Simirenko, Alex. Pilgrims, Colonists, and Frontiersmen: An Ethnic Community in Transition. New York: Free Press of Glencoe, 1964. Simon, Konstantin. «Before the Birth of Ecumenism: the Background Relating to the Mass ‘Conversion’ of Oriental Rite Catholics to Russian Orthodoxy in the U.S.» Diakonia 20:3 (1986), 128–151. ------. «Alexis Toth and the Beginnings of the Orthodox Movement among the Ruthenians in America (1891).» Orientalia Christiana Periodica 54:2 (1988), 387–428. ------. “First Years” Orientalia Christiana Periodica. Sivri, Ivo. Bishop J. G. Strossmayer: New Light on Vatican I. Chicago: Franciscan Herald Press, 1975. Slivka, John. Historical Mirror: Sources of the Rusin and Hungarian Greek Rite Catholics in the United States of America, 1884–1963. Brooklyn, 1978. Sorokowski, Andrew. «Ukrainian Catholics and Orthodox in Czechoslovakia,» Religion in Communist Lands 15:1 (1987), 54–68. Stokoe, Mark, in collaboration with Leonid Kishkovsky. Orthodox Christians in North America, 1794–1994. Syosset, New York: Orthodox Christian Publications Center, 1995. Strickland, John Douglas. The Making of Holy Russia – The Orthodox Church and Russian Nationalism Before the Revolution. Jordanville, New York: Holy Trinity Publications, 2013. Sunderland, Willard. «Peasant Pioneering: Russian Peasant Settlers Describe Colonization and the Eastern Frontier, 1880s-1910s,» Journal of Social History 34:4 (2001), 895–922. Tarasar, Constance J. and John H. Erickson, eds., Orthodox America, 1794–1976. Syosset, New York: Orthodox Church in America Department of History and Archives, 1975. Warzeski, Walter C. Byzantine Rite Rusins in Carpatho-Ruthenia and America. Pittsburgh: Byzantine Seminary Press, 1971. Yurash, Andrij. «Orthodox-Greek Catholic Relations in Galicia and their Influence on the Religious Situation in Ukraine,» Religion, State and Society 33:3 (2005), 185–205. Fr. Raphael Morgan Primary Sources Anonymous. «West Africa.» Gleaner. October 9, 1901 ------. «Port Maria, A Lecture.» Gleaner. October 7, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

Анатолий Васильевич Ведерников (1901-1992) — в 1944-1948 годах инспектор и доцент МДА, затем сотрудник Издательского отдела МП; ответственный секретарь ЖМП в 1954-1962 годах. Митрополит Никодим (Ротов) (1960-1963) Митрополит Никодим (Ротов ; 1929-1978) принял монашеский постриг в 18 лет, в 20 лет стал иеромонахом, в 28 лет — архимандритом и начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме , в 31 год — епископом Подольским и председателем ОВЦС (заочно окончил ЛДС и ЛДА); еще через три года он уже митрополит Ленинградский и Ладожский. С именем владыки Никодима связаны такие важнейшие деяния Русской Церкви в области международной деятельности, как ее вступление во Всемирный совет церквей , дарование Православной Церкви в Америке автокефалии, а Японской Православной Церкви — автономии. Сменив митрополита Николая (Ярушевича) на посту главного посредника между Церковью и государством, владыка Никодим продолжил курс на поддержку внешней политики советского государства, однако участие Церкви в такого рода деятельности искусно использовал для ее защиты от новых гонений. Так, он сумел доказать властям, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви ей нужны духовные школы (ранее планировалось их закрытие), а также молодые, грамотные епископы (прежде было указание не рукополагать новых епископов). Высокопреосвященный Никодим был человеком больших знаний во всех сферах религиозной мысли. Любовь митрополита к богослужению проявлялась в церковном гимнотворчестве, которым он постоянно занимался, несмотря на всю свою занятость (им были составлены служба святому Иоанну Русскому, святой Тавифе, святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, Собору Ярославских святых и др.). Митрополит Питирим (Нечаев) (1963-1994) 14 мая 1963 года было удовлетворено прошение митрополита Никодима об освобождении от должности председателя Издательского отдела ввиду большого объема работы в ОВЦС. Отдел возглавил инспектор Московских духовных академии и семинарии, занимавший со 2 января 1962 года также должность ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», архимандрит Питирим (Нечаев ; впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5858836...

