Попов И.В. Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского . ТСЛ, 1904. Попов И.В. Святой Иларий, епископ Пиктавийский//Богословские труды. 1968, Т. 4, стр. 127–168. Попов К. Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Т. 1. Киев, 1903. Рафаил (Карелин) , архим. Тайна спасения. М., 2002. Рафаил (Карелин) , архим. Векторы духовности. М., 2003. Рафаил (Карелин) , архим. О вечном и преходящем. М., 2007. Рачинский С.А. Сельская школа: Сборник статей. СПб., 1902. Рогозянский А.Б. Психология и церковное душепопечение//ЖМП. 2000, Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. – М., 2001. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. М., 2002. Серафим иеромн. Душа после смерти. М., 1991. Сергий (Страгородский) , архим. Православное учение о спасении. Казань, 1898. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996. Сидоров А.И. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности/Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2002. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности//Сборник работ: В 2 т. М., 2011. Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт Православного догматического богословия (с историческим изложением догматов): В 5 т. Киев, 1891. Склярова Т.В. Православная антропология: основные подходы и представления//Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. научных статей, М., 2010, стр. 137–142. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. М., 2009. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Покров, 2004. Скола А., Маренго Д., Лопес Х.П. Богословская антропология. М., 2005. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Приличествовало и время – месяц Март; в это время совершалось творение мира, в такое же время совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения) и теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала. Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – это Сама Дева, принявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и оставалось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какой была прежде, Божественное Слово стало Сыном, родившись бех Отца, и Мария стала Материю бех иужа, родивши неискусомужно» ( Илия Минятий , епископ Кефалонитский. Проповеди. Слово на Благовещение Богоматери. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 254–255). К символике имен, связанных с Благовещением, обращались уже более ранние проповедники, например, святитель Григорий Палама (+1359): «Имя Деве Мария» – это слово в переводе означает «Госпожа». Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение девства и особенность образа Её жизни, и во всем тщательность,…одним словом – всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душой и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющих ни малейшей зазоринки. Всё это было совершенно цельным и нерушимым на все времена, – как и приличествует Госпоже… Кроме того, Дева, в девстве зачавшая и в божественно родившая по естеству Владыку всего мира, по достоинству является Госпожой и владычествует над всеми,. И еще – Она является Госпожой, не только как свободная от рабства и участница Божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, как родившая неизреченно и благословенно» (Святитель Григорий Палама . Беседы (Омилии). Омилия 14. На Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Монреаль, 1968. С. 140–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Публ.: Афонский Иверский мон-рь 1074 г.: Описание ркп. Тифлис, 1901 (на рус. и груз. яз.; совм. с: А. Хаханашвили); Вахушти Батонишвили. География Грузии//Зап. Кавк. отдела РГО. 1904. Кн. 24. Вып. 5; Груз. лит-ра: [Хрестоматия]. Тифлис, 1909. 2 т. (на рус. и груз. яз.); Иоанн Болнисский, еп. Проповеди. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Осада К-поля скифами, кой суть русские//СМОМПК. 1912. Вып. 27. Кн. 1; Иоанн Шавтели. Абдул-Мессия. Тифлис, 1915, 19202 (на груз. яз.). Кат.: Устав. История. Каталог книг. Реестр сигелей и гуджар/Тифлисское церк. древлехранилище. Тифлис, 1898; Каталог Церковного музея Груз. Экзархата. Тифлис, 1899 (на рус. и груз. яз.); Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства: Кат./Ред.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902-1908. 3 т.; Каталог предметов Церковного Музея груз. духовенства. Тифлис, 1914; Церковный музей духовенства Груз. епархий (1888-1916): Кр. отчет. Тифлис, 1916. Лит.: Такаишвили Е. Три хроники: Источники груз. летописей//СМОМПК. 1900. Вып. 28; Григолиа К. Моисей Джанашвили как исследователь истории Грузии//Моисей Джанашвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1956. С. 14-25 (на груз. яз.); Кекелидзе К. История худ. лит-ры и Моисей Джанашвили//Там же. С. 41-60 (на груз. яз.); Топурия В. Моисей Джанашвили: Жизнь и науч. деятельность//Там же. С. 3-13 (на груз. яз.); Энаколопашвили И. К. Мтацминдский пантеон. Тбилиси, 1968. С. 58-59; Ахвледиани Г. Груз. историки XIX в. и фольклор. Тбилиси, 1990. С. 59-107 (на груз. яз.). С . Андгуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель

