В дер. Кузнецы Буньковской вол. была устроена больница, действующая и в наст. время. На поддержку рабочих и служащих Богородско-Глуховской мануфактуры в 1896 г. Арсений Иванович Морозов выделил более 40 тыс. р. Он приглашал в Богородск известных архитекторов - А. В. Кузнецова, Бондаренко. Благодаря усилиям А. И. Морозова в Богородске появились мужское и женское уч-ща, после 1905 г. в городе и предместьях было построено 4 старообрядческих храма, в Богородском у.- ок. 15 храмов (сохр. 2, один в полуразрушенном состоянии). С 80-х гг. XIX в. М. уделяли много внимания благотворительности в области образования и медицины. Члены семьи М.- студенты, преподаватели, благотворители были тесно связаны с жизнью Московского ун-та. Период 80-х гг. XIX в.- 10-х гг. XX в. был отмечен поразительной по размаху и систематичности благотворительностью М. в Московском ун-те. В 1886 г. поступило 2 пожертвования (1200 и 3750 рублей) на нужды студентов от М. и их близких. В 1891 г. Варвара Алексеевна Морозова передала 5 тыс. р. на учреждение из процентов с капитала стипендии им. кн. В. А. Долгорукова для студентов без различия фак-тов. В 1906 г. Московское об-во старообрядцев, приемлющих священство (по Рогожскому кладбищу), внесло капитал в 6 тыс. р. на учреждение стипендии им. гр. С. Ю. Витте для студентов старообрядческого вероисповедания без различия фак-тов. В 1911 г. по завещанию Марии Федоровны Морозовой в ун-т поступил капитал в 30 тыс. р. для выплаты 4 стипендий бедным студентам рус. происхождения и православного исповедания. В 1914 г. Петр Арсеньевич Морозов передал 5 тыс. р. на учреждение стипендии для студентов-медиков без различия религии и национальности, избравших своей специальностью психиатрию. Почетным членом Об-ва пособия нуждающимся студентам Московского ун-та являлся Савва Тимофеевич Морозов, один из основателей Московского Художественного театра. В 1882 г. В. А. Хлудов и его сестра В. А. Морозова на собственные средства в размере 15 тыс. р. построили на земле университетского Ботанического сада 2-этажный каменный дом для большого университетского гербария.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

4 Рау Федор Андреевич (1868–1957) – дефектолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). В 1896 г. открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899–1928 гг. директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (в дальнейшем – Московский институт глухонемых). В 1925–1948 гг. зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии 2-го МГУ (с 1930 г. МГПИ им. В.И. Ленина). Организатор съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи в России. 5 «Училище третьего разряда лля обучения глухонемых детей обоего пола в г. Саратове домашнего учителя Амбарцума Егоровича Амбарцумова» с пансионом для мальчиков было открыто 27 января 1992 г. с целью «дать глухонемым воспитанникам религиозно-нравственное воспитание и умственное развитие и сделать их людьми, полезными для семьи и общества». Преподавание велось на двух языках – на русском и на немецком. Училище располагалось в собственном доме А.Е. Амбарцумова на Крапивной улице и просуществовало несколько лет (Государственный архив Саратовской области. Фонд 3. Опись 1. Дело 1998). 6 В настоящее время в этом здании (ул. Донская, 37) Дом научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ). 7 Из семейных архивов известно более точное имя дедушки монахини Георгии – Генрих. Он родился 6 февраля 1826 г. в Сарепте и женился на Эм. Лангердфельд. Его родителями были Георг Фридрих (1771–1851) и Евг. Нейвилер, дедушкой – Иоганн Фридрих Кноблох, который родился в 1745 г. в Пфальце (Рейнская область), женился на Игральман и в 1762 г. переселился в Россию. 