Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (15.08.1875, с. Кривандино Егорьевского у. Рязанской губ.; ныне Шатурский р-н Московской обл. - 3.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот., настоятель ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Егорьевском у. Род. в семье диакона сельской церкви. По окончании в 1890 г. Зарайского ДУ поступил в Рязанскую ДС. 10 дек. 1895 г. посвящен в стихарь, закончил ДС в июне 1896 г. 15 сент. 1896 г. определен учителем в Низковское начальное народное уч-ще Васильевской вол. Егорьевского у., где вскоре стал преподавать Закон Божий. Через год в связи с ветхостью здания уч-ще закрыли, и А. перешел на службу в Преображенское народное уч-ще в с. Погост. По благословению еп. Рязанского Мелетия (Якимова) между селами Петровское и Левашево Егорьевского у. в мае 1897 г. начали строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери, и уже в окт. этого года крестьяне обеих деревень просили епископа назначить А. священником в новый храм. 13 нояб. 1897 г. А. был рукоположен во диакона, а на следующий день - во священника и назначен к строящемуся Казанскому собору. Священническое служение А. сочетал с учительством: в 1898 г. он был определен законоучителем Петровского начального уч-ща. 25 мая 1900 г. новый храм был освящен. А. был награжден многими церковными наградами и почитался прихожанами. В 1902 г. Егорьевским уездным комитетом попечительства и народной трезвости избран участковым попечителем, в 1914 г. стал председателем попечительского совета о семьях лиц, призванных на войну. В 1918-1920 гг. села Петровское, Левашево, Тарбеиха стали центрами торфодобычи для строящейся в соответствии с планом ГОЭЛРО опытной электростанции под г. Шатура. На стройку были мобилизованы более 2 тыс. крестьян, рабочих, представителей интеллигенции, объявленных солдатами трудового фронта и живших в тяжелейших условиях. Большинство из них, а также бывш. насельники близлежащих разоренных мон-рей стали прихожанами А., он приютил у себя многих священников из закрытых церквей округи. 15 апр. 1925 г. А. был возведен в сан протоиерея и начал исполнять обязанности благочинного 2-го Егорьевского округа, в 1929 г. собранием духовенства и мирян Шатурского р-на избран благочинным. Весной 1930 г. арестован, 5 марта осужден «за эксплуатацию домработницы» на 6 мес. тюремного заключения и 5 лет высылки с конфискацией лошади и коровы. По кассационной жалобе оправдан судом высшей инстанции и 22 марта освобожден. А. продолжил священническое служение, совершал молебны и крестные ходы даже в самое тяжелое время. В ночь с 15 на 16 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян по приговору от 27 нояб. 1937 г. Реабилитирован 27 июня 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/64146.html

