Свидетель его кончины митр. Филарет (Дроздов) писал о нем: " ...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами на верху, разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается " . Труды Пространное катехизическое учение в 3-х частях. Прроповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи, изд. в 6-ти частях. Беседы, не приуроченные к известному времени, в 3-х томах. Труд, пища и покой человеческого духа (проповеди о разных предметах христанской веры и нравственности), в семи книгах. Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа (неизданный труд). Литература Григорий, архим. Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1889, с. 7-10, 23. Рункевич С. Г. Алекс.-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 847, 848, 849. Чистович И. А. Руковод. деятели дух. просв. в России в 1-й половине XIX в., с. 114-116, 189, 211. Здравомыслов К. Новгородская иерархия, с. 151-159. Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 11. Поторжинский М. А. История рус. церк. проповеди. Киев, 1891, с. 565-609. Булгаков, с. 1407, 1410, 1411, 1417. Толстой Ю., 191. Денисов, с. 570. Гатцук Календарь на 1883 год, с. 133. Списки архиереев, 191. Летопись Е. А., с. 776. Строев П., с. 38, 40, 48, 266, 381, 511. Пб. Нкр., т. 3, с. 138. Ист.-стат. опис. Черниговской еп. Чернигов, 1873, с. 104, 105, 106, 109, 111. Ист. христ. церкви в XIX в., изд. А. П. Лопухина, т. II, ч. II. Петроград, 1901, с. 555-557. Н. Д., с. 19, 20, 21, 26. Письма митр. Филарета к высоч. особ., изд. Саввы, архиеп. Тверь, 1888, с. 32, 36 прим. 1; 40, прим. 1. Прав. собес., 1897, июнь, с. 203; февраль, с. 185, 1899, январь, с. 113, 1910, март, с. 343. Ж. М. П., 1958, 9, с. 12. Истор. вестн., 1881, июль, с. 538-539, 1882, апрель, с. 26, 27, 28, 1895, февраль, с. 639, 1913, март, с. 988-1015. Рус. старина, 1874, январь, с. 6, 7; февраль, с. 216, 1875, август, с. 468, 1876, февраль, с. 273; октябрь, с. 305, 1878, август, с. 563, 565, 1879, март, с. 551 п/с. 1, 1883, июнь, с. 564, 1885, июль, с. 575-577, 1886, март, с. 595. Христ. чтен., 1872, апрель, с. 651, 652, 1890, январь-февраль, с. 112. Рус. архив, 1870, 4 и 5, с. 783 п/с. 4; с. 790 п/с. 2; с. 834 п/с. 2; 7, с. 1223, 1888, кн. III, с. 593 (Рассказы митр. Филарета), 1889, кн. II, с. 185 (Письма митр. Евгения Болховитянова к Анастасевичу), 1893, кн. 1-я, с. 420-421 (Из бумаг С. Д. Нечаева), 1895, кн. 2-я, 6, с. 189, 492, 1901, кн. 1-я, с. 77 (Письма Булгакова к брату), 1903, кн. 1-я, 1, с. 59; кн. 2-я, 6, с. 290, 291, 1912, 7, с. 355, 375. БЭС, т. II, с. 1578, 1676, 2108, 2364. ЭС, т. XIX-a (кн. 38), с. 478, 479.