Говоря об этом, нельзя не упомянуть встречу в 1944 г. братьев Ковалевских c основателем монастыря Шеветонь о. Ламбером Бодуэном, бывшим в то время в изгнании во Франции. Вместе с другими католиками, такими как Габриель Марсель, Мари-Мадлен Дави и о. Луи Буйе, о. Ламбер Бодуэн стал одним из первых преподавателей нового Православного Богословского Института святого Дионисия. В первом учебном 1944-1945 году о. Ламбер прочел в институте 10 лекций по западной литургике и литургии галликанского обряда. К сожалению в начале 1946 года начальство о. Ламбэра, которое за ним бдительно следило , приказало ему прекратить это сотрудничество. Сообщая о. Евграфу Ковалевскому это печальное решение, о. Ламбэр Бодуэн заканчивает письмо словами: «Отсутствие не означает забвения» . Действительно, крепкая и искренняя дружба между о. Ламбэром и братьями Ковалевскими (как и с семьей Лосских) продолжалась всю жизнь. Петр Ковалевский вел обширную переписку с шеветоньскими монахами, часто бывал в монастыре, публиковал свои рецензии в монастырском журнале « Иреникон » и регулярно участвовал в ежегодных экуменических конференциях, организуемых Шеветонем. Без сомнения, благодаря именно этой дружбе, он и завещал монастырю окончательную версию своих « Дневников », первый том которых был недавно издан. Все, кто знали Петра Ковалевского, и православные, и католики отмечали в первую очередь его верность дружбе, бескорыстие и его безграничную преданность Церкви. Конечно, он не был богословом такого ранга, как его современники В. Лосский или оо. С. Булгаков, А. Шмеман и И. Мейендорф. Он довольствовался малым: в простых выражениях объяснял вопрошающим веру своей Церкви. Будучи внимательным к знамениям своего времени, он объединил таким образом многих христиан. Как историк, он был скорее летописцем, чем исследователем. Не на многие его работы можно встретить ссылки у сегодняшних авторов. Если историки и вспомнят о нем в будущем, то это будет в первую очередь благодаря его бесчисленным заметкам и некрологам в еженедельнике « Русская мысль » (их около 1800!) и, безусловно, его « Дневникам », которые есть настоящая «Повесть временных лет» русской эмиграции ХХ века.

http://bogoslov.ru/article/398075

Ежегодные собрания этого Комитета (назовем лишь темы некоторых: «Православное единство» (январь 1944 г.), «Единство христианского мира» (январь 1945 г.), «Свидетельство Православия на Западе» (1946 г., с участием о. Ива Конгара и Александра Шмемана) проходили обычно в конце декабря — начале января, в рамках «Недели молитв о единстве христиан», охватившей с 1935 г. трудами католического священника из Лиона — аббата Поля Кутюрье, поистине весь христианский мир. Петр Ковалевский познакомился с о. Полем в 1946 г., что привело к их глубокой и прочной дружбе на всю жизнь. В своем воспоминании об этой дружбе, он позднее напишет, что каждая встреча с аббатом Кутюрье оставляла в нем «очень глубокое впечатление благости и горения». В одной из своих статей Петр Ковалевский объясняет какие же он видит средства для достижения желанного восстановления христианского единства. Прежде всего, это совместная молитва, которая всегда должна сопровождаться рассказом о традициях и духовности Востока и Запада. «В этом духовном сближении, — полагал он, — западные монашеские ордена, с их живым благочестием, зачастую так близким православному духу, могли бы играть очень важную роль» . Необходимо также изучать Литургию и творения святых Отцов неразделенной Церкви. Затем, крайне важно активизировать соработничество — богословское, социальное и приходское между Церквами. Наконец, — кропотливая работа богословских комиссий. Петр Ковалевский радовался каждому новому переводу творений восточных Отцов и текстов византийской литургии на французский язык. Он сожалел между тем, что интерес, в большей части случаев, проявлялся лишь одной стороной: «Запад... не изучен православными и остается таким же мало знакомым, как 25 лет тому назад». Для него, чтобы лучше узнать друг друга — надо встретиться, чтобы понять друг друга — надо любить, и тогда правда Божия и единство Церкви откроются в нас. Эти идеи могут нам сегодня показаться очевидными, но, к сожалению, — и история тому свидетельница, — в то время они разделялись далеко не всеми.