8 Вскоре после кончины монахини Георгии внуку Аршака Амбарцумовича Амбарцумова – Андрею Евгеньевичу удалось выяснить дальнейшую судьбу Амбарцума Амбарцумова. До 1914 г. он проживал в Харькове, был в гражданском браке с Цецилией Георгиевной Анакер, немкой по происхождению, имевшей сына. В связи с возникшими после начала Первой мировой войны антинемецкими настроениями они переехали в Иркутск, где прожили предположительно до 1921 г. С остатками колчаковских войск Амбарцум Амбарцумович с семьей переехал в Китай, в Харбин, где, однако, ему не удалось осесть на продолжительное время из-за трудностей с работой. В скором времени все трое переехали в Тяньцзинь, где поселились в немецком сеттльменте. Здесь Амбарцум Амбарцумович служил в одном из немецких банков и, возможно, даже получил немецкое гражданство. Семья занимала большую трехэтажную квартиру, превращенную Цецилией Георгиевной в семейный пансион. Предположительно в 1933 г. Амбарцум Амбарцумович и Цецилия Георгиевна расстались. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

В 70-80-х гг. XIX в. Великобритания вслед за Пераком захватила Селангор и Негери-Сембилан - 2 основных оловодобывающих района Малайи, а также Паханг. В 1896 г. брит. колониальная администрация объединила эти 4 малайских княжества в Федерацию малайских гос-в (ФМГ), во главе которой стоял брит. генеральный резидент. В 1909 г. Великобритания вынудила Сиам подписать договор о передаче ей находившихся под сиамским господством султанатов Сев. Малайи - Келантана, Тренгану, Кедаха и Перлиса. Последним в 1914 г. был подчинен Джохор на юге полуострова. Т. о., в нач. XX в. на территории Малайи сложились 3 системы колониального управления: колония Стрейтс-Сетлментс (Сингапур, Малакка, Пинанг), федерированные (Негери-Сембилан, Перак, Паханг, Селангор) и нефедерированные (Джохор, Кедах, Келантан, Перлис, Тренгану) малайские княжества. Все эти владения составили в совокупности колонию Британская Малайя, основанную в 1909 г. Колония Стрейтс-Сетлментс управлялась губернатором, к-рый одновременно был верховным комиссаром ФМГ. Нефедерированные княжества подчинялись непосредственно брит. губернатору, хотя формально их возглавляли местные султаны. В нач. XX в. в условиях нарастания национально-освободительного движения в Азии в кит. и инд. среде М. возникли первые демократические политические орг-ции. В 20-х гг. XX в. кит. рабочие объединялись в марксистские кружки и профсоюзы, в 1930 г. образовалась Коммунистическая партия Малайи (КПМ), состоявшая гл. обр. из китайцев. В период между первой и второй мировыми войнами сложилась совр. социально-этническая структура общества Малайи. В 1941 г. в Малайе проживало 2379 тыс. китайцев (44% всего населения), 744 тыс. индийцев (14%) и 2278 тыс. малайцев (42%). Малайцы занимались земледелием и жили преимущественно в деревне, а их знать составляла низшие и средние слои бюрократии. Из числа малайцев формировались также полиция и туземные войска. Основная масса китайцев жила в экономически развитых районах запада и юга Малаккского п-ова, в основном они занимались коммерцией, торговлей, работали на промышленных предприятиях, в школах, больницах, юридических учреждениях.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Гастуэ. Фотография. ХХ в. [франц. Gastoué] Амеде Анри Гюстав Ноэль (19.03.1873, Париж - 1.06.1943, Кламар), франц. музыковед. Обучался в Парижской консерватории, а затем в «Schola cantorum» (Париж) игре на фортепиано (педагог А. Деландр) и органе (А. Гийман), гармонии (А. Лавиньяк) и композиции (А. Маньяр). Под влиянием аббата Жозефа Потье, стоявшего у истоков возрождения григорианского пения, заинтересовался этой и др. средневек. певч. традициями. С 1896 по 1905 г. был главным редактором «Revue du chant grégorien», первого франц. периодического издания, посвященного церковному пению. С 1898 г. Г. читал лекции по церковному пению в «Schola cantorum», в 1899-1900 гг. был руководителем хора в ее авиньонском филиале. Параллельно Г. начал заниматься архивными разысканиями в различных библиотечных собраниях. По просьбе В. д " Энди, одного из основателей