Проповедническая деятельность активизировалась в 1904 г., когда П. м. б. включилось в работу Московской епархиальной противостарообрядческой миссии. Непременным членом братства являлся епархиальный противораскольничий миссионер (должность создана в 1902), получавший «направление своей деятельности» от совета П. м. б. (обычно епархиальный миссионер и подчиненные ему местные миссионеры и до своего назначения состояли в братстве). Увеличивалось число бесед со старообрядцами: в 1904 г. были проведены 274 беседы, в 1905 г.- 396, в 1908 г.- 519 бесед. В нач. 10-х гг. XX в. последовало резкое сокращение их числа: в 1910 г. были проведены 263 беседы, в 1912 г.-159 бесед. В Москве собеседования со старообрядцами чаще всего проходили в аудиториях МДС и Никольского единоверческого мон-ря. В ходе собеседований подвергались разбору положения старообрядческой экклезиологии, продвигалась идея единоверия . Несколько бесед в 1912 г. было посвящено книге Ф. Е. Мельникова «Блуждающее богословие: Обзор вероучения господствующей церкви» (М., 1911) (книга была запрещена к распространению приговором Московского окружного суда в 1911). Первое обсуждение состоялось 28 окт. 1912 г. (Собеседование со старообрядцами в аудитории при Сергиевской, в Рогожской, церкви//Братское слово. 1912. 22. С. 442-446; Запоздалая реклама//Церковь. 1912. 46. С. 1111-1112). Руководство П. м. б. приняло участие в I и II Всероссийских миссионерских съездах (29 июня - 13 июля 1887, 29 июня - 15 июля 1891), проходивших в Никольском единоверческом монастыре. Съезды выработали общие правила противостарообрядческой и противосектантской миссии. В 90-х гг. XIX в. П. м. б. открыло начальные школы в Богородском у.: в Авсюнине (1893), Костине, Новом, Селине, Заволинье, Глубинском (1898). В 1904 г. в школах обучался 291 чел., из этого числа 8 учеников были из правосл. семей, остальные - детьми старообрядцев. В 1908 г. в школах братства обучался 321 чел. На базе школ при поддержке братства учреждались единоверческие церкви - в 1904 г.

http://pravenc.ru/text/2580454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОНДРАК Вондрак [чеш. Vondrák] Вацлав (22.09.1859, Дуб, близ Прахатице, Чехия - 13.08.1925, Брно), чеш. филолог-славист, доктор философии (с 1884). Изучал романскую, а затем и слав. филологию (последнюю под рук. Ф. К. Миклошича ) в Венском ун-те. В 1884-1891 гг. частный учитель. Ассистент (1891), приват-доцент (1893), экстраординарный (1903) и ординарный (1910) профессор Венского ун-та. В 1895-1910 гг. одновременно хранитель Венской придворной б-ки. С 1908 г. В. совместно с М. Решетаром руководил кафедрой слав. филологии. Профессор ун-та в г. Брно (с 1920). Вацлав Вондрак. Фотография. Нач. ХХ в. Вацлав Вондрак. Фотография. Нач. ХХ в. В ранний период деятельности В. занимался преимущественно исследованием старослав. памятников и переизданием нек-рых из них ( Фрейзингенские отрывки, 1896). Так, публикуя Клоцев сборник (1893), В. предложил ряд новых прочтений текста (критики отмечали неточности в словоделении) и во введении анализ языка сборника. Авторство Анонимной гомилии он приписывал свт. Иоанну Златоусту (позднее Клименту Охридскому ). В Пражских листках (Altslovenische Studien. W., 1890) констатировал (вопреки мнению В. Ягича и И. И. Срезневского) отсутствие русизмов. Язык Супрасльской рукописи (1891) В. изучал по изданию Миклошича, что привело к нек-рым неточностям в выводах, в частности, об употреблении приставки роз- и формы розв как русизмов. В 1904 г. В. предложил сложную гипотезу происхождения Киевских листков . По его мнению, в основе памятника лежал оригинал, возникший (по лексикологическим признакам) в словенско-паннонской диалектной области, позднее переписанный чехом на сербско-хорват. почве и, наконец, скопированный в Юж. Сербии. В одной из монографий (Studie z oboru církevnslovanského písemnictví. Praha, 1903) В. рассматривал участие Климента Охридского в создании ряда текстов, напр. Паннонских житий слав. первоучителей и чина исповеди в Синайском Требнике . По вопросу происхождения старослав. языка В. придерживался взглядов, близких концепции Миклошича, и высказывал мнение о возможной ориентации глаголицы на самаритянский алфавит.