Вечная память нашей дорогой матушке!» Старица Сепфора (1896–1997 гг.) 19 марта 1896 года в селе Глухово Гавриловского уезда Тамбовской губернии в многодетной крестьянской семье у Николая и Матроны Сенякиных родилась дочь, девочку назвали Дарьей. Из тринадцати детей, родившихся у Сенякиных, выжило только трое: Дарья и ее братья Василий и Павел. Первый брат был впоследствии убит на войне 1914 года, второй при раскулачивании, в начале 30-х годов. Старица вспоминала: «Жили мы хорошо с родителями, ходили в храм… Икона на вратах… Монахи были в родне моего отца: один монах, а другой жил как монах – все знал… В маминой родне было три монахини и один монах». Старица вспоминала, что её дед Алексей, много ездил по святым местам, в 1903 году привез ей в подарок четки. А монахини, жившие в с. Глухово при храме Покрова Божьей Матери обучая ее шитью и ткачеству, советовали во время работы произносить молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»… После кончины отца, в 1916 году, к Дарье посватался молодой односельчанин Димитрий Шнякин, Матрона благословила этот брак. В 1917 году у молодых родилась дочь Александра, затем сын Владимир, который умер младенцем. И в 1922 году – дочь Параскева. В 1933 году началось массовое «раскулачивание» крестьян. Незадолго до этого Димитрий уехал на заработки в Болохово, надеялся устроиться на новом месте и вызвать семью. Старица вспоминала: «В 1933 году, на Покров, нас раскулачили. Прямо взяли за руки и вывели за ворота: иди куда хочешь… И стали ломать избушку – по бревнышкам весь дом разобрали». Дарья с детьми осталась на улице, их приютила бедная вдова Агафья, которая жила на краю села. Дочь Параскева, вспоминая те времена, рассказывала: «Что ели? Травку вот… Всю и поели, что у дома росла. Да как быстро она росла-то, прямо диво. Натолчем, бывало, какой крупицы туда, если есть… Хлеб пекли из картошки: немного муки добавим – и хорошо. Мама шила много на заказ, вот, глядишь, узелочек и дадут. А так и милостыню просили, что ж… В зиму холодновато было: топить нечем – ни дров, ни соломы… «Вы, – говорят, – кулаки, вам не положено». Собирали на полях сухие подсолнухи, связывали и топили ими. Иной раз навозом».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Красногородск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1806 г. (по другим данным в 1808). Четверик с пятигранным алтарем и двусветной трапезной. Основной объем завершен тремя убывающими по размеру восьмериками, на верхнем из которых стоит главка. Второй престол Преображенский. Каменная колокольня выстроена в 1876 г. Практически не закрывалась, однако колокольня в советские годы была сломана. http://svyatayarus.su/church/detail/53092/ Церковь построена в 1806 году (по клировым ведомостям церкви за 1868, 1900 годы) или в 1808 году (по клировой ведомости церкви за 1914 год) на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, церковь построена прихожанами в 1806 году (по другим сведениям – в 1808 году). Престолов в церкви два: 1) главный - во имя Святителя и Чудотворца Николая; 2) придельный, располагался на втором этаже над притвором нижнего храма - во имя Преображения Господа Бога.  До 1896 г. при церкви существовало кладбище. В приходе было пять деревянных и одна каменная часовня. В 1875 году на средства купца Дмитрия Ивановича Подмошенского была сделана пристройка к придельной Преображенской церкви. В 1893-1894 годах был проведен крупный ремонт здания церкви на средства церковного старосты купца Д.И. Подмошенского. Здание церкви двухэтажное, деревянное, на каменном фундаменте, покрыто железом. Согласно клировой ведомости церкви за 1868 год, при церкви была деревянная колокольня на каменном фундаменте. В клировых ведомостях церкви за 1900-1914 гг. указано, что отдельно от церкви стояла каменная колокольня, построенная из камня и плиты и обшитая тесом. Каменная колокольня была построена в 1876 году на средства купца Д.И. Подмошенского вместо сгоревшей деревянной колокольни. На ней было семь колоколов. Вес первого колокола 53 п. 2 ф., вес второго 25 п. 25 ф, вес третьего – 12 п. 7 ф, четвёртого – 6 п. 16 ф., пятого – 3 п. 17 ф., шестого – 1 п. 25 ф., седьмого – 30 ф. На самом большом колоколе была надпись: «Лит в С.-Петербурге [на заводе] А.П. Васильевой».

http://sobory.ru/article/?object=07661

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876, г. Кинешма Костромской губ., ныне Ивановской обл.- 13.08.1945, с. Бирилюссы Красноярского края),свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., 7 июня - в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. Из семьи священника. В 1885-1890 гг. учился в Кинешемском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду с правом поступления в ДС без экзамена, в 1890-1896 гг. учился в Костромской ДС, по окончании к-рой был направлен на казенный счет в КДА. Завершив в 1900 г. обучение в академии со степенью канд. богословия за дис. «Славяно-русский скитский Патерик», до 1910 г. преподавал в Воронежской ДС; в это время написал дис. «О скитском Патерике», за к-рую получил степень магистра богословия. В 1910-1911 гг. учился в Лондоне. По возвращении преподавал иностранные языки и всеобщую историю в Миргородской муж. гимназии, с 1914 г.- лат. язык в Петровской гимназии в Москве, в эти годы окончил педагогический ин-т. Осенью 1917 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую ц., в к-рой служил его отец. Вскоре В. Преображенский приступил к созданию в Кинешме и ее окрестностях правосл. кружков, основной целью к-рых было изучение Свящ. Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиеп. Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен во иерея целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем в честь Василия Великого. Свт. Василий, еп. Кинешемский. Икона. 2000 г. Свт. Василий, еп. Кинешемский. Икона. 2000 г. 19 сент. 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии, в к-рой участвовали архиеп. Серафим (Мещеряков), еп. Юрьевский Иерофей (Померанцев) и еп. Нерехтский, вик. Костромской епархии, Севастиан (Вести) . Став епископом, В. вел аскетический образ жизни: поселился на окраине города в маленькой баньке, никакого имущества у него не было, спал на голом полу, положив под голову полено.

