В 1897 г. был куплен еще один земельный участок на Большом проспекте, 51, и в мае того же года здесь был заложен фундамент собственного здания родильного дома. Благодаря значительным пожертвованиям было построено большое здание, освященное в марте 1899 г. В 1901–1905 гг. были приобретены соседние дома по 14-й линии, 15 и 17, в которых были устроены служебные квартиры. Александрийский родильный дом оказывал помощь женщинам всех конфессий, национальностей и сословий, в отдельных случаях бесплатно. 543 На 1885 г. в приходе Анненкирхе числилось 12 109 прихожан; их духовно окормляли 3 пастора. 544 В начале XX в. приходская Анненшуле состояла из мужской и женской гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школ сиротского дома. С 1884 по 1910 г. директором Анненшуле был талантливый педагог доктор Иосиф Кениг. Период его правления заслуженно называли временем расцвета училища. Общая численность учащихся в Анненшуле достигла 1800 человек. В 1889 году Анненшуле отпраздновала свой 150-летний юбилей. В память о нем был выпущен великолепно иллюстрированный сборник. 545 В 1894 г. в церкви был установлен новый валькеровский орган. Первоначально он был смонтирован позади алтаря и лишь через некоторое время перенесен на обычное место на органных хорах. (Прежний инструмент передали эстонской лютеранской церкви св. Иоанна в С.-Петербурге). Новый орган церкви св. Анны был больше своего предшественника, он имел 3 мануала, педаль и 35 регистров. 546 С 1891 по 1930 гг. пастором церкви св. Анны был Артур Леопольд Мальмгрен (Malmgren) (1860–1947). 547 Начало ХХ в. 1920-е гг. В 1904–1906 гг. в общине Анненкирхе насчитывалось 11 тысяч прихожан. 548 В последующие несколько лет число прихожан оставалось прежним: так, в 1909 г. в общине св. Анны по-прежнему было 11000 членов, 549 в число которых входили и воспитанницы Смольного института лютеранского вероисповедания. В 1906 училище получило новое, 5-этажное здание (архитекторы А. Ф. Бубырь и Л. А. Ильин), куда были переведены все классы элементарных школ. Благодаря четкой системе учебного процесса, высокой квалификации педагогического состава, эффективному сочетанию школьного обучения с направленным домашним воспитанием Училище св. Анны считалось одним из лучших учебных заведений С.-Петербурга. 550

