Пролог 1652 – Пролог. М., 1652. Пролог 1978 – Литературный сборник XVII века. Пролог: Русская старопечатная литература (XVI – первая четверть XVIII в.)/Изд. подг. О.Л. Державина, А.С. Демин, А.С. Елеонская, Ф.С. Капица, Л.С. Курилов, Л.И. Сазонова, Л.А. Черная. М., 1978. Протасьева 1970 – Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание Л.В. Горского и К.И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1. Протасьева 1973 – Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в Описание А. Горского и К. Невоструева). М., 1973. Ч. 2. Прохоров 1987 – Прохоров Г.М. Житие митрополита Петра//Словарь книжников 1. С. 163–166. Прохоров 1987а – Прохоров Г.М. Пётр//Словарь книжников 1. С. 325–329. Прохоров 1987б – Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987. Прохоров 1987в – Прохоров Г.М. Шестодневы//Словарь книжников 1. С. 478–483. Прохоров 1987г – Прохоров Г.М. Феогност//Словарь книжников 1. С. 453–457. Прохоров 1989 – Прохоров Г.М. Фотий//Словарь книжников 2/2. С. 475–484. Прохоров 1991 – Прохоров Г.М. Две грамоты 1655 гю: из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь и обратно (с приложением других документов)//ВИД.Л., 1991. Т. 23. С. 222–232. Прохоров 1995 – Прохоров Г.М. Христианская книжная культура в Древней Руси//Русская литература. 1995. 3. С. 47–55. Прохоров 1999 – Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература ( Иоанн Лествичник , Авва Дорофей . Исаак Сирин . Симеон Новый Богослов . Григорий Синаит ) в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря с XIV по XVII в.//Монастырская культура 1999. С. 44–58. ПСЗРИ – Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. С 1649 г. по 12 декабря 1825 г. СПб., 1830. Т. 1. ПСРЛ 2, 3, 5, 6, 8, 12 – Полное собрание русских летописей. СПб., 1843. Т. 2 (Ипатиевская Летопись); СПб., 1844. Т. 3 (Новгородские летописи); СПб., 1851. Т. 5 (Псковские и Софийские летописи); СПб., 1853. Т. 6 (Софийская II летопись); СПб., 1859. Т. 8 (Продолжение летописи по Воскресенскому списку); СПб., 1901. Т. 12 (летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. Продолжение).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Там же. Гл. 4. пар. 34. С. 72 Там же. Гл. 4. пар. 20. С. 62 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 25. С. 192-193 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 5. С. 197 Там же. Гл. 4. С. 196-197 Там же. Гл. 3. С. 195 св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 21. С. 99 Там же. Гл. 8. С. 59-60 Там же. Гл. 16. С. 80-82 св. Василий Великий. К жителям Сизополя//Творения: В 3-х т. СПб.,1911. Т. 3. С. 326 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 93 " Из Божественного Писания мы знаем, что есть две жизни и два умерщвления, то есть смерти: первая жизнь, за преступление заповеди, временная и плотская, вторая же, по соблюдении Божественных заповедей,- обещанная Святым жизнь вечная. Соответственно этому есть и два рода смерти: одна плотская и временная, а другая, посылаемая в будущем в наказание за грехи, вечная, то есть геенна огненная " . св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.,1901. Слово 21, Гл. 62. С. 173 св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 10. С. 204 блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб.,1857. С. 154-155 св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 20. С. 186 Там же. Кн. 3. Гл. 20. С. 185 Там же. Кн. 3. Гл. 28. С. 196-197 св. Иоанн Златоуст. Слово против иудеев четвертое//Творения в 12-ти томах. СПб.,1898. Т. 1. Кн. 2. С. 680 блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 14, гл. 4. С. 7 Псалтирь Следованная. М.:Московская Патриархия, 1978. Т. 2. С. 275 " Плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто ипостасное, ибо, будучи воспринята ипостасью Бога-Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью " .

http://moral.ru/Osipov.htm

161 . Tarchnisvili М. Il monachesimo georgiano nelle sue origini e nei suoi primi sviluppi//Il monachesimo Orientale. Atti del Convegno di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontifico Istituto Orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 aprile 1958. Roma 1958. 307–320. Грузия и Афон. Монастырь Ивирон 162 . Джапаридзе Г. И. О термине «иперпир» в синодике Иверского монастыря на Афоне//ВВ 1978. 39. 180–181. 163 . Илия (Шиалашвили), иером. История Иверского монастыря на Афоне. Рукопись. Диссертация, Московская Духовная Академия. СТСЛ 1960. 164 . Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП 1899. 2. 332. 165 . Натроев А. Иверский монастырь на Афоне. Тифлис 1909. 290. 166 . Никитин В. А. Иверский монастырь и грузинская письменность//БТ 1982. 23. 94–118. 167 . Хинтибидзе Э. Афонская грузинская литературная школа. Тбилиси 1982. 168 . 1901 . [Из рукописных агап Афонского Иверского монастыря 1074 года/Изд. Джанашвили М. Тбилиси 1901]. 169 . 1999 . 287. [Афонский мравалтави. Проповеди Иованэ Болнели (Болнисского)/Подг. Майсурадзе М., Мамулашвили М., Гамбашидзе А., Чхенкели М. Тбилиси 1999. 287]. 170 . (1905).// . 1988. 3. 50–54. [Алекси, монах (старец). Единение и Церковь (1905). Предисл. Ториа З.//Джвари вазиса. 1988. 3. 50–54]. 171 . 1982 . 67, 16 [Алексидзе А. Д. Афон тысячелсгний. Тбилиси 1982. 67, 16 илл. Ср. 8 .173]. 172 . 1962 . [Барамидзе Р. Иоанэ Болнели (Болнисский). Тбилиси 1962]. 173 . 1990 . 1. 99–110; 2. 65–72. [Зетеишвили И. Афонцы//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тбилиси 1990. 1. 99–110; 2. 65–72]. расшир. и доп. вариант: Зетеишвили Иосиф, прот. Афонцы//Символ. Париж 2000. 43. 261–318. 174 . 1945 . [Кекелидзе К. Из истории Афонской литературной школы//Этюды из истории древнегрузинской литературы. II. Тбилиси 1945 14 .74)]. 175 . 1982 . [Менабде Л. Очаг грузинской культуры на Афоне. Тбилиси 1982]. 176 . 1996 . [Метревели Е. Очерки из истории Афонского культурно-просветительского центра. Тбилиси 1996]. 177 . 1886 . 257–258. [Чавчавадзе И. Об Афонской грузинской обители//Иверия. (Газ.). Тифлис 1886. 257–258].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

17 Надпись на покрове повествует, что он был начат 15 июля 1645 г., сразу после смерти царя (12 июля), а закончен к «сороковинам» 21 августа того же года. В «Светличных делах» Царицыной палаты под 19 августа 1645 г. записано, что Серебряной палаты словописец Иван Гомулин «писал на покрове царя Михаила Федоровича подпись» (Забелин 1901. С. 727). 20 Например, покров Саввы Сторожевского вышивали Ульяна Яхонина и Домна Волкова (см.: Забелин 1901. С. 728). А на пелене «Димитрий Угличский», вложенной в сольнычегодский Благовещенский собор Дмитрием Андреевичем Строгановым в 1654 г., сохранилась шитая надпись: «Труды и тщание сия пелена жемчугом жена его... Анна Ивановна, а в лицах и во всякой утвари труды иноки Марфы по реклу Веселки» (Сольвычегодский музей, инв. «Сажеи» упоминаются в разных документах. Так, в 1688 г. «дано по указу преосвященного архиепископа за саженье архиерейской епитрахили сажее Федосье Денисове дочери алтын четыре денги» (Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII в., л. 77 об.). 