http://pravenc.ru/text/171813.html

Сагарда Н. Лекции по патрологии. СПб., 1912. Сергиевский H., священник. Восточная антропология Отцов и учителей Церкви веков, т. 1–2. Л., 1983. Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. СПб., 1850. Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906. Старокадомский М. Лекции по патрологии для студентов III курса МДА, б. г. Талъберг Н. История христианской Церкви. M., 1991 (репринт). Терновский Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов. Киев, 1883. Удальцова 3. Культура Византии. M., 1984–1991. Успенский Ф. История византийской империи, т. 1. М–Л., 1948. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. Фаррар Ф. Жизнь и труды Святых Отцов и учителей Церкви, т. 1. СПб., 1891; 2-е изд. СПб., 1902–1903, тт. 1–2. Феодорит, епископ Кирский, бл. Церковная история. СПб., 1852. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви, т. 2. СПб., 1859; 2-е изд. СПб., 1882. Флоровский Георгий , протоиерей. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937 (репринт: Москва, 1992). Шмеман Александр , протопресвитер. Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954. Adam A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd.I. Gutersloh, 1965. Altaner B., Shriber A. Patrologie, Freiburg – Basel Wien, 1978. Amann E. La dogme catholique dans les Peres de l’Eglise. Paris, 1922. Arnou R. Platonisme des Peres. – Dictionnaire de theologie catholique 12. Paris, 1935. P. 2258–2395. Bacmann B. Ch. The Cappadocian Triumph over Arianism. Stanford University, 1966. Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 1–4. Freiburg im Br., 1912. Bardenhewer О. Patrologie. Freiburg Br., 1901. Bardy G. Litterature grecque chretienne. Paris, 1929. Battifol P. La litterature grecque. Paris, 1897. Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. Bemardi J. La predication des Peres Cappadociens. Paris, 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

То есть речь идет, как и в случае с Маркианом Иконийским, все о том же мученике по имени Маркиан «из города Томы». При этом показания Сирийского мартиролога нужно считать решающими в решении обсуждаемого вопроса, так как на сегодняшний день этот письменный документ является наиболее древним свидетельством о существовании и почитании святого в христианских общинах IV-V веков. Мотивы же локализации мученичества Маркиана в греческих литургических текстах в Иконии Ликаонийском остаются не совсем понятными. Самое естественное в данном случае это допустить, что в указанном городе могли почитать святого Маркиана из Том, и/или в нем могла существовать церковь в честь него. Выше описанный гипотетический процесс трансляции и трансформации календарного указания о дне памяти святого мученика Маркиана (а местами и нескольких святых, с ним связанных) может показаться несколько фантастической, где-то надуманной. Однако, с одной стороны, опора на древние литургические письменные памятники, а с другой, факт очень позднего свидетельства о церковном чествовании Маркиана Иконийского, вынуждает нас усомниться в точности места - город Иконий, а вместе, с большой долей вероятности, предположить совершенно другую дату памяти для этого святого - прежде всего, ту, что указана в Сирийском месяцеслове. Хотя при этом приходится помнить и о двух датах памяти Маркиана, пострадавшем «в городе Томы», в указанном литургическом тексте, но это, думается, не должно вызывать сколько-нибудь серьезных недоразумений, а скорее свидетельствовать о широком почитании в ряде восточно-христианских общин уже как минимум в IV веке воспоминаемого сегодня мученика. Возможно, здесь (как во многих других житийных повествованиях о пытках) имеется в виду порка кнутом, на концах ремней которого были вшиты всевозможные мелкие железные предметы - шарики, цилиндрики и проч.; многочисленные удары таким кнутом разрывали не только кожные покров, но и мышечную ткань подвергаемого пытке. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Iulius//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 813. Цитаты и ссылки см. в: J.-M. Sauget. Marciano, martire di Iconio//Bibliotheca Sanctorum. Vol. 8. Roma, 1968. Col. 690-691; J.-M. Sauget. Marciano, Nicandro, Apollonio e X compagni//Ibid, p. 696-699. Martyrologium Vetustissimum Hieronymi Nomine Insignitum. Mensis Julius. V Idus Jul. (приводится по: Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931. P. 368. В версии Мартиролога, помещенной в Migne Patrologia Latina (см. PL 30. Col. 480) в данном месте стоит название города Сирмиума (Syrmium), действительно места казни очень многих христиан, однако это явно слишком упрощенная и ничем необоснованная конъектура рассматриваемого фрагмента Мартиролога.

