В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) «южный» храм. Реставрация «среднего» храма, при к-рой были уничтожены древние фрески визант. школы, была завершена к 1899 г. Бывш. кафедральный храм Аланских митрополитов («северный» храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты визант. фресок с греч. надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: «Святой Николай, покровитель Аспе»). Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, к 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях мон-ря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Мон-рю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от г. Карачаевска, близ аула Хумара и сел. Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI в. С 1887 г. братия мон-ря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, к-рый в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь. Почитаемыми святынями А.-А. З. м. были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в ц. Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины , принесенные с Афона иноками, основавшими мон-рь. После 1918 г. А.-А. З. м. и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывш. территория мон-ря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г.

http://pravenc.ru/text/64470.html

В связи с поздней постройкой, Соболинская церковь не вошла во многие уникальные историко-церковные проекты, такие как описание Вятской епархии 1912 г., материалы Русского провинциального некрополя, труды Вятской Учёной Архивной Комиссии и другие. А новым проектам было уже не суждено воплотиться в жизнь из-за революции 1917 г., которая отбросила научные и культурные изыскания на многие годы назад. В Кировском областном архиве представлен целый фонд конкретно по Серафимовской церкви в Соболях. В этот фонд входят ведомости о церкви, а также книги прихода и расхода церковных денежных сумм с 1915 по 1927 гг. Ф. 476 5 ед. хр., 1915–1927 гг., оп. 1 Одним из современных вопросов в истории церкви Соболей был вопрос – в честь кого она освящена, какое название носила? Ответ на этот вопрос нашёлся в послужных списках священников, служивших в Соболях. Одним из мест их служения указывается «Церковь преподобного Серафима Саровского села Богородское (Соболи)». Такое название Соболинской церкви приводится и в «Списке приходов Яранского уезда на 1915 г.». В 1903 г. Русская Православная Церковь торжественно прославила в лике святых великого русского подвижника старца Серафима Саровского, который уже при жизни своей почитался как святой. Поэтому у жителей Соболей и епархиального начальства не возникло сомнений в честь кого совершить освящение храма, строительство которого было начато вскоре после канонизации преподобного Серафима. Престол церкви в Соболях, освящённый в честь Серафима Саровского, – один из 4-х известных в Кировской области. В 1916 г. в Вятской епархии освящён ещё один храм в честь Серафима Саровского – в д. Малый Сернур Уржумского уезда. До нашего времени сохранился только Серафимовский собор в г.Кирове (1904 г.). До строительства собственного храма Соболи входили в приход Воскресенской церкви села Пижемское (Тужа). Починок Соболев (Соболи) при речке Хмелёвке упоминается в списках населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг. В это время здесь числится 16 дворов, 184 жителя - 87 мужчин и 97 женщин. В 1891 г. в Соболях проживало 404 человека. 54 семьи - представители семи фамильных родов. Среди них Малышевых – 26 семей, Федоровых – 11, Багаевых – 3, Коржавиных – 3. В среднем у всех было 17 десятин земли и 6 голов скота. Основным занятием было плотничество и извоз. По итогам переписи 1926 г. в Соболях насчитывается 83 хозяйства, среди них 79 крестьянских и 4 – прочих. Общее количество жителей 473, отмечается также 1 представитель национальных меньшинств. Мужчин – 206, женщин 267.

http://sobory.ru/article/?object=32824

В возрасте десяти лет Александр Бриллиантов поступил в находящееся при монастыре Кирилловское Духовное училище, после окончания которого с 1881 по 1887 г. учился в Новгородской Духовной семинарии. Свое обучение А. И. Бриллиантов завершил в 1891 г. в Санкт-Петербургской Духовной академии, оказавшись первым в списке выпускников и оставшись на два года при Академии профессорским стипендиатом по кафедре истории и разбора западных исповеданий. В 1892 и 1893 гг. он вел Закон Божий в училищах Санкт-Петербурга, с 1893 по 1900 г. преподавал в Тульской Духовной семинарии, в которой в те годы училось более 450-ти человек. Не ограничиваясь педагогической деятельностью, Александр Иванович продолжает работать над начатым еще в Академии исследованием «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». Защитив эту работу в качестве магистерской диссертации 13 июля 1898 г. в стенах СПбДА, Бриллиантов становится магистром богословия. Следующие этапы его карьеры: с 1900 г. – доцент, с 1903 г. – экстраординарный профессор сверх штата, с 1904 г. – штатный экстраординарный профессор, с 1914 г. – доктор церковной истории (honoris causa) и ординарный профессор по кафедре общей церковной истории, на которой он работал до закрытия Академии в 1918 г. А. И. Бриллиантов был председателем ревизионной комиссии библиотеки Академии с 1900по 1918 г., членом Комиссии Святейшего Синода по диалогу старокатоликов с англиканами, участником Поместного собора 1917–1918 гг. С 1906 по 1918 г. он занимался подготовкой к изданию «Лекций по истории древней Церкви» профессора СПбДА Василия Васильевича Болотова (1854–1900), выдающегося церковного историка, богослова, блестящего знатока многих древних и современных языков. В распоряжении А. И. Бриллиантова оказались лишь наброски В. В. Болотова и литографические издания его лекций. Заметим, что и «Лекции по истории древней Церкви» самого Александра Ивановича, предлагаемые ныне вниманию читателей, находились в похожем состоянии. Но об этом – после. «Лекции» же В. В. Болотова были изданы в четырех томах в 1907–1918 гг. Сам Василий Васильевич, считая своей задачей публиковать лишь нечто совершенно новое в науке, не предназначал к печати текст своих лекций, содержащих повторение того, что было исследовано ранее другими учеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

