Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАСПАРРИ [итал. Gasparri] Пьетро (5.05.1852, Каповаллацца-ди-Уссита, близ Норчи, Умбрия - 18.11.1934, Рим), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex juris canonici) . Род. в многодетной семье небогатых землевладельцев. По окончании начальной семинарии в Непи с 1870 г. продолжил учебу в папской Римской семинарии и в Академии св. Аполлинария, получил степени д-ра философии, д-ра богословия, д-ра канонического и гражданского права. 31 марта 1877 г. рукоположен во пресвитера. В 1877-1880 гг. преподавал каноническое право в папском Урбанианском ун-те, а также церковную историю и догматическое богословие в папской Римской семинарии. С 1880 г. проживал в Париже и преподавал каноническое право в Парижском католич. ун-те, а также возглавлял орг-цию «Opera per gli italiani», занимавшуюся помощью итал. диаспоре во Франции. 3 мая 1889 г. папа Римский Лев XIII назначил его тайным камергером папы, 13 апр. 1894 г.- прелатом папского двора. В 1896 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению вопроса о действительности англикан. рукоположений. 12 февр. 1898 г. папой Львом XIII Г. был назначен титулярным епископом Кесарии Палестинской и 26 марта того же года - апостольским делегатом в Перу, Эквадоре и Боливии. Епископское рукоположение Г., совершенное 6 марта 1898 г. в парижской ц. св. Иосифа, возглавил архиеп. Парижский кард. Франсуа Ришар. 23 апр. 1901 г. переведен на службу в Римскую курию на должность секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и с 27 июля того же года - консультанта Верховной конгрегации Sanctum Officium. 4 апр. 1904 г. папа Пий Х назначил Г. секретарем папской комиссии по кодификации канонического права, фактически поручив ему возглавить работу над составлением Кодекса канонического права. С 1906 г. одним из ассистентов комиссии и ближайших помощников Г. являлся пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ). 24 мая 1907 г. назначен ассистентом папского трона.

http://pravenc.ru/text/161719.html

Ровно за неделю до смерти, не имея уже возможности встать с постели, прекратил занятия и изъявил желание об освидетельствовании его для исходатайствования пенсии. Накануне смерти исповедался и приобщился Святых Таин. Скончался 14 октября 1897 года. Отпевание было совершено 17 октября в домовой церкви Тобольской духовной семинарии . По отзывам учеников, Леонида Васильевич отличали справедливость, светлый, здравый ум, необыкновенно простой и бесхитростный склад мысли, особенная ясность, естественность и общедоступность изложения мыслей. " С особенным рвением " оберегал своих учеников от различных теорий и учений того времени, идущих вразрез с христианским миросозерцанием; основательно излагая такие теории, доказывал всю их несостоятельность и лживость. Неоднократно повторял, что обязанность преподавателя неотделима от обязанности воспитателя, что призвание его не только преподавать ученикам церковную историю, но и воспитывать их волю, стараясь направить ее в хорошую сторону. Наставлял воспитанников, будущих пастырей Церкви, работать в свете Христовом, зарабатывать хлеб честным служением страждущим, нуждающимся, непросвещенным; хранить чистоту сердца, " потому что на сердечной чистоте ярче и благотворнее отражается свет ума " . По воспоминаниям, " в его речах было что-то мощное, что-то глубокое; речи его действовали на учеников неотразимо, оставляя сильное впечатление и редко проходили бесследно " . Призванный быть апологетом христианской веры, он словно " вливал " эту веру в юное сердце слушателя . " Смотря пренебрежительно на условную нравственность, с философской иронией осмеивая модные обычаи света, он требовал простоты и естественности в отношениях людей. Поэтому всегда с особенною любовию останавливался на простой, братской жизни членов первенствующей церкви. Добрые нравы " золотого века " [христианства], видимо, его глубоко трогали " - вспоминал семинарист Иван Панаев . Награды Литература Использованные материалы    " Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг. " , страница генеалогического сайта А.А. Бовкало: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