24 Шитые ткани использовались и ценились с первых веков христианизации Руси. Летописец под 1037 г. отметил, что София Киевская была украшена «всякою красотою, золотом и камением многоценным и паволоками» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. С. 176). От Византии идет обычай вешать в церквах расшитые одежды и пелены. В XII в. во Владимире в соборной церкви Успения «Златоверхой» шитые золотом и жемчугом «порты» [одежды или пелены?] «вешали на праздник в две верви от золотых ворот до Богородице, и от Богородице до владычных сеней во две же верви чюдных» (ПСРЛ. М.. 1962. Т. 2. С. 127). В 1203 г. князь Рюрик Ростиславович, разорив Киев, «и порты блаженных первых князей, еже бяху повешали в церквахъ стыхъ, на памят себе, то ноложиша все [себе в полонъ]» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. С. 418). О роли памятников лицевого шитья в храмовом интерьере позднего русского средневековья см.: Антонова 1956; Бадяева 1973; Бадяева 1974 (1); Маясова 1985; Метило 1995. 29 См.: ПСРЛ. М, 1978. Т. 34. С.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

31-го ч. в 10-ть ч. утра выехал я по железной дороге из Динабурга в Вильну. В 2½ часа по полудни прибыл на Виленскую станцию. Здесь встретили меня Попечитель Учебного Округа Н. А. Сергиевский и Наместник Св. Духовского монастыря, Архимандрит Мелетий. Мне подан был Архиерейский экипаж, заложенный четвернёй в шорах. Пригласивши к себе в экипаж Сергиевского, я отправился прежде всего в Св. Духовский монастырь, где внизу соборной церкви почивают нетленные мощи трёх Виленских мучеников: Антония, Евстафия и Иоанна. Здесь встретил меня Преосвящ. Иосиф 1978 , Еп. Ковенский, старший викарий Литовской епархии. Приложившись к святыне, мы отправились с Преосвящ. Иосифом в загородный дом к Преосвящ. Архиепископу Макарию, который встретил меня, вместе с младшим своим викарием, Преосвящ. Евгением, 1979 Еп. Брестским, нечаянно случившимся в Вильне, – у подъезда с истинно – братским радушием. Сейчас же приглашён я был к столу, за которым мирно и откровенно беседовали четыре Архиерея. Беседа шла о разных современных, преимущественно церковных вопросах. После обеда вышли, для прогулки, в сад. Вечер был ясный и тихий. Скажу несколько слов о загородной даче Виленских Архиереев. Дача, называемая Тринополь, находится верстах в пяти от города; расположена на берегу р. Вилии; другая небольшая речка протекает через дачу и впадает перед окнами —454— 1871 г. дома в ту же Вилию. Все почти пространство дачи, простирающееся до 100 десятин, покрыто деревьями. Много красоты придают даче довольно высокие холмы и между ними ущелья. – При даче каменный двухэтажный дом с благолепной домовой церковью. Дача эта до 1847 г. принадлежала римско-католическому духовенству; здесь был латинский кляштор, окружённый множеством каплиц, которые однако-ж доныне остаются в руках католиков и между которыми в известное время года совершаются литании с громким пением. Любопытен рассказ, сообщённый мне Преосвящ. Макарием, о приобретении этой дачи для Архиерейского дома православного Литовского Архиепископа. Вскоре по воссоединении унии с православием, Преосвященный Иосиф (Семашко) , бывший Архиепископ (впоследствии Митрополит) Литовский 1980 , просил ходатайства Обер-Прокурора Св. Синода, Графа Н. А. Протасова о передаче ему, для летнего пребывания, подгородной дачи, известной под названием Тринополь. Протасов охотно обещал ему своё содействие. – Между тем этой же превосходной дачи домогался и соседний помещик, Граф Витгенштейн. Он обратился с просьбой об этом к более могущественной, чем Граф Протасов, Покровительнице, именно, Государыне Императрице Александре Феодоровне. Та обещала доложить об этом Государю. Но в тот самый день, как Она докладывала Государю Николаю Павловичу, он изъявил уже своё соизволение Графу Протасову на передачу Тринопольской дачи Литовскому Архиепископу, и ходатайство Императрицы осталось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

