5 окт. 1875 г. в Москве было учреждено ежегодное торжественное празднование памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (до этого праздновалась память святителей Петра, Алексия и Ионы). Первый храм во имя 4 святителей был открыт при епархиальном свечном заводе в Посланниковом пер. В 1877 г. храм Христа Спасителя стал кафедральным собором с тем, чтобы Архангельский кафедральный собор был присоединен к духовному придворному ведомству. Церковь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при бывш. Московском епархиальном церковно-свечном заводе. 1897–1899 гг. Архит. В. Г. Сретенский. Фотография. 2015 г. Церковь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при бывш. Московском епархиальном церковно-свечном заводе. 1897–1899 гг. Архит. В. Г. Сретенский. Фотография. 2015 г. Выдающийся церковный ученый, член Имп. АН митр. Макарий (Булгаков) возглавлял М. е. в течение 3 лет, его деятельность была направлена на упорядочение работы приходов епархии, их хозяйственной отчетности, введение обязательной проповеди священников мирянам в приходских церквах. При митр. Иоанникии (Рудневе) было завершено устроение мн. значимых для Москвы и России храмов (за время управления М. е. митр. Иннокентий освятил в Москве более 30 церквей): 25 мая 1883 г. в присутствии имп. Александра III митрополит освятил храм Христа Спасителя, 2 июня - залы Исторического музея, 28 нояб. 1887 г.- Александро-Невскую часовню (архит. В. О. Шервуд ), возведенную в память о гренадерах, павших под Плевной (Болгария). Им были основаны Кирилло-Мефодиевское братство для поддержки церковноприходских школ М. е., Об-во взаимопомощи духовенства. Было открыто Мариинское жен. епархиальное уч-ще, действовало братство свт. Филарета Московского в Коломне, учрежденное с целью «каждогоднего вспомоществования недостаточных учеников духовного училища». Часовня во имя блгв. кн. Александра Невского в память о гренадерах, павших под Плевной. 1887 г. Архит. В. О. Шервуд. Фотография. 1900-е гг. Часовня во имя блгв. кн. Александра Невского в память о гренадерах, павших под Плевной. 1887 г. Архит. В. О. Шервуд. Фотография. 1900-е гг. В 1888 г. широко праздновалось 900-летие Крещения Руси, ознаменованное крестными ходами, молебствиями, чтениями для народа и научными заседаниями. В память о спасении императора Александра III во время железнодорожной катастрофы в Борках 17 окт. 1888 г. в храмах М. е. устанавливались иконы, как правило, Спасителя. В 1892 г. в связи с 500-летием со дня кончины прп. Сергия Радонежского прошло его церковно-народное чествование и паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву лавру.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) Рака с мощами прп. Исаакия (Антимонова). Фотография. (Казанский собор Оптиной пуст.) В 1863 г. по делам обители И. был в Москве, общался с Московским митр. Филаретом, к-рый подарил ему на память свои четки. В 1887 г. Оптину пуст. посетили вел. кн. Константин Константинович и Московский митр. Иоанникий (Руднев) . При И. в обитель неоднократно приезжали бывш. обер-прокурор Святейшего Синода А. П. Толстой , гос. контролер Т. И. Филиппов, Ф. М. Достоевский , гр. Л. Н. Толстой . В 1883-1885 гг. в Оптиной пуст. жил на покое еп. Петр (Екатериновский) , в 1887-1891 гг. при обители жил К. Н. Леонтьев . Все они с уважением относились к оптинскому настоятелю. Вел. кн. Константин Константинович говорил: «Ученых архимандритов я видел многих, а такого простяка вижу в первый раз. Я его очень полюбил!» (РГБ ОР. Ф. 214. Л. 120 об.