http://drevo-info.ru/articles/25133.html

В мусульм. Турции представителями ордена проповедническая деятельность велась в основном среди правосл. населения, создавались христ. миссии в Анкаре, Конье, Изнике, Кайсери, Измире, Бурсе. В 1896 г. были открыты греч. и арм. семинарии в К-поле, готовившие священников вост. обряда. После вступления Турции в 1914 г. в первую мировую войну на стороне Германии деятельность А.-а. в этой стране сворачивается. С 20-х гг. XX в. ассумпционистские семинарии появляются в Румынии (в 1923 - в г. Блаж, в 1925 - в г. Бея) по инициативе местных епископов. В 1906 г. орден начал свою деятельность в Российской империи (С.-Петербург, Одесса, Вильно), окормляя рус. католиков и французов, проживавших в стране. В 1926 г. член А.-а. Пий Невё был рукоположен во епископа и назначен апостольским администратором в Москве. В наст. время в Москве ордену принадлежит мон-рь на ул. Наличная и храм св. Людовика (ул. М. Лубянка, 12/7). А.-а. изначально рассматривали прессу как средство пропаганды христианства и защиты позиций католич. Церкви. Основатель ордена д " Альзон участвовал в издании газ. «La Liberté pour tous» (Свобода для всех) и ж. «Revue de l " enseignement chrétien». С 1873 г. орденом издается информационный бюллетень «Le Pèlerin» (Паломник), ставший в 1877 г. иллюстрированным еженедельником (в наст. время «Pèlerin Magazine»). В 1880 г. издательский дом А.-а. «La Bonne Presse» (в наст. время «Bayard presse»), сформировавшийся вокруг «Le Pèlerin», начал выпускать ежемесячник «La Croix Revue», с 1883 г. ежедневная «католическая, апостолическая и римская» газ. «La Croix». Считая приоритетными издания, связанные с религ. тематикой, «La Bonne presse» в кон. XIX в. выпустил в свет неск. периодических светских изданий, в т. ч. журналы, посвященные популяризации научных открытий («Cosmos»), развитию лит-ры и театра («Le Mois littéraire et pittoresque»), зарождавшемуся киноискусству («Le Fascinateur») и даже домашнему хозяйству («La Maison»). С 1893 г. начал выходить иллюстрированный журнал для детей «Le Noël» (Рождество), призванный в доступной форме разъяснять основы католич. веры и давать общее представление об истории культуры. После изгнания в 1900 г. ордена из Франции А.-а. были вынуждены отойти от управления изд-вом, директором к-рого стал П. Ферон-Вро, сохранивший общую направленность газет и журналов. В 1927 г. папа Пий XI назначил главным редактором «La Croix» ассумпциониста Л. Мерклена. С 1969 г. функции главного редактора выполняются совместно членом А.-а. и мирянином. В наст. время «Bayard presse» издает более 100 газет и журналов для читателей всех возрастов (см. http://www.bayardpresse.com). Ордену также принадлежит книжное изд-во «Bayard édition».

