Перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943–1944) совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди , утверждавшие веру в победу над германским фашизмом. Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество. Литература: 1 . Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. С предисл. акад. А. И. Соболевского. М., 1912. 2 . Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М., 1907, с. 479–509. 3 . Введенский В. Казанская икона Божией Матери. – Журнал Московской Патриархии, 1958, 10, с. 26–33. 4 . Добровольский М., священник. Нижегородский Спасо-Преображенский кафедральный собор и его достопримечательности. Нижний Новгород, 1894. 5 . Бухарев И. , протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их изображения. М., 1901. 6 . Булгаковский Дм., священник. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса. СПб., 1896. 7 . О Казанской чудотворной иконе Божией Матери в Московском Симоновом монастыре. М., 1887. 8 . Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.Петербургском Казанском соборе. 5-е изд. СПб., 1896. 9 . Повесть о честном и славном явлении образа Пречистыя Богородицы в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским. – Журнал Московской Патриархии, 1979, 7, с. 69–71. 10 . Сказание о явлении Казанской иконы. – В кн.: Малов Ев., священник. Казанский Богородичный девичий монастырь. История и современное состояние. Казань, 1879. Святаго великомученика Прокопия ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: С Небесе звание твое,/якоже бысть проповеднику языков,/Прокопие всеславне,/и, просвещся мыслию,/тьму оставил еси идольскую,/и светильник верных был еси,/Божественными сиянии честных твоих подвиг/озаряя концы мира,/слава мучеников и похвала. Воздержанием первее плотская взыграния обуздав,/послежде к страданию мужемудренно отлучился еси,/всеблаженне Прокопие,/не пощадев плоти силою Духа./Темже всяк претерпел еси вид мучений,/венценосец к Вышним ликостоянием востекл еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Знобишин и В. Н. Шебалин, в 1900 г. была учреждена должность епархиального архитектора, к-рую до 1918 г. занимал И. Н. Афанасьев (1859 - после 1924). Наиболее значительные постройки того периода: перестроенная ц. Петра и Павла в с. Репьёвка (1877, архит. Стайновский), Преображенский собор в слободе Бутурлиновке (1885-1893, архитекторы Стайновский и Мысловский), самый сложный по объемно-пространственной структуре и декору из храмов В. е., крестово-купольный, 5-главый, зап. ветвь креста продолжена повышенным средним нефом трапезной, переходящим в нижний этаж 3-ярусной колокольни, в декоре сочетаются визант. и классические мотивы. Внутри переход от свода четверика к световому барабану оформлен как далеко вынесенный карниз на декоративных кронштейнах в виде херувимов. Мысловскому также принадлежат проекты католич. костела в Воронеже (1889, не сохр.), храмов с центрическим крестообразным наосом и короткими трапезными, напр. ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в слободе Калач (1887), ц. Рождества Христова в с. Анна (1899) и ц. вмч. Иоанна Воина в Богучаре (1905). В объемной композиции церкви в с. Анна воспроизведена схема крестообразного храма со световым пятиглавием, ориентированным по сторонам света, и декоративными главками в углах, что обусловило сложность внутренней конструкции сводов и куполов. Ветви креста с востока продолжают 5-гранные апсиды, с запада короткая трапезная соединяет храм с 4-ярусной колокольней. Кирпичный декор, детали к-рого заимствованы из рус. архитектуры XVII в. (пучки колонн с валиками, кокошники, ширинки), подчеркивает пластику переходов от одного объема к другому. Сельские кирпичные храмы возводили по единому образцу: 2-светный куб с небольшой главкой, короткая трапезная, 2- или 3-ярусная колокольня, напр. Успенскую ц. (1848) в воронежской слободе Монастырщенке. Наибольшее распространение этот тип получил в юж. уездах (ныне Богучарском, Острогожском, Репьёвском, Лискинском р-нах): Никольская ц. в с. Дьяченкове (1868), Покровская ц. в с.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Наиболее почитаемыми из старцев были иеросхимонахи Лев, Макарий, Амвросий, Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , схиархим. Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) и иером. Никон (Беляев). Монашествующие регулярно открывали старцам свои помыслы и получали от них духовные наставления. Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих: монахов и монахинь из др. мон-рей, мирян, вели с ними переписку. По благословению старцев во 2-й пол. XIX в. основаны мн. жен. общины в Калужской и других епархиях, напр. в 1884 г.- Шамординская в 12 км от О. п., получившая в 1901 г. статус мон-ря (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Старцы духовно окормляли сестер. О. п. получила огромную известность и стала одним из признанных духовных центров России именно благодаря старцам. Среди их многочисленных посетителей были архиереи (митр. свт. Иоанникий (Руднев) , архиеп. Никон (Рождественский) , митр. свт. Макарий (Невский) , мн. Калужские епископы и др.), члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна ), обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов, ученые, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь , братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой , С. А. Нилус , П. А. Флоренский , Е. Н. Погожев , С. Н. Дурылин и др.) и др. Особенно тесными связи с О. п. были у Леонтьева и Нилуса, к-рые часть своей жизни провели при мон-ре: первый - в 1887-1891 гг. (в 1891 принял тайный постриг), а второй - в 1907-1912 гг. Оба находились под руководством оптинских старцев и способствовали распространению известности обители, рассказывая о ней в лит. работах. По словам Нилуса, О. п. «стала едва ли не важнейшим центром православно-русского духа: совершающееся в ней как в центре неминуемо должно отозваться так или иначе, как на периферии, и на всем организме русского, а с ним и вселенского православия» ( Нилус. 2000-2002. Т. 4. С. 22). Свящ. П. Флоренский писал: «Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух… Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть… как целое, могучий коллективный возбудитель духовного опыта, я осмелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере в таком роде и в такой силе» ( Флоренский П. А., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 2. С. 412).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

В 1817 г. в Ливнах образовано 4-летнее духовное уч-ще-интернат, располагавшееся в перестроенных помещениях, а с 1902 г. в специально построенном 2-этажном здании. На 1-м этаже уч-ща находились учительская, классы, актовый зал и домовая церковь во имя свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, с колокольней на чердаке. На 2-м этаже располагались спальни, в подвале - столовая и хозяйственные помещения. В 1917 г. уч-ще было закрыто. С 1885 г. при жен. мон-ре во имя равноап. Марии Магдалины в с. Никольском совр. Должанского р-на существовало уч-ще для девочек, закрытое после 1917 г. К 1915 г. в 16 двухклассных, в 706 одноклассных церковноприходских школах, в 5 церковных школах грамоты, а также в 3 церковных школах для взрослых обучались 47 933 чел.; в 8 второклассных церковно-учительских школах обучались 360 чел. (Ведомости за 1914 г.//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по Ведомству правосл. исповедания за 1914 г. Пг., 1916. С. 118-119). Церковно-общественные учреждения, миссионерство, церковная благотворительность В кон. XIX в. в епархии открыт ряд церковно-просветительских и научных обществ и братств. 28 февр. 1876 г. в Мценске организовано Братство в память сщмч. Кукши, 1-м председателем которого стал военный врач Н. В. Уточкин. 2 марта 1887 г. при орловском кафедральном Петропавловском соборе учреждено Петропавловское братство. В 1899 г. открыт орловский отдел Имп. Палестинского православного общества , в том же году Орёл посетил председатель об-ва вел. кн. Сергей Александрович. В 1884 г. начала действовать Орловская губ. ученая архивная комиссия, церковная тематика в ее работе была выделена в самостоятельное направление. 18 июля 1900 г. имп. мч. Николай II Александрович в ответ на ходатайство Орловского еп. Никанора (Каменского ; впосл. архиепископ) распорядился учредить Орловский церковно-археологический комитет (ОЦАК) и проект его правил. Необходимость появления ОЦАК выявилась в ходе работы Орловской губ. ученой архивной комиссии. 28 сент. того же года состоялось торжественное открытие ОЦАК, его 1-м председателем тогда же был избран свящ.