- 121). Сам И. с особым почтением относился к имп. фамилии, с теплотой отзывался о вел. кн. Константине Константиновиче, имп. Александра III называл великим и истинно благочестивым государем. Скорбел о распространении революционных учений, об упадке монашества в России. До 1865 г. И. переписывался со своим братом архим. Мелетием, к-рый давал советы по управлению мон-рем (напр., о том, что подавать за трапезой), хотя считал И. неспособным к настоятельской должности (Там же. Ф. 213. К. 70. Д. 2). В 80-90-х гг. XIX в. И. состоял в переписке со своей племянницей мон. Антониной из курского во имя Св. Троицы мон-ря (Там же. К. 66. Д. 29). Переживал из-за угасания семьи Антимоновых, сетовал, что «некому поддержать фамилию». Избран действительным членом Православного миссионерского общества (1876), награжден орденами св. Анны 3-й (1876) и 2-й (1880) степени, св. Владимира 4-й (1889) и 3-й (1894) степени. В конце жизни И. стал заметно слабеть и келейно принял постриг в схиму. В июне 1894 г. началась предсмертная болезнь. На просьбы указать своего преемника И. отвечал: «Матерь Божия Сама укажет вам игумена». В течение последних 2 недель ежедневно причащался, принимал монахов и давал им наставления. И. был похоронен в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Чин погребения 24 авг. 1894 г. совершили Калужский еп. Александр (Светланов) и настоятели неск. мон-рей. В завещании, составленном в июле того же года, И. распорядился свои иконы и книги передать Оптиной пуст. и добавлял: «Кроме же св. икон и книг ничего собственного я не имею... Наг родился я, ничего и не оставляю» (Там же. К. 65. Д. 45. Л. 11-13 об.).

http://pravenc.ru/text/674766.html

В дек. 1886 г. Д. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 янв. 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля , ее возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . Одновременно Д. стал настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря , в к-ром его трудами была возведена ц. во имя вмч. Димитрия Солунского и отреставрированы др. строения. В 1887 г. назначен председателем Нижегородской археологической епархиальной комиссии и Нижегородского противораскольнического братства Св. Креста. 28 окт. 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого мон-ря. С 13 дек. 1890 г. еп. Подольский и Брацлавский. Часто объезжал епархию, изучал местные церковные древности, занимался устроением часовен и храмов. Открыл развалины Бакотского наскального мон-ря, восстановил его и освятил, установил ежегодное празднование в мон-ре. В 1888 г. назначен председателем Подольского миссионерского об-ва и Подольского епархиального строительного комитета; с 1891 г. действительный член Подольского губ. статистического комитета. В 1895 г. при Д. в Каменец-Подольске праздновали 100-летний юбилей епархии, в Подольской ДС была учреждена стипендия его имени. Д. организовал церковное древлехранилище, епархиальную б-ку, епархиальный миссионерский комитет, проводил внебогослужебные чтения и собеседования. 2 нояб. 1896 г. Д. был назначен епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа. В Твери Д. установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами блгв. кн. Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей прп. Макария Калязинского , собирал материалы для восстановления почитания блгв. кнг. Анны Кашинской . По инициативе Д. была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской ЦИАК, создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. Д. участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

http://pravenc.ru/text/178169.html

1886 г. был утвержден Синодом. 14 апр. 1888 г. состоялась закладка отдельного здания школы, на строительство к-рого архиерей передал 1 тыс. р. Однако после перевода М. на Волынь школа была закрыта из-за недостатка средств. Вскоре такие школы стали открываться в др. городах, в 1902 г. вышло специальное положение о них. Чаще всего М. совершал богослужения в нижегородском кафедральном соборе, в Крестовой церкви архиерейского дома. 22 авг. 1885 г. в Преображенском (Староярмарочном) соборе М. встречал вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марию Павловну, 25 июня 1887 г.