Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕА [Нем. Bea] Августин (25.05.1881, Ридбёринген, Германия - 16.11.1968, Рим), иезуит, кардинал, экзегет, один из организаторов экуменического движения католич. Церкви. Изучал философию и богословие в ун-тах Фрайбурга, Инсбрука, Валкенбурга (Нидерланды), Берлина. В 1902 г. вступил в орден иезуитов, в 1912 г. был рукоположен во пресвитера, в 1921-1924 гг. провинциал иезуитов в Германии. В 1917-1921 гг. преподавал на кафедре ВЗ в Валкенбурге; в 1924-1928 гг. профессор библейского богословия в папском Григорианском ун-те и одновременно (вплоть до 1959) профессор по кафедре исагогики и ветхозаветной экзегезы в папском библейском институте в Риме. В 1930-1949 гг. ректор папского библейского ин-та, издатель ж. «Biblica». Был консультантом в папских конгрегациях: пропаганды веры, Вост. Церквей, обрядов, семинарий и ун-тов, а также членом папских комиссий по библейским исследованиям, по пересмотру Кодекса канонического права. В 1945-1958 гг. исповедник папы Пия XII. В 1959 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан кардинала. Значительное место в научной деятельности Б. занимало изучение библейской археологии и древней истории. Благодаря ему были проведены раскопки в Телейлат-эль-Гассуль, севернее Мёртвого м. Особенно его внимание привлекали раскопки в Рас-Шамра - древнем Угарите , клинописные таблички из Мари , новая лит-ра о Дура-Европос , новооткрытые арам. тексты на папирусах, кумранские рукописи. По инициативе Б. был основан фак-т ориенталистики в Папском библейском ин-те и стал издаваться научный ж. «Orientalica». В области экзегетики его интересы концентрировались на вопросах возникновения Пятикнижия , библейского богословия и особенно на проблемах герменевтики Свящ. Писания. Подчеркивая, что Свящ. Писание является «общим наследием и сокровищем всех христиан», основой для преодоления разногласий между ними, Б. подготовил новое издание лат. перевода псалмов (Il nuovo Psalterio latino: Chiarimenti sull " origine e lo spirito della traduzione. R., 1946), к-рое заменило использовавшийся ранее (со времени папы Дамаса I (366-384)) текст. Пересмотр лат. перевода Библии, предпринятый Б., впосл. привел к полной ревизии Вульгаты .

http://pravenc.ru/text/77742.html

Наследие прошлой эпохи: лучшие кагоры союзных республик ЖМП 9 сентябрь 2013 /  11 декабря 2013 г. Кагор: когда количество не переходит в качество Разбираемся в свойствах вина, традиционно используемого в богослужебных целях История церковного вина в России еще ждет своего исследователя. Известно, что постановлением Стоглавого Собора (1551 год) допускалось употребление в монастырях только фряжского (итальянского) вина. Это вино закупалось как правило на крупнейших ярмарках — Моложской, Макарьевской и Новгородской — у иностранных купцов. Впоследствии в России использовались и испанские, и молдавские вина. О том, когда именно предпочтение было отдано французским винам, достоверно неизвестно. Однако к концу XIX века представление о церковном вине сложилось окончательно. Это сладкое, умеренно-крепкое, интенсивно- красное и без примесей вино. Вместе с тем, на Московском съезде виноградарей и виноделов в 1902 году отмечалось, что церковное вино «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим». ЖМП подробно изучил ситуацию с производством церковного вина в современной России. Шаг в историю Неприметная дверь в одном из корпусов Московского межреспубликанского винодельческого завода (ММВЗ) на Рябиновой улице. Шагаем внутрь и попадаем на несколько десятилетий в прошлое. При кажущихся зябкими после летнего зноя +14 градусах на бесчисленных, уходящих куда-то в темноту стеллажах мирно почивает история советского виноделия: тысячи бутылок, подернутых патиной. Несколько стеллажей энотеки посвящено кагорам. Названия сортов на табличках звучат словно музыка: «Чумай», «Шемаха», «Левобережное». «Наш завод открылся в 1971 году для объединения лучших винодельческих ресурсов союзных республик, — объясняет управляющий директор ОАО “ММВЗ” Анна Тамарина. — И каждый год мы закладывали в коллекцию все сорта производимого в СССР кагора. Самая старая бутылка из этой категории — кагор “Массандра” розлива 1972 года (виноград урожая 1968 года). У бутылок из этого хранилища два пути: на международные винные аукционы (но кагоры мы там не продаем) или в Кремль по заявке первых лиц государства».

http://e-vestnik.ru/examination/kagor_74...