и директора «Schola cantorum», в 1900 г. Г. возвратился в Париж и стал читать лекции и публиковать статьи по церковному пению и по более поздним средневек. муз. жанрам. Более 20 лет был секретарем издававшегося «Schola cantorum» ж. «Tribune de Saint-Gervais». В 1905 г. папа Пий X назначил его консультантом комиссии по работе над новым ватиканским изданием литургических певч. книг под началом Потье. Его кн. «Истоки римского церковного пения» (Les origines du chant romain: L " antiphonaire grégorien. P., 1907) была удостоена премии Академии надписей и изящной словесности. В 1908 г. Г. был посвящен в рыцари ордена св. Григория. С 1911 г. лектор Католического ин-та и преемник Потье на посту профессора в Малом коллеже св. Станислава. Кроме того, он преподавал в лицее Монтеня (1904-1914) и в Школе высших социальных наук, директором муз. отд-ния к-рой был Р. Роллан. В 1934-1937 гг. и с 1939 г. президент Французского об-ва музыковедения. Удостоен учрежденной Католическим ин-том премии Бернье (1935) и ордена Почетного легиона (1938). Г. написал неск. практических пособий по григорианскому пению, а также ряд исследований, посвященных связям между этой и более ранними (евр., сир., визант., амвросианской) певч. традициями. Он одним из первых писал о вост., а не эллинистическом происхождении григорианского пения. Из работ Г. по визант. музыке научную ценность сохраняют исследования конкретных рукописей. Помимо церковных песнопений Г. издавал средневек., ренессансную и барочную музыку др. жанров. Он также является автором многочисленных хоровых церковных сочинений, оперы «Жанна д " Арк» и оратории «Мистерии Розария» (на собственный текст).

http://pravenc.ru/text/161726.html

В 90-х гг. XIX в. вышел ряд исследований, связанных с историей христианства в Центр. Азии в домонг. и монг. эпоху («Мусульманские известия о Чингизидах-христианах», 1892; «Еще о христианстве в Средней Азии», 1896). К этой тематике Б. возвращался в 1914 г. («К вопросу о Чингизидах-христианах»). В 10-х гг. ХХ в. Б. рассматривал проблемы исторической роли христ. Востока, межконфессиональных культурных влияний в ср. века в обзорных работах «Турция, ислам и христианство» (1915), «Культура мусульманства» (глава «Христианский Восток и его значение для ислама», 1918). В этих и др. сочинениях Б. касался тем христ. влияния на Мухаммада , роли и места христиан в сасанидском Иране, отношения к христианству малоазийских суфиев и ранних османов и др. Ряд работ Б. посвящен контактам христ. Запада и мусульм. Востока («Карл Великий и Харун ар-Рашид» (1912), «К вопросу о франко-мусульманских отношениях» (1915) и др.). В трудах «Ислам» (1918), «Мусульманский мир» (1922) и др. рассматривались проблемы сущности ислама, преемственности в восприятии различными народами мусульм. культуры. В исследованиях о раннем периоде ислама («К вопросу о сабиях», 1917; «Мусейлима», 1925; «Коран и море», 1925), а также в статьях, опубликованных в «Энциклопедии ислама», Б. показал себя мастером научной аргументации и толкования текстов вост. авторов. Следуя традиции рус. историков-востоковедов, Б. занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах», написана в 1918, опубл. в 1940). Б. уделял большое внимание истории востоковедения («История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 19252), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905» (СПб., 1909)), регулярно публиковал статьи по вопросам взаимоотношений средневек. Востока и Запада в сб. «Христианский Восток». Б. вел большую педагогическую работу, состоял членом комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на лат., участвовал в организации Среднеазиатского гос. ун-та, в создании востоковедческих б-к и собирании вост. рукописей. Выступал с докладами на международных конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Мн. его монографии переведены на иностранные языки (англ., нем., тур. и др.).