http://drevo-info.ru/articles/11838.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕДЕОН (ПОКРОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Гедеон (Покровский) - " 1899, 46, с. 339. - " 1904, 34, с. 377. - " 1908, 34, с. 298. " Приб. к " ЦВ " 1892, 2, с. 44. - " - 1914, 16, с. 767. " Церк. Вестн. " 1891, 51-52, с. 816. - " 1904, 35, с. 1110. " Труды К. Д. А. " 1886, сентябрь-декабрь, с. 108-110. " Изв. Каз. Еп. " 1887, 16, с. 380. " Мисс. Календарь " 1907, с. 131. " Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год " , с. 350-351. " Список архиереев Иерархии Всерос. " СПб, 1896, 532, с. 80-81. Булгаков, с. 1359, 1410. БЭС т. I, стб. 519, 622. БЭЛ т. IV, стб. 160. НЭС т. XII, стб. 821. ФАМ II, 26, с. 6. Заметки и дополнения Е. М. 54. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия./Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1. Использованные материалы Бучневич В. Е., Записки о Полтаве и ее памятниках (2-е изд. исправл. и дополн.), Полтава, 1902, с. 203. Павловский И. Ф., Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители, Полтава, 1914, с. 27-28. Страница сайта Русское Православие:   Имя Герасим указано в списках выпускников Орловской семинарии, Орловские епархиальные ведомости, 1869, 15, с. 1382. Страница сайта Русское Православие, , ошибочно указывает имя Геннадий.    " Разрядный список студентов Орловской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1869 года " , Орловские епархиальные ведомости, 1869, 15, с. 1382.   См. приложение " Русские православные миссионеры в Японии нового времени " , Накамура, К., сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти томах, СПб.: Гиперион, 2004, т. I,   Записи за 20 января и 7 сентября 1885 года, Накамура, К., сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти томах, СПб.: Гиперион, 2004, т. I, Редакция текста от: 22.06.2016 16:58:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13674883.h...

Бухман Фрэнк (1878 — 1961) — американский лютеранский священник, в проповеднической деятельности делал упор на призыв к моральному очищению. В 1921 году Бухман создал в Оксфордском университете студенческое «Братство первого века», выросшее к 1938 году в международную организацию и переименованное в «Движение морального перевооружения». Ср.: «Закон ясен. Судья больше и в то же время меньше, чем человек: он меньше, чем человек, ибо у него не должно быть сердца; и он больше, чем человек, ибо в руке его меч» (Гюго В. Собр. соч. в 15-ти томах. Девяносто третий год. М., «Государственное издательство художественной литературы», 1956, т. 11, стр. 370). Уильямс Чарльз (1886 — 1945), английский писатель, поэт, литературный критик, богослов. Был одним из членов кружка «инклингов», в который входили К. С. Льюис, Дж. Р. Р. Толкин и др. Речь идет о книге «Канун Дня Всех Святых» (Уильямс Ч. Канун Дня Всех Святых. М., АСТ, 2002). Ин. 4: 6 — 26. Опубликовано в журнале: «Новый Мир» 2013, Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 31 июля, 2023 4 августа, 2021 21 марта, 2021 16 марта, 2021 15 марта, 2021 7 марта, 2020 6 января, 2020 7 октября, 2019 12 августа, 2019 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-nasilii/

по Р. X.). В десятой гл. ХХ-й книги Иосиф между прочим предлагает перечень первосвященников, бывших у евреев, начиная с Аарона и до времени взятия Иерусалимского храма Титом. Третье сочинение, Περ ρχαι τητος ουδαων κατ πωνος, (De antiquitate Judaeorum, contra Apionem), заключает две книги. В первой книге сперва указывается причина неверных сведений греков относительно еврейского народа. Потом развивается мысль о древности и благородстве происхождения евреев, в подтверждение чего приводятся свидетельства священных еврейских книг, а также свидетельства писателей египетских, вавилонских, финикийских и отчасти греческих. Во второй книге делается критическая