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Богородицы муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Первоначально Воронежская ДС располагалась в архиерейском доме и при Благовещенском соборе. По проекту Кваренги в комплекс архиерейского подворья должна была войти и семинария. Недостаток средств не позволил осуществить замысел; семинария переехала в др. здание. Однако М. В. м. продолжил образовательную деятельность. До 1882 г. при мон-ре действовало муж. духовное уч-ще, содержавшееся на средства обители. В 1889 г. открыта церковноприходская школа, преобразованная позже в 2-классную. Для нее при М. В. м. построили здание, в к-ром обучалось ежегодно до 150 учеников; мон-рь полностью оплачивал ее содержание. В 1900 г. на средства М. В. м. была построена еще одна церковноприходская школа. В 1885 г. при М. В. м. учреждено братство святителей Митрофана и Тихона, призванное вести миссионерскую и церковно-просветительскую работу. В здании монастыря братство организовало большую б-ку (ок. 5500 книг) и читальню. С окт. до Пасхи в читальном зале братства по воскресеньям и вторникам проводились религиозно-нравственные чтения для народа со «световыми картинами». Деятельными членами братства были наместник архим. Александр (Кременецкий) и Л. З. Кунцевич. 25 янв. 1898 г. при М. В. м. открылся Воронежский отдел Православного Палестинского общества. 31 янв. 1901 г. в братском читальном зале М. В. м. состоялось открытие Воронежского церковного историко-археологического комитета. Издание комитета - «Воронежская старина» - оставалось незаменимым источником по истории Воронежской епархии и края. М. В. м., обладавший значительными средствами, развернул благотворительную деятельность, особенно активную в годы русско-тур. войны 1877-1878 гг., русско-японской войны 1904-1905 гг. и первой мировой войны 1914-1918 гг. Значительную помощь мон-рь оказывал голодающим крестьянам в 1891-1892 гг. Стараниями архиеп. Тихона (Никанорова), ректора Воронежской ДС свт. Серафима (Соболева) и наместника архим.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСТОКОВ Востоков Владимир Игнатьевич (11.07.1868, с. Голочёлово Коломенского у. Московской губ.- 5.08.1957, Сан-Франциско, США), протопр., проповедник, публицист, издатель. Род. в семье священника. 8 поколений предков В. были сельскими причетниками и священнослужителями. Обучался в Коломенском ДУ (1878-1882) и Московской ДС (1882-1888), по окончании к-рой назначен учителем в староямскую приходскую школу Подольского у. 30 мая 1891 г. рукоположен во иерея в Успенском соборе Московского Кремля. В 1891-1903 гг. служил в сельских приходах Московской епархии (Иславское, Белые Колодези, Ст. Ям). Активно выступал в печати за церковное просвещение народа и против пьянства, организовал в с. Ст. Ям об-во трезвости. Был избран товарищем председателя Подольского уездного уч-ща и назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ. Читал в Москве лекции для рабочих в Историческом музее и епархиальном доме. Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , учитывая «литературные труды и плодотворное проповедничество» В., перевел его 3 нояб. 1903 г. в Москву настоятелем ц. вмч. Никиты, где каждый воскресный вечер В. проводил духовные беседы с прихожанами, сопровождавшиеся пением. В 1904 г. избран Собранием московского дворянства законоучителем Екатерининского ин-та благородных девиц. Во время подъема революционного движения В. как опытного проповедника назначили епархиальным миссионером и настоятелем Князь-Владимирской ц. при московском епархиальном доме. В 1906 г. между ним и епархиальным миссионером прот. сщмч. Иоанном Восторговым возник конфликт, причиной к-рого стали решительные выступления В. против участия священников в деятельности правых партий. Вскоре В. был переведен настоятелем ц. Петра и Павла на Якиманке, где продолжил практику народных бесед. Желая поддержать опального пастыря, предводитель дворянства Московской губ. А. Д. Самарин пригласил его частным законоучителем к собственным детям и ввел в круг своих единомышленников.

http://pravenc.ru/text/155362.html

Я долго не решался писать это письмо. «Неприлично, – думалось мне, – писать к незнакомому человеку, беспокоить его просьбой…» Но ужели везде связывать себя приличиями, даже и там, где идет речь о пользе душевной? Уверен, что вы, как человек духовный, понимаете все неприличие христианину таких приличий и простите мне то, что мир называет неприличием… Еще два слова. Такое же желание имеет и друг мой, еще не видевший Нового Иерусалима, товарищ по классу, поболее преданный науке, чем я, и не такой тщеславный, а напротив скромный и смиренный Николай Дмитриевич Молчанов. Его душа теперь колеблется: брат зовет его в университет, рисуя выгоды житейские; сердце влечет в духовное звание. Укрепи его Господь в последнем намерении сердца! Буду с нетерпением ждать Вашего ответа и, если можно, если не затруднит вас, – совета. Искренно уважающий вас недостойный Николай  НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, лл. 16, 15. Леонид (в миру Кавелин Л.А., 1822–1891), архимандрит, духовный писатель. Учился в Московском кадетском корпусе, служил в Волынском гвардейском полку. С 1852 г. – послушник в Оптиной пустыни, в 1857 г. пострижен в монашество, с 1863 г. – архимандрит. Возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1864–1865). Настоятель Ново-Иерусалимского монастыря (1869–1877), наместник Троице-Сергиевой лавры в 1877–1891 гг. Молчанов Николай Дмитриевич (1852–1910), однокурсник Н. Рождественского. В 1878 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем греческого языка в Тамбовскую духовную семинарию. Впоследствии – архиепископ Литовский и Виленский Никандр (1904–1910). Феофил (в миру Успенский Ф.Я., 1816–1888), архимандрит. По окончании Костромской духовной семинарии в 1841 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру. В 1843 г. пострижен в монашество, 26 апреля 1852 г. рукоположен в диакона, а на следующий день митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) посвящен в иеромонаха. В 1853 г. направлен миссионером в Нумачакскую миссию на п-ове Аляска, где пробыл 15 лет. С 1873 г. – архимандрит и настоятель Пицундского монастыря в Абхазии, с ноября 1879 г. по июнь 1880 г. – наместник Виленского Свято-Духова монастыря, потом настоятель Сурдегского Свято-Духовского монастыря Ковенской епархии.