- вел. князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича. Во время Макарьевских ярмарок М. произносил поучения о значении купеческого сословия (Соч. Т. 1. С. 228-235). В мае 1887 г. М. принимал у себя митр. Сербского Михаила (Йовановича) , которого знал со времен обучения в КДА. 5 июня 1887 г. в присутствии обер-прокурора В. К. Саблера освятил храм во имя арх. Михаила над святыми вратами в Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре . 15 июля 1888 г. в Н. Новгороде прошли торжества в память 900-летия Крещения Руси. Сам М. находился в эти дни в Киеве во главе депутации от Н. Новгорода. 25 нояб. 1889 г. М. был назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры . Указ о переводе М. получил 2 дек. и 7 дек. того же года покинул Н. Новгород. Перед отъездом, 4 дек. посетил церковно-учительскую школу. 24 дек. М. прибыл в Житомир. Первые распоряжения на Волыни касались церковно-школьного дела. 1 окт. 1890 г. по предложению М. при лавре была открыта Почаево-Лаврская епархиальная церковно-учительская школа, смотрителем ее назначен наместник архим. Модест. На Волыни М. возбудил ходатайство перед гражданской властью о внимательном отношении мировых посредников к церковно-школьному делу. «Оставление детей вне правильного обучения в школах есть одно из важных препятствий к разумному познанию и усвоению ими предметов св. веры и всего, что полезно для благополучной частной и общественной жизни людей» (Слова, воззвания, поучения и речи.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

С. 5–7.) 316 (Агвазил (прост., устар., от ucn.alguacil – альгвазил, альгвасил) – младшее должностное лицо, ответственное за выполнение приказов суда и трибуналов, в соответствии с законодательством в Испании.) 317 (Епархиальный наблюдатель. – Согласно §21 «Правил о церковноприходских школах», епархиальный архиерей «для ближайшего руководства церковно-приходскими школами» назначал «по личному выбору, из наиболее способных и благонадежных священников, наблюдателей, обязанных ежего днопредоставлять Преосвященным отчет о числе и состоянии школ вверенного их руководству училищного округа» (Правила о церковно-приходских школах, Высочайше утвержденные 13 июня 1884 года//ПСЗ. Собр. 3-е. СПб., 1887. Т. 4: 1884. [Кн. 2]. С. 374). Сведения из их отчетов публиковались в местных епархиальных ведомостях. Епархиальный наблюдатель должен был как можно чаще посещать церковно-приходские школы и оценивать правильность постановки учебно-воспитательного дела, о результатах своих посещений он обязан был докладывать училищному Совету, который после обсуждения доклада наблюдателя представлял свои выводы на утверждение епархиального архиерея.) 320 (Ректор – имеется в виду Евгений (Бережков Иоанн Николаевич, 15.03.1864–1922) – архимандрит, ректор Владимирской ДС. Родился во Владимирской губернии. Окончил Владимирскую ДС (1884), определен учителем в Афанасьевское народное училище Александровского уезда Владимирской губернии. С 01.07.1887 г. законоучитель в Карабановском народном училище Александровского уезда Владимирской губернии. 30.08.1887 г. рукоположен во диакона к Троицкой церкви с. Карабанова; в сентябре 1893 г., согласно прошению, уволен за штат. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897). 01.11.1897 г. пострижен в монашество; 09.11.1897 г. рукоположен во иеромонаха. С 28.11.1897 г. инспектор Владимирской ДС; с 02.03.1899 г. ректор Владимирской ДС с возведением в сан архимандрита; член Епархиального училищного Совета и Совета братства Св. Александра Невского, цензор «Владимирских ЕВ».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