598.  Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Иоиля, 1892. 599.  Didim. In Proverbia. Fragm. — Migne Patrologia Grace., t. 29, p. 1621-1646. 600.  Graegorius. Moralium libri. In liber Job. — Patrol Lat., t. 75-76. 601.  Hippolit. In Proverbia. — Migne, t. 16, p. 615-627.   2. История, вероучение и культ периода Второго Храма Источники 602. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с приложениями. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 19.74-1977. 603. Biblia Hebraica. Ed. R. Kittel. Stuttgart, 1966. 604. Septuaginta. Ed, F. Rahlfs, v. I-II. Stuttgart, 1971. 605. Агада. Сказания, притчи и изречения Талмуда и мидрашей. Пер. с введением С. Фруга. Одесса, 1910, VI + 206 с. 606.  Вейнберг И. Материалы к изучению древне-ближневосточной мысли. — В кн.: Древний Восток, 3. Ереван, 1978, с. 230-251. 607. Вознесение Моисея. — В кн.: Отрывки иудейских древностей. М., 1816. 608.  Волков И. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V b. до Р.Х. М., 1915, 79с. 609.  Гуревич О. Живая мораль. Сокровища талмудической этики. Вильна, 1901, 71 с. 610.  Лавров П. Апокрифические тексты. СПб., 1899, 162 с. 611. Махзор. Молитвы евреев на Новолетие. Вильна, 1894, 138 с. 612.  Мещерский Н. История «Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958, 578 с. 613.  Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. 311 с. 614.  Смирнов А., прот. Книга Еноха. Казань, 1888, 488 с. 615.  Его же. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Казань, 1895, 208 с. 616.  Его же. Псалмы Соломона. Казань, 1896, 116 с. 617.  Его же. Заветы двенадцати патриархов, сыновей Иакова. Казань, 1911, 303 с. 618. Соколов М. Славянская книга Еноха праведного. М., 1910, IV + 182 + 167 с. 619. Талмуд. Мишна и Тосефта. Критический перевод Н. Переферковича. т. I. СПб., 1899, XVI + 389 с. 620. То же. Т. II. СПб., 1899, VI + 541 с. 621. То же. Т. III. СПб., 1900, VIII + 432 с. 622. То же. Т. IV. СПб., 1901, V + 520 с. 623. То же. Т. V. СПб., 1903, V + 428 с. 624. То же. Т. VI. СПб., 1904, XVI + 643 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

ПКНО – Памятники культуры. Новые открытия. М., 1975. ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1994. 12 вып. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39. ПС – Православный собеседник. Казань, 1855–1916, 2000. РБС – Русский биографический словарь. СПб.; М., 1896–1913. 25 т. РГАДА – Российский государственный архив древних актов. РИБ – Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб.; Л., 1872–1927. 39 т. РНБ – Российская национальная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). РФА – Русский феодальный архив XIV – 1-й трети XVI в. М., 1986–1992. 5 вып. СбРИО – Сборник императорского Русского исторического общества. СПб.; Пг., 1867–1916. 148 т. СГГД – Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел. СПб., М., 1813–1894. 5 т. СККДР – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (XI – 1-я пол. XIV в.); 1988–1989. Вып. 2. Ч. 1–2 (2-я пол. XIV–XVI в.); СПб., 1992–1998. Вып. 3. Ч. 1–3 (XVII в.). СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия. СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. ТКДА – Труды Киевской духовной академии. ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы. Л.; СПб., 1934. Т. 1. ХЧ – Христианское чтение/СПбДА. СПб., 1821–1917; 1991. ЧОИДР – Чтения в Обществе истории и древностей Российских. М., 1845–1848, 1858–1918. 1 Некоторое время он находился в Троицком монастыре, а потом удалился в Спасо-Каменный монастырь (Макарий, архим. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217). 