http://bogoslov.ru/article/398075

С. 37-87; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23; Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1882. С. 29, 30; Голубинский. Канонизация святых. С. 70, 71, 101, 270; Свято-Троицкий, Александро-Свирский монастырь: Крат. история мон-ря с прил. важнейших док-тов. СПб., 1901; Никодим [ Кононов] , архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Ист. сведения о церк. их почитании)//Олонецкие ЕВ. 1902. 16, 17; 1903. 19; Афанасий, мон. Преподобный Александр Свирский и основанная им обитель: К 400-летию Свирской обители (1506-1906). СПб., 1905; Конкордин А. И. Описание Новгородского Софийского собора. Новгород, 1901, 19062. С. 71, 72; Георгиевский В. Г. Ферапонтов монастырь. СПб., 1911. Прил.: Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. (7053) года. 7; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. П., 1931. М., 1990п. С. 188; Кутилова Е. К истории русской эмали//Сообщ. ГРМ. Л., 1947. 2. С. 46-48; Подобедова О. И. Изобразительные средства миниатюристов Лицевого летописного свода//Ежегодник ИИИ. М., 1960; Смирнова Э. С. Об одном литературном сюжете в живописи конца XVI в.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 365-379; Hommage to St. Alexander of Svir: The Karelian Miracle-Worker. Helsinki, 1966; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973; он же. Статьи «Александр Свирский» и «Иродион»//СККДР. Вып. 2. Вторая пол. XIV-XVI в. Ч. 1. С. 20-21, 440-442; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера. М., 1977; Вольгин А. Преподобный Александр Свирский//ЖМП. 1978. 8. С. 73-76; НКС. Т. 3: Месяцеслов (Март-август). М., 1979. С. 776-780; Макарий [ Веретенников ] , игум. Преподобный Александр Свирский «новый чудотворец» - русский подвижник XVI века: К 450-летию со дня кончины//БТ. 1982. Сб. 23. С. 321-336; он же. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский//Альфа и Омега. М., 1995. 1 (4). С. 135-144; Климентьев А. К. Служба преподобному Александру Свирскому - памятник русской гимнографии XVI в.//Православный путь.