Розенкрейцеры РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9163.html 21 апреля 2004 Елена Кисличенко, выпускница Русского Христианского Гуманитарного института Розенкрейцеры Из сборника " Петербургское язычество " " Секретное общество людей, обладающих сверхчеловеческими, если не сверхъестественными, силами; говорят, они были способны предсказывать будущие события, проникать в глубочайшие тайны Природы, превращать железо, медь, олово в золото, приготавливать Эликсир Жизни, или Универсальную Панацею, с помощью которого они могли сохранять вечную молодость, и более того, полагали, что они могли повелевать Стихийными Духами Природы и знали секреты Философского Камня, субстанции, делавшей его обладателя всемогущим, бессмертным и мудрейшим " , – так описывает Братство Розенкрейцеров в своем труде " Секретные символы Розенкрейцерства " доктор Ф. Хартман. 1 История Братства Розенкрейцеров уходит своими корнями в далекое прошлое, продолжая и развивая древние традиции гностиков: альбигойцев, катаров, ессеев и классических розенкрейцеров XVII столетия. Существует много версий, предположений и легенд об этом движении и его основателе – Христиане Розенкрейце (предположительно 1378-1484), именем которого классические Розенкрейцеры XVII века обозначали прототип нового человека, возрожденного во Христе. Название " Розенкрейцеры " с давних пор использовалось для обозначения самых различных религиозных и идеологических течений. В настоящее время существует несколько розенкрейцерских организаций, наиболее крупные из которых " AMORG " , " Община розенкрейцеров " и " Lectorium Rosicrucianum " – Международная Школа Золотого Розенкрейца, один из Центров которой действует в Санкт-Петербурге. Об этой Школе и пойдет речь. В нашем веке Братство Розенкрейцеров было основано в 1909 году Максом Генделем в Оушенсайде (Калифорния, США). В 1924 году в Голландское отделение Братства Розенкрейцеров в городе Хаарлеме вступили братья З. Леене (1892-1938) и Я. Леене (1896-1968). В 1930 г. к братьям Леене присоединилась г-жа Х. Сток-Хаузер (1902-1990). В 1935 году ими было создано независимое Розенкрейцеровское движение – Школа Мистерий Розенкрейца, основателем и Великим Мастером которого стал Я.Леене, взявший себе псевдоним Ян ван Рэйкенборг. С 1936 года всемирным центром Розенкрейцеров является город Хаарлем (Голландия), где в 1936-1953 годах 16 единомышленников построили небольшой храм. С 1945 г. общество стало называться Lectorium Rosicrucianum, выступая как " Гностическая Духовная Школа " .