http://pravenc.ru/text/77634.html

Азию: было открыто движение по линиям Челябинск - Омск - Новониколаевск (1896) и Обь (Новониколаевск) - Красноярск (1898), Барабинск - Каинск (рабочее движение с 1905, принята в эксплуатацию в 1917), Новониколаевск - Семипалатинск (ныне Семей; 1915), Юрга - Топки - Проектная (1916), Татарская - Славгород (1917). Развитие железнодорожного транспорта и одновременно Обского пароходства способствовало превращению региона в важный транспортный узел и формированию здесь перерабатывающей промышленности (маслоделие, мукомольная и крупчатая, винокурение, пимокатная и др.), что существенно повысило товарность сельского хозяйства. Валовой среднегодовой сбор зерновых в Томской губ. в 1914-1917 гг. по сравнению с 60-ми гг. XIX в. вырос почти в 5 раз, в основном за счет расширения посевных площадей, к-рые лишь за 5 лет (1908-1912) увеличились почти на 1 млн дес. В нач. XX в. обеспеченность крестьянских хозяйств сельскохозяйственными орудиями была выше, чем в Европ. России; по уровню развития животноводства регион также обгонял Европ. Россию. В годы первой мировой войны Новониколаевск превратился в крупнейший за Уралом центр подготовки войск для фронта. В городе были построены мыловаренный завод, скотобойня с холодильником, строились заводы по производству мясных консервов на 15 млн коробок, кожевенный завод. Помимо перевозки войск из Сибири в Европ. Россию по железной дороге ежесуточно вывозилось 750 вагонов с грузами. В июле 1917 г. Новониколаевск стал центром уезда в составе Томской губ. Советская власть на территории Томской губ. установлена в дек. 1917 - марте 1918 г. В июле-авг. 1918 г. Томская губ. перешла под контроль белых войск, в дек. 1919 - янв. 1920 г. занята частями РККА. Новониколаевск в дек. 1919 - марте 1920 г. был временным центром Томской губ. Постановлением ВЦИК РСФСР от 13 июня 1921 г. из части территорий Томской и Алтайской губерний образована Новониколаевская губ. с центром в Новониколаевске. Она делилась на уезды: Каинский, Каменский (центр - г. Камень-на-Оби), Каргатский, Новониколаевский, Черепановский.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

В ряде регионов Польши создавались церковноприходские братства, содействовавшие созданию церковных хоров и организации их концертов: в 1877 г.- Свято-Николаевское братство в г. Замостье, в 1879 г.- Свято-Богородицкое братство в г. Холм (Там же. 1913. 4. С. 67). В Риге Об-во любителей православного церковного пения открылось 3 нояб. 1891 г. (см.: Арсений (Брянцев). 1908. С. 143-144). Вятское церковнопевческое благотворительное об-во существовало в 1910-1917 гг. Его видным деятелем был свящ. А. А. Игнатьев (впосл. протоиерей), автор трудов по истории и теории церковного пения, регент и учитель пения ( Брандобовская. 