Хотя энергичные эмиры Адрара - Ахмад ульд Мухаммад (1872-1891) и Ахмад ульд Сиди Ахмад (1891-1899) - безуспешно пытались возродить транссахарскую торговлю, ее оскудение вкупе с успехами французов повлияло на социально-политическую ситуацию в эмиратах. Колониальная дипломатия трактовала их правителей - по преимуществу военных вождей - как полновластных государей, а заключавшиеся с ними договоры, гарантировавшие безопасность караванного сообщения, придавали их авторитету дополнительный престиж, что вызывало недовольство др. групп «белых мавров», прежде всего марабутов-зуайя. Колониальное господство (1-я пол. ХХ в.) В 1900 г. Франция и Испания договорились о разграничении сфер влияния на западе Сахары по линии мыса Кап-Блан (Кабо-Бланко). В 1901 г. под предлогом защиты колониальной коммерции франц. отряд под командованием Копполани занял территорию Шеммамы. Вскоре она была объявлена «протекторатом над мавританскими странами» (protectorat des pays maures), к-рый в 1902 г. распространился на Трарзу, а в 1904 г.- на Бракну. Как 1-й комиссар протектората Копполани в 1905 г. от имени генерал-губернатора Французской Зап. Африки (ФЗА) объединил Трарзу, Бракну и Тагант в «гражданскую территорию Мавритания», где сохранялась власть прежних вождей, но была запрещена работорговля. К 1912/13 г. Франция контролировала всю территорию совр. М., к-рая в 1920 г. особым декретом получила статус колонии в составе ФЗА (во главе с вице-губернатором). Вооруженное сопротивление местного населения колонизаторам продолжалось до сер. 30-х гг. XX в., причем межплеменные распри и противоборство арабов и берберов, кочевников и оседлых нередко делали колонию практически неподконтрольной метрополии. Только в 1932-1934 гг. 3-я Республика ликвидировала эмираты Бракна и Адрар, причем если первый почти не оказал отпора, то второй покорился только после битвы при Ведьян-эль-Харруб, в к-рой погиб эмир Сид Ахмад ульд Ахмад Аида. В 1939 г. завершилось «собирание земель» М. присоединением к ней областей Валата и Нема, до того подведомственных администрации Французского Судана (позднее - Мали), но многие районы (напр., Эль-Джуф на востоке страны) успешно избегали европ. проникновения вплоть до 1955 г.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

В кон. 1891 г. на М. О. прибыли первые католич. миссионеры Э. Бонтан и К. Вебер из ордена Св. Сердца. Высадившись на атолле Джалуит, они возвели часовню и подготовили здание для буд. школы. Однако вскоре они были отозваны, т. к. нем. власти опасались, что возникнет серьезный конфликт между католиками и протестантами, как это происходило на др. островах Океании. Тем не менее через неск. лет нем. власти подали офиц. запрос в Рим для разрешения деятельности католич. миссионеров на М. О. В 1896 г. Бонтан и Вебер снова посетили Джалуит. В нач. 1899 г. нем. католич. миссионеры окончательно закрепились на М. О. В 1904-1914 гг. один из них, А. Эрдланд, собрал на атолле Джалуит много ценных сведений по традиц. культуре и языку маршалльцев, к-рые были опубликованы в 1914 г. В 1904 и 1911 гг. миссионер ордена Св. Сердца Г. Линкенс посетил архипелаг и в 1912 г. на основе собранных материалов опубликовал книгу о деятельности католической миссии и обитателях М. О. Помимо Джалуита, католич. миссионеры распространили свое влияние на атоллах Ликиеп (1902) и Арно (1906). Несмотря на строительство церквей и школ, а также распространение переводов Библии, процесс обращения маршалльцев в католичество шел довольно медленно. В 1911 г. католич. население архипелага составляло ок. 180 чел. Когда в 1914 г. М. О. были захвачены Японией, то нем. католич. миссионерам было разрешено остаться и работать в течение года. В 1916 г. были закрыты миссии на Ликиепе и Арно, т. к. японцы разрешили присутствие оставшихся немцев только на Джалуите. В 1919 г. все нем. миссионеры были вынуждены покинуть архипелаг. Несмотря на изгнание католич. миссионеров-немцев, япон. власти проинформировали Ватикан о желании привлечь на свою мандатную территорию католиков др. национальностей, т. к. миссии рассматривались японцами как средство «умиротворения и окультуривания» местного населения. В итоге продолжить католич. миссионерскую деятельность на М. О. было поручено испан. иезуитам, которые в 1922 г. прибыли на архипелаг. 4 мая 1923 г. М. О. вошли в апостолический викариат Марианские, Каролинские и Маршалловы острова. В 1940 г. японские власти запретили деятельность иезуитов. К тому времени численность католиков на островах достигла 500 чел. После окончания второй мировой войны на М. О. продолжили миссионерскую работу иезуиты из США. 4 июля 1946 г. был образован апостолический викариат Каролинские и Маршалловы острова. 3 мая 1979 г. было создано еп-ство Каролинские и Маршалловы острова, которое было разделено 23 апр. 1993 г. на еп-ство Каролинские острова и апостолическую префектуру Маршалловы острова.