3 У протоиерея Александра Горского о нем можно прочесть следующее: «Симон (1490–1495). Из игумена Сергиевой обители поступил в митрополита Всероссийского» (Горский А., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. СТСЛ, 1901. С. 80). Почти аналогичные сведения можно прочесть у Е.Е. Голубинского : «Симон Чиж, с 1490-го по 1495-й год, потом митрополит Всероссийский» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. 2-е изд. М., 1901. С. 146). Аналогичным образом обстоит дело и в справочной литературе (См.: Юрьев А. Симон//РБС. Т.: Сабанеев-Смыслов. С. 493–494).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

10 Ф. Э. Дзержинский (1888-1926) — с 1917 гпредседатель ВЧК (с 1921 г. ГПУ, затем ОГПУ). 11    Л. А. Бруни (1894-1948) — русский и советский художник-авангардист, иллюстратор. 12    Иерей Михаил Шик (1887-1937) — из купеческой еврейской семьи, принял православие в 1918 г . В 1925 г. митрополитом Петром (Полянским) рукоположен в диакона, в том же году арестован и сослан на два года в Казахстан. В 1927 г. в ссылке рукоположен в иерея. В 1928 г. вернулся в Москву и служил в храме Святителя Николая Чудотворца в Клённиках (на Маросейке) и Святителя Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки. В 1931 г. ушел за штат в связи с нежеланием поминать митрополита Сергия (Страгородского). Переехал в Малоярославец, служил на дому. В 1937 г. арестован по «делу епископа Арсения (Жадановского)» и расстрелян на Бутовском полигоне. 13 Отсылка к словам «им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни» из «Песни о Буревестнике» М. Горького (1901). 14    В июне 1929 г . М. Горький посетил Соловецкий лагерь (СЛОН). По результатам этой поездки он написал хвалебные отзывы о чекистах, «перековывающих» отсталые элементы в строителей социализма. 15    Вертухай (уголовн. жаргон) — надзиратель, караульный, охранник. 16    Сявка — мелкий хулиган, шпана, вор-подросток. 17    Ср.: Лк. 8: 30; Мк. 5: 9. 18    Гумоз, или гуммоз, — камедь, сок из коры некоторых деревьев, употребляемый в качестве клея, — часть театрального грима. 19    См.: Мф. 25: 49. 20    Архимандрит Серафим (Климков, в схиме Даниил, 18931970) — один из самых известных духовников 1920-х гг. В 1921 г. принял монашеский постриг в Даниловом монастыре. В 19271933 гг. — в ссылке, где не прекращал служение и переписку с духовными чадами. После ссылки жил тайно и служил в Дорохове, Верее, Киржаче. Принадлежал к «непоминающим». С 1945 по 1953 г. — в заключении. После освобождения тайно жил у своих духовных чад. 21    Из покаянного канона преп. Андрея Критского. 22    Из последования утрени. 23    Авдиев Всеволод Игоревич (1898-1978) — видный египтолог, с 1944 г. профессор МГУ, затем директор Института востоковедения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

115 Introduction to Philo’s Works (vol. 1). trans. by F.H. Colson & G.H. Whitaker. London, 1929, xx (Loeb Classics). 116 See the discussion in B. Altaner, “Augustinus und Origenes.” Historisches Jahrbuch LXX (1951), 15–41. 117 R. Williamson suggests that for Philo “the beginning and end of happiness is to see God” Who in Himself is beyond all rational comprehension; thus, the ascent to God and the ultimate visio Dei is possible for men only insofar as “He has expressed His inward thought in His Logos which, among other things, is the World of Ideas” (Jews in the Hellenistic World: Philo, p. 106). 