2005). Об-во организовывало концерты духовной музыки. С целью расширения влияния на всю губернию в 1915 г. по инициативе прот. А. Игнатьева правлением об-ва было проведено анкетирование вятских хоров и в 1916 г. был издан очерк «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии», содержащий обзор деятельности многих хоровых коллективов. В 1916 и 1917 гг. были организованы церковнопевческие курсы, в работе которых участвовал Никольский. Большим подспорьем в работе об-ва стала переданная ему церковнопевч. б-ка Вятского губ. комитета Попечительства о народной трезвости, собранная А. Н. Карасёвым для певч. курсов в 1904 г. Об-во ходатайствовало перед Синодом об учреждении должности инструктора по церковному пению для Вятской епархии. В деятельности Об-ва участвовали вятские губернаторы и вице-губернаторы, архиереи, крупные промышленники, ученые (Там же. С. 13). Пермский губ. комитет попечительства о народной трезвости проводил курсы певч. грамоты и хорового духовного и светского пения на протяжении более 25 лет. С 1896 г. организатором и наиболее активным деятелем этих курсов был А. Д. Городцов (РМГ. 1909. 18/19. Стб. 488). Курсы, на которых занималось до 80 чел., получавших пособие по 15 р. в месяц, длились ок. месяца (Там же. 1903. 21/22. Стб. 554-555). В 1907 г. Городцов выступил инициатором создания Пермского певч. об-ва и стал его председателем. Попечительство о народной трезвости также выделяло 10 тыс. р. на пособия сельским хорам, нотные издания для них высылал губ. комитет (ХРД. 1913. 4. С. 63-64; РМГ. 1914. 20/21. Стб. 513).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (10.08.1859, С.-Петербург - 15.01.1936, Ленинград), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон. Из дворян, владельцев Кыштымских горнопромышленных заводов на Урале, племянник писателя и лит. критика А. В. Дружинина. В 1879 г. поступил на физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. В том же году перешел на историко-филологический фак-т, к-рый окончил со степенью кандидата в 1883 г. Был учеником профессоров Е. Е. Замысловского и К. Н. Бестужева-Рюмина, входил в «Кружок русских историков», членами к-рого являлись С. Ф. Платонов , А. С. Лаппо-Данилевский, Н. Д. Чечулин, Е. Ф. Шмурло, М. А. Дьяконов, И. А. Шляпкин и др., заседания кружка часто проходили в доме родителей Д. После окончания курса Д. был оставлен при ун-те для приготовления к профессорскому званию. В 1889 г. получил степень магистра рус. истории за дис. «Раскол на Дону в конце XVII в.» (изд.: СПб., 1889), был избран приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. В 1886-1891 гг. служил внештатным сотрудником при Мин-ве внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. В дек. 1888 г. Д. был избран секретарем отд-ния рус. и слав. археологии имп. Русского археологического об-ва. В 1896 г. стал членом Археографической комиссии. В сент. 1897 г. был удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на работу А. В. Краснова «Зыряне и св. Стефан, епископ Пермский». С 1899 г. являлся секретарем имп. Археографического об-ва, заведовал его б-кой, с 1914 г. почетный член Археологического ин-та. Д. также состоял действительным и почетным членом КДА, Русского географического об-ва, Русского военно-исторического об-ва, Русского технического об-ва, Уральского об-ва любителей естествознания, Тверской губ. ученой комиссии, входил в Комитет попечительства о рус. иконописи. Через посредничество гр. С. Д. Шереметева Д. обращался к имп. св. Николаю II Александровичу , добиваясь сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества, ок. 1912 г. составил записку «Об охранении разрушающихся церковных памятников».

