Н. Корольков, старостой - проф. И. И. Малышевский. Церковный хор В. с. возглавил киевский регент Я. Калишевский. В мае 1914 г. при В. с. было основано благотворительное Свято-Владимирское братство, к-рое в годы первой мировой войны опекало раненых солдат. После установления в Киеве власти большевиков из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола; запрет на отопление привел к разрушению росписей. В 1929-1941 гг. в В. с. размещался Музей антирелигиозной пропаганды (филиал Всеукраинского музейного городка), нек-рое время находились архивы местных органов власти, книгохранилище педагогического ин-та. В период оккупации Киева нем. войсками осенью 1941 г. в В. с. возобновились богослужения, в 1944 г. он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946-1952 гг. в В. с. проводились масштабные реставрационные работы под рук. укр. искусствоведа Л. Калиниченко, собору были возвращены нек-рые ранее конфискованные предметы церковной утвари. В соборе хранятся мощи вмц. Варвары и митр. Киевского сщмч. Макария. С 1991 г. В. с. находится в ведении представителей раскольнической УПЦ (К), возглавляемой Филаретом (см. ст. Денисенко М. А.). Особенности художественного убранства Крещение кн. Владимира. Роспись Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Художник В.М. Васнецов Крещение кн. Владимира. Роспись Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Художник В.М. Васнецов В. с. определяла идея возрождения нац. традиций монументальной церковной живописи, актуальная во 2-й пол. XIX в. и обусловленная успехами археологического изучения, реставрацией, эстетическим осмыслением древнерус., в т. ч. киевских, памятников. В 1883 г. искусствовед и археолог проф. А. В. Прахов представил проект внутреннего оформления собора; строительный комитет отклонил его, поручив работу Николаеву. Однако проект Прахова и его руководство работами получили поддержку С.-Петербургского археологического об-ва и министра внутренних дел, бывш. обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого (мин-вом внутренних дел на украшение храма было выделено 200 тыс.

http://pravenc.ru/text/159092.html

С преобразованием крепостей в городах вместо деревянных храмов строились соборы, открывались монастыри. Крупнейшим центром Православия стал г. Уральск, в 1751 г. там был построен Михаило-Архангельский собор. В 1855 г. в г. Акмолинске (ныне Астана) возведен Константино-Еленинский собор. К сер. XIX в. Уральская обл. стала центром распространения старообрядчества, но в 50-х гг. XIX в. большинство старообрядческих храмов и скитов перешли в единоверие. В это время в Юж. К. (Семиречье) возросло число рус. переселенцев из Зап. Сибири в связи с основанием в 1854 г. укрепления Верное. Первые в Семиречье правосл. приходы были открыты в станицах Копальская (в 1850) и Сергиопольская (в 1853). В 50-60-х гг. XIX в. в станицах и укреплениях на территории Юж. К. были открыты еще более 20 церквей. В 1871 г. учреждена Туркестанская епархия с центром в г. Верном. В 1908 г. в Самарской епархии было образовано Уральское вик-ство, в конце синодальной эпохи у него был статус полусамостоятельного единоверческого. Также до 1917 г. существовали Семипалатинское (с 1911), Акмолинское (с 1913), Петропавловское (с 1914) вик-ства в составе Омской епархии и Кустанайское (с 1914) вик-ство в составе Оренбургской епархии. Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Синоду о необходимости миссионерства среди казахов, к-рых до нач. XX в. называли киргизами. В 1881 г. Синод позволил образовать Киргизскую миссию как часть Алтайской, миссионером был назначен свящ. Филарет Синьковский (впосл. принял монашество с именем Владимир, в 1891 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии). Киргизская миссия была основана в 1881 г. в юрисдикции Томской епархии с непосредственным подчинением начальнику Алтайской миссии, имела свой центральный стан в г. Усть-Каменогорск, а с 1883 г.- в г. Семипалатинск. С 1895 г. миссия отделилась от Алтайской и перешла в ведение Омской епархии, распространив свою деятельность на ряд районов Семипалатинской и Акмолинской областей. С 1896 г. параллельно существовала Киргизская миссия Оренбургской епархии, охватывавшая Тургайскую обл., с центром в Актюбинске. Сотрудники миссии вели научную работу, переводили религ. лит-ру, занимались просветительской и благотворительной деятельностью. Часть коренного населения была обращена сотрудниками миссии в Православие. Миссия упразднена в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ Евфимиевич Ершов (12.02. 1867 (по др. данным, 12.02.1866), г. Красноуфимск Пермской губ.- 2.09.1918, там же), сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии), свящ. Из купеческой старообрядческой семьи. В 1881 г. окончил 2-классное городское уч-ще и начал заниматься торговым делом. Был начетчиком в старообрядческой федосеевской общине. Серьезные духовные искания привели его к убеждению, что апостольское учение сохраняется в чистоте в правосл. Церкви. В 1894 г., в праздник Сретения Господня, Л. присоединился к РПЦ через таинство Миропомазания. В 1896 г. он был рукоположен во иерея и назначен на служение в Троицкий собор Красноуфимска. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей Л. являлся противораскольническим миссионером в Красноуфимском и Кунгурском уездах, в 1904 г. был назначен на должность епархиального миссионера. В 1914 г. его избрали почетным членом Пермского епархиального братства во имя свт. Стефана и святых его преемников Герасима, Питирима и Ионы. Одновременно Л. 10 лет являлся заведующим церковноприходской школой Красноуфимска. Также он преподавал Закон Божий в красноуфимском Кирилло-Мефодиевском уч-ще и в уч-щах 2 соседних сел. В 1910-1914 гг. был законоучителем в 2-классном жен. уч-ще Красноуфимска. В 1911 г. назначен членом Красноуфимского уездного отд-ния епархиального училищного совета. В 1910-1913 гг. Л. дважды избирался кандидатом в депутаты на епархиальные училищные съезды. Избирался духовенством Пермской епархии на должность духовника: в 1904 г. 1-го благочиннического округа, в 1910 г.- благочиннического округа Красноуфимска. В том же году Л. был утвержден членом ревизионной комиссии, а спустя 3 года стал депутатом епархиальных съездов духовенства. Кроме того, в 1910-1916 гг. он был членом благочиннического совета. Л. был награжден набедренником, фиолетовой скуфьей и камилавкой.