118 “Adam Kadmon,” The Jewish Encyclopaedia (vol. 1). London, 1901, 181f. Philo’s “heavenly man” is “closely related” to the Adam Kadmon of the Zohar which conceives the “primordial man” as the “embodiment of all divine manifestations” (Loc. cit.). Gershom Scholem calls Philo’s “heavenly man,” a “kabbalstic concept” (“Adam Kadmon.” Encyclopedia Judaica [vol. 2]. New York, 1971, 248). See M. Idel, Kabbalah: New Perspective. New Haven, 1988. Nevertheless, the basic source of Philo’s “heavenly man” is the Midrash. Raphael Patai noted the affinity between Philo and the Midrash tadshe (The Hebrew Goddess. New York, 1978, p. 82). According to Ginzberg (“Adam Kadmon,” loc. cit.) the Midrash, not Philo, is the source of St Paul’s “Messianism.” But the Apostle differs with the Midrash in several ways: although agreeing that the Messiah is the “heavenly Adam,” Paul insists upon the historicity of both Christ and the first man, the progenitors of the human race. In addition, the Midrash speaks of the Messiah (in whom Philo has little interest) as the first Adam who existed before the creation; but He is also the second Adam “in so far as his bodily presence followed the creation, and inasmuch as he, according to the flesh, is the posterity of the [first] Adam. Finally, for St Paul “the heavenly man,” “the second Adam,” “the last man,” is the incarnate Logos, a teaching found neither in Philo or the Midrash. Christ had no human or created nature before the Incarnation.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

1354 Поскольку переводы недавно почившего архим. Амвросия широко распространены в России, а мы имели неоднократную – помимо Макария Великого – возможность сличать переводы архим. Амвросия с подлинниками и проверять основательность его исследований, то нелишним будет заметить, что при пользовании его переводами необходима известная осторожность. Кроме того, нередко он может ввести читателей в заблуждение, потому что сообщаемые им сведения об изданиях или авторах неполны или нуждаются в уточнениях. 1355 Излишне, наверное, напоминать читателям, что в ответственных случаях или при научных задачах использование любого перевода – каковы бы ни были его достоинства – нежелательно и, как уже неоднократно подчеркивалось на страницах Предисловия, необходимо обращение только к подлиннику. 1358 «Послание», помещенное в русском дореволюционном переводе после 50 бесед, отлично от «Большого послания». 1363 М., 1782 [Духовные преполезные беседы/Пер. иеромонах Моисей. Ч. 1–2. М.: Унив. тип., у Н. Новикова, 271, 228 с.]; 1820; 1839 [Ч. 1–2. Х, 255; VII, 222 с.]; 1851; 1853. 1364 М., 1852 (668 с.); 1855 (624 с.); 1880 (XXXIV, 607, XXXI с.); Серг. Посад, 1904 (XXVII, 467, XXIII с.). Репр. 4-го изд. 1904 г.: М., 1994. 500 с.; М., 1998. 490 с. Переизд.: Сидоров 2002, 251–468. Различные выборки из этого перевода: Духовные беседы о совершенстве. Tallinn, 1937. 64 с.; Макарий Великий , прп. Наставления о христианской жизни. М., 1997. 222 с. (Б-ка изд-ва «Ковчег») [выборка еп. Феофана в русском Добротолюбии]; Макарий Египетский , прп. Из духовных бесед//Вестник русского христианского движения. 1978–1979. 126–128. С. 58, 12–17, 5–12. 1365 II, 3=Assemani III, 314–316=рус. пер. т. 6 ( 4 1901), с. 450–453; II, 25=Ass. III, 317–324=рус. пер. т. 3, слово 109, с. 309–318; II, 33, 4=Ass. III, 37D-38=рус. пер. т. 3, слово 72, с. 33–34; II, 48=Ass. II, 336–340=рус. пер. т. 6, с. 454–460. 1366 II, 8, 2–6=Марк Подв., О трезвении 26–27 (Gallandi VIII, 70–72)=рус. пер.: Прп. и богоносного отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижнические слова. 2Серг. Посад, 1911, репринт без сохр. пагин. 1995, с. 196–200; II, 37=О дух. рае и законе, рус. пер. с. 151–159.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010