Таковы для Германии Altkatholischer Volkskalender, с 1911 г. переименованный в Kalender für das altkatholische Haus, издающийся в Баден-Бадене; для Швейцарии Christkatholischer Hauskalender, начавший выходить с 1905 г. (в Базеле); для Австрии Jahrbuch der altkatholischen Kirchgemeinde in Wien, появившийся с 1912 г. и для Голландии Oud katholiek jaarboekje voor – издающийся c 1911 г. Сюда же должна быть причислена некоторое время издававшаяся Altkatholisches Handbüchlein под редакцией Зеленка (в Кемптене), содержащая в себе кроме сведений о внешнем развитии старокатолицизма в Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Франции и Соединенных Штатах еще сведения о сущности старокатолицизма, его задачах, целях и проч. 105 Кроме этого почти все старокатолические разветвления имеют следующие мелкие периодические издания: в Германии а) Amtliches altkatholisches Kirchenblatt, с 1878 г. появлявшийся ежегодно, в) Altkatholisches Volksblatt, под редакцией проф. Гётца, представляющий из себя продолжение издававшегося с 1875 г. Altkatholische Bote под редакцией Мельцера (до 1899 г.) и Деммеля (до 1900 г.); с) Deutscher Merkur под редакцией того же проф. Гётца, с 1899 г. выходивший под редакцией д-ра Кермана (до 1902 г.), потом д-ра Мюльгаупта (до 1907 г.). Кроме того в той же Германии издавались и издаются более мелкие листки: Kirchlicher Anzeiger, Katholik, Der Friedensbote. Для швейцарских старокатоликов существовали и существуют: а) Der Katholik – еженедельный журнал под редакцией Герцога, Гшвинда и Гасслера с 1878 г., представляющий из себя продолжение прежних журналов: Katholische Stimme aus den Waldsstätten и с 1873 года Katholische Blätter; b) Le Sillon de Genève ежемесячный журнал, появившийся вместо Le Catholique national, издававшегося в 1891 –1908 гг. проф. Мишо, с) Le grain de Genève, выходящий с 1904 г. под редакцией священ. Штейгера 4 раза в год. Для австрийских старокатоликов литературными органами служат: а) Freie Kirchenstimmen, (два раза) в месяц под редакцией Штрахе (Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Вследствие сего Совет Академии имеет честь просить Совет Московской Духовной Академии уведомить, не согласится ли он на обмен „Творений святых отец“ на „Труды Киевской Духовной Академии“ год за год, и в случае согласия своего сообщить, за какие именно годы „Творения святых отец“ Совет Академии может предложить и за какие годы „Труды Киевской Духовной Академии“ желательно ему получить. „Трудов Академии“ за 1867, 1868 и 1884 годы в редакции вовсе не имеется“. Определили : В виду того, что в академической фундаментальной библиотеке журнал „Прибавления к Творениям Святых Отец“ за 1843–1891 гг. имеется в пяти экземплярах, сообщить Совету Киевской Духовной Академии, что для библиотеки последней может быть предложен один полный экземпляр журнала за все годы издания; взамен же его для библиотеки Московской Духовной Ака- —416— демии желательно было бы получить „Труды Киевской Духовной Академии“ за следующие годы: 1865, т. 3-й (сентябрь–декабрь), 1875, т. 1-й (январь–март), 1877, т. 3-й (июль–сентябрь), 1878, т. 3-й (июль–сентябрь) и 1879, т.т. 1-й (январь–апрель) и 3-й (сентябрь–декабрь), а также имеющееся в фундаментальной библиотеке Киевской Духовной Академии в нескольких экземплярах издание „Volumina legum“, которого нет в библиотеке Московской Академии. XVIII. Отношение Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 6 ноября за 2417: „В начале настоящего 1902–1903 учебного года были приняты в число студентов С.-Петербургской Духовной Академии бывшие студенты Московской Духовной Академии III курса Спиридонов Димитрий, II курса Иеремич Божидар и Артемьев Василий. Вследствие сего Совет С.-Петербургской Духовной Академии имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии сообщить сведения: а) об успехах и поведении означенных студентов с обозначением баллов по каждому предмету, семестровому сочинению и проповеди, а также с обозначением среднего переходного балла за каждый курс, – и б) о том, на каком содержании они находились в бытность студентами Московской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРБУРГ [нем. Warburg] Аби (Абрахам Мориц) (13.06.1866, Гамбург - 26.10.1929, там же), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии . Изучал историю искусства в Бонне у профессоров К. Юсти, Г. Тоде , К. Лампрехта (с 1886). Испытал влияние эволюционистских идей Ч. Дарвина , совр. психологии (теория «вчувствования») и в особенности Я. Буркхардта (искусство как один из аспектов всеобщей истории). В 1888 г. учился в Мюнхене, тогда же побывал в Риме, где познакомился с А. Шмарзовым . В Страсбурге защитил дис. ««Рождение Венеры» и «Весна» Сандро Боттичелли: Исследование представлений об античности в итальянском раннем Ренессансе» (1891, изд. 1893). В 1893 г. вернулся в Гамбург, в 1895 г. совершил поездку в США, где в Нью-Мексико знакомился с жизнью индейцев пуэбло «с целью изучения общечеловеческих культурных, мифологических и религиозных корней современной цивилизации». В 1898-1904 гг. во Флоренции занимался праздничной культурой Ренессанса, к-рую рассматривал как обмирщенный языческий вариант средневек. культуры. По возвращении в Гамбург активно способствовал открытию там ун-та, впосл. был избран почетным профессором. В 1912 г. на Международном конгрессе историков искусства выступил с докладом «Итальянское искусство и интернациональная астрология в Палаццо Скифаноя в Ферраре», сформулировав основные положения иконологии. Классическая мифология для В.- источник символизма для последующих периодов (напр., образ-метафора «нимфа» восходит к античной жен. фигуре и встречается в европ. искусстве всех времен); независимо существуя в истории, образы находятся также в «силовом поле» припоминания и забывания их человеком. Делая акцент на эмоционально-аффектные составляющие творчества, В. пишет о скрытых символах, позволяющих выйти в сферу иррационального, действующего на сознание посредством устойчивых иконографических образов, «формул пафоса» или «подвижных атрибутов» (движение человеческого тела как экспрессия движений души). Истолкование представляет собой не только научную, но и культурно-нравственную задачу: по мысли В., от инстинктивных магических страхов, бессознательных реакций совр. человека, движимого страстями, можно спастись просвещением разума. Поэтому, с т. зр. В., история культуры - это трагическая «психо-история» человеческих проблем, страданий, духовных падений и побед.

http://pravenc.ru/text/154083.html

Мне кажется, что брошура г. Воронца, посвященная столь животрепещущему в настоящее время вопросу и разрешающая последний в далеко неблагоприятном для существующей практики по отношению к ламаизму смысле, должна обратить на себя серъезное внимание со стороны всех заинтересованных в разрешении вопроса лиц. Добытый брошурою результат исторических изысканий чрезвычайно важен в интересах православно - русского государства " . Как отмечали церковные историки, в том числе в " Православном Собеседнике " (1904) и " Церковных ведомостях " (1889): " настойчивое разследование г. Воронцом весьма запутанных исторических обстоятельств, как например того, что ламство в Сибири утверждено случайно вовсе не законно, не правительством русским, а похитителями правительственной власти, которые в XVIII веке святотатственно злоупотребляли именем власти,- вызвало в специальной литературе такие одобрительные отзывы, что эту " брошуру г. Воронца должно отнести к числу тех гражданских подвигов, которые свойственны истинному патриотизму. Она не большая, но она стоит внимания многих " . По заключению профессора Казанской духовной академии протоиерея Е. Малова статьи Е.Н. Воронца по ламаизму, " написанныя, между прочим, по таким обстоятельствам, как проезд чрез Сибирь в 1891 г. Государя Императора в бытность Его Наследником Престола, вызвали большое внимание и даже сенсацию " ) свидетельствуют о том " с каким уменьем и необыкновенным тактом " работал автор; " все оне написаны с полным знанием дела, с чувствами глубокого патриотизма и высокою любовию к православной христианской церкви " . С конца 1880-х гг. всё большее место в в деятельности Е.Н. Воронца занимают церковно-исторические и общебогословские исследования, между которыми, по мнению проф. Е, Малова " особенно выдающимися и вполне оригинальными являются статьи об отношении религиозно-исторической живописи к христианскому Богословию и в частности к изображению, напоминающему Воскресение Христово. Усматривая общую и существенную неправильность в иконописных композициях, изображающих это всемирное со-бытие, г. Воронец напечатал об этом предмете несколько историко-догматических статей, сопровождая их рисунками, составленных им, правильных композиций, напоминающих Воскресение Христово по Евангельским повествованиям и учению церкви " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/19/...