– Н. Глубоковский . Учение св. ап. Павла о грехе, искуплении и оправдании. («Христианское чтение». 1898, кн. 3–6). – А. Кремлевский. Первородный грех по учению блаженного Августина Иппонского («Христианское Чтение». 1902, кн. 4–8). – Klcinert P. Das Dogma von der Erbsünde im Altem Testament. («Theologische Studien und Kritiken». 1860). – Sabatier A. L’origine du pêché dans le systéme theologique de Paul. («Revue de l’histoire des religions». 1887). – Bruston. Le paralléle éntre Adam et Jesus Christ («Revue de Theologie et de Philosophie». 1894). Все иностранные статьи – критического направления. 7. Словари и энциклопедии: – Cremer. Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräzität. 1887. – Herzog. Real-Encyclopädie für protestant. Theologie und Kirche. Artik. Sünde XV. 1862. 1885. Неупомянутые книги и статьи цитируются в примечаниях. Глава первая. Наследственность первородного греха Учение Ветхого и Нового Завета о наследственности греха. Учение св. отцов и учителей церкви. Данные науки и психологического опыта. Разбор мнения пелагиан. Изложение и критика индивидуалистической теории Ричля. Первородный грех , в отличие от личного греховного действия, есть греховное состояние, в отличие же от временного греховного состояния, образующегося чрез привычку грешить, он есть прирождённая, наследственная греховность духовно-телесной природы человека. «С сим грехом мы зачинаемся во чреве матери и рождаемся» 2 . Наследственность первородного греха есть первый существенный признак в понятии о нём. Идея наследственного происхождения первородного греха предполагается всюду в Священном Писании и ясно высказывается во многих его местах. В книге Бытия ( Быт.5:3 ) греховность природы Сифа объясняется из рождения его падшим Адамом . «Адам родил сына по подобию своему и по образу своему». Замечаемое, при сопоставлении Быт.5:3 с Быт.5:1 и Быт.1:26–27 , различие между употреблёнными здесь и там слововыражениями: «по подобию своему и по образу своему () », «по образу и по подобию Божию, » даёт основание видеть в Быт.5:3 новую мысль. В приведённых местах противопоставляются: сотворение Адама и рождение его сына, образ Божий, по которому был создан Адам, и образ Адама («свой»), отпечатлевшийся на его сыне. Адам родил сына не по образу Божию, который он имел до своего падения, но по образу своему, т. е. по образу падшего, греховного человека. Сиф рождается с природой падшего Адама, утратившей свою первоначальную чистоту и невинность. Он наследует от отца его греховный образ или образ Божий, хотя и сохранившийся в падшем Адаме, но помрачённый прародительским грехом 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В 1261 г. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили в помощь К., к-рый был «исполнен днями, в старости в глубоце и в честнеи добродетелнеи седине» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475-476), «причетником» Ростовской кафедры архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления муж. мон-ря свт. Игнатия . Князья «взведоша» Игнатия «благословением» митр. Кирилла II и К. К. прославился как проповедник и духовный наставник. Чтобы послушать его поучения, в ростовский Успенский собор приходили не только миряне, но и «попы, и игумены, и весь черноризьчьскыи чин», ростовчане и жители «из окрестных градов». Одни люди, как утверждает ростовский летописец, желали слушать «оученья его еже от святых книг», другие шли, чтобы увидеть «украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици». В годы архиерейства К. продолжалось ростовское владычное летописание, одним из центров к-рого стал Успенский собор. Уже уникальный рассказ в Лаврентьевской летописи о поставлении К. в Киеве дает основание искать в этом памятнике следы ростовского летописания. Следует отметить и указание в Лаврентьевской летописи о том, что уцелевшие от монг. нашествия члены княжеского рода были спасены «молитвой святыя Богородицы и блаженаго епископа Кирилла» (в последующих текстах эпитет «блаженый» повторяется). Значение ростовского летописания для истории Сев.-Вост. Руси велико, особенно начиная с известий 1246/47 г., когда после смерти Владимирского вел. кн. Ярослава Всеволодовича прекратилось великокняжеское летописание до правления вел. кн. св. Димитрия Александровича (1276-1294). Вопрос о лит. деятельности К. остается открытым. В XIX в. ученые атрибутировали К. ряд древнерус. «слов» и поучений, составленных от имени «святого отца Кирилла» ( Горский А. В., прот. Кирилл II, митр. Киевский и всея России//ТСОРП. 