http://pravenc.ru/text/155222.html

В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие. В 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Ярославль. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери за Волгой. Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская Казанского монастыря /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1891 и 1894. Адрес: г. Ярославль, ул. Столярная, 18. Координаты: 57.648063, 39.898116 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 1891–1894 гг. – построена и освящена одноглавая Тихвинская церковь за Волгой. Кирпичная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная на средства Казанского Ярославского монастыря при расположенных за Волгой монастырских богадельне и кладбище. Серафимовский и Антоние-Митрофановский приделы пристроены в 1904-1908 гг. Закрыта не позже 1930-х г., капитально перестроена. Ныне служит столярным цехом мебельной фабрики. http://казанский-женский-монастырь.рф/; http://vsemmirom.com/hrams/ Тихвинская кладбищенская церковь расположена на берегу р. Волги, в 3-х вер. от Ярославля; приписана к ярославскому Казанскому ж. монастырю, каменная, двухпрестольная в честь Тихвинской Божией Матери (26 июня) с приделом св. Митрофана Воронежского; построена в 1894 году иждивением доброхотных дателей. Церкви принадлежит часовенка деревянная, с иконою Тихвинской Божией Матери при станции «Урочь» Вологодско-Арх. ж. д. Имеется монастырский дом для священника. Монахинь и послушниц 50 душ. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 41 На плане города Ярославля, изданном в 1911 году, на правом берегу «ручья» (так названа на карте река Урочь) стоит дача Казанского монастыря. Вероятно, дача нужна была монастырю для предания земле отошедших в иной мир монахинь, ведь в городе устраивать кладбища было запрещено ещё Екатериной Второй. Точное время её появления пока не выяснено, известно лишь, что по плану Менде, составленному около 1858 года, на этом месте находилась деревня Першина. В Государственном архиве Ярославской области есть «Дело об утверждении проекта на постройку каменной кладбищенской церкви на даче Ярославского Казанского женского монастыря за р. Волгой», датированное 13 - 21 февраля 1891 г. В нём лишь утверждён проект. Упоминаемые в деле план, фасад и разрез отсутствуют. Об окончании строительства нет ни слова.

http://sobory.ru/article/?object=23929

1889 г. – освящение Успенского храма во обители св. Стефана. Ноябрь 1889 – апрель 1890 гг. - указы св.Синода об учреждении монастыря в честь св. Александра Невского на Филейке. 29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке. В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали " Вятским Афоном " . Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община - основа будущего монастыря. 1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке. Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители. Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. 30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается …» Сретенский монастырь в 1920 году Сретенский монастырь в 1920 году Иеромонах Иоанн (Лудищев) В московских монастырях молились о заключенных. Московский житель Николай Окунев в своем дневнике от 26 июля/8 августа 1920 года писал: «Вчера был в Сретенском монастыре, где дьякон в ектенье упоминал о “заключенных епископах Феодоре и Гурии”. Дьякон такой тощий, голодный на вид». Сретенский монастырь в 1919 году Сретенский монастырь в 1919 году Иеромонах Иоанн (Лудищев) 20 сентября/3 октября 1919 года состоялось заседание Священного Синода под председательством Патриарха Тихона, на котором рассматривался и доклад Московского епархиального совета об обращении Сретенского монастыря в миссионерский. Это связано было с тем, что новым настоятелем обители назначался архимандрит Гурий (Степанов), автор многочисленных трудов по миссионерству, активный участник Поместного Собора 1917–1918 годов, будущий архиепископ. Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904 гг. Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904 гг. А.И. Осипова В работе представлен материал о деятельности настоятеля Сретенского монастыря на рубеже XIX–XX веков и облике обители того времени. Публикуются послужные списки братии монастыря. Сообщаются подробности подготовки и проведения главных церковных торжеств обители. Обобщение опубликованных источников и литературы по данной теме дополнено изложением обнаруженных архивных сведений, вводимых в научный оборот. Комментарии Вячеслав (Гольцов) 3 декабря 2012, 23:32 вот это труд!! действительно очень интеиесная статья! Лариса 3 декабря 2012, 21:03 Как же трудно жили православные верующие , а особенно монахи в то время .

