Петру, и другим апостолам, имеют один и тот же смысл; 3) православная церковь чтит ап. Петра бескорыстно, как одного из апостолов, между тем, ультрамонтаны излишне благоговеют пред ап. Петром т. ск. с заднею мыслью только потому, чтобы на его величии, как логическом постулате, утвердить величие папы; 4) похвалы ап. Петру не заключают в себе идеи не только верховенства, но вообще превосходства ап. Петра над прочими апостолами (Тр. К. Д. А. 1878 г. 10. 12). 3) «Католический догмат о непогрешимости папы». Это актовая речь. В ней М. Ф. доказывает, что догмат о папской непогрешимости несостоятелен и формально, как не нашедший полного согласия между отцами собора и вне собора, и по существу, как противоречащий вопиющей безнравственности многих пап, суждениям и определениям пап, стоящим в противоречии с традиционным догматом или взаимно исключающим друг друга, часто у одного и того же папы и, наконец, тем осуждениям, которым папы подвергались на соборах (Тр. К. Д. А. 1881. В связи с преподаванием догматического богословия стоят следующие статьи М. Ф. Ястребова : 1) «Памяти высокопреосвященных Димитрия (Муретова) и Макария (Булгакова) ». Вопреки ходячему мнению, будто известная пятитомная догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть не что иное, как печатное воспроизведено лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова) , читанных им в бытность ректором и профессором киевской Духовной Академии, М. Ф. доказывает здесь, что «все суждения и толки о каких бы то ни было заимствованиях, которые будто бы вошли в догматику преосвященного Макария из лекций преосвященного Димитрия, не имеют ни малейшего основания» (Тр. К. Д. А. 1887. кн. 6). 2) «Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов) , архиепископ Херсонский и Одесский». Это библиографическая статья, вызванная книгою протоиерея Н. Смирнова: «Высокопреосвященный Дмитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский. Его биография». 1898. В своей статье М. Ф. излагает в общих чертах содержание книги о. Смирнова и исправляет достаточное число вошедших в нее «недочетов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

2,288 саж.; план и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из деревень: Куркова (1 вер. от церкви), Черткова (1½ вер.), Иванькова (6 вер.), Алешкова (7 вер.), Петровской (4 вер.) и Михальчукова (1 вер. Гороховецк. уезда); в них по клировым ведомостям числится 994 души муж. пола и 1,207 женского. На погосте с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 32. Успенский приход Погост Успенский на р. Суворще находится в 17 верстах от уездного города и в 105 от губернского. Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: « церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Федора Ив. Мстиславскаго княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи». Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятые Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно. – В действительности, на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. – Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях. В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь , которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине текущего столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

XV в. ( Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР. 1901. Кн. 2. Смесь. С. 7-14). Одновременно с Игнатием Смольнянином К-поль по торговым делам («куплею») посетил диакон (дьяк?) Александр; его лапидарный перечень цареградских святынь включен в Новгородскую IV летопись в конце статьи 1395 г. (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 376-378). Конечно, далеко не все паломники оставляли записки, и в действительности их круг шире; так, к их числу в посл. четв. XIV - нач. XV в. следует отнести и прп. Епифания Премудрого, к-рый в своем Житии прп. Сергия Радонежского в заключительной похвале святому замечает, что Сергий «не взыска Царьствующаго града, ни Святыа горы или Иерусалима, якоже аз, окаанный… полъзаа семо и овамо, и преплаваа суду и овуду» (БЛДР. 1999. Т. 6. С. 404), из чего можно заключить, что прп. Сергий, как и мн. отцы Церкви, не одобрял монашеских П. Проблематична принадлежность прп. Епифанию сказания о пути к Иерусалиму через К-поль и Афон рубежа XIV и XV вв., которое надписано именем некоего Епифания «мниха» (ППС. 1887. Т. 5. Вып. 3(15)) и выказывает текстуальную зависимость от «Хождения» архим. Агрефения. Последним известным рус. П. до падения К-поля в 1453 г. стало путешествие иеродиакона Троице-Сергиева мон-ря Зосимы, посетившего кроме К-поля также Афон и Иерусалим (1419-1422). Из сочинения Зосимы под названием «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник», видно, что его паломнический замысел разрастался постепенно: после молитв у мощей преподобных Антония и Феодосия Печерских в Киеве Зосима задумал двинуться в Царьград, по дороге завернув на Св. Гору и в Солунь к св. Димитрию; в Царьграде же у него рождается мысль о П. на Св. землю. Все это характеризует Зосиму скорее как не стесненного в средствах паломника, чем как церковного посла: с предположением, будто Зосиме было поручено провести переговоры с патриархом о готовившемся прославлении прп. Сергия Радонежского ( Ченцова В. Г. О причинах путешествия рус. паломника XV в. Зосимы на христ. Восток//Иностранцы в Византии.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