http://pravenc.ru/text/64396.html

участка–могилы: 22–1 Х: –30 У: –5 Голубцов Сергей Ал–-др. 22.04.1893–1930, 16.10, историк, (брат о. Николая) литературовед историк, антиковед, д.и.н., и урны: жены, Людмилы Вас. (ур. Крестовой) † 21.02.1978, дочери Елены Серг. Голуб.(5.5.1998) 8.05.1921–1998, 16.09 участка–могилы: 22–2 Х: – 6 У: – Соколовский Павел Семен. (на границе с 20–м уч.) 20.11.1929–1973,19.02 (авиакатастрофа в Чехии) прот., настоятель ц–ви в Сокольниках (с III 1969) род. в Дрогичин. Р–не; Мин. ДС и МДА (1953), активный член ХМК, КЕЦ и ВСЦ участка–могилы: 23–1 Х: –18 У: 24 Трифон (Туркестанов Борис Петрович, из Грузин, князей), белый крест на постаменте с надписью: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий –земное небо». 29.11.1861–1934, 14.06 Рядом могила архим. Иеремии, см. 23–6 митрополит (с 1931); род. в Москве, ок. Поливанов, гимн., уч. в ИМУ и МДА (1891–95), инок Опт пуст, с 1887. Ректор Виф. (1897) и МДС (1899), еп. Дмитр. (1901–14) и настоят. Богоявл. М–ря, на фронте (1914–15 и 1916), контужен (один глаз), на покое, архиеп. с 1923 г. участка–могилы: 23–2 Х: –18 У: 26 Чепурин Николай Викторович (ок. Харьк. ДС, Киев, и Кембридж. Ун–ты. В сане с 1903 г. Проректор Петрогр. Богосл. Ин–та (1919–28?), арест, в 1929, 8 лет ИТЛ, раб. в Ташкенте). 1881–1947, 7.02 прот., с 1.09.1946 – настоятель Пименовского храма и инспектор МДА и ДС, ректор МДА с 23.10.1946. и Марина Федотовна Ч–на участка–могилы: 23–3 Х: –19 У: 26 Владимир (Москвитин) и родств. 1886–1968 † 12.04.1976 иеромонах, брат архим. Афанасия из–под Солнечногорска участка–могилы: 23–5 Х: –20 У: 14 Доброхотов Иван Ал-др. до 1917 ? – диакон, затем прот. Елохов. собора. Зин. Ил. Доб–това, 1876–1948 Ал–й Ив. Доброхотов 1896–1983,14.10 Екат. Серг. Доб–това 1893–1967 Анна Ник. Кичигина 1872–1946 участка–могилы: 23–6 –17 У: 24 Иеремия (Лебедев Вл. Ал.), (рядом с митр. Трифоном, черный крест) 14.07.1885–1953, 01.03 архим., казначей П–хии ок. юрфак участка–могилы: 23–7 Х: –23 У: 16 Сергий (Гришин Алексей) высокий черный крест, (в проход – поворот за памятником Штарку) 12.02.1889–1943, 14.10 архиеп. Нижегор. и Арзам. С 1942 (ок. Олонец ДУ и ДС, ПД (1915), воен. иеромонах, наместник Пафнут. –Боров. М–ря в 1917–1925 гг с 1927 – еп. Серпуховск. и др.; с IV. 1936 – в заключении, с 1941 –еп. Можайский).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Любарский 1978 – Я. Н. Любарский. Михаил Пселл : Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М., 1978. Максим Грек 1910 – Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе, ч. 2. Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1910. Мандельштам 1967 – О. Мандельштам. Разговор о Данте. М., 1967. Манн 1959 – Т. Манн. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. М., 1959. Маркс и Энгельс – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4. 2-е изд. М., 1955. Матье 1956 – М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М. -Л., 1956. Медведев 1976 – И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIVXV вв. Л., 1976. Мелетинский 1982 – Е. И. Мелетинский. Культурный герой//Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1982, т. 2, с. 25–28. Миллер 1975 – Т. А. Миллер. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский//Античность и Византия, с. 140–155. Миллер 1978 – Т. А. Миллер. Аристотель и античная литературная теория//Сб. Аристотель и античная литература/Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1978, с. 5–106. Михайлов 1988 – А. В. Михайлов . Античность как идеал и культурная реальность XVIIIXIX вв.//Сб. Античность как тип культуры/Отв. ред. А. Ф. Лосев . М., 1988, с. 308–324. Монтень 1958 – Монтень. Опыты/Коммент. Ф. А. Коган-Бернштейн. М.-Л., 1958, кн. 2. Нетушил 1901 – И. В. Нетушил. Тема и план Горациевой «Ars poetica»//Журнал министерства народного просвещения, 1901, 78, с. 40–76. Панченко 1980 – Д. В. Панченко. Еврипид или Критий?//Вестник древней истории, 1980, 1, с. 144–162. Пастернак 1991 – Б. Пастернак. Охранная грамота//Собр. соч. в пяти томах, т. 4. М., 1991. Петрушевский 1966 – И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VIIXV веках. Л., 1966. Платон 1970 – Платон. Сочинения в 3-х томах/Пер. с древнегреч. под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Вступит, статья А. Ф. Лосева. М., 1970, т. 2. Плутарх 1961 – Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т./Изд. подготовили С. П. Маркиш и С. И. Соболевский. Послесл. С. И. Соболевского. М., 1961–1964. Потебня 1914 – А. А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