http://pravoslavie.ru/57818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В. Н. Мышцын. Фотография. Нач. XX в. Василий Никанорович (21.01.1866, с. Волынь Рязанского у. и губ.- 02.08.1936, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), д-р церковного права, правосл. богослов, библеист, канонист. М. род. в семье священника Преображенской ц. с. Волынь. Окончил Рязанское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), МДА (1890), последнюю 2-м по списку, с правом защищать магистерскую диссертацию без нового экзамена. В степени кандидата богословия был утвержден 19 июня 1890 г. после защиты диссертации по теме: «Учение Святого ап. Павла о законе дел и законе веры». В 1891 г. диссертация была удостоена премии митр. Иосифа (Семашко) как лучшее кандидатское сочинение. Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Свящ. Писания НЗ под рук. проф. М. Д. Муретова . По окончании стипендиатского года указом обер-прокурора Синода от 4 июля 1891 г. был назначен в Симбирскую ДС преподавателем греческого языка, с 12 нояб. 1891 по 29 февр. 1892 г. преподавал там же Свящ. Писание. Приказом обер-прокурора Синода от 19 марта 1892 г. М. был переведен по собственному желанию в Рязанскую ДС на сверхштатную кафедру Свящ. Писания, 2 сент. 1892 г. занял там же кафедру греч. языка; преподавал также арифметику в Рязанском епархиальном женском уч-ще. Решением Совета МДА от 28 янв. 1894 г. был приглашен к занятию должности доцента по кафедре Свящ. Писания ВЗ и после прочтения 10-11 марта 2 пробных лекций: «Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих» и «Очерк содержания Книги Екклезиаст» - занял кафедру в статусе и. д. (исполняющего должность) доцента. 12 мая 1894 г. защитил на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры»; офиц. оппонентами выступили ординарный профессор по кафедре Свящ. Писания НЗ Муретов и экстраординарный профессор по кафедре греч. языка и словесности И. Н. Корсунский . В магистерской степени М. был утвержден указом Синода от 20 сент. 1894 г. на основании отзыва рецензента от Синода еп. Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева) ; 23 окт. был утвержден в должности доцента. 9 июня 1898 г. был избран экстраординарным профессором. Летом 1900 г. участвовал в поездке студентов и преподавателей МДА во главе с ректором академии еп. Арсением (Стадницким) по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме составил описание музея древностей книгохранилища архим. Антонина (Капустина) . В 1904 г. изучал античные древности в Риме и Неаполе, а затем в других европейских музеях. В 1905-1906 гг. в ж. «Богословский вестник» вел отдел по церковным и общественным вопросам.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