http://pravenc.ru/text/2463235.html

Александр последовательно прошел все ступени церковного образования: в 1881 г. он окончил Кирилловское духовное училище, в 1887 г. – Новгородскую духовную семинарию; в 1887–1891 гг. 5 учился в Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании которой получил степень кандидата богословия. Затем на год (16 августа 1891 – 15 августа 1892) он был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1892–1893 гг. начинающий ученый преподавал Закон Божий в двух городских училищах в С.-Петербурге. С 8 апреля 1893 г. Бриллиантов исполнял послушание преподавателя истории и обличения русского раскола в Тульской духовной семинарии и одновременно с 15 марта 1896 – и. о. миссионера Тульской епархии. Без отрыва от своих обязанностей Александр Иванович написал и защитил магистерскую диссертацию Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены: 13 июля 1898 он был утвержден в степени магистра богословия. В 1900 году ученый окончательно перебирается в столицу 6 , будучи принят на должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии (с 18 мая 1900) 7 . В том же году он начинает трудиться как делопроизводитель Комиссии Синода по старокатолическому и англиканскому вопросам. В память о своем наставнике и товарище В.В. Болотове (1854–1900) Бриллиантов издает очерк К характеристике ученой деятельности проф. В.В. Болотова , как церковного историка (СПб., 1901) 8 . В 1901–1903 гг. Александр Иванович принимает участие в знаменитых Религиозно-философских собраниях. 22 декабря 1903 он становится экстраординарным профессором, а через некоторое время получает чин статского советника (по крайней мере, таковым он уже был в 1907 году 9 ). Начиная с 1906 и по 1917 год, А.И. Бриллиантов ведет активную научную деятельность, много публикуется в журнале «Христианское чтение». 29 сентября 1914 г. он утверждается в звании ординарного профессора кафедры истории древней церкви Санкт-Петербургской духовной академии, а 24 июля 1914 г. ему – по совокупности трудов – присваивается степень доктора церковной истории. В 1916 г. литографическим способом студенты издают курс его лекций по церковной истории, читанных в 1915–1916 у. г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Настоятель храма отец Александр. Церковная деятельность Императора Николая II была весьма широкой и охватывала все стороны церковной жизни. В Его царствование Россия продолжала украшаться обителями и церквами. С 1894 – 1912 гг. было открыто 211 новых мужских и женских монастырей и 7546 новых церквей, не считая большого числа новых часовен и молитвенных домов… В книге «Император Николай II как человек сильной воли» церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908–1986 гг.) отмечает: «Среди огромных заслуг Императора Николая II-ro в самых различных областях государственной жизни, видное место занимают Его исключительные заслуги в церковной деятельности… С 1896 года по 1916 год, т. е. за двадцать лет царствования Императора Николая II, Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств… Первым был прославлен в 1896 г. святитель Феодосий Углицкий. В 1897 г. было установлено местное празднование свмуч. Исидора и с ним 72 мучеников в г. Юрьеве Ливонском, латинянами утопленных (1472 г.), а в начале XX века – празднование преп. Иова Почаевского .1903 год ознаменовался великими церковными торжествами по случаю прославления преп. Серафима Саровского Чудотворца… 12 июня 1909 г. состоялось восстановление празднества св. Княгини Анны Кашинской (супруги св. Вел. Кн. Михаила Ярославича Тверского, замученного в Орде 22 ноября 1318 года, правнука Всеволода Большого Гнезда)… Обретение мощей св. Княгини