118 . Поспелова Р. Этос ритма в музыке христианской традиции//Музыкальная культура православного мира традиции теория практика. Материалы научных конференций/РАМ им Гнесиных – М. 1994 – С. 103–113. 119 . Преображенский А. Краткий очерк истории церковного пения в России – СПб. 1907 – 39 с. 120 . Преображенский А. Культовая музыка в России – Л. 1924 – 123 с. 121 . Протопопов Вл. Музыка русской литургии Проблема цикличности. Исследование – М. 1999 – 200 с. 122 . Протопопов Вл. Русская мысль о музыке в XVII веке – М. 1989 – 96 с. 123 . Протопопов Вл. Система осмогласия в песнопениях русской литургии XVII века//Гимнология. Материалы Международной научной конф. «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского » (3–8 сентября) 1996/Отв. ред. Сост. И Лозовая – М. 2000 – С. 395–402. 124 . Протопопов С. прот. О художественном элементе в церковном пении//Богословский вестник – 1901 – Февраль – С 252–292 март – С. 452–492. 125 . Рамазанова Н. Московское царство в церковно певческом искусстве веков – СПб 2004 – 468 с. 126 . Разумовский Д. прот. Церковное пение в России – М. 1867–1869 – 380 с. 127 . Рапацкая Л. Художественная культура Древней Руси – М. 1995 – 106 с. 128 . Рахманинов С. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. Т. 1. – М. 1978. 129 . Рахманонова М., Гречанинов A. T. II. История русской музыки в десяти томах. Т. 10A – М. 1997. – С. 170–216. 130 . Рахманова М. Новое направление в духовной музыке исторические тенденции и художественные процессы//История русской музыки в десяти томах Т. 10Б – М. 2004. – С. 392–456. 131 . Рахманова М. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности//Советская музыка – 1990 – – С. 67–74. 132 . Русский хоровой концерт конца XVII – первой половины XVIII веков. Хрестоматия/Сост. и исслед. Н.Д. Успенского – Л. 1976. 133 . Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения Воспоминания Дневники Письма/Сост. Вст. статьи и комментарии – С г. Зверева A. A. Наумов, М.П. Рахманова – М. 1998 – 688 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 558-628; Thomas de Cantimpré. Bonum Universale de apibus. Duaci, 1605; Rechac J. , de. La Vie de St. Dominique. P., 1647-1650. 3 vol.; Bullarium Ordinis Fratrum Praedicatorum/Ed. Th. Ripoll, A. Brèmond. R., 1729-1740. 8 vol.; Jordanus de Saxonia. Opera ad res ordinis praedicatorum spectantia quae exstant/Ed. Fr. J.-J. Berthier. Friburgi Helvetiorum, 1891; idem. Oratio ad beatum Dominicum/Introd., testo crit. e commento a cura di E. Montanari. Firenze, 1991; Gerard de Frachet. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. (MOFPH; 1); Anecdotes historiques légenges, et apologues tirés du recueil inédit d " Etienne de Bourbon, dominicain de XIIIe siècle/Ed. A. Lecoy de la Marche. P., 1877; Monumenta historiae S. Dominici. P., 1933. Vol. 1: Historia diplomatica S. Dominici; 1935. Vol. 2: Libellus de principiis Ordinis Praedicatorum acta canonizationis. (MOFPH; 15, 16); Cecile. Miracula beati Dominici/Ed. A. Waltz//Miscellanea Pio Paschini. R., 1948. Vol. 1. P. 306-326; Etienne de Salagnac. De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit/Ed. Th. Kaeppeli. R., 1949. (MOFPH; 22); Vicaire M. -H. St. Dominique de Caleruega d " après les documents du XIIIe siècle. P., 1955; St. Dominique et ses frères: Évangile ou croisade?: Textes du XIIIe siècle/Ed. M.-H. Vicaire. P., 1967; The Nine Ways of Prayer of St. Dominic. Dublin, 1978. Лит.: Balme F. , Leladier A. Cartulaire ou histoire diplomatique de St. Dominique. P., 1891-1901. 3 vol.; Лакордер А. Д. Жизнь св. Доминика. М., 1915, 1999p; Ferretti L. St. Domenico: Biografia ed iconografia. Firenze, 1921; Altaner B. Der hl. Dominikus: Untersuch. u. Texte. Breslau, 1922; idem. Die Dominikanermissionen des XIII. Jh.: Forsch. z. Geschichte d. kirchlichen Unionen u. d. Mohammedaner- u. Heidenmission d. Mittelalters. Habelschwerdt, 1924; Bazin G. St. Dominique. P., 1937; Mandonnet P. , Vicaire M. -H. St. Dominique: L " idée, l " homme et l " œuvre. P., 1938. 2 vol.; D " Amato A. , Palmieri G. G.