489 ...образ деда, – священника... – Михаил Васильевич Соловьев, законоучитель в Московском коммерческом училище. 492 «Об упадке средневекового миросозерцания» – реферат, прочитанный в Московском психологическом обществе 19 октября 1891 г. 495 … последняя страстная любовь. – Речь идет о Софье Михайловне Мартыновой, знакомство с которой произошло в1892 г. 498 «Нет вопросов давно», «Тесно сердце, я вижу, твое для меня», «Зачем слова» – стихотворения, посвященные С.М. Мартыновой (июнь– сентябрь 1892 г.). 499 ...письмо его к кузине Кате! (21-е). – Вероятно, имеется в виду письмо к Е.В. Романовой от 2 августа 1873 г.: «Другие люди, не будучи в состоянии примириться с мировым злом должны удовольствоваться бессильным презрением к существующей действительности или же проклинать ее a la лорд Байрон. Это очень благородные люди, но от их благородства никому ни тепло, ни холодно» (Соловьев В.С. «Неподвижно лишь солнце любви.». С. 173). 501 ...в портрете Ярошенко. – Николай Александрович Ярошенко (1846–1898) написал портрет В. С. Соловьева в 1892 г. См. отзыв С.М. Соловьева об этом портрете: «Вся духовность лица исчезла под грубой кистью Ярошенко; верно схвачено только выражение непомерной, почти животной или стихийной силы и чувственность нижней части лица» (Соловьев С.М. Биография Владимира Сергеевича Соловьева//Соловьев Владимир. Стихотворения. 6-е изд. М., 1915. С. 49). 502 «он был временно затянут эротическим илом». – Не совсем точная цитата из статьи В. С. Соловьева «Жизненная драма Платона»: «Из эротического ила, который, по-видимому, в роковую пору втянул, но не мог надолго затянуть его душу, Платон вырастил если и не плоды живые духовного перерождения, то, по крайней мере, блестящий и чистый цветок своей эротической теории» (гл. ХХ). 508 Цикл стихов, посвященных Сайме. – «Что этой ночью с тобой совершилося?», «Тебя полюбил я, красавица нежная», «На Сайме зимой» и др. стихотворения 1894–1895 гг. 519 «Безумье вечное поэта.» – 2-я строфа посвященного К.К. Случевскому (1837–1904) стихотворения «Ответ на “Плач Ярославны”» (1898).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

В К. м. хранились: Евангелие «на александрийской бумаге», обложенное малиновым бархатом, «верхняя доска серебряная под золотом с обыкновенными изображениями под чернь» (1815); Евангелие «на александрийской бумаге, в малиновом бархатном переплете, обложенном по обеим сторонам крышек серебром под золотом с рельефными изображениями на верхней доске Спасителя, сидящего на престоле с сиянием вокруг, на верху Господь Саваоф, внизу два ангела на коленях и по углам четыре Евангелиста» (1825); позолоченный крест (вес 21 фунт), плащаница «превосходной работы, лики написаны на полотне, наложенном на бархате; кругом вышита золотом со словами, также вышитыми золотом и жемчугом», 14 священнических облачений, расшитых золотом сестрами обители, серебряные сосуды XIX в. В б-ке, устроенной в Тихвинском храме, хранилось 167 книг. Материальное положение К. м. владел земельными участками в Кирсановском у.: 150 дес. пахотной земли при с. Перевоз (отведено казной в 1853); 100 дес. пахотной земли на территории дач с. Архангельского (пожертвование М. П. Колычевой в 1847); 100 дес. пахотной земли при дер. Беклемишевке (пожертвование жены коллежского советника М. Н. Дубровской (урожд. Сипягиной) в 1872). Большая часть этой земли сдавалась в аренду крестьянам. В 1865 г. сестры получили пожертвование от вдовы К. Д. Выропаевой (Воропаевой?) участок земли 650 дес. 1200 кв. саж. при