430 Иван Петрович Корнилов (1811–1901) – государственный деятель, географ, историк школьного образования в России; в 1864–1868 гг. – попечитель Виленского учебного округа, в 1870-е гг. – председатель С.-Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета, на протяжении долгих лет – член Совета министра народного просвещения. С Корниловым Гиляров был лично знаком и поддерживал приязненные отношения еще с конца 1850-х гг., когда тот был инспектором казенных училищ Московского учебного округа. 431 Александр Данилович Мейн (1836–1899) в 1887 г. был удален с должности управляющего канцелярией московского генерал-губернатора (ходили слухи, что под его влиянием кн. Долгоруков благоволил евреям, что вызывало недовольство в верхах, выразившееся в отставке Мейна) и возглавил один из частных московских банков. Мейн являлся московским обозревателем петербургского «Голоса», заведовал неофициальной частью «Московских губернских ведомостей», сотрудничал с «Русскими ведомостями». 432 РНБ. Ф. 377. 5 92. Л. 1–2. Братья Поляковы (Самуил, Яков и Лазарь Соломоновичи) – крупные предприниматели и банкиры, железнодорожные магнаты. Самуил Поляков оказал Каткову существенную финансовую поддержку при основании Лицея цесаревича Николая. 433 Там же. Л. 3–3 об. Владимир Карлович Саблер (1845–1929) в описываемое время был управляющим канцелярией Св. Синода. Д. А. Толстой был в отпуске по болезни, жил в своем имении и не мог лично принять активное участие в решении вопроса о «Московских ведомостях». 434 Имеется в виду проходившая ежегодно в июле – августе знаменитая Нижегородская (бывшая Макарьевская) ярмарка. 436 РНБ. Ф. 377. 592. Л. 4–7 об. Первая поездка Гилярова в Петербург состоялась в последних числах августа – начале сентября. 437 Тертий Иванович Филиппов (1825–1899) – государственный и общественный деятель, писатель, публицист. В то время занимал должность товарища государственного контролера. Был убежденным сторонником возвращения русской церкви к каноническим основаниям церковной жизни. На этой почве имел неприязненные отношения с Победоносцевым. По целому ряду вопросов внешней и внутренней политики расходился с Катковым. Близкий приятель И. П. Корнилова и Гилярова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Церковь во имя свт. Николая Марликийского в Замостье. 1604 г. Литография. 1896 г. (РГБ) После издания в 1864 г. положения о создании приходских попечительств при правосл. храмах в В. е. было открыто попечительство при Новогеоргиевском соборе (1865), затем при церкви в Ивангородской крепости; в 1891 г. в епархии насчитывалось 289 попечительств, в 1897 - 348, в 1904 - 318. Попечительства занимались ремонтом и украшением храмов, устроением приходских школ, делами милосердия и благотворительности и др. Аналогичные цели ставило перед собой и учрежденное в 1866 г. в Варшаве Русское благотворительное об-во под покровительством наместника Царства Польского и попечительством архиепископа Варшавского, в к-рое входило почти все духовенство епархии. Оно снабжало наиболее нуждающиеся храмы В. е. богослужебными книгами, помогало деньгами, имело 4 отд-ния: 2 в Кельцах, Петрокове и Люблине, в 1868 г. открыло в Варшаве приют (Мариинский) для 60 правосл. детей, принятых под покровительство имп. Марии Феодоровны; в 1886 г. в приюте воспитывались 236 детей. Архиеп. Иоанникий (Горский). Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА) Архиеп. Иоанникий (Горский). Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА) Важную роль в церковно-общественной жизни Привислинского края играли правосл. церковноприходские братства , ставшие преемниками древних западнорус. объединений правосл. мирян. Наиболее многочисленным и активным было холмское Свято-Богородицкое братство, возобновленное при кафедральном соборе в 1879 г. и в 1882 г. принятое под покровительство имп. Александра III. В год возобновления братства в нем состояли 554 чел., в 1902-1903 гг.- 1858 чел. Братство учредило неск. стипендий для учащихся Холмских ДС и ДУ, в 1882 г. открыло церковно-археологический музей с обширным собранием памятников церковной старины Холмской Руси, издавало душеполезную лит-ру. Большое значение в жизни В. е. имело Свято-Николаевское братство, открытое в 1877 г. при Николаевской ц. в Замостье, с 1888 г. состоявшее под покровительством вел. кн. Владимира Александровича. Братство противодействовало католич. пропаганде и помогало воссоединению униатов с Православием. Оно создало приют для мальчиков, содействовало устроению церковных хоров и сельских школ, помогало нуждающимся. К кон. 1877 г. в Замостском братстве состояли 392 чел., в 1902-1903 гг.- 314 чел. В 1887 г. было открыто братство при кафедральном Троицком соборе в Варшаве, занимавшееся попечением о правосл. воспитании детей от смешанных браков, преимущественно сирот. Братство в 1888-1889 гг. насчитывало 870, в 1904 г.- 980 членов. После издания в 1881 г. общего братского устава были возобновлены или учреждены и др. братства, к 1895 г. их в В. е. насчитывалось 319. Духовные учебные заведения