Анны Кашинской произошло 28 июля 1649 года. 12 июня 1650 г. мощи святой были перенесены, в присутствии Царя Алексея Михайловича, в Кашинский Вознесенский собор. Однако, по почину Патриарха Иоакима, третьего преемника Патриарха Никона , Соборы 1677 и 1678 гг. постановили «празднования Ей не творити»… Через 260 лет, в царствование Императора Николая II, торжество восстановления празднования св. Анны Кашинской происходило в г. Кашине в православном Успенском соборе по единоверческому чину … 4 сентября 1911 г., в присутствии Вел. Кн. Елисаветы Феодоровны и Вел. Кн. Константина Константиновича, совершено было прославление мощей святителя Иоасафа Белгородского … В 1911 г. было восстановлено церковное почитание преп. Евфросина Синозерского. Это был в царствование Императора Николая II второй случай – после св. Кн. Анны Кашинской – вторичного прославления святого, ошибочно исключенного из сонма Русских Святых во время реформ, предпринятых Патриархом Никоном в XVII веке… 17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея России… 28 июля 1914 г. состоялось прославление мощей святителя Питирима, Епископа Тамбовского. Во время Великой Войны, 10 июня 1916 года, Митрополит Макарий Московский совершил прославление мощей святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сер. XIX в. близ Покровской ц. собралась иноческая община под рук. М. Т. Зелениной (впосл. мон. Мария), матери настоятеля верхотурского Николаевского мон-ря архим. Григория. В 1853 г. недалеко от Покровского храма Зеленина купила для сестер усадьбу с постройками, в к-рой по благословению Пермского еп. Неофита (Соснина) была устроена богадельня. В 1889 г. указом Екатеринбургского еп. Поликарпа (Розанова) смотрительницей «богодельного женского общежития» была назначена послушница А. Панова, учрежден совет богадельни, 15 нояб. утвержден ее устав. Архим. Григорий (Зеленин) сделал крупные пожертвования в обитель. Указом Синода 8 дек. 1895 г. богадельня была обращена в общину «с наименованием оной Покровскою и с таким числом сестер, какое община может по своим средствам содержать», Панова приняла монашеский постриг с именем Агния и была назначена начальницей общины. 27 марта 1896 г. община была открыта, в это время в ней состояли 25 чел., к 1902 г.- 130 чел. Насельницы мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Насельницы мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1896 г. община имела 6 деревянных келейных и хозяйственных корпусов, в 1902-1903 гг. был построен 2-этажный каменный корпус, в 1902 г. общине был выделен из гос. владений участок земли в 100 дес. у р. Чёрной. 12 сент. 1898 г. в обители заложили каменную церковь, освященную 11 сент. 1902 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ново-Покровская). В 1905 г. на средства обители на железнодорожной ст. Верхотурье была построена деревянная часовня во имя свт. Алексия Московского в ознаменование рождения цесаревича св. Алексия Николаевича . 5 февр. 1907 г. указом Святейшего Синода община была обращена в общежительный мон-рь, открытие к-рого состоялось 26 апр. К кон. 1907 г. в В. м. жила 151 монахиня, к кон. 1913 г.- 194 сестры. Насельницы занимались вышивкой, иконописанием, шитьем церковных облачений, детской одежды, ковроткачеством, чеботарством, изготовлением мебели, переплетом книг, лужением, серебрением и позолотой. Однако доходы были незначительны, и насельницы в полевой сезон нанимались к крестьянам на работы. В 1909 г. при В. м. открылся приют для девочек, в к-ром в 1913 г. жили ок. 20 чел., в 1911-1912 гг. начала работу одноклассная церковноприходская школа. В 1914 г. В. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна .

http://pravenc.ru/text/158214.html

Ермоген (Голубев) , освящена церковь во имя сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. На кладбище отдельно от монастырского комплекса находится деревянная церковь во имя вмч. Георгия Победоносца (сер. XVIII в.). В плане однонефная церковь перекрыта высокой 2-скатной кровлей с граненой апсидой с востока и барочным куполом над щипцом зап. фасада. Ее алтарный образ «Чудо св. Георгия о змие» (худож. Никодим Прочицкий, 1751) хранится в Музее древнебелорусской культуры Национальной АН Беларуси. Богослужения в Георгиевской ц. совершает по субботам братия Ж. м. XX - нач. XXI в. В 1901 г. Ж. м. вошел в состав учрежденной в 1899 г. Гродненской и Брестской епархии. В нач. ХХ в. в Ж. м. подвизался сщмч. Александр (Петровский ; впосл. архиепископ Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывш. еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв) . В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского ДУ был П. Ф. Полянский (впосл. сщмч. Петр , митр. Крутицкий). Выпускник уч-ща сщмч. диак. Иосиф Сченснович в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово. В связи с приближением русско-герм. фронта в 1915 г. Ж. м. и его святыни были эвакуированы в глубь России, а Жировицкая икона была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в Ж. м. насельник иером. Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период нем. оккупации 1915-1918 гг. здания мон-ря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. мон-рей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах. Братский корпус. 1953 - 1956 гг. Фотография. 2008 г. Братский корпус. 1953 - 1956 гг. Фотография. 2008 г. После заключения советско-польского Рижского мирного договора с марта 1921 г. Ж. м. находился в составе Польши. Реквизированные польскими властями нек-рые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе. Указом Патриарха и Свящ. Синода от 28 сент. 1921 г. правосл. Церкви в Польше предоставлялась широкая автономия.

http://pravenc.ru/text/182311.html

В монг. отделе изучались аналогичные дисциплины в отношении ламайства, монг. языка с бурят. наречием, а также калм. язык. Первоначально курсы размещались в здании академии, где и проживали курсисты. Однако результаты деятельности курсов были признаны малоэффективными из-за небольшого практического применения полученных курсистами знаний. 23 июня 1896 г. Синод одобрил новый устав курсов, к-рый был введен в действие с нач. 1898/99 уч. г. Курсы превращались в самостоятельное учебное заведение, целью к-рого было «доставлять научно-практическую подготовку для деятелей против магометанства и язычества» (Устав, штаты и положение о правах. 1907. С. 3). Курсы были размещены в казанском Преображенском монастыре, наместник к-рого стал наблюдателем (директором) курсов. Ректор КазДА стал председателем педагогического совета курсов, академия осуществляла педагогический надзор. Помимо татарского и монг. отд-ний с 1903 г. было открыто чувашское. Значительное количество слушателей являлись т. н. инородцами. Обучение было ориентировано на систему Ильминского. Но больше половины слушателей были русскими, и лишь немногие из них до поступления на курсы в той или иной мере владели «инородческими языками». Изучение кадрового состава духовенства показывает, что мн. выпускники стали священниками в обычных рус. приходах. Казанские миссионерские курсы долгое время были единственным учебным заведением, позволявшим тем, кто не принадлежали к духовному сословию, за сравнительно короткое время получить духовное образование и право стать священниками. В 1906 г. открылись Московские миссионерские курсы, др. подобных учебных заведений в России не было. Больше половины занимавшихся на курсах окончили учительские ин-ты и семинарии. За 1889-1914 гг. курсы выпустили 481 чел., из них 288 окончили татар. отд-ние, 118 - монгольское и 75 чел.- чувашское. Почти все стали священниками в епархиях Поволжья, Урала, Сибири или преподавателями народных школ. Вместе с Казанской учительской (инородческой) семинарией курсы заложили основы формирования инородческой интеллигенции. Наблюдателями курсов были: в 1898-1899 гг.- архим. Палладий (Добронравов) , в 1899-1907 гг.- Андрей (Ухтомский) , чья роль в становлении курсов и открытии в Казанской епархии новых миссионерских монастырей была особенно значительна, в 1907-1911 гг.- Варсонофий (Лебедев), в 1911-1912 гг.- сщмч. Гурий (Степанов), 1912-1917 гг.- сщмч. Иоасаф (Удалов). Среди выпускников курсов - сщмч. еп. Герман (Коккель) , Дамаскин (Цедрик) , прот. Александр Миропольский, а также еп. Никон (Дегтяренко) , архиеп. Аполлинарий (Кошевой) (РПЦЗ), кряшенский драматург и общественный деятель свящ. Давид Григорьевич Григорьев и др. Женские богословские курсы