с. Кипец, который обрабатывали сами. В дек. 1895 г. нижегородская купчиха А. П. Котельникова пожертвовала 48 дес. 1200 кв. саж. даче с. Козмодемьянского (Рамза) Кирсановского у. К 1917 г. земельные владения К. м. насчитывали 1049 дес. Кроме пахотной земли обители принадлежали 21 дес. мелкого дровяного леса и 109 дес. сенокосов по р. Вороне. Выращиваемого на монастырской земле хлеба хватало на всех насельниц. Столкнулись с трудностями только в неурожайном 1891 г., когда пришлось купить 7 вагонов зерна. На следующий год положение улучшилось. К. м. посетил еп. Тамбовский Иероним (Экземплярский) . Осмотрев обитель и ее местоположение, он заметил, что за водой сестрам приходится выходить за ограду к р. Пурсовке. Преосвященный рекомендовал настоятельнице провести канал по монастырскому огороду и сделать пруд. На первоначальное устройство канала епископ пожертвовал из своих средств 50 р. В 1893 г. канал и пруд были устроены. В 1904-1905 гг. в связи с волнениями крестьян возникла новая сложность: «Крестьяне непрестанно грозили уничтожить хутор (в с. Кипец), увозили хлеб, уводили скот и поджигали постройки» (Тамбовские ЕВ. 1907. 51. С. 2374-2380; 1910. 31. С. 1094-1098).

http://pravenc.ru/text/1841119.html

Церковным старостой в 1891 г. был Захар Васильевич Полтавский. С 1902 по 1912 гг. церковным старостой был отставной унтер-офицер Казьменко Яков Казьмич, 1840 г. р., участник Русско-Турецкой войны 1877-78 гг. Также с 1896 по 1900 гг. занимал должность волостного старосты. Владел 2 деревянными домами и 60 десятинами земли. В клировых ведомостях говорится, что утварью церковь снабжена достаточно. Земли за церковью никакой не числилось, хотя строитель храма обещал 100 десятин земли и 200 рублей в год на содержание, но в 1891 г. этот вопрос еще не был решен. Дома у священника и псаломщика деревянные и стоят на помещичьей земле. При церкви зданий кроме караулки никаких не было. Доход от прихожан был недостаточный, в 1896 г. он составлял до 480 рублей в год. В церковной библиотеке 30 томов книг, а также выписывались Миссионерское обозрение и Духовные Вести. Церковно-приходской школы не было, но с 1878 г. была земская школа. В ней преподавал Закон Божий настоятель церкви, за что получал в 1912 г. 100 рублей в год. Он же преподавал и в народном училище хутора Позднякова. Сообщается, что Тихую Журавку в 1904 г. посещал архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий. Церковь была возведена в 1871 году на средства отставного майора и помещика Фёдора Фёдоровича Барабанщикова (18181894 или 18111887), чьим поместьем и было село Тихая Журавка, полученное по наследству от родной бабки Марфы Акимовны Грековой в 1844 г. Сам он также был захоронен в юго-восточной стороне церкви, надгробие сохранилось до наших дней. Здание храма, а также колокольни были построены из красного кирпича. Церковь также раньше была окружена кирпичной оградой. В 1904 году в ограде были построены три кирпичные арки с золочеными куполами и крестами, поставлены железные ворота с калитками. За церковью не был закреплён никакой земельный участок, хотя изначально Барабанщиков обещал выделить 100 десятин и ещё 200 рублей в год на содержание, хотя по состоянию на 1891 год этот вопрос не был урегулирован. Церковь была бедной: в 1896 году доход от прихожан составлял всего 480 рублей в год. При храме не было церковно-приходской школы, хотя в 1787 году была построена земская школа. Известно, что в 1904 году сей храм посещал Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий.