http://pravenc.ru/text/180490.html

бьет по родному лицу — описание эпизода с похвалой труду ремесленника и критикой техники, столь эффективно пережитого Николаем Вершининым, во многих выражениях почти дословно совпадает с формулировками одного из разделов «Дополнения к «Диалектике мифа»» (см.: Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М, 2001. С. 263—265). Близкий образ рисуется также при передаче светских разговоров, состоявшихся в фантастической избушке где–то в Сокольниках («Мне было 19 лет», гл. 6). 199 СССР — столп и утверждение мирового идеализма — аллюзия к названию известного трактата о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах» (М., 1914). 200 «Медленным шагом Рабочий народ» — цитата из популярного в революционных кругах сатирического стихотворения, впервые опубликовано в газете «Искра» (1901) за подписью «Нарцисс Тупорылов» (Л. Мартов, он же Ю. О. Цедербаум). 201 первый по размерам в мире Канал — приводимые далее характеристики объема строительства существенно расходятся с приведенными в заключительной главе книги «Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. История строительства 1931—1934 гг.», которая вышла из печати в январе 1934 года (шлюзов — 19, плотин — 15, дамб — 49, общая длина пути 227 км); указанное расхождение позволяет приблизительно датировать повесть началом 1934 года, так как автор скорее всего сверился бы с книгой, отметившей важную веху в его жизни. 202 «Душой Чтоб бытию причастным быть» — стихотворение Гёте «Одно и всё» (1821) в переводе Н. Н. Вильмонта; юбилейное собрание сочинений Гёте в 13 томах печаталось в СССР с 1932 года и открывалось томом «Лирика», куда входило и данное стихотворение. 203 Имеются в виду участники философской дискуссии (1925—1930), проходившей сугубо в рамках марксистских схем. Одну сторону — «диалектиков» — представляли Деборин А. М. (1881–1963) и Луппол И. К. (1896–1943), «механистов» — Варьяш А. И. (1885–1939). 204 «Деритесь за Канал, как черти!» — типичный образец служебной лагерной риторики или, говоря словами одного из советских литераторов, высказывания «в той манере патетической конкретности, которая присуща всем оперативным беломорстроевским приказам — этой мало изученной, но интересной литературе» (см.: Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. М., 1934. С. 396); приведем для примера еще один лозунг из того же источика: «Превратам зимний январь в жаркий, победный июнь!» (с. 420). 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

«...Отчаянный холод в мертвом заводе, пустые стены и бушующий ветер, врывающийся в разбитые стекла окон... Жизнь замерла... Доносятся тревожные крики чаек. И всем существом ощущаю ничтожество человека, его дел, его усилий...» 129 Расстрелян Флоренский под номером 190-м 8 декабря 1937. по приговору Особой Тройки Ленингр. области от 25 ноября, вероятно в Соловецком Кремле, а до этого он был (до мая 1937 г.) в т.н. Филипповой пустыни [ " Лит. газ». от 31.01.1990 г., с. 7]. Имя Флоренского, как одного из крупнейших религиозных философов в России, стало известным после публикации его сочинения «Столп и утверждение истины» в 1908–1914 гг. и ряда других работ. Построения Флоренского, включающие идеи Платона, понятия из филологии, психологии, фольклора, математики и даже оккультных наук, облеченные в одежду церковности и личного духовного опыта с упором на антиномизм мышления, учение о Софии и т.п., показались многим весьма сомнительными с точки зрения не только православной церковности, но и здравого смысла, и вызвали весьма много критических отзывов и статей (архиеп. Антоний, Н. Бердяев , М. Тареев , прот. В. Зеньковский и др.) 130 С другой стороны, ряд философов и богословов приветствовали появление трудов П. Флоренского как новый ценный вклад в сокровищницу мировой мысли (Н. С. Булгаков , Н. Зернов, Н. Лосский и др.). В Академии П. Флоренский создал и читал ряд оригинальных курсов по истории философии (античной), кантовской проблематике и философии культа. В 1913 г. он поддержал движение имяславцев. 3. Миряне Глаголев Сергей Сергеевич, профессор 9.10.1865–2.10.1937 Сын протоиерея из г. Крапивна, Тульской губ. Выпускник Академии 1889 г. и затем – преподаватель Вологодской ДС (1890–1892). Заслуженный (1917) ординарный (1902) профессор (1896) Академии по кафедре Основного богословия, (до 1910 г. именовавшейся кафедрой Введения в круг богословских наук), на которой он начал преподавать с 1892 года. Член Правления МДА с 1910 г. Доктор богословия (1901). Вице-президент Всемирного Конгресса религий в Париже (1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010