http://pravenc.ru/text/150457.html

Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. Древний храм на месте погребения св. апостола Симона находится ныне в пределах нашего новоафонского Симоно-Кананитского монастыря. См. кн. Архиман. Леонида: «Абхазия и ее христианские древности», Изд. 2, М, 1887. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. Как о сей, так и о других чудотворных афонских иконах не говорим здесь пространно, потому что сказано о них в особой повести собственно о всех афонских чудотворных иконах. См. книгу «Вышний покров над Афоном». М. 1892. Из Neon Martirologon. «Животи кральева и архиепископа српских», Даничич. Загреб. 1866 г. Память его 8 февраля. В 1269 г. «Св. южных славян», Филарета, архиеп. Черниговского, Дополн. 249. Память его 4 января. Из Neon Martirologon 1858 г. Патриарх Григорий V в то время опять возвращен был на трон. Святому новомученику сему есть отдельная служба на греческом языке. Akolouqia twn agioreitwn paterwn. Из Neon Martirologon. См. о сем подробно в книге «Вышний покров над Афоном», М, 1892 г. Из o aplouz Ejraim. Под этим заглавием известна у греков книга, в которой заключаются жизнь и некоторые творения преподобного Ефрема Сирина и несколько жизнеописаний разных святых. Составителем жизнеописания святого Петра признается в нем некий монах Николай, живший в самое время обретения мощей св. Петра, ибо, сказав о себе в начале своей повести, что чудо избавления святого Петра из темницы читано им еще прежде, по изложению Мефодия, епископа патарского, он вместе с тем выдает себя за очевидца чудес, бывших от святых мощей Петра, и за слышателя из первых уст о всем, что сам написал о нем. Таким образом, полное житие этого угодника Божия составлено на основании описания Мефодиева и на том, что сам он видел и слышал о преподобном Петре. Время жизни святого Петра в источнике не сказано. Блаженной памяти агиорит Никодим, не означая времени, когда он жил, называет его только первым безмолвником Афона, а другой агиорит, дидаскал Иаков, основываясь на разных обстоятельствах, относит его к девятому веку. В том же веке видят жизнь его Киевский Месяцеслов и Библейско-биографический словарь Ф.И. Яцкевича. Полный месяцеслов архим. Сергия указывает кончину св. Петра в 734 году.

