«9/22 апреля. Какое счастье, когда с таким благоговением служат обедню и так хорошо поют» , – писала в дневнике Е.А. Нарышкина. Богослужение было необходимым элементом жизни Царской семьи. Пусть теперь они и не были державными монархами, но продолжали служить России, служили ей своей горячей молитвой. Как только с фронта начали поступать добрые сведения о наступлении, император с радостью писал: «19 июня. Понедельник. Перед самым обедом пришла добрая весть о начавшемся наступлении на Юго-Западном фронте. На Золочовском направлении после двухдневного арт. огня наши войска прорвали неприятельские позиции и взяли в плен около 170 офицеров и 10 000 чел., 6 орудий и пулеметов 24. Благодарение Господу! Дай Бог в добрый час! Совсем иначе чувствовал себя после этой радостной вести» . Все, что оставалось делать Царской семье, – это молиться о спасении России, и это, пожалуй, было их последнее служение Родине. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1160 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Нарышкина Е. А . Мои воспоминания под властью трех царей. – М., Новое литературное обозрение, 2014. С. 388.  Царская работа. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского Императорского Двора.  Зимин. И . – М., Издательство Центрполиграф, 2013. С. 32.  Николай II/7 июня. Среда./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 546.  Николай II/28 апреля. Пятница./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 491.  Николай II/15 мая. Понедельник./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 512.  Николай II/29 марта. Среда./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 435.   Нарышкина Е. А . Мои воспоминания под властью трех царей. – М., Новое литературное обозрение, 2014. С. 424.  Николай II/12 июня. Понедельник./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 558. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии pravo slavniy 13 августа 2020, 11:46 Очень интересна статья проф.Осипова Алексея Ильича " Революция вышла из семинарии " : pravoslavie (тчк) ru/106831 (тчк) html . Приводятся цитаты свт.Игнатия Брянчанинова, Оптинских старцев, св.прав.Иоанна Кронштадтского и многих других Святых - о духовном состоянии священства, монахов и народа в то время. После прочтения статьи, становятся лучше понятны причины 1914 и 1917гг. " Народ, не осознавший причин своих прошлых бедствий, не избежит их в будущем " . Елена Киев 21 декабря 2017, 09:43 Святые царственные страстотерпцы,молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/109264.html

—20— представлении нового сочинения. – Кроме того, утверждены в отчетном году в степени кандидата богословия, по представлении кандидатских сочинений, 4 действительных студента, окончивших курс в минувшем 1897 году, и 1 – окончивший курс в 1894 году. Г. В звании действительного студента утверждены 11 студентов, окончивших в отчетном году академический курс; из них 10 – с правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений и 1 – с правом получения означенной степени по выдержании новых устных испытаний по тем предметам академического курса, по коим познания его отмечены баллом ниже 4, и представлении нового семестрового сочинения по церковному праву. 3) А. В 1897–98 учебном году библиотека пополнилась 990 названиями книг в 1234 томах. Из них 792 названия в 1015 томах приобретены покупкой, а 198 названий в 219 томах поступили в библиотеку как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. – Из пожертвований обращает на себя внимание пожертвование Начальника Японской Миссии Преосвященного Николая, Епископа Ревельского, приславшего в дар библиотеке 84 названия в 129 томах книг на японском языке, представляющих собою главным образом переводы с русского языка богослужебных, вероучительных, нравоучительных, апологетических и церковно-исторических книг, духовные журналы и отчасти оригинальные сочинения православных японцев. Книги для академической библиотеки приобретались, с разрешения Совета Академии, по запискам наставников Академии, сверенным с наличностью библиотеки. – Выдача книг производилась наставникам, в случае надобности, во всякое время, а студентам в учебные дни. В отчетном году удовлетворено 9874 отдельных требо- —21— вания на книги, рукописи и проч., из которых 7254 требования приходились на долю студентов. Кроме исполнения текущих обязанностей по библиотеке, библиотекарь Николай Колосов составил и напечатал шесть первых листов восьмого выпуска систематического каталога академической библиотеки, заключающих в себе отдел библейской истории и начало церковной и собрал материал для отдела церковной истории. – Помощник библиотекаря Константин Попов написал 1476 карточек на книги библиотеки Высокопреосвященного Архиепископа Саввы, распределил все карточки (числом 7143) по отделам систематического каталога, написал первые десять отделов этого каталога (1405 названий в 1722 томах) и напечатал пять листов его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