http://pravenc.ru/text/76698.html

По проекту К. был построен лаконичный по архитектуре Свитский корпус в имении Ольгино (пос. Рамонь Воронежской обл., 1905-1906), дом карикатуриста П. Е. Щербова в Гатчине (1910-1911, с 1992 - историко-мемориальный музей-усадьба; ул. Чехова, 4а), построенный из бетона, кирпича и булыжного камня - яркий образец позднего модерна; его подчеркнутая простота композиции и минимализм форм, отсутствие прямых аналогов в старой архитектуре предвосхищают конструктивизм. В 1913-1914 гг. К. построил доходный дом для эмира Бухарского в Петрограде (Каменноостровский проспект, 44б) - один из лучших в России неоренессансных комплексов, к-рый воспроизводит тип итал. палаццо и отличается богатством пластической отделки. Среди др. работ зодчего - Хоровой дом для крестьян дер. Сябреницы Новгородского у. и губ., где находилось имение Г. И. Успенского (перестроено); завершение работ по постройке театра с б-кой-читальней и гимнастическим залом Невского об-ва устройства народных развлечений в С.-Петербурге (1898-1900, не сохр.), 2-этажный корпус Ин-та экспериментальной ветеринарии в С.-Петербурге у Московских ворот (1909); одноэтажный магазин Гвардейского экономического об-ва в Гатчине (Соборная ул., 17). В 1912 г. по проекту К. построен доходный дом в С.-Петербурге (Бармалеева ул., 26) в стиле неоклассицизма. После того как в 1896 г. владельцами бывш. особняка Барятинских (совр. адрес: ул. Чайковского, 46-48) стали принц Ольденбургский и вел. кнг. Ольга Александровна, в последующие 2 года К. отремонтировал и заново обставил дворец, а в 1905 г. переделал домовую ц. во имя св. Марии Магдалины с хорами на втором этаже (не сохр.). В списке работ К., составленном его сыном в 1925 г.,- проекты электростанции в С.-Петербурге, Дома правительства Сербии, мечети для г. Вильны на 500 чел., Политехнического ин-та для Иркутска, Военного и Окружного уч-ща и Политехнического ин-та для Краснодара, больницы в Самаре, Коммерческих уч-щ Путиловского завода в С.-Петербурге и в Любани Новгородского у., дачи Елисеева на Каменном о-ве. Большая часть из них не была реализована.

