 1942 г. объединены в Приют для инвалидов и больных иностранцев, с 1955 г. дом престарелых). 5 августа 1934 г. храм и прилегавшие к нему здания переданы СССР Болгарии. 30 октября 1945 г. храм передан в юрисдикцию Московского Патриархата. 1 января 1948 г. передан Военному министерству НРБ. Русское благочиние существовало до 10 ноября 1952 г., последний русский священник, о. Иосиф (Гордеев), служил до сентября 1968 г. В июле 1967 г. храм передан Комитету по искусству и культуре НРБ. 27 декабря 2004 г. передан Болгарской Православной церкви. Внутренняя роспись храма произведена в 1959 году при Патриархе Алексии I на средства Московской Патриархии художником Н. Е. Ростовцевым с коллективом художников.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-памятник_...

По мнению архим. Хризостома I (Пападопулоса), в 1866 г. Анастасий попытался переехать в Афины, но из-за политических беспорядков вскоре вернулся в К-поль. Другие биографы считают, что переезд из К-поля в Афины состоялся по крайней мере 2 годами раньше. В К-поле Александр Триандафиллидис, родственник по материнской линии, взял Анастасия на работу воспитателем в школу Иерусалимского подворья в Фанаре. Анастасий преподавал в младших классах и одновременно учился в старших ( Харалампий (Василопулос). 2001. С. 10). Вероятно, к этому же периоду относится его паломничество на Св. землю. Согласно преданию, во время путешествия случился шторм и корабль, на к-ром был Анастасий, оказался в опасности. Тогда он стал молиться, затем снял с себя крест, к-рый ему подарила бабушка, и, привязав к поясу, трижды окунул в воду. Тотчас море утихло, но крест утонул. Корабль шел дальше, при этом все слышали странный стук за бортом. По прибытии в порт судно осмотрели и обнаружили крест Анастасия ( Харалампий (Василопулос). 2001. С. 9). По сведениям Димитракопулоса, крест упал в море, когда Анастасий наклонился, чтобы разглядеть пятно на воде. Тотчас послышались частые и тяжелые удары в подводную часть корабля. Встревоженный капитан, узнав, в чем дело, приказал остановить судно и выловить крест ( Димитракопулос. 2012. С. 26). Свт. Нектарий Эгинский. Икона. 1958 г. (собор Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве Эгина) Свт. Нектарий Эгинский. Икона. 1958 г. (собор Св. Троицы Троицкого мон-ря на о-ве Эгина) Проработав в школе Иерусалимского подворья ок. 2 лет, Анастасий в возрасте 20 лет уехал на о-в Хиос, куда, как пишет Димитракопулос, перебрались к тому времени и его родители (Там же. С. 28). Там он работал школьным учителем в сел. Литион и проповедовал в церкви (в сельской б-ке до 1968 хранилась рукопись его 1-й проповеди, другие погибли во время землетрясения 22 марта 1881). На Хиосе и в К-поле Анастасий изучал творения отцов Церкви, а также античных классиков. В 1873 г. Анастасий уступил должность учителя своему брату, Хараламбосу, и ушел послушником в монастырь Неа-Мони на Хиосе. Через 3 года (7 нояб. 1876) он принял монашеский постриг с именем Лазарь. Кроме обычных послушаний он был секретарем и учителем в школе при монастыре. Лазарь посетил Парос и побывал в Лонговардской обители, где познакомился с прп. Арсением (1800-1877, канонизирован в 1967, пам. греч. 31 янв.). Часто ездил в скит Св. отцов на Хиосе и получил от старца Пахомия Ареласа (1840-1905) наставления в монашеской жизни ( Харалампий (Василопулос). 2001. С. 10). Сохранились 2 письма Лазаря старцу Пахомию - от 15 мая 1902 г. и от 23 июня 1903 г.

http://pravenc.ru/text/2564898.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010