131) Из канцелярии Академии получены академические издания и диссертации на ученые степени – девять названий в 19 томах и тетрадях. 132) Бесплатно высылались из редакций: 1) газета: «Московские Ведомости» и 2) журналы: а) «Церковные Ведомости»; б) «Вера и Церковь »; в) «Американский Православный Вестник»; г) «Душеполезное Чтение»; д) «Руководство для сельских пастырей»; е) «Московские Церковные Ведомости»; ж) «Радость христианина»; з) Church union gazette; и) Hochsehul-Nachrichten, и i) «Епархиальные Ведомости»: аа) Архангельские, бб) Благовещенские, вв) «Духовный Вестник Грузинского Экзархата», гг) Екатеринбургские, дд) Калужские, ее) Кишиневские, жж) Нижегородские, зз) Оренбургские, ии) Орловские, Саратовские, кк) Смоленские, лл) Ставропольские, мм) Тверские, нн) Уфимские, оо) Якутские и пп) Ярославские. Определили: Благодарить жертвователей. —225— XIV. Представление библиотекаря Академии Константина Попова: «На основании 53-го § инструкции библиотекарю, имею честь представить в Совет Академии отчет по библиотеке за 1900–1901 академический год. I. Пополнение библиотеки. В 1900–1901 академическом году библиотека пополнилась 1401 названием книг, журналов и брошюр в 5117 томах и тетрадях и портретом. Из них 586 названий в 919 томах и тетрадях приобретены покупкой, а 815 названий в 4198 томах и тетрадях и портрет поступили в библиотеку, как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. Из приобретенных покупкой, как наиболее ценные, можно отметить следующие книги: а) Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. I-VI (репродукция издателя Welter в Париже – 300 франков), б) Harduin, Collectio regia conciliorum, 12 voll. – 486 м. 70 п., и в) Kuno-Fischer, Geschichte d. neuern Philosophie, Iubiläums-Ausgabe, 43 Lff., – 129 м. Из пожертвований на первом месте нужно поставить присланный из Министерства Императорского Двора Коронационный Сборник, в двух томах; издание в продажу не поступило; на книжном рынке предлагают экземпляры по 1000 рублей. Нельзя не отметить пожертвований а) почетного члена Академии проф. E. Е. Голубинского , принесшего в дар 17 названий книг и журналов в 223 томах, и б) студента LVI курса Академии Н.Г. Высоцкого, пожертвовавшего три тома ценного иллюстрированного издания I. J. Scheuchzer’a Physica sacra и рукопись конца XVIII ст., на 58 листах, под названием: «Денница Премудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. – 80 с. Поучения старца Фаддея Витовницкого. Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя. Перевод с сербского Александра Логинова. Минск.: Изд. Дмитрия Харченко, 2011. – 89 с. Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в духе Святом: поучения, беседы/пер. с сербского С. А. Луганской. – М.: Новоспасский монастырь, 2010. – 76с. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария в 6 томах. Т. 4. - М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862, - 574с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 497 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 3. Преподобный Филофей Синайский.Сорок глав о трезвении. Гл. 25. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. – 480 с. Цит по: Как бороться с помыслами. Изложение учения Святых Отцов Праославной Церкви. – М.: 2005. – 33 с. Добротолбие в 5 томах. Т. 2. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу, душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 170..– М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2007. –189 с. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария в 6 томах. Т. 1. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1862, - 449 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 67 с Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 69 с Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 75 с Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. – 163 с. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 2006. – 72 с Дневник последнего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Никона Беляева. – СПб.: Сатис, 1994. – 229 с. Преподобный Феодор Студит. Творения в 3-х томах. Т.1. Нравственно-аскетические творения. Оглашение 33. Печать Животворящего Креста. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, - 608 с.