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Горского, Г. Воскресенского, В. Соколова , В. Кипарисова , И. Корсунского и доцента А. Жданова о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Н. Колосову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XXIX. Донесение библиотекаря Академии Николая Колосова : „Честь имею донести Совету Академии о следующих пожертвованиях, поступивших в библиотеку: 1 . От Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева – Отчёт по ведомству Православного Исповедания за 1888–1889 гг. 2 . От проф. Н. И. Субботина : В. Д. Кудрявцева – Введение в философию и Начальные основания философии в 2 экз. 3 . От проф. А. П. Лебедева – его сочинение: Очерки истории византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV в. 4 . От Инспектора Академии Архим. Петра: Revue politique et litteraire за 1887 г. 5 . От доцента Н. А Заозерского – его сочинения: а) О священной и правительственной власти и о формах устройства Пра- —15— вославной церкви и б) Историческое Обозрение источников права Православной церкви, вып. 1-й. 6 . От профессора С.-Петербургской духовной Академии Н. П. Покровского – его сочинение: Евангелие в памятниках иконописи, преимущественно русской. 7 . От профессора Варшавского Университета В. Д. Цветаева – пять брошюр его сочинений разных названий. 8 . От Московского Общества Истории и древностей Российских – Чтения в сем Обществе, 1891 г. кн. 3-я. 9 . От вдовы протоиерея Е. Н. Булгаковой – Опыты сочинений семинарские и академические Макария, Митрополита Московского. 10 . От Преподавателя духовного училища г. Струнникова – его сочинение: „Искра любомудрия“. 11 . От кандидата Академии С. Н. Введенского – 20 томов книг разных названий. 12 . От студента 2 курса Прокопия Явловского – издания священных и богослужебных книг на инородческих языках в количестве 10 тт. 13 . От гг. Профессоров Академии Вестник Европы 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме наших почетных докторов, Московскую академию посетили в минувшее полугодие: Высокопр. Флавиан, Архиеп. Холмский и Варшавский, и Преосв. Епископы: Антоний Вологодский, Иустин Рязанский, Тихон Можайский и Михаил Прилукский. Последний месяц минувшего полугодия ознаменовался у нас ученым собранием по случаю магистерского коллоквиума священника В. П. Васильева. Кратким отчётом об этом собрании, состоявшемся 4 декабря, мы и заключим на сей раз свою академическую летопись. Магистрант, сын сельского дьячка Пензенской епархии, получал свое образование в Краснослободском духовном училище и затем в Пензенской духовной семинарии. В 1882 году, как один из лучших воспитанников своей семинарии, он послан был на казенный счёт в Московскую духовную академию, где и окончил курс в 1886 году с ученой степенью кандидата Богословия и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. В декабре 1887 г. г. Васильев поступил на должность преподавателя основного, догматического и нравственного Богословия в Пензенскую духовную семинарию, при чём с 1889 года, одновременно с преподавательской службой, состоял членом совета и библиотекарем Пензенского Иннокентиевского просветительского Братства, членом Пензенского епархиального училищного Совета и членом Пензенского статистического Комитета. С осени 1894 года г. Васильев, принявший священный сан, состоит преподавателем Закона Божьего во второй Пензенской мужской гимназии. Несколько учёных трудов о. Васильева напечатаны разновременно в Пензенских епархиальных ведомостях и в Христианском чтении, а именно: 1) «Откуда ведут начало наши поминания?», 2) «О почитании святых в древней Руси», 3) «Очерки из истории канонизации русских святых», 4) «Владимир Святой и равноапостольный», 5) «Какое значение для раскола имеет стоглавый собор?», 6) «Церковные Братства и их деятельность», 7) «Соборы 1547 и 1549 годов», 8) «История канонизации Русских Святых». Последнее исследование, напечатанное в Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских (1893 г. кн. 3), издано потом отдельной книгой и представлено автором на соискание степени магистра.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Даниилович Залесский (4.02.1887, с. Фёдоровка Астраханского у. и губ. – 15.02.1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи псаломщика. В 1908 г. окончил Астраханскую ДС, 29 авг. того же года рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в Астрахани. Здесь же в церковноприходской школе преподавал церк. пение. 