http://pravenc.ru/text/2462019.html

3095 А. А. Лебедев кандидат Московской Академии (XXI курса), сначала диакон Екатериновской церкви (за Калинкиным мостом) в Петрограде: в 1864 г. А.А. перешёл священником в Кронштадт; в 1870 г. становится законоучителем 1-й гимназии в Петрограде (потом протоирей Казанского Собора, 1896 г.); ученик и друг архим. Фёдора. Познакомился с о. Фёдором А.А. уже в Петрограде, как с цензором своих проповедей и журнальных статей. В начале 1862 г. А.А. издал книжку: «Приёмы, знание и беспристрастие в критическом деле редактора Домашней Беседы В.Н. Аскоченского. Разбор критики на сочинение архим. Фёдора о православии». О нём см. Ист. Моск. Ак-мии С. К. Смирнова, стр. 522–523 и П. В. Знаменского : «Богословская полемика 60-х годов». Письма доставлены дочерью А.А. – Екатериной Александровной Лебедевой. Примечания, составлены отчасти по её же сообщениям свящ. А. Бе-вым. 3101 Сын Отечества – газета любимая Бухаревым за умеренное направление. Знаменский в «Полемике 60-х гг.» – указывает некоторые статьи Бухарева, помещённые в этой газете (стр. 61 примеч.). 3103 Журнал «Дух Христианина» издавался компанией Петербургских священников, оо А. Гумилёвского, Д. Флорпинского, И. Флерова (с сентября 1861 г.) и с самого начала обратил на себя внимание особенной свежестью направления и отзывчивостью на все современные потребности русской церковной жизни. На его страницах поднимались и горячо разрабатывались вопросы о характере русской народной религиозности, о положении духовенства, о духовных школах, о лучшей церковно-общественной организации приходов, о приходской благотворительности, об учреждении приходских братств и попечительных советов, о выборном начале в духовенстве и проч. Журнал обратил особое внимание и на архим. Фёдора и помещал у себя похвальные рецензии на его сочинения, между прочим рецензия о. Лебедева (он заведовал отделом библиографии) на его книги – об ап. «Павле и Новом завете» – Знаменский «Полемика», стр. 91. Ист. Моск. Ак-мии С. К. Смирнова 523. В «Дух. Хр.» была помещена и работа А. А. Лебедева о св. Тихоне Воронежском. Прекратился журнал в 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Батарея из двух французских осадных 155-миллиметровых орудий (Н.С. Туляков) стояла на набережной у Крымского моста. В самый центр города из мастерских было вывезено даже одно 42-дюймовое орудие. Расстрелом Кремля руководил П.К. Штернберг (1865–1920) –революционный деятель и астроном. Небезынтересные сведения о его деятельности в 1907–1908 гг. содержатся в «Энциклопедическом словаре Гранат»: «Организует работы по изучению Москвы на случай восстания и гражданской войны (под видом руководителя работ студенческ. группы по измерению аномалии силы тяжести – с разрешения градонач. и губернатора – он делает в течение неск. месяцев с группой товарищей съёмку улиц, отметку проходных дворов, удобных пунктов и пр.)». Именно по «требованию» Штернберга против Кремля была применена тяжёлая артиллерия. Газета «Всероссийский церковно-общественный вестник» отмечала (4.11.1917): «По полученным сведениям, московским военно-рев. комитетом на Воробьевых горах и в Камергерском переулке сосредоточена тяжёлая артиллерия. Кремль особенно усиленно обстреливается с Таганки. С Ходынского поля город всё время обстреливается из тяжёлых орудий. Выясняется, что в Москве оперирует какая-то третья вооруженная сторона, которая стреляет в обе стороны. Из кого она состоит, трудно сказать. Надо полагать, это сплошь преступные элементы, так как Бутырская тюрьма была распущена». 376        Схиархиепископ Антоний (князь Давид Ильич Абашидзе, 12.10.1867–1.11.1942 ? дек. 1943 ?) – родился в Тифлисской губерний. После окончания Новороссийского университета (1891) принял монашество с именем Димитрий; иеродиакон. Окончил Киевскую Духовную Академию (1896) со степенью кандидата богословия; рукоположен во иеромонаха. Ректор Александровской миссионерской Духовной Семинарии, архимандрит. Хиротонисан во епископа Алавердского. Позднее епископ: Гурийско-Мингрельский (1903), Туркестанский и Ташкентский (1906), Таврический и Симферопольский (1912). С 1914 г. добровольно в качестве рядового священнослужителя в составе Черноморской эскадры участвовал в Германской войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Значимым событием стал выход в 1892 г. в Киеве учебника «Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности» известного ученого, проф. КДА М. А. Олесницкого . Труд соответствовал офиц. программе, впрочем, автором были рассмотрены и некоторые дополнительные вопросы. Последним изданием XIX в. стал учебник С. П. Никитского «Учение христианской православной Церкви о нравственности, или Нравственное богословие», опубликованный в 1899 г. На рубеже XIX и XX вв. был также издан ряд учебников по Н. б. для гимназий и ун-тов. Начиная с 1896 г. неск. раз издавался курс лекций проф. А. А. Бронзова по Н. б., читанный в СПбДА в разные годы. В 1909 и 1911 гг. в виде журнальных статей появились опыты изложения системы Н. б. П. В. Левитова «Введение в христианское нравственное богословие» (ХЧ. 1909. 1. С. 83-96; 2. 279-292) и «Из курса христианского нравственного богословия» (ХЧ. 1911. 7/8. С. 901-916; 10. С. 1190-1205). Летом 1910 г. Синодом была утверждена новая программа Н. б., авторы которой призывали преподавателей отойти в преподавании от философии в пользу собственно христианства. В 1910 г. в Могилеве-на-Днепре была издана работа архиеп. Стефана (Архангельского) «К вопросу о системе православного христианского нравоучения», в которой автор представил типологию всех существовавших к тому времени христ. учений о нравственности. В 1912 г. в Твери был опубликован учебник свящ. М. Березина (впосл. Рафаил, еп. Калининский) «Православно-христианское нравоучение», составленный по новой программе. В предреволюционные годы принципиально новый метод Н. б. предложил проф. МДА М. М. Тареев . Свое видение Н. б. он изложил в многотомном труде «Основы христианства» (Серг. П., 1908-1910. 5 т.) и многочисленных статьях. Последней фундаментальной системой Н. б. до революции стал 3-томный труд Харьковского проф. прот. Н. С. Стеллецкого «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освящении». Первый том, «Общий или основоположный», издан в 1914 г. Второй, посвященный нравственности индивидуальной, и 3-й том, посвященный общественной нравственности, вышли в 1916 г. Труд Стеллецкого представляет собой наиболее фундаментальное учебное издание по Н. б., опубликованное в XX в. Ориентируясь в целом на программу 1910 г., автор подчеркивает, что намеревается восполнить ее пробелы как в области философских и рациональных обоснований нравственности, так и в освещении ряда вопросов личной и общественной нравственности.