http://pravoslavie.ru/3061.html

Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891, 1895, 1898, 1899 гг.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил: в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства; просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов). К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского. Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах. Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории). «В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников». В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского. В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «Государь император, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года высочайше повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок».

http://sobory.ru/article/?object=19781

храмов, один из последних - храм свт. Митрофана Воронежского при городской тюрьме (в 1916), в к-рой А. скончался спустя 21 год. 12 окт. 1916 г. постановлением Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-Вымским, с нач. 20-х гг. - архиепископом. 30 июля 1923 г. А. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к тому времени самостоятельной. В 1924 г., в возрасте 82 лет, уволен на покой. Живя при храме Симеона Столпника в Великом Устюге, ежедневно служил литургии. После закрытия храма перешел в ц. прп. Сергия Радонежского и вмч. Димитрия Солунского. Поселившись в церковной сторожке, продолжал служить ежедневно, начиная богослужение в 4 ч. утра при немногих молящихся. К нач. 1937 г. по немощи с трудом передвигался, ему помогали жившие при нем монахини. А. был арестован осенью 1937 г. в возрасте 95 лет. Он не мог самостоятельно идти, сотрудники НКВД вынесли его из дому на простыне. После короткого пребывания в тюрьме А. скончался, погребен на городском кладбище. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 320. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 103; Тульские ЕВ. 1872. 20. С. 393; 1897. 10. С. 150; 1898. 6. С. 78; 7. С. 93; Новгородские ЕВ. 1904. 19. С. 1218-1219, 1221-1222; Вологодские ЕВ. 1904. 18. С. 481; 1916. 22. С. 372-373. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/64560.html

Псковская духовная семинария 18 августа 2010 г. 16:00 Псковская духовная семинария — старейшее учебное заведение города. Ее открыли в 20-е гг. XVIII в. стараниями епископа Псковского и Нарвского Рафаила (Заборовского). Она была создана на базе существовавших с 1733 г. греко-латинских классов, размещавшихся в одном из приделов Троицкого собора Пскова. В 1738 г. специально для семинарии было выстроено здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. В 1770-х гг. здание было перестроено после пожара. В XIX в. для расширения помещения семинарии архиепископ Евгений II (Казанцев) обратился в комиссию духовных училищ при Синоде с прошением о разрешении приобрести у жены инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского деревянный дом на каменном основании за 6,5 тыс. рублей за счет средств семинарии. Комиссия разрешила произвести покупку дома Яворских и уведомила об этом архиепископа Евгения. Некоторое время дом Яворских удовлетворял нуждам семинарии, но в 1840 г. снова встал вопрос о строительстве нового здания. Получив разрешение на строительство, руководство епархии обратилось за разработкой проекта и сметы к академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств А.Ф. Щедрину. Строительство нового двухэтажного здания было осуществлено на месте бывшего дома Яворских. В здании располагались просторные светлые классы, хорошо приспособленные для занятий. В центральной части здания размещалась домовая церковь. В начале XX в. по проекту петербургского архитектора А. Павловского старое и новое здания были объединены. При перестройке здания в 1901-1904 гг. архитектор А. Павловский надстроил здание объемом домовой церкви во имя Трех святителей с купольным завершением (двусветный зал). Купол над зданием семинарии напоминал о ее домовой церкви в честь Трех святителей. 14 (26) декабря 1891 г. в ней принял постриг преподаватель семинарии В.И. Белавин — будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 г. на здании была установлена мемориальная доска. Еще до перестройки на фасаде была надпись: «Господи! Во свете Твоем узрели свет». В 1918 г. Псковская духовная семинария была закрыта. В 1920-30-гг. в помещениях бывшей семинарии размещался Морской пограничный отряд ОГПУ, так как по Псковскому и Чудскому озерам проходила (как и сейчас) граница с Эстонией, а моряки псковского морпогранотряда несли охрану границы. Домовая церковь была ликвидирована, а облик здания изменился — исчезла церковная главка. Во время войны здание уцелело, и в нем обосновался Псковский педагогический институт. Сейчас в бывшем здании духовной семинарии размещается биологический факультет педагогического университета. Здание духовной семинарии находится под охраной как памятник федерального значения (Указ Президента РФ 176 от 20.02.1995). Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1248690.ht...