http://bogoslov.ru/article/3220495

История 1908 — История русской литературы. Под ред Е. В. Аничкова и др., т.1-2. М., 1908. Казин 1998 — Александр Казин. Последнее царство (русская православная цивилизация). С-Пб., 1998. Карташев 1953 — А. В. Карташев. Православие и Россия.//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953. Карташев 1956 — А. В. Карташев. Воссоздание Св. Руси. Париж, 1956. Клычков 1985 — Сергей Клычков. Избранная поэзия. Париж, 1985. Клюев 1969 — Николай Клюев. Сочинения, т.1-2. Мюнхен, 1969. Ключевский 1969 — В. О. Ключевский. Церковь и Россия. Париж, 1969. Ключевский 1989 — В. О. Ключевский. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.4. М., 1989. Колесов 1986 — В. В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. Концевич 1993 — И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. Лепахин 1999 — Валерий Лепахин. Новый Иерусалим и Третий Рим (Топографическая иконичность. Иконотопос Москвы. Иконичное зодчество патриарха Никона).//К проблеме образования Московского государства. Материалы междисциплинарного семинара 29 января 1999 г. Сомбатхей, 1999. Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П.

http://pravoslavie.ru/333.html

В начале XIX в. начинается постепенный возврат русского богословия от схоластики к отцам. Вдохновителем этого направления был выдающийся русский богослов свт. Филарет Московский (Дроздов) . Среди отечественных систем догматического богословия известны: «Православно-догматическое богословие» (1-е изд. – 18491853 гг., в 5-ти томах) митр. Макария (Булгакова) ; «Православное догматическое богословие» (1864 г., в 2-х томах) архиеп. Филарета (Гумилевского) ; «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов» (1887 г., в 5-ти томах) еп. Сильвестра (Малеванского) ; «Православное догматическое богословие» (1910 г., в 4-х томах) прот. Николая Малиновского . «Православно-догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова) – это грандиозная попытка научной классификации накопившегося догматического материала. В этой работе митр. Макарий не был вполне самостоятельным. Симфонию библейских текстов и свод отеческих цитаций он мог найти у западных авторов. Важно было, однако, уже то, что впервые такой богатый материал был изложен по-русски. Недостаток сочинения в том, что автор не смог освободиться от уз схоластики. Для него догмат – законченная теоретическая формула, которая должна быть логически обоснована и в принудительном порядке принята. Отсюда сухость и безжизненность сочинения, натянутость доказательств. В «Православном догматическом богословии» архиеп. Филарет (Гумилевский) стремится показать внутреннее единство и преемственную непрерывность догматического учения Церкви. Однако автор не вполне смог осуществить свой замысел. По замечанию проф. Н. Н. Глубоковского , архиепископу Филарету не удалось показать движение восточной богословской мысли. Вместе с тем, в сравнении с догматикой митр. Макария, это сочинение является значительным шагом вперед, как более глубокое по содержанию. Задачу представить подлинно историческое развитие догматической науки берет на себя еп. Сильвестр (Малеванский) , ректор КДА, в своем колоссальном по объему труде «Опыт православно-догматического богословия». Здесь показывается, что догматические формулы были выработаны постепенно в результате напряженной деятельности богословской мысли отцов. По своему внутреннему содержанию догматы предстают как богооткровенные истины, глубоко связанные между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Карташев 1953 — А. В. Карташев. Православие и Россия.//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953. Карташев 1956 — А. В. Карташев. Воссоздание Св. Руси. Париж, 1956. Клычков 1985 — Сергей Клычков. Избранная поэзия. Париж, 1985. Клюев 1969 — Николай Клюев. Сочинения, т.1-2. Мюнхен, 1969. Ключевский 1969 — В. О. Ключевский. Церковь и Россия. Париж, 1969. Ключевский 1989 — В. О. Ключевский. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.4. М., 1989. Колесов 1986 — В. В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. Концевич 1993 — И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. Лепахин 1999 — Валерий Лепахин. Новый Иерусалим и Третий Рим (Топографическая иконичность. Иконотопос Москвы. Иконичное зодчество патриарха Никона).//К проблеме образования Московского государства. Материалы междисциплинарного семинара 29 января 1999 г. Сомбатхей, 1999. Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула, 1986. Соловьев 1967 — Владимир Соловьев. О христианском единстве. Брюссель, 1967. Стихи 1991 — Стихи духовные. М., 1991. Тальберг 1992 — Н. Д. Тальберг. Святая Русь. СПб., 1992.