http://pravenc.ru/text/2577979.html

Ю. А. Кулаковский занимался также археологическими изысканиями. В 1895 и 1896 гг. он руководил экспедициями, занимавшимися раскопками катакомб в Керчи. Полного списка статей Ю. А. Кулаковского , видимо, не существует. Хорошее представление о его работах может, однако, дать сборник Serta Borysthenica (Сборник в честь заслуженного профессора Императорского Университета св. Владимира Юлиана Андреевича Кулаковского . Киев, 1911). Книга, выпущенная к тридцатилетию его деятельности в Университете, открывается полным списком трудов до 1910 г. Надо сказать, что количество серьезных и не устаревших с современной точки зрения статей Ю. А. Кулаковского достаточно велико. 1456 По тематике это либо частные проблемы византийской истории, 1457 либо различные вопросы истории Крыма или северного Причерноморья. 1458 Наиболее значительными из статей или небольших работ Ю. А. Кулаковского являются: «Аланы по сведениям классических и византийских писателей» (Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца , XII; отдельное издание – Киев, 1899); «Карта Европейской Сарматии Птолемея» (Киев, 1899); «Смерть и бессмертие в представлениях древних греков»; «Прошлое Тавриды» (Киев, 1906, второе издание – Киев, 1914). Основными же трудами его жизни стал первый в российской историографии перевод Аммиана Марцеллина 1459 и трехтомная «История Византии», переиздаваемая сейчас. 1460 Как пишет сам автор, основу работы составил дважды прочитанный им в университете курс по истории Византии. При этом, однако, сам Ю. А. Кулаковский не рассматривал свое сочинение как учебное пособие для студентов. В доступных сейчас источниках материалов о последнем периоде жизни Ю. А. Кулаковского немного. По данным официального издания Академии наук, 1461 Ю. А. Кулаковский 2 декабря 1906 г. был избран членом-корреспондентом по разряду классической филологии и археологии Историко-филологического отделения. Несмотря на отрицательное в целом отношение ведущих византинистов к основному труду Ю. А. Кулаковского (об этом подробнее см. ниже), его ценили как хорошего специалиста. Показательно письмо А. А. Васильева Ф. И. Успенскому от 23 мая 1915 г. В письме перечисляются лица, которые могли бы быть полезными при замещении будущих кафедр византиноведения по всей России. 1462 А. А. Васильев не забыл вставить в этот список Ю. А. Кулаковского , несмотря на сдержанное отношение к его труду, о чем подробнее речь пойдет чуть ниже, при анализе рецензии А. А. Васильева .

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

П. б. к. регулярно предоставляет Папскому престолу отчеты о результатах работы с указанием на то, что «должно быть принято в полной мере, требует дальнейшего изучения или может быть оставлено на усмотрение каждого» (Ibid. 40. 144). Обязательным стало регулярное проведение заседаний П. б. к. и публикация материалов этих заседаний. В 1909 г. был основан Папский библейский институт . Апостольским посланием «Scripturae Sanctae» от 23 февр. 1904 г. папа Римский Пий X (1903-1914) учредил ученые степени лиценциата и доктората в области библейского богословия (theologia biblica) и даровал П. б. к. право присваивать степени выпускникам Папского библейского ин-та (до 1916). Первым президентом П. б. к. был кард. Л. М. Парокки (1833-1903), секретарь Конгрегации римской и вселенской инквизиции (1896-1903). Важные адм. функции были возложены на секретарей П. б. к., обладавших широкими полномочиями. Идеологическое направление, избранное П. б. к. на заре ее существования, во многом определялось деятельностью 1-го секретаря комиссии Ф. Г. Вигуру . Будучи идейным противником франц. библеиста М. Ж. Лагранжа , он отстаивал историчность библейских повествований и являлся ревностным защитником консервативных взглядов в отношении интерпретации Свящ. Писания. С именем Вигуру связан 1-й период деятельности П. б. к., ознаменованный введением жестких ограничений на использование критической методологии в библейских исследованиях. 1-й этап (1902-1936): критика модернизма, период «ответов» С момента основания П. б. к. оказалась в центре антимодернистской полемики, что определило приоритетные направления работы комиссии на протяжении 30 лет. Папа Римский Пий X рескриптом «Praestantia Scripturae» от 18 нояб. 1907 г. указал П. б. к. на необходимость следовать антимодернистским предписаниям из ранее опубликованных документов: декрета верховной Конгрегации римской и вселенской инквизиции (впосл. верховная Конгрегация Sanctum Officium; ныне Конгрегация вероучения) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. и папской энциклики «Pascendi Dominici gregis» от 8 сент. 1907 г. Исполнение декрета и энциклики стало обязательным, неисполнение каралось наказанием вплоть до отлучения от Церкви. В семинариях и религ. ин-тах деятельность профессоров и работы студентов попали под строгий надзор; была введена цензура научных публикаций. Одновременно активизировалась научная деятельность П. б. к.: папским декретом «Quoniam in re biblica» от 27 марта 1906 г. было введено специализированное изучение библейских дисциплин и языков в семинариях, указано на необходимость пересмотра текста Вульгаты на предмет текстологического обоснования его первоначальных вариантов чтения («Иеронимов текст») в наиболее древних кодексах. П. б. к. создала комиссию по пересмотру Вульгаты и поручила осуществление этого проекта ордену бенедиктинцев. Плодом этой работы стали изданные в 1926 и 1929 гг. первые 3 книги Пятикнижия. .