При учреждении общины Дубовское посадское об-во пожертвовало 1271 дес. земли, мещанин М. Ф. Посохин - кирпичный завод, расположенный на 10 дес. земли. От прот. Покровского перешло обители ок. 5 дес. сада. В 1891 г. дубовский купец Д. К. Шестаков пожертвовал 938 дес. пахотной и луговой земли. В 1904 г. потомственной почетной гражданкой Ю. Д. Репниковой пожертвован сад на 10 дес. в Дубовке. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 хутора: близ с. Песковатка со 120 дес. земли с водяной мельницей и близ дер. Оленья с 938 дес. земли. При с. Городище Царицынского у. обители принадлежало 25 дес. земли, пожертвованной царицынским купцом С. Кирилловым. К нач. XX в. Д. м. построил в Дубовке 5 домов с дворовыми службами и баней, а в Царицыне на пожертвованной Репниковой земле на углу улиц Надеждинской и Екатерининской было открыто подворье. В хозяйстве Д. м. было 25 коров, 20 быков, 10 лошадей, 6 верблюдов и др. Капитал составлял более 15 тыс. р., годовой доход мон-ря превышал 11 тыс. р. 1918-2007 гг. Церковь св. Иоанна Предтечи и часовня. Подворье Дубовского мон-ря в Волгограде. Фотография. 2007 г. Церковь св. Иоанна Предтечи и часовня. Подворье Дубовского мон-ря в Волгограде. Фотография. 2007 г. В 1918 г. Дубовским отделом народного образования в Д. м. был открыт детский городок «Коммунист», ок. 1920 г. настоятельница игум. Августа и 14 монахинь были расстреляны. В 1922 г. Д. м. был закрыт, сестры объявлены вольными гражданами. С 1923 г. в зданиях мон-ря размещалась сельскохозяйственная религ. коммуна «Новый труд», с нояб. 1925 г.- колония для подготовки воспитанников детских домов к сельскому хозяйству и ремеслу, затем - школа-интернат для умственно отсталых детей и др. учреждения. К кон. 30-х гг. были разрушены Вознесенский собор, келейные и хозяйственные постройки, в 70-х гг.- ограда и центральные ворота; в Тихвинском храме находился клуб, затем склад. В 1991 г. по инициативе Волгоградского еп. Германа (Тимофеева) распоряжением исполкома Волгоградского обл. совета народных депутатов от 17 июля 1991 г.