http://bogoslov.ru/article/954529

торая половина XIX столетия при царствовавших Александре II, Александре III, а затем и Николае II стала для Русского Афона воистину " золотой " . Потекли пожертвования, из казны ежегодно выделялось на афонские нужды по сто тысяч золотых рублей. За хороший тон принялось посещение Афона великими князьями - разумеется, с богатыми дарами. В 1902 году закончено сооружение самого большого на Афоне собора в Андреевском скиту, который по богатству и числу насельников вполне мог войти в число монастырей, когда бы не старинное и неукоснительное правило не переходить за черту имеющихся двадцати. В начале ХХ века только в обители св. Пантелеимона насчитывалось две тысячи монахов да почти две тысячи рабочих, а вместе с Новой Фиваидой, Андреевским и Ильинским скитами, вместе с келиотами (обитатели келий на пять-шесть человек) и пустынниками, русских монахов в то время было за пять тысяч, больше, чем всех остальных, вместе взятых. у а затем революция, Голгофа Русской Церкви, полностью прерванное с Россией сообщение, забвение и нищета, потерянные все до единого скиты. В 1968-м в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось восемь насельников. В том году он дважды горел, запускались огороды и пасеки, омертвевали мастерские.  соборе Покрова Богородицы показали нам совершенно потемневший, " угольный " образ Спаса. Он почернел в неделю в июле 1918 года, в те дни, когда зверски была уничтожена в Екатеринбурге царская семья. Известие об этом злодеянии дошло до Афона позже, а тогда, ничего не понимая и пугаясь, пытались очистить, проявить нерукотворный образ Спасителя на иконе - нет, в безысходной скорби он так и остался навсегда темным. ейчас в нашем монастыре 55 насельников. Есть и пребывающие за монастырскими стенами, изредка спускающиеся с гор, но их немного. В невероятно суровой аскезе, в безпрерывной молитве (в " безпрерывной " не ради красного словца, есть труженики молитвы, не оставляющие ее ни на час), вымаливавшие Россию и, может быть, вымолившие ее, они ушли в вечность. И теперь показывают только места их обитания - в землянках, пещерах, в дуплах вековых дубов и платанов.

http://isihazm.ru/1/?id=541

участка–могилы: 11–3. Х: –8. У:30. Акимов Александр Гаврилович памятник –коричн. гранитная плита, высотой 1,8 м, скругленная сверху. Подход извилист, (см. план) 17.6.1925–1987, 26.02 ключарь Елох. собора, затем –наст, храма в Сокольниках (1973–1987) (уч. ВОВ, диак. в Петрозаводске, с 7.4.1952 – в Елох. соб.) участка–могилы: 11–6. Х: –15. У:40. Чертковы: Николай Феоктист., 8.10.1873–1930, 28.12 наст. ц. Николы в Котельниках с 1902 (МДС, СПБДА–1898), диак. в Богородск. (1900–02). Над. Мих. 1879–1968 , дочери: Анаст–я † 9.10.1989 и Ал–дра † 1991 (– Оводова, Ал–дра в замужестве) (или с Гл. алл. свернуть перед п-ком Кожевникову и идти 40 ш. до Гинзбургов). участка–могилы: 12–1. Х: –36. У:–0. Воскресенский Ал-др Георг. 6.9.1875–1950,23.02 прот., настоятель ц. Иоанна Воина (в сане 52 года) и родные (сыновья умерли от чахотки). участка–могилы: 13–1. Х: –13. У:–5. Холмогоров Мих. Кузмич известный протодиакон, изображен П. Кориным впереди всей группы «Уходящей Руси», [ок. МДС (1891)]. 16/28.08.1864 – 1961, 13.04 н. ст. диак. Никитской ц. на Басманн.( 1910–29), Духосошест.ц. в Пушкино, арест (IX. 1938–IX. 1939), Филипповск. ц. Арбате (1943–51). участка–могилы: 13–2. Х: 15. У:в=–5. Зосима (Иджилов Ф.Д.) приехал из Болгарии в 90–х годах XIX века (от памятника с пропеллером) 6.01.1864 – 1961, 13.04 н.ст. старец, духовник Алексия I, стоял у раки Святителя Алексия в Елоховском соборе. И монахиня Евлампия (Переверзенцева) 1894–1992. участка–могилы: 13–6. Х: 12. У:в=26 (от пр–да 14/6 участков). Кулаковы (потомки С.К Смирнова) Ал–др Ник., (муж Ольги Серг. Смир–вой † 1919, дочери прот. Серг. С. С–ва, † 1925) 1884–1950 хирург Иверск. и Марфо–Мар. общин и б–цы у Петр, ворот. 2–я жена Надежда Вас. Кулакова 1900–1980 дочь: Евг. Ал–др. (Головкова) 1917–1977 дочь: Таисия Ал–др., 1913–1999 ее муж Ал–др Ив Квасников 1912–1986 рентгенолог, футболист «Динамо» и сын Станислав (утонул) 1934–1982. участка–могилы: 14–1. Х: 25. У:10. Свет Мария Ив., † 11.02.1960 (+ Зинаида Ив., Анна) [сверн. за «А–ром Лившицем " ].=инокиня Алексия