5 окт. 1916 г. рукоположен во иерея к ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, при Александринском приюте, одновременно был законоучителем при этом приюте. После закрытия храма в 1920 г. В. был снова назначен священником в Рождественскую ц. В 1922 г. В. подписал коллективное заявление с выражением протеста против церковных реформ обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), направленное уклонившемуся в обновленчество еп. Енотаевскому Анатолию (Соколову) . В 1923 г. обновленцы при поддержке ОГПУ захватили Рождественский храм, и В. перешёл в Покровскую ц. В. почитал мученический подвиг сщмч. архиеп. Митрофана (Краснопольского) и еп. Леонтия (Вимпфена), расстрелянных большевиками в 1919 г.: в течение многих лет он служил панихиды на их могиле. 15 июля 1927 г. В. был арестован и обвинён в организации без ведома властей «шествия» на могилы расстрелянных и служении по ним панихиды, что было интерпретировано «как явная политическая демонстрация против рабоче-крестьянской власти»; виновным в политических обвинениях себя не признал. 19 дек. 1927 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам заключения в концлагерь, но в связи с постановлением об амнистии от 6 нояб. 1927 г. срок заключения был сокращён на четверть. 26 февр. 1928 г. В. прибыл в пересыльный лагерь в Кеми, где и был оставлен; с 14 марта 1929 г. работал помощником заведующего складом при универмаге УСЛОН. В начале 1930 г. против работников универмага было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищениях. В. был обвинён в краже пары ботинок, виновным себя не признал. 20 июня 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила В. к 8 годам заключения, считая срок с момента вынесения первого приговора. В. был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала, где первое время трудился на общих работах, а затем, окончив курсы счетоводов, работал по новой специальности. В 1934 г. В. был освобождён и вернулся в Астрахань; 6 авг. 1936 г. назначен в ц. во имя св. кн. Владимира, которая в 1937 г. была закрыта. 20 янв. 1938 г. В. был вновь арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Сталинградской обл. от 2 февр. 1938 г. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г.

http://pravenc.ru/text/545890.html

В нач. 1788 (кон. 1787?) г. по просьбе кн. Потёмкина М. был назначен обер-иеромонахом флота и посвящен в сан архимандрита первоклассного Николаевского мон-ря Екатеринославской епархии (см. Самарский Пустынный во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). Выбор Потёмкиным на должность начальника флотского духовенства высокообразованного и хорошо знакомого с греч. культурой священника не был случаен. В Черноморском флоте служило много греков, перешедших на сторону России в годы русско-тур. войны (1768-1774). По нек-рым сведениям, сам М. принимал непосредственное участие в боях. Известно его письмо митр. Платону от 4 янв. 1789 г. о взятии рус. войсками тур. крепости Очаков (Рассказ священника-очевидца о взятии Очакова//РС. 1887. Т. 56. С. 213-215). Церковь Успения Пресв. Богородицы. Старый Крым. Фотография. Кон. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы. Старый Крым. Фотография. Кон. XIX в. 5 июня 1791 г., вероятно в столице, М. был хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Стал 2-м Феодосийским викарием после кончины еп. Дорофея (Возмуйлоса; † 10 сент. 1790). К этому вик-ству было причислено правосл. население Крыма и Приазовских степей, в большинстве своем - греки. Кафедральным собором стала ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (сохр.) в Феодосии, а архиерейский дом с 1790 г. располагался в бывш. путевом дворце имп. Екатерины II в Ст. Крыму - городе, «населенном исключительно фанатическими мусульманами». «Это обстоятельство,- по мнению историка Н. Н. Мурзакевича, биографа М.,- соединенное с лишением некоторых удобств жизни, имело печальный исход на впечатлительного» архиерея ( Мурзакевич. 1883. С. 261). После кончины 5 окт. 1791 г. Потёмкина епископ сопровождал гроб с его телом в Николаев, где 20 нояб. отслужил заупокойную литургию; 23 нояб. того же года участвовал в его погребении в склепе Екатерининской ц. Херсона. Сразу же на М. усилилось давление и посыпались оскорбления со стороны недоброжелателей светлейшего князя.