1843. Ч. 1. С. 414-432; Поучения Кирилла, еп. Ростовского//ПС. 1859. Ч. 1. 2. С. 244-258; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 56-58; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах - авторах в древней рус. лит-ре. СПб., 1887. С. 3-4, 13-16. (СбОРЯС; Т. 42. 3); Никольский Н. К. К вопросу о проповеди Кирилла II, еп. Ростовского//Библиогр. летопись. СПб., 1914. Т. 1. С. 122-124). Однако совр. исследователи не видят убедительных свидетельств авторства К. в отношении к.-л. произведений ( Творогов. 1987; Старостина И. П. Поучение к собору духовенства//Письменные памятники истории Др. Руси: (Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания): Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 164-166). Несомненно лишь участие К. в устроении по инициативе кнг. Марии Михайловны почитания в Ростове ее отца, Черниговского вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , погибшего в Орде в 1246 г., в связанных с этим работе над Житием князя и в строительстве посвященной Черниговским мученикам церкви. Почитание

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Принадлежат не к общим, а к частным источникам, но по своей важности для нас заслуживают быть нарочито упомянутыми статьи [умершего] иеромонаха лавры, ее бывшего библиотекаря и составителя описания ее рукописей, отца Арсения, каковы суть: 1) «О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия», напечатанная в 1877 году в VII выпуске «Летописи занятий Археографической Комиссии»; 2) «Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры», напечатанная в 1868 году в IV выпуске той же Летописи; 3) «Доклады, грамоты и другие акты Троицкого Сергиева монастыря о служках», напечатанная в 1867 году в III книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» на сей год; 4) «Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре», напечатанная в 1873 году в Сборнике на сей год Общества Древнерусского Искусства при Московском Публичном музее; 5) очень важно сделанное отцом Арсением издание двух жалованных грамот Троицкому монастырю императрицы Елизаветы Петровны от 11 июня 1752 года, из коих одна – обо всех вотчинах монастыря, а другая – обо всех его подворьях, напечатанных в 1865 году в IV книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских» на сей год (перепечатанных архимандритом Леонидом в прибавлениях к Описанию лавры А. В. Горского); 6) имеют немалую важность для нас и составленные отцом Арсением описания церквей посадских приходов – Клементьевского (напеч. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Российских», 1887 г., кн. II), Рождественского (ibid., 1891., кн. III), Пятницкого (ibid., 1894., кн. IV) и Ильинского (ibid., 1897., кн. I). Другие частные источники и пособия, за исключением в первом случае общеизвестных или относящихся к истории общецерковной и общегосударственной, указываются в примечаниях. 1 Об отношении даваемого мною очерка жизни преподобного Сергия к его жизнеописанию, составленному о. Никоном, я говорил в своем ответе на статью журнала «Странник» «Московский академический историк о житии преп. Сергия», напечатанном в «Богословском Вестнике» в 1893г. 10 и 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Известность, к-рую принес архитектору проект Воскресенского собора, способствовала получению П. заказов на строительство церквей в провинции. Их атрибуция затруднена утратой архива архитектора ( Толмачева. 