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Иосифович Троицкий (1.10.1870, с. Громок Тамбовского у. Тамбовской губ.- 28.09.1921, Краснодар), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священнослужителя. По окончании Ставропольской ДС 22 июля 1892 г. определен псаломщиком к Введенской ц. в ст-це Пашковской Кубанской обл. С 1894 по 1896 г. учитель в церковной школе в ст-це Должанской той же области. 20 авг. 1895 г. рукоположен во диакона, 22 июля 1896 г.- во иерея к Покровской ц. с. Сандата Ставропольской губ. Также занимал должности зав. и законоучителя церковных школ этого села, а с 1897 г.- противосектантского и противобуддийского (1898-1901) миссионера в 4-м благочинническом округе Ставропольской губ. С 28 авг. 1903 г. священник Михаило-Архангельской ц. с. Александровское Ставропольской губ., одновременно занимал должности законоучителя министерских уч-щ, члена и делопроизводителя Александровского отд-ния Ставропольского епархиального училищного совета. 19 апр. 1904 г. вновь переведен в Кубанскую обл. священником в Троицкую ц. в ст-це Должанской, служил там законоучителем местного министерского уч-ща для иногородних, зав. и законоучителем муж. и жен. церковных школ (до 1909). С 1906 г. занимал должность духовного следователя в 5-м благочинническом округе Кубанской обл. В 1911-1913 гг. был депутатом от белого духовенства на окружных и епархиальных съездах. 30 мая 1913 г. переведен священником в Вознесенскую ц. в ст-це Пашковской. Служил там в должностях зав. церковной школой (до 1914), законоучителя 3-го 2-классного муж. и одноклассного жен. уч-щ; одновременно состоял участковым попечителем Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости и членом ревизионного комитета Екатеринодарского епархиального жен. уч-ща. Награжден медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского об-ва Красного Креста во время русско-япон. войны 1904-1905 гг.

http://pravenc.ru/text/166583.html

Академическое служение И. Н. Королькова складывалось вполне успешно, преподавательскую деятельность он совмещал с административной: 12 лет (18831895 гг.) он был инспектором КДА, что оказалось самым долгим сроком инспекторского служения в истории академии. Эти годы были очень сложными для духовной школы, и в первую очередь это выражалось в поведении студентов, так что в инспекторской деятельности приходилось сопрягать строгость и бескомпромиссность с мягкостью и деликатностью. В 1877 г. И. Н. Корольков стал экстраординарным профессором. Кроме профессорских и инспекторских обязанностей, он в течение 10 лет нес обязанности делопроизводителя редакции «Трудов Киевской духовной академии» (18741883) 2 . Кроме того, в это время было возобновлено издание при академии «Воскресного чтения» и «Киевских епархиальных ведомостей», и организация внутреннего делопроизводства, подписка и рассылка этих журналов также падала на И. Н. Королькова. В 1895 г. И. Н. Корольков пришел к решению принять священный сан, и митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) 23 июля того же года рукоположил 50летнего профессора во иерея и определил к киевской Андреевской церкви. Но менее чем через год, 25 июня 1896 г. о. Иоанн был назначен настоятелем только что завершенного в строительстве и оформлении Свято Владимирского собора – освящение его состоялось 20 августа 1896 г. в присутствии императорской семьи. Еще до освящения, 15 июля, о. Иоанн был удостоен сана протоиерея. От обязанностей инспектора о. Иоанн был освобожден, но их заменило множество епархиальных послушаний: членство в ревизионных и строительных комитетах, в епархиальном училищном совете, руководство Киевским духовноцензурным комитетом. В 1914 г. он организовал при своем соборе Свято Владимирское братство, которое сам же возглавил. Кроме того, протоиерей Иоанн был действительным или почетным членом многочисленных обществ, братств, комиссий. Особого внимания заслуживает его участие в Киевском религиозно просветительном обществе, объединившем церковные интеллектуальные силы Киева, профессоров и выпускников академии – в 19021905 гг. о. Иоанн исполнял должность председателя этого общества. Многочисленные награды свидетельствовали о признании плодотворности церковной деятельности протоиерея Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010