http://pravenc.ru/text/150493.html

После провозглашения Прусской унии 31 окт. 1817 г. лютеране М. Литвы объединились с немногочисленными реформатами. В 1822 г. Прусская консистория ввела в качестве обязательного литургического руководства в М. Литве Берлинскую агенду, а в 1834 г. в порядке борьбы с пиетизмом запретила домашние собрания верующих. В Б. Литве в 1830 г. Литовская консистория была упразднена, а по Указу имп. Николая I от 28 дек. 1832 г. приходы ее были включены в создаваемую общеимперскую единую Евангелическо-Лютеранскую церковь в России. Одновременно была введена и единая Имперская агенда; в 1896 г. ей на смену пришла С.-Петербургская агенда, которая использовалась в Литве до 1997 г. Статистика численности лютеран в Б. Литве ненадежна, но в 1864 г. в Ковенской губ. их количество оценивается в 37 тыс. прихожан в 22 приходах, тогда как в Виленской губ. насчитывалось только 3 прихода. Пасторами обычно были немцы, получившие образование в ун-тах Германии, в Дерпте (ныне Тарту) или Риге, паству составляли немцы, литовцы и поляки. Из литовцев наибольшим влиянием пользовались Криступас Кукайтис (1844-1914), много лет редактировавший церковную газ. «Pakajaus Paslas» (Вестник мира), и Вилюс Гайгалайтис (1870-1945), в 1904-1939 гг. редактор ежемесячника «Pagalba» (Помощь). В июле-сент. 1915 г. территория Литвы была оккупирована войсками Германии. Герм. власти активно поддерживали лютеранство, что иногда имело обратный эффект. 16 февр. 1918 г. Литовская Тариба приняла Акт о независимости Литвы фактически в условиях герм. оккупации. После поражения Германии и аннулирования Брестского мира 15 дек. 1918 г. в Вильно была провозглашена советская власть. Правительство М. Сляжявичюса с помощью немцев управляло страной из Каунаса. В нач. 1919 г. на Литву напали польск. легионеры: они разгромили Красную Армию, а 21 апр. 1919 г. захватили Вильно. 27 июля того же года Антанта провела демаркационную линию между литовцами и поляками, оставив Вильно полякам. Литовская Республика признала Церкви юридическими лицами. Лютеране Б. Литвы продолжали жить по Имперскому уставу 1832 г., единая Евангелическо-Лютеранская церковь в России в 1917 г. перестала существовать, в окт. 1919 г. в Каунасе был проведен синод, на к-ром была создана церковь Б. Литвы и избрана временная консистория. Однако уже в 1921 г. приходы были разделены по языковому принципу между 3 синодами во главе с синьорами, и деление это сохранялось до нач. нем. оккупации в 1941 г. Первый синьор Литовского синода - Мартинас Кибелка - в 1922-1925 гг. возглавлял и консисторию, синьор Латышского синода Эрикас Лейерис руководил консисторией в 1941-1950 гг., синьор Немецкого синода Пауль Титтельбах занимал эту должность на протяжении 20 лет и никогда не руководил консисторией. Консистория из 6 членов (по 2 представителя от каждого из синодов) возглавляла церковь скорее номинально. Всего в 1920 г. в Б. Литве насчитывалось 55 приходов, включавших ок. 70 тыс. лютеран, 32 пастора.