крыла при своей резиденции. Еп. Стефан (Авакумович) (1801-1822) ввел в епархии «Монашеские правила», к-рые согласовывались как с гос. предписаниями, так и с соответствующими указаниями 1733 г. митр. Карловацкого Викентия (Йовановича). Впосл. епархией управляли епископы Иосиф (Путник) в 1828-1830 гг., Максим (Мануилович) в 1833-1838 гг. Во время революции 1848 г. в епархии пострадали мн. храмы, восстановлением которых занимался еп. Пантелеимон ( Живкович; 1839-1851). При еп. Самуиле ( Маширевиче; впосл. патриарх Сербский) в 1853-1864 гг., согласно декрету имп. Франца Иосифа I от 24 дек. 1864 г., румын. церковные общины были выведены из юрисдикции Темишварской епархии и переданы Арадской епархии Трансильванской митрополии, а 15 общин со смешанным составом разделили по этническому принципу. Серб. общины, находившиеся на территории Арадской епархии, составили особый серб. Арадский протопресвитериат (благочиние), подчинявшийся Темишварской епархии. Но при этом Панчевский протопресвитериат (вместе с мон-рями Базиаш, Златица и Кусич) был переведен из Темишварской епархии в состав Вршацкой епархии, в к-рой после передачи румын. общин значительно уменьшилось число приходов. Т. о. территория Темишварской епархии стала простираться от г. Арад до г. Велики-Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Она была разделена на 4 протопресвитериата: Арадский, Кикиндский, Бечкерекский и Темишварский. Имп. рескриптом от 10 авг. 1868 г. было подтверждено вхождение Темишварской епархии в состав Карловацкой митрополии. Антоний (Нако; 1864-1872) стал 1-м епископом Темишварской епархии, в состав к-рой входили только серб. приходы. Во время управления еп. Георгия (Войновича; 1874-1881) продолжилось разделение смешанных румынско-сербских церковных общин по национальному признаку. Еп. Георгий ( Бранкович; впосл. патриарх Сербский), возглавлявший епархию в 1882-1890 гг., активно защищал интересы сербов перед властями Австро-Венгрии и заботился о просвещении паствы. После еп. Никанора (Поповича; 1891-1901) на кафедре епархии с 1904 по 1931 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Соколов. Икона. 10-е гг. XXI в. Александрович Соколов (7.03.1877, с. Андреевское Рузского у. Московской губ.- 31.10. 1937, полигон Бутово Московской обл. ), сщмч. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи пономаря. В 1891 г. поступил в МДС. По окончании семинарии в 1898 г. определен на должность учителя церковноприходской школы в с. Крымском Верейского у. Московской губ. 2 сент. 1899 г. викарием Московской епархии епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) Н. рукоположен во иерея к Преображенскому храму в с. Крымском. В том же году назначен заведующим и законоучителем в крымской церковноприходской школе, а также преподавателем Закона Божия в земской школе того же села. С 1902 по 1909 г. был законоучителем в земской школе с. Якшино Коломенского у. Московской губ., а с сент. 1909 г. преподавал Закон Божий в земской школе в с. Нара-Асанова Верейского у. и состоял членом благочиннического совета 3-го округа Рузского у. В 1909-1915 гг. состоял членом Рузского отд-ния Епархиального совета уч-ща. В 1911 г. избран в правление Звенигородского ДУ. В 1924 г. назначен настоятелем Преображенского храма в с. Крымское и возведен в сан протоиерея. Награжден набедренником (1904), скуфьей (1909), камилавкой (1915), митрой (1931). В 30-х гг. был благочинным церквей Верейского и Можайского районов. В 1930 г. Н. обложили повышенным сельскохозяйственным налогом, который он не смог выплатить. Пришлось продать лошадь и 3 коров. В том же году Н. был раскулачен. В 1931 г. его снова арестовали и, продержав под следствием месяц, отпустили. 