http://pravenc.ru/text/2562532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (14.12.1862, Калуга - 26.02.1938, Леванто, Италия), писатель, лит. критик, драматург, публицист революционно-демократического направления. Сын прот. Валентина Амфитеатрова , от отца всегда был духовно далек, изобразил его черты в образе свящ. Маркела в романе «Дочь Виктории Павловны». Окончил гимназию в Москве (1881), юридический фак-т Московского ун-та (1885). Печатался с 1881 г., с 1882 г. работал журналистом, публиковал стихи, фельетоны, рассказы. А. В. Амфитеатров А. В. Амфитеатров В 1891-1899 гг. А. писал для «Нового времени» А. С. Суворина , но затем публично раскаялся в «охранительстве и национализме» и перешел на антигос. позиции, создал ряд сатирических статей, очерков, самым резким из к-рых стал фельетон «Господа Обмановы» (1902), где язвительно высмеивались члены династии Романовых, прежде всего св. мч. имп. Николай II . За это А. был подвергнут высылке в Минусинск, но затем, во внимание к заслугам его отца, переведен в Вологду и вскоре возвращен в С.-Петербург. С началом русско-япон. войны в 1904 г. А. выехал корреспондентом на Дальн. Восток, за публикацию статьи, в к-рой выступил против обвинений студентов Горного ин-та в прояпон. настроениях, вновь был выслан в Вологду с запрещением лит. деятельности. Летом 1904 г. А. покинул Россию, жил в Италии и Франции, общался с революционно настроенными эмигрантами, 16 мая 1905 г. посвящен в масоны в парижской ложе «Космос» (Серков. С. 62). Его сочувствие революционерам сказалось, в частности, в издании революционной газ. «Красное знамя» (1906-1907), в причислении к «святым отцам революции» М. А. Бакунина (тема лекции в Высшей рус. школе общественных наук), а также в создании антицерковного памфлета «Акафист Сергию Каменноостровскому и стихиры» (1906). В 1906-1916 гг., живя в эмиграции, А. активно печатался во многих российских периодических изданиях. После возвращения в Россию в 1916 г. продолжал антигос. выступления в печати, за что подвергся адм. высылке в Иркутск, откуда вернулся после февральской революции 1917 г. Октябрьскую революцию встретил враждебно, в 1921 г. бежал за границу, последние годы жизни провел в Италии, продолжая литературно-художественную деятельность.