http://sobory.ru/article/?object=07291

Долгие годы Н. трудился над увеличением фонда библиотеки миссии. В 1880 г. директор Румянцевского музея В. А. Дашков по просьбе Н. пожертвовал миссии дубликаты книг из б-ки музея. К 1882 г. в основной б-ке было 6380 томов, в апр. 1904 г., по свидетельству Н. в письме прот. Н. В. Благоразумову , - более 10 тыс. томов. В 1899 г. для б-ки было построено 3-этажное здание на территории миссии, до этого она располагалась в Воскресенском соборе, в помещении под колокольней. Н. лично заносил каждую полученную книгу в каталог, при необходимости делал книжные переплеты, приклеивал ярлыки и расставлял книги на полках. Он также сам вел выдачу книг в б-ке, сохраняя ее в идеальном порядке. При огромной занятости Н. находил время для чтения не только религ. изданий иных конфессий, но и книг светских авторов, напр. А. Шопенгауэра , Вл. С. Соловьёва и др. Воскресенский собор в Токио. 1884–1891 гг. Архит. М. А. Щурупов, Дж. Кондер. Литография К. Вейермана. 1891 г. Воскресенский собор в Токио. 1884–1891 гг. Архит. М. А. Щурупов, Дж. Кондер. Литография К. Вейермана. 1891 г. Ни одного дня без перевода - такого порядка Н. придерживался многие десятилетия. С 1881 г. он вместе с Павлом Накаи (имя до крещения - Накаи Цугумаро), талантливым лингвистом, сотрудником миссии, работал только с оригинальными греческими и славянскими текстами. Н. сознательно не прибегал к япон. переводам инославных ученых, чтобы не подпасть под их влияние, но при этом использовал английский и французский тексты Библии для перевода особо сложных мест (помимо греческого, славянского и китайского текстов). Переводу Н. посвящал 4-8 часов в день, за исключением праздников. В часы работы над переводом двери его кельи были закрыты для всех. Востоковед Позднеев был первым исследователем, проанализировавшим переводы, сделанные Н. ( Позднеев. 1912). По его мнению, во-первых, для Н. была характерна большая осторожность в работе (сверки со славянским и греческим текстами, с толкованиями, обстоятельные консультации, вплоть до посланий к Японской Церкви и т. д.). Во-вторых, это был полностью оригинальный труд; Н. создал на япон. языке совершенно особый правосл. богословский словарь, проделав огромную лексикологическую работу. Термины Н. являлись точным переводом слав. и греч. слов, и поэтому язык его переводов стал уникальным и для япон. лит-ры. По свидетельству Позднеева, и японцы, и инославные миссионеры отмечали 2 главные черты его переводов: близость к подлиннику и довольно трудный для большинства японцев подбор иероглифов. Н. полагал, что не перевод Евангелия должен спускаться до уровня народного восприятия, а, наоборот, верующие должны возвышаться до понимания евангельских и богослужебных текстов. Одновременно он стремился к общепонятности перевода в той мере, в какой это не противоречило его точности.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

К 10-м гг. XX в. в мон-ре также были построены каменные 2-этажный Красный корпус (1881) с 14 кельями, мастерскими, помещениями для просфорной, «свечного заведения» и школы, игуменский корпус (1891), 2-этажная трапезная (1897), ограда (1899) с 4 башенками, каретный двор (1903), амбары, погреба, устроены скотный двор, фруктово-ягодный сад и пруд. В 1890 г. в мон-рь был проведен водопровод. В обители имелись иконописная, золотошвейная, белошвейная, сапожно-башмачная, ковровая, чеканная, переплетная, малярная и др. мастерские, для размещения к-рых в 1907 г. был выстроен кирпичный 2-этажный корпус, получивший название Новый. В нем провели паровое отопление, водопровод и электричество. В сев.