http://pravenc.ru/text/180524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Чуков Николай Кириллович; 1.02.1870, Петрозаводск - 5.11.1955, Москва), митр. Ленинградский и Новгородский. Из крестьянской семьи. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии. С 11 лет прислуживал в алтаре Успенской ц. при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском еп. Палладии (Пьянкове) и его преемнике, еп. Павле (Доброхотове) . В авг. 1884 г. по благословению еп. Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой ДС, по окончании к-рой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского ДУ. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями зав. читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Образ Мессии по таргуму Ионафана, сына Узиелова» и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. 8 сент. 1895 г. по представлению Олонецкого еп. Павла и при поддержке ректора СПбДА Выборгского и Финляндского архиеп. Антония (Вадковского) назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального жен. уч-ща В. Д. Любецкой (1879-1939), от к-рой у него было 5 детей. 14 апр. 1897 г. рукоположен во иерея с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в церкви Николаевского приюта для девочек. За 15 лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (со 161 до 325), количество учащихся возросло на 82%, при школах открыто 308 б-к. По инициативе о. Николая для духовного просвещения взрослого населения в епархии регулярно проводились воскресные чтения, среднее число к-рых превышало 2 тыс. в год. К 1909 г. все школы грамоты в Олонецкой губ. были преобразованы в одноклассные церковноприходские школы. В 1904 г. награжден наперсным крестом, в том же году на Международной промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губ. земства на I общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛОК Александр Александрович (16.11.1880, С.-Петербург - 7.08.1921, Петроград), поэт, драматург. Род. в семье юриста, профессора Варшавского ун-та. Родители разошлись вскоре после рождения ребенка, детство к-рого прошло в семье деда по матери А. Н. Бекетова, ученого-ботаника, в то время ректора С.-Петербургского ун-та. С 1891 г. Б. учился в 9-й с.-петербургской (Введенской) гимназии, с 1898 г.- на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та, в 1901 г. перевелся на историко-филологический фак-т, к-рый закончил в 1906 г. (канд. соч. «Болотов и Новиков»). В нач. 1900-х гг. Б. увлекся поэзией и философией Вл. С. Соловьёва , на этой почве произошло его сближение с Андреем Белым и С. М. Соловьёвым (в дальнейшем эти поэты составили поколение т. н. «младших символистов», «соловьёвцев»). Увлечение Соловьёвым отразилось в 1-м сборнике Б. «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе 1905), адресатом и героиней стихов к-рого была Л. Д. Менделеева, дочь известного ученого-химика Д. И. Менделеева, ставшая в 1903 г. женой Б. В «Стихах о Прекрасной Даме» отношения с Менделеевой предстают в духе мистики Соловьёва как встреча с земным воплощением Вечной Женственности, присутствие к-рой в мире служит источником светлых надежд на его близкое преображение. В 1902 г. Б. познакомился с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским , в их ж. «Новый путь» дебютировал как поэт (Из посвящений//Новый путь. 1903. 3), публиковал стихи и рецензии. Посещал Религиозно-философские собрания 1902-1903 гг., принимал участие в работе с.-петербургского Религиозно-философского об-ва (см. Религиозно-философские общества в России ) и выступал на его заседаниях, однако к атмосфере этих собраний относился критически («Образованные и ехидные интеллигенты, поседевшие в спорах о Христе» - Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 210) и был далек от обсуждавшихся на них проблем. Впосл. выступления в Религиозно-философском об-ве и примыкающие к ним публицистические статьи об отношениях народа и интеллигенции Б. объединил в сб. «Россия и интеллигенция» (1918).