http://religare.ru/2_9163_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Нот. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. [Нем. Noth] Мартин (3.08. 1902, Дрезден - 30.05.1968, Шивта (Субейта), Израиль), нем. библеист, протестант. теолог и историк Др. Израиля. Род. в семье учителя гимназии. C 1921 по 1925 г. Н. изучал теологию и вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига (в частности, в Лейпциге ВЗ - сначала у Р. Киттеля , а затем у А. Альта ). В 1927 г. защитил в ун-те Грейфсвальда диссертацию, посвященную древнеизраильской ономастике. Преподавал ВЗ, занимая должности приват-доцента в ун-тах Грейфсвальда (1927-1928) и Лейпцига (1928-1930), профессора в ун-тах Кёнигсберга (ныне Калининград; 1930-1945; в 1939/40 и 1943-1945 служил в армии) и Бонна (1946-1967). Дважды (1947-1948; 1957-1958) избирался на пост ректора ун-та Бонна. В 1964 г. переселился в Иерусалим, став директором Немецкого евангелического ин-та древностей Св. земли (Deutsches Evangelische Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes) (1964-1968). Н. является одним из наиболее известных исследователей ВЗ в XX в. Его перу принадлежит ок. 20 монографий, посвященных различным вопросам ВЗ и истории Др. Израиля. Наиболее значителен вклад Н. в исследование ранней истории Израиля, Пятикнижия , исторических книг ВЗ, древнеизраильской ономастики. В работе о догос. истории Израиля (Das System der zwölf Stämme Israels, 1930) Н. выдвинул гипотезу, согласно к-рой Др. Израиль представлял собой священный союз 12 племен, его целью была забота о центральном святилище, где находился ковчег. Местоположение этого святилища менялось, поскольку ковчег переносили с места на место. Союз израильских племен Н. уподобил аналогичным греческим (т. н. амфиктиония) и италийским племенным союзам. Н. развивал в своих трудах («Geschichte Israels» и др.) теорию мирного и постепенного заселения Палестины израильскими племенами (т. н. теория инфильтрации), выдвинутую ранее его учителем Альтом. Широкое признание получила гипотеза Н. о девтерономической истории, разработанная им в кн. «Überlieferungsgeschichtliche Studien» (1943). По его мнению, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей, 1-4-я Царств представляют собой историографическое сочинение, составленное одним автором, жившим в VI в. до Р. Х. (т. н. девтерономическая история, см. в ст. Исторические книги ). В нем описывалась история Израиля, начиная с завоевания земли обетованной и заканчивая событиями Вавилонского плена. Прологом к нему служил текст кн. Второзаконие с изложением законов, несоблюдение к-рых привело к упадку Северного (Израиль) и Южного (Иудея) царств. Целью сочинения было объяснить причины утраты Иудеей государственности и обстоятельств Вавилонского плена в VI в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/Нот.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. В. Бражников. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Максим Викторович (19.03.1902, С.-Петербург - 24.10.1973, Киев), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор. Научные работы Б. стали продолжением изучения и расшифровки древнерус. невменных нотаций, начатых еще в XIX в. Б. впервые детально изучил и систематизировал виды мелизматических знаков - лица и фиты, предложил способы датировки крюковых начертаний и их классификацию, установил принципы расшифровки 2-, 3- и 4-голосных знаменных партитур. В 1925 г. Б. окончил фортепианное отд-ние, в 1927 г.- теоретико-композиторский фак-т Ленинградской консерватории по специальности «композиция»; как исследователь древнерус. муз. нотаций прошел курс у проф. А. В. Преображенского . До 1935 г. Б. преподавал в Ленинградской консерватории и в Гос. академии искусствознания (ныне РИИИ). В 1935-1940 гг. научный сотрудник Отдела муз. инструментов в Гос. Эрмитаже. В дек. 1940 г. после письменного обращения к И. В. Сталину был принят на должность научного сотрудника в ленинградский Гос. научно-исследовательский ин-т театра и музыки. В окт. 1941 г. вместе с др. сотрудниками ин-та был эвакуирован в г. Киров. В янв. 1943 г. на ученом совете Московской консерватории защитил канд. дис. «Многоголосие знаменных партитур». В апр. 1945 г. возвратился в Ленинград и продолжил работу в ин-те театра и музыки, откуда был уволен в 1953 г. в связи с тем, что задача изучения древнерус. церковнопевч. искусства была объявлена неактуальной. До 1960 г. Б. работал в ОР б-ки ЛДА. В 60-х гг. состоял на службе в московском Ин-те истории искусства (ныне ГИИ). В 1968 г. защитил докт. дис. «Теория древнерусской музыки». С 1969 г. преподаватель, с 1971 г. профессор Ленинградской консерватории, читал курс древнерус. певч. палеографии. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге. Б. принадлежат описания нотированных рукописей XII-XIX вв., расшифровки знаменной нотации, публикации памятников певч. искусства, концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром на темы знаменного распева. Сохранились его дневниковые записи, письма, стихи, живописные работы маслом, акварели (пейзажи древнерус. городов), а также зарисовки уцелевших после Великой Отечественной войны храмов, хранящиеся в домашнем архиве его дочери О. М. Бражниковой.