-вост. части О. У. м. находился особый деревянный корпус для пуховых мастерских. Рукоделие монахинь высоко ценилось не только в России, но и за рубежом. Так, в 1897 г. на Всемирной выставке в Чикаго оренбургский пуховый платок, выполненный сестрами, получил бронзовую медаль. В 1900 г. для церковноприходской школы О. У. м. на средства, пожертвованные дочерью полковника Е. О. Новгородцевой, построено каменное здание с паровым отоплением. В 1904 г. выстроен дом для монастырской больницы с 2 палатами для больных и с квартирами для ухаживающих сестер. Во время русско-япон. войны (1904-1905) здесь лечились 10 раненых воинов. При игум. Иннокентии О. У. м. стал богатейшим в Оренбургском крае мон-рем, располагавшим 7 земельными участками общей площадью 3486 дес. 1660 кв. саж. Главной житницей обители стал монастырский хутор на р. Каргалке, в 35 верстах от города (ныне с. Бродецкое Оренбургского р-на). В 1910 г. здесь засевали 200 дес. пшеницы, ржи, гречихи, овса, ячменя, проса, гороха, конопли и льна, в огороде сажали еще 15 дес. картофеля, капусты и др. овощей; насчитывалось 169 голов крупного рогатого скота, 10 ульев и др. Поскольку на летние полевые работы ежегодно выезжали более 100 сестер, в 1901-1904 гг. на хуторе был сооружен и 6 сент. 1904 г. еп. Оренбургским и Уральским Иоакимом (Левитским) освящен деревянный храм во имя арх. Михаила. В 1909 г. сооружена водяная мельница о «2 поставах». Также О. У. м. владел деревянной часовней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» у «толчка» (рынка) Оренбурга. В часовне устроили кружечный сбор и занимались продажей просфор в пользу обители.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

1 июня 1891 г. мон. Миропия была возведена в сан игумении. При ней в М. м. было выстроено много зданий, в т. ч. собор во имя Св. Троицы с пределами Почаевской иконы Божией Матери и свт. Митрофана, еп. Воронежского (1891-1900). В 1900 г. в связи со строительством Троицкого собора была разобрана часть вост. стены и по проекту епархиального архит. Б. Б. Цинке возведены новые 2-частные св. ворота с 3-угольным фронтоном и каменная караульная башня. В 1892 г. по инициативе еп. Тобольского и Сибирского свт. Иустина (Полянского) часовня, находившаяся на месте сгоревшей Иоанно-Предтеченской ц., была перенесена на заимку Жуковка. На ее месте в монастыре была заложена кирпичная 8-гранная церковь с усыпальницей (архит. Цинке), предназначенная для погребения рода Дружининых. После завершения строительства в 1904 г. храм был освящен во имя прп. Серафима Саровского. На заимке в Жуковке построена небольшая деревянная ц. во имя мч. Феодота и 7 святых дев - в память о жертвах голода и холеры 1891-1892 гг. С 1886 г. над свечным корпусом был возведен новый деревянный этаж, отремонтированы теплая церковь, часовня на месте алтаря храма 1653 г., ограда, за которой в 1887 г. построен деревянный 2-этажный дом. На его верхнем этаже находились квартира священника, училище, на нижнем - богадельня для престарелых и сирот из духовного звания на 10 кроватей. По дороге к Абалакскому монастырю была устроена еще одна заимка, где сестры содержали более 40 голов рогатого скота, более 50 лошадей. 11 дек. 1887 г. на общеепархиальном съезде духовенства было принято решение для храмов всей Тобольской епархии, кроме Туринского округа, покупать восковые свечи именно в М. м., «с обязательною высылкою денег вперед за полгода». В янв. 1893 г. во время пожара в монастыре погибла мон. Анна, сгорело 4 корпуса. Местные крестьяне, вместо того чтобы помогать монахиням, растащили все ценное по домам (Тобольские ЕВ. 1893. 6. С. 82-83). 6 апр. 1904 г., после смерти игум. Миропии, М. м. возглавила ее сестра мон. Мария (Дружинина), в 1906 г. возведенная в сан игумении. В 1907 г. в обители проживало 265 чел., в т. ч. 61 монахиня, но по штату 3-классных девичьих мон-рей в них должно было проживать 17 монахинь. В том же году мон-рь был переведен во 2-й класс с сохранением получаемого им из гос. казны содержания. С 1909 г. в М. м. служили священники В. Урбанский и М. Филиппов.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010