http://pravenc.ru/text/2110573.html

В 1871 г., выполняя желание первого игумена Свято-Андреевского скита иеросхимонаха Виссариона (Толмачева), его приемник – новый игумен иеросхимонах Феодорит (Крестовников) приобрел в Константинополе большой дом вблизи пароходной пристани для размещения паломников из России, отправляющихся на Афон, в Иерусалим и в другие святые места Востока. Там же, в квартале Галата на улице Мухмана, было устроено подворье скита, сгоревшее 21 декабря 1887 г. В 1888–1890 гг. на его месте под руководством иеросхимонаха Феодорита построили новое многоэтажное здание подворья Свято-Андреевского скита, на верхнем этаже которого освятили церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1900–1904 гг. экономом этого подворья, а затем и настоятелем был выпускник известной богословской школы Константинопольского Патриархата на острове Халки иеромонах Иероним (Силин; 1866–1920), избранный в 1908 г. игуменом Свято-Андреевского скита [xxvii]. Учрежденное в 1896 г. «Братство русских обителей (келлий) афонских в память священного коронования государя императора Николая II» в 1902 г. на свои средства приобрело дом, где при содействии российского консульства устроило школу для детей русских и славянских жителей Константинополя, с интернатом для 14 детей. Освящение школьного здания состоялось 19 декабря 1902 г. в присутствии российского посланника и многих высокопоставленных лиц [xxviii]. В 1913 г. (накануне ее закрытия турками) в школе обучалось около 100 детей. Ее попечителем и управителем стал директор Русского археологического института Ф.И. Успенский, а расходы на содержание взяли на себя четыре, входившие в Братство русских обителей большие келлии: свт. Иоанна Златоуста, Пресвятой Троицы, Воздвижения Креста Господня, свт. Николая Чудотворца (Белозерка).Кроме того, в 1900 г. настоятель Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря иеросхимонах Пантелеимон (Важенко; 1849–1914 гг.), много времени проводивший в Константинополе, основал там подворье своей келлии, которое, правда, просуществовало недолго. Русские келлиоты Святой Горы также участвовали в постройке и содержании монашеской больницы, выстроенной в начале XX в.по инициативе российского консула в Константинополе А.А. Гирса.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

(Сахаров Сергей Григорьевич; 2.07.1887, с. Паревка Кирсановского у. Тамбовской губ.- 28.10.1962, Владимир), священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ковровский. Род. в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии. Лишившись отца в раннем детстве, воспитывался матерью, желавшей, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая А. в детстве Плащаница Спасителя). В 1896-1902 гг. обучался в Шуйском ДУ, где написал свое первое литургическое произведение - тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Смоленской Шуйской иконы , в 1902-1908 гг. учился во Владимирской ДС. В 1908 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Настроение верующей души по Триоди Постной». 12 окт. 1912 г. ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия III Пателлария , Патриарха К-польского. 14 окт. рукоположен во иеродиакона, 17 окт.- во иеромонаха. В нояб. 1912 г. назначен преподавателем Полтавской ДС по кафедре гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. В 1913-1918 гг. преподавал во Владимирской ДС по кафедре гомилетики, в 1913-1915 гг. состоял зав. религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном владимирском Успенском соборе , с 1914 г. был членом совета правосл. братства св. кн. Александра Невского. На епархиальном съезде духовенства и мирян в 1917 г. избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета и делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году на 2-м Всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), избран первым в списке заместителей членов Поместного Собора Российской Православной Церкви от монашествующих. В янв. 1918 г. вошел в состав членов Собора вместо настоятеля Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря сщмч. Варлаама (Коноплёва) , к-рый 20 дек. 1917 г. заявил о сложении с себя полномочий члена Собора.