http://pravenc.ru/text/2578943.html

о-в Муша. Лагард установил дружеские отношения с эфиоп. негусом провинции Шоа Сахле Марьямом (с 1889 имп. Менелик II) и по его совету начал осуществлять экономические проекты, взаимовыгодные как для Франции, так и для Эфиопии. Он решил перенести управление из малоблагоприятного для навигации Обока на южный берег зал. Таджура, в поселение Джибути, с дальнейшими планами превращения этого места в «торговые ворота» Красного м. В 1888 г. был торжественно открыт порт Джибути, что значительно укрепило Францию в ее конкурентной борьбе с Великобританией, Италией и Египтом. В февр. того же года между Францией и Великобританией был подписан договор, к-рый закреплял юж. границы новой франц. колонии на Африканском Роге. Ее адм. центром в 1892 г. стал порт Джибути, 20 мая 1896 г. эта территория стала называться Французский Берег Сомали. Сев. границы гос-ва фиксировались двусторонними соглашениями от янв. 1900 г. и июля 1901 г. между Францией и Италией, захватившей у Эфиопии весь ее красноморский берег. После образования итал. колонии Эритрея важность порта Джибути увеличилась, т. к. у Эфиопии не было иного выхода к торговым путям в Красном м. Начался быстрый хозяйственный подъем нового гос-ва, основой его стали разработка соляных приисков, добыча жемчуга и торговля через порт Джибути, экономическое значение к-рого с каждым годом росло. Присутствие граждан Франции, задействованных в жизни колонии, повлекло за собой необходимость создания церковно-адм. единицы; 28 апр. 1914 г. из апостольской нунциатуры Галла была выделена апостольская префектура Джибути, к-рую возглавил свящ.-капуцин Паскуале да Люшон. Важнейшим событием в экономике Французского Берега Сомали и Эфиопии стало офиц. открытие 7 июня 1917 г. строившейся в течение 20 лет железнодорожной линии между портом Джибути и Аддис-Абебой. Осложнение политической обстановки перед второй мировой войной заставило Францию заняться укреплением владений в такой стратегически важной точке, как выход из Красного м. в Аденский зал. Индийского океана. После захвата в 1936 г. Эфиопии фашистской Италией и ее дальнейших претензий на Французский Берег Сомали началась спешная переброска значительных военно-морских сил Франции на военную базу, созданную в Д. еще в 1926 г. В 1940-1942 гг. колония управлялась профашистским правительством Виши. С кон. 1942 г. находилась под контролем антифашистских сил движения «Сражающаяся Франция», с 1944 г.- правительства Французской республики.

http://pravenc.ru/text/171837.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010