11 окт. 1937 г. Н. был вновь арестован и заключен в тюрьму в Можайске, затем переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Согласно обвинительному заключению, являлся участником «контрреволюционной группы церковников» Верейского р-на. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 28 окт. 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://pravenc.ru/text/2565828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Сщмч. Павел Аношкин с женой Надеждой Никандровной. Фотография. 10-е гг. XX в. Сщмч. Павел Аношкин с женой Надеждой Никандровной. Фотография. 10-е гг. XX в. Павлович Аношкин (5.02.1891, с. Дуденево Горбатовского у. Нижегородской губ.- 11.01.1919, близ с. Мокина Оханского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Родился в семье мещанина г. Кунгура Пермской губ. П. А. Аношкина, проживавшего в то время в Дуденеве. По окончании Пермского ДУ поступил в 1906 г. в Пермскую ДС. В 1909-1910 гг. при содействии Императорского Палестинского православного общества в группе воспитанников семинарии совершил 3-месячное путешествие на Св. землю и на Афон. Путевой рассказ П. об этом паломничестве, в т. ч. об особенно важной для него ночной молитве на Голгофе, был опубликован в «Пермских епархиальных ведомостях». В 1912 г. окончил Пермскую ДС. 18 июня того же года был рукоположен Пермским и Соликамским еп. Палладием (Добронравовым) во диакона, а 19 авг.- во иерея к Покровской ц. в с. Верх-Сарсы (по гражданскому списку населенных мест 1904 г.- Верх-Сарсинское) Красноуфимского у. Пермской губ. Также был назначен заведующим и законоучителем верх-сарсинской церковноприходской школы и законоучителем сарсинской заводской и верх-сарсинской земской школ. Являлся председателем Верх-Сарсинского церковноприходского попечительства и председателем Вонифатьевского общества трезвости. 26 марта 1913 г. переведен в Николаевскую ц. в с. Мокино и назначен заведующим и законоучителем мокинской церковноприходской школы, законоучителем в школах в соседних деревнях Н. Талица, В. Талица и Кошели. С 1914 г. также преподавал Закон Божий в 2-классном Мокинском уч-ще. Награжден набедренником (1913). Во время гражданской войны в нач. янв. 1919 г. через Оханский у. отходили части 29-й стрелковой дивизии Красной Армии, в т. ч. Путиловский «Стальной» кавалерийский полк (из рабочих-большевиков Петрограда). 11 янв. 1919 г. проезжавшие через Мокино красноармейцы-путиловцы схватили П. и служившего вместе с ним диакона сщмч. Григория Смирнова. Их подвергли зверским издевательствам: избивали, гнали раздетых босиком по снегу, потом тащили привязанными за волосы к лошадям. Затем священника и диакона убили; у П. была разрублена голова. Тела бросили на берегу р. Берёзовки, где их нашли жители села и похоронили в церковной ограде мокинского Никольского храма (ныне не существует). В 2018 г. обретенные мощи П. и сщмч. Григория помещены в Вознесенско-Феодосиевской ц. Перми.

http://pravenc.ru/text/2581825.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010