http://pravenc.ru/text/76846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Сперанский Иван Никанорович; 31.12.1885, с. Налючи Старорусского у. Новгородской губ.- 02.11.1969, Псково-Печерский мон-рь), еп. Красноярский, вик. Новосибирской епархии. Из семьи священника. В 1892 г. лишился отца, а в 1893 г.- матери. Находился на попечении деда по отцу - протоиерея, служившего в г. Демянске Новгородской губ. В 1893-1895 гг. учился в Демянском уездном уч-ще. Затем переехал к деду по материнской линии протоиерею в с. Ильина Гора той же губ., где учился в сельской земской школе, к-рую окончил в 1896 г. 18 авг. того же года уехал в С.-Петербург со старшим братом, служившим законоучителем и священником во всесословном жен. ин-те принцессы Терезии Ольденбургской. Он подготовил Сперанского к поступлению в духовное уч-ще. В 1897-1901 гг. учился в Старорусском ДУ, в 1901-1907 гг.- в Новгородской ДС. В 1907 г. волонтером поступил на казенное содержание в СПбДА, к-рую окончил в 1912 г. со степенью канд. богословия за соч. «Литературная деятельность прп. Нила Сорского». Сперанский хотел поступить в ун-т на естественнонаучный фак-т, но ему необходимо было определиться на службу по духовно-учебному ведомству, согласно условиям его казенного содержания в духовно-учебных заведениях. Иоанникий (Сперанский), еп. Красноярский. Фотография. 29 июля 1948 г. (ГАРФ) Иоанникий (Сперанский), еп. Красноярский. Фотография. 29 июля 1948 г. (ГАРФ) 30 сент. 1914 г. определен псаломщиком к Преображенскому (?) собору г. Тихвина, 7 дек. переведен, согласно прошению, в церковь с. Ивановского Старорусского у., а 3 авг. 1917 г.- в Успенскую ц. г. Ст. Русса. С 23 дек. того же года служил в той же должности в Воскресенском соборе г. Ст. Русса. По благословению церковного начальства был проповедником в соборах С.-Петербурга и Новгорода. В июне 1917 г. был избранным членом на Первом свободном епархиальном съезде депутатов духовенства и мирян Новгородской епархии, Всероссийском съезде правосл. духовенства и мирян. По избранию от Новгородской епархии был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , на к-ром выступил сторонником восстановления Патриаршества. Также принял участие в работе отделов Собора о Высшем церковном управлении, о духовно-учебных заведениях, о благоустроении приходов. Впосл. был постоянным участником Новгородских епархиальных съездов.

http://pravenc.ru/text/577992.html

Собор блгв. кн. Александра Невского в Баку. 1888–1898 гг. Фотография. Нач. XX в. Собор блгв. кн. Александра Невского в Баку. 1888–1898 гг. Фотография. Нач. XX в. С 1885 г. М. вел самостоятельные работы по проектированию и строительству в С.-Петербурге. Так, напр., по должности архитектора АН спроектировал здание Музея антропологии и этнографии в формах классицизирующей эклектики (1886-1887, Таможенный пер., 1, средний корпус). Пятиэтажное здание б-ки Академии наук было спроектировано М. на основе изучения им заграничных библиотечных зданий; проект (1909) утвержден в 1911 г., строительство велось при участии инженера Р. А. Берзена на новой площади (Биржевая линия, 1) в 1913-1914 гг. (с 1 янв. 1916 в здании размещался военный госпиталь). Суровая лапидарность и функциональный подход в проектировании здания, включая его интерьер, опередили достижения конструктивизма (колоннада коринфского ордера и облицовка белым кирпичом не были реализованы при достройке здания в 1924-1925 архит. Я. Я. Кетчером). Для Мин-ва внутренних дел М. составил проекты работ в комплексе зданий министерства (набережная р. Фонтанки, 16), включая его интерьеры, а также новую отделку домовой ц. во имя вмц. Екатерины и расширение особняка министра. Спроектировал здание нового министерского архива (1899-1901, Инструментальная ул., 4). Массивное здание в формах кирпичного стиля прорезано щелевидными окнами-бойницами, оформлено горизонтальными тягами, лопатками, кронштейнами, замковыми камнями оконных наличников, близких к классицистическим. Оригинальный план архива представляет собой равноконечный крест, в средокрестии - лестница и холл под пирамидальным стеклянным фонарем. По мнению Б. М. Кирикова, такая планировка здания напоминает тюрьму «Кресты». Ряд работ М. относится к области промышленной архитектуры. В 80-90-х гг. XIX в. М. в одно время с архит. А. Ю. Новицким работал на Балтийском судостроительном заводе, им принадлежит проект корпуса по Кожевенной линии, 18-20. М. в 1889 г. спроектировал шатровую часовню для завода и составил проект электростанции в имении имп. Александра III «Массандра». М. принадлежит проект комплекса зданий казенного винного склада и спиртоочистительного завода на Ватном о-ве в С.-Петербурге (1896-1897, пр. Добролюбова, д. 14; здания снесены в 2011-2012 под предлогом строительства квартала «Набережная Европы»), объекта культурного наследия, представлявшего образец использования кирпичного стиля в производственных сооружениях (существовал термин «кирпичный стиль Марфельда») и отличался богатым и оригинальным декоративным оформлением с элементами необарокко, неоклассицизма и неоренессанса.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010