http://pravenc.ru/text/153309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Надежда Евгеньевна (19.07.1902, Москва - 26.09.1968, там же), исследователь древнерус. монументальной и станковой живописи и прикладного искусства, музеевед. Род. в семье Евгения Ивановича Силина (1877-1928), известного московского антиквара и владельца антикварных магазинов, коллекционера, после 1917 г.- эксперта Музейного отдела Наркомпроса, создателя музеев. В 1921-1924 гг. обучалась в I Московском гос. ун-те на фак-те общественных наук (отделение археологии и искусствоведения); получила специальность искусствоведа-музееведа. До самой смерти отца М. работала рядом с ним, что несомненно повлияло на ее профессиональное становление. Деятельность в области древнерус. искусства началась с момента поступления М. в отдел по охране памятников Главмузея при Наркомпросе. С 1924 по 1926 г. она младший научный сотрудник в отделе религ. быта ГИМ; с 1925 по 1928 г. лектор-экскурсовод в филиале ГИМ - музее-соборе Василия Блаженного; с 1928 по 1930 г. научный сотрудник Историко-художественного и бытового музея (бывш. Новодевичьего мон-ря); с 1931 по 1933 г. старший научный сотрудник Антирелигиозного музея (АМИ; бывш. Донской мон-рь); с 1934 по 1936 г. старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела XVI-XVII вв. в ГИМ; с 1935 по 1958 г. старший научный сотрудник, с 1938 г. зав. отделом древнерус. искусства в ГТГ. Работу в ГТГ М. совмещала с чтением лекций по древнерус. искусству в Государственных центральных художественных реставрационных мастерских (ГЦХРМ), входила в состав реставрационного и ученого советов ГЦХРМ (с 1944); с 1937 г. являлась консультантом-экспертом в Государственной Оружейной палате Московского Кремля. В 1945 г. защитила канд. дис. «Русская монументальная и станковая живопись 2-й пол. XVI в.». В 1947 г. М. была избрана внештатным старшим научным сотрудником Ин-та истории искусства АН СССР (сектор истории живописи и скульптуры); с 1947 г. являлась научным руководителем реставрационных работ в Благовещенском соборе Московского Кремля. В кон. 50-х гг. XX в. М. вела уникальные спецкурс и спецсеминар по знаточеству и атрибуции древнерус. живописи для студентов отд-ния истории искусств исторического фак-та Московского ун-та (занятия проводились в фондах отдела древнерус. искусства ГТГ).