http://pravenc.ru/text/114650.html

Произведенные на русском участке раскопки и найденные здесь остатки древней стены, порога Судных врат, арки базилики Константина и пристроек византийской эпохи, естественно, потребовали со стороны Палестинского общества сооружения зданий для защиты находок от непогоды. Для этого общество нашло необходимым всю северную часть участка, где были сосредоточены главные реликвии, связанные с евангельскими событиями, реконструировать так, чтобы к ним был возможен свободный доступ паломников; здесь же предполагалось устроить археологический музей. Тринадцатого сентября 1887 г. трудами Палестинского общества был заложен первый камень нового здания. К 1891 г. было закончено строительство сооружений, которые должны были охранять древние святыни. Порог Судных врат, открытый при раскопках, был огражден решеткой, и по обеим стенам были помещены иконы, а сверху, на арке, повешены лампады. Некоторый вклад в археологические исследования Святой Земли внесли и сотрудники основанного в 1894 г. Русского археологического института (РАИ) в Константинополе (см.: Успенский Ф. О РАИ в Константинополе//Труды Десятого археологического съезда в Риге (1896). М., 1900. Т. 3: Протоколы. С. 44–50). Хотя основной областью интересов института была византология, однако его ученые предприняли несколько археологических разведок по всему Ближнему Востоку и даже провели раскопки на участках Русской Духовной миссии, доставив богатый археологический материал (см.: Фармаковский Б. Последние научные предприятия РАИ в Константинополе//Труды Одиннадцатого археологического съезда в Киеве (1899). М., 1902. Т. 2: Протоколы. С. 79–80). Археологическая экспедиция 1891–1892 гг., проводившаяся по инициативе Палестинского общества и при участии Я. Смирнова (см.: Кондаков Н. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904), а также экспедиции в 1898 г. в Заиорданье (см.: Дмитриевский А. ИППО и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Историческая записка. СПб., 1907), в 1908 г. на Синай, а в 1913 г. – в Тивериаду (см.: Семенов Д. Русское Палестинское общество и его деятельность до войны 1914 г.//НВ. 1925, 8–9. С. 210–214) привели к тому, что отечественная библейская археология поднялась к 1914 г. на уровень, в некоторых отношениях превышавший европейский (и уж тем более американский).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

по всей епархии прошли миссионерские беседы с сектантами, к-рые проводили приглашенные миссионеры из др. регионов. В 1888 г. появилась должность епархиального противосектантского миссионера. Были учреждены должности окружных миссионеров для противодействия распространению сект: в Оренбургском (1891), Челябинском (1891) и Уральском (1894) округах. В 1915 г. епархиальный миссионер докладывал о почти 9 тыс. представителей различных сект в епархии, фактически их число было намного больше. Секты мистического толка (хлысты, монтане, мормоны, скакуны, квасники, постники и т. д.) были сосредоточены в основном в Тургайской обл. и в Орском и Оренбургском уездах. Хлыстовство часто встречалось в казачьих станицах вдоль рек Урал и Сакмара. Рационалистическое сектантство (баптизм, адвентизм и молоканство) было распространено среди переселенцев из зап. губерний России в Кустанайском и Актюбинском уездах Тургайской обл., в Оренбургском и Орском уездах. С открытием переселенческих приходов деятельность сектантов стала ослабевать. В 1915 г. при оренбургской пастырско-миссионерской школе начали работу воскресные миссионерские курсы для ревнителей из мирян. В 1900-х гг. в епархии увеличивалось число мон-рей, причем, как и в др. российских регионах, наблюдался рост преимущественно жен. монашества. В нач. ХХ в. близ ст. Юргамыш Сибирской железной дороги возникла Серафимовская община, приписная к челябинскому Одигитриевскому жен. мон-рю. Пять общин были преобразованы в мон-ри: Покровская в Орске (1898), Свято-Николаевская в Илецкой Защите (1900) и Покровская близ г. Верхнеуральска (1901), Покровская (Разгуляевская) в Оренбургском у. (1904), Иверская в Кустанае Тургайской обл. (1908). Мон-ри оказывали многообразную духовную и социальную помощь населению. Больницы для бедных действовали в челябинском Одигитриевском жен. мон-ре, оренбургском Успенском жен. мон-ре. Приют для призрения бедных содержал верхнеуральский Покровский жен. мон-рь. При троицком Казанско-Богородицком жен. мон-ре располагался дом милосердия для призрения вдов и калек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