http://pravenc.ru/text/149393.html

Скачать epub pdf Раздел 5. Императорское православное палестинское общество Предисловие. История Императорского православного палестинского общества отложилась в Архиве внешней политики Российской Империи в виде большого специализированного фонда, получившего исторически неточное, но общепринятое обозначение РИППО – Российское императорское православное палестинское общество (ф. 337/1 и 337/2). Первый из них содержит журналы заседания Палестинской комиссии за 1865–1889 гг. (см. выше). Второй, наиболее объёмный и содержательный, включает тринадцать описей (оп. 873/1–13), в общей сложности 4940 дел, некоторые из которых, в свою очередь, включают по несколько десятков порой достаточно пространных документов. Кроме того, дела Палестинского общества рассредоточены в фондах «Греческий стол» (25, 26а, 266, 27 «картоны», в старинном обозначении), «Посольство в Константинополе», «Политархив», «Азиатский департамент», «Санкт-Петербургский главархив» и др. Из этого моря документов, практически не использованного для историко-дипломатического и церковно-исторического описания русского присутствия в Святой Земле, мы с необходимостью вынуждены были ограничиться лишь несколькими тематическими группами источников. Прежде всего это документы, связанные с материальной основой русского присутствия: участки, унаследованные ИППО в 1889 г. от Палестинской комиссии и вновь приобретённые им (начиная с 1886 г.), и воздвигнутые на них храмы и подворья. Для компактности расположения мы выделили в специальные разделы документы, посвящённые основным архитектурно-строительным проектам ИППО в Палестине. Это – в хронологическом порядке – « Церковь Марии Магдалины в Гефсимании» (1885–1888), «Сергиевское подворье» (1886–1890), «Александровское подворье» (1887–1896; в тот же раздел включены документы о раскопках архимандрита Антонина 1883 г., приведшие к всемирно известному открытию Порога Судных Врат, фрагмента Иерусалимской стены времён Христа Спасителя и арки базилики Константина). Далее следуют материалы о так называемом Вениаминовском подворье, подаренном обществу иеромонахом Вениамином в 1891 г. Следующим большим проектом, было «Николаевское подворье», воздвигнутое в 1901–1906 гг. Почти одновременно сооружается «Назаретское Сергиевское подворье» (1901–1904). Завершает серию история закрепления так называемого Приморского участка в Хайфе и строительства на нём здания торгово-хозяйственного назначения. Последний сюжет важен с точки зрения непосредственного значения подворий и участков Палестинского общества для экономической жизни тогдашней Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По истечении некоторого времени Владыка Гавриил возбуждает новое ходатайство перед Могилевским Генерал-губернатором о передаче упраздненного базилианского Толочинского монастыря каменной церкви с церковной утварью в ведомство Православного Епархиального начальства, с разрешением обратить оную в Православную для тамошней этапной команды и новоприсоединенных к Православию церковных деревни Катужино крестьян. В 1839 г. произошло соединение православных и униатов. Школа, а также корпус перешли во владение православных. С 1846 по 1850 год в Покровской церкви настоятельствовал Толочинский благочинный 4-го Сенненского округа протоиерей Димитрий Гринкевич. В 1866 году в Покровской церкви служил благочинный Толочинского округа Лев Данилович Людогоскин. Родился Лев Данилович 18 февраля 1819 года. В 1869 году о нем есть следующие упоминания: имеет камилавку, скуфью, набедренник, бронзовый нательный крест, медаль в память войны 1853-1856 гг. и за усмирение польского мятежа 1863-1864 гг. Умер протоиерей Лев 20 августа 1891 года. Похоронен на кладбище в Толочине по улице Пушкина. С 1906 по 1917 годы настоятелем Свято-Покровской церкви упоминается протоиерей Дмитрий Иоаннович Забелин, благочинный 4-го Толочинского округа Сенненского уезда. В 1917 году в церкви служили: священник Николай Песковский, 1875 года рождения, окончил Могилевскую духовную семинарию, рукоположен в 1904 году, награжден скуфьей в 1913 году. После Великой Отечественной войны настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и благочинным церквей Толочинского района был Никифор Захарович Абрамов. О патриотической работе церквей области за 1945 год говорится в отчете уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Витебской области за IV квартал 1945 года: «Более значительную работу в этой области провел священник Толочинской церкви Толочинского района, он — же благочинный – Абрамов. Внесено в фонд Красной Армии – 10000 руб., в помощь детям – сиротам – 12000 руб., на заем церковь подписалась на 15000 руб. и причт – на 5000 руб. Славенская церковь того – же района собрала 8000 рублей. Остальные церкви области собрали значительно меньше – от 5000 до 1000 рублей».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Еще один доклад, основанный на материалах музейных коллекций, был представлен Н.М. Шулаковой, директором музея истории САФУ (Архангельск), по теме «Судьбы сотрудников архангельского лесотехнического и педагогического институтов — узников Соловецких лагерей». Н.М. Шулакова рассказала об истории жизни Г.Е. Лукачера (1885-1937), И.Е. Аничкова (1891-1978), Б.Е. Райкова (1880-1966), О.В. Волкова (1900-1996), Н.И. Ульянова (1904-1985). Начало изучению данной темы было положено в связи с подготовкой масштабной выставки, посвященной 90-летию архангельского университета. На тот момент были известны только два имени, потом стали собираться все новые факты и материалы, в том числе через переписку с родственниками репрессированных. Биографический доклад М.П. Калатур, старшего научного сотрудника Соловецкого музея-заповедника, был посвящен истории жизни Д.П. Максутова, моряка, офицера, полковника, начальника метеостанции. В 1926 году он был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на три года. В целом Д.П. Максутов провел в лагерях и ссылках девять лет, умер в 1942 году в блокадном Ленинграде. М.А. Маханько, кандидат искусствоведения, сотрудник Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (Москва), подготовила доклад об А.И. Анисимове и его роли в научном изучении и сохранении памятников искусства Древней Руси в Казанском крае. А.И. Анисимов (1877-1937) работал в Центральных реставрационных мастерских, был реставратором знаменитой Владимирской иконы Божией Матери и других величайших произведений древнерусской живописи. Летом 1919 года он был участником Второй Волжской экспедиции, проходившей по городам средней Волги: Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск, Казань. В 1920 году по ее результатам в Казанском музейном вестнике была опубликована статья А.И. Анисимова о казанских церковных древностях. В ней была впервые дана историческая и искусствоведческая оценка храмового и иконографического наследия казанских городов. В статье были отмечены лучшие архитектурные памятники: Петропавловский собор 1725-1726 гг., кафедральный Благовещенский собор 1560-1562 гг., кафедральный Богородичный собор 1551 г. в Свияжске и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5825955.ht...

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда. И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. Известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812-1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении). В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает эти места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей. Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

http://sobory.ru/article/?object=30741

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010