http://pravoslavie.ru/332.html

«Наиболее же,- писал историк Херувимов,- преосвященнейший содействует успеху духовного просвещения в епархии своими многочисленными сочинениями научно-богословского и религиозно-назидательного содержания». Имелись в виду как написанные им ранее труды, составлявшие к 1900 г. 14 томов и частично изданные в период пребывания епископа на Уфимской кафедре, так и новые, созданные на Уфимской кафедре. В 1898 г. в С.-Петербурге вышла кн. «Зерцало православного исповедания свт. Димитрия Ростовского (в рус. переводе)», а в 1899 г. в Уфимской губ. типографии отпечатан «Алфавит духовный свт. Димитрия Ростовского в русском переводе еп. Уфимского Иустина». В том же году в Москве была издана книга И. «Жизнь во Христе». В 1901 г. в С.-Петербурге вышла кн. «Что такое жизнь и как должно жить», подготовка которой, по всей вероятности, была начата еще в Уфе. Большое духовно-нравственное значение имели публиковавшиеся в «Уфимских ЕВ» проповеди архиерея. Помимо церковно-исторических трудов И. на протяжении всей жизни писал стихи - молитвенные и духовные размышления о жизни (Епископ. Аскет. Поэт//Уфимские ЕВ. 2006. 6. С. 5; 7. С. 1). Неизданными остались «Мои мысли, воздыхания и желания под рязанскими зорями и уфимскими ночами». Полное собрание сочинений И. вышло в 12 обширных томах (М., 1895. Т. 1-10; Рязань, 1896, 1897. Т. 11 и 12). Сочинения И., весьма разнообразные по содержанию, можно разделить на 4 группы: догматические, историко-патристические, работы по аскетике и нравственному богословию, гомилетические. Среди догматических трудов И. основное место занимает «Православно-христианское вероучение или догматическое богословие», составленное по семинарской программе. По мнению критиков, эта работа не является самостоятельным научно-богословским исследованием, а представляет собой систематический свод рус. лит-ры по догматическим вопросам, написанный доступным языком, что позволяло использовать его как пособие по догматике в семинариях. Часть 1 этой работы - «О Боге в Самом Себе и об общем отношении Его к миру и человеку» (СПб., 1884) - журнальным определением Учебного комитета при Синоде от 29 янв. 1886 г. была рекомендована «к приобретению в фундаментальные библиотеки духовных семинарий» в качестве учебного пособия (Оренбургские ЕВ. 1886. 13. С. 465). В июле 1886 г. Учебный комитет дал положительный отзыв и о 2-й части труда - «О Боге в Его особенных отношениях к человеку и миру» (в рукописи), и решением Синода от 23 июля - 10 авг. это сочинение было рекомендовано в качестве пособия для изучения догматического богословия в семинариях (Там же. 1886. 18. С. 661-662). Полностью труд опубликован в 3-м и 4-м томах собрания сочинений И.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Савве Сербскому , свт. Церковной печати: Акафист. М., 1887, 1892. Савве Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Акафист. М., 1901. Служба и акафист. М., 1856, 1876. Сергию Радонежскому, прп. Церковной печати: Акафист. Киев, 1898; М., 1798, 1799. Служба и акафист. Киев, 1860, 1865, 1875, 1899; М., 1788, 1791, 1795, 1804, 1824, 1829, 1833, 1837, 1853, 1858, 1872, 1873, 1874, 1880, 1882, 1886, 1887, 1888, 1890, 1892, 1894, 1895, 1898, 1900. Гражданской печати: Служба и акафист. М., 1882, 1888, 1892, 1895. Симеону Богоприимцу, св. прав. Церковной печати: Акафист. Киев, 1873, 1879; М., 1886, 1894, 1896; СПб., 1863, 1866, 1867, 1879, 1886, 1889, 1893, 1899. Служба и акафист. СПб., 1862. Симеону, Верхотурскому чудотворцу, св. прав. Церковной печати: Акафист. Киев, 1867, 1873, 1878, 1879; М., 1886, 1897, 1901; СПб., 1863, 1866. Симону Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1892. Симону Кананиту, св. ап. Церковной и гражданской печати: Акафист. М., 1896. Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1886, 1894. Гражданской печати: Акафист. М., 1888, 1890, 1891, 1894. Стефану, Махрищскому чудотворцу, прп. Церковной печати: Служба. М., 1887. Стефану Пермскому, свт. Церковной печати: Служба и акафист. М., 1888; СПб., 1869, 1896. Служба, акафист и житие. М, 1799. Страстям Христовым Церковной печати: Акафист. Киев, 1848, 1850, 1852, 1856, 1861, 1864, 1869, 1876, 1883, 1893; М., 1889, 1897, 1899; Почаев, 1858; СПб., 1847, 1848, 1853, 1887, 1888, 1893, 1894 2 , 1896, 1897. Служба и акафист. Киев, 1873, 1877, 1881, 1883, 1886, 1895. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883, 1886, 1887, 1888, 1891, 1893, 1894, 1896, 1899, 1900, 1901. В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Отдельное издание. Тихону Воронежскому, свт. Церковной печати: Акафист. М., 1894; СПб., 1866 (крупной и средней печати), 1868 2 , 1873, 1877, 1889. Служба и акафист. Воронеж, 1870; Киев, 1871, 1878, 1882, 1891 2 , 1896, 1897. Гражданской печати: Акафист. М., 1894, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Да весть же боголюбивое ти царство, яко сия книги обретаются в святей горе, а о триех мужей искусных в книгах, еже знати еллинское наказание и словесное, въпръвых духовник Еифимий с двоицею послатися к пресветлому ти царствию, молимся дръжавному ти царствию да богоподражателною ти кротостию вънимател послушати ответ наш въкратце. Понеже ныне прииде везирь турскый, имы с собою войску без числа [воевати на френци] от Дунива реки до мора, и се оуже ныне седит в Солоунский град войска же по земли разсеанна ж мноого зло творещи христианом, и на нас изыде повеление да пошлет 2.000 иничароов в святую гору да зимуют до пролети. Мы же послахом от искоусных братий наших к нему на Солоун оумолити его да не пошлет войска в святую гору и дати ему пенязи, и еще не приидошя братиа, да аще Бог пръдварит своею милостию и възвратит ярост дышущего огнем змиа сегоо, добро будет нам, аще ли же ни, оувы нам и горе, яко конечно запустеет сие святое место и попрано будет до конца. Забыхом, о царю, забыхом въся скръби нашя и беды и прежнее обуревание, еже бысь в мимошедшаа лета, за настоящую ноужду, страх бо и трепет нападе на ны и не вем что сътворити! Сея ради вины не смеем послати никого же, ниже кто от нас смеет дойти к светлому ти царствию, обещаниа ради твоего царствия, еже обеща дати милостыню на откупление длъга святыя горы 20.000 рублей, зане лихва оумноожается. От сих рублей даде некий Христолюбец, боярин от Коонстантиня града Маноласее 2.000 рублей и оста длг 36.000 талероов, велику бо надежду имехоом на светлое ти царство, еже отдолжити святую гору, но тако прилучися время. Благодарим же ти православный царю и о них же помиловал еси нас. О соболех же иже от светлого ти царствиа скажет ти преподобный Сава келар посланник святого ти царствиия. Донесе же честный архимандрит Иоанникий юже от соболей и от иных боголюбивых христиан милостыню и предаде на събор, и мы дръжахом всенощное бдение и божественную литургию съвръшихом съборно в великую церковь протатскую и по въсех монастырех о светлом ти царствию и не престаем тако твореще; а о закъснении честного брата нашего Савы келара чюдовского монастира не чюдися царю святый, не бо бысь вина от него, ни от нашего нерадениа, но от пременениа патриарху, не могохом вскоре царское ти повеление исправити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010