комиссия под председательством товарища министра внутренних дел И. фон Гильдебрандта по пересмотру Временных правил 1882 г., которая предлагала их отменить. В 1898 г. Сенат запретил евреям (включая имевших право на повсеместное проживание) выбирать местом жительства Сибирь. 5 июня 1899 г. был издан циркуляр об установлении процентной нормы количества студентов-евреев в университетах не по общему числу студентов, а по каждому фак-ту, что значительно уменьшало число евреев среди них. По вышедшему в июле 1901 г. циркуляру, число студентов-евреев в университетах должно было составлять в столицах до 2%, в др. внутренних губерниях - до 3, в черте оседлости - до 7%. Прежняя процентная норма и ее исчисление по общему числу студентов были восстановлены только при министре народного просвещения Г. Э. Зенгере (1902-1904). В 1899 г. были утверждены «Московские временные правила», затруднявшие вступление евреев в купеческие гильдии Москвы. В это время в Москве уже была построена хоральная синагога (1891), но она так и не была официально открыта, т. к. властям показалось, что купол синагоги напоминал купол правосл. храма, и его приказали переделать, а также убрать с фронтона изображение скрижалей Моисея. Переделка синагоги затянулась, но богослужения в ней проводились. В 1892 г. по предписанию властей службы в синагоге были запрещены и, чтобы сохранить здание, община открыла там ремесленное училище-приют, в 1895 г. преобразованное в приют-уч-ще «Талмуд-Тора». В кон. XIX в. в Москве существовал лишь частный евр. молельный дом банкира Л. С. Полякова на Б. Бронной. В 1891 г. из Москвы было выселено ок. 30 тыс. евреев, не имевших права находиться за чертой оседлости. В городе осталось ок. 5 тыс. евреев. В последние 20 лет XIX в. и особенно в нач. ХХ в. развивались и усложнялись формы евр. образования. С 70-х гг. XIX в. получило популярность движение «Мусар» (Мораль), к-рое возникло в среде лит. митнагдим как стремление противостоять ассимиляции. Свою главную задачу движение видело в создании новой формы религ.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Анхиз в Энеиде, только что видевший, как пламя охватило голову Аскания, не зажигая волос, не сразу доверяет этому необычайному знамению, но просит Юпитера подтвердить его, и Юпитер отвечает громом 2293 . В положении Константина эта нерешительность и желание получить новое подтверждение тем более понятна, что ему приходилось делать исключительно важное решение – выбирать между старой религией, за которой стояло всё прошлое Рима, и презираемым доселе Богом христианским. Значит, и здесь у Евсевия всё обстоит благополучно. Чтобы покончить с Евсевием, нам остаётся выяснить отношение к нему Лактанция . Как ни сильно бьёт Евсевия аргумент, заимствуемый из Лактанция , он всё же недостаточен для того, чтобы в тех частях, в каких Кесарийский епископ отличается от него, лишить его всякого значения. Чтобы измерить его научный вес, нам необходимо войти в некоторые специальные вопросы касательно сочинения „О смерти гонителей“ и самого Лактанция . Прежде всего нужно иметь в виду, что сочинение „О смерти гонителей“, в котором содержится известие о ночном откровении Константину, вовсе не представляет собой такого научного факта, на который можно было бы опираться без всяких предварительных оговорок. В науке ещё доселе —661— окончательно не решён кардинальный в данном случае вопрос, принадлежит ли это сочинение действительно Лактанцию , или оно есть произведение неизвестного писателя? Не так давно, именно в 1869–1891 гг. гейдельбергский учёный Брандт в ряде статей, посвящённых Лактанцию , массой аргументов доказывал, что этот писатель никоим образом не может быть признан автором сочинения „О смерти гонителей“, и отрицательный вывод Брандта на этот раз с поразительной скоростью усвоен был русской церковно-исторической литературой в докторской диссертации проф. Садова о Лактанции, напечатанной в 1895 г. 2294 . Но год издания проф. Садовым своей диссертации был вместе с тем и годом поворота учёных мнений в обратную сторону. Уже в своём отзыве о книге Садова покойный пр. Болотов, можно сказать, блистательно защитил авторские права Лактанция 2295 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди этих находок всеобщее внимание западной христианской науки привлекло к себе из ряда вон выходящее открытие в трех последовательно обнаруженных фрагментах (в 1897, 1904 и 1906 гг.) записей отдельных слов Христовых, частью известных нам уже по Евангелию, частью же совершенно новых. Место этого последнего открытия – или открытий – Египет. Благодаря организованным известным английским ученым предприятиям «Egypm Exploration» и энергично, планомерно и умно проведенным раскопкам, прославившим целый ряд исследователей (Flinders Petrie, Grenfell, Hunt и др.), древний Египет вернул цивилизованному миру из своих песчаных недр (главным образом, древнехристианских и языческих могил) множество первоклассных памятников письменности античного мира – общелитературных, юридических и религиозных. Достаточно здесь напомнить, что египетские папирусы и глиняные черепки (так наз. ostraka) подарили нам такие памятники древней литературы, как например, новые оды Пиндара, части утраченных трагедий Эврипида или комедий Менандра, отрывки комментариев ко 2-й книге Фукидида, найденный в 1891 г. трактат Аристотеля о государственном устройстве Афин и пр. 133 . И вот не меньшая удача выпала в Египте на долю воскрешения древнейшей христианской письменности. В 1897 году английским ученым исследователям Гренфеллю и Ханту удалось найти при раскопках в теперешней маленькой арабской деревушке Бенеса, на развалинах древнеегипетского города Оксиринха (столицы соответствующего «нома»), среди других любопытных памятников глубокой старины и, в частности, среди множества свитков папируса, листок, на котором оказались начертанными несколько отдельных изречений Иисуса Христа. 134 Этот листок папируса, как видно по его нумерации, – лист II – был в свое время вырван из целого кодекса, к сожалению, до сих пор в Оксиринхе не найденного и вообще в науке неизвестного. Изречения на этом листке следуют одно за другим без всякого связующего их описательного текста, и каждое из них вводится словами: ησος λγει – «Иисус говорит». Вслед за находкой 1897 года, тогда же опубликованной, 135 последовала вторая, не менее замечательная, сделанная там же и теми же исследователями в 1904 году: то были два листка папируса с несколькими изречениями Христа Спасителя на одном из них и с неизвестным до сих пор текстом какого-то Евангелия (может быть, так наз. «Евангелия Египтян») на другом. 136 Наконец, к 1906 году относится находка еще третьего фрагмента, найденного все тем же Гренфеллем, с довольно длинным и в высшей степени замечательным отрывком из неизвестного евангелия. 137