http://pravenc.ru/text/2563994.html

построили часовню, к-рая упоминается в описании Макариевской пуст. 1722/23 г.: «Да при той же пустыни обретается часовня, в которой изстари мощи преподобного Макария Римлянина» (цит. по кн.: Бранденбург. 1911. С. 73). Пустынь была приписана к Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре . В 1761 г. вместо древней монастырской церкви на средства помещика с. Замостье В. Гурьева был возведен новый деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Макария над мощами святого. В 1764 г. пустынь упразднили. В 1840 г. Успенский храм ремонтировали на средства крестьянина с. Ижора А. Ф. Кононова, а в 1870 г.- на пожертвования петербургского кухмистера (повара) Н. Е. Соколова ( Силин. 1894. С. 477). Согласно описаниям XIX в., в иконостасе Успенской ц. находился древний образ святого: он был изображен «в полный рост с открытой головой, седою бородой и волосами, лежащими по плечам, в иноческой мантии и схимонашеской епитрахили»; левая рука М. Р. покоилась на груди, а в правой он держал свиток со словами: «Братие всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению ко обличению ко исправлению ко наказанию еже в прав...» (Там же. С. 479). В кон. 1893 г. петербуржцы обратились с прошением к архиеп. Новгородскому и Старорусскому Феогносту (Лебедеву) о восстановлении Макариевской обители. В окт. 1894 г. в пустыни был открыт Воскресения Господня мужской монастырь . Успенская ц. сгорела 30 янв. 1895 г. (Новгородские ЕВ. 1895. 4. С. 233-234). Вместо нее весной того же года построили одноименный храм, в котором после реконструкции 1901 г. были освящены 2 придела: северный - во имя преподобных Антония Великого и М. Р., южный - во имя апостолов Петра и Павла. В кон. XIX - нач. ХХ в. память М. Р. праздновалась в 1-ю Неделю Великого поста, 19 янв. (день тезоименитства) и 15 авг. (день кончины святого). В 1887 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист преподобному. Ежегодно 15 авг. после торжественного богослужения в Успенской ц. совершался крестный ход через болото в часовню, возведенную в 1761 г.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

Во время обучения в Москве опубликовал работы по истории средних веков Чешского (Иоанн Гус и его последователи//Москвитянин. М., 1845. 7/8. С. 60) и Сербского гос-в (Ист. очерк Сербского гос-ва до кон. XV столетия. М., 1845), в первые годы пребывания в С.-Петербурге издал исследование о деятельности в Болгарии и Венгрии в XIII в. Ростислава, сына блгв. Михаила Всеволодовича, кн. Черниговского (Ростислав Михайлович, рус. удельный князь на Дунае в XIII в.: С табл., показывающей родственную связь слав. владетельных домов в XIII в. СПб., 1851). Первым значительным трудом П. по истории Болгарии стала магист. дис. «Век болгарского царя Симеона» (СПб., 1852): помимо раздела с описанием политической и церковной истории Болгарии IX-X вв. в нее вошел раздел о болг. книжности со сведениями о творчестве равноап. Климента Охридского , еп. Преславского Константина и Иоанна Экзарха , а также текст трактата Храбра Черноризца по списку, хранящемуся в МДА. Много лет он собирал материалы для составления сборника по истории Болгарской Православной Церкви, но успел издать на русском и болгарском языках лишь отдельные части: из них особенно важна посмертная публикация Синодика Болгарской Церкви по списку XIV в. (Синодик царя Борила. М., 1887). В 1860-1868 гг. писал статьи по болг. церковному вопросу для журналов «Русское слово» и «Северная пчела». В последние годы жизни подготовил к изданию 2 октябрьских тома Четьих-Миней свт. Макария (ВМЧ. Окт. Дни 1-3, 4-18), в к-рые включил тексты из Рильского панегирика Владислава Грамматика , также готовил издание Ипатьевской летописи (Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871). П. занимался также историей Византии, Валахии, Молдавии, Габсбургской монархии, Венгрии и Греции, публиковал популярные историко-политические и биографические очерки. Научное творчество П. способствовало становлению национальной болг. историографии, прежде всего медиевистики. Б-ка П. была выкуплена Болгарским правительством и легла в основу собрания Народной б-ки в Софии (ныне НБКМ).

http://pravenc.ru/text/2578706.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010