оценка нелепых рассказов Апиона о евреях и дается характеристика его личности. Четвертое сочинение ς Μακκαβαους λγος ατοκρτορо ς λογισμο (De Maccabaeis liber) заключает одну книгу, в которой рассказывается о страдании семи братьев, матери их и учителя Елеазара. Пятое сочинение, ωσπου βος (- Fl. Iosephi Vita) – заключает одну книгу, в которой рассказывается о жизни Иосифа Флавия, в частности об участии его в великой иудейской войне. Кроме названных сочинений, в библиотеке патриарха Фотия упоминаются еще некоторые другие сочинения Иосифа Флавия, не сохранившиеся до нашего времени. Наиболее комментированным изданием сочинений Иосифа Флавия является издание Гаверкампа (1726 г., в 2-х томах), с которого были сделаны последующие издания: Рихтера (1826 г., в 6-ти том.), Диндорфа (1855 г., в 2-х т.), Беккера (1855 г., в 6-ти т.), заключающие один греческий текст, и критическое издание Низе (1886 г. в 6-ти томах), проверенное по новым рукописям. Некоторые сочинения Иосифа Флавия в 18 и 19 вв. были переведены на русский язык, как то: Antiquitates Judaicae – М. Самуиловым (в 17951799 гг.) и Генкелем (в 1900 г. при редакции «Восход»); De bello Judaico – М. Алексеевым (в 1786 г.) и Генкелем (в 1898 г.); De antiquitate Judaeorum – Израэльсоном и Генкелем (в 1898 г.) На русском языке исследование об Иосифе Флавии было напечатано в Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. С. 96. 3 О молитве 61. 4 Строматы 6, 7. 5 Слово 26, 14. 6 Н. Помяловский. Очерки бурсы. В кн.: Н. Помяловский. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы. М.: " Художественная литература " , 1988. С. 274. 7 Философия культа. - Богословские труды 7. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 344. 8 Сочинения в 5-ти томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 181-182. 9 Очерки бурсы. С. 383. 10 О ересях 101 (PG 94, 764-773). 11 Православное пастырское служение. Париж, 1957. С. 234-238. 12 Очерки бурсы. С. 273-275. 13 Педагог 3, 10. 14 Помяловский. Очерки бурсы. С. 245-246. 15 Помяловский. Очерки бурсы. С. 246. 16 О встрече. СПб, 1994. С. 176. 17 Ангелы, иночество, человечество. - Богословский сборник. Вып. II. South Canaan, 1955. С. 36-40. 18 За тридцать лет (1884-1914). - Церковно-исторический вестник 2-3, 1999. С. 218. 19 Слово 2, 73. 20 доклад на консультации православных богословских школ в Санкт-Петербургской духовной академии, 20-26 января 1999 г. Опубликован в журналах " Христианское чтение " 18, 1999; " Церковь и время " 2 (9), 1999. 21 Полностью напечатан в Вестнике РХД 177. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1998. С. 39-82. 22 Русская мысль 4248. Париж, 3 декабря 1998 г. 23 Ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 51. 24 Лк. 16:8; Ин. 12:36. 25 Обращение rabbiq, rabboyniq, didaqskale в разговорном греческом койне относилось к духовным учителям и наставникам вообще; то же следует отметить и для слов mauhtaiq, См. Theological Dictionary of the New Testament. Vol. II. Michigan, 1964. P. 154. 26 Слова Иоанна Крестителя (Мф. 3:11) имели очень конкретный смысл: Иоанн говорил о том, что он недостоин быть даже учеником Мессии. 27 Ср. Мк. 1:3 ( " Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " ); Мф. 21:8 ( " Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге " ). 28 См. Ефес. 4:11: " И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (didaskaЬloyw) " . 29

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