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

В. И. Иванов. Рис. К. А. Сомова. 1907 г. (ГТГ) В. И. Иванов. Рис. К. А. Сомова. 1907 г. (ГТГ) И. с женой (женился в 1886 на Д. М. Дмитревской, 1864-1933) обосновался в Берлине, где продолжил учебу, занимаясь экономико-юридическими аспектами рим. истории; становлением И. как ученого руководили О. Гиршфельд и Т. Моммзен ; об ученичестве у последнего И. всегда вспоминал с гордостью (О Моммзене//Весы. 1904. 11. С. 46-48; Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 16-21; Альтман. 1995. С. 30-31). По окончании курса (1891) И. принялся за диссертацию о рим. откупах. Он жил в Париже, побывал в Лондоне, позже перебрался в Италию. Странствия по Европе означали для И. продолжение и углубление образования: он изучал памятники культуры, прежде всего античности,- нарабатывалась восхищавшая и часто подавлявшая его современников гуманитарная эрудиция И., прекрасно структурированная классической нем. школой и философски осмысленная. Круг общения И. в это время - молодые рус. ученые, работавшие за границей (И. М. Гревс, С. А. Котляревский, М. И. Ростовцев , М. Н. Сперанский ), нем. филолог-византинист К. Крумбахер и др. (в Берлине Ивановы сдружились также с ученым свящ. Алексеем Мальцевым ). Со многими из них устанавливаются на долгие годы дружеские отношения, особенно близкие - с историком Гревсом. В мире академической интеллигенции И. навсегда останется «почти своим». Еще в школьные годы И. испытывает «страсть к Достоевскому» (Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 14). «Как только я очутился за рубежом,- писал позже И.,- забродили во мне искания мистические и пробудилась потребность сознать Россию в ее идее. Я принялся изучать Вл. Соловьева и Хомякова» (Там же. С. 18). С нач. 90-х гг. XIX в. И. захватывает изучение Ф. Ницше . Скоро, однако, увлечение нем. философом превратилось в многолетний внутренний спор с ним, в к-ром ницшеанскому антихристианству, индивидуализму, культу самоутверждающейся силы И. в конце концов противопоставил христ. ценности самопожертвования во имя спасительного единения человечества; «кристаллизованы... Да и Нет ницшеанству» ( Брюсов. 1976. С. 442) только в 1903 г. в ст. «Ницше и Дионис» (Весы. 1904. 5). В ницшеанских терминах И. сознал свой самый значительный жизненный кризис (Автобиография 1917//Соч. Т. 2. С. 19): в 1894 г. он встретил Л. Д. Зиновьеву (лит. псевдоним - Л. Д. Зиновьева-Аннибал), ради к-рой в 1895 г. оставил жену и дочь («Я развелся с Дмитревской, очень сурово и жестоко это было, но я тогда был ницшеанцем, и это мне помогло. Теперь я это воспринимаю как убийство, ибо жизнь Дмитревской оказалась совершенно разбитой, а наша дочь сошла с ума» - Альтман. 1995. С. 48).