http://isihazm.ru/?id=1834

(1887-1891) построена по проекту А. Г. Венсана вдовой фабриканта Первушина Екатериной Александровной и ее сыновьями как фамильная усыпальница, однако в таком качестве не использовалась. Редкой особенностью храма является 2-ярусное основание: в его верхней части располагалась освещенная небольшими окнами ц. св. вмц. Екатерины с наружным входом с юга, в нижней - подклет, предназначенный для усыпальницы. Храм построен в визант. стиле, одноглавый, крестообразный (рукава завершены конхами), с невысокой колокольней над зап. входом. Лестница в верхнюю церковь сделана из финляндского гранита, нижний этаж храма облицован плитами тарусского камня, а нижний этаж колокольни - жерновным камнем (Там же. Л. 152-153). При храме с зап. стороны существовала звонница с 17 колоколами, отлитыми на московском заводе Самгина (Там же. Л. 158 об.). После 1917 г. в храме размещались различные учреждения, а с кон. 40-х гг.- фонды Музея архитектуры. В 1991-1993 гг. храм был восстановлен, художники-реставраторы воссоздали первоначальные росписи; алтарь был заново расписан архим. Зиноном (Теодором). За совр. иконостасом бережно сохраняются остатки мраморного иконостаса кон. XIX в., выполненного в технике флорентийской мозаики. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896-1897 гг. на средства ген.-майора И. Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в рус. стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками. Реставрация 1991-1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас, возобновлены богослужения. Церковь во имя св. Тихона, Патриарха Всероссийского Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. 2000 г. Фотография. 2007 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. 2000 г. Фотография. 2007 г. была построена в 1997 г. Нижний храм освящен во имя небесного покровителя донатора храма св. блгв. кн. Вячеслава Чешского. Иконостас выполнен в традициях древнерус. искусства. Рядом с Тихоновским храмом возведена ц. во имя вмч. Георгия Победоносца - в память 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Д. м. РПЦ. Среди новых построек мон-ря - св. колодец, возведенный по образцу существовавшего в XIX в. деревянного. Другие постройки

http://pravenc.ru/text/178962.html

О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 113. 239 Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 656. 240 Там же. С. 545–546 (перевод несколько изменен согласно цитации св. Григория Паламы). 241 Перевод наш. Приблизительно аналогичное место см.: Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 6. Кн. 1. М., 1998. С. 74–75. Св. Кирилл Александрийский, изъясняя этот и следующий стих Книги пророка Исаии, замечает: «Безначально Божество и конца не имеет. Мы же воспринимаем умом едва лишь то, что заключается в пределах времени, в которое некогда и не сущее было приведено к бытию. Летают они (Серафимы. — А. С.), как не имеющие ничего поверженного долу; напротив, ум их всегда носится высоко и обращен к Богу. Ибо превышние силы не помышляют, как мы, о находящемся долу, но на неизреченных некиих высотах мыслей держат ум свой». Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Ч. 6. М., 1887. С. 183. 242 Целесообразно привести одно рассуждение отца Георгия Флоровского: «Самим существованием своим тварь указывает за свои пределы. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога, нарицающего не сущая яко сущая (Рим. 4, 17). Но неожиданным образом именно в тварности и сотворенности коренится устойчивость и субстанциальность мира. Ибо происхождение из ничего определяет иноприродность, или " иносущие " , мира Богу. Мало и неточно сказать, что вещи творятся и полагаются вне Бога. И само " вне " полагается только в творении, и творение " из ничего " и есть именно такое полагание некоего " вне " , полагание " другого " наряду с Богом. Конечно, не в смысле какого–либо ограничения Божественной полноты — но в том смысле, что возникает рядом с Богом вторая, иносущная Ему " сущность " , или природа, как отличный от Него и в известной мере самостоятельный и самодеятельный субъект. То, чего не было, возникает и становится. В творении полагается и созидается совершенно новая, внебожественная действительность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010