Преемником еп. Владимира на посту начальника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Невский; 1883-1891) — «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Он поступил в миссию в 1855 г. по окончании Тобольской духовной семинарии, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения от катехизатора и учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Епископу Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. 22 августа 1920 г. свт. Макарию по предложению Святейшего Патриарха Тихона пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария Алтайской миссией руководили Бийские епископы Владимир (Сеньковский; 1891-1893), Мефодий (Герасимов; 1894-1898), Сергий (Петров; 1899-1901), Макарий (Павлов; 1901-1905), Иннокентий (Соколов; 1905-1924). В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 г. миссия вынуждена была противостоять распространению бурханизма — алтайской формы ламаизма, претендовавшего на роль национальной религии алтайцев. К 1917 г. Алтайская духовная миссия имела 31 миссионерское отделение, обнимавшее 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46729 чел. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря: Николаевский Улалинский женский, Благовещенский Чулышманский мужской, Бийский Тихвинский женский (учрежден как община в 1897, с 1900 — монастырь) и 2 миссионерские иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учреждена в 1913). К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 чел. (2071 мальчик и 1226 девочек, из них детей коренных жителей — 971 мальчик и 363 девочки). Летом 1917 г. распоряжением Временного правительства школы были отобраны у миссии, после этого большинство школ прекратило свое существование, т.к. новая власть не смогла обеспечить их содержание. С установлением в 1920 г. на Алтае советской власти централизованное управление Алтайской миссией было нарушено, в 20-30-х гг. XX в. все миссионерские станы, монастыри, часовни и другие учреждения были закрыты.

http://patriarchia.ru/db/text/4226504.ht...

С 1890 г. издавался ж. «Вестник военного духовенства» (в 1911-1917 «Вестник военного и морского духовенства» , в 1917 «Церковно-общественная мысль» (Киев), в 2004 издание возобновилось). С 1889 г. проводились регулярные собрания военных пастырей, ревизионные поездки протопресвитера армии и флота по военным округам. С 1899 г. места священников в военном ведомстве предоставлялись преимущественно лицам с академическим образованием. В 1891 г. в ведомстве военного духовенства состояли 569 священно- и церковнослужителей (в армии и на флоте также служили католич. капелланы, раввины, лютеран. и евангелические проповедники, муллы, подчинявшиеся Департаменту духовных дел иностранных исповеданий Мин-ва внутренних дел). Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. вступило в действие положение «О полевом управлении войск русской армии в военное время» от 26 февр. 1890 г. (3 ПСЗ. Т. 10. 6609). В Маньчжурской армии был введен пост полевого главного священника - начальника всего духовенства в армии и настоятеля церкви главной квартиры. Война отмечена героическим служением как военных, так и морских священников, нек-рые из них погибли. Среди священников этой войны знаменит Митрофан Сребрянский (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий ), служивший при 51-м драгунском Черниговском полку. Прот. Стефан Щербаковский во время Тюренчэнского боя 18 апр. 1904 г. вместе с 11-м Восточно-Сибирским полком дважды ходил в атаку с крестом в руках, был контужен, несмотря на тяжелое состояние, напутствовал умиравших солдат. За проявленное мужество он был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. 1 авг. 1904 г., во время морского сражения в Корейском прол., судовой священник крейсера «Рюрик» иером. Алексий (Оконешников) воодушевлял экипаж тонущего крейсера. Иером. Алексий вместе с оставшимися в живых моряками попал в плен, как духовное лицо был отпущен, вывез из плена знамя и доставил донесение о гибели крейсера. Был награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Той же награды удостоились за Цусимское сражение 14 мая 1905 г. судовые священники иером. Порфирий (крейсер «Олег»), иером. Георгий (крейсер «Аврора»).

http://pravenc.ru/text/155073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кузнецов Николай Николаевич; 31.08.1875, Царское Село - 18.11.1938, Ижевск), архиеп. Сарапульский и Елабужский. Род. в семье священника С.-Петербургской епархии, впосл. митрофорного прот. Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впосл. в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 авг. 1903 г.- преподавателем рус. языка Устюжского ДУ, 20 февр. 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского ДУ. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сент. 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской ДС. В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) А. выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской ДС сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на А. губернатору, к-рый вызвал его для объяснения. В февр. 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке А. из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении А. настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской ДС усиленно просил о переводе А. преподавателем гомилетики в Пензенскую ДС. Сам А. хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода 1758 от 20-22 марта А. был оставлен в Ярославской ДС, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля А., «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода 2898 от 12-30 мая А. уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов .

http://pravenc.ru/text/64664.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010