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В советской науке (1917–1984) сознательно был законсервирован формально-стилистический анализ художественных памятников, созданный швейцарским теоретиком и историком искусства Г. Вёльфлиным (1864–1945). На Западе, где этот метод уже утратил свою актуальность, новое поколение историков искусства склонялось к концепции «истории искусства как истории духа», принадлежащей выдающемуся австрийскому искусствоведу Максу Дворжаку (1847–1921) , и к идеям набиравшей силу иконологической школы немецко-американского исследователя Эрвина Панофского (1892–1968) . В СССР в эпоху господства атеистического мировоззрения, наряду с отечественной традицией стилистического анализа, восходящей к иконографическим исследованиям Н. П. Кондакова, формальный метод оказался более приемлемым. Метод Г. Вёльфлина, будучи положенным в основу искусствоведческого образования, приобрел характер универсального инструмента исследования. С одной стороны, это сохраняло саму возможность заниматься изучением средневекового религиозного искусства, византийского и древнерусского. Однако, с другой стороны, именно в области восточно-христианского искусства метод Г. Вёльфлина оказался малоэффективен и, более того, породил неадекватную картину его развития . Художественное наследие Средневековья, став предметом светского искусствоведения, оказалось выведенным из духовного пространства в пространство эстетическое. Разумеется, нет правил без исключений. В советскую эпоху появились фундаментальные, получившие мировое признание труды В. Н. Лазарева (1897–1976), «оживившего» иконографический метод благодаря своей колоссальной эрудиции и безошибочной художественной интуиции; М. В. Алпатова (1902–1971), блестяще развившего образно-стилистический метод ; исследования по истории архитектуры Н. И. Брунова (1898–1971), воплотившего иконологический подход ; в музыкальной медиевистике — исследования М. В. Бражникова (1902–1973), Н. Д. Успенского (1900–1987). Позитивистская описательность преодолевается в трудах крупнейшего искусствоведа-византиниста, ученицы В. Н. Лазарева, О. С. Поповой (1838–2020).

http://bogoslov.ru/article/6195674

2002. S. 15-16). Ист.: Theoph. Contin. P. 359, 384; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 256, 281; Anecdota graeca/Ed. P. Matranga. R., 1850. Pars 2; Vita Euthymii: Ein Anecdoton zur Geschichte Leo " s des Weisen a. 886-912/Hrsg. C. de Boor. B., 1888; Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 3. P. 443, 460; Westerink L. G., ed. Arethae archiepiscopi Caesariensis Scripta minora. Lpz., 1968. Vol. 1; Vita Euthymii patriarchae Constantinopolitani/Text, transl., introd, comment. P. Karlin-Hayter. Brux., 1970. P. 87, 101; Scyl. Hist. P. 177, 199; Sym. Log. Chron. P. 276-277, 300. Соч.: Kolias G. Léon Choerosphactès, magistre, proconsul et patrice: Biographie - correspondance (texte et trad.). Athen, 1939; Gallavotti C. Planudea (X). 37: L " anacreontica de Thermis di Leone Magistro//Boll. dei Classici. Ser. 3. R., 1990. Fasc. 11. P. 78-103; Ciccolella F. Cinque poeti bizantini: Anacreontee dal Barberiniano greco 310. Alessandria, 2000. P. 66-70, 76-82, 86-88, 94-106, 110-114; Leon Magistros Choirosphaktes. Chiliostichos Theologia: Editio Princeps/Hrsg. I. Vassis. B.; N. Y., 2002. (Suppl. Byzantina; 6); Leone Choirosphaktes. Corrispondenza./Introd., testo crit., trad. e note di comment. a cura di G. Strano. Catania, 2008. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии; Шангин М. А. Византийские полит. деятели 1-й пол. X в.//Визант. сб. М.; Л., 1945. С. 228-248; Jenkins R. J. H. Leo Choerosphactes and the Saracen Vizier//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 167-175; Karlin-Hayter P. Arethas, Choirosphactes and the Saracen Vizir//Byz. 1965. T. 35. P. 455-481; Mercati S. G. Collectanea Byzantina. Bari, 1970. Vol. 1. P. 271-309, 443-451; Magdalino P. The Bath of Leo the Wise and the «Macedonian Renaissance» Revisited: Topography, Iconography, Ceremonial, Ideology//DOP. 1988. Vol. 42. P. 97-118; idem. In Search of the Byzantine Courtier: Leo Choirosphaktes and Constantine Manasses//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H.

http://pravenc.ru/text/2463305.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010