http://pravenc.ru/text/2563862.html

РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

Вьюнище. Церковь Параскевы Пятницы. Первая церковь в селе Вьюнище, Переяславского уезда (ныне Переяславского района) была построена после 1708 года, на её месте был заложен новый храм, построеннывй в 1786 году, разобраный по ветхости в 1891 году. И на этом же месте в 1891 году была построена церковь святой Параскевы Пятницы. Её возвели на средства прихожан и церковные сбережения. В отличие от двух предыдущих, она была построена вместе с колокольней и выдержана в русском стиле. С 10 февраля 1892 года, благодаря ходатайствам священника церкви Антония Писнячевского, при церкви действовала церковно-приходская школа. На квартире у последнего начали обучение 26 юношей и 14 девушек. В 1902 году к церкови св. Параскевы было приписано 1609 душ взрослого населения (не только жителей с. Вьюнище, а также с. Городища). В 1912 году количество прихожан составляло 1438 человек. В 1925-1926 годах в с. Вьюньище при церкви было зарегистрированы славянская и автокефальная общины. В конце 1930-х годов церковь была закрыта, её помещение стали использовать как зернохранилище. В 1942 году в храме возобновили службу. Но уже в 1960 году церковь снова была закрыта. В 1968 году с. Вьюнище попало в зону затопления. В 1971 году церковь была разобрана и перевезена в Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья. Церковь одноэтажная, в плане крещата. Установлена на каменных глыбах, которые уложены друг на друга на определенном расстоянии, а затем уже вокруг выложен цоколь. Построена вместе с колокольней из сосновых тесаных плах и покрыта обшивкой. Все рукава (притворы) имеют четырехгранники и имеют одинаковую высоту. Крыльца устроены с трёх сторон. Крыльцо с юго-восточного рукава было утеряно во время перевозки сооружения. С юга и севера межрамные углы заполнены квадратными пристройками, соединяющимися внутри с алтарем. Сруб главного навы высок и выше боковых, но четверик снаружи выделяется от рамэн в виде низкой призмы только на высоте гребней ременных крыш. Коротким резким заломом четверик переходит в умеренный нарядный восьмерик. Фронтоны и изломы четверика и восьмерика четко очерчены карнизами. Граненой стремительной невысокой крышей перекрыто восьмерик. На четырех, ориентированных на все стороны света, гранях острые треугольные фронтоны. Венчает храм восьмиричный световой купол, увенчанный луковичной главкой.

http://sobory.ru/article/?object=57837

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 12.09.1862, мест. Докудов Бельского у. Люблинской (позднее Седлецкой) губ.- 25.01. 1933, США), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель. Род. в крестьянской семье. Начальное светское образование и духовное воспитание получил в церковноприходской школе при Яблочинском Онуфриевском мон-ре Холмско-Варшавской епархии и на курсах причетников при холмском кафедральном соборе. 13 янв. 1891 г. пострижен в монашество с именем А. в Яблочинском мон-ре. 3 марта 1891 г. еп. Люблинским Флавианом (Городецким) рукоположен во иеродиакона, 21 нояб. 1893 г. еп. Люблинским Гедеоном (Покровским) - во иеромонаха. В сент. 1897 г. архиеп. Холмским и Варшавским Флавианом А. утвержден в должности казначея Яблочинского мон-ря с назначением разъездным миссионером на приходы в Бельском благочинническом округе, где проживало много униатов. По благословению еп. Алеутского и Аляскинского свт. Тихона (Белавина) 31 авг. 1899 г. А. поступил на 2-годичный миссионерский курс КазДА (монг. отдел), где изучал миссионерское дело, а также монг. и калм. языки. По представлению владыки Тихона, ставшего еп. Алеутским и Североамериканским, указом Святейшего Синода 20 окт. 1900 г. А. переведен для миссионерского служения в Алеутскую и Североамериканскую епархию , прежде получив в награду золотой крест из Кабинета Его Имп. Величества. 12 нояб. того же года назначен миссионером в Куикпакскую миссию на Аляске, место подвижнических трудов св. свящ. Иакова Нецветова . Временно, с 24 янв. по 5 мая 1901 г., А. исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой ц. в Чикаго (шт. Иллинойс), на Аляску прибыл 19 июня 1901 г. До 1908 г. А. был настоятелем обширной Куикпакской миссии в междуречье Куикпака (Юкона) и Кускокуима. Заботясь о поднятии религиозно-нравственного уровня паствы, А. посещал, совершая многокилометровые переходы, селения и отдаленные стойбища эскимосов, служа и проповедуя на местных наречиях своей паствы. А. основал школу для катехизаторов, в к-рой под его руководством буд. священники и проповедники из местного населения обучались на родном языке Свящ. Писанию, церковной истории, катехизису, молитвам и церковному пению. Впосл., уже будучи еп. Аляскинским, одного из таких катехизаторов, Василия Чангсака († 19 дек. 1968), А. рукоположил в иерейский сан и назначил своим преемником по Куикпакской миссии. За ревностные труды на благо Церкви А. был награжден набедренником (14 апр. 1902), благословенной грамотой (25 февр. 1904) и возведен в сан игумена (6 мая 1908).

http://pravenc.ru/text/114624.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010