http://pravenc.ru/text/200479.html

Научное же изучение деяний началось в Новое время. Вначале речь шла в основном об издании текстов: к сер. XIX в. появились не только публикации отдельных памятников, но и неск. изданий большинства текстов под одной обложкой ( Fabricius. 1703, 1719; Thilo. 1832; Tischendorf. 1851). Однако научный уровень критики текстов был еще невысок (см., напр.: Gutschmid. 1864). Новый этап в изучении Д. а. а. наступил в кон. XIX в. Р. А. Липсиус и М. Бонне опубликовали тексты ( Lipsius, Bonnet. 1891) и их первое научно-критическое исследование ( Lipsius. 1883). Липсиус ввел в научный оборот весь круг текстов, относимых к Д. а. а., дал обзор их рукописной традиции и тем самым наметил пути будущего исследования. Не меньшую роль в развитии исследований апокрифов на рубеже веков сыграли издания Д. а. а. на вост. языках, осуществленные Ч. Райтом, И. Гвиди, П. Беджаном, У. Баджем, А. Смит-Льюис и др. ( Wright. 1871; Guidi. 1888; Bedjan. 1892; Budge. 1899; Smith Lewis. 1904). Благодаря этим публикациям появилась нек-рая полнота текстового корпуса Д. а. а. и стали выходить как подробные исследования по отдельным темам (напр.: Flamion. 1911), так и обобщающие работы ( Haase. 1922) и справочники (NTApo. 1904). В период между мировыми войнами тексты издавались мало, но возрос интерес к отдельным темам и аспектам Д. а. а. ( S ö der. 1932; Bl ü menthal. 1933). Несмотря на постоянное обновление основного справочника по Д. а. а. (NTApo. 1959-19643; NTApo. 1987-19895), до 70-х гг. XX в. исследование деяний шло медленно. Достижения в этой области связаны не столько с открытием новых текстов (напр., отрывка оригинальных «Деяний Андрея»), сколько с организацией международного сотрудничества исследователей, вылившегося в создание Ассоциации по изучению христ. апокрифической лит-ры (Association pour l " étude de la littérature apocryphe chrétienne - AELAC) на принципах всестороннего подхода к текстам Д. а. а. во всей полноте рукописной и переводной традиции. Для этих целей была основана «Series apocryphorum» в составе «Corpus christianorum» (CCSA), в рамках к-рой появились полные критические издания «Деяний Иоанна», «Деяний Андрея» и «Деяний Филиппа», а также франц. перевод арм. Д. а. а. и конкорданс к «Деяниям Филиппа» (CCSA. 1983). Кроме того, эта ассоциация выпускает специализированный ж. «Apocrypha» и бюллетень с обзором лит-ры по Д. а. а. Важной вехой в изучении апостольских деяний стало также появление справочника «Clavis apocryphorum Novi Testamenti» (CANT) и 2 т. в «Библиотеке Плеяды» (Écrits apocryphes chrétiens. Vol. 1-2).

http://pravenc.ru/text/171796.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010