2017), многие постройки не сохранились. В 1883 г. П. доработал проект часовни во имя блгв. кн. Александра Невского в Тобольске в память имп. Александра II - небольшой, но монументальной, в т. ч. благодаря угловым «контрфорсам», кубической постройки, завершенной шатром с главкой (1887). Лаконична по композиции и декору, в формах XVII в. (оконные наличники, ширинки и др.), приходская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Новопокровском близ имения Н. И. Бобрикова в Новгородской губ. (ныне дер. Козловка Окуловского р-на Новгородской обл.). Она представляет собой одноглавый кубический храм с 3-ярусной квадратной в плане богаче декорированной колокольней, соединенные между собой миниатюрным переходом (1889). Предполагается, что по проекту П. в стилистике эклектики сооружена также расположенная по соседству с Покровской Троицкая ц. на погосте Язвищи (1891). По заказу А. Г. Барышникова П. спроектировал храм в Опочке Псковской губ. (проект 1890; постройка 1891-1894; церковь уничтожена в 1934) в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. митр. Алексия (Церковь во имя Успения Пресв. Богородицы в г. Опочке, Псковской губ.//Зодчий. 1901. Вып. 2. Прил. 6). Это была центрическая 4-столпная 3-апсидная постройка с крупным центральным луковичным куполом и малыми главками на шатрах над пониженными угловыми компартиментами. Фасады завершал массивный кокошник подобно храму Спаса на Крови. Кирпичный декор был решен в формах узорочья XVII в., включая изразцы. Храм имел роскошное убранство, иконы для иконостаса были написаны В. И. Отмаром. В с. Ядревичи Смоленской губ. (ныне дер. Смогири Кардымовского р-на Смоленской обл.) согласно завещанию Ф. С. Ракеева по проекту П. была построена 2-этажная одноглавая бесстолпная Николо-Георгиевская ц. (проект 1887?; постройка 1892-1894; СПАМИР: Смоленская обл. М., 2001. С. 462-463). Соборная 3-престольная церковь во имя святых Космы и Дамиана в г. Сычёвке Смоленской губ. (проект 1901; постройка 1902-1911; разрушена в 1943) возведена по заказу купцов Н. К. и И. К. Синягиных. Ее столпообразный силуэт перекликался по форме с 2-ярусной шатровой колокольней над притвором. Шлемовидный купол с ярусом кокошников в основании покоился на 2 др. ярусах кокошников, причем все завершение было преувеличено по масштабу.

http://pravenc.ru/text/2579045.html

Сочинения: Происхождение и состав 1 и 2 кн. Паралипоменон. Киев. 1878. 169 стр. – Библейская литература на западе за 1885 г. Киев. 1886 г. – Библейская литература на западе за 1886 г. Киев. 1887 г. – Библейская литература на западе за 1887 г. Киев. 1888 г. – Библейская литература на западе 1888 г. Киев. 1889 г. – Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению пространного христианского катехизиса православной церкви в пяти выпусках. Киев. 1884 года. 954 стр. Первый выпуск, одобренный Св. Синодом и министерством народного просвещения, выдержал четыре издания, остальные – три. Все выпуски одобрены весьма многими епархиальными преосвященными и епархиальными училищными советами для церквей, монастырей, церковных и училищных библиотек. – Введение в Священное Писание Ветхого Завета. О святокнижии Моисея. Киев. 1890 г. 270 стр. Советом Киевской духовной академии удостоено полной премии имени епископа Михаила. – О пастырском служении по учению отцов и учителей церкви. Киев. 1891 г. Волхвы с востока и Вифлеемская звезда. Киев. 1891 г. – Слово пред плащаницею, произнесённое в великий пяток в Киево-Софийском кафедральном соборе. Киев. 1892 г. Слово на пассию 4-й недели Великого поста, произнесённое в соборной Богоявленской церкви Киево-братского монастыря. Киев. 1892 г. – Воскресение Иисуса Христа. Литературно-экзегетический очерк. Киев. 1892 г. О надгробных речах, произносимых с церковной кафедры. Гомилетический очерк. Киев. 1892 г. – Иудейский синедрион и римские прокураторы в Иудее во времена Иисуса Христа. Юрьев. 1900 г. Служба святому Священномученику Исидору и иже с ним 72 мучеником в Юрьеве, граде ливонстем, за православие пострадавшим в 1472 году, обработанная по поручению Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Рижского и Митавского, и одобренная Св. Синодом для богослужения. С.-Петербург 1897 г. – Несколько рецензий на богословские сочинения, напечатанных в «Киевских епархиальных ведомостях» и в «Трудах Киевской духовной академии», а также слов и речей, произнесённых по разным случаям и напечатанных в разных изданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010