А. Зайцев, «А. М. Бутлеров», СПб. – «Биографический словарь профессоров Имп. СПб. Университета», т. I, СПб., 1896 (статья Н. Меншуткина). – Биография М. Л(ьвова) в словаре Брокгауза и Ефрона. – «Журнал Химического Общества», 1887 г. (речи проф. Густавсона, Зайцева и Морковникова). – Лагермарк, «А. М. Бутлеров». Харьков, 1887. – «А. М. Бутлеров» (речи проф. Зайцева, Канонникова, Мельникова и Якоби), Казань, 1887. – С. А. Венгеров, «Русские книги», т. 3. – Д. Д. Языков, «Обзор и проч.», вып. V. – «Исторический Вестник», 1886 г., октябрь. – «Записки Имп. Академии Наук», 1886 г., кн. 2, стр. 73–74. – В. В. Григорьев, «Имп. СПб. Университет и проч.», СПб., 1870. – «Обед в честь проф. А. М. Бутлерова» («Казанские Губ. Ведомости», 1868 г., 98). – «Записка об ученых трудах А. М. Бутлерова» («Протоколы заседаний совета СПб. Университета», 1875 г., 12, стр. 48–49). – С. А. Венгеров, «Источники словаря русских писателей», т. I. – Богданов, «Материалы», ч. III. – А. М. Бутлеров, «Статьи по медиумизму». С воспоминанием об А. М. Бутлерове Н. П. Вагнера, СПб., 1889. – «Журнал Мин. Народного Просвещения», 1868 г., 7. – «Спиритизм под бронею строгой науки» («Биржевые Ведомости», 1875 г., 342). – А. С. Шкляревский, «Критики того берега», в «Русском Вестнике», 1876 г., 1 и 3. – «Всемирная Иллюстрация», 1879 г., 567. – А. В. Г., «Четвертое измерение и спиритизм» («Вестник Европы», 1879 г., 1). – «Русская Мысль», 1886 г., 9, стр. 205–208. – «Русское Богатство», 1886 г., 8, стр. 169. – «Журнал Мин. Народного Просвещения», 1886 г., 9, стр. 17–18. – «Записки Имп. Русского Технического Общ.», 1886 г., 10, стр. 1–4. – «Труды Имп. Вольно-Экономического Общ.», 1886 г., 8, стр. 1–4. – «Записки Новгородского Общ. Пчеловодства», 1886 г., вып. II. – «Новь», 1886 г., 20, Мозаика, стр. 466 и 476. – «Ребус», 1886 г., 33, 35, 38, 39, 46. – «Вестник опытной физики и элементарной математики», 1886 г., 2. – «Русский Пчеловодный Листок», 1886 г., 10. – «Правительственный Вестник», 1886 г., 183. – «Волжский Вестник», 1886 г., 170 и 171. – «Нива», 1886 г., 37. – «Моск. Ведомости», 1886 г., 218 и 237. – «Новое Время», 1886 г., 3759. – «Живописное Обозрение», 1886 г., 34. – «Родник», 1886 г., 9 (ст. А. Альмедингена). – «Север», 1888 г., 46 и 47. – В. Назарьев, «Жизнь и люди былого времени», в «Историческом Вестнике», 1890 г., 11. – К. А. Тимирязев, «Праздник русской науки» («Русская Мысль», 1894 г., 1). – «СПб. Ведомости», 1898 г., 204 и 227. – Ю. Б. Иверсен, «Медали и проч.». – В. Михневич, «Ваши знакомые». – «История Имп. Русского Географического Общ.». – Большая Энциклопедия, энциклопедические словари: Березина, Толля и др. – И. А. Якобий, «Участие А. М. Бутлерова в делах местного земства», Казань, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Немалое количество книг было приобретено для библиотеки за деньги: так в 1772 году Платон купил в академии наук для семинарской библиотеки книг на 244 р., в числе их были: Orosii adversus paganos libri VII; Gratiani canones; Leibnitii Theodicaea; histoire générale de l’Amérique, par Touron 14 томов; Буало сочинения в 8 томах; Корнеля в 6 томах; 0леария voyages faits en Moscovie, Tartarie et Perse (цена 15 p.); oeuvres de Montesqvieu et Voltaire др. В том же году куплено книг у г. Наумова на 28 руб.; между ними были: Calvini opera in9 volum. Nouvelle bibliothque des auteurs ecclesiastiques par Dupin in 9 volum.; Melanchtoni opera in 4 volum. и друг. В 1774 году в московском университете и у переплетчика Ридигера куплено книг на 133 р.; между ними числятся: географический лексикон Российского государства; история Российская Татищева; записки Сюлли в 3 томах; повседневные дворцовые записки; опыт Российской географии 9 томов; но между книгами приобретено много и пустых, наприм. забавные, печальные и любовные истории для увеселения женского пола; Флорикурт развращенный; истолкование снов и др. Пересмотрев реестр купленных кпиг (по выбору префекта М. И. Ильинск ого), Платон дал резолюцию: «стараться впредь покупать такие книги, которые бы содержали в себе материю нужную, или полезную, а не пустую и ветренную». В 1776 году куплено много учебных книг именно риторики, пиитических правил 50 экз., trac» tatus Zemicaw и др. В 1802 г. за 131 рубль приобретены книги (34 названы) из библотеки