http://pravenc.ru/text/178842.html

Примечания: 1. Металлов В. М. Русская симиография. М., 1912; Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924; Он же. Греко-русские певчие параллели XII—XIII веков//De musica. Л., 1926. Вып. 2. 2. Шартрская нотация называется так по фрагменту рукописи, хранящемуся в Шартре, а куаленская — по названию Куаленского фонда из Национальной Парижской библиотеки. Floros С. Die Entzifferung der Kondakarien Notation//Musik des Ostens. Kassel, 1965—1967. 3. S. 7—71; 4. S. 12—44; Floros С. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bd. 1—3. 3. Успенский Б. А. Древнерусские кондакари… С. 209. 4. Успенский Б. А. Русское книжное произношение XI—XII вв. и его связь с южно-славянской традицией (Чтение еров)//Избранные труды. Т. III. М., 1997. С. 179—185; Разумовский Д. В. Церковное пение в России: (Опыт историко-технического изложения). 1867—1869; Смоленский С. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палео¬графический очерк. СПб., 1901 (ОЛДП. Памятники древней письменности и искусства. CLI). 5. Успенский Б. А. Древнерусские кондакари… С. 209—246. 6. Levy К. Die slavische Kondakarien Notation//Kongress “Anfänge der slavischen Musik”. Bratislava, 1966. S. 83. 7. Floros С. Die Entzifferung der Kondakarien Notation//Musik des Ostens. 1965—1967. 3. S. 7—71; 4. S. 12—44; Levy К. Op. cit. S. 77—92; Мейерс Г. Тысяча лет русской церковной музыки. Т. 1. Памятники русской духовной музыки. Вашингтон, 1988. 8. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Нью­Йорк, 1978. С. 341. 9. Там же. С. 345. 10. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 52—53. В одном греческом уставе XII в. палестинского происхождения автор обнаружил указание на то, что киноники (мелизматические причастные стихи) следует петь hahabuasa (слово, производное от двух греческих корней: hao — буквально ‘разверзать пасть’, buo — ‘закупоривать’), “своеобразный прием подачи певческого звука закрытым и открытым ртом, связанный с использованием гортанной буквы х и губных. Греки и сирийцы до сего времени в своем церковном пении пользуются своеобразными звукоэффектами вроде гудения с закрытым ртом и выкрикивания гортанных звуков”. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. III. Пг., 1915. С. 51.

http://azbyka.ru/kliros/kondakarnaya-not...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010