умершего архимандрита Голутвина монастыря Варлаама; из них можно указать на Bernardi opera в 6 томах, Schu- berti institutions Theologiae polemicae в 4 томах, Римской истории Ролленя 16 томов, его же древней истории 10 томов. В 1803 году куплены для семинарии книги, оставшиеся после архимандрита воскресенского монастыря Иеронима: при выборе книг замечательно то обстоятельство, что Платон приказал прежде начальству Троицкой семинарии отобрать лучшие книги для своей библиотеки, а потом уже приобретать остальные предоставил московской академии и вифанской семинарии. Троицкая семинария купила книг 221 том за 202 р. Из них замечательны: Martini de antiquis Ecclesiae ritibus в 2 томах, Schcuchzeri physica sacra в 2 томах, Martii historia naturalus в 10 томах, Lilienthal commentaries в 9 томах, illustrissima bibliotheca concionatoria, проповеди Цоликопфера на немецком в 7 томах, проповеди Штурма на нем. в 5 томах, сочинения Мосгейма, Дедерлейна, Штокгаузена и др., discours historiques, critiques, theologiques et moraux par Saurin в 11 томах, sermons par Durand в 7 томах, sermons par Flechier в 5 томах и др. Сумма на покупку книг была отделяема из экономических остатков, и усиливаема повременными пожертвованиями. Сам Платон не раз из своих сумм уделял на приобретение книг; были опыты пожертвования и от сторонних лиц: так в 1800 году сенатор И. В. Лопухин пожертвовал 100 руб. собственно на библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Разум писателя остановил движения его души, что в итоге привело к трагическому ощущению нереальности собственной жизни: «Когда я оглядываюсь на свою жизнь с ее успехами и срывами, ее бесчисленными ошибками, ее обманами и свершениями, радостями и горестями, она кажется мне до странности нереальной. Она призрачна и невещественна. Может быть, мое сердце, нигде не найдя покоя, глубоко затаило древнюю жажду Бога и бессмертия, с которой мой разум не желал считаться» . Уильям Сомерсет Моэм так и не прошел сквозь стену, толщиной в листок папиросной бумаги, отделявшую его от веры – ведь для его материалистического сознания она была также непроницаема, как была бы кирпичная. Но в своих книгах он запечатлел искренний духовный поиск истины и добра, занявший у него не одно десятилетие. Поэтому его книги, которые сложно назвать светлыми и добрыми, но можно назвать честными, и не оставляли равнодушными миллионы читателей. Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 432-433 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 390 Океанский В.П. Средние века продолжаются//На пути к гражданскому обществу. Научный журнал. 2013. 3-4(11-12). С. 76 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 519-520 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 520-521 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 531 Моэм У.С. Острие бритвы//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М., 1985. С. 214 Моэм У.С. Острие бритвы//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М., 1985. С. 227 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 383 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 532 Моэм У.С. Подводя итоги//У.С. Моэм. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. М., 1984. С. 554-555

http://bogoslov.ru/article/4073910

(Продолжение следует) Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 11.34.00219а1 " И.А.Гончаров и его окружение. Словарь.справочник " . Примечания: Булгаков В. Лев Толстой в последний год его жизни. 1920. С. 5. См.: Мельник В. И. Гончаров и Православие. М., 2008. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. М., 1950. С. 394. Там же. С. 395. Гейро Л. С. «Сообразно времени и обстоятельствам...» (творческая история романа «Обрыв»)//Литературное наследство. Т. 102. М., 2000. С. 100. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Л., 1972-1988. Т. 25. С. 41-42. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 76. Литературный архив. Материалы по истории литературы и общественного движения. В 6-ти томах. М.-Л., 1938-1961. Т. 6. С. 305. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Л., 1972-1988. Т. 28. Кн. 1. С. 120. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Л., 1972-1988. Т. 28. Кн. 1. С. 120. См.: Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Т. 1. С. 131. Кстати сказать, составители «Описания библиотеки И. А. Гончарова» (Ульяновск, 1987), а также А. Д. Алексеев, автор «Летописи жизни и творчества И. А. Гончарова» не отметили факт посылки «Бедных людей» в Карамзинскую библиотеку. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х томах. М., 1964. Т. 1. С. 163. Литературное наследство. Т. 102. М., 2000. С. 195. Арест состоялся 23 апреля (Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Т. 1. С. 160). Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Л., 1972-1988. Т. 28. Кн. 1. С. 244. Литературный архив. Материалы по истории литературы и общественного движения. В 6-ти томах. М.-Л., 1938-1961. Т. 6. С. 256-257. Здесь у Достоевского сразу наметились общие очертания оценки Гончарова: с одной стороны, это писатель «без идей», с другой - «блестящий талант». Сведений о том, что Гончаров приступил к цензурованию журнала нет, но, во всяком случае, 4 ноября 1858 года Санкт-Петербургский цензурный комитет известил М. М. Достоевского о разрешении ему издавать журнал «Время» и препровождает при этом «Билет» на предоставление корректурных листов цензору И. А. Гончарову (Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Т. 1. С. 252).

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/14/...

Наконец, в той же главе в «Новом времени» и в издании 1880 (1886) года опущены два отрывка в конце главы, характеризующие евангелие, впервые прочитанное Шерамуром, — «почеркать бы надо по местам» и т. д. В главе одиннадцатой по цензурным соображениям снято в «Новом времени», но появилось в издании 1880 (1886) года место о молитве графини с упоминанием Христа. В главе тринадцатой отсутствует, но появился в издании 1880 (1886) года ответ Шерамура о том, что уйти из России в сложившейся для него обстановке все же было безопаснее. В главе пятнадцатой нет в «Новом времени», но есть в издании 1880 (1886) года слова Шерамура, соглашающегося возвратиться в Россию: «там пищеварение лучше». В той же главе и в газете и в издании 1880 (1886) года имя Герцена заменено «Г-ну, Г-н». В главе шестнадцатой — «русский консерватор» (так в изданиях 1880 (1886) и 1889 г.); в газете — «ярый легитимист». Из других вариантов стоит отметить, что ни в «Новом времени», ни в издании 1880 (1886) года нет имени директора С.-Петербургского Технологического института Н. А. Ермакова (глава 8). Эпизод с «неприличным» заглавием — «Попэнджой» (глава 17) впервые появился в издании 1889 года. В «Новом времени» и в издании 1880 (1886) года он заменен словом «Лепесток…» (курсив Лескова. — С. Р.) «Да-с; вот то-то и есть, а я именно утверждаю, что она сказала: «я пойду потрясти мой лепесток…» Я, разумеется, сейчас и ушел». В главе десятой, в конце, к словам «ничего не понимаете» сделана сноска, отсутствующая и в издании 1880 (1886) года и в издании 1889 года. Она важна тем, что подтверждает предположение, будто в основе повести лежит какой-то близкий к действительности эпизод, который Лесков (Nemo повести) мог наблюдать в Париже в 1875 году. «Так как это не выдумка (курсив Лескова. — С. Р.), то можно предполагать, что профессор, который выругал Шерамура и воздерживал его от поездки к графине, едва ли не был покойный Зарянко» (известный художник-портретист, 1818–1870). В главе двадцать первой в «Новом времени» нет выпадов против Аксакова и Кокорева: они впервые появились в издании 1880 (1886) года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010